Pages Navigation Menu

ISSN 2227-6017 (ONLINE), ISSN 2303-9868 (PRINT), DOI: 10.18454/IRJ.2227-6017
ЭЛ № ФС 77 - 80772, 16+

Пред-печатная версия

DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2021.113.11.090 - Доступен после 17.11.2021

() Искать в Google Scholar
Цитировать

Цитировать

Электронная ссылка | Печатная ссылка

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.
Мазунова Л. К. ОДАРЁННОСТЬ КАК ОБЪЕКТ ВЗРАЩИВАНИЯ / Л. К. Мазунова, А. Р. Чернова // Международный научно-исследовательский журнал. — 2021. — №. — С. . — URL: https://research-journal.org/pedagogy/odaryonnost-kak-obekt-vzrashhivaniya/ (дата обращения: 27.11.2021. ). doi: 10.23670/IRJ.2021.113.11.090

Импортировать


ОДАРЁННОСТЬ КАК ОБЪЕКТ ВЗРАЩИВАНИЯ

ОДАРЁННОСТЬ КАК ОБЪЕКТ ВЗРАЩИВАНИЯ

Научная статья

Мазунова Л.К.1, *, Чернова А.Р.2

1, 2 Башкирский государственный университет, Уфа, Россия

* Корреспондирующий автор (lkmazunova[at]mail.ru)

Аннотация

Тема статьи – одарённость, уникальная человеческая способность, которая по праву считается стратегическим ресурсом человечества. Однако человечеству, так много достигшему в покорении природы, до сих пор не удалось до конца разгадать загадку этого феномена, научиться культивировать это особое качество человеческой личности в каждом рождаемом человеке. Цель статьи, дать представление об одарённости, сложившееся как результат осмысления данного феномена, начиная с восьмого века до н.э. и до сегодняшнего дня, и попытаться материализовать это представление в модель — форму, указывающую на возможный путь ее взращивания. Статья адресуется всем, кто прямо или косвенно имеет дело с воспитанием и образованием подрастающего поколения и хотел бы достичь на этом пути больших результатов.

Ключевые слова: одаренность, природный потенциал, талант, гениальность, психотип.

GIFTEDNESS AS AN OBJECT OF CULTIVATION

Research article

Mazunova L.K.1, *, Chernova A.R.2

1, 2 Bashkir State University, Ufa, Russia

* Corresponding author (lkmazunova[at]mail.ru)

Abstract

The topic of the article is giftedness, a unique human ability, which is rightfully considered a strategic resource of humanity. However, humanity, which has achieved so much in the conquest of nature, has not yet managed to fully solve the riddle of this phenomenon, to learn how to cultivate this special quality of human personality in every person being born. The purpose of the article is to describe an idea of giftedness, which has developed as a result of understanding this phenomenon since the eighth century BC to the present day, and to try to materialize this idea into a model – a form indicating a possible way of its cultivation. The article is addressed to everyone who directly or indirectly deals with the upbringing and education of the younger generation and would like to achieve better results in this trajectory.

Keywords: giftedness, natural potential, talent, genius, psychotype.

Особая одарённость или способность одних людей к созданию шедевров в разных сферах человеческой деятельности и несостоятельность делать это другими, подмечена ещё до нашей эры. Но и сегодня она является полураскрытой интригой биосоциальной природы человека. Мы многое уже знаем об одарённости, продолжаем пытливо вглядываться в неё, вооружаясь новыми подходами, концепциями, инструментами и методами. И всё же тайна рождения талантов и гениев ускользает от нас, продолжая оставаться загадкой и в XXI веке. Мы осознаём, что прогресс страны определяется кучкой талантливых и гениальных людей, а совокупная одарённость нации слагается из индивидуальных одарённостей каждого его члена. Одарённость человека начинает осознаваться государством и его институтами как главный стратегический ресурс страны, залог её сохранения сегодня и преуспевания в будущем. Сегодня этот ресурс составляет примерно 4-6%. Это предел? Чем задан этот предел, почему из 100% родившихся с биологически полноценным мозгом и, следовательно, с определённым потенциалом одарённости так ничтожно мало число состоявшихся, т.е. талантливых людей. Первый из возникающих вопросов — а может сама природа ставит предел: для выживания вида Homo не требуется больше 4-6% экстраординарных в своих способностях людей? Ведь подобная интрига существует и в тайне количества рождаемых мальчиков и девочек, в чёткой пропорции рождения людей всех 8 человеческих психотипов [13]. Например, людей с природными задатками вождя, лидера, рождается 5%, а выживает всего 1%. Эта простая мысль не столь проста, т.к. не обеспечена до сих пор ответом. Развитие национального потенциала одарённости предполагает наличие серьёзного подхода в его осуществлении под государственным контролем, серьёзной научно-исследовательской программы, экспериментальной базы и программы пресечения безудержного оттока талантов за рубеж.

