ЧЕЛОВЕК МЕЖДУ ФЕЙКОМ И ФАКТОМ В ИНФОРМАЦИОННО- ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ СРЕДЕ

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.23670/IRJ.2021.105.3.095
Выпуск: № 3 (105), 2021
Опубликована:
2021/03/17
PDF

ЧЕЛОВЕК МЕЖДУ ФЕЙКОМ И ФАКТОМ В ИНФОРМАЦИОННО- ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ СРЕДЕ

Научная статья

Пахонина Е.В.1, *, Синицына Т.И.2, Шибаев Д.В.3, Ковалева М.Н.4

1 ORCID: 0000-0001-2345-6789;

2 ORCID: 0000-0001-9277-9776;

3 ORCID: 0000-0002-6586-1667;

4 ORCID: 0000-0003-1659-0378;

1, 2, 3, 4 Северо-Западный институт (филиал) Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) в г. Вологде, Вологда, Россия

* Корреспондирующий автор (solovjevaelen[at]yandex.ru)

Аннотация

В статье дано общее представление о процессах цифровизации и постцифровизации, использовании цифровых технологий, последствиях для человека от их применения. Цель исследования – проанализировать человека в условиях информационных потоков, обозначить проблему фейковой информации и фактического знания. Рассмотреть особенности шоу-цивилицазии, ее предпосылки формирования, выявить основных тенденции современного этапа общественного развития. В статье рассматриваются положительные и негативные последствия для человека и общества от повсеместного использования цифровых технологий. Обозначены проблемные поля дальнейшего их исследования, особенно в условиях пандемии и выхода из нее. Акцентируется приоритетность внимания к человеку, человекомерности изменений технологических и социальных, основанной на социально-гуманитарных ценностях и методах.

Ключевые слова: шоу-цивилизация, ценность, информационно-технологическая картина мира, инфосфера, человекомерность.

AN INDIVIDUAL BETWEEN A FAKE AND A FACT IN THE INFORMATION TECHNOLOGY ENVIRONMENT

Research article

Pakhonina E.V.1, *, Sinitsyna T.I.2, Shibaev D.V.3, Kovaleva M.N.4

1 ORCID: 0000-0001-2345-6789;

2 ORCID: 0000-0001-9277-9776;

3 ORCID: 0000-0002-6586-1667;

4 ORCID: 0000-0003-1659-0378;

1, 2, 3, 4 North-Western Institute (branch) of the Kutafin Moscow State Law University, Vologda, Russia

* Corresponding author (solovjevaelen[at]yandex.ru)

Abstract

The article gives a general idea of the processes of digitalization and post-digitalization, the use of digital technologies, and the consequences an individual can face from their use. The purpose of the study is to analyze a person in the condition of information flows and to identify the problem of fake information and actual knowledge; to consider the aspects of civilization as a show, its prerequisites for formation, to identify the main trends of the current stage of the development of society. The article examines the positive and negative consequences for people and society from the widespread use of digital technologies. The study identifies the key fields that require further research, especially in the context of post-pandemic recovery. The author emphasizes the priority of attention to the individual as well as the impact technological and social changes on humans that is based on socio-humanitarian values and methods.

Keywords: civilization as a show, value, information and technological landscape, information sphere, human measure.

Введение

Актуальность темы исследования связана с техносоциализацией личности, повышением цифровой культуры пользователей, с цифровизацией общества в целом. В рамках реализации федеральных программ и муниципальных проектов неопытный пользователь довольно регулярно сталкивается с проблемой фейковой информации, мошенничеством в сети, утечкой личных данных, от которых, к сожалению, никто не застрахован в полной мере. Идентификация личности в виртуальном пространстве, свободное владение цифровыми технологиями требует новых навыков, умений, знаний, времени на их освоение, регулярную практику их применения и желание повышать их качество. Однако, первый негативный опыт вызывает негативные эмоции: страх, тревогу, отторжение, неприятие, панику и т.п. Кроме того, в условиях повсеместного использования дистанционных технологий работы, образования, коммуникаций вызвало необходимость создания альтернативных цифровых платформ, приложений, программ, что может вызвать определенные затруднения даже у специалистов, а не только у рядовых пользователей.

