ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ УСПЕШНОЕ ВНЕДРЕНИЕ ИНТЕГРАЦИИ РИСУНКА, СКУЛЬПТУРЫ И ПЛАСТИЧЕСКОЙ АНАТОМИИ В СИСТЕМУ ВЫСШЕГО ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.23670/IRJ.2017.66.058
Выпуск: № 12 (66), 2017
Опубликована:
2017/12/18
PDF

Алексеева С.О.1, Алексеева Н.Г.2, Башкатов И.А.3

1Кандидат педагогических наук, 2учитель начальных классов, 3член союза художников России, кандидат педагогических наук,

1,3Липецкий государственный педагогический университет имени Семенова-Тян-Шанского

2Муниципальное автономное образовательное учреждение средняя школа №51 города Липецка

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ УСПЕШНОЕ ВНЕДРЕНИЕ ИНТЕГРАЦИИ РИСУНКА, СКУЛЬПТУРЫ И ПЛАСТИЧЕСКОЙ АНАТОМИИ В СИСТЕМУ ВЫСШЕГО ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

Приводятся педагогические условия, соблюдение которых необходимо для успешного внедрения интеграции рисунка, скульптуры и пластической анатомии в систему высшего художественно-педагогического образования. Намечаются пути разработки системы интегрированного обучения. Рисунок и скульптура выступают при этом на паритетных началах, пластическая анатомия выступает в качестве вспомогательной основы, обслуживающей практические дисциплины. Междисциплинарные связи рассматриваются как механизмы интеграции. Внедрение интеграции преследует собой задачу продолжения лучших традиций преемственности академической школы, усовершенствования методики обучения рисунку, скульптуре и пластической анатомии, повышения специальной подготовки выпускников.

Ключевые слова: система обучения, интеграция, педагогические условия, рисунок, скульптура, пластическая анатомия.

Alekseeva S.O.1, Alekseeva N.G.2, Bashkatov I.A.3

1PhD in Pedagogy, 2Primary School Teacher 3Member of the Union of Artists of Russia, PhD in Pedagogy,

1,3Lipetsk State Pedagogical University named after Semyonov-Tyan-Shansky

2Municipal Autonomous Educational Institution Secondary School No.51 in Lipetsk

PEDAGOGICAL CONDITIONS PROVIDING SUCCESSFUL INTRODUCTION OF THE INTEGRATION OF DRAWING, SCULPTURE AND PLASTIC ANATOMY INTO THE SYSTEM OF HIGHER ARTISTIC AND PEDAGOGICAL EDUCATION

Abstract

The article contains pedagogical conditions the observance of which is necessary for the successful implementation of the integration of drawing, sculpture and plastic anatomy into the system of higher artistic and pedagogical education. Ways of developing an integrated training system are outlined. In this case, drawing and sculpture act on an equal footing, plastic anatomy acts as an auxiliary basis serving practical disciplines. Interdisciplinary relations are considered as mechanisms of integration. Implementation of integration pursues the task of continuing the best traditions of continuity of the academic school while improving the methodology of teaching drawing, sculpture and plastic anatomy and enhancing special training of graduates.

Keywords: system of teaching, integration, pedagogical conditions, drawing, sculpture, plastic anatomy.

В современном процессе модернизации образования, связанного с переходом на многоуровневую систему обучения, высшее образование переживает сложный период, обусловленный значительным сокращением аудиторных часов на профессиональные дисциплины, а также ограничением сроков обучения в бакалавров до четырех лет. В связи с этим, Л.Г. Медведев рассматривает внедрение в высшую школу системы бакалавриата и магистратуры как причину «поверхностного «знакомства» студентов с будущей профессией».[1, С. 48] Вместе с тем, как отмечает Л.А. Ивахнова, современный компетенстностный подход ставит акцент «на результатах образования, оценивается не сумма усвоенной информации, а способности специалиста решать новые профессиональные задачи»[2, С. 223]. В этих условиях становится очевидной первоочередная проблема интеграции специальных художественных дисциплин – рисунка, скульптуры и пластической анатомии, эффективно формирующих профессиональные компетенции студентов, их образное, пространственное мышление, представление и воображение, стимулирующих формирование высоких эстетических потребностей, творческих способностей обучаемых.