Развитие одарённости — длительный, многоэтапный, многофазный процесс. Он предполагает наличие специалистов из разряда талантливых педагогов и воспитателей, просвещенных в системно-векторной психологии и прекрасно ориентирующихся в базовых психотипах людей и их сочетаниях. Таких специалистов на данных момент в педагогическом сообществе единицы. Налаживание успешной практики во всех звеньях — выявление, сохранение и развитие одарённости — предполагает наличие серьёзного концептуального базиса, дающего полное представление о феномене человеческой одарённости, начиная с генезиса (происхождения) этого феномена и кончая детальным описанием её онтологии (бытия в семье и социуме). Требуется также разработка системы диагностирования и постоянного мониторинга процесса развития природного потенциала одарённости и, наконец, наличие особо смоделированной познавательно-деятельностной среды, разнообразной ресурсной базы для свободного и естественного развертывания онтогенетической программы (психотип), заложенной природой в каждом рождаемом ребёнке. В целях профилактики рождения ребенка с биологически здоровым мозгом должны быть взяты под особо тщательный контроль ответственные моменты пре- и перенатального периодов формирования плода в утробе матери. Мы лишь наметили контуры наиболее важных аспектов проблемы одарённости, которые, естественно, не могут стать предметом обсуждения в одной публикации.

Целью данной статьи является осмысление понятия «одарённость» и воплощения его в схему-модель, приемлемую для технологизации процесса взращивания этой важной человеческой способности. Свою попытку использования этой модели для максимально раннего обнаружения и стимулирования развития потенциала одарённости мы связываем с дошкольной ступенью, богато насыщенной сензитивными периодами. Упускать дошкольную ступень для начала целенаправленного поиска потенциала одаренности — это игнорирование огромного, безвозвратно теряемого национального ресурса одаренности.

Готово ли общество сегодня эффективно распознавать и стимулировать развитие одарённости? Простой и лаконичный ответ на этот вопрос дал гениальный А. Эйнштейн: «Каждый гениален (курсив наш – Л. Мазунова). Но если вы будете судить рыбу по её способности взбираться на дерево, она проживёт всю жизнь, считая себя дурой». Сколь бы не были одарены от природы и не развиты в результате собственных усилий люди, их легко убедить в собственной бездарности, поручив им деятельность, на которую они не заточены природой и предыдущим своим опытом. С.В. Савельев отмечает, что 90% взрослых людей трудятся не на своём месте, поэтому не испытывают наслаждения от своего труда и вклада в общее дело, в социум [12]. А поскольку труд и учение составляют основное содержание жизни Homo, а наслаждение – основной её смысл и принцип, то это и делает человека нереализованным и несчастным. Поэтому ключевая задача человечества — пойти по пути раскрытия индивидуального, природой заданного каждому человеку потенциала одаренности.

 Сложность и до сих пор неразрешимость этой задачи в том, как обнаружить в самом себе полученный от природы потенциал одарённости, остаться верным ему, приложить усилия и реализовать природой данный каждому замысел? Есть ли для этого предпосылки? Ведь между брошенным в землю зёрнышком и элеватором, доверху наполненным спелым зерном, равно как и между появившемся на свет абсолютно беспомощным человеческим существом и Homo moralis /Человеком духовным, тысячи и тысячи случайностей, непредвиденных обстоятельств, прихотей и капризов, бурь и невзгод, благоприятных и коварных неожиданностей, способных изменить хрупкий замысел Природы. Одна из предпосылок – понять феномен «одарённость».