На современном этапе цифровые технологии, их развитие, допустимое применение в различных областях знания, деятельности, развития находится под пристальным вниманием специалистов разных областей: философов, политиков, экономистов, педагогов, психологов, правоведов, социологов, программистов, дата-инженеров, менеджеров, маркетологов. Возможно мы находимся во время становления новой, цифровой формации, которая сопровождается формированием информационно-технологической картины мира, активно использующей конвергентные технологии. В этой связи специалисты из разных областей уделяют повышенное внимание к действиям с информацией, её распространению, уничтожению, документированию, фиксированию, восприятию, запоминанию. Профессиональный язык программистов и термины информатики активно проникают в повседневную речь, официально-деловой, публицистический и даже в художественный стиль. Расширяется значение некоторых глаголов («встретимся в зуме», «увидимся в скайпе», «зайти по ссылке» и т.п.), появляются новые слова, обороты, выражения, метафоры, создавая информационно-технологическую рациональность.

Под влиянием цифровизации и постцифровизации изменяется и культура, активно развиваются цифровые науки, цифровые искусства, цифровые технологии, исследуется эстетизация виртуальной, цифровой среды, ее воздействие на реципиента, Естественно, что данные процессы могут влиять на неискушенную аудиторию как положительно, так и приносить ей вред.

Особое внимание специалистов привлекает изучение проблем медиатизации общества, в результате которого формируется представление об особой науке медиалогии: Г. М. Маклюэн, Р. Дебре, Н. Б. Кириллова. Медиалогия предстает как синтез гуманитарных наук, трансформировавшихся в условиях эпохи глобализма и интенсивного развития информационно-коммуникационных технологий, активно влияющих на общественное сознание и процесс социализации личности [1], [7]. Многие исследователи выявляют и анализируют проблемы вирусной информации: Р. Докинз, Ф. Хейлинген, Д. Рашкофф, Р. Броуди, А. Линч, С. Блэкмор, Р. Аунгер, Й. Бергер, В. В. Дабежа и др.. Специфику вирусной информации рассматривали Вартанова В.Л, Дабежа В.В., Олешко В.Ф., Шаповалов В.Ф. [2], [3], [15], а также современные зарубежные авторы К. Нахон, Д. Хэмсли, Й. Бергер, С. Влэкморе [16], [17].

Методом компаративистики, сравнительного анализа в контексте культурно-исторической методологии, проведено исследование многообразных репрезентаций специфики современной цивилизации. Используется диалектика сущности и явления при рассмотрении различных концепций в обосновании оценки различных точек зрения.

Под влиянием активного распространения интернета и СМИ, цифровых технологий, цифровых видов искусств, С.Н. Ильченко вводит понятие «шоу-цивилизация», используемое им для характеристики современного состояния журналистики. Под шоу-цивилизацией он подразумевает современную систему информационных связей в мире, которая характеризуется противоречивыми отношениями между тем, что «видит зритель (пользователь) на экране (дисплее), и эмпирической действительностью» [4, С. 52]. Основополагающим признаком шоу-цивилизации, как феномена журналистики, мыслится аутентичность любого изображения как практически достоверного источника информации. Шоу-цивилизация предстает как имитирующая действительность, её формирование осуществляется путем создания виртуальной реальности в электронных СМИ, а также в Сети.

Дефиниция «шоу-цивилизация» вводится С.Н. Ильченко для определения информационных связей современности. Однако, она может быть применима и к характеристике современного этапа развития общества. Данное понятие отражает возможность искажения сущности всех общественных процессов при манипулировании информацией, в том числе при помощи цифровых технологий. В результате преувеличения роли аудио-визуальной формы подачи информации, абсолютизации видео, видео-ряда, «картинки», слайд-шоу возможно превращение реальности в шоу, в реалити-шоу. Как следствие наступает избыточность виртуальных связей, пресыщение информацией, информационная усталость, дефицит уединения, стресс, депрессия.

