РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ПОДГОТОВКИ ДИЗАЙНЕРА ОДЕЖДЫ ПО ПРОГРАММЕ ПРИКЛАДНОГО БАКАЛАВРИАТА

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.23670/IRJ.2017.64.052
Выпуск: № 10 (64), 2017
Опубликована:
2017/10/18
PDF

Еремина Н.А.

ORCID: 0000-0001-7524-5393, Член Союза дизайнеров России,

Институт пищевых технологий и дизайна (филиал) ГБОУ ВО НГИЭУ

РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ПОДГОТОВКИ ДИЗАЙНЕРА ОДЕЖДЫ ПО ПРОГРАММЕ ПРИКЛАДНОГО БАКАЛАВРИАТА

Аннотация

В статье актуализирована необходимость оптимизации принципа разработки индивидуальных образовательных программ для профессиональной подготовки бакалавров моды. Аргументирована рациональность организации проектной деятельности дизайнеров в системе коллективного проектного творчества. В своих доводах автор опирается на успешно применяемую в образовательном процессе бакалавров дизайна дидактическую программу разработки коллективного комплексного творческого проекта, детерминирующую принципы системной проектной творческой работы и обеспечивающую компетентностную подготовку по программе прикладного бакалавриата. 

Ключевые слова: дизайнер одежды, метапредметность, индивидуальные программы, проектное творчество, проектное решение, проектная деятельность.

Yeremina N.A.

ORCID: 0000-0001-7524-5393, Member of the Union of Designers of Russia, State-Funded Educational Instituion,

Institute of Food Technologies and Design (Branch)

RATIONALIZATION OF PROJECT ACTIVITY UNDER THE CONDITIONS OF THE FASHION DESIGNER PREPARATION WITHIN THE COURSE OF APPLIED BACHELOR’S PROGRAM

Abstract

The article actualizes the necessity to optimize the development of individual educational programs for the professional training of bachelors studying fashion design. The rationality of the project activity of fashion designers in the system of team project creativity is explained. The author bases her arguments on the didactical program of developing a team creative project, which is successfully used in the educational process of bachelors of fashion design, which determines the principles of systemic project work and provides competence training in the applied bachelor’s program.

Keywords: fashion designer, meta-disciplinarity, individual programs, project creativity, project design, project activities.

Модернизация современной образовательной системы в России направлена, в том числе, на формирование компетентностей инновационного поведения будущих специалистов.

Для дизайнеров одежды инновационное поведение проявится в участии в решении комплексных задач не только творческого, но и технического направления. Профессиональный кругозор специалиста будет коррелироваться с пониманием проблем геополитического характера: стремительное развитие компьютерных технологий и роботизации, экологическая угроза, перенаселённость, увеличение количества людей с ограниченными возможностями и проч. Подготовленность специалиста к осмыслению и реализации проблемных задач художественного и инженерно-технического содержания в профессиональном сообществе становится индикатором качества сформированности компетенций дизайнера одежды.

Стандарт образования выделяет предметные, личностные и метапредметные компетенции как основные образовательные результаты. Формирование обозначенных компетенций предлагается осуществлять в условиях «эффективного взаимодействия организаций высшего профессионального образования и работодателей» на основе «сближения программ профессионального образования с реальными потребностями работодателей» [1], [2] в процессе разработки и реализации гибких индивидуальных образовательных программ.

Обучение по индивидуальным программам в группе дизайнеров одежды затруднительно как по причине специфики прикладной деятельности различного проектного направления, так и в силу потери мотивации к социализации и профессиональной коммуникации. Однако индивидуальные траектории могут быть учтены в планировании коллективного проектного творчества. Эта форма организации обучающего процесса дизайн-образования становится наиболее оптимальной для реагирования на вызовы образовательного стандарта и Программы развития образования РФ.

Идея коллективного проектного творчества, т.н. «мастерских», как обучающей методики, в нашей стране была успешно внедрена в новаторском учебном заведении первой половины XX века ВХУТЕМАСе (высшие художественно-технические мастерские), позже реорганизованном во ВХУТЕИН (высший художественно-технический институт) [3]. И хотя статус обучения соответствовал высшей школе, всё-таки основной упор в профессиональной подготовке художников для промышленности делался именно на практические навыки. Организация практической подготовки промышленных художников, принятая во ВХУТЕМАСе, предполагала освоение общих художественных дисциплин как пропедевтических на первых курсах и проектную деятельность, в том числе коллективную, по разработке реальных производственных продуктов по техническому заданию, на старших. Программы факультетов ВХУТЕМАСа составлялись совместно с представителями различных предприятий и отраслей промышленности и хозяйства [4]. Подобный синтез художественно-композиционных и проектных задач позволял добиваться успехов в обучении промышленных художников, в равной степени владеющих и художественно-творческими навыками, и опытом реализации замыслов в условиях производственного цикла.

