Pages Navigation Menu

ISSN 2227-6017 (ONLINE), ISSN 2303-9868 (PRINT), DOI: 10.18454/IRJ.2227-6017
ЭЛ № ФС 77 - 80772, 16+

DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2021.108.6.109

Скачать PDF ( ) Страницы: 63-68 Выпуск: № 6 (108) Часть 4 () Искать в Google Scholar
Цитировать

Цитировать

Электронная ссылка | Печатная ссылка

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.
Гончарова В. Г. ОБ ЭТИКЕ В ДИСТАНЦИОННОМ ОБРАЗОВАНИИ: ВЫЗОВЫ И ЗАДАЧИ / В. Г. Гончарова // Международный научно-исследовательский журнал. — 2021. — № 6 (108) Часть 4. — С. 63—68. — URL: https://research-journal.org/pedagogy/ob-etike-v-distancionnom-obrazovanii-vyzovy-i-zadachi/ (дата обращения: 18.09.2021. ). doi: 10.23670/IRJ.2021.108.6.109
Гончарова В. Г. ОБ ЭТИКЕ В ДИСТАНЦИОННОМ ОБРАЗОВАНИИ: ВЫЗОВЫ И ЗАДАЧИ / В. Г. Гончарова // Международный научно-исследовательский журнал. — 2021. — № 6 (108) Часть 4. — С. 63—68. doi: 10.23670/IRJ.2021.108.6.109

Импортировать


ОБ ЭТИКЕ В ДИСТАНЦИОННОМ ОБРАЗОВАНИИ: ВЫЗОВЫ И ЗАДАЧИ

ОБ ЭТИКЕ В ДИСТАНЦИОННОМ ОБРАЗОВАНИИ: ВЫЗОВЫ И ЗАДАЧИ

Обзорная статья

Гончарова В.Г.*

ORCID: 0000-0002-4261-1913,

Российский государственный университет имени А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), Москва, Россия

* Корреспондирующий автор (Goncharova-vg[at]rguk.ru)

Аннотация

В предлагаемой статье рассматривается вопрос о необходимости внедрения цифровой этики в реалии нынешней жизни, где с развитием компьютерных технологий отдельное место стала занимать виртуальная реальность.

Автор обращается к проблеме определения понятия цифровая этика и обсуждает ее нормы, а также их соблюдение в рамках образовательного пространства вуза.

Несоблюдение тонкой грани между правилами игры в реальной и виртуальной жизни приводит к проблемам в ходе реализации дистанционной коммуникации на уровне преподаватель – студент.

В предлагаемой статье предпринята попытка описания наиболее часто встречающихся проблемных ситуаций, приводящих к коммуникативной неудаче в ходе дистанционного обучения, а также обсуждается вопрос о соблюдении этических норм коммуникации в образовательной среде вуза.

Ключевые слова: цифровая этика, дистанционное образование, образовательный процесс, интернет-коммуникация, киберпространство.

ON ETHICS IN DISTANCE EDUCATION: CHALLENGES AND OBJECTIVES

Review article

Goncharova V.G.*

ORCID: 0000-0002-4261-1913,

Kosygin Russian State University (Technologies. Design. Art), Moscow, Russia

* Corresponding author (Goncharova-vg[at]rguk.ru)

Abstract

The article discusses the necessity of introducing digital ethics in today’s life, where virtual reality has taken a separate place with the development of computer technologies.

The author addresses the problem of defining the concept of digital ethics and discusses its norms as well as their compliance within the educational environment of a university.

Failure to observe the fine line between the rules of the game in real and virtual life leads to problems in the implementation of remote communication at the teacher-student level.

The article attempts to describe the most common situations that lead to communication failure in the course of distance learning, and also discusses the issue of compliance with ethical standards of communication in the educational environment of the university.

Keywords: digital ethics, distance education, educational process, Internet communication, cyberspace.

