ТРАНСФОРМАЦИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ ВЕНГРИИ: НАЦИОНАЛИЗМ ИЛИ РАЦИОНАЛИЗМ?

Научная статья
Выпуск: № 6 (37), 2015
Опубликована:
2015/07/15
PDF

Мусина Р.И.

Кандидат политических наук, Московский педагогический государственный университет

ТРАНСФОРМАЦИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ ВЕНГРИИ: НАЦИОНАЛИЗМ ИЛИ РАЦИОНАЛИЗМ?

Аннотация

Статья посвящена проблеме трансформации внешнеполитических ориентаций правительства Виктора Орбана в последнее десятилетие. Нарастание кризисных явлений приводит не только к разочарованию в либеральных европейских ценностях, но и к достаточно резкой смене внешнеполитического курса – к сближению с Россией. Попытки Венгрии соблюдать национальные интересы в рамках Евросоюза в настоящее время вызывают резкие оценки, в том числе, в национализме и авторитаризме. В статье рассматриваются возможные причины данной трансформации и реакция венгерского общества на происходящие в Венгрии процессы.

Ключевые слова: евроатлантическая интеграция, внешнеполитические ориентиры, национализм, авторитаризм, национальные интересы.

Musina R.I.

PhD in Political Sciences, Moscow State Pedagogical University

TRANSFORMATION OF HUNGARY’S FOREIGN POLICY: NATIONALISM OR RATIONALISM?

Abstract

The article is devoted to the problem of the transformation of the Victor Orban's external political orientation during the previous decade. The increase of crisis phenomena leads not only to frustration in the liberal European values but also to the quite sharp change of the political course to the convergence with Russia. The attempts of Hungary to maintain national interests within the EU now provoke the steep evaluation such as accusation of nationalism and authoritarianism. The article observes the potential causes of such transformation and the reaction of the Hungarian society on the processes taking place in Hungary.

Key words: Euro-Atlantic integration, foreign-policy landmarks, nationalism, authoritarianism, national interests.

События, произошедшие в Украине, и все, что связано с их последствиями, кардинально изменили ситуацию в Европе и в мире в целом. Меняются привычные связи, приоритеты, партнерские отношения. Но эти события высветили не только проблемы во взаимоотношениях России с ее западными партнерами, но и вскрыли глубину противоречий внутри Евросоюза. Все устойчивее выглядят позиции евроскептиков не только в таких странах, как Греция, Испания или Венгрия, но и в Германии и во Франции. Сохранение взвешенных отношений с Россией зачастую становится поводом для обвинений, в том числе, в национализме, как это происходит с Венгрией. Так, на саммите «Восточное партнёрство» в Риге председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер при встрече с премьер-министром Венгрии Виктором Орбаном назвал его диктатором и наградил пощёчиной: сначала, увидев приближающегося Орбана, Юнкер заметил: «Диктатор идёт», а затем шутливо приветствовал: «Привет, диктатор!», - легко ударив его по щеке [7]. В то же время, в начале 90-х гг. именно Виктор Орбан был одним из основных идеологов и инициаторов вступления Венгрии в НАТО и Евросоюз. С чем связано такое радикальное изменение внешнеполитической ориентации?

Венгрия в своей истории переживала различные периоды – от Великой Венгрии Арпадов и Матяша Корвина до периферии Османской Порты и Австрийской империи Габсбургов. Но память о великой истории принимала противоречивые формы от патриотического движения 1848 года во главе с Ш. Петёфи и Л. Кошутом до реваншистской диктатуры регента Хорти… Но характерным для Венгрии оставалось стремление сохранять самостоятельность: в суждениях, идеях, внешней политике. Даже в рамках социалистического содружества Венгрия пыталась сохранять свое видение, считаясь «самым веселым бараком» в соцлагере.

