О ДВУХ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ПОДХОДАХ К ПОНИМАНИЮ СУЩНОСТИ ИНФОРМАЦИИ И ЗНАЧИМОСТИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УЧЕНЫМ СОБСТВЕННОЙ ПОЗИЦИИ

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.18454/IRJ.2016.49.099
Выпуск: № 7 (49), 2016
Опубликована:
2016/07/18
PDF

Колмакова Е.А.1, Цветухина Е.А.2

1Кандидат философских наук, доцент, 2Кандидат философских наук, ст.преподаватель, Омский государственный технический университет

О ДВУХ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ПОДХОДАХ К ПОНИМАНИЮ СУЩНОСТИ ИНФОРМАЦИИ И ЗНАЧИМОСТИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УЧЕНЫМ СОБСТВЕННОЙ ПОЗИЦИИ

Аннотация

В статье анализируются два подхода к пониманию сущности и природы информации: атрибутивный и функциональный, констатируется принципиальная важность той позиции, с которой начинает исследование ученый или философ. Авторами статьи информация понимается с позиции атрибутивного подхода как ключевая нематериальная составляющая часть реальности, наряду с материальными: веществом и полем  (энергией).

Ключевые слова: информация, знание, вещество, энергия, отражение, информационное взаимодействие.

Kolmakova E.A.1, Tsvetukhina  E.A.2

1PhD in Philosophy, Associate Professor, 2PhD in Philosophy, Senior Lecturer, Omsk State Technical University

ABOUT TWO FUNDAMENTAL APPROACHES TO UNDERSTANDING THE NATURE OF THE INFORMATION AND THE IMPORTANCE OF SCIENTISTS DETERMINE THEIR OWN POSITION

Abstract

The article analyzes two approaches to understanding the essence and nature of the information: attribute and functional, it is stated the fundamental importance of the position, which begins the research scientist or the philosopher. The authors of the article information refers to the position of the attribute approach as a key intangible component part of reality, along with material: a substance and a field (energy).

Keywords: information, knowledge, substance, energy, reflection, communication.

В современном обществе роль информации очень велика и при этом  она еще и возрастает в геометрической прогрессии. Колин К.К. приводит статистику по увеличению количества информации[1, с.30-34]. Если с начала новой эры удвоение знаний произошло к 1750 году, второе удвоение – к началу XX века, третье – к середине века, затем – каждые 10 лет, потом – каждые 5, то с начала XXI века – каждый год происходит увеличение информации в два раза! В данном случае понятия «информация» и «знания» используются как синонимы или, точнее, на языке логики, первое – подчиняющее, второе – подчиненное: не любая информация есть знание, но любое знание есть информация.

Знание – всегда результат по-знания, деятельности субъекта; в теории искусственного интеллекта – это «совокупность утверждений о мире, свойствах объектов, закономерностях процессов и явлений, а также правил логического вывода одних утверждений из других и правил использования их для принятия решений»[2]. В этом контексте знания нужно отличать от данных. Таким образом, знание можно понимать как структурированную, систематизированную информацию. При этом, несмотря на то, что на такие операции, как структурирование, систематизация сегодня способны машины, в любом случае знание есть только там, где есть субъект (человек).

Что же такое информация? Это понятие более широкое и менее определенное. Им пользуются сегодня специалисты из самых различных наук, в том числе технических. Поэтому от смысла, который придается исследуемому понятию, зависит и получаемый результат, который зачастую важен для практической деятельности, например, в информатике.

Основатель кибернетики Н.Винер, исследуя информацию, дал ей такое отрицательное определение: «Информация есть информация, а не материя и не энергия»[3, с.55], что, конечно, ничего не прояснило по сути, но верно расставило акценты, что информацию нельзя сводить к материальному.

Некоторые исследователи заявляют о том, что не может быть единого определения информации вследствие его широты, подобно таким понятиям, как «движение», «сознание» и т.п.; другие доходят до того, что утверждают: так как существует огромное количество разнообразных определений информации, каждое из которых ситуационно, то нет и не может быть единого, всех удовлетворяющего, а значит, нет ничего в реальности за этим понятием. С такой точкой зрения нельзя согласиться.