Особая роль в создании шоу-цивилизации принадлежит телевидению, которое использует различные тематические форматы шоу. Можно согласиться, что «именно благодаря телевидению, появился такой феномен современного информационного пространства, как шоу-цивилизация и её радикальная составляющая – фейковая журналистика» [4, С. 149]. К теоретическому осмыслению феномена «фейковых новостей» обращаются С. Н. Ильченко [5], О.С. Иссерс [8], А. П. Суходолов [12], а также политики, в результате чего 18 марта 2019 года в России подписан закон о борьбе с недостоверной информацией и противодействии распространения информации, содержащей оскорбление государства и общества. Предпринята попытка классификации «фейковых новостей» на основании достоверности обстоятельств времени и места произошедшего события; состава лиц, упоминаемых в «новости»; цели создания и распространения «новости»; уровня восприятия достоверности «новости» [12].

 Фейк предстаёт как формат обработки первичной информации всех видов и типов, то есть практический способ легализации в медийном пространстве лживых сведений, цифр, суждений. Фейк является свидетельством власти шоу-цивилизации на просторах массовой коммуникации, серьезно деформирующей восприятие аудиторией реальной картины мира. В погоне за рейтингом, просмотрами пользователей чаще всего преднамеренно происходит подмена факта фейком, при этом под фейком будет пониматься любая ложь, полуправда, замалчивание информации, отбор, «просеивание» фактов. «В цифровой среде любой факт можно объявить фейком, а любой фейк – фактом; а там уж разбирайтесь, спорьте, громоздите пруфлинки» [4, С.149]. Парадигма достоверности, объективности информации в фейковой журналистике уступает место сенсации, субъективности, скандальности, конфликтности. Скриптор («пишущий») приходит на смену корреспонденту, который должен быть нейтральным в подаче информации. Постепенно «фейковая журналистика», возникнув в ответ на запрос определенных социальных групп, приобретает институциональные черты. Она особым образом организована, структурирована, создаются обучающие курсы, применяются особые технологии в выборе и отборе информации, ее подаче, в зависимости от формата и контента носителя.

Резко возрастает роль субъективного фактора в организации современного информационного потока и пространства, особенно это ярко проявляется в блогерстве, сообществах социальных сетей. В потоках фейковой информации человек становится лишь наблюдателем видео-шоу, может настолько увлечься, что потеряет чувство реальности, воспринимая жизнь и действительность через новостные заголовки и предложенный новостной ряд, выстраиваемый под запросы конкретного пользователя. Массовое сознание переключается с самого события на его интерпретацию, комментарии к нему, оценки через «лайки», количество просмотров. Притупляются критичность мышления и восприятие информации, понимание использования манипулирования информацией, создания определенного эмоционального состояния. Чаще всего в социальных сетях формируется привычка быть всем недовольным, жаловаться, выражать только негативные эмоции, быть нетерпимым к альтернативным позициям, восприятию на мир, жизнь.

Начиная с выступления В.В. Путина в 2007 году в Мюнхене, активно распространяется информационная война, особенно против РФ. В современных реалиях наряду с эпидемией Covid-19 по миру распространяется другая «-демия» – информационная. Это явление уже получило собственное имя – «инфодемия». Глава ВОЗ Т.Гебрейесус объявил инфодемию главным врагом в борьбе с коронавирусом. Он подчеркивает, если на 20 процентов иммунизировать популяцию от слухов и фейков, это намного упростит лечение самой болезни [7]. Всемирная организация здравоохранения предупреждает, что «информационная эпидемия», распространяется быстрее, чем вирусная. Конечно, дезинформация не является смертельным оружием, сам по себе фейк непосредственно не может убить человека. Но, получение вместо правдивой информации фейковой способно ухудшить шансы человечества в целом и отдельно взятого человека на преодоление существующей угрозы в виде опасной болезни. Дезинформация во время эпидемий инфекционных заболеваний может сделать эти вспышки заболеваний гораздо серьезнее [6]. В интернете циркулирует множество спекуляций, дезинформации и ложных новостей о том, как возник вирус, как он распространяется и как его можно лечить, а также по поводу вакцинации. Необходимо своевременное устранение фейковой информации, а также доступное изложение информации специалистами, профессионалами по любому вопросу, теме, проблеме, которые могут вызвать массовые волнения.