Введение

Широкие обсуждения информационных технологий как естественная реакция на их появление наблюдаются не первый год. С конца 70-х – начала 80-х годов ежегодно проводится большое количество публичных мероприятий, посвященных базовым правилам работы в информационном пространстве. Примером может служить работа крупнейшей международной конференции ICDPPD 2018 (International Conference of Data Protection and Privacy Commissioners), которая изначально в рамках своей миссии собирала регулирующие организации, занимающиеся data protection (защитой данных) на мировом уровне [3].

Сегодня ICDPPD конференция – международная площадка, которая собирает делегатов из более, чем 80 стран для обсуждения не только вопросов законодательства, но и бизнеса, науки и философии. Октябрьская сессия 2020 года прошла под названием «Debating Ethics» (обсуждение этических правил) и была посвящена этике цифрового пространства. Сегодня заявленная тема дискуссии является одной из наиболее обсуждаемых – достаточно сказать, что на открытии дебатов присутствовал генеральный директор компании Apple Тим Кук, а среди тех, кто виртуально посетил конференцию, – основатель социальной сети Facebook Марк Цукерберг.

С развитием цифровых технологий появляются новые грани взаимоотношений людей в киберпространстве. Как и любая устоявшаяся и прочно закрепившаяся в нашей жизни область, интернет-коммуникация влечет за собой необходимость обозначить нормы, регулировать онлайн деятельность не на бытовом уровне, не опираясь на эмпирический опыт возможного профессионального поведения в случае, если бы речь шла о живом собрании, а не виртуальном. Профессиональная интернет-коммуникация, как мы видим в настоящее время, стремится к созданию свода правил для осуществления эффективного межличностного взаимодействия. Однако мы не отрицаем тот факт, что полагаться на имеющийся опыт нужно, так как мы сохраняем человеческий фактор в новом измерении, но подобный опыт может показаться несколько устаревшим ввиду динамического развития техники. Мы видим необходимость модернизации этических правил, существующих сегодня, ориентируясь на современные условия. Особенно важными представляются анализ и оценка степени адекватности конкретных мер, предпринимаемых высшими учебными заведениями для разработки и реализации программ комплексной модернизации образовательных услуг, и их соответствие задачам государственных реформ образования в рамках приоритетных направлений социально-экономического развития России. При этом анализ должен идти «сверху», опираться на признание значимости ценностных ориентаций, конкретных требований и ожиданий как общества, так и индивида, учитывать сложившийся в социуме социально-психологический климат и исторические традиции в области образования [1, C. 76]. Отдельного внимания заслуживает исследование интернет-коммуникации в кросскультурном аспекте. Так, Н.В. Перфильева, Н.Н. Новоспасская и О.В. Лазарева предлагают рассмотреть опыт работы с иностранными студентами, на который, как мы считаем, можно опираться во время дистанционной работы при обучении студентов бакалавриата [4]. С.В. Щелокова, Н.М. Дугалич и др. обращаются к похожей проблеме, исследуя ее на примере студентов-магистров [5].

В данной статье мы предлагаем рассмотреть проблему интернет-коммуникации и дистанционного образования с точки зрения соблюдений правил цифровой этики. В предлагаемом исследовании обсуждаются проблемы, связанные с соблюдением этических норм в ходе реализации образовательного процесса в вузе с помощью дистанционных технологий.

