СЕПАРАТИСТСКИЕ ДВИЖЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ФРАНЦИИ

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.23670/IRJ.2022.119.5.099
Выпуск: № 5 (119), 2022
Опубликована:
2022/05/17
PDF

ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ / POLITOLOGY

DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2022.119.5.099

СЕПАРАТИСТСКИЕ ДВИЖЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ФРАНЦИИ

Научная статья

Хенкина А.А.*

ORCID: 0000-0003-0706-3015,

Институт иностранных языков РУДН, Москва, Россия

* Корреспондирующий автор (stasya.henkina[at]gmail.com)

Аннотация

В ХХI веке современному миру приходится сталкиваться с феноменом сепаратизма на совершенно новом уровне. Сепаратизм как крайняя форма народного самоопределения выступает индикатором назревшего кризиса национальных государств. Несмотря на неуклонное стремление к демократизации политических институтов и общему благосостоянию большинства европейских государств, Франция оказывается часто в центре внимания этнической напряженности. Наряду с радикальной направленностью корсиканского национального движения, начинают зарождаться национальные движения, которые стремятся к децентрализации французской административной системы и сохранению культурного своеобразия конкретного региона, как например, Бретань, Эльзас, Окситания.

Ключевые слова: сепаратизм, национализм, терроризм, радикальное движение, автономия.

SEPARATIST MOVEMENTS IN TODAY'S FRANCE

Research article

Khenkina A.A.*

ORCID: 0000-0003-0706-3015,

Institute of Foregn Languages of RUDN, Moscow, Russia

* Corresponding author (stasya.henkina[at]gmail.com)

Abstract

In the 21st century, the modern world has to face the phenomenon of separatism on a completely new level. Separatism as an extreme form of national self-determination is an indicator of the current crisis of nation-states. Despite the steady pursuit of the democratization of political institutions and the general welfare of most European States, France is often the focus of ethnic tensions. Along with the radical orientation of the Corsican national movement, there is an emergence of national movements that seek to decentralize the French administrative system and preserve the cultural identity of a particular region, such as Brittany, Alsace, and Occitania.

Keywords: separatism, nationalism, terrorism, radical movement, autonomy.

Введение

В ХХI веке современному миру приходится сталкиваться с феноменом сепаратизма на совершенно новом уровне. Сепаратизм как крайняя форма народного самоопределения выступает индикатором назревшего кризиса национальных государств. Подтверждением данного тезиса является несколько причин: во-первых, националистическая риторика электорального успеха ряда западно-европейских партий, стремительный рост правопопулистских и праворадикальных движений, интенсификация дискриминационного поведения с националистской мотивацией. Во-вторых, проявление националистической активности в регионах проживания коренных этнических групп. Несмотря на неуклонное стремление к демократизации политических институтов и общему благосостоянию большинства европейских государств, Франция оказывается часто в центре внимания этнической напряженности. На наш взгляд, Франция представляется интересным примером яркого проявления сепаратистских настроений. Наряду с радикальной направленностью корсиканского национального движения, начинают зарождаться национальные движения, которые стремятся к децентрализации французской административной системы и сохранению культурного своеобразия конкретного региона, как например, Бретань, Эльзас, Окситания [1].

Сегодня во Франции существует множество движений за независимость. Окситанский, савойский и ниссарский национализм отражается в общественно-политических движениях в соответствующих регионах Франции: Окситания (юг Франции и небольшая часть Испании и Италии), Савойя (трансальпийская область между Францией, Италией и Швейцарией) и город Ницца и его окрестности (окситанский «нисуа»).

В период глобализации французские националисты стремятся к самоопределению, защите своих исторических языков, своей национальной самобытности и к созданию своей законодательной автономии или созданию суверенных государств, как например, Окситания или Савойа. Среди них более радикальные движения прибегают к применению силовых методов для реализации своих сепаратистских амбиций, нередко террористических. Основа французского национализма включает лингвистические и культурные составляющие, хотя сегодня окситанский, савойский и ниссарский диалекты являются языком меньшинств в пределах языковой зоны [2].

