Pages Navigation Menu

ISSN 2227-6017 (ONLINE), ISSN 2303-9868 (PRINT), DOI: 10.18454/IRJ.2227-6017
ПИ № ФС 77 - 51217, 16+

DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2020.102.12.119

Скачать PDF ( ) Страницы: 36-39 Выпуск: № 12 (102) Часть 4 () Искать в Google Scholar
Цитировать

Цитировать

Электронная ссылка | Печатная ссылка

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.
Калимуллина О. А. ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ – ДВИГАТЕЛЬ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ / О. А. Калимуллина, Н. А. Ноздрина // Международный научно-исследовательский журнал. — 2020. — № 12 (102) Часть 4. — С. 36—39. — URL: https://research-journal.org/pedagogy/tvorcheskoe-razvitie-detej-dvigatel-lichnostnogo-razvitiya-v-pedagogicheskoj-praktike/ (дата обращения: 25.01.2021. ). doi: 10.23670/IRJ.2020.102.12.119
Калимуллина О. А. ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ – ДВИГАТЕЛЬ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ / О. А. Калимуллина, Н. А. Ноздрина // Международный научно-исследовательский журнал. — 2020. — № 12 (102) Часть 4. — С. 36—39. doi: 10.23670/IRJ.2020.102.12.119

Импортировать


ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ – ДВИГАТЕЛЬ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДВИГАТЕЛЬ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ
В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

Научная статья

Калимуллина О.А.1, Ноздрина Н.А.2, *

1 Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, Казань, Россия;

2 Брянский государственный технический университет (БГТУ), Брянск, Россия

* Корреспондирующий автор (nozdrina.natalye[at]mail.ru)

Аннотация

В статье рассматривается современная педагогическая теория и практика (как мировая, так и отечественная) обладает богатым опытом формирования и развития творческих способностей индивида. При этом организации творческой деятельности учащихся становится важнейшим фактором, двигателем личностного развития. Благодаря данному механизму становится возможным формирование и дальнейшее перспективное развитие творческой инициативы личности. Разновидности творческой деятельности на современном этапе развития педагогики полноценно применяются в модели «педагог-воспитанник», обнаруживая свою эффективность и соответствие педагогическим целям.

Ключевые слова: педагогика, творческая деятельность, дополнительное образование.

CREATIVE DEVELOPMENT OF CHILDREN IN PEDAGOGICAL PRACTICE IS THE DRIVING FORCE
OF THEIR PERSONAL DEVELOPMENT.

Research article

Kalimullina O.A.1, Nozdrina N.A.2, *

1 Volga state Academy of Physical Culture, Sports and Tourism, Kazan, Russia;

2 Bryansk State Technical University (BGTU), Bryansk, Russia

* Corresponding author (nozdrina.natalye[at]mail.ru)

Abstract

The article deals with modern pedagogical theory and practice (both worldwide and domestic), which serves as a rich source of experience in the formation and development creative abilities of an individual. At the same time, the organization of the creative activity of students becomes the most important factor in their personal development. Thanks to this mechanism, it becomes possible to form and further develop the students’ motivation for creative activity. Varieties of creative activity at the present stage of development of pedagogy are fully applied in the “teacher-pupil” model, revealing their effectiveness and alignment with pedagogical goals.

Keywords:  pedagogy, creative activity, additional education.

Введение

Современная педагогическая теория и практика (как мировая, так и отечественная) обладает богатым опытом формирования и развития творческих способностей индивида. Данный опыт уход корнями в педагогические достижения прошлого и продолжает творчески перерабатываться современными педагогами и специалистами всех сфер, занимающихся вопросами воспитания детей и молодежи, равно как и развитием взрослых. Российская педагогическая наука уделяет особое внимание вовлеченности семьи и педагогического участия учреждений дополнительного образования в процесс формирования и развития творческих способностей учащихся. Социальное окружение при этом имеет высокое значение, отражаясь на специфике личностного развития ребенка. Мировая и отечественная педагогическая наука включают в себя анализ содержания, приемов, сущности, методики творческого развития. Теоретические исследования дополняются разработками по практическому применению педагогических концепций в деле подготовки творчески развитой личности. Особое внимание уделяется углубленному изучению исследователями компонентов творческого процесса, сущности творческого развития ребенка и т.п.