Можно согласиться с тем, что непрерывно расширяющиеся медиа стали настоящей средой обитания, инфосферой. «Инфосфера, или «медиа-пространство» – новая территория, открытая для человеческого взаимодействия, может быть использована и «для социальных и политических махинаций» [10, С.8]. Даже футурологи, показывавшие власть медиа, не могли предсказать роли «галактики Интернет» (М. Кастельс), объединившей мир в глобальную информационную систему, формирующую новое мышление и новое сознание, поведение.

Под воздействием потоков недостоверной информации обостряются проблемы образования, нравственного воспитания. Опасности и возможности новой формации и культуры исследуются представителями науки. Нейропсихолингвист Т. В. Черниговская справедливо акцентирует внимание на том, что мы живем в текучем, нестабильном, сверхбыстром, гибридном, мерцающем мире, который «перестал быть человекомерным» [14]. Мир оказывается сверхбыстрым, счет идет на нанометры и наносекунды. Задачи современного образования заключаются в воспитании «спокойного отношения к постоянным переменам, формирование навыков верификации информации, обучение способности учиться и противостоять стрессу, научить сохранять человечность в цифровом мире» [13].

Одна из особенностей современной цивилизации, усложнения систем –избыточность социальных связей. Специалисты поясняют, что существует ограничение на количество постоянных социальных связей (число Данбара), вычисляемое из объёмов и возможностей мозга. Считается, что у обезьян круг общения – это примерно 50 особей, а из них близких – 4. У человека – 150 общение, а близких примерно –15. Мы живём в пространственной организации, которую можем не выдержать. Гиперсети в мозгу, в телефоне, в компьютере, в социуме, не могут долго храниться в долговременной памяти, а в кратковременной – будут разрывы, потеря информации. Общество не может длительно существовать только в «кратковременных связях», необходимо взаимодействие и переход новаторства в традиции, образцы, преемственность, следует отбирать и сохранять лучшее, что будет способствовать прогрессивному развитию общества, а не хаотичному поглощению и воспроизведению всего нового, некритичному к нему отношению и внедрению. Не нужно привносить в мир хаос, может наступить коллапс [13]. Как справедливо отмечено, под воздействием массовых коммуникаций могут происходить «социально-антропологические трансформации» [15, С.484]. Результатом может быть превращение человека в «человека медийного» (homo mediates) [2] или «человека переключаемого» [18], «хомо конфузус» или «человека в растерянности» [14]. Человек не всегда может адекватно ориентироваться в большом потоке противоречивой информации.

Заключение

Необходимо понимать, что цифровые технологии – это всего лишь инструмент для новых возможностей, познания, развития, которые не везде могут применяться эффективно, а где-то могут быть откровенно бесполезны и противопоказаны, особенно в практических навыках, чувственном восприятии. Любую технологию можно использовать во благо и во вред, осознание этого способствует развитие критического мышления, разоблачение манипуляций информацией, фейковых новостей. Владение технологиями, знаниями их применения повышает ответственность по их использованию.

Повсеместная цифровизация соседствует с постцифровизацией, в рамках которой «снимается пафос» от применения цифровых технологий, проводится гуманитарная экспертиза технологий, техники, технонауки. Проводятся массовые исследования специалистов из различных областей знаний по адекватному и допустимому использованию тех или иных цифровых технологий, их анализ, взаимодействие с другими. «Шоу-цивилизация» является лишь одним из элементов цифровой реальности, наряду с фейковой журналистикой.

Несомненно, что цифровые технологии, элементы шоу можно использовать при дистанционном обучении, инклюзивном образовании, альтернативной подаче материала, в онлайн-экскурсиях, презентациях и рекламе, используя видео-инсталляции. Цифровая графика активно используется в киноискусстве и мультипликации, музыкальных шоу. Онлайн-услуги становятся частью повседневной жизни, в результате чего актуальна проблема правового осмысления цифровых технологий: идентификация личности, взаимодействие с цифровыми коллегами, управление ИИ, защита персональных данных, авторских прав, плагиат, киберпреступления и т.д. Несомненно необходимо повышать цифровую культуру пользователей, исследовать процесс цифровизации с позиции права, этики, эстетики, философской антропологии.