Тайна природы человеческой одарённости пробуждала интерес исследователей с древнейших времен. Однако и по сей день, неразрешённая, она вызывает оживлённые дискуссии в научных кругах. Следы этого интереса обнаруживаются ещё в 8 в. до н.э. За долгий период своей эволюции понимание феномена одарённости претерпело несколько этапов развития. Впервые упоминание «талант», «гений» и собственно «одарённость» можно встретить в античной философии (8 век до н. э. и до 476 года — падения Римской Империи). Как самостоятельный термин слово «одарённость» возникает в культуре в период Средневековья (конец 5-го века до 15 века) и получает религиозную интерпретацию.

Первым объяснением природы индивидуальных различий и существования выдающихся способностей у отдельных людей было заключение об их «неземном», божественном происхождении. Известно, что Сократ, шутя, говорил тем, кто интересовался причинами его необычной проницательности, что ему помогает, подсказывая, его добрый демон – гений. И нередко все мы, подобно гениальному шутнику Сократу, объясняя причины собственных удач, говорим о помощи доброго «ангела» или «гения» [10, С. 5].

В эпоху Возрождения, под влиянием роста городской культуры, становления университетов, установления товарно-денежных отношений, происходит переход от божественных начал к земным, психофизиологическим причинам [4, С. 125]. Так, одной из первых попыток глубокого философско-психологического осмысления проблемы одарённости было исследование испанского врача Хуана Уарте. [10, С. 9] Он считал, что особенно важно установить внешние признаки (например, жёсткость волос, особенности смеха и др.), по которым можно было бы различать качества мозга, определяющие характер дарования [9, С. 24].

Идея представителей эпохи Просвещения заключалась в том, что никакого дара, ни божественного, ни врожденного, вообще не существует. Величайший философ Джон Локк, а вслед за ним многие его современники и последователи считали, что до соприкосновения с материальным миром человеческая душа — «белая бумага, без всяких знаков и идей» [10, С. 11].

Начиная с эпохи Просвещения, наблюдается, во-первых, отказ от признания божественного происхождения одарённости, во-вторых, впервые пробуждается осознание связи одарённости с мозгом, которая сигнализируется через внешние признаки. Это шаг вперёд в понимании природы одарённости и принципиально новый подход к разгадке явления, хотя выбор внешних признаков (жесткость волос, смех) не адекватен, как мы можем оценить сегодня. Нельзя всерьёз согласиться и с мнением Д. Локка о «белой бумаге, без всяких знаков и идей». Однако именно эта мысль рождает другую — мозг после рождения наполняется знаками и идеями реального мира, порождая цепочку новых мыслей, пробуждая сугубо человеческое сознание.

Период Нового времени (конец XV в.–начало XIX в.) выдвинул на первый план когнитивную сторону человеческой природы, отодвинув на второй план понимание одаренности как индивидуализирующей характеристики человека и источника индивидуальной активности [5, С. 131].

Интересен взгляд на эту проблему немецкого философа Г. Гегеля. По этому поводу он писал, что аспект «одарённость» должен быть исключен из круга философского рассмотрения или что относительно него можно выдвинуть лишь немногие общие положения [10, С. 15]. Несмотря на это, часто ставят вопрос, откуда берет художник эту способность, задумать и выполнить художественное произведение, каким образом он это делает, как будто хотят иметь рецепт, правило, которое научило бы, как сотворить произведение, в какие условия и состояния следует себя поставить, чтобы создать нечто подобное [10, С. 15].

Исследователи Новейшего времени (начиная с 1918 г. и по сей день) вновь вернули на вершину пьедестала одарённость как важнейший фактор влияния на прогресс человечества. Вооружившись опытом предшественников, современные теоретики рассматривают одарённость как интегральное свойство психики человека и суммарное свойство его личности. Разработанная отечественными исследователями (Бабаева Ю.Д., Богоявленская Д. Б., Брушлинский А.В., Ильясов И.И., Дружинин В.П., Калиш И.В., Лейтес Н.С., Матюшкин А.М., Мелик-Пашаев А.А., Панов В.И., Ушаков Д.В., Холодная М.А., Шадриков В.Д., Шумакова Н.Б., Юркевич В.С.) «Рабочая концепция одарённости» фактически является первой попыткой отразить результаты фундаментальных отечественных исследований, современные тенденции мировой науки, а также практический опыт (как позитивный, так и негативный) работы с одаренными детьми [1, С. 5-6]. Анализ эволюции понимания одарённости позволяет оценить значимость существующего интереса к этому явлению в различные эпохи, понять роль ресурсов человеческого потенциала как ключа к достижению не только личного, но и общественного прогресса. Государственная поддержка исследований в этой области говорит о высоком уровне ожиданий на пути раскрытия механизма человеческого потенциала.