Основная часть

На современном этапе развития российского общества наблюдается целый ряд важных тенденций в образовательной сфере. Прежде всего, целесообразно отметить процессы модернизации образовательных систем, протекающие в общем русле общемировых процессов интеграции. Процессы глобализации остро ставят перед образовательными учреждениями нашей страны задачи подготовки специалиста, обладающего всеми необходимыми на современном этапе навыками и компетенциями. К таким компетенциям могут быть отнесены, прежде всего, высокая степень адаптивности, гибкость к изменяющимся факторам внешней среды, навыки самовоспитания и самообразования, наличие способности к творческой переработке информации, умение слаженно работать в коллективе, осознавая значимость собственного вклада и т.п. Данная задача, стоящая перед образовательными учреждениями, может быть успешно решена только на основании совместных усилий государства, общества, отдельно взятой личности. При этом организации творческой деятельности учащихся становится важнейшим фактором, двигателем личностного развития. Благодаря данному механизму становится возможным формирование и дальнейшее перспективное развитие творческой инициативы личности. Разновидности творческой деятельности на современном этапе развития педагогики полноценно применяются в модели «педагог-воспитанник», обнаруживая свою эффективность и соответствие педагогическим целям.

Модель заключается в установление педагогически целесообразных отношений с подростком, что часто становится непростой задачей, особенно если воспитанник не отличается прилежностью в учёбе и хорошим поведением. Главный признак достижения результата технологии: стремление воспитанника общаться с воспитателем, обсуждать с ним свои дела и проблемы. Совместные творческие дела педагога и ребенка на основе общих интересов, помощь педагога, являются инструментом развития и преобразования личности.

Творчество заключается в создании человеком и использовании обществом для удовлетворения комплекса потребностей новых материальных и духовных ценностей – артефактов, а также норм, ценностей, произведений искусства и т.п. Данный процесс протекает в ходе активного, осознанного и целенаправленного преобразования окружающей действительности. Человеку свойственно творческое начало, начиная с самых ранних этапов развития человеческой цивилизации. В ходе творческой деятельности происходит удовлетворение, прежде всего, духовных, а также социальных и материальных потребностей человека [3].

Творчество представляет собой уникальную, специфическую, свойственную только человеку способность созидать новую реальность на основе преобразования окружающей действительности.

Понятие творчества в силу его многоаспектности имеет целый комплекс трактовок и авторских пониманий. Так, в частности, в философской энциклопедии творчество определяется как специфический вид деятельности человека, который вызывает к жизни качественно новые идеи, ценности [4].

Творческое развитие детей при организации дополнительного образования – это процесс, который понимается как деятельность, направленная на качественное преобразование алгоритма действия или предмета или на создание уникального результата.

К творческой активности детей и молодежи требуется повышенное внимание как с точки зрения теории, так и аспекте практической деятельности. Представители подрастающего поколения особенно склонны к творческой деятельности, что изучается в рамках эвристики и возрастной психологии. Наука исследует воздействие разнообразных творческих способностей и соци­ального окружения личности на творческий процесс, роль педагогического воздействия. Ребенок, занимаясь разнообразными видами творческой деятельности, стремится создать нечто новое, не существовавшее ранее, что и обусловливает повышенное внимание к детской творческой активности со стороны целого комплекса наук – эвристики, психологи, педагогики и т.п.

А. М. Коршунов в своих исследованиях, посвященных данному вопросу, указывал: «Люди заста­ют не только мир готовых вещей, но и функционирующие формы сложившихся видов деятельности». А. М. Коршунов изучал процесс творческой активности человека, озарения, создания нового материального или духовного продукта. При этом автор выделил стадиальность процесса творения чего-то нового: постановка проблемы, сопоставление полученного результата с его идеальным образом в сознании субъекта-творца и т.п. [5]

В своей повседневной жизни люди занимаются жизни творчеством всегда, когда они создают нечто новое, какой–то продукт материальной или духовной деятельности. Если человек занимается не репродуктивной деятельностью, механически воспроизводя имеющиеся образцы, а, пытается внести в свою работу нечто самобытное, индивидуализировать свой труд и выпускаемый продукт, то правомерно говорить о творческой деятельности. Таким образом, с точки зрения философской науки, творчество выступает в качестве формы саморазвития и самовыражения человека в материальной и духовной деятельности.

Сопровождение педагогом творческого процесса – это прежде всего слушать и смотреть на то, что на самом деле движет учащимися и какой интерес они преследуют своим делом. Но активное наблюдение также означает быть готовым в качестве собеседника, помощника и партнера задавать вопросы, давать импульсы для дальнейшего действия. С помощью рефлексивных вопросов дети могут быть стимулированы к собственным попыткам объяснения и исследованию. Внутреннее любопытство и желание исследовать и двигаться осознаются как двигатель для обучения. Активное педагогическое наблюдение творческих процессов постоянно востребовано как путевое сопровождение. При этом очень важны поощрения, похвалы и конструктивной критика. При активном наблюдении педагог может осторожно вводить новые импульсы в случае застоя или тупика.