В условиях пандемии цифровая глобализация обратила внимание к национальным стратегиям и целям конкретных государств, к развитию собственных технологий, производства, к внутренним проблемам, связанным с социальной поддержкой различных слоев населения, с проблемой безработицы, созданию новых рабочих мест и профессий. Процессы глобализации и интеграции проходят сложное испытание, «ведущие страны делают выбор в пользу технологической, промышленной самостоятельности. Понимая, что в вопросах безопасности и развития сейчас, в этой ситуации, можно полагаться, прежде всего, на себя – на человеческий, кадровый, научный потенциал своей страны». Акцентируется внимание на проблемах конкретных людей, их здоровье, благополучии [11].

Пересмотр ценностных ориентаций, в условиях распространения фейковой информации, цифровизации и постцифровизации, обязан быть направлен на приоритетность внимания к человеку, человекомерности технологических и социальных изменений; фундаментальности антропологической парадигмы; становлении картины мира, ориентированной на социально-гуманитарные ценности и методы.

Конфликт интересов Не указан. Conflict of Interest None declared.

Список литературы / References

  1. Астафьева О. Н. Медиалогия как синтез наук: в объективе – изменяющаяся социокультурная реальность / О.Н. Астафьева // Культурологический журнал. – 2013. – №1(11). – [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/medialogiya-kak-sintez-nauk-v-obektive-izmenyayuschayasya-sotsiokulturnaya-realnost (дата обращения: 10.08.2020).
  2. Вартанова Е. Л. От человека социального – к человеку медийному / Е.Л. Вартанова // Теория СМИ: актуальные вопросы. – М. : МедиаМир, 2009. – 488 с. – С. 11–39.
  3. Дабежа В.В. Изучение феномена вирусной информации: к истории вопроса / В.В. Дабежа // Профессиональная культура журналиста цифровой эпохи: материалы Всерос. Нач.-практ. Конф. С междунар. Участием (Екатеринбург, 19 мая 2017 г.) сост. О. Ф. Автохутдинова: Урал. Фед. Ун-т. – Екатеринбург: Изд-во Урал. Ун-та, 2017. – 276 с. – С.110–113.
  4. Ильченко С.Н. Как нас обманывают СМИ. Манипуляция информацией. Предисловие Дмитрий Goblin Пучков / С.Н. Ильченко. – СПб. : Питер, 2019. – 320 с.
  5. Ильченко С. Н. Фейковая журналистика как элемент современной шоу-цивилизации / С. Н. Ильченко // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1: Проблемы образования, науки и культуры. – 2016. – Т. 153, № 22-3. – С. 14–18.
  6. «Инфодемия» и как с ней бороться [Электронный ресурс]. – URL: https://specnazspn.livejournal.com/4093412.html (дата обращения: 12.08.2020).
  7. Инфодемия мешает лечить [Электронный ресурс]. – URL: https://econet.ru/videos/13928-infodemiya-meshaet-lechit (дата обращения: 31.08.2020).
  8. Иссерс О. С. Медиафейки: между правдой и мистификацией / О. С. Иссерс // Коммуникативные исследования. – 2014. – № 2. – С. 112–123.
  9. Кириллова Н. Б. От медиакультуры к медиалогии / Н.Б. Кириллова // Культурологический журнал. –2011. – № 4(6). – [Электронный ресурс]. URL: http://www.cr-joumal.ru/rus/joumals/98.html&j_id=8 (дата обращения: 10.08.2020).
  10. Рашкофф, Дуглас. Медиа – Вирус! = Media virus!: Как поп-культура тайно воздействует на ваше сознание / Дуглас Рашкофф; [Пер. с англ. Д. Борисов]. – М.: Ультра-культура, 2003. – 363 с.
  11. Стенограмма обращения Владимира Путина к гражданам России [Электронный ресурс]. – URL: http://prezident.org/tekst/stenogramma-obraschenija-vladimira-putina-k-grazhdanam-rossii-23-06-2020.html (дата обращения: 10.08.2020).
  12. Суходолов А. П. Феномен «фейковых новостей» в современном медиапространстве / А.П. Суходолов // Евроазиатское сотрудничество: гуманитарные аспекты: материалы междунар.науч.-практ.конф.,14-15 сент. 2017г., Иркутск. – Иркутск : Изд-во БГУ, 2017. – 280с. – С.87 – 107. – [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-feykovyh-novostey-v-sovremennom-mediaprostranstve (дата обращения: 15.08.2020).
  13. Черниговская Т.В. Задача образования – научить сохранять человечность в цифровом мире / Т.В. Черниговская. [Электронный ресурс]. – URL: https://philologist.livejournal.com/10596473.html (дата обращения: 10.08.2020).
  14. Черниговская Т.В. Наступает цивилизация праздности, к которой мы не готовы / Т.В. Черниговская. [Электронный ресурс]. – URL: https://clck.ru/QwE8Q (дата обращения: 10.08.2020).
  15. Шаповалов В. Ф. Философия. Общение. Человек. Прошлое и настоящее / В.Ф. Шаповалов. – М. : Амрита-Русь, 2011. – 640 с.
  16. Blackmore S. The Meme Machine / S. Blackmore // Oxford University Press, 1999. – 288 p.
  17. Heylighen F. Selfish Memes and the Evolution of Cooperation / F. Heylighen // Journal of Ideas. 1992 Vol. 2. – P. 70–76.
  18. Pakhonina E.V. On the problem of human understanding in the era of digitalization / E.V. Pakhonina, T.I. Sinitsyna // Science and Society.The collection includes 14th International Scientific and Practical Conference «Science and Society» by SCIEURO in London, 27–29 November 2019. – P.180–184.

