ПРОБЛЕМА ПОНИМАНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНОГО ТЕКСТА СТУДЕНТАМИ ВУЗА

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.23670/IRJ.2020.100.10.047
Выпуск: № 10 (100), 2020
Опубликована:
2020/10/16
PDF

ПРОБЛЕМА ПОНИМАНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНОГО ТЕКСТА СТУДЕНТАМИ ВУЗА

Научная статья

Шулер И.В.*

Тюменский индустриальный университет, Тюмень, Россия

* Корреспондирующий автор (ishuler[at]mail.ru)

Аннотация

Статья посвящена выявлению механизмов преодоления формализованного подхода в процессе освоения студентами вуза культурного опыта, представленного в различных учебных текстах (традиционных и электронных). Приводятся общие дидактические требования к содержанию учебных текстов, в том числе гипертекстов и мультимедиатекстов. Анализируются различные подходы в определении сущности, специфики и этапов понимания и интерпретации электронных учебных текстов; характеризуются методы и приемы личностного осмысления представленной информации (рефлексивный анализ, нарративное повествование и пр.); конкретизируется значимость смыслопоисковой и творческой активности студентов в условиях цифровой образовательной среды.

Ключевые слова: традиционный учебный текст, электронный учебный текст, понимание, интерпретация, рефлексия, личностный смысл.

PROBLEM OF ELECTRONIC EDUCATIONAL TEXT PERCEPTION BY UNIVERSITY STUDENTS

Research article

Shuler I.V.*

Tyumen Industrial University, Tyumen, Russia

* Corresponding author (ishuler[at]mail.ru)

Abstract

The paper is devoted to the identification of mechanisms for overcoming the formalized approach in mastering the cultural experience by students of universities, presented in various educational texts (both traditional and electronic ones). The authors provide the general didactic requirements for the content of educational texts, including hypertext and multimedia texts. Various approaches to defining the essence, specifics, and stages of understanding and interpretation of electronic educational texts are analyzed. The authors present methods and techniques of personal understanding of the presented information (reflexive analysis, narrative narration, etc.); as well as the significance of the sense-seeking and creative activity of students in a digital educational environment.

Keywords: traditional educational text, electronic educational text, understanding, interpretation.

Введение

Современная мировоззренческая и дидактическая организация высшего образования ориентирована на формирование международного образовательного пространства. Согласно культурологической концепции, образование есть педагогическая модель трансляции социального опыта, в которой присутствуют две взаимосвязанных стороны: процессуальная и содержательная. Письменные источники информации в процессе обучения в вузе, как формы предъявления культурного опыта, выступают своеобразными атрибутами содержательной стороны. При этом изучение современной практики обучения студентов вуза подтверждает, что в условиях цифровой образовательной среды всё более доминирует формализованный информационный подход, нарастает нежелательная тенденция прагматичного отношения студентов к работе с учебными текстами, реализуются формы работы с текстами-первоисточниками, преимущественно направленные на выявление фактографической информации и рассчитанные на репродуктивную познавательную деятельность, не гарантирующую осмысленного освоения представленного в них культурного опыта, полноценной инкультурации и социализации личности. Кроме того, несистемное и избыточное «погружение» в современную информационно-коммуникационную среду создает предпосылки для формирования патологического пристрастия к компьютеру, что закономерно приводит к нарушению психических механизмов восприятия мира.

Основные результаты

В настоящее время в сфере высшего образования активно используются разнообразные письменные источники информации – традиционные учебные тексты – рукописи и печатные издания, а также электронные – гипертекстуальные и мультимедийные издания, информационные образовательные ресурсы Интернет. Использование цифровых технологий, которые радикально меняют процессы обучения и овладения знаниями, значительно трансформирует весь ландшафт образования.

Как отмечают И.Г. Захарова и Е.Г.Белякова [3], профессионально-личностное саморазвитие предполагает активное взаимодействие студентов с образовательным контентом, самостоятельный выбор для приобретения актуальных компетенций. Вместе с тем многие студенты продолжают придерживаться традиционной стратегии адаптации к требованиям учебно-воспитательного процесса, тогда как возможности открытой цифровой образовательной среды, даже непосредственно внутривузовской, используются далеко не в полной мере.

По мнению А.В. Хуторского [9], структура учебного текста, ориентированного на личностно развивающую деятельность студента, «задает» соответствующие виды этой деятельности. В нем находят отражение такие процедуры обучения, как выяснение смысла изучаемой дисциплины и каждой отдельной темы, постановка задач, организация образовательной ситуации, предъявление необходимой информации, раскрытие путей решения проблем, обобщение и систематизация, закрепление и контроль, самостоятельные исследования, рефлексивное осознание образовательной деятельности и её результатов.