Идея формирования дизайнерского мышления у промышленного художника в процессе решения реальных или приближенных к ним проектных задач актуальна в современном профессиональном образовании. Предлагаемая сегодня концепция прикладного бакалавриата устанавливает лидерство практики среди прочих обучающих курсов. В основе данной формы образования – программы, ориентированные на овладение практическими навыками работы на производстве, в сочетании с программами высшего образования, ориентированными на получение серьёзной теоретической научной подготовки [5]. Целевое обучение по форме прикладного бакалавриата направлено на развитие и приращение компетенций и навыков, которые установлены стандартом профессии и скорректированы по запросу предприятия-заказчика будущего специалиста.

Эффективным ресурсом для качественной реализации задач компетентностного обучения дизайнера является системная проектная творческая работа [6]. Приобщение студентов к художественно-проектному творчеству должно осуществляться в индустриальном кластере, например, инновационном учебном предприятии. В формате подобной структуры наилучшим образом реализуются понятия специализации деятельности, осмысливается значимость каждого участника проекта, становятся понятными мотивации персональной результативности. Дидактическая структура содержания проектной практики на инновационном учебном предприятии должна логично приближаться к специфике и ритму производственного задания, а её эффективность обеспечиваться актуальными образовательными технологиями, например,  метапредметной методикой и методикой проектов [7].

Один из базовых компетентностных навыков дизайнера костюма – навык проектного творчества – может формироваться лишь в приоритете коллективной профессиональной практической деятельности [8]. В связи с чем формой системной проектной творческой работы оптимально выбрать коллективный дизайн-проект. Компоненты проекта могут выглядеть следующим образом:

- создание творческой группы; выбор лидера проекта,

- осмысление цели и задачи проекта,

- освоение предпроектного анализа, сбор материалов для индивидуальной творческой работы,

- формирование индивидуальных предложений художественно-конструктивного решения моделей,

- обсуждение моделей, выбор наилучших решений под руководством лидера проекта,

- определение заданий по разработке моделей для каждого участника проектной группы,

- освоение задания участниками группы,

- аттестация результата деятельности – моделей одежды – членами проектной группы и далее экспертным советом; корректировка результата деятельности.

Дизайн-проект в метапредметной методике реализуется «пошагово». Практика проекта апеллирует к исследовательским учебным действиям, включая навыки работы с информацией на этапе формирования художественной и инженерной концепции и в ходе проектных мероприятий (извлекать информацию из различных источников, в том числе в личных контактах, систематизировать, анализировать, представлять различными способами), и к профессиональным коммуникациям с экспертами по вопросам дизайн-маркетинга и дизайн-проектирования [9]. Аналитическая работа с информацией позволяет, двигаясь по этапам проекта, критически оценивать и своевременно корректировать результат, определять направление его оптимизации. Навык исследования с последующим обоснованным проектным предложением является показательным в системе  метапредметных результатов.

Техническое задание на проект формулируется на основе актуальных запросов образовательного процесса или конкретного потребителя: подготовка к специальным конкурсам дизайна, выставочная деятельность, работа с предприятиями сервиса и прочее. Чёткая постановка цели оптимизирует процесс разработки дизайн-проекта. Понятное целеполагание позволяет дизайнеру свободно лавировать в творческом пространстве, продуцируя адекватные предложения и отбирая наилучшие решения. Существующая проблема обширного творческого предложения, из которого выбраковывается значительная часть идей в силу неточности трактования проектного задания, исключается или минимизируется.