На наш взгляд, успешное внедрение интеграции рисунка, скульптуры и пластической анатомии в учебном процессе, а также в самостоятельной работе возможно при соблюдении определённых педагогических условий, активизирующих потенциальные возможности обеспечения синтеза научных знаний по рисунку, скульптуре и пластической анатомии.

В первую очередь важное педагогическое условие заключается в обеспечении целостности и гибкости системы обучения. Это возможно, когда в основе интеграции заложен естественный процесс, синтеза и сохранения специфических особенностей, позволяющий объединённые компоненты системы существовать в определённой свободе. Совокупность образовательной и материально-пространственной среды, направленной на развитие личности как готовность к профессионально-педагогической деятельности, а также обеспечение доступа к новейшим достижениям в области образовательной педагогической деятельности, также являются необходимыми педагогическим условиями, необходимыми для успешной реализации интеграции рисунка, скульптуры и пластической анатомии.

Следующим неотъемлемым педагогическим условием, на которое необходимо обратить внимание является разработка методологического подхода, обладающего качеством универсальности. Для этого необходим выбор системообразующего фактора, стержня, на основе которого создаётся структурно-логическая модель. Такой центр-стержень как системообразующий фактор должен объединить в единое целое компоненты системы и направить их на выбранную цель, стимулировать деятельность, сохранить и обеспечить относительную степень свободы компонентов, выражающуюся в специфических особенностях рисунка и скульптуры как видах изобразительного искусства, обеспечить саморегуляцию новой системы, возможность её саморазвития.

Определение формы структурирования содержания учебного материала интегративного курса также выступает в качестве важного педагогического условия. Содержание учебного материала может структурироваться в предметной и интегративной форме, соответствующих модульной и блочно-модульной форме организации содержания образования. Нам близки взгляды В.В. Гузеева, по мнению которого, интегральная технология структурирования содержания образования сочетает личностно-деятельностный подход с дидактикоцентрическим, позволяя обеспечивать развитие личности на базе хорошо усвоенного предметного содержания [3, С. 207]. «Федеральным государственным образовательны стандартом третьего поколения предусматривается введение кредитно-модульной системы организации образовательного процесса, основанная на блочо-модульном принципе».[4, С. 117]

Модуль представляет собой набор тем из дисциплин рисунок, скульптура и пластическая анатомия, являясь организационнометодической структурной единицей учебного материала междисциплинарного характера. Блок – структурная единица модуля.

В нашем случае рисунок, скульптура и пластическая анатомия выступают единым интегрированным образовательным процессом. Рисунок и скульптура выступают при этом на паритетных началах, пластическая анатомия выступает в качестве вспомогательной основы, обслуживающей практические дисциплины. Междисциплинарные связи рассматриваются как механизмы интеграции. Нам близки взгляды С.Е. Игнатьева, рассматривающего интеграцию как «раскрытие внутреннего родства разнообразного художественного проявления и перевод, перенос, преображение данной художественной формы в другую художественную модальность».[5, С. 112]

По мнению В.С. Кукушина, межпредметная интеграция может тесно сочетаться и с внутрипредметной интеграцией, образуя единое научное поле [6, С. 210].

Неотъемлемым педагогическим условием успешной реализации интегрированного подхода к содержанию образования является комплексный подход, заключающийся в активном участии всего коллектива преподавателей. В связи с этим необходима разработка специальных планов, комплексов заданий и упражнений, отражающих конкретные пути интеграции содержания учебного материала. Составление таких планов и схем-карт требует в свою очередь чёткого определения цели интегрированного обучения рисунку, скульптуре и пластической анатомии, постановки задач. А.М. Савинов отмечает, что исходя именно «из целей и задач преподавания, педагог повышает свою психолого-педагогическую и методическую квалификацию, уровень педагогического мастерства в целом» [7, С. 108]. Целеполагание позволяет прогнозировать результаты обучения. Объединяя рисунок, скульптуру и пластическую анатомию в единый интегрированный образовательный процесс, кроме цели экономии времени, повышение коэффициента связанности данных дисциплин и устранение дублирования заданий, мы стремились достичь личностно-ориентированных целей, заключающихся в формировании понимания сущности образовательных целей пластических дисциплин в их единстве и специфичности. Внедряя интеграцию рисунка скульптуры и пластической анатомии, мы ставим перед собой задачу продолжить лучшие традиции преемственности академической школы, усовершенствовать методику обучения рисунку, скульптуре и пластической анатомии, повысить специальную подготовку выпускников.Определение цели и постановка задач рассматривается как важное условие интеграции рисунка, скульптуры и пластической анатомии.