Свободное изучение и экспериментирование лежат в основе творческого процесса. Этот этап не может быть пропущен или заменен. Если ребенок может свободно экспериментировать – без необходимости объяснения и ориентации на продукт, – дальнейшие идеи пробуждаются и непосредственно приводят к формированию и реализации опыта, возникшего в экспериментальной игре. Даже при неудачах экспериментирование имеет свою ценность. Полученный опыт может быть творчески связан с другой деятельностью на более позднем этапе. В творческом процессе педагог лишь формирует рамки, обеспечивая достаточно свободного пространства, чтобы позволить ребенку экспериментировать. Должно быть место детским фантазиям. Для этого также необходимо поддерживать соответствующую культуру разговора, открытое и терпимое отношение к каждому ребенку. Если не будет атмосферы доверия, позитивной оценки, и открытость новому, творчество будет тормозиться. Но и в творческом процессе могут возникнуть проблемы и тогда необходимо поддержать ребенка дополнительными вопросами или повысить осведомленность детей об определенных взаимосвязях. Кризисы – это возможности дальнейшего развития. Для каждой проблемы существуют различные варианты решения, которые педагог может собрать вместе, но решение необходимо оставить ребенку. Важен завершенный и удовлетворительный для ребенка результат.

Однако эти навыки должны быть поощрены и обучены. Чтобы обеспечить творческие образовательные процессы в образовательных учреждениях, сначала необходимо обратить внимание на благоприятную среду. Это включает в себя, в частности, дизайн комнаты, а также выбор материалов, привлекательных для творческого создания. Активное наблюдение и восприятие желаний детей является ключом к инициированию творческих проектов и процессов обучения, центром которых считается экспериментирование, дающее результат. Однако истинное искусство в сопровождении творческих процессов заключается в терпеливой поддержке со стороны педагога, который в нужный момент задает импульсы и при необходимости изменяет рамки.

Итак, с использованием критерия сущности и содержания деятельности, мы можем указать на наличие следующих разновидностей:

– творческая активность нормативного характера. В данном случае речь идет о процессе активного творческого усвоения индивидом определенных, господствующих в обществе или социальной группе ценностных установок и правил. В наиболее общем виде данную разновидность творческой деятельности можно считать родственной процессу социализации, так как речь также идет о приобщении к определенным идеям, нормам, принципам и т.п. только в отношении творческой деятельности это нормы и ценности творческого характера;

-творческая деятельность репродуктивной природы. В данном случае правомерно вести речь о специфическом процессе воспроизведе­ния (репродукции) личностью ценностных установок, идей, концепций, правил творчества. Происходит воспроизведение уже созданных культурных ценностей, однако данный процесс не следует путать с простым тиражированием произведений искусства, так как сущность и содержание творческой репродуктивной деятельности не идентична данному процессу;

– творческая деятельность системно-моделирующего характера, которая базируется, прежде всего, на использовании человеком эвристиче­ского пути формирования и последующего перспективного развития новых идей, концепций, знаний и иных форм информации. В данном случае речь идет о специфическом процессе моделирования нового знания с помощью открытий, инсайтов, творческой интуиции и т.п.;

– творческая деятельность локально-моделирующей природы. В данном случае речь идет о формировании методического комплекса, новых форм, механизмов и приемов, служащих человеку для достижения одной из ведущих целей его существования – познания окружающего мира во всем его разнообразии и полноте;

– творческая деятельность адаптивного характера. В данном случае речь идет о формировании адаптации, гибкого творческого осмысления и использования в новых условиях различных приемов для успешного достижения личностью творческой задачи.

Заключение

Природа творчества исходит из глубины человеческого духа. Место для творчества и творческой активности есть везде – независимо от сферы деятельности конкретного человека.

Особенно склонны к творческой деятельности представители подрастающего поколения. В связи с этой особенностью детской психики требуется повышенное внимание к творческой активности детей и молодежи. Ребенок, занимаясь самыми разнообразными видами творческой деятельности, всегда стремится усовершенствовать получаемый продукт, внести нечто от себя, индивидуализировать свою деятельность.

В результате подобного философского подхода к материальному и духовному производству можно утверждать, что любой человек может стать мастером своего дела, творцом, порождающим новые ценности и формирующим себя самого как творца.

Конфликт интересов

Не указан.

Conflict of Interest

None declared.

