ДИНАМИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.23670/IRJ.2017.65.056
Выпуск: № 11 (65), 2017
Опубликована:
2017/11/18
PDF

Шмырева О. И.

Кандидат психологических наук, доцент, Воронежский государственный университет инженерных технологий

ДИНАМИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Аннотация

В статье рассмотрены динамические элементы эмоционального развития. Эмоциональное развитие протекает поэтапно, эмоция имеет источник движения. Показан стадиальный процесс усложнения и совершенствования эмоциональных форм и содержания. К динамическим элементам эмоционального развития относятся его процессуальные характеристики: движущая сила, детерминированность эмоционального развития, поэтапное течение, стадиальность эмоционального развития, последовательность и взаимное дополнение эмоций, усложнение и совершенствование эмоциональных форм и содержания. Сущность эмоционального развития представлена в динамике.

Ключевые слова: эмоциональное развитие, динамические элементы, процессуальные характеристики.

Shmyreva O. I.

PhD in Psychology, Assistant Professor, Voronezh State University of Engineering Technologies

DYNAMIC ELEMENTS OF EMOTIONAL DEVELOPMENT

Abstract

Dynamic elements of emotional development are considered in the article. Emotional development proceeds in stages; emotion has a source of movement. The stage process of complication and improvement of emotional forms and content is shown. Dynamic elements of emotional development include its procedural characteristics: Driving force, determinism of emotional development, gradual flow, stage of emotional development, sequence and mutual complement of emotions, complication and improvement of emotional forms and content. The essence of emotional development is presented in dynamics.

Keywords: emotional development, dynamic elements, procedural characteristics.

Эмоциональное развитие человека, его потенциал привлекают внимание ученых на фоне повышения требований к личности, ее адаптивным свойствам в стремительно меняющемся мире. Динамика личности как проекция динамики мира представляет особо актуальную задачу для исследования. Знание динамических характеристик эмоциональности позволит создавать условия для полноценного формирования и развития личности с опорой на теоретическую базу. Значение эмоциональной сферы в структуре личности сложно переоценить – это одновременно ресурс и элемент психического, присутствующий, приводящий в движение и проникающий в другие аспекты не только психики, но и физического тела, социальных и духовных явлений, выходящий за пределы границ личности, широко распространяющийся в ходе общения, взаимодействия и взаимовлияния различных людей.

Известно, что по своему характеру эмоции динамичны, их изменчивость и процессуальные свойства обусловливаются биологическими, психическими, социальными факторами. Для полноценной эмоциональной и социальной жизни личности необходимо изучить динамические элементы эмоционального развития. Разноплановое влияние эмоциональных переживаний сказывается на жизни человека как личности. Являясь одним из аспектов психического, эмоциональное развитие характеризуется многогранностью и, как сложный феномен, необходимо для биологического выживания, социального взаимодействия и духовного становления.

Источником движения, лежащим в основе любого эмоционального явления, служит эмоциогенная ситуация, связанная со многими аспектами жизнедеятельности человека.

Пусковым механизмом в возникновении эмоций или эмоциогенной ситуации в зависимости от выработанных адаптивных возможностей индивида является мотивация, проявленная в избытке. В литературе отмечается невозможность выделения единой универсальной эмоциогенной ситуации. На переживание влияет отношение, возникающее между мотивацией и возможностями субъекта [6], физиологическими признаками эмоции являются изменение активности и гипертонус мышц. Признаки последнего – трансформация не израсходованной или заблокированной энергии в спазмы или движения, в виде замирания, смеха, слез, спонтанных или хаотичных действий. Закрепление эмоциогенной ситуации в памяти приводит к неосознаваемой оценке ее значимости, что типично для безусловного рефлекса, и вызывает впоследствии те или иные определенные эмоциональные реакции. Биологическое выживание индивида и функционирование личности в социуме зависят от отношения мотивации и возможностей субъекта, которое создает предпосылки возникновения эмоциогенной ситуации, вызывая различные эмоциональные реакции. Из данного положения можно сделать вывод о движущей силе эмоционального развития – эмоциогенной ситуации, характеризующей процесс, его динамический элемент.