По мнению ведущего российского специалиста по психологии творчества и одарённости Д.Б. Богоявленской сегодня «с новой силой ставится вопрос об определении понятий «творчество» и «одаренность», поскольку это не только теоретический вопрос. Без ответа на него любая стратегия развития будет приводить к искаженному результату» [2, С. 15].

Невозможно расшифровать истоки потенциала природной одаренности человека, не представляя хотя бы в общих чертах эволюцию вида Homo. Она повторяется в индивидуальном развитии (онтогенезе) каждого человека, нередко оставляя свои следы в аномальных / архетипических чертах и формах поведения. Около 6 тысяч лет, в резко изменившихся климатических условиях Homo не имел никаких шансов на выживание в царстве клыкастых, когтистых животных, свирепых гигантских мамонтов с мощными бивнями, быстроногих леопардов и прочих животных, вооруженных тонким чутьём, абсолютным слухом и зрением. Вид Homo, лишенный всего вышеперечисленного, был обречён. В жёсткой ситуации исчезновения вида обнаружился единственный выход из “узкого горлышка” обстоятельств — мутация. Первый шаг по мостику от животного к человеку или первая мутация (сбрасывание шкур), происшедшая у части особей и приведшая к обретению этой частью особей особой чувствительности к окружающей среде, и далее, способности подчинять её своим потребностям для выживания. Интеграция особей в стаю, первую форму социализации, и мутации, обусловившие пробуждение сознания, проторили путь к видовому распределению ролей в стае, обеспечив ей выживание — добычу пищи, чтобы не умереть с голоду, защитить себя и соплеменников, самок и детей, продлить род. Необходимость координации жизнедеятельности стаи (охота, распределение пищи, охрана стаи и защита ее от хищников, передача опыта) приводит в действие уникальный процесс — развитие неокортекса, нового мозга, с пробуждающимся, мерцающим сознанием. Постепенно, от первой мутации к последующим, открывается невиданный до сих пор путь к разумным действиям, членораздельной речи, координации действий особей в стае и всему тому, что умеет современный Homo. Существование в стае стимулировало укрощение животных инстинктов. У вида Homo, единственного в царстве Природы, наряду с общим для всех млекопитающих рептильным мозгом, функционально предназначенным для выживания в животном мире, стал развиваться новый мозг. Именно это эволюционное приобретение, происходящее в процессе восьми мутаций — восьми шагов по мостику развития от животного к человеку — выделило Homo из животного царства и обусловило превращение человекообразной обезьяны в первобытного Homo, а затем в Homo sapiens и Homo moralis. Коллективный бессознательный мозг (инстинктивный мозг), хранящий всю предысторию выживания вида, вкупе с новой корой мозга, неокортексом, обусловили подъём вида Homo sapiens на самую вершину иерархии пищевой цепи, подчинив себе сначала растительный (земледелие), а затем и животный мир, попутно уничтожив всех своих конкурентов. В недрах этого глобального эволюционного процесса следует выделить несколько значимых до сих пор особенностей древней человеческой стаи, обусловивших сохранение вида. Это, прежде всего, способность древних людей к объединению в стаю для:

1) создания коллективной системы охоты (чтобы не умереть с голоду),

2) коллективной системы безопасности (чтобы не быть убитыми)

3) распределения и закрепления видовых ролей — вождя, советника вождя, лидеров, охотников, охранников стаи днем и ночью, воспитателей детёнышей и др. (всего 8 видовых ролей) [13].

Видовое распределение ролей как базовое условие сохранения вида эволюционно био-генетически закрепилось и проявляется до сих пор в психотипическом разнообразии человеческой популяции.

Сказанное является основанием для предположения, что эволюционно сложившаяся видовая векторальность, закрепившаяся био-генетически в психотипах, и есть тот базовый потенциал саморазвития, который задан природой каждому из рождающихся людей. Возможно, именно он, будучи естественным природным вектором, должен оптимально, наиболее эффективно обеспечивать самореализацию каждого человека.