Учебный гипертекст и мультимедиатекст обладают большим дидактическим потенциалом. Развивающие возможности гипертекстовой технологии обусловлены особой формой представления информации, характеризующейся нелинейностью письма и чтения, сегментацией и иерархической структурой фрагментов текста. Характерная особенность гипертекста состоит в том, что, выступая особым типом письменной коммуникации, он создает семантическую культурную сеть как в рамках замкнутой системы (книга, база знаний), так и открытой, бесконечно развивающейся «вселенной документов». Среди форм гипертекстового структурирования учебного материала представлены – матричная, фреймовая, иерархическая и сетевая модели. В процессе работы с учебным гипертекстом студент осуществляет анализ взаимосвязей и взаимодействий между изучаемыми объектами, что способствует осмыслению структурных элементов знаний и связей между ними, актуализации ранее усвоенной учебной информации, лучшему запоминанию и применению знаний.

Мультимедийность электронного учебного текста создает эмоциональный фон для восприятия информации, обеспечивает возможность психического движения от конкретной предметной наглядности к ассоциативности мышления, позволяет использовать ресурсы глубинной памяти и воображения. Объединенные общей тематикой письменный текст, компьютерная графика, видеоизображение, обращенные одновременно к понятийно-логической и образно-эмоциональной структурам психики, стимулируют активизацию познавательной, ценностно-ориентационной, художественной сфер личности, что особенно важно для студентов технических специальностей, ориентированных преимущественно на рационально-логическое изучение материала. Кроме того, мультимедийность создает необходимую информационную избыточность процесса коммуникации, в определенной степени нивелирующую суррогатность общения человека и компьютера (отсутствия невербальных компонентов общения) за счет применяемых выразительных и эстетизирующих компьютерную среду средств искусства (особенности дизайна, иллюстраций, звукового сопровождения). Дидактический принцип мультимедийности формулируется как целенаправленное и целесообразное применение методологии искусства в развертывании содержания профессионального образования. В широкой интерпретации свойство мультимедийности средств и методов обучения является качественной характеристикой педагогического процесса, выражающей отношение единства и взаимной дополнительности методов познания науки и искусства в образовании. Мультимедийные учебные тексты обладают широким диапазоном выразительных, художественных и технических возможностей, что позволяет легко усилить впечатление от изучаемого материала, создавая более комфортные когнитивно-эмоциональные условия для освоения представленного содержания. Кроме того, сложная символическая структура учебных и научных мультимедиатекстов выступает благоприятной основой для проявления творчества в процессе обучения в вузе.

Психологическим механизмом процесса освоения ценностного содержания письменных источников информации, в том числе электронных учебных текстов, выступает процесс их понимания студентами. В понимании как традиционных текстов, так и гипертекстов и мультимедиатекстов есть общие особенности, обусловленные их языковой природой. В целом понимание есть установление структурных связей между языковыми значениями, а также от связи их с действительностью. Основой понимания текстов является их осмысление обучающимся. Эта идея, в частности, раскрывается в работах С.Л. Рубинштейна [7], писавшего, что понимание прочитанного представляет собой «своеобразную мыслительную деятельность», причём «объективное содержание текста приобретает субъективную форму существования в сознании лишь мыслящего читателя», который должен «по словам текста, дающим совокупность опорных точек, правильно реконструировать его содержание как смысловое целое». В.С. Братусь [2] считает, что личностные смыслы как ценностно-опосредованные отношения человека к действительности, представляют собой уровневые образования и выполняют функцию создания эскиза будущего и нравственной оценки действий. В смысловой сфере личности представлен ряд качественно своеобразных уровней, различающихся характером опосредования, – «смысловая вертикаль» личности. Так, на низшем, прагматическом уровне представлены ситуационные смыслы, определяемые предметной логикой достижения цели, личной полезностью в данных конкретных условиях. На следующем, более высоком уровне смысловое отношение к действительности определяется социальными особенностями и ценностями референтной группы личности. На иерархически самом высоком уровне смысл определяется субъективными связями человека с беспредельным, формирующими его отношение к конечным вопросам и смыслам жизни.

В процессе обучения в вузе важно учитывать, что понимание учебных текстов включает три стадии:

1) когнитивную – актуализация знания, включение его во внутренний контекст;

2) аффективную – переживание отношения к этому знанию;

3) перцептивную – прогнозирование возможных путей продолжения сообщения.

