МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ В КОНТЕКСТЕ МУЛЬТИКУЛЬТУРНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.23670/IRJ.2021.114.12.083
Выпуск: № 12 (114), 2021
Опубликована:
2021/12/17
PDF

МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ В КОНТЕКСТЕ МУЛЬТИКУЛЬТУРНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Научная статья

Коу Юйсян*

Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия

* Корреспондирующий автор (kou.yuysyan[at]bk.ru)

Аннотация

Актуальность темы данной статьи определяется возрастающей ролью взаимодействия различных культур в концептуальном поле диалога. В статье рассматриваются научные исследования мультикультурного музыкального образования в разных странах, в частности в России и Китае. Цель статьи – определить роль межкультурного музыкального образования в общей образовательной концепции, а также выявить сущность межкультурной коммуникации как одной из составляющих мультикультурного музыкального образования. Методология исследования основана на теории межкультурной коммуникации, концепции диалога культур, а также на методах педагогической компаративистики. В статье освещены коммуникативные свойства музыкального искусства и связанные с ним виды деятельности. Подчеркнута важность формирования межкультурной коммуникации учащихся средствами музыкального искусства.

Ключевые слова: диалог культур, мультикультурное музыкальное воспитание и образование, межкультурная коммуникация.

INTERCULTURAL COMMUNICATION IN THE CONTEXT OF MULTICULTURAL MUSIC EDUCATION

Research article

Kou Yuxiang*

Herzen State Pedagogical University of Russia, Saint Petersburg, Russia

* Corresponding author (kou.yuysyan[at]bk.ru)

Abstract

The relevance of the topic of this article is due to the increasing role of interaction between different cultures in the conceptual field of dialogue. The article discusses the research of multicultural music education in different countries, in particular in Russia and China. The purpose of the article is to determine the role of intercultural music education in the general educational concept, as well as to identify the essence of intercultural communication as one of the components of multicultural music education. The research methodology is based on the theory of intercultural communication, the concept of the dialogue of cultures, as well as on the methods of pedagogical comparative studies. The article highlights the communicative properties of musical art and other related activities. The article also emphasizes the importance of the formation of intercultural communication of students by means of music as art.

Keywords: dialogue of cultures, multicultural musical education and education, intercultural communication.

Современная культура находится в состоянии поиска общих ценностей, которые, одной стороны, выражают единство интересов различных культур, а с другой – отражают их уникальность и неповторимость.

Ситуация, сложившаяся в современной культуре, носит амбивалентный характер. С одной стороны, существует представление о множественности равноправных культур, их уникальность, с другой – интеграционные процессы, создающие определенное культурное единство, без которого невозможно существование человечества. Наиболее перспективным представляется диалог между культурами с его имманентной направленностью на равенство и партнерство, обеспечение культурной стабильности и взаимопонимания. В связи с этим, актуализируется научная значимость исследований, направленных на определения роли мультикультурного воспитания и образования подрастающего поколения как основы развития современного общества. В том числе и исследование важности и своевременности проблемы формирования коммуникационных умений учащихся, являющейся ключевым в спектре мультикультурного образования.

В международном научном пространстве вопрос изучения образования с позиции мультикультурности все больше актуализируется. Отметим, что мультикультурность как социально-педагогическое явление в исследованиях ученых получило отражение под разными терминами: поликультурное образование (М. Бенеттт, Дж. Бэнкс, А. Радклифф-Брауа, Д. Реджин, Л. Уайт, Э. Холл, Д. Хупс, В.В. Макаев, Л.Л. Супрунова, Ш.А. Мирзоев и др.); глобальное образование (А.Ю. Коджаспиров); поликультурализм в образовании (Г.М. Коджаспирова); поликультурное воспитание (А.А. Реан), многокультурное образование (Г.Д. Дмитриев); интеркультурное воспитание (К. Китль); мультикультурное образование (Я. Пей, Р. Люсиер и др.); мультикультурное музыкальное воспитание (Д. Элиот); мультикультурный подход в музыкальной педагогике (П. С. Кэмпбелл, Б. Раймер, Т. Фольк и др.).

Также проблемы мультикультурного воспитания и образования освещаются в научных исследованиях китайских ученых, которые можно разделить на несколько направлений: анализ современного музыкального образования Китая с позиции мультикультурализма (Лю Инцзе, Лин Нэнцзе, Гуань Цзяньхуа, Чен Конг, ХуаФангу, Ю. Сяоцзин); разработка концепции реализации мультикультурного музыкального образования Китая (Ян Ян, Лю Гуйчжэнь).