Что способна дать эта гипотеза? Прежде всего возможность более глубокого познания человека как части природой заданного целого с чётким распределением видовых ролей и осознание целого, т.е. человеческого сообщества, как изначально заданного количественно и функционально в целях сохранения вида. Далее, это возможность осознания важности для вида Homo необходимости внутривидовой согласованности для обретения бесконфликтного внутривидового сосуществования и разумного решения возникающих глобальных задач, связанных с сохранением вида и видового разнообразия, противодействуя деградации и уничтожению вида и природы, среды его обитания. Выявление и стимулирование к развёртыванию внутривидового потенциала одарённости каждого члена единого человеческого сообщества — единственный путь успешной самореализации, высвобождающий позитивный стратегический человеческий ресурс. Сегодня имеются научно-информационно-технические предпосылки для построения согласованного внутривидового сообщества равноправных и онтогенетически реализованных людей, которые позволят сменить извечную конкуренцию на кооперацию, жадность и эгоизм — на разумное потребление и альтруизм и освободиться от психоэмоциональных и психо-сексуальных патологий. Таким вырисовывается контур ближайшего будущего человечества, если оно успешно пройдет (не самоуничтожится) нынешнюю фазу своего развития, научится выявлять и развивать собственный природный потенциал одарённости.

Обратимся к анализу современных версий определения одарённости и, опираясь на них, попытаемся представить технологическую модель взращивания этой способности.

Дж. Рензулли (Renzulli, 1986) разработал структурную «модель» одаренности. Это «трехкольцевая» модель содержит три базовых компонента, взаимодействие которых и «создает одаренность»: это интеллектуальные способности человека выше нормативных, повышенная мотивация к определенной деятельности (или увлеченность) и творческость (см. рис. 1).

 23-11-2021 12-32-27

Рис. 1 – Элементы человеческого потенциала Дж. Рензулли

 

Отсюда следует, что одаренные и талантливые дети обладают данными характеристиками или способны развить и реализовать их в любой полезной деятельности [8, С. 27].

Модель Дж. Рензулли сняла много спорных вопросов по поводу генезиса, структурного состава и методики развития этой уникальной человеческой способности. Она способствовала перемещению акцента с поиска одаренных детей на создание условий для их взращивания. Автором модели впервые было предложено использовать вместо принятого термина «одарённый ребенок» термин «ребёнок с потенциалом одарённости». Однако спорными по-прежнему оставался целый ряд вопросов, например, что такое потенциал одаренности, каковы его истоки, как его определить, сохранить и увеличить, довести до уровня таланта и даже гениальности при столь большом разнообразии видов человеческой одаренности и др.

Благодаря исследованиям отечественных ученых (Б. М. Теплов, А. Г. Ковалев, К. К. Платонов, В. Н. Мясищев, В. Д. Шадриков, Е. П. Ильин и др.), одаренность стала рассматриваться через призму способностей человека, природными предпосылками которых являются задатки (свойства). При этом уровень проявления каждой качественной стороны способности определяется совокупностью определенных задатков: чем больше их имеется у данного человека, тем более выраженной оказывается данная способность. В связи с этим правильнее говорить о разной степени выраженности какой-либо способности (высокой/ низкой), а не об отсутствии её у того или иного человека. Одаренность, таким образом, стала осмысливаться как сочетание ряда способностей, обеспечивающих успешность (уровень и своеобразие) выполнения определенной деятельности. Одаренность в той или иной степени также должна быть присуща каждому индивиду с нормально развитым мозгом [6].

Данный вывод позволяет сделать значительный шаг в понимании природы одаренности, особенно детской. Трактовка одаренности через сочетание и проявление способностей позволяет расширить границы изучаемого явления и говорить об одаренности не только актуальной, но и потенциальной. Когда в определение не вкладывается элитарный контекст, появляется возможность включить в понятие показатели «высокой нормы», качеств, обладающих потенциалом для будущих достижений. Данный подход стал возможен благодаря исследованиям Н. Б. Шумаковой, Е. И. Щеблановой, В. С. Юркевич, В. В. Рубцова и др. В категорию «высокой нормы» авторы включают детей с обычным типом развития и высокими способностями, а также так называемых «мотивированных на развитие детей» с хорошим уровнем общего (умственного) интеллекта [7, С. 57-61].

