Pages Navigation Menu

ISSN 2227-6017 (ONLINE), ISSN 2303-9868 (PRINT), DOI: 10.18454/IRJ.2227-6017
ПИ № ФС 77 - 51217, 16+

DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2020.102.12.122

Скачать PDF ( ) Страницы: 49-53 Выпуск: № 12 (102) Часть 4 () Искать в Google Scholar
Цитировать

Цитировать

Электронная ссылка | Печатная ссылка

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.
Львова Е. В. ПРОЕКТНО-ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В АДДЕНДУМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ДИЗАЙНЕРОВ / Е. В. Львова, И. Г. Самсонова, А. В. Подмарева // Международный научно-исследовательский журнал. — 2020. — № 12 (102) Часть 4. — С. 49—53. — URL: https://research-journal.org/pedagogy/proektno-tvorcheskaya-deyatelnost-v-addendume-professionalnoj-podgotovki-dizajnerov/ (дата обращения: 25.01.2021. ). doi: 10.23670/IRJ.2020.102.12.122
Львова Е. В. ПРОЕКТНО-ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В АДДЕНДУМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ДИЗАЙНЕРОВ / Е. В. Львова, И. Г. Самсонова, А. В. Подмарева // Международный научно-исследовательский журнал. — 2020. — № 12 (102) Часть 4. — С. 49—53. doi: 10.23670/IRJ.2020.102.12.122

Импортировать


ПРОЕКТНО-ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В АДДЕНДУМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ДИЗАЙНЕРОВ

ПРОЕКТНО-ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В АДДЕНДУМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ПОДГОТОВКИ ДИЗАЙНЕРОВ

Научная статья

Львова Е.В.1, Самсонова И.Г.2, Подмарева А.В.3, *

1, 2, 3 Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, Челябинск, Россия

* Корреспондирующий автор (stuartessa[at]mail.ru)

Аннотация

В статье рассматривается содержание и условия организации проектно-творческой деятельности студентов, обучающихся по профилю подготовки декоративно-прикладное искусство и дизайн. Изучены условия повышения эффективности формирования проектных компетенций бакалавров в процессе обучения. Представлена модель организации проектно-творческой деятельности студентов, отражающая взаимосвязь предметных областей профессиональной подготовки (техники художественно-графической визуализации, теоретические исследования объектов дизайна, конструкторско-технологические приемы реализации продуктов дизайна, современные тенденции в дизайн-проектировании, психолого-педагогические основы профессиональной деятельности) и видов проектных работ обучающихся.

Ключевые слова: педагог профессионального обучения, дизайн, декоративно-прикладное искусство, проектно-творческая деятельность.

CREATIVE DESIGN ACTIVITIES AS AN ADDITION TO THE PROFESSIONAL TRAINING OF DESIGNERS

Research article

Lvova E.V.1, Samsonova I.G.2, Podmareva A.B.3, *

1, 2, 3 Chelyabinsk State Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia

* Corresponding author (stuartessa[at]mail.ru)

Abstract

The article discusses the content and conditions of the organization of design and creative activities of students studying in decorative and applied arts and design. The research examines conditions for increasing the effectiveness of the formation of project competencies of undergraduates in the course of the learning process. The article contains an organizational model of creative activity of students that shows the interrelationship between the studied subjects as part of the professional training (technology of art and graphic visualization, theoretical study of design objects, structural and technological methods of the design product realization, modern trends in design engineering, psychological and pedagogical foundations of professional activity) and other types of project activities.

Keywords: professional training teacher, design, decorative and applied arts, creative design activity.

Введение

В настоящее время бакалавр профессионального обучения выполняет не только традиционные педагогические функции преподавателя и мастера производственного обучения, но и решает широкий круг иных задач в своей профессии, выполняя функции организатора, проектировщика, прогнозируя тенденции развития профессиональной отрасли. Опыт работы выпускников показывает, что специалисты по профилю подготовки «декоративно-прикладное искусство и дизайн», какие бы виды профессиональной деятельности они не осуществляли, должны создавать дизайнерский продукт и в целом эффективно решать задачи реализации художественного замысла.