Умение понимать цель проекта и его смыслы – важный навык специалиста. Обучение пониманию вербальной структуры проектного задания и умению интерполировать её в выразительные и целесообразные базовые формы через проблемно-целевые упражнения обязательно при подготовке дизайнеров одежды [10]. Преподавателю необходимо обращать внимание на конкретность формулировок, приближенных к содержанию технического задания на производстве, например: «Разработать эскизную серию курток для мальчиков, сезон весна-осень, из флиса, установленного размера; тренд «Экологичность». Если упражнения направлены на концептуальное проектирование, то необходимо указать источник творчества, по которому предлагается разработка, например: «Предложить линейку моделей-аналогов мужских повседневных костюмов под девизом «Чёрная бумага, белые ножницы». В ходе диалога со студентами проговаривается мотивация образостроения: для кого?, зачем?, из чего?, для чего?, как? Это необходимо для лучшего осмысления реализации проектных условий, т.к. дизайн-проектирование ориентировано в первую очередь на промышленные образцы и тираж и требует осмысления корреляции индивидуального художественного опыта под условия маркетинговых задач.

Поиск проектных решений осуществляется в индивидуальной, коллективной и групповой деятельности, которая  поддерживается не только системной проверкой и оцениванием педагогом-специалистом всех видов работ обучающихся, но и сопровождается самопроверкой и взаимопроверкой с последующим анализом в творческой группе. При этом в коллективном учебном дизайн-проекте могут отрабатываться навыки дизайн-менеджмента, когда проектным вектором становятся критерии эстетического соответствия, принятые в локальной группе (учебной или учебного подразделения) или профессиональном сообществе [10].

Этапность коллективного проекта может соответствовать структуре деятельности на базовом предприятии или устанавливаться по алгоритму разработки авторской коллекции,  выведенному в 60-х гг. прошлого века К. Диором: от формулировки творческих концептов через проектное эскизирование и макетирование к созданию прототипа.

В дидактической основе подготовки бакалавров на факультете технологии и дизайна Нижегородского государственного инженерно-экономического университета заложен стандарт типового швейного предприятия по изготовлению изделий женской демисезонной одежды. Методика разработки художественного проекта и его оценки конъюнктурным советом, принятая на предприятии, детерминирована в структуру коллективной проектной деятельности по ходу учебных практик.

Рассмотрим на примере реализацию проектного творческого задания на учебной практике студентов 1-го года обучения.

Задачей первой учебной практики была разработка авторского комплекта в технике пэчворк. Работа выполнялась в творческих группах из 2-3-х обучающихся.

Проектная деятельность осуществлялась последовательно:

  1. Выбор темы. Определялся назначением проекта: для участия в выставке декоративного творчества, и условиями технического задания: предложение разработки декоративной отделки деталей жилета и поясного изделия в технологии лоскутной пластики. Творческим источником выбрано время года лето.
  2. Определение проектной формы моделей коллекции. Участники проекта обозначили и обсудили проектный ассортимент: комплект из рубашки и брюк и комплект из жилета и юбки.
  3. Работа с источниками информации по направлению опыта разработки летних комплектов и декоративных решений текстильных изделий в технике лоскутной пластики.
  4. Ознакомление с образцами коммерческих коллекций в специализированных магазинах молодежной одежды. Беседа с менеджерами по вопросам актуальности декоративных отделок для коммерческих коллекций текущего сезона.
  5. Эскизная разработка проектной формы. Обсуждение эскизов в группе. Определение участков декоративной отделки моделей для получения художественного единства комплектов в формате мини-коллекции.
  6. Выбор материалов. Знакомство с предлагаемым ассортиментом. Обсуждение целесообразности выбора ассортимента основного материала из тканей-компаньонов для мини-коллекции на тему «Лето». Обсуждение целесообразности выбора основных материалов для проектной формы. Решение творческой задачи составления колорита мозаичных пятен: индивидуальный выбор материалов для отделочных деталей по принципу родственного контраста.
  7. Разработка декоративной структуры костюма. На основе выбранной темы и с учётом конфекции каждым выполнены эскизы сюжета мозаичной лоскутной композиции для отделки структуры костюма. Эскизы отобраны по результату обсуждения. Разработана форма лоскутной отделки по отобранным эскизам.
  8. Инженерная разработка моделей. Осуществлялась строго по нормативным документам. Согласование проводилось под руководством дизайнера-специалиста.
  9. Аттестация этапов проекта и результата проекта. Проводилась по ходу примерок и просмотров моделей руководителем проекта – дизайнером-специалистом и членами экспертной группы. Корректировки в проект вносились в рабочем порядке. В ходе аттестации учитывалось мнение участников проектной группы.
  10. Выбор типажа манекенщицы, подготовка коллекции к экспонированию. Подобраны манекенщицы, типаж которых наилучше подходит для поддержания авторского замысла. Подобрано музыкальное сопровождение показа. Составлена схема демонстрации.
  11. Экспертиза результата проекта в профессиональном сообществе. Фотосессия моделей размещена для оценки в социальных сетях и представлена конъюнктурному совету фабрики одежды «Заря моды» (г. Нижний Новгород). Работа в целом получила положительную оценку. Проектантами приняты к сведению профессиональные замечания.