Независимость Бретани

Сегодня Бретань — это регион, принадлежащий Франции. Но французским он стал только после 1532 года. Это самый древний регион Франции, так как его история началась еще до палеозойской эры. Современная Бретань омывается Атлантическим океаном (Бискайским заливом) на западе и Ла Маншем на севере. Административным центром Бретани считается город Ренн. Ее территория не включает в себя современную Атлантическую Луару с городом Нант, который до настоящего времени вызывает много споров о том, стоит ли относить данную территорию к исторической области Бретани или нет [3].

Бретонский национализм как политическое течение берет свое начало в начале 20 века. Во время Первой мировой войны возникло несколько националистических бандитских групп. Одна из них позднее превратилась в вооруженную террористическую группу Гвен ха Ду (Gwen ha Du). Она возникла в 1925 году. Ее создателем считается военный бретонский националист Морван Маршал. Он же является создателем национального флага Бретани (1923 год). Гвен ха Ду дословно означает «черный и белый». Черный цвет символизирует галльские территории Франции [4].

7 августа 1932 года бретонская вооруженная группа Гвен ха Ду спровоцировала первое в истории нападение бретонских националистов и разрушила статую, символизирующую союз Бретани с Францией. Это привело роспуску Бретонской националистической партии в 1939 году.

В конце 1960-х годов зародилось новое бретонское националистическое движение, получившее название Фронт освобождения Бретани (фр. Front de Libération de la Bretagne) и имевшее два вооруженных отделения. Целью данной французской радикальной организации было создание независимого государства на территории Бретани. Члены Фронта освобождения предпринимают серию террористических нападений; они атакуют административные здания, устраивают пожары и уничтожают статуи.

Бретонские сепаратисты не являются серьезными игроками современной политической сцены; к тому же в основном их требования ограничиваются расширением автономии. На выборах в Ассамблею Корсики в декабре 2017 г. победила коалиция «Мир Корсике», составленная из автономистов Femu a Corsica и сепаратистов Corsica Libera, близких к террористическому Фронту национального освобождения Корсики. Данная победа может в 2018 г. предоставить ещё один повод для обсуждения, однако это маловероятно. Сепаратист Жан-Ги Таламони будет вынужден координировать свои действия и заявления с умеренными автономистами во главе с Жилем Симеони, а также с общенациональными партиями «Вперёд, Республика!» и «Республиканцы», а те, деморализованные каталонским примером, не допустят развития событий по образцу Барселоны.

Баскский национализм

Страна Басков, разделенная между Испанией и Францией, неоднократно становилась ареной радикальных движений за независимость. Например, террористическая организация ЭТА (баск. ЕТА, Euskadi Ta Askatasuna, Эускади Та Аскатасуна — «Страна басков и свобода»), основанная в 1959 году при диктатуре Франко, тогда действовала в основном в Испании. Организация совершала террористические акты, повлекшие за собой большие жертвы. Организация осуществляла свои действия с помощью минирования и подрывов автомобилей, вымогательств и убийств своих идейных противников. Она часто брала на себя ответственность за действия другой вооруженной группы, выступающей за независимость, под названием Автономные Антикапиталистические Коммандос. Официально ЭТА прекратила свою деятельность в 2018 году. За 50 лет вооруженной деятельности его жертвами стали 829 человек [5].

После окончания эпохи франкизма Страна Басков получила существенные полномочия. Сейчас основными политическими приверженцами сепаратизма остаются радикальный (хотя и умеривший свою риторику) избирательный блок EuskalHerriaBildu и умеренная Баскская националистическая партия. В ходе каталонского кризиса лидер БНП Андони Ортузар заявил, что Стране Басков не следует торопиться с тем, чтобы следовать примеру Каталонии. Его слова подкрепляют данные опроса общественного мнения, проведённого агентством Gizaker в октябре 2017 г. Согласно этим данным, 62,9% басков не считают, что Эускади стоит следовать каталонскому modusoperandi, и только 22,6% опрошенных высказались за полную независимость Страны Басков.