Отсюда, процесс профессиональной подготовки педагогов-дизайнеров костюма представляет собой взаимосвязь различных направлений образовательной деятельности, таких как художественно-графическая, конструкторско-технологическая, научная деятельность в области развития общества, искусств и костюма. Только комплексная подготовка может обеспечить профессионализм, компетентность будущего специалиста и обеспечить требования работодателей в специалистах, обладающих не столько предметными знаниями, специальными умениями, сколько обладающих профессиональной мобильностью, ответственностью, умениями работать креативно, самостоятельно, инициативно, стремлением к саморазвитию, самообразованию, самоорганизации.

Специфической задачей подготовки педагога профессионального обучения является поиск гармоничного единства проектно-творческой деятельности с социально-педагогическим проектированием, что требует единой системы организации учебно-проектировочной деятельности будущего педагога в профессионально-педагогическом институте. Технологии проектной деятельности обосновывают ведущий и сквозной характер учебно-проектировочной деятельности студентов, обеспечивая поэтапное выполнение заданий-проектов, в основе которых лежат реальные учебно-профессиональные проблемы. Такой подход к подготовке бакалавров отражен и в стандарте нового поколения ФГОС (3++), где проектировочная деятельность выделена, как самостоятельный вид деятельности будущих бакалавров профессионального обучения [1].

В значительной мере на уровень развития проектировочных умений педагога-дизайнера влияет уровень развития его профессионально важных качеств, таких как: ассоциативность мышления, пространственное представление, творческое воображение, образная память. Для дизайнера костюма особенно важно развитие наглядно-образного мышления, с опорой на представления и образы, сформированные в памяти. Становится очевидным, что для создания дизайн-проекта необходимо объединять профессиональные умения художников, модельеров и технологов.

Подготовка педагога профессионального обучения отрасли дизайн носит бинарный характер: будущий педагог должен не только сам владеть универсальными дизайнерскими умениями, но и уметь сформировать у будущих своих студентов целостное представление о единстве закономерностей процесса создания дизайнерского продукта, не зависимо от применяемых технологий современного производства. Данные обстоятельства обуславливают необходимость интегративности в деятельности педагогов профессионального обучения, которая строится на взаимодействии в процессе обучения различных знаний и умений: психолого-педагогических, специальных отраслевых и производственно-технологических.

На сегодняшний день о дизайне, его сущности и специфике, о его месте в истории, обществе, современной культуре, идут многочисленные дискуссии [2], [3], [4].

Непререкаемым основанием выделения дизайна среди других видов человеческой деятельности является его направленность на предметный, вещественный мир, его проектирование, организацию, создание, трансформирование и т.д. Технический прогресс, автоматизация производства, машинизация быта обнаружили необходимость в профессиональном эстетическом освоении техники, промышленной продукции, организации гармоничных условий труда, быта и досуга. Дизайн рассматривается, как творческая, художественно-техническая деятельность, целью которой является разработка промышленных изделий, обладающих как потребительскими, так и эстетическими качествами [5], [6].

Проектирование – ядро дизайнерского образования. При проектировании важны идеи и художественно-образные решения, и главной задачей дизайнера становится определение взаимосоотношения конструкции, структуры и композиции изделия, которое, в свою очередь, своим гармоничным, эстетическим сочетанием транслирует потребителю его функционально-утилитарное назначение, а значит, воздействует на него, формируя определенные эстетические предпочтения, вкусы и визуально-эстетическую культуру и т.д. Поэтому в процессе обучения с помощью дисциплин художественно-творческой направленности ставится задача привить студентам культуру визуального мышления, креативное зрительное воображение, умение оперировать зрительными образами. Фундаментом этого являются дисциплины художественно-графического направления: рисунок, живопись, графика фигуры и др. В процессе освоения дисциплин у студентов развивается художественный вкус, пространственное видение объекта, формируются навыки композиционного мышления.