Существует два подхода к пониманию сущности информации:

  1. Атрибутивный – подход, который развивает, в частности, академик А.Д.Урсул, здесь информация – атрибут материи, свойство неживых и живых материальных объектов, нематериальная форма движения, передаваемая с помощью вещества и энергии, результат всеобщего свойства природы – отражения.
  2. Функциональный – более узкий подход, в котором информация связывается лишь с высшими формами отражения, рассматривается как свойство высокоорганизованной материи при обязательной связи с процессами управления. С позиции представителей этого подхода информация возникает лишь в живой природе, особенно ее роль усиливается в человеческом обществе, при взаимодействии человека с техникой. Часть функционалистов придерживаются точки зрения, что понятие информации не имеет смысла даже как процесс передачи данных от одной биологической клетки или организма к другим. В этом случае, информация понимается как некие данные, сведения, которые передаются между людьми, автоматами или человеком и машиной. К.Шеннон – основоположник теории информации – решал математические аспекты проблемы сбора, передачи, обработки и хранения информации в наиболее полном виде и при минимальной вероятности ошибки. Он, кстати, предостерегал последователей от поспешного перенесения понятий в другие науки: «Представителям различных наук следует ясно понимать, что основные положения теории информации касаются очень специфического направления исследования, направления, которое совершенно не обязательно должно оказаться плодотворным в психологии, экономике и в других социальных науках»[4, С.667-668].

Также этот подход получил широкое распространение в  связи с решением вопросов, связанных с машинной обработкой информации. Хургин В. приводит определение информации из Стандарта ISO 2382/1-1984, E/F 01.01.: «Информация (в процессах обработки данных и в офисных машинах) – это значение, которое человек присваивает данным на основе имеющихся соглашений. Данные – это представление данных и инструкций в виде, удобном для передачи и обработки человеком или машиной»[5]. Это пример наиболее узкой ситуационной трактовки понятия.

В адрес атрибутивистов было много критики, и вполне обоснованной. Например, из статьи Хургина В. «Об определении понятия «информация»: «Представляется,… что такой подход необоснованно расширяет содержание понятия «информация». Не отвечая на многие вопросы, связанные с появлением информации, он создает основу для возникновения новых вопросов, например, о том, как проявляется данный атрибут материи в отсутствие объектов живой природы, о механизмах обмена информацией между объектами неживой природы, а также между объектами живой и неживой природы»[5].

В Новой философской энциклопедии находим лишь статью «информации теория», где исследуемое нами понятие трактуется функционалистски [6].

Сегодня представители двух подходов, придерживающиеся настолько разных, можно сказать, в некотором смысле антагонистических позиций, не просто не спорят друг с другом, но чаще всего даже не общаются, делают вид, что не видят и не слышат друг друга и просто не пересекаются на научных мероприятиях.

При всем при этом в наши дни происходит становление нового философского раздела – философия информации. Обширные исследования по данным вопросам проводятся в Китае. Название нового раздела было предложено китайским исследователем Лю Ганом – на русском языке в статье в журнале «Вопросы философии» совсем недавно – в 2007 году [7, с. 46]. При этом он связывает актуальность данного раздела только с процессом информатизации общества и широким распространением компьютерной техники и отсюда – с необходимостью осмысления ее влияния на общество и человека.

В нашей стране данное направление берет начало намного раньше –  уже в  60-е годы XX века и его основоположником является академик А.Д.Урсул. С его работы «Природа информации» берет свое начало атрибутивный подход. Он рассматривает информацию как главный ресурс и определяющий фактор в развитии цивилизации в XXI веке. Кстати, отметим, что на Западе термин «информационное общество» возник также к концу 60-х годов прошлого века (Ф.Махлуп, Й.Масуда, позже Д.Белл, О.Тоффлер и др.). При этом в англоязычной версии «информатизация общества» было переведено как «компьютеризация», то есть опять произошло сужение проблемы.

Сегодня в нашей стране один из тех, кто активно развивает направление философии информации – это К.К.Колин – директор Института фундаментальной и прикладной информатики РАЕН, заместитель директора Института проблем информатики РАН. Он на первое место ставит проблемы информатизации образования в целях обеспечения интеллектуальной безопасности общества (его термин).

Колин продолжает развивать атрибутивный подход и, соответственно, определяет место информации в структуре реальности[8, С.75-76]. Исходные положения: все объекты и процессы реальности обладают как материальными, так и нематериальными свойствами. Изучая конкретный компонент реальности, мы концентрируем внимание на каком-либо одном из его свойств, пренебрегая в данном случае другими. Например, между планетами Солнечной системы существуют помимо других, в том числе и информационные связи. В настоящее время становится чрезвычайно важным учет не только материальных (физических), но и нематериальных, то есть информационных свойств объектов реальности.