Характерное для конца 80-х – начала 90-х гг. изменение политической системы в сторону демократической трансформации сопровождается изменением внешнеполитических ориентиров и приоритетов. В 1988 году Венгрия устанавливает дипломатические связи с Европейским сообществом, заключает соглашение о торговом и экономическом сотрудничестве.  Йожеф Анталл, премьер-министр первого правительства новой Венгрии, в качестве основных приоритетов внешней политики определяет три: евроатлантическая интеграция, добрососедская политика, обеспечивающая стабильность в регионе, национальная политика, включающая поддержку венгров, живущих за пределами этнической родины, Уже в 1990 году наряду с Польшей Венгрия включаются в программу «PHARE», целью которой декларировалась помощь в проведении общественно-экономических реформ и подготовке к ассоциации. Программа предусматривала выделение 100 млн евро ежегодно [5.2]. Однако, уже в 2000 году на ближайшую перспективу до 2006 года программа сводится к оказанию экспертной поддержки [4.2]. В 1994 году вступает в силу соглашение об ассоциации с Евросоюзом, а в 2004 году Венгрия становится полноправным членом ЕС.

Еще одним важным направлением внешней политики Венгрии этого периода становится евроатантическая интеграция. Европейские и евроаталантические организации – ОБСЕ, Евросоюз, НАТО, Западноевропейский Союз и ОЭСР  рассматриваются как составные элементы единой системы, взаимно дополняющие и усиливающие друг друга. Намерение присоединиться к НАТО не только нарушало американо-советские соглашения, но и вызывало настороженность венгерского общества. Правительство объясняло необходимость такого шага тем, что Североатлантический договор обеспечивает твердую основу для трансатлантических связей, прежде всего, с США, а присоединение к нему Венгрии упрочит ее место в сообществе европейских демократических наций.

Реализация обширной программы интеграции потребовала концептуального формирования общественно мнения, подготовки общества к присоединению. Для венгерского общества главной заслугой евроинтеграции виделась возможность ездить без виз по Европе, как и сегодня в видении украинского общества. Однако уже через несколько лет существования в рамках ЕС эйфория сменилась нарастающей тревогой и нарастанием националистических настроений. Становится очевидным, что Евросоюз не только не способен придать новый импульс социально-экономическому развитию, но и в чем-то лишает восточноевропейские государства завоеваний социалистической эпохи, в том числе, привычных рынков сбыта. От новых членов Евросоюза требовали фактически отказаться от национально ориентированной экономики, торговой и внешнеполитической самостоятельности, культурно-национальных традиций. А в связи с мировым кризисом прибавились требования жесткой экономии  ради спасения «слабых звеньев» сообщества. В этих условиях, на волне евроскептицизма, многие политики в странах Центральной и Восточной Европы стали предпринимать попытки использовать некоторые аспекты социально-экономического курса, проводимого в Юго-Восточной Азии, Латинской Америке. Не способствуют популярности Брюсселя и многочисленные попытки вмешиваться во внутренние дела, например, в ситуации с Венгерским национальным банком (MNB) или с участием Венгрии в проектах «NABUCCO» и «Южный поток».

В 2004 году ситуация начинает меняться. По мнению Ласло Ленделла: «В период после атлантического кризиса 2002— 2003 годов политику Центральной Европы вообще и Венгрии в частности определяют четыре основ­ных фактора. Во-первых, это доктрина Буша и неодно­значная европейская реакция на нее в 2002—2003 годах. Во-вторых, «цветные революции» … и новый подъем Рос­сии. В-третьих, феномен Ангелы Меркель, изменения в европейской (главным образом, немецкой) политике, по­пытка достижения равновесия в 2006—2007 годах. И, на­конец, четвертый фактор (имевший место одновременно с предыдущим) — происшедшее под влиянием победы де­мократов в Конгрессе смещение акцентов во внешней по­литике и политике безопасности США, провал неокон­серваторов, возникновение курса «реальной» политики, связанной с именами Раис, Гейтса и Полсона [3.171]. В результате Венгрия согласилась на свое присутствие в Афганистане, но правительство ясно дало понять лидерам НАТО, что Венгрия не будет увеличивать свой военный бюджет, основной акцент сделав на преодолении гражданского кризиса. Цветные революции, в свою очередь, показали, что США не склонно вносить серьезные инвестиции в экономическую и политическую инфраструктуру, лишь расшатывая ситуацию на постсоветском пространстве.  В то же время, Германия и Франция в лице Шредера и Ширака обратились к курсу русской политики, связанной с именами Брандта, Шмидта и де Голля, при этом этот выбор не склонны были согласовывать с США и Евросоюзом.

