ОРГАНИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ ПОЛИТИКИ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ ИВАНА ИЛЬИНА

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.18454/IRJ.2016.49.133
Выпуск: № 7 (49), 2016
Опубликована:
2016/07/18
PDF

Лаврентьева Т. В.1, Лаврентьева Н. А.2

1ORCID: 0000-0002-4097-9757, Кандидат политических наук, 2 Кандидат исторических наук, Муромский институт (филиал) «Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

ОРГАНИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ ПОЛИТИКИ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ ИВАНА ИЛЬИНА

Аннотация

Исследуется политическое учение И.А. Ильина о политике с позиций органического понимания ее природы, сущности и целей. Анализируются взгляды Ивана Ильина на проблемы современного переходного этапа развития России от тоталитаризма к демократии. Особое внимание Ильин уделял процессу перехода от тоталитаризма к демократии. Размышления над этими вопросами должны привести нас к пониманию роли И.А Ильина как в развитии политологии, так и в благотворном влиянии на политическое сознание и политическую практику современного российского общества.

Ключевые слова: политика, политическая власть, консервативное понимание политики.

Lavrenteva T.V.1, Lavrenteva N.A.2

1ORCID: 0000-0002-4097-9757, PhD in Political Science, 2PhD in History, Murom Institute (the Branch) of Vladimir State University named after Alexander Grigorievich and Nikolai Grigorievich Stoletovs

ORGANIC UNDERSTANDING OF THE POLICY IN THE POLITICAL PHILOSOPHY OF IVAN ILYIN 

Abstract

I.A. Ilyin's political doctrine about policy from the positions of the organic understanding of its nature, essence and purposes is researched in this work. Ivan Ilyin's  views at the problems of the transition stage of development of Russia from totalitarianism to democracy are analyzed. Particular attention is paid Ilyin the transition from totalitarianism to democracy. Reflections on these issues should lead us to an understanding of the role of IA Ilyin in the development of political science, and the beneficial effects on the political consciousness and the political practice of contemporary Russian society.

Keywords: politics, political power, conservative understanding of the policy.

В переломные периоды истории, когда с особой остротой встает вопрос о соотношении старого и нового, традиций и реформ, неизбежно повышается интерес к консервативному направлению политической мысли, который призван в какой-то степени уравновесить радикальные тенденции или предостеречь от чрезмерного увлечения ими.

В русской социально-политической философии одним из наиболее последовательных выразителей консерватизма был И.А. Ильин. Концептуальное ядро его взглядов правомерно назвать органическим пониманием политики. Ему противостоит механическое ее понимание, которому привержены такие мыслители как Н. Макиавелли, Д. Локк, К. Маркс и позитивистски ориентированные западные политологи.

Исходной клеточкой в механическом понимании политики выступает индивид, сущность которого определяется его эгоистическим интересом, стремлением к материальным благам. Экономические интересы объединяют людей в классы, заинтересованные группы, борющиеся между собой за реализацию своего интереса через захват и сохранение власти или возможности давления на нее.

Власть, таким образом, приобретает статус основного вопроса политики, становится ее самодовлеющей целью. Политика, в механическом ее понимании, определяется как совокупность взаимоотношений между социальными группами по поводу власти. Государству же отводится роль или аппарата насилия в руках определенной партии или класса (как у Маркса) или нейтрального арбитра, следящего за соблюдением правил политической игры, которую ведут партии (как у ряда западных политологов), или же его роль признается сугубо отрицательной (как в анархизме).

Органическое понимание политики вытекает из основополагающего принципа консерватизма в самом широком его понимании - стремления к сохранению человеческого рода и, соответственно, тех фундаментальных ценностей, которые делают его собственно человеком, и с утратой которых человечество деградирует и движется к гибели. Эти ценности носят духовный характер и связаны, прежде всего, с религией, открывающей конечные смыслы бытия, вытекающей из нее моралью, а также с культурой, традициями и патриотизмом. Органический подход предполагает в политике не средство удовлетворения материального интереса, (хотя вовсе не отрицает его важность), а, прежде всего, орудие охраны духовного мира людей. Политикой здесь выступает не всякая, связанная с властью деятельность, а только та, которая создает наиболее благоприятные условия развития духовности человека, плодотворно развивающейся лишь в определенной социокультурной среде, с которой человек неразрывно связан своим происхождением и традициями.

Этой средой, по мысли Ильина, выступает, прежде всего, семья и родина. Государство в этом случае представляет собой вовсе не аппарат насилия и бесстрастного судью, «а положительно – правовую форму родины»[1,65].

