Pages Navigation Menu

ISSN 2227-6017 (ONLINE), ISSN 2303-9868 (PRINT), DOI: 10.18454/IRJ.2227-6017
ЭЛ № ФС 77 - 80772, 16+

Скачать PDF ( ) Страницы: 112-115 Выпуск: № 10 (112) Часть 2 () Искать в Google Scholar
Цитировать

Цитировать

Электронная ссылка | Печатная ссылка

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.
Хабирова Е. Р. ЗА ШАГ ДО РЕАЛЬНОСТИ ИЛИ НЕВОПЛОТИМАЯ ИДЕЯ УЧЕНЫХ: ТРАНСГУМАНИЗМ – И ЗА, И ПРОТИВ / Е. Р. Хабирова, Р. С. Аракельян, Л. А. Исаева и др. // Международный научно-исследовательский журнал. — 2021. — № 10 (112) Часть 2. — С. 112—115. — URL: https://research-journal.org/philosophy/za-shag-do-realnosti-ili-nevoplotimaya-ideya-uchenyx-transgumanizm-i-za-i-protiv/ (дата обращения: 02.07.2022. ).
Хабирова Е. Р. ЗА ШАГ ДО РЕАЛЬНОСТИ ИЛИ НЕВОПЛОТИМАЯ ИДЕЯ УЧЕНЫХ: ТРАНСГУМАНИЗМ – И ЗА, И ПРОТИВ / Е. Р. Хабирова, Р. С. Аракельян, Л. А. Исаева и др. // Международный научно-исследовательский журнал. — 2021. — № 10 (112) Часть 2. — С. 112—115.

Импортировать


ЗА ШАГ ДО РЕАЛЬНОСТИ ИЛИ НЕВОПЛОТИМАЯ ИДЕЯ УЧЕНЫХ: ТРАНСГУМАНИЗМ – И ЗА, И ПРОТИВ

ЗА ШАГ ДО РЕАЛЬНОСТИ ИЛИ НЕВОПЛОТИМАЯ ИДЕЯ УЧЕНЫХ:
ТРАНСГУМАНИЗМ – И ЗА, И ПРОТИВ

Научная статья

Хабирова Е.Р.1, Аракельян Р.С.2, *, Исаева Л.А.3, Му-Горяева И.Г.4, Алисултанова С.З.5, Имангулова Р.Н.6

1 ORCID: 0000-0001-6984-4824;

2 ORCID: 0000-0001-7549-2925;

3 ORCID: 0000-0002-8482-0879;

4 ORCID: 0000-0003-2777-2230;

5 ORCID: 0000-0001-8740-3360;

6 ORCID: 0000-0002-1296-9754;

1-6 Астраханский государственный медицинский университет, Астрахань, Россия

* Корреспондирующий автор (rudolf_astrakhan[at]rambler.ru)

Аннотация

Данная статья раскрывает сущность трансгуманизма как современного направления медицины, что подразумевает под собой проекты модификации человека с целью расширения его физических, умственных и психологических возможностей. В работе проводится анализ исторического развития идеологии трансгуманизма. Рассматриваются вопросы трансформации философской доктрины в направление медицины, каковым на сегодняшний день является трансгуманизм. Раскрываются основные концепции развития данного направления в медицинской сфере. Также рассматривается положение современного поколения в отношении трансгуманизма как теории, так и практики. На основе сравнительно-исторического метода был проведен анализ истории и концепции развития трансгуманистического движения.

Ключевые слова: трансгуманизм, сверхчеловек, крионика, иммортализм, нанотехнологии, криоконсервирование.