Другим важным шагом в теоретической и практической разработке исследуемого понятия стало представление об одаренности как динамической характеристики. В ряде работ современных психологов сделан акцент именно на динамичности данного свойства личности (К. Витт, Дж. Милль, Л. Винер, Л. Полгар, Л. С. Выготский, А. И. Савенков, Ю. Д. Бабаева, и др.). Такой подход меняет парадигму психолого-педагогический поддержки одаренности в образовательной среде, позволяет перейти от «диагностики отбора к диагностике развития» [11, С. 83].

«Рабочая концепция одаренности» как базовый документ, разработанный для практической реализации современной научной парадигмы в образовательной практике, трактует одаренность как «системное развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми» [1, С. 7]. Такое понимание дает любому человеку шанс на высочайший уровень личных достижений, а педагогам помогает видеть в каждом ребёнке перспективы развития его природного потенциала.

Авторы концепции представляют ядро модели одарённости» не в виде трёх компонентов, как в модели Дж. Рензулли (см. рис. 1), а в виде двух основных компонентов – инструментального и мотивационного, что позволяет (при глубоком понимании феномена одарённости) яснее увидеть общую стратегию и ключевые точки процесса развития одарённости.

Представленные выше концепции подходят к изучению одаренности с точки зрения возможностей человека, что вероятно, не до конца раскрывает феноменологию одаренности. При исследовании личностных качеств одаренных детей и взрослых педагогами и психологами отмечаются не столько потенциальные возможности таких людей, сколько их особые, повышенные потребности в познании и реализации. Ярко выраженную познавательную мотивацию одаренных фиксировали в своих работах А. И. Савенков, Н. С. Лейтес, В. С. Юркевич, С. С. Ермаков, Т. О. Гордеева и др. [7, С. 57-61].

Т.О. Гордеевой разработана структурная мотивационная модель одаренности, базовой составляющей которой является интеграция познавательной мотивации, мотивации достижения и мотивации компетентности [3].

Завершая обзор понятий одарённости, следует отметить, что приблизиться к непротиворечивому истолкованию одарённости, невозможно без перехода к рассмотрению человеческой природы как формы изначальной целостности физического, умственного, культурно-исторического и эволюционного аспектов. Последнее означает, что без учёта природных задатков, природного потенциала или знания архетипических векторальных характеристик личности, отретушированных сегодня временем, но подспудно и весьма твёрдо определяющих внутренний психически-бессознательный контур каждого человека, сложно подобрать ключ к тайне разгадки потенциала одарённости каждого человека.

В педагогической практике уже формируется созвучный этим мыслям «экопсихологический подход» к развитию и сохранению детской одаренности. Например, В. И. Панов предлагает сместить акцент с «эксплуатации» одарённости на создание условий для её проявления и дальнейшего развития, бережно (экологично) относиться к физическому и психическому здоровью детей дошкольного и школьного возраста, подбирать для каждого ребенка “экологическую нишу” индивидуального развития, отвечающую его уже проявившимся интересам и способностям или же создающим возможность для проявления и развития ещё не проявленных, скрытых интересов и склонностей [7, С. 57-61].

Опираясь на статичную кольцевую модель структуры одаренности Дж. Рензулли (см. рис.1), попытаемся развернуть каждый из трех ее компонентов и, что очень важно, обозначить взаимосвязь и причинно-следственные взаимозависимости всех включенных в модель компонентов друг от друга. Полагаем, что такая модель сможет хотя бы чуть-чуть приблизить нас к решению проблемы технологизации процесса развития этой до конца не понятной человеческой способности, КПД которой составляет сегодня четыре-шесть процентов.

 

23-11-2021 12-32-56

Рис. 2 – Модель реализации природного потенциала одаренности

 

На рис. 2, блок I (центральный) обозначает трехкольцевую модель одаренности Дж. Рензулли. Блок II (снизу), обеспечивающий мотивационный базис процесса, отражает психотип – психогенетический маркер, заключающий в себе природный потенциал субъекта, проявляющийся в его склонностях, интересах и потребностях. Последние, если только они выявлены, способны эффективно мотивировать соответствующую деятельность и реализовывать высшие потребности субъекта. Блок III (слева) напрямую связан с «кольцевым» блоком «интеллект», т.к. призван обеспечить осознание субъектом своих высших потребностей, осуществляемых посредством интеллектуальной когнитивной деятельности. Блок IV, связанный напрямую с «кольцевым» блоком «творческость» и двумя остальными, представляет деятельность, обеспечивающую высшую потребность субъекта в самореализации, обусловливающую формирование и развитие цепочки навыки-умения-компетенции (опыт).