Также одним из педагогических условий интеграции является самостоятельная работа студентов, организованная на межпредметной основе и носящая комплексный характер, в которой заложены огромные возможности для активизации их познавательной деятельности. А.Г. Парамонов [8, С. 102] целенаправленную организацию самостоятельной работы студентов рассматривает как одно из приоритетных направлений совершенствования вузовского учебного процесса. Выполнение таких заданий, подразумевающих применение знаний одновременно по рисунку, скульптуре и пластической анатомии, непременно содержит элемент проблемности и требует от студентов поисковых действий. Самостоятельная работа студентов, основанная на взаимосвязи со смежными дисциплинами, способствует формированию прочных системных знаний, приобретению навыков и умений сравнивать, анализировать, обобщать.

Также необходимо отметить значение мотивации обучения учащихся и мотивации преподавания, находящиеся в прямой зависимости друг от друга. Проблему мотивации художественного образования обстоятельно и разнопланово рассматривает С.П. Рощин [9, С. 140].

Разработка образовательно-дидактических средств, основанных на междисциплинарном подходе к содержанию образования по рисунку, скульптуре и пластической анатомии также выступает неотъемлемым педагогическим условием успешной интеграции. А.В. Маковчик методическую разработку учебных заданий в рамках интеграционного подхода, рассматривает в качестве ключевого аспекта успешности интеграционного процесса в целом [10, С. 50]. При разработке рабочих учебных программ важно заложить интеграционный подход, определить место и роль каждого учебного предмета, каждой темы. Методическая разработка каждого учебного занятия в рамках интеграционного курса выступает в качестве ключевого аспекта успешной интеграции.

Взаимосвязь интегрированного содержания и методов обучения методически реализуется в более глубоком и разностороннем раскрытии содержания дисциплин рисунка, скульптуры и пластической анатомии в их взаимосвязи и взаимообусловленности. Это способствует более последовательному и системному усвоению изучаемого материала. Посредствам привлечения знаний и навыков из смежных учебных дисциплин в процессе усвоения новых знаний на аудиторных занятиях и при самостоятельной работе происходит повышение познавательной активности студентов.

Систематические межпредметные связи играют большую роль в закреплении знаний, способствуют решению учебных задач закрепления предметных знаний и умений студентов в процессе их постоянного применения в обучении разным дисциплинам.

В результате интеграционного подхода в обучении приобретаемые знания по рисунку, скульптуре и пластической анатомии должны приобрести качества системности. Интеграция способствует приобретению более обобщённых умений, что приводит к комплексному применению знаний в их синтезе, переносу из одной области в другую идей и методов, что является основой творческого подхода к научной и художественной деятельности. Всё это способствует оптимизации, интенсификации учебной деятельности.

Список литературы / References

  1. МедведевЛ.Г. Художественное образование в социокультурном пространстве // Педагогический журнал Башкортостана / Л.Г. Медведев. –  №3(52). С. 46-52.
  2. ИвахноваЛ.А. Единство содержательной и технологической сторон профессиональной подготовки специалистов по художественному образованию // Омский научный вестник / Л.Г. Ивахнова. – 2012. №1(105). С. 223-226.
  3. ГузеевВ.В. Планирование результатов образования и образовательная технология / В.В. Гузеев. – М.: Народное образование, 2000. – 239 с.
  4. ЛомовС.П. Перспективы развития высшего педагогического образования в России: тенденции и риски. // Вестник Московского государственного областного университета / С.П. Ломов, А.В. Лейфа, А.Д. Плутенко. – Серия: Педагогика. №1. С. 113-119.
  5. ИгнатьевС.Е. Интеграционные подходы в системе обучения изобразительному искусству в начальных классах // Наука и школа / С.Е. Игнатьев. – 2015. №6. С. 110-119.
  6. Педагогические технологии: учеб. пособие для студ. пед. спец. / М.В. Буланова-Топоркова [и др.]; под общ. ред. В.С. Кукушина. – Ростов н/Д: Издат. центр «Март», 2002. – 320 с. – (Сер. Педагогическое образование).
  7. Савинов А.М. Структура системы преподавания академического рисунка // Известия Волгоградского государственного педагогического университета / А.М. Савинов. 2011. №1 (55). С. 106-110.
  8. Парамонов А.Г. Организация самостоятельной работы студентов // сборник материалов международной научно-практической конференции (г. Санкт-Петербург, 19 июня 2017 г.) / А.Г. Парамонов. – Иркутск: «Научное партнерство «Апекс», 2017.С. 101-103.
  9. Рощин С.П. Мотивация художественного образования как важнейшая задача методики преподавания изобразительного искусства // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств / С.П. Рощин. – 2009. №4. С. 139 – 143.
  10. Маковчик А.В. Организационно-педагогические условия, способствующие успешной интеграции содержания образования // Вестник Полоцкого государственного университета / А.В. Маковчик. – Серия Е: Педагогические науки. 2009. №11. С. 45-53.