A STEP AWAY FROM BECOMING REALITY OR AN UNREALIZABLE SCIENTIFIC IDEA: TRANSHUMANISM — FOR AND AGAINST

Research article

Khabirova E.R.1, Arakelyan R.S.2, *, Isaeva L.A.3, Mu-Goryaeva I.G.4, Alisultanova S.Z.5, Imangulova R.N.6

1 ORCID: 0000-0001-6984-4824;

2 ORCID: 0000-0001-7549-2925;

3 ORCID: 0000-0002-8482-0879;

4 ORCID: 0000-0003-2777-2230;

5 ORCID: 0000-0001-8740-3360;

6 ORCID: 0000-0002-1296-9754;

1-6 Astrakhan State Medical University, Astrakhan, Russia

* Corresponding author (rudolf_astrakhan[at]rambler.ru)

Abstract

This article determines the essence of transhumanism as a modern trajectory in the field of medicine, which implies projects of human modification in order to expand their physical, mental and psychological capabilities.  The study analyzes the historical development of the ideology of transhumanism. Also, the authors examine the questions of the transformation of the philosophical doctrine into medicine, which understood as transhumanism today, as well as identify the key concepts of the development of this trajectory in the medical field and examines the position of the modern generation in relation to transhumanism, both theory and practice. Based on the comparative-historical method, the study carries out an analysis of the history and concept of the development of the transhumanist movement.

Keywords: transhumanism, superman, cryonics, immortalism, nanotechnology, cryopreservation.

Основная часть

Концепция трансгуманизма возникла в начале XX века, и ознаменовала XXI – век технологий и модернизации. Основная идея данной концепции состоит в олицетворении человека как конструкта, в преодолении границ его разума и природных возможностей с целью достижения постчеловеческой формы существования, то есть создания совершенной формы – Сверхчеловека. Трансгуманизм зародился как философская концепция, но через несколько десятилетий его идеи положили начало развитию современного научного движения. Трансгуманизм, как назвал его О. Хаксли, это план перехода человека обыкновенного к сверхчеловеку: О. Хаксли, 1957. Несмотря на то, что данная концепция берет истоки в трудах, датированных началом двадцатого века, современное молодое поколение практически не ориентируется в этом направлении. По результатам дистанционного анкетирования тысячи человек по вопросам трансгуманизма, респондентами которого явились молодые люди в возрасте от 18 до 25 лет, являющиеся студентами ВУЗов России (Астрахани, Санкт-Петербурга, Москвы), только 25% опрошенных встречались с данным понятием в литературе, и 19% респондентов определяют значение термина. Проведенный социологический опрос позволил продемонстрировать на конкретных примерах отношение молодого поколения России к проблеме трансгуманизма.

С научной точки зрения под трансгуманизмом понимается теория, в основе которой лежит основополагающая мысль: «современный человек не является вершиной эволюции, а скорее занимает первую ступень эволюции вида Homo Sapiens» – Ettinger, 2005. В качестве постчеловека понимается обладание им умственными и физическими возможностями, далеко превосходящими возможности любого немодифицированного человека. Термин «transhumane» впервые употребляется в произведении Данте Алигьери «Божественная комедия», датированном 1312 годом, но скорее в философской концепции. Трансгуманизм в современном понимании был предложен биологом Дж. Хаксли в 1957 г., в эпоху, когда генетика и наука в целом освободились от влияния религии и стали отдельной отраслью. Дж.Хаксли позиционировал «трансгуманизм» как новую идеологию для человечества, которая ознаменовала новую веху истории – научно-техническую революцию. В произведении «Новые бутылки для нового вина» писатель отмечал, что, преодолевая самого себя, можно познать настоящие возможности природы человека (Huxley, 1957). Из этого следует, что сверхчеловек – это скорее конструкт, который вбирает в себя максимум из природы и в то же время проистекает из прорывов в науке и технике [11]. Последователь Хаксли, Р. Эттингер в книге «Перспективы бессмертия» (1964) утверждал, что люди, ныне живущие, непременно имеют шансы на физическое бессмертие [1]. Трансгуманизм в России — заимствованная теория, однако практические начала данной концепции положил Семен Корсаков, «пионер русской кибернетики», ученый и изобретатель, отец интеллектуальных машин. В ХIХ веке он впервые сконструировал механические устройства, работающие на основе перфорированных таблиц. Эти разработки были задуманы для решения поиска информации и создания классификаций, успех которых стал прорывом в трансгуманистическом учении.

