ОСОБЕННОСТИ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ПРОШЛОГО ВРЕМЕНИ В КОНТЕКСТЕ ТЕОРИИ ПРОЦЕССОВ

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.23670/IRJ.2017.59.055
Выпуск: № 5 (59), 2017
Опубликована:
2017/05/19
PDF

Попов В.В.1, Музыка О.А.2,  Максимова С.И.3

1Доктор философских наук, профессор, Таганрогский институт им. А.П. Чехова (филиал), Ростовского государственного экономического университета, 2Доктор философских наук, профессор, Таганрогский институт им. А.П. Чехова (филиал) Ростовского государственного экономического университета, 3Аспирант, Таганрогский институт им. А.П. Чехова (филиал) Ростовского государственного экономического университета

 ОСОБЕННОСТИ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ПРОШЛОГО ВРЕМЕНИ В КОНТЕКСТЕ ТЕОРИИ ПРОЦЕССОВ

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта “Трансформация стратегий исследования динамики социальной реальности”, № 16-33-00003

Аннотация

В статье рассматривается многоуровневый характер исследования сегмента настоящего времени. Показывается, что социальные изменения, которые имели место или случались в рамках сегмента прошлого, касаются процессов, которые могли начинаться в сегменте далекого прошлого и заканчиваться тоже в прошлом. Выявлено, что модель линейного развития приводит к достаточно неоправданному увеличению сегмента настоящего в качестве процесса как линейного интервала, причем предполагает чередование социальных и исторических позиций в настоящем времени. Раскрыто, что сегмент прошлого имеет свои качественные и количественные характеристики, которые обозначают  начало и некоторый настоящий сегмент рассматриваемого социально-исторического процесса.

Ключевые слова. Настоящее время, реконструкция прошлого, линейный интервал, интерпретация, оценка, социальный процесс, сегмент времени.

Popov V.V.1, Musica O.A.2, Maksimova S.I.3

1PhD in Philosophy, Professor, 2PhD in Philosophy, Professor, 3Postgraduate Student, Taganrog Institute named after A.P. Chekhov (Branch) Rostov State University of Economics

MAIN FEATURES OF PAST TIME INTERPRETATION IN THE CONTEXT OF PROCESS THEORY

The research was carried out with the financial support of the Russian National Scientific and Research Foundation within the framework of the research project “Transformation of Strategies Aimed at Studying the Dynamics of Social Reality,” No. 16-33-00003

Abstract

The paper considers multi-level nature of the present time segment. It is shown that social changes that have taken place within the segment of the past concern processes that could begin in the segment of the distant past and end in the past. The article reveals that the model of linear development leads to an unjustifiably increasing segment of the present as a process of a linear interval, and involves alternating social and historical positions in the present. At that, the segment of the past has its qualitative and quantitative characteristics, which indicate the beginning and some real segment of the socio-historical process under consideration.

Keywords: Present time, reconstruction of the past, linear interval, interpretation, evaluation, social process, time segment.

В рамках социально-философских идет активный дискурс о том, что в контексте некоторой области сегмента прошлого времени имеется весьма значительное количество разнообразных процессов, влияющих на исходные предпосылки зарождающихся процессов и,  конечно, среди них будет интересующий  процесс социального развития, который будет отвечать  исследовательским задачам и с которым будет соотноситься определенный интервал времени. Поэтому ясно, что имеющиеся социальные изменения, которые имели место или случались в рамках сегмента прошлого, касаются процессов, которые могли бы начинаться в сегменте далекого прошлого и заканчиваться тоже в прошлом, и это одна сторона проблемы. Но нельзя отвергать и тот случай, когда социальные процессы  могли  иметь место в прошлом, в прошлом они начинались, и могли заканчиваться в том же прошлом, не подходя к настоящему, т.е. об интервальности прошлого и настоящего даже нет смысла говорить[1],[2].

При этом, в качестве своеобразного допущения, можно указать на такие процессы, которые имели место и в прошлом сегменте, и, соответственно, имплицитно переходили в сегмент настоящего, где заканчивались, и даже те процессы, которые могли начинаться  в прошлом времени, проходить из прошлого через настоящее время и заканчиваться уже в будущем времени, причем это окончание, будет весьма условным, потому что данные процессы приобретают уровень тенденций, альтернатив или перспектив, образуя в целом сценарий будущего времени. Поэтому, полагаем, что социальное развитие в целом как и социальные, и исторические процессы представляют собой  достаточно сложные явления, рассмотрение которых в контексте определенной темпоральной хронологии представляется, возможно, не самым лучшим вариантом, хотя это во многом зависит от тех целей и задач, которые ставит перед собой социальный субъект[3],[4].

