ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ИРРАЦИОНАЛЬНЫХ АСПЕКТОВ ЯЗЫКА В ЭПОХУ ПОСТМОДЕРНА: КУЛЬТУРНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.18454/IRJ.2016.50.063
Выпуск: № 8 (50), 2016
Опубликована:
2016/08/18
PDF

Ермолина А.В.

ORCID: 0000-0003-3298-0501, Аспирант Южного федерального университета, институт философии и социально-политических наук

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ИРРАЦИОНАЛЬНЫХ АСПЕКТОВ ЯЗЫКА В ЭПОХУ ПОСТМОДЕРНА: КУЛЬТУРНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ

Аннотация

В статье рассмотрено: иррационализация языка есть иррационализация культуры, а также иррационализация метафизических размышлений. К тенденциям развития иррациональных аспектов языка в эпоху постмодерна, т.е. соотношения конcтантной культурной реальности и реальности on-line, следует отнести современные медиа-войны, а также формирование так называемого глобального виртуального языкового пространства. Язык становится особой мифологемой, создающей субъективное мировоззренческое пространство человека. Искомый мир обладает непротиворечивостью и целесообразностью, он удобен и понятен, целостен и разумно устроен.

Ключевые слова: язык, иррациональные аспекты языка, философия постмодерна, анализ языка в постмодерне.

Ermolina A.V. 

ORCID: 0000-0003-3298-0501, Postgraduate student, Southern Federal University, Institute of Philosophy and Social-Political Sciences

TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF IRRATIONAL ASPECTS OF LANGUAGE IN THE POSTMODERN ERA: CULTURAL AND PHILOSOPHICAL ANALYSIS

Abstract

In the article: irrationalization language is irrationalization culture and irrationalization metaphysical reflection. The development trends of the irrational aspects of language in a postmodern era, i.e. the ratio of constant cultural reality and the reality on-line, should include modern media war and the formation of the so-called global virtual linguistic space. Language is a particular myth creates subjective ideological space. Required world has consistency and expediency, it is easy and intuitive, holistic and reasonably arranged. 

Keywords: language, irrational aspects of language, the philosophy of postmodern, analysis of language in the postmodern.

Иррационализация языка есть иррационализация культуры, а также иррационализация метафизических размышлений, изменение самого статуса знания и форм его выражения. Постмодернистская теория, получившая активное развитие во второй половине XX в., внесла значительный вклад в понимание влияния информационной революции на лингвистические, социальные и культурные процессы, протекающие в современном мире. Именно в этот период была  сформирована критическая позиция по вопросу влияния новых информационных технологий на индивидуальное и общественное сознание, анализируется символическая реальность и ее трансформации в современную культурную эпоху, а также создается оригинальный категориальный аппарат для ее описания, показывающий сущностные моменты иррационального влияния языка на современную культуру. К тенденциям развития иррациональных аспектов языка в эпоху постмодерна, т.е. соотношения константной культурной реальности и реальности on-line, следует отнести современные медиа-войны, информационные экспансии, а также формирование так называемого глобального виртуального языкового пространства.

В отечественной практике яркий пример медиа-войн и информационных вторжений одних национальных культур в другие могут быть представлены в ракурсе политических и экономических санкций против России в отношении присоединения Крыма, «дискриминации» российских спортсменов в запрете им принимать участи в летних Олимпийских играх 20116 года (инициирование скандала с употреблением допинга). Здесь можно говорить о возникновении «глобальной информационной среды», влияющей на активность экономических, политических и военных действий [1].

Современная реальность входит в совершенно новую модель бытия культуры, где пребывает симулирующая или виртуальная реальность. Их взаимодействие и порождает время реальное и время виртуальное, т.е. on- line. Такую сторону проблемы анализирует и П. Вирильо. В центре интересов философа находится новая ситуация, в которой оказалась культура, попавшая под воздействие новых информационных технологий, изменивших социальные и политические практики, географию, экологию. Виртуальную реальность исследователь считает неизбежным, закономерным этапом развития коммуникационных технологий, следующим за TV и видео. Обращаясь к тем же фактам, что и Бодрийяр, и описывая войну в Персидском заливе и Югославии, он акцентирует внимание именно на иллюзорной реальности [2].  Получается, что реальность, согласно Вирильо замещается ее так называемым субститутом, т.е. виртуальной иллюзией, приводящей к глобальным гуманитарным катастрофам.