Теоретическая конструкция трансгуманизма состоит в концепции человеческой эволюции на современном этапе. Основной задачей своего движения приверженцы данного направления считают безостановочное совершенствование, так как человек является только переходным к сверхчеловеку видом [8]. По мере распространения и роста трансгуманистического движения, понятие Сверхчеловека приобрело такие признаки, как киборгизация (от англ. cybernetic — кибернетический, содержащий имплантаты) и возможность к искусственному размножению, что влечет за собой бесполость человеческой популяции – Ричард Полсон, 2017. Однако основополагающей целью своего движения трансгуманисты определяют продление жизни человека и достижение в конечном итоге неограниченного долголетия – Davies, 1952. Данной проблемой в настоящее время занимается наука – крионика, и с далекого 1956 года крионисты добились высоких результатов. Именно в том году Луи Рэ опытным путем заставил сердце замороженного куриного эмбриона биться. Опытами российского биолога Ю. Пичугина на кроликах доказано, что после разморозки срезы головного мозга, находившиеся на протяжении нескольких часов в глубокой заморозке, сохраняют электрическую активность, что является неопровержимым фактом крионистической теории жизни после смерти –Ю.И. Пичугин, 1993. Как доказательство в пользу данной теории можно интерпретировать рождение в 2020 году ребёнка, эмбрион которого был замороженным в течение 27 лет: Марк Меллингер, 2020. Первым добровольно замороженным человеком в мире является Дж. Бедфорд, 73-летний профессор Калифорнийского университета, который умер в результате осложнений метастазированного рака почек в 1967 году. После нескольких часов констатации смерти его криоконсервировали с целью транспортации в будущее, когда вероятно, станут доступны технологии репарации тканей и восстановление функционирования умершего организма. Крупные компании по крионированию находятся в Америке, России и Китае, на счету которых имеются сотни пациентов. Современные ученые-крионисты сходятся во мнении: чтобы спасти человека после его смерти, достаточно сохранить мозг, а тело непременно можно вырастить из стволовых клеток заказчика (Б.Бест). Не вдаваясь в обсуждение, отметим, что крионирование производят строго при температуре -196С, перед чем проводят перфузию.

Во II веке нашей эры Гален, древнеримский медик и философ, назвал старение естественным процессом. И на протяжении около двадцати столетий человечество определяет старость как совокупность различных патологических состояний и заболеваний, которые с возрастом приобретают широкую распространённость в популяции [9]. В настоящее время всё больше ученых ставят общепризнанную концепцию старения под сомнение, считая «болезни старости» не причинами, а симптомами старения (Обри Ди Грей, британский геронтолог, 2011). Из опрошенных мною респондентов только 10,5% сошлись во мнении с учеными. Лишь около пятидесяти процентов студентов предпочли бы искусственно продлить жизнь, остальные опрошенные негативно отнеслись к данной идее. Только 65% респондентов предпочли прожить больше ста лет. Рэймонд Курцвейл, известный как изобретатель и футурист, основатель американской клиники долголетия, одним из первых пришел к тому, что старение – это не физиологический процесс. Согласно его теории, старение связано с нарушением в организме выработки различных веществ, одним из которых является лецитин. Лецитин – один из важнейших строительных материалов, необходимый для обновления и регенерации поврежденных клеток (Теодор Николя Гобли, 1865). Выработка организмом данного жироподобного вещества начинает снижаться к сорока годам. Таких веществ и элементов, выработка которых нарушается с течением лет, множество, и именно это явление по мнению Курцвейла является причиной физиологического старения организма. Таким образом, для сохранения ресурсов организма необходимо регулярно проходить обследования, изменять рацион питания исходя из потребностей организма. Курцвейл предложил ежедневно восполнять потерю веществ и микроэлементов различными БАДами и витаминами, которых он насчитал около двухсот (Р.Курцвейл, 2005). Данная теория является так же одним из направлений трансгуманизма, которое принято называть «щадящим» [3].