Однако заметим, что подобный случай все же касается в большей степени тех конструкций, которые могут быть использованы тогда, когда к исследованию привлекаются линейные темпоральные структуры и, в данном случае, изучение социальных событий будет происходить внутри линейных моделей. Кстати, именно подобная модель и приводила к достаточно неоправданному увеличению сегмента настоящего в качестве процесса как линейного интервала, причем предполагала чередование социальных и исторических позиций в настоящее времени[5],[6].

Исследование в этом направление вызывает некоторые проблемы, поскольку имеются достаточно серьезные возражения, связанные с тем, как в этом случае решать проблему с возможными сценариями, которые можно рассматривать и относительно исходной точки сегмента настоящего в социально-историческом процессе, так и с позиции зафиксированного завершения подобного процесса. Случай с движением по отношению к сегменту будущего времени напрашивается сам собой. В этой связи, если дискурс идет о характеристиках с точки зрения количества в отношении прошлого, есть смысл производить оценку социальных процессов, которые напрямую влияют на внутреннюю структуру подобных процессов, и которые связаны с социальным и историческим временем[7],[8].

Более того, в данном случае принципиально важным является то, что на приоритетное место выходит понятие длительности, и не просто длительности, а интервальной длительности социального процесса и этот процесс будет относиться и фиксироваться в контексте такой структуры времени, которая одновременно отражает свойства и периодов, и интервалов, т.е. получается вариант периодическо-интервальной структуры. Кстати, на наш взгляд, данную структуру можно сочетать и с другой структурой, например, метрическо-интервальной структурой, и это сочетание является прагматичным и позитивным с точки зрения достижения новых результатов. Нельзя не отметить и другую позицию[9],[10].

Если дискурс касается сегмента прошлого с учетом интерпретационного и оценочного уровней и осуществляется переход на такие характеристики, которые рассматриваются с точки зрения качества, то имеет место и другой вопрос, связанный с тем, что находясь в пределах прошлого с учетом имеющихся различных процессов, которые в нем были и которые в нем будут, независимо от того, достигли ли они сегмента настоящего времени, они должны получить свое истолкование, получить свою интерпретацию и оценку. Поэтому, авторы считают, что, в данном случае, социальный субъект должен отдать приоритет методам герменевтики лишь для того, чтобы задействовать настоящее время, а иногда и обращаться к сегменту будущего, было бы возможно именно с учетом герменевтики рассмотреть ситуацию, когда конкретные характеристики могут повлиять на сегмент прошлого времени, здесь имеются ввиду различия между процессами, некоторой их внутренней определенностью, а также множество событий, явлений и т.д.[11],[12].

Следовательно, останавливаясь на том, что изучение внутренней структуры социального развития социальным субъектом предполагает утверждение, что для него является принципиальным отобразить, что именно в этом случае имеется множество направлений или исторических реконструкций, направленных к сегменту прошлого, и это будет отдельное исследование, которое представляется весьма важным именно с методологических позиций. При этом, авторы  работы обоснованно предлагают, что такие обращения имеют во многом реальный интерпретационный и оценочный характер, т.к. иначе ни качественные, ни количественные характеристики не получат своей собственной интерпретации и не получат даже оценки, с одной стороны, и исследователь не сможет выйти на изучение реальных семантических концептов, с другой стороны.

Но при этом следует учитывать и то, что сегмент прошлого имеет свои качественные и количественные характеристики, которые обозначат  начало и некоторый настоящий сегмент рассматриваемого социально-исторического процесса, поэтому, в данном случае, исследование смещается в сторону поиска необходимого семантического инструментария, адекватного для того, чтобы существовала возможность иметь целый арсенал необходимых идеализаций и абстракций, которые давали бы возможность реконструировать сегмент прошлого времени[13].

С другой стороны, сам переход от сегмента прошлого к сегменту настоящего в рамках которого будет фиксироваться внутренняя структура социального развития предполагает что, исследователь обязан произвести ряд необходимых замечаний, касающихся в первую очередь того, что социальное развитие, как и социальный, и исторический процессы исследуются с позиций, имеющегося определенного начала и имеющейся определенной завершенности, хотя нужно сказать, что оба эти понятия имеют оттенок идеальных объектов. Другими словами, авторы предполагают , что рассмотрение внутренней структуры социального развития, которое, так или иначе, касалось «стрелы времени», конечно, предполагало то, что социально-исторический процесс приобретал свое некоторое начало и некоторое завершение, но блок и завершения, и начала можно понимать по разному – и как точки, и как интервалы, и как длительности, и как границы, и т.д.