Бодрийяр называет современное состояние общества – массой. Дать определение массе, по словам самого философа, невозможно, поскольку это означало бы «придать смысл тому, что его не имеет» [3; с.9].  Используя скорее поэтический, чем научный стиль, он описывает ее как имплозивное явление, «черную дыру», в которой «все измерения вгибаются внутрь себя и свертываются в ничто, оставляя позади себя только поглощение» [3; с.14]. Масса нивелирует все традиционные основы социального – Государство, Историю, Культуру, Смысл. Поэтому с приходом массы наступает «конец социального» и происходят радикальные трансформации с понятиями «смысл» и «знание». Специфику эпохи «пост» определяет то, что «никто не переживает по этому поводу». У массы нет спроса на смысл, нет желания реальности. Поэтому разговоры о манипулировании массой несостоятельны. Массой нельзя манипулировать, любые попытки воздействовать на массу обречены, так как она поглощает и нивелирует любое усилие, в этой пучине тонет всякий смысл.  Ж.-Ф. Лиотар в своем труде «Состояние постмодерна» [4] также затрагивает проблему знания и информации. Лиотар утверждает, что знание в информационных обществах меняет свой статус. Все передовые открытия в области науки, техники и технологий, их влияние на язык и передачу информации, а значит и на знание  в целом очень велико. Ссылаясь на К. Маркса, Лиотар отмечает, что знание становится новой производительной силой.

«Меркантилизация» знания в национальной политике и культуре приводит к изменениям в традиционных коммуникационных и информационных потоках в рамках отдельных государств – эти потоки все более замутняются, превращаются в информационный шум и становятся непроницаемыми. Таким образом, кроме своего экономического статуса знание приобретает особый политический статус. Проблему «власть-знание» он решает, во многом опираясь на идеи М. Фуко [5]. С этого момента рассуждения французского философа приобретают специфические для постмодернизма черты. Прежде всего, он разрабатывает понятие «нарратив», которое обозначает сложившуюся в конкретный исторический период форму употребления знания. Нарративы представляют собой повествовательные структуры, определяющие ту или иную разновидность дискурса. Особую роль приобретают так называемые легитимирующие метанарративы (или макронарративы), задача которых состоит в том, чтобы обосновать доминирование в обществе определенного типа знания, стиля мышления, политического строя, социальных институтов, норм морали. Эпоха модерна зиждилась на метанарративах, основанных на идеях Просвещения, к которым в первую голову относились идеи рационализма, свободы и социального прогресса. Практически любой нарратив реализуется именно через языковые игры, содержащие такие типы высказываний, как денотат, придерживающийся критерия истинности, требующий компетентности от высказывающего (а не слушателя), обладающего возможностью фальсификации (опровержения). Получается, что любой иррациональный аспект языка в культуре требует для легитимизации нарративы. «Такой возврат в той или иной форме к нарративу в ненарративном не следует рассматривать как оставшийся теперь навсегда позади – пишет Ж.Ф. Лиотар –  нет ли у нас и теперь потребности сочинить рассказ о знании, чтобы уточнить его статус?»  [4; с.71-73]. И далее: «Знание не может узнать и продемонстрировать свою истинность, если не будет прибегать к другому знанию – рассказу, являющемуся для него незнанием» [4; с.74].  Легитимизация иррационального аспекта языка возможна посредством двух видов нарратива: повествование об освобождении и спекулятивное повествование.

В эпоху постмодерна данные нарративы испытывают кризис, т.к. знание в современном мире начинает приобретать все более выраженный прагматический характер. В заключение статьи следует отметить, что в философии постмодерна проблема анализа языка занимает центральное место. Язык рассматривается в имманентной связи с феноменологией знания и информации. Развитие информационного общества приводит к изменению статуса знания, знание становится прагматичным и утилитарным, превращается в фундирующий ресурс современной культуры, экономики и политики. Научное знание все более требует своей легитимизации, заключает в себе нарративы и метанарративы. В результате этих процессов язык становится все более иррациональным, а значит и сама культура приобретает иррациональный, непредсказуемый характер развития, который может привести к катастрофическим последствиям.

Литература

  1. Concept for information operations. 1995 // TRADOC Pamphlet. 525-569.
  2. Вирилио П. Информационная бомба. Стратегия обмана. М., 2002. С. 123-124.
  3. Бодрийяр Ж. Прозрачность зла. – М.: Добросвет, 2000. С. 11-12.
  4. Лиотар Ж-.Ф. Состояние постмодерна. СПб., «Алетейя», 1998.
  5. Фуко М. Археология знания: – К.: Ника-Центр, 1996.; Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет. М., 1996.

References

  1. Concept for information operations. 1995 // TRADOC Pamphlet. 525-569.
  2. Virilio, P. the Information bomb. The strategy of deception. M., 2002. Р. 123-124.
  3. Baudrillard J. the Transparency of evil. – Moscow: Dobrosvet, 2000. Р. 11-12.
  4. Liotard Train.F. The condition of postmodernity. SPb., "Aletheia", 1998.
  5. Foucault M. Archaeology of knowledge: – K.: Nika-Tsentr, 1996.; Foucault M. The Will to Truth: beyond knowledge, power and sexuality. Works of different years. M., 1996.