Опираясь на исследования академика В.М. Глушкова и Г.В. Встровского, Колиным дается следующее определение: «Информация – …представляет собой объективное свойство реальности, которое проявляется в неоднородности (асимметрии) распределения материи и энергии в пространстве, в неравномерности протекания всех процессов, происходящих в мире живой и неживой природы, также в человеческом обществе и сознании» [9, с. 82]. Таким образом, информация отсутствует (или присутствует лишь в минимальном объеме) в однородных средах и в равномерно протекающих процессах. Однако преобладающей в мире является как раз неравномерность, которая наблюдается практически во всех процессах в природе, обществе, сознании человека. Автор утверждает, что данное определение объединяет представителей двух подходов, хотя на самом деле все-таки оно является атрибутивным.

Такую информацию, порождаемую неоднородностью вещественных или энергетических объектов реальности,  Колин К.К. называет «связанной», или «первичной», на основе нее формируется «вторичная» информация.

Таким образом, сегодня можно говорить о том, что положено начало «строительства» новой научной картины мира, которую можно смело называть не синергетической (как зачастую ее называют в научной литературе), а информационной, где на первый план выходит понятие информационного взаимодействия. Для завершения этого процесса необходимо, в первую очередь, понять природу и философскую сущность информации. При этом  то, какой подход лежит в основе этого понимания, определяет все последующее исследование, а также его результаты.

Литература

  1. Социальная информатика: Уч. пособ. для вузов.— М.: Академический Проект; М.: Фонд «Мир»,— 432с.
  2. Знание //Свободная энциклопедий Википедия [Электронный ресурс] URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Знание (дата обращения 20.06.2016).
  3. Винер Н. Кибернетика, или управление и связь в животном и машине.- М.: Наука; Главная редакция изданий для зарубежных стран, 1983. – 344 с.
  4. Шеннон К. Работы по теории информации и кибернетике. –М.: Изд. иностр. лит., 1963. – 830с.
  5. Хургин В. Об определении понятия «информация» //Информационные ресурсы России. – 2007. - №3. [Электронный ресурс] URL: http://goo.gl/eNBfqf (дата обращения 26.06.2016).
  6. Информации теория // Новая философская энциклопедия. [Электронный ресурс] URL: http://iph.ras.ru/elib/1264.html (дата обращения 26.06.2016).
  7. Лю Ган Философия информации и основы новой китайской философии науки и техники // Вопросы философии. – 2007. - №5. – С. 45-57.
  8. Колин К.К. Философия информации и формирование современного научного мировоззрения //Вестник Международной Академии наук (Русская секция). – 2003. - №1. – С.73-76.
  9. Колин К.К. Философские проблемы информатики. – М.: БИНОМ. Лаборатория знания, 2010. – 264с.

References

  1. Social'naja informatika: Uch. posob. dlja vuzov.— M.: Akademicheskij Proekt; M.: Fond «Mir», 2003.— 432s.
  2. Znanie //Svobodnaja jenciklopedij Vikipedija [Jelektronnyj resurs] URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Znanie (data obrashhenija 20.06.2016).
  3. Viner N. Kibernetika, ili upravlenie i svjaz' v zhivotnom i mashine.- M.: Nauka; Glavnaja redakcija izdanij dlja zarubezhnyh stran, 1983. – 344 s.
  4. Shennon K. Raboty po teorii informacii i kibernetike. – M.: Izd. inostr. lit., 1963. – 830s.
  5. Hurgin V. Ob opredelenii ponjatija «informacija» //Informacionnye resursy Rossii. – 2007. - №3. [Jelektronnyj resurs] URL: http://goo.gl/eNBfqf (data obrashhenija 26.06.2016).
  6. Informacii teorija // Novaja filosofskaja jenciklopedija. [Jelektronnyj resurs] URL: http://iph.ras.ru/elib/1264.html (data obrashhenija 26.06.2016).
  7. Lju Gan Filosofija informacii i osnovy novoj kitajskoj filosofii nauki i tehniki // Voprosy filosofii. – 2007. - №5. – S. 45-57.
  8. Kolin K.K. Filosofija informacii i formirovanie sovremennogo nauchnogo mirovozzrenija //Vestnik Mezhdunarodnoj Akademii nauk (Russkaja sekcija). – 2003. - №1. – S.73-76.
  9. Kolin K.K. Filosofskie problemy informatiki. – M.: BINOM. Laboratorija znanija, 2010. – 264s.