Детерминанты и активация эмоций изучены К.Е. Изардом. Причины эмоций К.Е. Изард [2] объясняет типичными взаимоотношениями субъекта и окружающей среды и типичными индивидуальными процессами, влияющими на активацию нейронов при переживании эмоции, возможны два типа. При первом типе характерно то, что взаимоотношения субъекта с окружающей средой, которые потенциально способны вызвать эмоцию, зависят от последующего за стимуляцией восприятия, производного от избирательной активности рецептора и функционирования анализатора. Восприятие окружающего преимущественно возникает как ориентировочный рефлекс, воспринимающая система характеризуется активностью и спонтанностью восприятия. Второй тип представляет индивидуальные процессы, потенциально вызывающие эмоции. К последним К.Е. Изард относит активную или испытанную память; воображение; образное и предвосхищающее мышление; проприоцептивные импульсы от пантомимической или другой двигательной активности; эндокринную деятельность, влияющую на нервный или мышечный механизмы эмоций.

В психодинамическом подходе к эмоциональному развитию опорными положениями стали исследования эмоциональной экспрессии и ассоциативно связанных с ней нейроэндокринных, периферических, центральных процессов нервной системы, а также – изучение когнитивных, поведенческих и лингвистических параметров аффектов. В психодинамической трактовке субъективное значение эмоций для внутренней психики и эмоциональные явления не есть результат нейронной активации и мобилизации мышц.

В экзистенциальном подходе к эмоциональному развитию сделаны попытки объяснить возникновение и эмоциональную динамику как зависимых от доминирующего чувства, параллельного базовой ценности индивида. Базовое отношение человека к жизни связывается с переживаемым и воспринимаемым в данный момент времени, далее поэтапно воспринимается ценность [5]. Ценностное восприятие на первом этапе зависит от близости человека к воспринимаемому объекту на фоне непосредственного переживания, постижение свойств данного объекта, равно как и его пригодность для жизни, ценность для личности связываются со спецификой реальности и конкретным интервалом времени. В текущем временном промежутке воспринятое недавно еще не успевает разместиться в личностном образе реальности, поскольку не имеется достаточных связей между аспектами, устанавливающих дистанцию и интеграцию. Второй этап характеризуется интеграцией первичной эмоциональности в индивидуальную, что ощущается как эмоциональная целостность – оценка необходимого и желательного в перспективе. Рациональная и эмоциональная составляющие становятся свойственными новой позиции относительно ценности. Эмоция в основе позиции является интегративной по характеру и способствует критичной оценке в восприятии иных ценностей, оппозиционных относительно спонтанно воспринятой ценности. Оформление итоговой позиции происходит с помощью чувственного восприятия ценностей.

А. Лэнгле было показано, что первичные, спонтанно возникающие эмоции привлекают личность к имманентному отражению объекта и дают способность ситуативного переживания. Впечатление вызывает непосредственный ответ организма или реакцию, стремление к восстановлению первоначальной формы или своеобразной точки отсчета, проявляясь в виде первого внутреннего движения, что предшествует эмоции, ответной реакции или поведению. Когда подобная аффицированность вызывает глубокое впечатление, то становится возможным возникновение первичной эмоции. Первоначальная грубая оценка на этом этапе проявляется в соответствии с характерной для индивида классификационной системой событий и явлений. Тем самым, первичное переживание способствует слабой структурированности восприятия ценности.

При стечении как субъективных, так и объективных факторов, в совокупном действии приводящих к появлению переживания, у человека формируется основа для возникновения первичных эмоций, которые вмещают значительную по объему информацию. Впоследствии структура личности отражает предрасположенность к спонтанному эмоциональному реагированию, предшествующие впечатления, их содержание и субъективный личностный смысл полученной таким путем информации – данные фрагменты сливаются в целостное впечатление, в единую основу переживаний [5]. Экзистенциальный психический слой чувствований способствует маркировке значений и пристрастному отношению, трансформируя эмоции в значимые смысловые структуры.

Стадиальность эмоциональных явлений, динамика элементов и трансформация эмоциональных форм прослеживаются в работе И.П. Воропаевой: «Индивидуальная система эмоциональных значений развивается в онтогенезе от эмоционального тона ощущений к сенсорным эталонам, далее к эмоциональной окраске образов восприятия и эмоционально насыщенной форме обобщения – личностному смыслу. Эта сторона смыслотворчества связана со сферой эмоций и чувств» [1, С. 208]. Понимание непосредственной взаимосвязи эмоций и речи символически отражается в языковых системах различных культур – непременном условии полноценного эмоционального функционирования [3].