 За прямое слияние с техникой выступает, например, ученый-кибернетик Кевин Уорвик, или как его прозвали в Великобритании – «чокнутый профессор». В 2002 году он проинтегрировал свою нервную систему с нейронным интерфейсом, с помощью чего успешно перенёс эмоции и двигательные сигналы своей жене. Последние разработки Уорвика касаются изобретения по излечению паркинсонизма. Ученый обещает в скором времени сделать возможным трансляцию и запись эмоций и мыслей на базу компьютера – К.Уорвик, 2019. Подобные технологии открывают возможность создания новых физических и умственных, эмоциональных и сенсорных способностей у человека. Сознание человека перейдёт на совершенно новый уровень: от аугментации до сложнейшей системы интерфейс «Мозг-Машина». Это позволит людям взаимодействовать с электронными устройствами за доли секунд. На данный момент в университете Дьюка в Дареме ведутся разработки по созданию и усовершенствованию нейропротезов, которые могли бы позволить человеку управлять протезами конечностей так же, как и биологическими. Создание имплантатов нового поколения расширяет возможности управления функционированием организма и сознания. Одной из новейших разработок в области нейротехнологии, проект которой стартовал в 2016 году, является изобретение Илона Маска под названием Neuralink (от англ. нейросеть). Работа учёного направлена на совершенствование системы «мозг – компьютер». Ученый презентовал устройство, созданное из гибких нитей толщиной в несколько мкм, внутри которых располагается несколько десятков электродов. Электроды считывают импульсы, генерируемые мозгом, и передают их на имплантат, размещаемый за ухом человека. Идея заключается в преобразовании сигналов мозга человека в знаковую систему электронного устройства и последующей трансляции импульсов от носителя информации в смартфон или компьютер по Bluetooth [4]. Главной задачей устройства
И. Маска, известного как «нейронное кружево», является расширение возможностей людей с неврологическими заболеваниями. Маск утверждает, что с помощью аппарата пациент сможет самостоятельно контролировать выработку собственных гормонов и генерацию нервных импульсов, а также, что немаловажно, справляться с тревожностью – И.Маск, 2016. Данные разработки расширяют возможности человеческого мозга. Испытания устройства Маска успешно прошли на крысах и обезьянах, однако на людях тест на данный момент произвести невозможно из этических и законодательных соображений. Примечательна разработка в том же направлении, цель которой состоит в восстановлении памяти у пациентов с деменцией и болезнью Альцгеймера. Ученые из Массачусетского технологического института (США) утверждают, что изобретенный ими нейроимплант, который вводится малоинвазивной процедурой в гиппокамп, восстанавливает кратковременную память. Нейроимплант распознает механизмы, которые отвечают за вынесение из памяти воспоминаний, а затем воспроизводит их путем стимуляции определенных групп нейронов коры больших полушарий – Susumu Tonegawa, 2016. Эксперимент проводили в течение нескольких месяцев на пациентах, страдающих эпилепсией, и результат показал, что память пациентов улучшилась как минимум на 35%.

Современные аналитики утверждают, что вскоре начнется эпоха трансгуманизма, и чипирование людей приобретет массовый характер – И.Маск, 2019. На сегодняшний день в мире существует три технологии: RFID – для управления системой контроля доступа; NFC, применяемая для совершения платежа и разблокировки устройств (смартфона и т.д.), а также MIFARE – наиболее перспективная технология для систем управления доступом, проездных документов, виз. В Америке по данным TACC общество активно использует данные системы. В России ситуация складывается иначе. 80% опрошенных мною студентов не знают о существовании таковых систем или относятся негативно к их использованию. Причинами такого отношения респондентов к процессу модернизации в данной области являются: особенности национального менталитета, низкая заинтересованность граждан в международной науке, дезинформация и значительное влияние жёлтой прессы на общественное сознание.

Одним из наиболее прогрессивных направлений современного трансгуманизма является генная инженерия. На данный момент существуют технологии, которые позволяют изменять геном человека и животных с абсолютной точностью. Ярчайшим примером этому является система CRISPR-Cas9, которую используют на протяжении нескольких лет в лечении наследственных патологий, онкологии, заболеваний крови, СПИДа – Дж. Дудна, 2020. Э.Шарпантье и Дж. Даудне в 2020 году вручили Нобелевскую премию по химии за изобретенный ими метод по редактированию генома. Масштабы работ по генной инженерии к сегодняшнему дню приобрели широкий размах, что вызывает опасения политических организаций в отношении возможных негативных последствий, полученных с помощью методов этой науки. Так, например, китайский ученый Хэ Цьзянькуи, создавший в 2018 году генномодифицированных невосприимчивых к ВИЧ близнецов Наны и Лулу, был приговорен к лишению свободы на три года и штрафу в три миллиона юаней. Оценка последствий и риска реализации идей трансгуманизма – важнейшая из задач всемирного научного сообщества.