Список литературы на английском языке / References in English

  1. Medvedev L.G. Khudozhestvennoe obrazovanie v sotsiokulturnom prostranstve [Art Education in Sociocultural Space] // Pedagogical Journal of Bashkortostan / L.G. Medvedev. - 2014. No.3 (52). P. 46-52. [in Russian]
  2. Ivakhnova L.A. Edinstvo soderzhatelnoi i tekhnologicheskoi storon professionalnoi podgotovki spetsialistov po khudozhestvennomu obrazovaniyu [Unity of Substantive and Technological Aspects of Professional Training of Specialists in Art Education] // Omsk Scientific Bulletin / L.G. Ivakhnova. - 2012. No.1 (105). P. 223-226. [in Russian]
  3. Guzeev V.V. Planirovanie rezultatov obrazovaniya i obrazovatelnaya tekhnologiya [Planning of Educational Outcomes and Educational Technology] / V.V. Guzeev. - M.: Narodnoye Obrazovaniye, 2000. - 239 p. [in Russian]
  4. Lomov S.P. Perspektivy razvitiya vysshego pedagogicheskogo obrazovaniya v Rossii: tendentsii i riski. [Prospects for the Development of Higher Pedagogical Education in Russia: Trends and Risks.] // Bulletin of the Moscow State Regional University / S.P. Lomov, A.V. Leif, A.D. Plutenko. - Series: Pedagogy. 2015. No.1. P. 113-119. [in Russian]
  5. Ignatiev S.E. Integratsionnye podkhody v sisteme obucheniya izobrazitelnomu iskusstvu v nachalnykh klassakh [Integration Approaches in the System of Teaching Fine Arts in Primary School] // Nauka i shkola / S.Е. Ignatiev. - 2015. No.6. P. 110-119. [in Russian]
  6. Pedagogicheskie tekhnologii: ucheb. posobie dlia stud. ped. spets. [Pedagogical Technologies: Textbook for Stud. of Ped. Univer.] / M.V. Bulanova-Toporkova [and others]; under the ed. of V.S. Kukushina. - Rostov on Don: Publishing centre “Mart,” 2002. - 320 p. - (Series: Pedagogicheskoye Obrazovaniye). [in Russian]
  7. Savinov A.M. Struktura sistemy prepodavaniya akademicheskogo risunka [Structure of the Teaching System of Academic Design] // Bulletin of the Volgograd State Pedagogical University / А.М. Savinov. 2011. No.1 (55). P. 106-110. [in Russian]
  8. Paramonov A.G. Organizatsiya samostoyatelnoi raboty studentov [Organization of students’ Independent Work] // Collection of Materials of the International Scientific and Practical Conference (St. Petersburg, June 19, 2017) / A.G. Paramonov. - Irkutsk: “Scientific Partnership “Apex,” 2017. P. 101-103. [in Russian]
  9. Roshchin S.P. Motivatsiya khudozhestvennogo obrazovaniya kak vazhneishaya zadacha metodiki prepodavaniya izobrazitelnogo iskusstva [Motivation of Art Education as the Most Important Task of Teaching Methodology of Fine Arts] // Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts / S.P. Roshchin. - 2009. No.4. P. 139 - 143. [in Russian]
  10. Makovchik A.V. Organizatsionno-pedagogicheskie usloviya, sposobstvuyushchie uspeshnoi integratsii soderzhaniya obrazovaniya [Organizational and Pedagogical Conditions Pomoting Successful Integration of the Content of Education] // Bulletin of the Polotsk State University / А.V. Makovchik. - Series E: Pedagogical Sciences. 2009. No.11. P. 45-53. [in Russian]