Pages Navigation Menu

ISSN 2227-6017 (ONLINE), ISSN 2303-9868 (PRINT), DOI: 10.18454/IRJ.2227-6017
ПИ № ФС 77 - 51217, 16+

DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2018.67.050

Скачать PDF ( ) Страницы: 87-90 Выпуск: № 1 (67) Часть 4 () Искать в Google Scholar
Цитировать

Цитировать

Электронная ссылка | Печатная ссылка

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.
Шабанова В. А. ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАМКАХ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ-БАКАЛАВРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ГРАФИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН / В. А. Шабанова, Ю. Д. Вознюк // Международный научно-исследовательский журнал. — 2018. — № 1 (67) Часть 4. — С. 87—90. — URL: https://research-journal.org/pedagogy/vozmozhnosti-primeneniya-interaktivnyx-texnologij-v-ramkax-obucheniya-studentov-bakalavrov-po-napravleniyu-graficheskij-dizajn/ (дата обращения: 26.06.2019. ). doi: 10.23670/IRJ.2018.67.050
Шабанова В. А. ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАМКАХ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ-БАКАЛАВРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ГРАФИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН / В. А. Шабанова, Ю. Д. Вознюк // Международный научно-исследовательский журнал. — 2018. — № 1 (67) Часть 4. — С. 87—90. doi: 10.23670/IRJ.2018.67.050

Импортировать


ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАМКАХ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ-БАКАЛАВРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ГРАФИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН

Шабанова В.А.1, Вознюк Ю.Д.2

1ORCID: 0000-0002-2497-3179, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры дизайна, 2ORCID: 0000-0002-9546-9447, старший преподаватель кафедры дизайна,

Московский государственный институт культуры

ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАМКАХ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ-БАКАЛАВРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ГРАФИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН

Аннотация

Статья посвящена особенностям организации обучения студентов бакалавров направления «Графический дизайн». Рассматривается перспектива применения активных и интерактивных технологий при организации учебного процесса в современных условиях. Делается вывод, что такие технологии являются оптимальными для создания условий предпрофильной и профессиональной деятельности, развития творческих способностей студентов и формированию у них проектной культуры. Представлены практические рекомендации по организации занятий по дисциплинам «Пропедевтика» и «Цветоведение» для студентов бакалавров, в свете реализации новых образовательных стандартов высшего образования.

Ключевые слова: графический дизайн, интерактивные технологии и методы обучения, развитие творческих способностей, формирование проектной культуры, пропедевтика, цветоведение.

Shabanova V.A.1, Voznyuk Yu.D.2

1ORCID: 0000-0002-2497-3179, PhD in Pedagogy, Senior lecturer, Department of Design, 2ORCID: 0000-0002-9546-9447, Senior lecturer, Department of Design,

Moscow State Institute of Culture

POSSIBILITIES OF APPLICATION OF INTERACTIVE TECHNOLOGIES WITHIN FRAMEWORK OF STUDENTS TRAINING – BACHELORS IN GRAPHIC DESIGN

Abstract

The article is devoted to the specifics of organization of training of bachelor students of Graphic Design speciality. The outlooks for the application of active and interactive technologies in the organization of the educational process in modern conditions is considered in the paper. It is concluded that such technologies are optimal for creating conditions for preprofile and professional activity, development of the creative abilities of students and developing a project culture among them. Practical recommendations on the organization of classes on the Propedeutics and Chromatology disciplines for bachelor students are presented in the light of the implementation of new educational standards for higher education.

Keywords: graphic design, interactive technologies and teaching methods, development of creative abilities, formation of project culture, propaedeutics, chromatology.

Введение для высших образовательных учреждений образовательных стандартов третьего поколения поставило перед педагогами – практиками проблему поиска оптимальных технологий и методов обучения для организации образовательного процесса в новых условиях. Вследствие того, что на смену знаниевой парадигме пришёл компетентностный подход, основной задачей в рамках обучения студентов бакалавров направления «графический дизайн» является формирование проектной культуры будущих дизайнеров [10].