Для повышения эффективности подготовки будущих дизайнеров к проектно-творческой деятельности разработан специальный курс «формальная композиция», где обучающиеся в достаточной степени овладевают принципами построения гармоничной композиции, улучшают чувство цвета, пространственное воображение, совершенствуют технико-технологические навыки работы с материалом. В процессе освоения дополнительной программы «формальная композиция» происходит комплексное обновление творческой деятельности, формирование метапредметных компетенций, связующих или релятивных функций, что безусловно является условием эффективной подготовки к проектно-творческой деятельности будущих педагогов-дизайнеров.

В проектно-творческой деятельности студент непременно соприкасается с объективно существующей реальностью (окружающей природой, социальными и историческими явлениями, человеческими взаимоотношениями и т.д.), пытается узнать ее законы, вскрыть причины, понять место и значение человека в этом мире. Свое знание он отражает в художественном образе, но не копирует его, а выбирает важное, необходимое, существенное, преобразовывает, в соответствии со своим мировоззрением, эстетической направленностью, индивидуальным видением процесса организации проектной деятельности. Используя особую структурно-композиционную организацию, воплощенную средствами художественной выразительности (цвет, линия, форма, объем и т.д.) художественный образ приобретает свою материальную представленность в художественном произведении, где диалектическое единство и гармония содержания (эмоционально-смысловой компонент) и формы (структурно-технический компонент) становятся средством коммуникации автора и реципиента [7].

В самом наименовании профиля подготовки отражается единство декоративно-прикладного искусства и дизайна, в нашем случае, дизайна костюма.

Произведения декоративно-прикладного искусства составляют органическую часть предметной среды, с которой повседневно соприкасается человек, и своими эстетическими достоинствами, образным строем, характером постоянно воздействуют на душевное состояние человека, его настроение, являются важным источником эмоций, и выражают отношение человека к окружающему миру. Передавая через изделие свое ощущение окружающего мира, автор использует такие средства художественной выразительности как декоративность, стилизация, иносказательность, орнаментальность, символичность. Творческий процесс создания произведения всегда опирается на сложившуюся систему художественных принципов, сюжетов, образцов, традиций технологической обработки материала. Однако, идейное значение произведения декоративно-прикладного искусства может быть понято наиболее полно лишь во взаимосвязи с его объемно-пространственным решением других предметов или их комплексами (антураж, интерьер, костюм, набор ювелирных изделий и аксессуаров, др.). Поэтому, выполняя задания по разработке изделий декоративно-прикладного творчества студент использует накопленный опыт учебно-творческой деятельности по дисциплинам профильной подготовки: техники народных промыслов, история искусства, история костюма, компьютерная графика, материаловедение, дизайн костюма и др.

Неотъемлемой частью профессиональной деятельности дизайнера является участие в конкурсной деятельности, которая не только создает возможность чего–либо достичь, прийти к той или иной награде, но и создает условия для самореализации, саморазвития и профессионально-личностного самоопределения. Для многих студентов конкурс является своего рода стартапом к будущей профессиональной деятельности.

Конкурсная деятельность обучающихся как педагогическая категория изучалась многими теоретиками и практиками (О. Н. Волик, Д. Дьюи, С.Л. Емельянцев, У. Килпатрик, Г. И. Кирилова, А. И. Савенков). Интерес к данному направлению подкреплен уникальностью, оригинальностью творческих проявлений личности студента, как в процессе подготовки к конкурсу, так и в представлении итогового результата.