В ходе рефлексии по окончании первого коллективного дизайн-проекта обучающиеся обозначили ряд проблем, с которыми они столкнулись в процессе работы:

- Обеспечение качественной посадки плечевого изделия на нестандартную фигуру. Приобретённый опыт: обоснованность работы с макетом для поиска оптимального решения формы изделия;

- Наличие навыка сборки лоскутной текстильной мозаики. Приобретённый опыт: использование специальных шаблонов и точное соблюдение технологии работы «пэчворк»;

- Умение аргументировано доказывать личную точку зрения и находить компромиссные решения в направлении единой проектной и эстетической задачи.  Приобретённый опыт: формирование конструктивного диалога в процессе решения единых творческих задач;

- Соблюдение сроков выполнения этапа работы. Приобретённый опыт: планирование индивидуальной и коллективной деятельности в соответствии с этапами проекта; рациональная организация рабочего времени;

- Осмысление специфики профессиональной деятельности дизайнера одежды. Приобретённый опыт: углубление представления о видах деятельности в профессиональной практике специалиста-дизайнера одежды.

Несмотря на методическую определённость проблемных ситуаций, все они относятся к категории скрытых, латентных, т.к. проявляются и обостряются только в ходе практической деятельности и специальной коммуникации. Коллективная проектная работа позволяет вовремя выявить дефициты профессионального развития обучающегося и правильно скорректировать образовательные смыслы и акценты для успешного формирования профессиональных компетенций [11].

Проектная учебная работа, спланированная в структуре инновационного предприятия и поддержанная перспективными методиками, позволяет ориентировать результат образования на развитие способностей обучающегося.  Творческая проектная работа по созданию коллекций – это самостоятельный труд студента, где он проявляет индивидуальные и профессиональные качества, формирует художественную волю. Обучающийся на личном опыте постигает типовые производственные проблемные ситуации, специфика решения которых доказательная лишь в реальной практической деятельности. Система коллективных проектов позволяет качественно решать проблему формирования профессионального мышления дизайнера и рационально использовать время, отведённое на обучение.

Список литературы / References

  1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы
  2. Методические рекомендации по актуализации действующих федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования с учетом принимаемых профессиональных стандартов: Утверждены министром образования и науки РФ Д.В. Ливановым 22 января 2015 г. [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации – URL: http://docs.cntd.ru/document/420264612 (дата обращения: 21.08.2017)
  3. Глазычев В. Л. Дизайн как он есть. – М.: «Европа», 2006. – 320 с.
  4. Хан-Магомедов С.О. Пионеры советского дизайна. – М: Галарт, 1995
  5. Прикладной бакалавриат: самое практичное образование [Электронный ресурс] // Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»// Научно-образовательный портал IQ  –  URL: https://iq.hse.ru/news/177672379.html (дата обращения: 15.08.2017)
  6. Шверова К.И. Концепция и методы проектирования в дизайне одежды [Электронный ресурс] – URL: http://www.taby27.ru/studentam_aspirantam/philos_design/referaty_philos_design/raboty-po-naibolee-redkim-i-interesnym-temam/kontseptsiya-proektirovanie-dizajn.html (дата обращения: 17.08.2017)
  7. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: учебник для студ. высш. учеб. заведений / Э. Ф. Зеер. – М.: Издатель­ский центр «Академия», 2008
  8. Колдина М.И. Формирование научно-исследовательских умений будущих бакалавров профессионального обучения [Электронный ресурс]// Современная педагогика. 2014. № 6. – URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/06/2403 (дата обращения: 23.08.2017)
  9. Сластенин В.А., Руденко Н. Г. О современных подходах к подготовке педагога // Педагогика. 1999. № 6. С. 55–62.
  10. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности // Е. П. Ильин. – Спб.: Питер, 2011. – 448 с.
  11. Мантулин А.Е. Формирование самостоятельной научной и творческой деятельности будущих дизайнеров квалификации «бакалавр» в учебном процессе вуза автореф. дис. ...канд. пед. наук [Электронный ресурс]. - Орел, 2013. - 23 с. Библиотека авторефератов и диссертаций по педагогике – URL:http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-08/dissertaciya-formirovanie-samostoyatelnoy-nauchnoy-i-tvorcheskoy-deyatelnosti-buduschih-dizaynerov-kvalifikatsii-bakalavr-v-uchebnom-p#ixzz4qTb3INQx (дата обращения: 21.08.2017)