Виртуальная этика и соблюдение этических принципов в дистанционной коммуникации

В целях гармоничного, безопасного и эффективного развития информационной инфраструктуры государств с появлением Глобальной информационно-телекоммуникационной сети возникла необходимость в федеральных законах, международных соглашениях, договорах, регламентирующих отношения, связанные с обеспечением свободы доступа к информации, порядком и контролем распространения информации. Существуют законодательные ограничения, направленные на борьбу с терроризмом, защиту интеллектуальной собственности, а также предотвращение дискриминации и преступлений. Правовое влияние естественным образом распространяется на все социальные сети, такие как Twitter (Твиттер), Facebook (Фейсбук), VK (ВКонтакте), Instagram (Инстаграм) и др. Во время пандемии одних социальных сетей стало недостаточно, поскольку появилась острая необходимость ежедневно продолжать вести привычный образ жизни виртуально, акцентируя внимание на работе, а также поддерживая связь с близкими, живущими отдельно. Одной из первых платформ, которая нашла свое применение по всему миру, стала площадка ZOOM, наряду с ней заработал Google meet, Microsoft teams и другие. Как мы видим, виртуальное пространство не имеет материальных границ и обуздать его нормативно-правовыми актами в полной мере не представляется возможным, и несмотря на действие большого количества уже существующих нормативно-правовых актов в сфере интернет-коммуникации, в государственные думы, палаты и парламенты государств мира без остановки вносят дополнения, поправки в законодательные базы.

Под законодательными актами мы понимаем правила и одновременно меры, принимаемые в случае их нарушения, но не всё можно подчинить букве закона, и ситуация в мире в 2020 году это подтверждает. Ни один индивид не может моментально изменить свое поведение и подстроиться под новые условия. Не все главы государств сразу решились на введение ограничительных мер в своих странах в связи с распространением коронавирусной инфекции. Это не связано с безответственностью, в первую очередь, причина кроется в непонимании и нежелании верить в вероятность того, что люди могут быть настолько уязвимы в наш современный век. В ситуации, угрожающей здоровью, от прогулок по любимому скверу, несоблюдения социальной дистанции не останавливали даже административные взыскания. Желание жить в привычном комфортном мире превалировало. Та же модель поведения, привычная для прошлой жизни, нашла отражение и в виртуальном пространстве. Наряду с появившимся вызовом возникает много бытовых вопросов. Какой дресс-код для дистанционной работы? Является ли необходимым наличие изолированного помещения? Допускается ли отключение видеокамеры во время конференции? Нужен ли по-прежнему обеденный перерыв или с наушником и отключенной камерой мы можем себе позволить отдых в любой момент? Или отдых во время удаленного рабочего дня – это только иллюзия? Где эти нормы? Где грань между деструктивным поведением и поведением, направленным на благо?

Мы считаем, что должно быть сформулировано и взято за основу понятие этики в виртуальной реальности. Здесь мы будем опираться на мнение Е.Ю. Мальковой, которая полагает, что «очевидна необходимость создания виртуальной этики – как области прикладной этики, в задачи которой должны входить морально-философская рефлексия и нравственная оценка процессов виртуальной коммуникации; теоретическое обоснование этических норм и принципов, регулирующих поведение в этой сфере; и, наконец, создание механизмов, обеспечивающих соблюдение этих норм и принципов» [3, C. 113].

Понятие этики универсально для каждого конкретного случая. Уже в конце XX века ответом на запросы современного общества стала прикладная этика как инструмент (средство) регуляции поведения людей в разных сферах и их взаимоотношений в частных случаях (в разных ситуациях). Прикладная этика уже включает в себя такие учения как медицинская, профессиональная, юридическая, социальная, политическая, экологическая, деловая, биоэтика и такие молодые дисциплины как компьютерная и информационная этика, хакерская этика, где последние рассматривают технические, юридические, моральные и политические вопросы в рамках защиты прав собственности, свободы слова и борьбы с киберпреступлениями. Еще одним подвидом компьютерной этики стала блогерская этика, которая рассматривает вопросы плагиата, нравственных норм.