Реализация описанной модели развития природного потенциала одарённости предполагает обязательное наличие богатого ресурсами познавательно-деятельностного пространства, зонированного в соответствии с базовыми сферами человеческой деятельности.

Конфликт интересов

Не указан.

Conflict of Interest

None declared.

 

Список литературы / References

  1. Богоявленская Д. Б. Рабочая концепция одарённости /Д. Б. Богоявленская, В. Д. Шадриков, Ю. Д. Бабаева и др.; – 2-е изд., расш. и перераб. – М.: Магистр, 2003. – 64 с. – [Электронный ресурс]. URL: http://psychlib.ru/mgppu/rko/rko-001-.htm#p1 (дата обращения: 21.09.2021).
  2. Богоявленская Д.Б. Философские основы теории одаренности / Д. Б. Богоявленская // Культурно-историческая психология. – 2019. – Т. 15. № 2. – С. 14 – 21. – [Электронный ресурс]. URL: https://clck.ru/YnzBV (дата обращения: 21.09.2021).
  3. Гордеева Т.О. Мотивационные предпосылки одаренности: от модели Дж.Рензулли к интегративной модели мотивации / Т. О. Гордеева // Психологические исследования: электрон. науч. журн. – 2011. – N 1(15). – [Электронный ресурс]. URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2011n1-15/435-gordeeva15.html (дата обращения: 21.09.2021).
  4. Ивлева М. Л. Формирование психологической концепции одаренности в эпоху Возрождения / М. Л. Ивлева, В. А. Иноземцев // Известия МГТУ. – 2014. – №2 (20). – С. 125 – 130. – [Электронный ресурс]. URL: https://clck.ru/YnzFy (дата обращения: 21.09.2021).
  5. Ивлева М.Л. Развитие философских оснований психологической концепции одаренности в новое время / М. Л. Ивлева, В. А. Иноземцев // Известия МГТУ. – 2014. – №3 (21). – С. 131 – 136. – [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-filosofskih-osnovaniy-psihologicheskoy-kontseptsii-odarennosti-v-novoe-vremya (дата обращения: 21.09.2021).
  6. Ильенков Э.В. Идеал [Текст]. Собр. соч., т.3 / Э. В. Ильенков. – М.: Канон+, 2020. – 512 с.
  7. Куршина, Л. Ю. Одаренность: современные тенденции определения понятия / Л. Ю. Куршина // Актуальные вопросы современной психологии: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). — Краснодар: Новация, 2017. — С. 57 – 61. — [Электронный ресурс]. URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/237/11686/ (дата обращения: 21.09.2021).
  8. Мазунова Л. К. Онтология детской одаренности: монография / Л. К. Мазунова, М. И. Губайдуллин. – Уфа: РИЦ БашГУ, 2017. –152 с.
  9. Ридецкая О. Г. Психология одаренности: Учебно-практическое пособие / О. Г. Ридецкая. – М.: Изд. центр ЕАОИ, 2010. – 374 с.
  10. Савенков А. И. Одаренные дети в детском саду и школе : Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / А. И. Савенков. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 232 с.
  11. Савенков А. И. Психология детской одаренности / А. И. Савенков. – М.: Генезис, 2010. – 440 с.
  12. Савельев С.В. Церебральный сортинг / С. В. Савельев. – М.: ВЕДИ, 2016. – 232 с.
  13. 13. Толкачёв В.К. Роскошь системного самопознания: основы системно-векторного самопознания : Научно-популярное издание / В. К. Толкачёв. – СПб.: Академия системного мышления В.К. Толкачёва, 2008. – 396 с.