Для формирования проектной культуры требуется наличие у студентов не только специальных знаний и умений, но и приобретение начального опыта профессиональной деятельности. Создание условий для организации соответствующего образовательного процесса, предполагающего освоение студентами основ предпрофильной и профессиональной деятельности,

невозможно осуществить, не используя активные и интерактивные технологии и методы обучения.

Так как по общепринятому определению: технология обучения представляет из себя совокупность путей и способов организации учебного процесса, соответствующего требованиям учебных программ федерального образовательного стандарта, её реализация не может не отражаться на выборе оптимальных форм, методов и средств обучения, которые создают условия для формирования общекультурных и профессиональных компетенций [8]. Поскольку методы обучения напрямую связаны с целью обучения, так как являются способами её реализации, их выбор для обучения студентов по направлению «Графический дизайн» должен обеспечивать формирования проектной культуры будущих специалистов.

В соответствии с данными определениями, при организации активного обучения студентов для достижения современных целей образования наиболее эффективен деятельностный подход к организации занятий. Такой подход позволяет студентам участвовать в планировании и организации своей учебной деятельности. Успешное участие студентов в этом учебном процессе предполагает понимание целей, задач обучения и компетенций, формируемых в ходе творческой деятельности. Перечисленные выше условия позволят студентам выступать в качестве субъектов образовательного процесса, а также активизировать свой творческий потенциал. Такая организация обучения предоставит студентам возможность выработать не только умения и навыки проектной деятельности, но будет также способствовать формированию проектной культуры будущих дизайнеров.

Изменение логики образовательного процесса с традиционного «от теории к практике» на инновационный «от практического получения нового опыта к его теоретическому осмыслению» требует использования интерактивных технологий, позволяющих создать симуляцию различных видов профессиональной деятельности. Это наглядно видно на примере интерактивных игр в рамках преподавания дисциплин «Пропедевтика» (1 курс, графического дизайна) и «Цветоведение» (2 курс, графического дизайна). Включение в занятия по данным дисциплинам интерактивных технологий способствуют формированию у студентов начального опыта профессиональной деятельности, что создает для них возможность увидеть весть объем навыков необходимых для профессиональной деятельности и в дальнейшем осознанно вырабатывать у себя умения и навыки необходимые для формирования проектной культуры графического дизайнера. Особо хочется отметить, что в ходе обучения преподавателю стоит уделять внимание раскрытию индивидуальности студентов, подсказывая средства художественной выразительности, согласующиеся с темпераментом каждого из них [4]. Личностно ориентированный подход позволяет создать не только творческую атмосферу на занятиях, но и стимулирует самостоятельность и самовыражение студентов.

Данный подход позволяет студентам на основе анализа и рефлексии любого практического опыта дизайна вырабатывать теоретические знания. В качестве примера рассмотрим занятия по пропедевтике для студентов первого курса направления графический дизайн. К концу первого семестра, когда студенты уже знакомятся со средствами выразительности (точка, линия, пятно) и основными приемами композиции (композиционный центр, статика, динамика и др.), на этапе включения в деятельность студентам предлагается игра – «графические выражения слов». Она предполагает задание на развитие воображения и совершенствование изобразительных навыков студентов.

Играющим предлагается изобразить на бумаге сущность трех слов или словосочетаний, выбранные педагогом, так, чтобы их можно было узнать без подписи. Выполняя это задание, студенты используют различные методы, такие как: сравнение (по объёму, массе), выделение специфических признаков или обращение к личному опыту, восходя от субъективных к объективным характеристикам. Помимо этого, в ходе работы студенты могут сопоставлять совершенно чуждые друг другу понятия (например, кошка и квадрат или туча и верность), такой подход формирует алгоритм начального этапа проектирования, что позволяет студентам начать работать, не визуализируя конечный результат.

Слова, подбираемые для игры, делятся на три группы:

  • слово, обозначающее предмет (стена, замок, лодка, кирпич)
  • слово, обозначающее состояние или выражающее образ (весна, город, тупик, боль, влюбленность)
  • слово, предполагающее вариативность восприятия (стихи — чьи, потолок — как предел возможностей, задача — какая?)

Вначале для игры преимущественно выбираются слова первой и второй групп, к концу курса преобладают слова третьей группы. Это позволяет на простых заданиях сформировать различные методы начального этапа проектирования и закрепить их, постепенно усложняя задания.