Исходя из количества появившихся определений, можно только лишний раз убедиться, что сегодня мы всё глубже погружаемся в мир сети. Среди перечисленных подвидов сетевой этики появилась острая необходимость исследовать этику виртуального пространства (виртуальной реальности). Разница между вышеперечисленными и последним видом этики заключается в том, что виртуальная реальность предполагает мгновенную передачу информации и реакцию на нее. Применения виртуальной реальности до нынешнего года мы могли наблюдать не редко, но только в тех случаях, когда не было возможности встретиться и эта опция выглядела скорее, как демонстрация технических возможностей. Сейчас на нее быстро и вынужденно перешли и стали применять для экономии времени. Вопрос уже не встает о том, где и когда встретиться, а в фокусе внимания оказывается – для чего вообще нужно тратить силы и время на реальную встречу. И если места встреч, такие как кафе, учебные заведения, офисы, ведомства, имея свой устав, регулируют ее, то как организовать встречу при условии, что у виртуальной жизни нет так называемого стационара. Представим следующую ситуацию общения: один человек сидит в ведомстве, другой – на кухне дома. На что им опираться в момент общения? Правила кухни или ведомства?

Цифровая этика в образовательном процессе. Формы и реализация

Само понятие этики в цифровом пространстве является новым, мы находим упоминание термина цифровая этика, датированное 7 декабря 2020 года в статье «Цифровая этика и право» [2]. Также на данный момент существует проблема определения цифровой этики, так как ввиду того, что явление достаточно новое, наряду с термином цифровая этика мы встречаем еще следующие термины: информационная этика, киберэтика, компьютерная этика, сетевая этика, нетэтика [6].

Этика, как и цифровая этика, как мы считаем, должна соблюдаться во всех сферах жизни, особенно в той, что касается образовательного процесса, ввиду уже давно традиционно существующих поставленных норм общения преподаватель-студент, ученик-учитель, старший-младший, старший по чину-младший по чину и т.д.

Говоря о цифровой этике в образовательном процессе, мы рассмотрим некоторые проблемы, с которыми сталкиваются все его участники.

Цифровая грамотность

Мы понимаем цифровую грамотность как компетенции, необходимые для безопасного и эффективного использования компьютерных технологий и ресурсов интернета. Говоря об образовательной деятельности в разрезе цифровой этики, отсутствие вышеупомянутых компетенций ведёт непосредственно к нарушению, срыву, искажению образовательного процесса, поскольку цифровизация уже является его неотъемлемой частью. Например, преподаватель может опоздать на урок (онлайн-конференцию) из-за недостатка навыков использования интернет-ресурсов. Студент, в свою очередь, не ответит на уроке, потому что он не умеет ‘расшарить’ экран (поделиться экраном от англ. share ‘делиться’). Отсюда мы понимаем, что освоение и реализация, а лучше – усовершенствование цифровых навыков глобально ведёт к ускоренной коммуникации. Однако нельзя не упомянуть наличие технического фактора, который не позволяет в полной мере беспрерывно погружаться в виртуальную реальность, а именно, возникновение технических сбоев, связных и с самой техникой, и интернет-связью.

Имидж участника образовательного процесса

Образ, в котором преподаватели и студенты предстают друг перед другом, – один из самых важных аспектов в дистанционном образовательном пространстве, которым нельзя пренебрегать. Здесь этические нормы, которые приняты в процессе живого общения, несомненно, учитываются и при дистанционной работе. По понятным причинам никто не может себе позволить включиться в образовательный процесс в халате. При этом, насколько одежда должна быть деловой? Никто не станет отрицать, что дресс- код должен быть, но есть ли необходимость преподавателю на каждом дистанционном занятии присутствовать в деловом костюме, а студентам в рубашках и блузках. Вопрос – заслуживающий внимания, особенно если задуматься над тем, может ли деловой вид повлиять на лучшее донесение/освоение материала/информации. Тут позволим себе остановиться на опрятном виде, грамотной речи и компетентно построенном уроке.

В случае, когда включение веб-камеры не представляется возможным, фотография профиля имеет не менее важное значение. Так, не рекомендуется использование фотографий из паспорта, служебного удостоверения или студенческого билета, на которых люди часто выглядят неестественно, или фотографий, несоответствующих деловому стилю коммуникации. Полуформальное портретное фото, которое позволяет идентифицировать личность, может служить хорошим примером.