Список литературы / References

  1. Аллагулов, А.М. Роль педагогической науки в становлении образовательной политики в России во второй половине XIX – начале XX в. / А.М. Аллагулов // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2013. – № 5 (80). – С. 118-123.
  2. Андреев, В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития (3-е изд.) / В.И. Андреев. – Казань: Центр инновационных технологий, 2012. – 608 с.
  3. Белянина О. А. Развитие творческих способностей учащихся в учреждении дополнительного образования: диссертация … канд. пед. наук: 13.00.01 / Белянина Ольга Александровна. – Иркутск, 2004. – 191 с.
  4. Бердяев, Н.А. Смысл творчества (Опыт оправдания человека). – 358 с. – [Электронный ресурс] URL: http://www.odinblago.ru/smisl_tvorchestva (дата обращения 14.11.2020)
  5. Коршунов A.M. Познание и деятельность / A.M. Коршунов. -М.: Изд-во по-лит. литературы,1967. – С. 127
  6. Pepin, B. Curriculum, cultural traditions and pedagogy: understanding the work of teachers in England, France and Germany / B. Pepin, // Lehrerkompetenzen fur moderne Lehrer. – 2013. [Electronic resource]. – URL: https://www. examtime.com/de/blog/10-lehrerketenzen-fuer-moderne-lehrer/. (accessed 14.11.2020)
  7. Robinson, K. Out of Our Minds: Learning to be Creative, 2nd Edition / K. Robinson. – Chichester: Capstone Publishing Ltd (a Wiley company), 2011. – 352 p.
  8. Maschke S. Non-formale und informelle / Sabine Maschke, Ludwig Stecher // Bildung. 2018.
  9. Effenberger, Ch. Theorie und Praxis der deutschenLanderziehungsheimeunter der Leitung von Hermann Lietz: Studienarbeit / Ch. Effenberger. – GRIN Verlag, 2002. – 23 p.
  10. Elmani, D. Ken Robinson: “Kreativität muss den selbenStellenwerthabenwieLesen und Schreiben” / D. Elmani // Trend. – 2009. – [Electronic resource] URL: http://www.format.at/die-magazine/format/erfolg/ken-robinson-kreativitaet-stellenwert-lesen-schreiben-243395 (accessed 14.11.2020)

Список литературы на английском языке / References in English

  1. Allagulov, A.M. Rol’ pedagogicheskoj nauki v stanovlenii obrazovatel’noj politiki v Rossii vo vtoroj polovine XIX – nachale XX v. [The role of pedagogical science in the formation of educational policy in Russia in the second half of the XIX – early XX century] / A.M. Allagulov // Izvestija Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Proceedings of the Volgograd state pedagogical University]. – 2013. – № 5 (80). – p. 118-123. [in Russian]
  2. Andreev, V. I. Pedagogika: uchebnyj kurs dlja tvorcheskogo samorazvitija [Pedagogy: training course for creative self-development] (3rd ed.) / V. I. Andreev. – Kazan: Center for innovative technologies, 2012. – 608 p. [in Russian]
  3. Belyanina O. A. Razvitie tvorcheskih sposobnostej uchashhihsja v uchrezhdenii dopolnitel’nogo obrazovanija [Development of creative abilities of students in the institution of additional education]: dissertation … candidate of pedagogical Sciences: 13.00.01 / Belyanina Olga Aleksandrovna. – Irkutsk, 2004. – 191 p. [in Russian]
  4. Berdyaev, N. A. Smysl tvorchestva (Opyt opravdanija cheloveka) [Meaning of creativity (The experience of justifying a person)]. – 358 p. – [Electronic resource] URL: http://www.odinblago.ru/smisl_tvorchestva (accessed 14.11.2020)
  5. Korshunov A.M. Poznanie i dejatel’nost’ [Cognition and activity] / A.M. Korshunov. – M.: publishing house of po-lit. literature,1967. – p. 127 [in Russian]
  6. Pepin, B. Curriculum, cultural traditions and pedagogy: understanding the work of teachers in England, France and Germany / B. Pepin, // Lehrerkompetenzen fur moderne Lehrer. – 2013. [Electronic resource]. – URL: https://www. examtime.com/de/blog/10-lehrerketenzen-fuer-moderne-lehrer/. (accessed 14.11.2020)
  7. Robinson, K. Out of Our Minds: Learning to be Creative, 2nd Edition / K. Robinson. – Chichester: Capstone Publishing Ltd (a Wiley company), 2011. – 352 p.
  8. Maschke S. Non-formale und informelle [Non-formal and informal] / Sabine Maschke, Ludwig Stecher // Bildung [Education]. 2018. [in German]
  9. Effenberger, Ch. Theorie und Praxis der deutschenLanderziehungsheimeunter der Leitung von Hermann Lietz: Studienarbeit [The theory and practice of German education in the home under the direction of Hermann Lietz: study, work] / Ch. Effenberger. – GRIN Verlag, 2002. – 23 p. [in German]
  10. Elmani, D. Ken Robinson: “Kreativität muss den selbenStellenwerthabenwieLesen und Schreiben” [Ken Robinson: “Creativity must read and write to the self-worth”] / D. Elmani // Trend. – 2009. – [Electronic resource] URL: http://www.format.at/die-magazine/format/erfolg/ken-robinson-kreativitaet-stellenwert-lesen-schreiben-243395 (accessed 14.11.2020) [in German]

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.