 На этапе ознакомления с правилами игры студентам предлагается на листе выполнить эскиз, изображающий названное слово; далее педагог просит изобразить иное графическое представление этого слова. После короткого обсуждения педагогом и студентами играющие выполняют третий эскиз по своему выбору, взяв за основу первый и второй вариант или выбрав третий. Аналогично работа проходит и со следующими двумя словами, после чего проводится коллективное обсуждение трёх третьих эскизов. В ходе обсуждения и анализа эскизов формируются навыки позитивной коммуникации.

С течением времени студенты самостоятельно выполняют два различных варианта эскиза слова и без участия преподавателя составляют третий эскиз, и только он выносится на общее обсуждение. В среднем игра занимает 15 минут, причём по мере приобретения студентами навыков игры время сокращается до 10 минут, не считая итогового обсуждения. Для выполнения эскизов студенты могут использовать любые материалы (акварель, карандаш, тушь, маркеры, гуашь).

Важно отметить, что слова подбираются в соответствии с темой занятия по пропедевтике. Кроме того, на завершающем этапе курса выбираемые слова обозначают понятия, которые являются сходные, но отличаются: по масштабу (лужа, озеро, море), по силе воздействия (боль, недомогание, неприятное ощущение), по своему характеру (сообщение, весть, письмо), или по объекту направленности (любовь к матери, другу, девушке).

Приведенная игра имеет ярко выраженную профессиональную направленность, так как в своей профессиональной деятельности графический дизайнер сталкивается с проблемой визуального выражения задания заказчика, содержащего слова и образы в той или иной форме (в логотипе, фирменном знаке, буклете, книжной иллюстрации и др.). Данное задание подготавливает студента к следующему этапу в проектной деятельности – выявление средств художественной выразительности.

Интерактивные технологии могут быть использованы в процессе изучения дисциплин по направлению «Графический дизайн» не только на отдельных его этапах, но и на протяжении всего занятия. Так, в рамках курса по дисциплине «Цветоведение» по направлению «Графический дизайн» для студентов второго года обучения предусмотрены парные занятия, состоящие из практического занятия, (например, по теме «Выражение звука через цвет») и проблемной лекции, (например, «Теория движения цвета В. Кандинского»). Рассмотрим примерную структуру данного практического занятия. Его цель: познакомить студентов с возможностью влияния выразительных средств цвета на психологические ассоциации человека. В процессе подготовки к занятию студентам необходимо подобрать художественные материалы, которые потребуются им для составления эскизов, передающих на бумаге несколько музыкальных композиций. Использованы могут быть любые материалы (предпочтительнее акварель, но могут применяться пастель, карандаши, темпера, маркеры и др.). Стоит отметить, что занятие состоит из пяти этапов, что соответствует требованиям деятельностного подхода.

Первый этап «Процесс вовлечения в деятельность», его дидактическая задача: создать положительную мотивацию к творческой деятельности на занятии. Студентам предлагается прослушать три музыкальных произведения, относящихся к разным стилям и направлениям и имеющих ярко выраженные различия в ритмическом построении и музыкальной тональности. При этом, студентам предлагается выполнить 3 эскиза, отражающих графически каждое из этих произведений, которые могут быть использованы в качестве единицы готовой продукции графического дизайна (афиши, буклета, обложки компакт диска для предполагаемого заказчика) или выступить в качестве самостоятельных художественных картин.

Второй этап «Процесс целеполагания», его дидактической задачей является организация условий для самостоятельной индивидуальной постановки цели каждым студентом. В ходе общего обсуждения студенты выбирают для себя продукцию графического дизайна, для которой будет разрабатываться их эскиз. Также в ходе обсуждения педагог подводит студентов к пониманию компетенций, формируемых у них в ходе выполнения этого задания.

Третий этап «Процесс проектирования действий» продолжает коллективное обсуждение, в ходе которого решается следующая дидактическая задача: помочь студентам спланировать свою деятельность в соответствии с поставленной целью; определиться с форматом эскизов (от А5 до А3) и графическими материалами для их выполнения. Кроме того, оговаривается, что на работу по каждому произведению отводится 20 минут; преподаватель предлагает за это время выполнить несколько вариантов эскизов к каждому из произведений.