Что касается подписи – имени профиля, несомненно, в образовательной среде, это должно быть полное имя, а не ‘ник’ (от англ. nick name ‘псевдоним’). В зависимости от аудитории имя пишется на русском или английском языке (при этом, на английском достаточно имени и фамилии – в указанной последовательности, на русском – полное ФИО). Так, у некоторых платформ, таких как Microsoft teams, Google meet, имеются технические недостатки, например, непродуманным остается момент, когда видеоконференция дает сокращения и на экране остаются фамилия с отчеством (имя выпадает) или имя с отчеством (выпадает фамилия – что доставляет неудобство при общении со студентами).

Место проведения образовательного процесса

В данном аспекте следует рассмотреть непосредственно само место трансляции, а также необходимость работы веб-камеры и микрофона на протяжении всей трансляции. В первом случае ключевым фактором является необходимость бесперебойного подключения к сети Интернет. Другими словами, это может быть и вузовская аудитория, и квартира, и другое место локации. Отметим, сегодня онлайн платформы позволяют нам выбрать виртуальный задний фон, чтобы, также, соблюсти этические нормы. Однако важно учитывать, что в обязанности преподавателя входит не только работа с аудиторией, поэтому вряд ли можно допустить ведение занятия из машины или из сквера, поскольку возникает необходимость реагировать на внеурочные поручения работодателя.

Что касается необходимости работы веб-камеры и микрофона (при технической возможности), то она должна быть обусловлена требованиями к той или иной конференции в зависимости от роли ее участников. Иногда слушатели могут только создавать помехи и визуально отвлекать, следовательно, этим участникам онлайн конференции рекомендуется держать камеру и микрофон выключенными и включать их во время дискуссии. Спикеры, напротив, должны занимать ключевую позицию в видеочате, быть доступными для обозревателей и слушателей в полной мере в целях восприятия информации.

Диалог в дистанционной конференции

Перебивать выступающего противоречит этическим нормам как в реальном общении, так и в виртуальном. Сегодняшними платформами предусмотрена функция ‘поднять руку’, которая дает возможность любому присутствующему изъявить желание высказаться, соблюдая нормы общения. К сожалению, часто эту функцию игнорируют по каким-то причинам, выступающий думает, что кто-то нажал кнопку случайно, а желающие высказаться вынуждены включить микрофон и задать вопрос, перебивая говорящего. Здесь мы возвращаемся к первому пункту – проблема, без сомнения, связна с освоением цифровой грамотности не в полной мере. Если такая проблема всё же возникла, лучше написать в чат конференции «прошу слова» или «разрешите вопрос».

Заключение

Современная действительность привела к тому, что перед преподавателями и студентами появилась необходимость общаться дистанционно и, как мы видим, на данном этапе не все участники образовательного процесса готовы успешно и грамотно осуществлять подобную коммуникацию. Мы не утверждаем, что это происходит намеренно, часто это происходит по ряду причин, которые мы рассмотрели в предлагаемой статье, а именно: мы подробно описали проблемы, связанные с соблюдением этических норм во время дистанционного занятия.

Основными проблемами, с которыми сталкиваются участники образовательного процесса ввиду несоблюдения этических принципов являются: цифровая грамотность, имидж участника образовательного процесса, место проведения учебной конференции, а также правила диалога дистанционной конференции.

Конфликт интересов

Не указан.

Conflict of Interest

None declared.