Список литературы на английском языке / References in English

  1. Bogoyavlenskaya D. B. Rabochaja koncepcija odarjonnosti [Working concept of giftedness] / D. B. Bogoyavlenskaya, V. D. Shadrikov, Yu. D. Babaeva, et al.– 2nd edition, Revised and Expanded. – M.: Magister, 2003. – 64 p. – [Electronic resource] URL: http://psychlib.ru/mgppu/rko/rko-001-.htm #p1 (accessed: 09/21/2021) [in Russian]
  2. Bogoyavlenskaya D.B. Filosofskie osnovy teorii odarennosti [Philosophical foundations of the theory of giftedness] / D. B. Bogoyavlenskaya // Kul’turno-istoricheskaja psikhologija [Cultural and historical psychology]. – 2019. – Vol. 15. No. 2. – pp. 14-21. – [Electronic resource]. URL: https://psyjournals.ru/files/107050/chp_2019_n2_Bogoyavlenskaya.pdf (accessed: 09/21/2021) [in Russian]
  3. Gordeeva T.O. Motivacionnye predposylki odarennosti: ot modeli Dzh.Renzulli k integrativnojj modeli motivacii [Motivational prerequisites of giftedness: from the model of Dzh.Renzulli to the integrative model of motivation] / T. O. Gordeeva // Psikhologicheskie issledovanija: ehlektron. nauch. zhurn. [Psychological research: electronic scientific journal] – 2011. – N 1(15). – [Electronic resource]. URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2011n1-15/435-gordeeva15.html (accessed: 09/21/2021) [in Russian]
  4. Ivleva M. L. Formirovanie psikhologicheskojj koncepcii odarennosti v ehpokhu Vozrozhdenija [Formation of the psychological concept of giftedness in the Renaissance] / M. L. Ivleva, V. A. Inozemtsev // Izvestiya MGTU [Bulletin of MSTU]. – 2014. – №2 (20). – pp. 125 – 130. – [Electronic resource]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-psihologicheskoy-kontseptsii-odarennosti-v-epohu-vozrozhdeniya (accessed: 09/21/2021) [in Russian]
  5. Ivleva M.L. Razvitie filosofskikh osnovanijj psikhologicheskojj koncepcii odarennosti v novoe vremja [The development of the philosophical foundations of the psychological concept of giftedness in modern times] / M. L. Ivleva, V. A. Inozemtsev // Izvestiya MGTU [Bulletin of MSTU]. – 2014. – №3 (21). – pp. 131 – 136. – [Electronic resource]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-filosofskih-osnovaniy-psihologicheskoy-kontseptsii-odarennosti-v-novoe-vremya (accessed: 09/21/2021) [in Russian]
  6. Ilyenkov E.V. Ideal [Ideal]. Selected works, vol.3 / E. V. Ilyenkov. – M.: Kanon+, 2020– 512 p. [in Russian]
  7. Kurshina, L. Yu. Odarennost’: sovremennye tendencii opredelenija ponjatija [Giftedness: modern trends in the definition of the concept] / L. Yu. Kurshina // Aktual’nye voprosy sovremennojj psikhologii: materialy IV Mezhdunar. nauch. konf. [Topical issues of modern psychology: proceedings of the IV International Scientific Conference] (Krasnodar, February 2017). – Krasnodar: Novation, 2017. – pp. 57-61. – [Electronic resource]. URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/237/11686 / (accessed: 09/21/2021) [in Russian]
  8. Mazunova L. K. Ontologija detskojj odarennosti: monografija [Ontology of children’s giftedness: monograph] / L. K. Mazunova, M. I. Gubaidullin. – Ufa: printing and publications center of the Bashkir State University, 2017. -152 p. [in Russian]
  9. Ridetskaya O. G. Psikhologija odarennosti [Psychology of giftedness] : Educational and practical manual / O. G. Ridetskaya. – M.: Publishing house EAOI, 2010. – 374 p. [in Russian]
  10. Savenkov A. I. Odarennye deti v detskom sadu i shkole [Gifted children in kindergarten and school]: A Textbook / A. I. Savenkov. – M.: Publishing house “Akademiya”, 2000. – 232 p. [in Russian]
  11. Savenkov A. I. Psikhologija detskojj odarennosti [Psychology of child giftedness] / A. I. Savenkov. – M.: Genezis, 2010– 440 p. [in Russian]
  12. Savelyev S.V. Cerebral’nyjj sorting [Cerebral sorting] / S. V. Saveliev. – M.: VEDI, 2016– 232 p. [in Russian]
  13. Tolkachev V.K. Roskosh’ sistemnogo samopoznanija: osnovy sistemno-vektornogo samopoznanija : Nauchno-populjarnoe izdanie [The Luxury of systemic self-knowledge: the basics of systemic vector self-knowledge: Popular Science publication] / V. K. Tolkachyov. – St. Petersburg: V.K. Tolkachyov Academy of Systems Thinking, 2008. – 396 p [in Russian]

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.