Четвертый этап «Процесс осуществления действий», предполагает решение следующей дидактической задачи: организации условий для выполнения каждым студентом намеченных им действий. Преподаватель предлагает студентам прослушать первое произведение и приступить к выполнению эскиза, его отражающего. В то время, как студенты выполняют эскиз, задача преподавателя – перемещаясь по аудитории, снимать индивидуальные затруднения студентов. Таким же образом организуются условия для создания эскизов к двум другим музыкальным произведения.

На пятом этапе «Процесс анализа результатов действий и сравнение их с поставленными целями» решаются следующие дидактические задачи: организовать условия для саморефлексии и создать ситуацию успеха для каждого студента. В ходе коллективного обсуждения анализируются выставленные эскизы, обсуждается, какие из них больше отражают каждое музыкальное произведения, и за счет каких средств выразительности (цветовой тон, масштаб пятен цветовой композиции, их ритм и др.) это достигается. На основе сделанных выводов студентам предлагается выполнить итоговую подачу трёх эскизов на формате А3, подобрав к ним шрифт, закомпоновав названия музыкальных произведений и имена авторов. Итоговые эскизы студенты могут выполнять как вручную, так и используя различные графические программы (например, Photoshop или Иллюстратор). При желании студент может выбрать для работы другую мелодию из предложенного преподавателем списка.

За практическим занятием следует теоретическое в форме проблемной лекции по теме «Теория движения цвета В. Кандинского», в которой рассматривается взаимосвязь цвета и звука, цвета и вкуса, а также восприятие эффектов движения цветовых пятен относительно картинной плоскости в пространстве. Оба занятия связаны общей проблематикой воздействия цвета на субъективное восприятие человеческого мозга. В данной статье мы не будем рассматривать подробно структуру проблемной лекции, отметим только, что в начале лекции на этапе актуализации опорных знаний предлагается анализ итоговых работ, выполненных студентами после практического занятия.

Такое планирование занятий, когда практическое занятие предшествует теоретическому материалу, позволяет добиться более осознанного восприятия студентами теоретического материала, который становится для них личностно значимым. Таким образом, практическое занятие выступает как пробное действие по отношению к изучаемому в дальнейшем теоретическому материалу.

В заключении стоит отметить, что интерактивные формы проведения занятий позволяют способствовать формированию у студентов:

  1. позитивного самоопределения к учебной деятельности;
  2. абстрактного и образного мышления;
  3. представлений о средствах художественной выразительности;
  4. творческих способностей.

Кроме того, это позволяет преподавателю ввести в учебный процесс элементы профессиональной деятельности, а также создаёт условия для понимания студентами возможности применения полученных на занятиях умений в творческой деятельности графического дизайнера.

Представленные выше интерактивные методы и приёмы организации обучения студентов бакалавров, как уже отмечалось, дают возможность им стать субъектами своей учебной деятельности, что создает среду, стимулирующую и раскрывающую творческий потенциал каждого студента [5].

В результате студенты получают навыки профессиональной деятельности: навык выбора оптимальных средств художественной выразительности, навыки самоорганизации своей деятельности, навыки успешной коммуникации как с коллегами, так и с будущими заказчиками, навык самостоятельного преодоления своих затруднений. Технология приобретения знаний на основе собственного опыта преодоления затруднений в ходе творческой деятельности позволяет студентам выработать навыки предпрофессиональной деятельности. Представленная организация учебного процесса создает благотворные условия для формирования проектной культуры будущих дизайнеров.