Выводы

Развитие и реализация идей трансгуманизма в медицине – наиболее перспективное и прогрессирующее направление современной науки. Нанотехнологии, робототехника, генная инженерия и т.п., что охватывает собой понятие «трансгуманизм», расширяют свои коннотационные границы. IQ современного человека выше как минимум на 30 пунктов по сравнению с его предками 100 лет назад – в этом заключается эффект Флинна. Это факт – люди умнеют, и, несомненно, эволюция человека продолжается [8]. Ученые и аналитики утверждают, что уже в следующем десятилетии мы станем свидетелями и участниками коренного поворота к цифровизации со стороны естественных наук, что в большей степени обусловлено стремлением человечества увеличить и преобразовать свой природный потенциал (И.Маск, 2019). Некоторые концепции трансгуманизма на данный момент только внедряются в тезаурусы молодого поколения, другие остановились на гране виртуальности и реальности. Идеи по модернизации человека существовали на протяжении всей истории человечества. Первоначальные проекты по модификации человека с помощью технических усовершенствований его органического начала в рамках трансгуманизма на данный момент достигли стадии практической реализации.

Конфликт интересов

Не указан.

Conflict of Interest

None declared.

Список литературы / References

  1. Бостром, Н. Что такое трансгуманизм / Н. Бостром // Экогеофилософский альманах. – 2000. – № 3. – С.59-67.
  2. Маклаков, А. Тело как проблема: постчеловечность и трансгуманизм / А. Маклаков. – [Электронный ресурс] URL: http://transhumanism-russia.ru/content/view/277/94/. (дата обращения: 12.09.2021)
  3. Пастухова, А.В. Философские интерпретации «естественного» и «искусственного» (обзор) / А.В. Пастухова // Теория и практика современной аграрной науки: Сборник IV национальной (всероссийской) научной конференции с международным участием, Новосибирск, 26 февраля 2021 года. – Новосибирск: Издательский центр Новосибирского государственного аграрного университета “Золотой колос”, 2021. – С. 1865-1869.
  4. Постчеловек // Сайт Российского трансгуманистического движения. – [Электронный ресурс] URL: http://transhumanismrussia.ru/content/view/6/93/#transhumanism. (дата обращения: 12.09.2021)
  5. Рагимова, О.А. Нравственность против трансгуманизма / О.А. Рагимова, А.П. Мозелов, Г.Ф. Андреева // VIII Дыльновские чтения «современное общество в условиях социальной неопределенности: теория и практика»: материалы международной научно-практической конференции, Саратов, 12 февраля 2021 года. – Саратов: Издательство “Саратовский источник”, 2021. – С. 98-104.
  6. Ферри Л. Краткая история мысли. Трактат по философии для подрастающего поколения / Л. Ферри // Перевод с французского. – М.: «Ад Маргинем», 2018. – 270 с.
  7. Фесенкова, Л.В. Идея преобразования человека в современной культуре. Проблема трансгуманизма сегодня / Л.В. Фесенкова, Е.Д. Дерябина // Культурное наследие России. – 2015. – № 4. – С. 16-19.
  8. Юдин, Б.Г. Трансгуманизм: сверхгуманизм или антигуманизм? / Б.Г. Юдин // Биоэтика и гуманитарная экспертиза. – 2013. – С.10- 24.
  9. Яковлева, Е.Л. Вектор движения: гуманизм – постгуманизм – трансгуманизм – техногуманизм – гуманизм / Е.Л. Яковлева // Балтийский гуманитарный журнал. – 2014. – № 21. – С.40-42.
  10. Bostrom N. AHistory of Transhumanist Thought / Bostrom // Journal of Evolution and Technology. – 2005. – № 14. – 30 p.
  11. Huxley J.Transhumanism / Huxley // Ethics in Progress (ISSN 2084-9257). – Vol. 6 (2015). – № 1. – P. 12-16. – [Electronic resource] URL: https:/pressto.amu.edu.pl/index.php/eip/article/download/9303/9014 (accessed 15.08.2021).