Истинная политика, подчеркивает Ильин, это не есть погоня за властью, это не «карьера», удовлетворение честолюбия или тщеславия. Прежде всего – это служение, и не отдельным группам или классам, а всему народу в целом. Политика по существу своему, напоминает философ, - не раскалывает людей, чтобы бросить их друг на друга; напротив, она объединяет людей на том, что им обще.

Отталкиваясь от столь высоких критериев понимания сущности политики, Ильин раскрывает и свое видение искусства политической деятельности. Прежде всего, замечает мыслитель, в политике, как, впрочем, и в других видах деятельности, никогда не следует ставить себе сразу максимальные задачи, нужно стремиться к наилучшему из осуществимого. В противном случае, кроме разочарования, обмана, ожесточения ничего не выйдет. «Истинная политика – сразу идеалистична и реалистична»[2]. Трезвый реализм – залог успеха политической деятельности. Деятельность государства тогда получит силу и успех, замечает Ильин, когда государственное устройство и правление будут являться выражением внутренней жизни народа, будут соответствовать его правосознанию, его духовному укладу во всем его историческом своеобразии.

Исключительное внимание Ильина к национальному правосознанию,  национальной культуре вытекает из понимания им политической системы как организма, развивающегося по своим внутренним законам. Поэтому внешние воздействия на систему (реформы), считает Ильин, - должны быть исключительно осторожными. Политические системы различных стран и народов уникальны и самобытны, т.к. детерминированы спецификой культуры того или иного национально-государственного образования. Отсюда навязывание моделей, родившихся на другой социокультурной почве, бессмысленно и вредно.

К сожалению, богатейший, эвристический потенциал политической мысли Ильина не востребован сегодня не только массовым политическим сознанием, но и профессионалами – политиками. Механическое понимание политики проявляется  по-прежнему в господствующем взгляде на роль экономического интереса в общественной жизни, хотя экономическая ситуация в нашей стране в последние годы показывает, что без морали и культуры невозможно создать цивилизованной экономической системы.

Актуальны мысли Ильина о том, что «люди живут на свете не для того, чтобы убивать свое время и силы на политическую организацию, а чтобы творить культуру» [1, 68]. В этом он видит главное предназначение каждого народа. С этих позиций он трактует патриотизм как веру в духовные возможности своего народа [1, 68].

Поэтому Ильин предостерегает от излишней политизации жизни людей, от «растраты сил» в борьбе за власть людей науки и искусства.  Дело политики – это дело профессионалов, - считает он, остальные должны влиять на нее осуждением или одобрением, поддержкой или отстранением от власти путем свободного правового волеизъявления.

Работы Ильина, написанные в первой половине ХХ-го века, представляют несомненный интерес и для теоретиков в области политики, и для современной политической практики. В работе «Наши задачи: Статьи 1948-1954гг.», Ильин предсказал крах тоталитаризма, как строя бесчеловечного и неэффективного. Актуальны рассуждения Ильина по поводу перехода от тоталитарного строя к демократическому.

Согласно Ильину, демократия не есть просто «государственная форма», которую можно «навязать любому народу» [3, 23]. Фанатическая вера в формальную демократию как в идеал политического бытия является следствием абсолютизации лишь одной формы свободы - внешней и пренебрежения ее главной формой - внутренней. По Ильину внешняя свобода нужна человеку в той мере, в какой она развивает свободу внутреннюю, если же достаточного уровня этой внутренней свободы нет, то внешняя политическая свобода оказывается губительной и для человека, и общества. Утопично считать, что человек от природы добр и благороден, что для того, чтобы проявить свои лучшие качества, он нуждается лишь во внешнем освобождении. Только точное соотношение внутренней и внешней свободы в обществе является важнейшим условием политического развития. Внешней свободы, считал Ильин, должно быть ровно столько, сколько нужно, чтобы не тормозить развитие духовности человека и общества.

Всякий политический строй, по мнению философа, разумен, прочен и эффективен, когда держится на соответствующих ему духовных основах. В качестве духовных основ, на которых только и может зиждиться демократия, Ильин выделял «уверенное и живое чувство государственной ответственности», «свободную лояльность» и элементарную честность, чувство долга и неподкупность, уважение к законам и государственному устройству [3, 24]. Отсутствие перечисленных качеств в условиях внешней свободы, формальной демократии приводит к тяжелым последствиям, а именно к распаду общества на множество враждующих группировок, для которых все средства в политической борьбе оказываются хороши. Ильин резко выступал против политического доктринерства, лозунгом которого является: «Демократия — немедленно и во что бы то ни стало!»