Семиотический или знаковый подход к эмоциональному развитию описывает формирование механизмов эмоционального реагирования в детском возрасте, проявляемое в дифференцировании и последовательном усложнении эмоций [1] и позволяет наглядно проследить динамические характеристики процесса развития эмоций. К генетически обусловленным свойствам мимики и телесной экспрессии в младенчестве постепенно добавляются приобретенные черты. Проявление отрицательных по знаку эмоций первоначально выступает реакцией в ходе жизнедеятельности организма. В младенческом возрасте эмоциональные реакции недовольства часто сопровождаются криком и повышение тонуса мышц новорожденного. Другая форма – положительное эмоциональное состояние – сигнализирует об удовольствии и удовлетворении, в первую очередь, физиологических потребностей, расслабленности и успокоении, а в конце первого месяца жизни появляется социальная улыбка в процессе эмоционального общения с близкими людьми, отличная от эндогенной улыбки, возникающей в результате достижения физиологического комфорта. Доминирование неудовольствия (иногда – в форме плача) и удовлетворения (в форме улыбки) характерно для первого триместра жизни ребенка. Мимическое сопровождение эмоций имеет тенденцию к фиксированию. Сочетание мимики и телесной экспрессии выражает напряженность ребенка, сигнализирует, предупреждает о его готовности к определенным эмоциональным проявлениям.

В ходе дальнейшего развития, как было показано А. Лэнгле [5], эмоции и их реактивная аффектация как форма первичной вовлеченности, предшествуют возникновению усложняющегося волнения, проявляемого в виде волевого напряжения и становления системы мотивации. Это позволяет проследить усложнение и стадиальное протекание, совершенствование эмоций, динамику содержания эмоциональных явлений, их сменяемость. Следовательно, имеются движущая сила в возникновении эмоций и причинность, взаимосвязь различных эмоциональных форм, последовательное течение и взаимное проникновение смысловых и содержательных фрагментов в ходе эмоциональной жизни личности.

Присутствие эмоций было зафиксировано на всех этапах психического отражения [4], от эмоционального тона ощущений до аффективно-эмоциональной окраски образов восприятия и предметных чувств, они одновременно фиксируют и трансформируют образный характер чувственного отражения. Эмоционально-чувственный образ, возникающий в результате отражения эмоциональных переживаний и эмоциональных представлений, является идеальным эмоциональным образованием. Он отражает внешнюю составляющую реальности, репрезентирующую ценность и смысл для субъекта тех или иных предметов и явлений, в свою очередь, интероцептивные элементы эмоциональных образов отражают внутреннюю субъективную динамику имеющихся и трансформирующихся значений текущих событий.

В любом возрастном периоде при возникновении специфической знаковой ситуации постепенно усложняются сопутствующие механизмы эмоциональных реакций. На последующих этапах производятся дифференцирование и схематизация эмоциональных обобщений, свойственные в соответствии с возрастом и уровнем развития личности.

В ходе анализа психофизиологического, психодинамического, собственно психологического, экзистенциального, социокультурного, семиотического подходов к эмоциональному развитию были прослежены онтогенетические аспекты движения эмоциональных явлений, имеющие следующий порядок: эмоциональные реакции – эмоциональные состояния – эмоциональные свойства личности – эмоциональные отношения.

При рассмотрении динамических элементов эмоционального развития, были выявлены поэтапное течение и смена эмоций, способность эмоции выступать в качестве движущей силы эмоциональных явлений. Очевидно, процессуальные характеристики усложняют эмоциональное развитие личности как систему, обогащают его содержание, наделяя динамические элементы дифференцированными и индивидуальными свойствами [7], [8], [9], [10].

Таким образом, можно заключить, что эмоциональному развитию свойственна совокупность связанности, взаимодействия, взаимообусловленности характеристик процесса, основанием последних служат физиологические механизмы эмоций, нейронная и мышечная активность, трансформация первичных реакций в усложняющиеся интегративные образования, далее в памяти фиксируется готовность к определенному реагированию на знакомые стимулы и события. К динамическим элементам эмоционального развития следует отнести характеристики процесса: движущую силу, детерминированность, поэтапное и стадиальное протекание эмоций, последовательное и взаимное дополнение эмоций, усложнение и совершенствование эмоциональных форм и содержания. Динамика в структуре и функциях эмоций отражает их текучий характер. Сущность эмоционального развития представлена в динамике. Многомерность эмоциональных явлений позволяет учитывать и использовать их потенциал в решении многих практических задач.