Поэтому обратимся к современной научной литературе, в которой идет обсуждение сходных и подобных проблем. Авторы, конечно, не будут в рамках одной статьи вступать в дискуссию по данному вопросу, т.к. она весьма оригинальная и  интересная, но, в то же время, она имеет длительный характер. Однако принципиально отметит, что и концепт начала, и концепт завершенности социального развития, равно как и социального процесса увязывается с тем, что напрямую выходит не только на общую схему «стрелы времени», но и коррелирует с множеством процессов, имеющих место в рамках общей структуры. Поэтому авторы вполне справедливо полагают, что вообще настоящее с точки зрения проблемы, настоящее с точки зрения роли в рамках социально-исторического исследования нужно решать в рамках  интервальной структуры, а не в контексте сочетаемости различного вида структур времени.

Список литературы / References

  1. Попов В.В. Феномен неклассической рациональности // Исторические, философские, политические и юридические науки, культорология и искусствоведение. Вопросы теории и практики.--№2-2.-С.206-210.
  2. Попов В.В. Особенности постнеклассичекой рациональности в социально-философском контексте// Исторические, философские, политические и юридические науки, культорология и искусствоведение. Вопросы теории и практики.-2013.-№3-1.-С.131-135.
  3. Попов В.В., Музыка О.А. Концептуальный подход к транзитивному обществу // Исторические, философские, политические и юридические науки, культорология и искусствоведение. Вопросы теории и практики.-2016.-№12-3.-С.128-130.
  4. Попов В.В., Музыка О.А., Киселев С.А., Уколов А.О. Концепция Д.Белла в контексте социальных трансформаций // Вестник Евразийской академии административных наук.-2016.-№4.-С.104-106.
  5. Попов В.В., Киселев С.А., Уколов А.О. Социальные трансформации в контексте социальных процессов // Евразийский юридический журнал.-2016.- №9.- С.364-366.
  6. Попов В.В., Музыка О.А. Социальный процесс и фактор темпоральности // Современные исследования социальных проблем.- 2016.-№4-1.-С.67-76.
  7. Попов В.В., Музыка О.А., Киселев С.А.., Уколов А.О. Концепция транзитивности в контексте трансформации социума //Контекст и рефлексия:философия о мире и человеке.-2016.-Т.5.-№ 5А.-С.114-122.
  8. Попов В.В., Музыка О.А., Киселев С.А..Транзитивное общество: опыт концептуализации// Международный научно-исследовательский журнал.-2016.-№12-2.-С.159-161.
  9. Попов В.В., Музыка О.А. Социальное время в контексте динамики социальной реальности // Уральский научный вестник.- 2016. -Т. 12.- №-1.- С. 6-8
  10. Попов В.В., Музыка О.А. Ценности и оценки в системе концептов правового субъекта // Уральский научный вестник. -2016. -Т. 12. -№-1.- С. 9-10.
  11. Попов В.В., Киселев С.А., Уколов А.О. Особенности структуры социального процесса в контексте исторических событий // Общество: философия, история, культура.- 2016. -№11.-С. 19-22.
  12. Попов В.В., Агафонова Т.П. Специфика темпоральности правового сознания социального субъекта //Фундаментальные исследования.- 2015.-№2-25.-С.5730-5733.
  13. Попов В.В. Логинова Т.В. Экономическая культура в системе деятельностного подхода//Фундаментальные исследования. -2015- №2-25.-С.5734-5737.