Бесспорно, что конкурсная деятельность направлена на творческое развитие обучающегося, и должна иметь непрерывное педагогическое сопровождение, инструментом организации которого выступает технология развития творческого потенциала обучающегося. Очевидно, что без творческой задачи любое задание перестает быть творческим и сводится к исполнительским действиям. Эффективность этого дидактического средства для развития творческой личности доказана в целом ряде исследований А. Н. Василевской, Ю. Н. Кулюткина, И. Лингарта, И. Я. Лернера, А. Н. Матюшкина, М. И. Махмутова, В. Н. Пушкина и других [8].

Анализ результатов конкурсных проектов, показал, что у студента возникает необходимость не просто выполнения творческих проектов, согласно выданной тематике, а формирование собственных тем творческого исследования, на основе самостоятельного информационного поиска. В этом случае эффективность проектной-творческой деятельности студентов возрастает. Студент выбирает тему, подбирает творческий источник, разрабатывает эскиз будущей модели, самостоятельно делает подбор материалов, выбор алгоритмов реализации идеи и практически воплощает свою задумку, представляя её на суд компетентного жюри. Содержание этапов проектировочной деятельности будущих дизайнеров рассматривается нами с точки зрения последовательности осмысления и разработки целенаправленного проекта, начиная от постановки задач, и заканчивая созданием целостного дизайн-продукта.

По мере того, как студент начинает содержательно оценивать расширение своих возможностей, действовать самостоятельно, у него возникает интерес к процессу проектной деятельности и потребность в результате. Интерес приобретает обобщенный характер, начиная выполнять функцию не только побудительного, но и смыслообразующего мотива учебной деятельности. Формирование содержательных мотивов учения является одним из важнейших условий развития творческой личности. Мотивация студента к постоянному творческому поиску новых решений и подходов в работе дает возможность перехода от базового уровня подготовки к предметно-системному творческому уровню. Можно сделать вывод, что студент, овладевший знаниями, умениями, навыками в процессе сознательного выполнения проектно-творческой деятельности, приобретает способность себя образовывать, себя развивать. Движение человека по пути саморазвития и есть его творчество.

Продемонстрировать взаимосвязь областей проектно-творческой деятельности как единой системы подготовки бакалавров профессионального обучения по профилю «декоративно-прикладное искусство и дизайн» может представленная на рис. 1 модель.

 

m_merged25

Рис. 1 – Модель организации проектно-творческой деятельности студентов

 

Дисциплины профессиональной подготовки выстроены в поступательной взаимосвязи друг с другом. Без освоенных компетенций одной дисциплины трудно изучать содержание другой. Освоение дисциплин начинается, когда студенты находятся перед очевидным фактом их профессиональной несостоятельности, малоэффективности имеющихся у них бессвязных, фрагментарных и неспециализированных знаний и представлений. Студенты при выполнении проектных заданий самостоятельно выбирают вид деятельности, в соответствии с уровнем своих возможностей и потребностей. Это дает возможность студенту совершенствовать свою деятельность, достичь более качественных результатов. Таким образом, построение содержания обучения на основе творческих заданий, позволяет студенту индивидуально поэтапно постигать способы проектно-творческой деятельности, развивать свой творческий потенциал, творчески осмысливать и овладевать прогрессивными идеями в технологии, изучать и использовать лучший опыт своих сокурсников и в целом формировать внутреннюю мотивацию к творческой деятельности [9].

Это весьма сложный момент в процессе профессионального становления специалиста. Однако, анализ проектно-творческой деятельности студентов позволил сделать вывод, что будущие педагоги-дизайнеры, создавая собственные эмоционально выразительные дизайнерские проекты, проявляют устойчивый интерес к профессионально-творческой деятельности. Это факт подтверждает возрастающее количество работ студентов, представленных на конкурсы различного уровня (см. табл. 1).