Список литературы / References

  1. Гущин Ю.В. Интерактивные методы обучения в высшей школе / Ю.В. Гущин // Психологический журнал. – 2012. – № 2. С 1-18.
  2. Жердев Е.В. Метафора в дизайне: учеб. пособие / Е.В. Жердев. – Издание 3-е. – М.: Архитектура – С, 2012. – 149 с.
  3. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия / И.А. Зимняя. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. — 42 с.
  4. Иттен И. Искусство формы. Мой форкурс в Баухаузе и других школах / И. Иттен. – 6-е издание. – М.: Издатель Д. Аронов, 2014 – 136 c.; ил.
  5. Иттен И. Искусство цвета / И. Иттен. – 11-e издание. – М.: Издатель Д. Аронов, 2016. — 96 c.; ил.
  6. Сидоренко В.Ф. Идея проектной культуры. Проблемы дизайна – 6: Сборник статей / В.Ф. Сидоренко. –  М.: Пинакотека, 2011. – 43 c.
  7. Современные образовательные технологии: учеб. пособие / под ред. Н.В. Бордовской. — 2-е изд. — М.: КНОРУС, 2011. — 432 с.
  8. Ступина С.Б. Технологии интерактивного обучения в высшей школе: учебно – методическое пособие / С.Б. Ступина. — Саратов: Издательский центр «Наука», 2009. — 52 с.
  9. Шабанова В.А. Перспектива использования деятельностного подхода в системе профессионального образования / В.А. Шабанова //Среднее профессиональное образование. -2014. -№ 5. – С. 33-35.
  10. Шабанова В.А. Формирование проектной культуры студентов, обучающихся по направлению дизайн среды, в рамках преподавания живописи / В.А. Шабанова // Международный научно-исследовательский журнал. – 2017. – №5 (59), часть 2. – С. 79 – 81.

Список литературы на английском языке / References in English

  1. Gushhin Ju.V. Interaktivnye metody obuchenija v vysshej shkole [Interactive teaching methods in high school] / Ju.V. Gushhin // Psihologicheskij zhurnal [Psychological journal]. – 2012. – № 2. – P. 1-18. [in Russian]
  2. Zherdev E. V. Metaphora v dizayne: Ucheb. posobie [Metaphor in design] / E. V. Zherdev. – 3-d edition. M.: Arkhitektura – S, 2012 – p. 149. [in Russian]
  3. Zimnjaja I. A. Kljuchevye kompetentnosti kak rezul’tativno-celevaja osnova kompetentnostnogo podhoda v obrazovanii. Avtorskaja versija. [Key competence as effectively-targeted basis of competence approach in education. Author’s version] / I. A. Zimnjaja. — M.: Issledovatel’skij centr problem kachestva podgotovki specialistov, 2004. — 42 p. [in Russian]
  4. Itten I. Iskusstvo formy. Moj forkus v Bauhauze i drugih shkolah [The art forms. My forces in the Bauhaus and other schools] / I. Itten. – 6th edition.– M.: Izdatel’ D. Aronov, 2014 – 136 p.; il. [in Russian]
  5. Itten I. Iskusstvo cveta [the Art of color] / I. Itten. – 11th edition – M.: Izdatel’ D. Aronov, 2016. — 96 p.; il. [in Russian]
  6. Sidorenko V.F. Ideja proektnoj kul’tury. Problemy dizajna – 6: Sbornik statej. [Project culture. Design – 6: Collection of articles] / V.F. Sidorenko. – M.: Pinakoteka, 2011. – 43 p. [in Russian]
  7. Sovremennye obrazovatel’nye tehnologii: uchebnoe posobie [Modern educational technology: textbook] / edited by N. V. Bordovskaj. — 2nd edition. — M.: KNORUS, 2011. — 432 p. [in Russian]
  8. Stupina S. B. Tehnologii interaktivnogo obuchenija v vysshej shkole: uchebno – metodicheskoe posobie [The interactive learning technology in higher education: a teaching manual] / S. B. Stupina. — Saratov: Izdatel’skij centr «Nauka», 2009. — 52 p. [in Russian]
  9. Shabanova V. A. Perspectiva ispolsovaniya deatel’nostnogo podhoda v sisteme professional’nogo obrazovania [Perspective of use of the activity approach in vocational education] / V. A. Shabanov // Srednee professional’noe obrazovanie [Secondary professional education]. -2014.-№ 5.– P. 33-35. [in Russian]
  10. Shabanova V.A. Formirovanie proektnoj kul’tury studentov, obuchajushhihsja po napravleniju dizajn sredy, v ramkah prepodavanija zhivopisi. [Formation of design culture of students, specializing in environmental design, under the teaching of painting.] / V.A. Shabanova // Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel’skij zhurnal [International research journal]. 2017. – №5 (59), part 2. – P. 79 – 81. [in Russian]

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.