Список литературы / References

  1. Александрова О.И. Идеология реформ: место совместных программ во французской и российских системах образования. / О.И. Александрова, С.А. Москвичева // Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции «Образовательное пространство в информационную эпоху» (International Conference “Education environment for the Information age” (EEIA-2018). Москва: ФБНУ «Институт стратегий развития образования РАО». 2018. С. 74 – 89.
  2. Иванов А.А. Цифровая этика и право / А.А. Иванов. [Электронный ресурс] : URL: https://clck.ru/VWMu9. (дата обращения: 7 12 2020)
  3. Малькова Е.Ю.Принципы виртуальной этики / Е.Ю.Малькова // Серия “Symposium”, Религия и нравственность в секулярном мире. Выпуск 20 / Материалы научной конференции. 28-30 ноября 2001 год Санкт-Петербург : Санкт-Петербургское философское общество, 2001. C.112-115.
  4. Perfilieva N. experience at peoples’ friendship University of Russia: cultural component in training foreign students. / N. Perfilieva, N. Novospasskaya, O. Lazareva // Edulearn 2018. 10th International Conference on Education and New Learning Technology (Palma, 2nd-4th of July, 2018): conference proceedings. 2018. pp. 2265-2269.
  5. Shchelokova S. Master programs for international students in Russia: Barriers and challenges to overcome / S. Shchelokova, N. Dugalich, M. Kupriyanova et al. // EDULEARN19 Proceedings 11th International Conference on Education and New Learning Technologies (Palma, Spain. 1-3 July, 2019): conference proceedings. 2019. pp. 2942-2945.
  6. Этика в цифровом пространстве — базовые правила международных цифровых отношений // Хабр. [Электронный ресурс] : URL: https://habr.com/ru/post/439602/. (дата обращения: 12 02 2019)

Список литературы на английском языке / References in English

  1. Aleksandrova O. I. Ideologija reform: mesto sovmestnykh programm vo francuzskojj i rossijjskikh sistemakh obrazovanija [The Ideology of Reforms: The Place of Joint Programs in the French and Russian Education Systems] [Electronic resource] / O. I. Aleksandrova, S. A. Moskvicheva // Sbornik nauchnykh trudov Mezhdunarodnojj nauchno-prakticheskojj konferencii «Obrazovatel’noe prostranstvo v informacionnuju ehpokhu» (International Conference “Education environment for the Information age” (EEIA-2018). [Collection of scientific papers of the International Scientific and Practical Conference ” Educational Space in the Information Age “(International Conference” Education environment for the Information age ” (EEIA-2018)]. Moscow: “Institute of Strategies for the Development of Education of the Russian Academy of Sciences”. 2018, pp. 74-89. [in Russian]
  2. Ivanov A. A. Cifrovaja ehtika i pravo [Digital Ethics and Law] / A. A. Ivanov. [Electronic resource] URL: https://zakon.ru/blog/2020/12/07/cifrovaya_etika_i_pravo. (accessed: 12 7, 2020) [in Russian]
  3. Malkova E. Yu. Principy virtual’nojj ehtiki [Principles of Virtual Ethics] / E. Yu. Malkova // Serija “Symposium”, Religija i nravstvennost’ v sekuljarnom mire [Symposium Series, Religion and Morality in the Secular World]. Issue 20 / Materialy nauchnojj konferencii. 28-30 nojabrja 2001 god Sankt-PeterburgVstavit’ [Proceedings of the Scientific Conference. 28-30 November 2001]  Petersburg: St. Petersburg Philosophical Society, 2001, pp.112-115 [in Russian]
  4. Perfilieva N. experience at peoples’ friendship University of Russia: cultural component in training foreign students. / N. Perfilieva, N. Novospasskaya, O. Lazareva // Edulearn 2018. 10th International Conference on Education and New Learning Technology (Palma, 2nd-4th of July, 2018): conference proceedings. 2018. pp. 2265-2269.
  5. Shchelokova S. Master programs for international students in Russia: Barriers and challenges to overcome / S. Shchelokova, N. Dugalich, M. Kupriyanova et al. // EDULEARN19 Proceedings 11th International Conference on Education and New Learning Technologies (Palma, Spain. 1-3 July, 2019): conference proceedings. 2019. pp. 2942-2945.
  6. Ehtika v cifrovom prostranstve — bazovye pravila mezhdunarodnykh cifrovykh otnoshenijj [Ethics in the digital space — the basic rules of international digital relations] [Electronic resource] // Habr / [Electronic resource] URL: https://habr.com/ru/post/439602/. (accessed: 12 02 2019) [in Russian]

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.