В рамках психолингвистического подхода В.П. Зинченко [4] и В.В. Знакова [5], знания человека рассматриваются как функциональные динамические образования, создающие индивидуальный или коллективный образ мира. В сознании живое динамическое знание обращается в структуры инвариантного типа (фреймы, схемы, сценарии). Эти инвариантные структуры, взаимодействуя с текстом, идентифицируются в процессе «означивания смысла» с сюжетно-тематическим потоком и при взаимодействии с ценностно-смысловыми структурами психики, которые отражают отношение к тексту с позиций удовлетворения, наслаждения, радости, пользы, обеспечивают встречное конструирование ситуации, в сознании обучающегося возникает проекция учебного или научного текста.

Более того, понимание включается в более широкое образование –интерпретацию, отражающее индивидуальные особенности обучающегося. Сущность механизма интерпретации содержания вузовского обучения, представленного в письменных источниках информации, имеет важное значение, поскольку в нем раскрывается вопрос об отношениях между актуализируемыми и привносимыми в чтение учебного или научного текста имеющимися знаниями. Особого внимания в связи с этим заслуживают положения когнитивной психологии, представленные, в частности, в теории Ж. Пиаже [6], изучавшего психологический механизм логических операций и описавшего процесс возникновения и развития стабильных целостных структур интеллекта (которые он называл schema), состоящих из частей (schemata) и находящихся в устойчивом равновесии, обеспечиваемом соотношением между функциями адаптации, ассимиляции и аккомодации. Ж. Пиаже указывал, что приобретение новых знаний, умений и опыта не является линейным процессом, где новая информация суммативно присоединяется к имеющейся. По его мнению, по мере поступления новой информации или знаний обучающийся должен их (информацию и знания) адаптировать, преобразовать, модифицировать с тем, чтобы приспособить к своей целостной умственной структуре, системе, отражающей понятие или идею. Интерпретация нового происходит в контексте уже известного, обучающийся создает смысл текста, применяя, притирая, примеривая к нему свои мысли и ценности, весь свой жизненный опыт.

В процессе интерпретации важное значение играет рефлексия, которая начинает проявляться с момента установления личностно значимых связей и заканчивается критическим оцениванием и выдвижением гипотез о возможном развитии или применении новых знаний, учений в предстоящей профессиональной деятельности. В настоящее время исследователями предлагаются использование различных форм работы студентов с учебными текстами. Так, Солодов М.Ю. [8] обосновывает значимость создания нарративного повествования. По его мнению, рассказывание «истории» способствует пониманию, основанному на установлении причинно-следственных связей динамически развивающихся событий и явлений, изложенных в тексте. Шехтман Н.А. полагает, что понимание учебного гипертекста должно строится по принципу диалога: «В диалоге как продуктивной и рецептивной деятельности участвуют когнитивные базы, эмпирика других индивидуумов. Диалогично не только понимание, но и смыслообразование» [10, С. 127]. Акишева А.А., Тряпельников А.В. [1] в процессе обучения предлагают использование педагогической технологии по самостоятельному созданию студентами поликодового текста, составленного из разных видов текстов (вербального (письменного) текста, аудиотекста, видеотекста, фотографий, музыкального произведения).

Заключение

Содержательной основой профессионального становления личности в условиях информационной образовательной среды выступают различные виды учебных текстов, представленных как в традиционной, так и в электронной формах (научные, учебные, справочные, художественно - публицистические; линейные, нелинейные), аккумулирующие культурный социально-педагогический опыт. Организация работы с учебными текстами должна быть ориентирована на актуализацию жизненного и познавательного опыта участников образовательного процесса на основе смыслопоисковой и творческой активности.

Конфликт интересов Не указан. Conflict of Interest None declared.