Свободная Корсика

Корсика заявляла о своей автономии с 20 века. Первоначально региональное и в основном мирное, Корсиканское региональное действие(КРД) (фр. Action Regionaliste Corse(ARC)) выбрало более радикальные средства после того, как почувствовало, что метрополия игнорирует его обращения. Дело Алерии привело к роспуску КРД и основанию корсиканской независимости и группе под названием Национальный фронт освобождения Корса(фр. Front de libération nationale de la Corse, корс.Fronte di Liberazione Naziunale Corsu (FLNC)).За этим событием последует серия терактов на Корсике и в метрополии Франции. До 2000-х годов нападения на остров были тогда почти ежедневными. Было много «синих ночей», самая жестокая из которых пришлась на 19 августа 1982 года, когда за одну ночь произошло 99 нападений[6].

С 2000-х интенсивность атак снизилась, а движение стало политической силой. Коалиция Unione Naziunale получила 17,34% голосов на территориальных выборах 2004 года. Жиль Симеони был первым мэром-автономистом, который занял крупный город, захватив ратушу Бастии. Коалиция Pè a Corsica становится первой политической силой на острове, выиграв территориальные выборы 2015 года, набрав 35,34% голосов [7]. Несмотря на многочисленные аресты, посягательства на независимость осуществляются вплоть до 2020 года. В среду, 5 мая 2021 года, новая вооруженная группа под названием «FLNC Magjhu 21» (май 2021 года) объявила о своем создании [8].

Франция – страна с унитарной формой правления. Такое положение не устраивает сепаратистов Бретани, Страны Басков и Корсики, который остается самым неспокойным французским регионом. Попытки как мирного разрешения конфликта путем предоставления Корсике специального самоуправляющегося или автономного регионального статуса (социалистические правительства), так и жесткие репрессивные методы подавления радикального корсиканского национализма/сепаратизма со стороны правых политических сил не достигали успеха. Главным препятствием были положения Конституции Франции, согласно которым существует только одна «нация» – французская, и, соответственно, только один официальный язык во всем государстве[10].

Обсуждение

Проведенный анализ в целом показал, что сепаратистские движения на территории современной Франции имеют схожие и отличительные характеристики. Тем не менее можно сделать вывод, что самым влиятельным политическим весом обладает корсиканский сепаратизм ввиду целого ряда факторов, как субъективного, так и объективного характера.

Заключение

Ряд политологов утверждает, что региональным сепаратизм поощряется ЕС, который стремится минимизировать компетенции местных властей за счет концентрации принятия решений на субнациональном и наднациональном уровне. Автор статьи считает, что ЕС крайне невыгодно такое положение дел. Резкое увеличение членов Европейского союза в результате внутреннего расширения затруднит процесс согласования интересов среди всех потенциально новых членов, потребует пересмотра всех механизмов принятия решений.

В связи с чем хотелось бы подчеркнуть, что значительных угроз территориальной целостности на территории Франции не существует. Большинство сепаратистских движений во Франции либо маргинализованы, либо удовлетворены автономистскими уступками.  Что касается Корсики, то сепаратистские настроения сдерживаются союзниками по политической борьбе. Наиболее активно себя ведет Страна Басков, но и эта территория сегодня вполне удовлетворена существующим статусом.

Конфликт интересов Не указан. Conflict of Interest None declared.