Венгерская внешняя политика, как и политика остальных Центрально-европейских стран, испытывала сложности в понимании акцентов американской, европейской и российской политики, больше внимания уделяя внутренним проблемам. В целом, внешняя политика Центрально-европейских стран остается несогласованной, причем нет единства и в принятии своих стратегических решений.

По оценке Ласло Ленделла: «Внешняя политика Венгрии страдает одновременно от двух факторов: ей не хватает, во-первых, широкой внутри­политической поддержки и, во-вторых, согласованности отдельных направлений».  Особенно осложнилась си­туация, когда выяснилось, что Венгрия тоже стала ареной американско-европейско-российской борьбы за рынки, прежде всего споров за доступ к энергоресурсам. Прави­тельство Дюрчаня, следуя прежней европейской — в пер­вую очередь немецкой — тактике особого пути, попы­талось выстроить свои, особые отношения с Россией. Ставкой хороших отношений с венгерской стороны дол­жны были бы стать такие вещи, как надежность поставок энергоресурсов и их более низкая цена, а также прохожде­ние через Венгрию нового трубопровода и строительство в Венгрии газохранилища. С русской же стороны — воз­можности для проникновения русского капитала через Венгрию на Западные Балканы. Если бы осенью 2006 года удалось подписать соглашение, Венгрия успешно сбалан­сировала бы свои новые связи. Подписать соглашение не удалось.».[3.207] Такая декларация своих намерений не могла не вызвать ответа. Усиливается давление США из-за энергетических связей с Россией.

После победы на парламентских выборах 2010 года со значительным перевесом партии ФИДЕС, ее лидер Виктор Орбан предложил курс на восстановление национального суверенитета Венгрии, в первую очередь, независимости от Брюсселя и от МВФ. Прежний курс страны был назван «скармливанием страны иностранным инвесторам».  Вместе с Великобританией, Швецией и Чехией в начале 2012 года  Будапешт отказался подписать Европейский финансовый (бюджетный) пакт – документ ЕС, обязывающий страны проводить жесткую финансовую экономию и увеличивать налоги любой ценой. Также проводится реформа Венгерского центробанка (МНБ), досрочно погашаются все внешние задолженности, что позволяло обеспечить независимость Венгрии от МВФ.  1 января 2012 года вступила в действие новая конституция Венгрии. Она ставила под сомнение представления Европейского союза об «общечеловеческих ценностях». В католической по преимуществу Венгрии Основной закон декларировал, что народ Венгрии объединяют «Бог и христианство». Новая конституция фактически блокировала «рекомендации» Брюсселя об узаконивании однополых браков, ювенальной юстиции и т.п.  Конституция провозглашала, что национальной денежной единицей страны является форинт, а решение о возможном переходе к евро может быть принято особо парламентским большинством.

Ситуация усугубляется с началом украинского кризиса. Позиция Венгрии в отношении санкций, направленных против России, объясняется значительными потерями в экономике и, соответственно, нарастанием кризисных явлений в обществе.  Существенную роль в определении позиции Венгрии сыграло распространение националистических настроений, угрожающих безопасности этнического венгерского меньшинства на Западе Украины, ведь защита интересов соотечественников является одним из приоритетов государства. Это также позволило в интервью агентству «France-Presse» Виктору Орбану заявить, что «США оказывают сильное давление на Венгрию. Мы не собираемся ни с кем сближаться, но и отстраняться ни от кого не будем. Мы ведем не прорусскую политику, а провенгерскую» .[10] Давление США не ограничивается декларативными акциями. Позиция Венгрии в вопросе о Южном потоке, модернизации и расширении атомной электростанции в Пакше приводят к неожиданным последствиям. Шести венгерским чиновникам было отказано во въезде в США. Было отказано в визе и самому премьер-министру. Интересно, что основанием в отказе стал «высокий уровень коррупции» в Венгрии: «Мы не можем быть союзниками в связи с высоким уровнем коррупции».  Однако, согласно исследованию, ежегодно проводимому Transparency International, Венгрия занимает 47-ю строчку в индексе восприятия коррупции за 2014 год. При этом  американский сенатор-республиканец Джон Маккейн назвал главу государства – члена НАТО «неофашистским диктатором», как писала BBC.[10] Это же обвинение, правда, в форме шутки, повторил председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер.