Список литературы / References

  1. Акишева А.А. Новый вид медиатекста в современной цифровой образовательной среде / А.А. Акишева, А.В. Тряпельников // Русское слово в многоязычном мире: материалы XIV Конгресса МАПРЯЛ / Редколлегия: Н.А. Боженкова, С.В. Вяткина, Н.И. Клушина. – СПб: Международное некоммерческое партнерство преподавателей русского языка и литературы «МАПРЯЛ», 2019. – С. 1599-1604.
  2. Братусь Б.С. Личностные смыслы по А.Н. Леонтьеву и проблема вертикали сознания / Б.С. Братусь // Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии: школа А.Н. Леонтьева / Под ред. А.Е. Войскунского, А.Н. Ждан и др. – М.: Смысл, 1999. – С. 284 – 299
  3. Захарова И.Г. Взаимодействие студентов вуза с образовательным контентом в условиях информационной образовательной среды / И.Г. Захарова, Е.Г. Белякова // Образование и наука. – 2019. – Т. 23. – №3. – C. 77–105
  4. Зинченко В.П. Работа понимания / В.П. Зинченко // Психологическая наука и образование. – 1997. – №3. – С.42–52
  5. Знаков В.В. Понимание в познании и общении / В.В. Знаков. – Самара: СамГПУ, 2000. – 188 с.
  6. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка / Ж. Пиаже. – М.: Римис, 2008. – 416 с.
  7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2007. – 713 с.
  8. Солодов М.Ю. Особенности нарративного понимания гипертекта / М.Ю. Солодов // Цифровое общество как культурно-исторический контекст развития человека: сборник научных статей / Под общ. ред. Р.В. Ершовой. – Коломна: Государственный социально-гуманитарный университет, 2016. – С. 394-397.
  9. Хуторской А.В. Место учебника в дидактической системе / А.В. Хуторской // Педагогика. – 2005. – №4. – С. 10-18.
  10. Шехтман Н.А. Понимание речевого произведения и гипертекст: монография / Н.А. Шехтман. – Самара: СГУПС, 2018. – 166 с.

Список литературы на английском языке / References in English

  1. Akisheva A.A. Novyj vid mediateksta v sovremennoj cifrovoj obrazovatel'noj srede [A new type of media text in the modern digital educational environment] / A.A. Akisheva, A.V. Tryapel'nikov // Russkoe slovo v mnogoyazychnom mire: materialy XIV Kongressa MAPRYAL [Russian word in a multilingual world: proceedings of the XIV MAPRYAL Congress ] / Redkollegiya: N.A. Bozhenkova, S.V. Vyatkina, N.I. Klushina. – SPb: International non-profit partnership of teachers of Russian language and literature «MAPRYAL», 2019. – P. 1599-1604 [in Russian]
  2. Bratus' B.S. Lichnostnye smysly po A.N. Leont'evu i problema vertikali soznaniya [Personal meanings according to A.N. Leontiev and the problem of the vertical of consciousness] / B.S. Bratus' // Tradicii i perspektivy deyatel'nostnogo podhoda v psihologii: shkola A.N. Leont'eva [Traditions and prospects of the activity approach in psychology: the school of A.N. Leontiev] / ed. by A.E. Vojskunskogo, A.N. ZHdan et al. – M .: Meaning, 1999. – P. 284 – 299 [in Russian]
  3. Zaharova I.G. Vzaimodejstvie studentov vuza s obrazovatel'nym kontentom v usloviyah informacionnoj obrazovatel'noj sredy [Interaction of university students with educational content in an information educational environment] / I.G. Zaharova, E.G. Belyakova // Obrazovanie i nauka [Education and Science]. – 2019. – Vol. 23. –№3. – P. 77–105 [in Russian]
  4. Zinchenko V.P. Rabota ponimaniya [The work of understanding] / V.P. Zinchenko // Psihologicheskaya nauka i obrazovanie [Psychological Science and Education]. – 1997. – №3. – P.42–52 [in Russian]
  5. Znakov V.V. Ponimanie v poznanii i obshchenii [Understanding in cognition and communication/ V.V. Znakov. – Samara: SamSPU, 2000. – 188 p. [in Russian]
  6. Piazhe ZH. Rech' i myshlenie rebenka [Child's speech and thinking] / ZH. Piazhe. – M .: Rimis, 2008. – 416 p. [in Russian]
  7. Rubinshtejn S.L. Osnovy obshchej psihologii [Fundamentals of General Psychology] / S.L. Rubinshtejn. – SPb.: Piter, 2007. – 713 p. [in Russian]
  8. Solodov M.YU. Osobennosti narrativnogo ponimaniya gipertekta [Features of narrative understanding of hypertext] / M.YU. Solodov // Cifrovoe obshchestvo kak kul'turno-istoricheskij kontekst razvitiya cheloveka: sbornik nauchnyh statej [Digital society as a cultural and historical context of human development: collection of scientific articles] / ed. by R.V. Ershovoj. – Kolomna: State social and humanitarian University, 2016. – P. 394-397 [in Russian]
  9. Hutorskoj A.V. Mesto uchebnika v didakticheskoj sisteme [The place of the textbook in the didactic system] / A.V. Hutorskoj // Pedagogika [Pedagogy]. – 2005. – №4. – P. 10–18 [in Russian]
  10. SHekhtman N.A. Ponimanie rechevogo proizvedeniya i gipertekst: monografiya [Understanding a speech work and hypertext: a monograph] / N.A. SHekhtman. – Samara: Samara state University of railway transport, 2018. – 166 p. [in Russian]