 

Таблица 1 – Результаты участия студентов в конкурсах различного уровня

Учебный год Количество работ студентов, принявших участие в конкурсах/ из них, победители
вузовских региональных всероссийских международных
2017-2018 8 4 10 6 12 4 17 12
2018-2019 15 5 11 6 20 10 25 14
2019-2020 18 4 4 2 16 7 56 44

 

При анализе студенческого творчества мы отметили, что студенты активно принимают участие в творческой, изобретательской и научно-исследовательской работе, исследованиях, проводимых кафедрами, научными лабораториями, вузами России, в том числе можно назвать конкурсы:

  • Всероссийский конкурс «Национальное достояние» г. Казань,
  • Международный конкурс декоративно-прикладного творчества и изобразительного искусства «Портретная галерея»- Москва,
  • Международный фестиваль-конкурс «Южноуральск-Зальцбург»,
  • «АRT WEEK» – Международный конкурс декоративно-прикладного искусства и текстиля – г. Магнитогорск,
  • Международный конкурс DIGI-ART в рамках Проекта «КАРАВАН КУЛЬТУРЫ» – Западное Поморье, Польша,
  • Всероссийский конкурс «Золотая игла» г. Москва,
  • Всероссийский конкурс «Педагогический триумф», г. Москва
  • Международный конкурс профессиональных модельеров имН.Ламановой, г. Москва,
  • Международный фестиваль Этномода IBEEFF, г. Санкт-Петербург,
  • Международный конкурс молодых дизайнеров Этномода, г Майкоп и др.

Заключение

Таким образом, разработанная система подготовки студентов к проектно-творческой деятельности осуществляется в учебном процессе не на отдельных темах (дисциплинах) программы, а охватывает все этапы художественно-графической, технологической, психолого-педагогической подготовки и все виды обучения, позволяет совершенствовать профессиональные компетенции, необходимые для выполнения будущей профессионально-педагогической и дизайнерской деятельности. Профессиональная подготовка будущего педагога-дизайнера ориентирована на раскрытие творческого потенциала и возможна, на наш взгляд, в ходе творческого соединения теоретической (интеллектуальной) и проектной (практической) деятельности студентов, что обеспечит выпускникам творческое саморазвитие в условиях самостоятельной профессиональной деятельности.

Конфликт интересов

Не указан.

Conflict of Interest

None declared.

Список литературы / References

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) [Электронный ресурс] URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Bak/440304_B_3_20032018.pdf (дата обращения: 6.10.2020)
  2. Игнатова И. Б. Особенности подготовки художественной интеллигенции в современных условиях / И. Б. Игнатова, В. Н. Введенский // Высшее образование в России. – 2011. – № 12. – С. 9-14.
  3. Иконников А. В. Эстетические ценности предметно-пространственной среды / Иконников А. В., Каган М. С., Пилипенко В. Р. и др.; под общ. ред. А. В. Иконникова; ВНИИ техн. эстетики. – М.: Стройиздат, 1990. – 334 с.
  4. Емельянова Н. В. Проектная деятельность студентов в учебном процессе / Н. В. Емельянов // Высшее образование сегодня. – 2011. – № 3. – С. 82-85.
  5. Казакова Е. И. Диалог на лестнице успеха / Е. И. Казакова. – СПб.: 1997. – 160 с.
  6. Кизесова И. В. Организация персонализированного обучения слушателей в процессе дополнительного профессионального образования: дис. … канд. пед. наук: 13.00.08 / Кизесова Ирина Васильевна – Красноярск, 2006. – 199 с.
  7. Мишина А. В. Персонализация развития искусствоведческой компетенции будущих педагогов художественного направления: дис … канд. пед. наук: 13.00.01 / Мишина Анастасия Валентиновна – Казань, 2017.- 218 с.
  8. Самсонова И. Г. Формирование творческих умений будущих учителей технологии и предпринимательства в учебной деятельности: дис. …канд. пед. наук: 13.00.08. / Самсонова Ирина Геннадьевна – г. Челябинск, 2005. – 184 с.
  9. Самсонова И. Г. Интеграция профессионального и личностного развития педагогов профессионального обучения / И. Г. Самсонова, А.В.Подмарева // European Social Science Journal. 2018. № 10. – С. 445-449.
  10. Шутова Т. В. Многомерные модели формирования проектировочных компетенций бакалавров профессионального обучения: дис. … канд. пед. наук: 13.00.08 / Т. В. Шутова. – Екатеринбург, 2015. – 172 с.