Список литературы / References

  1. Воропаева И.П. Эмоции и педагогический потенциал семиотики / И.П. Воропаева // Мир психологии. 2002. № 4 (32). С. 203 – 209.
  2. Изард К.Е. Психология эмоций / К.Е. Изард. СПб.: Питер, 2007. 464 с.
  3. Колотаев В.А. Проблема связи эмоциональности и языка культуры (по материалам фильма Ханеке «Пианистка») / В.А. Колотаев // Мир психологии. 2002. № 4 (32). С. 171 – 178.
  4. Леонтьев А.Н. О механизме чувственного отражения // Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев. 2-е изд. М., 1981. С. 161 – 192.
  5. Лэнгле А. Эмоции и экзистенция / А. Лэнгле / М.: Изд-во Гуманитарный центр, 2007. 332 с.
  6. Психология подростка: учебник / Под ред. А.А. Реана. СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2007. 480 с.
  7. Шмырева О.И. Процессуальность эмоционального развития // Materials of the X International scientific and practical conference, «Scientific horizons», 2014. Volume 6. Psychology and sociology. Pedagogical science. Sheffield. Science and education. Pp. 20 – 22.
  8. Шмырева О.И. Сущность эмоционального развития личности в подростковом возрасте / О.И. Шмырева // Мир психологии. 2013. № 3 (75). С. 254 – 266.
  9. Шмырева О.И. Эмоциональное развитие как динамический процесс / О.И. Шмырева // Инновации в науке / Материалы XXXIX Междунар. науч.-практ. конф. № 11(36). Новосибирск: Изд. «СибАК», 2014. С. 169 – 175.
  10. Shmyreva O. Emotional development as a movement: procedural characteristics // Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. № 5 (9-10), Vienna, 2014. Pp. 176 – 179.

Список литературы на английском языке / References in English

  1. Voropaeva I.P. Jemocii i pedagogicheskij potencial semiotiki [Emotions and pedagogical potential of semiotics] / I.P. Voropaeva // Mir psihologii [World of Psychology]. 2002. № 4 (32). Pp. 203 – 209. [in Russian]
  2. Izard K.E. Psihologija jemocij [Psychology of emotions] / K.E. Izard. SPb.: Piter, 2007. 464 p. [in Russian]
  3. Kolotaev V.A. Problema svjazi jemocional'nosti i jazyka kul'tury (po materialam fil'ma Haneke «Pianistka») [The problem of the connection between emotionality and the language of culture (based on the materials of Haneke's film The Pianist)] / V.A. Kolotaev // Mir psihologii [World of Psychology]. 2002. № 4 (32). Pp. 171 – 178. [in Russian]
  4. Leontiev A.N. O mehanizme chuvstvennogo otrazhenija [On the mechanism of sensory reflection] // Problemy razvitija psihiki [Problems of development of the psyche] / A.N. Leontiev. 2nd Edition. M., 1981. Pp. 161 – 192. [in Russian]
  5. Langle A. Jemocii i jekzistencija [Emotions and Existence] / A. Ljengle / M.: Izd-vo Gumanitarnyj centr, 2007. 332 p. [in Russian]
  6. Psihologija podrostka: uchebnik [Psychology of a teenager: a textbook] / Edited by A.A. Reana. SPb.: PRAJM-EVROZNAK, 2007. 480 p. [in Russian]
  7. Shmyreva O. I. Processual'nost' jemocional'nogo razvitija [Processuality of emotional development] // Materials of the X International scientific and practical conference, «Scientific horizons», 2014. Volume 6. Psychology and sociology. Pedagogical science. Sheffield. Science and education. Pp. 20 – 22.
  8. Shmyreva O. I. Sushhnost' jemocional'nogo razvitija lichnosti v podrostkovom vozraste [The essence of the emotional development of the personality in adolescence] / O.I. Shmyreva // Mir psihologii [World of Psychology]. 2013. № 3 (75). Pp. 254 – 266. [in Russian]
  9. Shmyreva O. I. Jemocional'noe razvitie kak dinamicheskij process [Emotional development as a dynamic process] / O.I. Shmyreva // Innovacii v nauke / Materialy XXXIX Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. № 11(36) [Innovations in Science / Materials. XXXIX Intern. scientific-practical. conf. № 11(36)]. Novosibirsk: Izd. «SibAK», 2014. Pp. 169 – 175. [in Russian]
  10. Shmyreva O. Emotional development as a movement: procedural characteristics // Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. № 5 (9-10), Vienna, 2014. Pp. 176 – 179.