Список литературы на английском языке / References in English

  1. Popov V.V. Fenomen neklassicheskoy ratsionalnosti [Phenomenon of Non-classical Rationality] // Istoricheskiye, filosofskiye, politicheskiye i yuridicheskiye nauki, kulturologiya i isskustvovedeniye. Voprosy teorii i praktiki [Historical, Philosophical, Political and Legal Sciences, Cultural Science and Art History. Questions of Theory and Practice.] - 2013.- No.2-2.-P.206-210. [In Russian]
  2. Popov V.V. Osobennosti postneklassicheskoy ratsionalnosti v sotsialno-filosofskom kontekste [Main Features of Post-non-classical Rationality in Social and Philosophical Context] // Istoricheskiye, filosofskiye, politicheskiye i yuridicheskiye nauki, kulturologiya i isskustvovedeniye. Voprosy teorii i praktiki [Historical, Philosophical, Political and Legal Sciences, Cultural Study and Art History. Questions of Theory and Practice.] -2013.-No. 3-1.-P.131-135. [In Russian]
  3. Popov V.V., Muzyka O.A. Kontseptualniy podkhod k tranzitivnomu obshchestvu [Conceptual Approach to Transitive Society] // Istoricheskiye, filosofskiye, politicheskiye i yuridicheskiye nauki, kulturologiya i isskustvovedeniye. Voprosy teorii i praktiki [Historical, Philosophical, Political and Legal Sciences, Cultural Study and Art History. Questions of Theory and Practice.] -2016.-No. 12-3.-P.128-130. [In Russian]
  4. Popov V.V., Muzyka O.A., Kiselev S.A., Ukolov A.O. Kontseptsiya D.Bella v kontekste sotsialnykh transformatsiy [Bell's Concept in the Context of Society Transformations] // Evraziyskoy akademii administrativnykh nauk [Bulletin of the Eurasian Academy of Administrative Sciences] -2016.-No.4.-P.104-106. [In Russian]
  5. Popov V.V., Kiselev S.A., Ukolov A.O. Sotsialnye transformatsii v kontekste sotsialnykh protsessov [Social Transformations in the Context of Social Processes] // Evraziyskiy yuridicheskiy zhurnal [Eurasian Juridical Journal.] -2016.- No.9.- P.364-366. [In Russian]
  6. Popov V.V., Muzyka O.A. Sotsialniy protsess i factor temporalnosti [Social Process and Temporality Factor] // Sovremenniye issledovaniya sotsialnykh problem [Modern Studies of Social Problems] .- 2016.-No.4-1.-P.67-76. [In Russian]
  7. Popov V.V., Muzyka O.A., Kiselev S.A., Ukolov A.O. Kontseptsiya tranzitivnosti v kontekste transformatsii sotsiuma [Concept of Transitivity in the Context of the Society Transformations] // Kontekst i refleksia: filosofiya o mire i cheloveke [Context and Reflection: Philosophy of the World and Man.] -2016.-V.5.-No. 5A-P.114-122. [In Russian]
  8. Popov V.V., Muzyka O.A., Kiselev S.A. Tranzitivnoye obshchestvo: opit kontseptualizatsii [Transitive Society: Experience of Conceptualization] // Mezhdunarodniy naucho-issledovatelskiy zhurnal [International Scientific and Research Journal.] -2016.-No.12-2.-P.159-161. [In Russian]
  9. Popov V.V., Muzyka O.A. Sotsialnoye vreniya v kontekste dinamiki sotsialnoy realnosti [Social Time in the Context of Social Reality Dynamics] // Uralskiy nauchniy vesnik [Ural Scientific Bulletin].- 2016.-V. 12.- No. 1.- P. 6-8 [In Russian]
  10. Popov V.V., Muzyka O.A. Tsennosti i otsenki v sisteme kontseptov pravovogo subjekta [Values and Evaluation in the System of Concepts of the Legal Entity] // Uralskiy nauchniy vesnik [Ural Scientific Herald.] -2016. -V. 12.-No.1.- P. 9-10. [In Russian]
  11. Popov V.V., Kiselev S.A., Ukolov A.O. Osobennosti struktury sotsialnogo protsessa v kontekste istoricheskikh sobitiy [Features of Social Process Structure in the Context of Historical Events] // Obshchestvo: filosofiya, istoriya, kultura. [Society: Philosophy, History, Culture] .- 2016.-No. 11.-P. 19-22. [In Russian]
  12. Popov V.V., Agafonova T.P. Spetsifika temporalnosti pravovogo soznaniya sotsialnogo subjekta [Specification of Temporality of the Social Entity's Legal Consciousness] // Fundamentalniye issledovaniya [Fundamental Research.] - 2015.- No.2-25.-P.5730-5733. [In Russian]
  13. Popov V.V. Loginova T.V. Ekonomicheskaya kultura v sisteme deyatelnogo podkhoda [Economic Culture in the System of Active Approach] // Fundamentalniye issledovaniya. [Fundamental Research.] -2015- No.2-25.-P.5734-5737. [In Russian]