Список литературы на английском языке / References in English

  1. Astafyeva O. N. Medialogiya kak sintez nauk: v obektive – izmenyayuschaya sotsiokulturnaya real'nost ' [Medialogy as a synthesis of sciences: in the objective-changing sociocultural reality]. – 2013. – №1(11). – [Electronic resource]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/medialogiya-kak-sintez-nauk-v-obektive-izmenyayuschayasya-sotsiokulturnaya-realnost (accessed 10.08.2020). [in Russian]
  2. Vartanova E. L. Ot cheloveka social'nogo – k cheloveku medijnomu [From a social person – to a media person] / E. L. Vartanova // Teorija SMI: aktual'nye voprosy [Media Theory: topical issues]. - Moscow: MediaMir, 2009. - 488 p – - p. 11-39. [in Russian]
  3. Dabezha V. V. Izuchenie fenomena virusnoj informacii: k istorii voprosa [The study of the phenomenon of viral information: to the history of the issue] / V. V. Dabezha // Professional'naja kul'tura zhurnalista cifrovoj jepohi: materialy Vseros. Nach.-prakt. Konf. S mezhdunar. Uchastiem (Ekaterinburg, 19 maja 2017 g.) [Professional culture of a journalist of the digital era: materials of the All-Russian Beginning-practice. Conf. From the international. Participation (Yekaterinburg, May 19, 2017)] comp. O. F. Avtokhutdinova: Ural. Fed. Univ. – Yekaterinburg: Ural Publishing House. Un-ta, 2017. - 276 p. - p. 110-113. [in Russian]
  4. Ilchenko S. N. Kak nas obmanyvajut SMI. Manipuljacija informaciej. Predislovie Dmitrij Goblin Puchkov [How the media deceive us. Manipulation of information. Preface by Dmitry Goblin Puchkov] / S. N. Ilchenko. - St. Petersburg : Piter, 2019. - 320 p. [in Russian]
  5. Ilchenko S. N. Fejkovaja zhurnalistika kak jelement sovremennoj shou-civilizacii [Fake journalism as an element of modern show-civilization] / S. N. Ilchenko // Izvestija Ural'skogo federal'nogo universiteta. Ser. 1: Problemy obrazovanija, nauki i kul'tury [Proceedings of the Ural Federal University. Ser. 1: Problems of education, science and culture]. - 2016. - Vol. 153, No. 22-3. - p. 14-18. [in Russian]
  6. «Infodemija» i kak s nej borot'sja ["Infodemia" and how to deal with it] [Electronic resource]. - URL: https://specnazspn.livejournal.com/4093412.html (accessed: 12.08.2020). [in Russian]
  7. Infodemija meshaet lechit' [Infodemia prevents treatment] [Electronic resource]. - URL: https://econet.ru/videos/13928-infodemiya-meshaet-lechit (accessed: 31.08.2020). [in Russian]
  8. Issers O. S. Mediafejki: mezhdu pravdoj i mistifikaciej [Mediafeiki: between truth and mystification] / O. S. Issers // Kommunikativnye issledovanija [Communicative research]. - 2014. - No. 2. - pp. 112-123. [in Russian]