Особое внимание Ильин уделял процессу перехода от тоталитаризма к демократии. Возможно ли серьезное провозглашение демократии немедленно, после победы над тоталитаризмом? По мнению Ильина, — невозможно, поскольку тоталитаризм оставляет после себя такие следы в общественном сознании, которые будут сказываться длительное время. Эти следы он называл «тоталитарным разложением души», рядом «больных уклонов и навыков», к которым относятся: «политическое доносительство, притворство и ложь, утрата чувства собственного достоинства и почвенного патриотизма, мышление чужими мыслями, льстивое раболепство, вечный страх»[3, 24]. А на таком фундаменте демократия не устоит, и лечение этих духовных недугов требует времени, последовательности и упорства. Народу необходимо научиться «разуметь свободу, нуждаться в ней, ценить ее, уметь пользоваться ею и бороться за нее»[3, 25].

Одним из важнейших условий свободы и независимости граждан Ильин считал обретение хозяйственной самостоятельности, под которой он понимал «не богатство и не предпринимательство, и не земельную собственность, но личную способность и общественную возможность кормить свою семью честным, хотя бы и наемным трудом». Свободный гражданин должен чувствовать себя в жизни самостоятельным работником, не извергнутым из жизни своей страны, но органически включенным в реальный жизнеоборот. Только тот, кто чувствует себя самокормильцем, приносящим пользу своему народу, имеет основу для независимого суждения в политике, для неподкупного волеизъявления и голосования.

Ильин считал, что после развала тоталитарного режима переходным этапом, с точки зрения формы государственного управления, должна стать авторитарная диктатура. В наше время существует довольно распространенный предрассудок, будто всякое отступление от демократии в сторону авторитарного строя приближает народ к тоталитаризму. Ильин пытается разрушить этот стереотип. По его мнению, авторитарный строй не претендует на тотальный объем государственного регулирования. Смысл авторитаризма не в насилии, а в воспитании граждан, в укреплении роли права и хозяйственной самостоятельности человека. Его главный аргумент — авторитет, а не сила.

Наиболее адекватной формой авторитаризма при переходе от тоталитарного строя к демократии, с точки зрения Ильина, является единоличная диктатура, делающая ставку «на духовную силу и на качества спасаемого им народа». Только диктатор стоящий над интересами социальных групп и партий, берущий всю полноту ответственности на себя, способен «остановить разложение общества, загородить дорогу хаосу»[3, 25].

Важнейшей задачей общества в переходный период, по мнению Ильина, является осуществление «качественного отбора людей». «Качеству и таланту должна быть открыта дорога вверх с самого низа»[3, 27]. Должна быть создана новая аристократия. Под аристократией следует понимать не наследственный слой самых родовитых, влиятельных, богатых и привилегированных людей, а лучших представителей данного общества, выделяемых по двум основным цензам: этическому - способности к бескорыстному служению духу, и политическому - умению организовывать людей. Новая аристократия должна быть не замкнутой кастой, а подвижным, пополняющимся новыми способными людьми слоем, всегда готовыми освободить себя от неспособных. Жизнеспособность любого государства, сила государственной власти, независимо от формы правления, решающим образом определяются наличием именно этого слоя людей и степенью их влияния на государственные дела.

При исследовании политического наследия И.А. Ильина, возникают такие вопросы, которые являются актуальными и сегодня. Не наблюдаем ли мы как одну из определяющих черт современного политического сознания в нашей стране культ формальной демократии, являющейся следствием абсолютизации внешней свободы и отрицания внутренней? Всегда ли наши политические лозунги соизмеряются с уровнем правосознания и нравственностью? Осознаются ли объективные пределы политической свободы? Созданы ли сейчас юридические возможности для экономической самостоятельности граждан? Существует ли готовность к длительному и терпеливому изживанию следов, оставленных тоталитарным режимом? Возможно ли воспитание новой аристократии? Формируется ли социальная основа демократии в форме гражданского общества?

Таким образом, политологическое наследие Ивана Ильина учит политике как искусству, возможно менее болезненному и возможно более надежному, искусству служения своему народу и всему человечеству, и потому очень ответственному.

Литература

  1. Ильин И.А. Основы общего учения о праве // Социс. 1992. № С. 65-70
  2. Ильин Ив. О политическом успехе (забытые аксиомы) // Собр. соч. Т. 3. М.: Русская книга, 1994.
  3. Ильин И.А. Наши задачи: Статьи 1948-1954 гг.: В 2-х т.- СПб.: Норма, 2001.

References

  1. Ilyin I.A. Fundamentals of general theory of law // Sotsis. 1992. № 4. S. 65-70
  2. Ivan Ilyin On the political success (forgotten axiom) // Coll. Op. T. 3. M .: Russian book 1994.
  3. Ilyin I.A. Our Mission: Articles 1948-1954 gg .: In 2 t.- SPb .: Norma 2001.