5 февраля 2015 года глава правительства Венгрии Виктор Орбан озвучил главную цель внешней политики страны: «Если мы хотим обеспечить устойчивую безопасность, спокойствие и мир в Венгрии, то мы должны полагаться на две державы, которые присутствуют в Центральной Европе мощно и в долгосрочной перспективе, Германию и Россию. США имеют важное значение, но для внешней политики страны — не первостепенное».  Венгрия должна выстраивать свою внешнюю политику так, чтобы иметь  «дружеские, сбалансированные, корректные, честные и взаимовыгодные отношения с этими двумя странами».[9] Трудно предположить, что премьер-министр, на первый срок руководства правительством которого приходится присоединение Венгрии к НАТО и активная подготовка ко вступлению а Евросоюз, без веских оснований предложил бы столь радикальное изменение курса, при этом заслужив обвинения в авторитарности. Изменение внешнеполитической ориентации, произошедшее после 2004 года, объясняется политикой ЕС в отношении так называемых новых членов содружества, попытками контролировать как внутреннюю, так и внешнюю политику, не учитывая при этом национальные интересы своих партнеров.

Литература

  1. Венгрия и НАТО: на пути к единству. Факты о Венгрии. Будапешт: МИД, 1997.
  2. Внешняя политика Венгрии – члена НАТО. Факты о Венгрии. Будапешт: МИД,
  3. Ленделл Л. Вестернизация Востока или ориентализация Запада? Внешняя политика Венгрии и Центральной Европы: на распутье? (Пер. Ю. Гусев) //Холодная гражданская война. Раскол венгерского общества. М.: Новое литературное обозрение, 2009. С. 171 -216
  4. Связи между Венгрией и Европейским Союзом. Факты о Венгрии. Будапешт: МИД, 2000.
  5. Связи между Венгрией и Европейским Союзом. Факты о Венгрии. Будапешт: МИД,
  6. http://www.fondsk.ru/news/2013/10/31/antibrusselskij-front-vnutri-evrosouza-23720.html (дата обращения 16.06.2015)
  7. http://communitarian.ru/ (дата обращения 16.06.2015)
  8. http://russian.rt.com/article/93349 (дата обращения 16.06.2015)
  9. http://www.rosbalt.ru/main/2015/02/05/1364801.html (дата обращения 16.06.2015)
  10. ОКО ПЛАНЕТЫ» Политика » Новости политики (дата обращения 16.06.2015)
  11. http://voprosik.net/antievropejskaya-politika-vengrii (дата обращения 16.06.2015)

References

  1. Vengrija i NATO: na puti k edinstvu. Fakty o Vengrii. Budapesht: MID, 1997.
  2. Vneshnjaja politika Vengrii – chlena NATO. Fakty o Vengrii. Budapesht: MID, 1999.
  3. Lendell L. Vesternizacija Vostoka ili orientalizacija Zapada? Vneshnjaja politika Vengrii i Central'noj Evropy: na rasput'e? (Per. Ju. Gusev) //Holodnaja grazhdanskaja vojna. Raskol vengerskogo obshhestva. M.: Novoe literaturnoe obozrenie, 2009. S. 171 -216
  4. Svjazi mezhdu Vengriej i Evropejskim Sojuzom. Fakty o Vengrii. Budapesht: MID, 2000.
  5. Svjazi mezhdu Vengriej i Evropejskim Sojuzom. Fakty o Vengrii. Budapesht: MID, 1997.
  6. http://www.fondsk.ru/news/2013/10/31/antibrusselskij-front-vnutri-evrosouza-23720.html (data obrashhenija 16.06.2015)
  7. http://communitarian.ru/ (data obrashhenija 16.06.2015)
  8. http://russian.rt.com/article/93349 (data obrashhenija 16.06.2015)
  9. http://www.rosbalt.ru/main/2015/02/05/1364801.html (data obrashhenija 16.06.2015)
  10. OKO PLANETY» Politika » Novosti politiki (data obrashhenija 16.06.2015)
  11. http://voprosik.net/antievropejskaya-politika-vengrii (data obrashhenija 16.06.2015)