Список литературы на английском языке / References in English

  1. Federalnyy gosudarstvennyy obrazovatelnyy standart vysshego obrazovaniya – bakalavriat po napravleniyu podgotovki 44.03.04 Professionalnoye obucheniye (po otraslyam) [Federal state educational standard of higher education-bachelor’s degree in the field of training 44.03.04 Professional training (by industry)] [Electronic resource] URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Bak/440304_B_3_20032018.pdf (accessed: 6.10.2020). [in Russian]
  2. Ignatova I. B. Osobennosti podgotovki xudozhestvennoj intelligencii v sovremenny`x usloviyax [Features of training of artistic intelligentsia in modern conditions] / I. B. Ignatova, V. N. Vvedenskij // Vy`sshee obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia]. – 2011. – № 12. – p. 9-14. [in Russian]
  3. Ikonnikov A. V. E`steticheskie cennosti predmetno-prostranstvennoj sredy` [Aesthetic values of the subject-spatial environment] / Ikonnikov A. V., Kagan M. S., Pilipenko V. R. and others.; edited by A. V. Ikonnikova; VNII texn. e`stetiki. – M.: Strojizdat, 1990. – 334 p. [in Russian]
  4. Emel`yanova N. V. Proektnaya deyatel`nost` studentov v uchebnom processe [Project activity of students in the educational process] / N. V. Emel`yanov // Vy`sshee obrazovanie segodnya [Higher education today]. – 2011. – № 3. – p. 82-85. [in Russian]
  5. Kazakova E. I. Dialog na lestnice uspeha [Dialogue on the ladder of success] / E. I. Kazakova. – SPb.: 1997. – 160 p. [in Russian]
  6. Kizesova I. V. Organizaciya personalizirovannogo obucheniya slushatelej v processe dopolnitel`nogo professional`nogo obrazovaniya [Organization of personalized training of students in the process of additional professional education]: dis. … of PhD in Pedagogy: 13.00.08 / Kizesova Irina Vasil`evna – Krasnoyarsk, 2006. – 199 p. [in Russian]
  7. Mishina A. V. Personalizacija razvitija iskusstvovedcheskoj kompetencii budushhih pedagogov hudozhestvennogo napravlenija [Personalization of the development of art criticism competence of future art teachers]: dis. … of PhD in Pedagogy: 13.00.01 / Mishina Anastasija Valentinovna – Kazan’, 2017.- 218 p. [in Russian]
  8. Samsonova I. G. Formirovanie tvorcheskih umenij budushhih uchitelej tehnologii i predprinimatel’stva v uchebnoj dejatel’nosti [Formation of creative skills of future teachers of technology and entrepreneurship in educational activities]: dis. … of PhD in Pedagogy: 13.00.08. / Samsonova Irina Gennad’evna – Cheljabinsk, 2005. – 184 p. [in Russian]
  9. Samsonova I. G. Integracija professional’nogo i lichnostnogo razvitija pedagogov professional’nogo obuchenija [Integration of professional and personal development of professional training teachers] / I. G. Samsonova, A. V. Podmareva // European Social Science Journal. 2018. № 10. – p. 445-449. [in Russian]
  10. Shutova T. V. Mnogomernye modeli formirovanija proektirovochnyh kompetencij bakalavrov professional’nogo obuchenija [Multidimensional models for the formation of design competencies of bachelors of professional training]: dis. … of PhD in Pedagogy: 13.00.08 / Shutova Tat’jana Valer’evna – Ekaterinburg, 2015. – 172 p. [in Russian]

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.