Список литературы на английском языке / References in English

  1. Gosudarstvennaya programma Rossijskoj Federacii «Razvitie obrazovaniya» na 2013-2020 gody [Stateprogramof the Russian Federation "Development of education" for 2013-2020] [in Russian]
  2. Metodicheskie rekomendacii po aktualizacii dejstvuyushchih federal'nyh gosudarstvennyh obrazovatel'nyh standartov vysshego obrazovaniya s uchetom prinimaemyh professional'nyh standartov: Utverzhdeny ministrom obrazovaniya i nauki RF D.V. Livanovym 22 yanvarya 2015 g. [Methodical recommendations on updating existing Federal state educational standards of higher education with regard to accepted professional standards: Approved by the Minister of education and science of the Russian Federation D. V. Livanov January 22, 2015]// EHlektronnyj fond pravovoj i normativno-tekhnicheskoj dokumentacii [Electronic Fund of legal and normative-technical documentation] – URL: http://docs.cntd.ru/document/420264612 (accessed: 21.08.2017) [in Russian]
  3. Glazychev V. L. Dizajn kak on est' [Thedesignas it is]. – M.: «Evropa», 2006. –  320 p. [in Russian]
  4. Han-Magomedov S.O. Pionery sovetskogo dizajna [Pioneers of Soviet design]. – M: Galart, 1995 [in Russian]
  5. Prikladnoj bakalavriat: samoe praktichnoe obrazovanie [The applied baccalaureate: the most practical education]// Nacional'nyj issledovatel'skij universitet «Vysshaya shkola ehkonomiki» [National research University "Higher school of Economics"] // Nauchno-obrazovatel'nyj portal IQ [Scientific and educational portal IQ] – URL: https://iq.hse.ru/news/177672379.html (accessed: 15.08.2017) [in Russian]
  6. SHverova K.I. Koncepciya i metody proektirovaniya v dizajne odezhdy [Concept and design methods in fashion design] – URL: http://www.taby27.ru/studentam_aspirantam/philos_design/referaty_philos_design/raboty-po-naibolee-redkim-i-interesnym-temam/kontseptsiya-proektirovanie-dizajn.html (accessed: 17.08.2017) [in Russian]
  7. Zeer EH.F. Psihologiya professional'nogo obrazovaniya: uchebnik dlya stud. vyssh. ucheb. zavedenij [Psychology of vocational education: textbook for students of higher educational institutions] / EH. F. Zeer. – M.: Izdatel'skij tsentr «Akademiya», 2008 [in Russian]
  8. Koldina M.I. Formirovanie nauchno-issledovatel'skih umenij budushchih bakalavrov professional'nogo obucheniya [Formation of scientific and research skills of future bachelors of vocational training]// Sovremennaya pedagogika [Modern pedagogy]. 2014. № 6. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/06/2403 (accessed: 23.08.2017) [in Russian]
  9. Slastenin V. A., Rudenko N. G. O sovremennyh podhodah k podgotovke pedagoga [About modern approaches to teacher training]// Pedagogika [Pedagogy]. 1999. № 6. P. 55–62. [in Russian]
  10. Il'in E. P. Psihologiya tvorchestva, kreativnosti, odarennosti [The psychology of creation, creativity, talent]// E. P. Il'in. – Spb.: Piter, 2011. – P. 448. [in Russian]
  11. Mantulin A.E. Formirovanie samostoyatel'noj nauchnoj i tvorcheskoj deyatel'nosti budushchih dizajnerov kvalifikacii «bakalavr» v uchebnom processe vuza avtoref. dis. ...kand. ped. nauk. [Formation of independent scientific and creative activity of future designers of qualification "bachelor" in the educational process of the university of the author's abstract. dis. ... of PhD in Pedagogics]- Orel, 2013.- P. 23 Biblioteka avtoreferatov i dissertacij po pedagogike [Library of author's abstracts and dissertations on pedagogy] – URL: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-08/dissertaciya-formirovanie-samostoyatelnoy-nauchnoy-i-tvorcheskoy-deyatelnosti-buduschih-dizaynerov-kvalifikatsii-bakalavr-v-uchebnom-p#ixzz4qTb3INQx (accessed: 21.08.2017) [in Russian]