Список литературы / References

  1. Прохоренко И.Л. Европейская интеграция и проблема сепаратизма в государствах – членах Европейского союза. / И.Л. Прохоренко. Монография. – М.: ИМЭМО РАН, 2018. – 93с.
  2. Холодковский К.Г. Особенности Сепаратизма в Западной Европе ХХI в. / К.Г. Холодковский // Южно-Российский журнал социальных наук. Политические институты и процессы. – 2018. – Т.19 – №2. – С. 27-37.
  3. Корсика может снова поднять вопрос о независимости. 01.08.2016 [Электронный ресурс]. URL: http://izvestia.ru/news/624583 (дата обращения: 22.02.2022)
  4. Опрос: Две трети жителей Корсики высказались за референдум о независимости. 04.01.2016. [Электронный ресурс]. URL: https://russian.rt.com/article/140247 (дата обращения: 15.02.2022)
  5. Фантом европейского сепаратизма 26.02.2018. [Электронный ресурс]. URL: https://clck.ru/h7igD (дата обращения: 18.02.2022)
  6. Libérons les énergies en Bretagne. [Electronic resource]. URL: http://mouvement-bretagne-progres.fr/2013/04/liberons-les-energies-en-bretagne/ (accessed: 03.02.2022)
  7. Gwen ha du, le Drapeau Breton 04.01.2016. [Electronic resource]. URL: https://www.bretagne.com/fr/la-bretagne/sa-culture/ses-symboles/gwen-ha-du-le-drapeau-breton (accessed: 18.02.2022)
  8. Elections presidentielle 2017. [Electronic resource]. URL: https://clck.ru/h7igm (accessed: 27.02.2022)
  9. Consultation des électeurs de Corse. [Electronic resource]. URL: https://clck.ru/h7ih7 (accessed: 08.03.2022)
  10. Corse: la région la plus sanglante d’Europe. 25.02.2012. [Electronic resource]. URL: http://www.lejdd.fr/Societe/Faits-divers/Actualite/Corse-la-region-la-plus-sanglante-d-Europe-489552 (accessed: 07.03.2022)

Список литературы на английском языке / References in English

  1. Prokhorenko I.L. Evropejskaja integracija i problema separatizma v gosudarstvah – chlenah Evropejskogo sojuza [European integration and the problem of separatism in the member States of the European Union] / I.L. Prokhorenko. – M.: IMEMO RAS, 2018. – 93 p. [in Russian]
  2. Kholodkovsky K.G. Osobennosti Separatizma v Zapadnoj Evrope HHI v. [Features of Separatism in Western Europe of the XI century] / K.G. Kholodkovsky // Juzhno-Rossijskij zhurnal social'nyh nauk. Politicheskie instituty i processy [South Russian Journal of Social Sciences. Political institutions and processes]. - 2018. – Vol.19 – No. 2. – pp. 27-37. [in Russian]
  3. Korsika mozhet snova podnjat' vopros o nezavisimosti [Corsica may raise the issue of independence again]. 01.08.2016 [Electronic resource]. URL: http://izvestia.ru/news/624583 (accessed: 22.02.2022) [in Russian]
  4. Opros: Dve treti zhitelej Korsiki vyskazalis' za referendum o nezavisimosti [Poll: Two-thirds of Corsica residents voted for a referendum on independence]. 04.01.2016. [Electronic resource]. URL: https://russian.rt.com/article/140247 (accessed: 15.02.2022) [in Russian]
  5. Fantom evropejskogo separatizma [The phantom of European separatism]. 26.02.2018. [Electronic resource]. URL: https://clck.ru/h7igD (accessed: 18.02.2022) [in Russian]
  6. Libérons les énergies en Bretagne [Let's free the energies in Brittany]. [Electronic resource]. URL: http://mouvement-bretagne-progres.fr/2013/04/liberons-les-energies-en-bretagne/ (accessed: 03.02.2022) [in French]
  7. Gwen ha du, le Drapeau Breton 04.01.2016 [Gwenhadu, the Breton Flag 04.01.2016]. [Electronic resource]. URL: https://www.bretagne.com/fr/la-bretagne/sa-culture/ses-symboles/gwen-ha-du-le-drapeau-breton (accessed: 18.02.2022) [in French]
  8. Elections presidentielle 2017 [Presidential elections 2017]. [Electronic resource]. URL: https://clck.ru/h7igm (accessed: 27.02.2022) [in French]
  9. Consultation des électeurs de Corse [Consultation of the voters of Corsica]. [Electronic resource]. URL: https://clck.ru/h7ih7 (accessed: 08.03.2022) [in French]
  10. Corse: la région la plus sanglante d’Europe [Corsica: the bloodiest region in Europe]. 25.02.2012. [Electronic resource]. URL: http://www.lejdd.fr/Societe/Faits-divers/Actualite/Corse-la-region-la-plus-sanglante-d-Europe-489552 (accessed: 07.03.2022) [in French]