  9. Kirillova N. B. Ot mediakul'tury k medialogii [Ot mediakultury k medialogii] / N. B. Kirillova // Kul'turologicheskij zhurnal [Cultural Journal]. -2011. – № 4(6). – [Electronic resource]. URL: http://www.cr-joumal.ru/rus/joumals/98.html&j_id=8 (accessed 10.08.2020). [in Russian]
  10. Rushkoff, Douglas. Media – Virus! = Media virus!: Kak pop-kul'tura tajno vozdejstvuet na vashe soznanie [Media Virus! = Media virus!: How Pop Culture secretly Affects Your Mind] / Douglas Rushkoff; [Trans. with English. D. Borisov]. - M.: Ultra-culture, 2003 – - 363 p. [in Russian]
  11. Stenogramma obrashhenija Vladimira Putina k grazhdanam Rossii [Transcript of Vladimir Putin's address to the citizens of Russia] [Electronic resource]. - URL: http://prezident.org/tekst/stenogramma-obraschenija-vladimira-putina-k-grazhdanam-rossii-23-06-2020.html (accessed 10.08.2020). [in Russian]
  12. Sukhodolov A. P. Fenomen «fejkovyh novostej» v sovremennom mediaprostranstve [The phenomenon of "fake news" in the modern media space] / A. P. Sukhodolov // Evroaziatskoe sotrudnichestvo: gumanitarnye aspekty: materialy mezhdunar.nauch.-prakt.konf.,14-15 sent. 2017g [Eurasian cooperation: humanitarian aspects: materials of the International Scientific and Practical Conference, 14-15 September 2017], Irkutsk. - Irkutsk : BSU Publishing House, 2017. – 280 p. - p. 87-107 – - [Electronic resource]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-feykovyh-novostey-v-sovremennom-mediaprostranstve (accessed 15.08.2020). [in Russian]
  13. Chernihiv T. V. Zadacha obrazovanija – nauchit' sohranjat' chelovechnost' v cifrovom mire / T.V. Chernigovskaja [The task of education-to teach to preserve humanity in the digital world] / T. V. Chernihiv. [Electronic resource]. - URL: https://philologist.livejournal.com/10596473.html (accessed: 10.08.2020). [in Russian]
  14. Chernihiv T. V. Nastupaet civilizacija prazdnosti, k kotoroj my ne gotovy [Comes the civilization of idleness, to which we are not ready] / T. V. Chernihiv. [Electronic resource]. - URL: https://clck.ru/QwE8Q (accessed 10.08.2020). [in Russian]
  15. Shapovalov V. F. Filosofija. Obshhenie. Chelovek. Proshloe i nastojashhee [Philosophy. Communication. Person. Past and present] / V. F. Shapovalov. - M.: Amrita-Rus, 2011 – - 640 p. [in Russian]
  16. Blackmore S. The Meme Machine / S. Blackmore // Oxford University Press, 1999. – 288 p.
  17. Heylighen F. Selfish Memes and the Evolution of Cooperation / F. Heylighen // Journal of Ideas. 1992 Vol. 2. – P. 70–76.
  18. Pakhonina E.V. On the problem of human understanding in the era of digitalization / E.V. Pakhonina, T.I. Sinitsyna // Science and Society.The collection includes 14th International Scientific and Practical Conference «Science and Society» by SCIEURO in London, 27–29 November 2019. – P.180–184.