Список литературы на английском языке / References in English

  1. Bostrom, N. Chto takoe transgumanizm [What is transhumanism] / N. Bostrom // Jekogeofilosofskij al’manah [Ecogeophilosophical almanac]. – 2000. – No. 3. – pp. 59-67. [in Russian]
  2. Maklakov, A. Telo kak problema: postchelovechnost’ i transgumanizm [The body as a problem: posthumanity and transhumanism]. /A. Maklakov. – [Electronic resource]. URL: http://transhumanism-russia.ru/content/view/277/94/. (accessed: 12.09.2021) [in Russian]
  3. Pastukhova, A.V. Filosofskie interpretacii «estestvennogo» i «iskusstvennogo» (obzor) [Philosophical interpretations of “natural” and “artificial” (review)] / A.V. Pastukhova // Teorija i praktika sovremennoj agrarnoj nauki: Sbornik IV nacional’noj (vserossijskoj) nauchnoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem, Novosibirsk, 26 fevralja 2021 goda [Theory and practice of modern agricultural science: Collection of the IV National (All-Russian) Scientific Conference with international participation, Novosibirsk, February 26, 2021]. – Novosibirsk: Publishing Center of the Novosibirsk State Agrarian University “Golden ear”, 2021. – pp. 1865-1869. [in Russian]
  4. Postchelovek [Posthuman] // Website of the Russian transhumanist movement. – [Electronic resource] URL: http://transhumanismrussia.ru/content/view/6/93/#transhumanism. (accessed: 12.09.2021) [in Russian]
  5. Ragimova, O. A. Nravstvennost’ protiv transgumanizma [Morality against transhumanism] / O.A. Rahimova, P. Mozelov, G.F. Andreeva // VIII Dyl’novskie chtenija «sovremennoe obshhestvo v uslovijah social’noj neopredelennosti: teorija i praktika»: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Saratov, 12 fevralja 2021 goda [VIII Dylnov readings “modern society in conditions of social uncertainty: theory and practice”: materials of the international scientific and practical conference, Saratov, February 12, 2021]. – Saratov: Publishing house “Saratov source”, 2021. – pp. 98-104. [in Russian]
  6. Ferry L. Kratkaja istorija mysli. Traktat po filosofii dlja podrastajushhego pokolenija [A brief history of thought. A treatise on philosophy for the younger generation] / L. Ferry. Translated from French. – M.: “Ad Marginem”, 2018 – – 270 p.
  7. Fesenkova, L.V. Ideja preobrazovanija cheloveka v sovremennoj kul’ture. Problema transgumanizma segodnja [The idea of human transformation in modern culture. The problem of transhumanism today] / L.V. Fesenkova, E.D. Deryabina // Kul’turnoe nasledie Rossii [Cultural Heritage of Russia]. – 2015. – No. 4. – pp. 16-19. [in Russian]
  8. Yudin, B.G. Transgumanizm: sverhgumanizm ili antigumanizm? [Transhumanism: superhumanism or antihumanism?] / B.G. Yudin // Biojetika i gumanitarnaja jekspertiza [Bioethics and humanitarian expertise]. – 2013. – p. 10-24. [in Russian]
  9. Yakovleva, E. L. Vektor dvizhenija: gumanizm – postgumanizm – transgumanizm – tehnogumanizm – gumanizm [Vector of movement: humanism-posthumanism-trans-humanism-technohumanism-humanism] / E. L. Yakovleva // Baltijskij gumanitarnyj zhurnal [Baltic Humanitarian Journal]. – 2014. – No. 21. – pp. 40-42. [in Russian]
  10. Bostrom N. AHistory of Transhumanist Thought / Bostrom // Journal of Evolution and Technology. – 2005. – № 14. – 30 p.
  11. Huxley J.Transhumanism / Huxley // Ethics in Progress (ISSN 2084-9257). – Vol. 6 (2015). – № 1. – P. 12-16. – [Electronic resource] URL: https:/pressto.amu.edu.pl/index.php/eip/article/download/9303/9014 (accessed 15.08.2021).

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.