Изучению вопросов межкультурной коммуникации средствами музыкального искусства, в частности музыкальной интонации как основного транслятора культур, посвящены исследования Б.А. Асафьева, Л.А. Мазеля, В.В. Медушевского, Е.В. Назайкинского и др.

Различные аспекты изучения феномена коммуникации в музыкальном диалоге представлены в работах А. Баренбойма, М. Ш. Бонфельда, Н. С. Диденко, В. В. Медушевского, Ю. Н. Холопова, А. Н. Якупова и др. Ученые исследуют закономерности музыкальной мыслительной деятельности, соотнесенность таких понятий как «язык», «знак», «код», «символ» в соответствии с музыкальной сферой.

Музыкальная коммуникация как часть художественной культуры детально изучается в работах Е.И. Басиной, О.Г. Белоцерковского, В.Ю. Борева, В.И. Добрыниной, А.В. Коваленко, И.Н. Горелова, Г.В. Гриненко, М.С. Кагана, В.П. Конецкой, И.А. Корсаковой, С.Т. Махлиной, Э.В. Махровой, А.С.Мигунова, А.Я.Флиера, В.Н. Хохловой, И.Г.Яковенко, А.Н. Якупова и др.

Термин «мультикультурализм» (от лат. multum – много и культура) появился в научном обороте в 70-80-х гг. ХХ в. В Большой российской энциклопедии данная дефиниция трактуется как «мультикультурная ситуация, культурное многообразие, культурная, языковая и конфессиональная мозаичность населения государства» [1, С. 203].

Мультикультуризм в сфере образования предполагает построение образовательного процесса на принципах культурного плюрализма, признании ценности каждой культуры, а также равноправия представителей этнических и социальных групп. Целью мультикультурного образования дать сумму знаний, умений, навыков, которые освещают поликультурность общества, в пространстве которого живет индивид.

Среди теоретических основ исследования в первую очередь выделим идеи мультикультурного воспитания и образования в сфере музыкальной педагогики.

Определенный взгляд на концепцию мультикультурного музыкального воспитания представлен в исследованиях американского ученого Д. Элиота, который выделил «шесть ступеней мультикультурализма:

1) ассимиляция (изучение западноевропейской классической музыки, культ классической музыки);

2) фузия (то есть поглощение, допускает ограниченное число этнической музыки, записанных западными композиторами;

3) открытое общество (музыкальное искусства трактуется как универсальный язык, нет учета национальных традиций и особенностей);

4) ограниченный мультикультурализм, в рамках которого в учебную программу, опирающаяся на западную музыку, добавляется музыка одной или двух чужеродных культур;

5) модифицированный мультикультурализм, когда музыка разных народов презентуется в сравнении и противопоставлении подходов к трактовке ее отдельных элементов или социальных ролей, однако музыкальные произведения изучаются сквозь призму методических подходов, принятых в западноевропейской педагогикой;

6) динамический мультикультурализм, в рамках которого используется мировая перспектива, причем общепринятые на Западе эстетические подходы к музыкальному искусству заменяются на понимание музыки с позиций многомерности музыкальной культуры» [5, С. 15].

Далее, Д. Элиот, проанализировав особенности каждой из представленных ступеней, рекомендует учителям музыки использовать в своей практике шестой подход и трактует мультикультурное воспитание, прежде всего, как «гуманистическое, что дает личности шанс присвоить ценности мировой культуры в частности и музыкальной, а также неповторимую возможность более глубоко познать самого себя через понимание других» [5, С. 11-18].

Отметим, что музыка сама по себе уже является мультикультурным образованием и средством коммуникации между людьми. Именно звуковая природа музыки, наполненная смыслами, эмоциями и энергетическим посылом, ее интонации являются универсальным языком, которые понятны для представителей разных культур и национальностей. Как отмечает А.А. Шунейко, музыка «включает в себя информационное и коммуникативное пространства и, таким образом, представляет собой самоорганизующееся взаимодействие большого количества тем, с одной стороны, и конкретных участников коммуникации – с другой» [3, С. 58].

Рассматривая музыкальную коммуникацию, основанную на человеческой коммуникации, выделяет ее «четырехуровневую структуру, а именно:

1) телесный – конкретно-чувственная основа музыкальной коммуникации;

2) эмоционально-энергетический (эмоциональный фон общения между всеми участниками коммуникативного процесса определяет эстетический результат музыкальной коммуникации и сильное энергетическое воздействие на чувственно-образную сферу человека);

3) информационно-интеллектуальный (каждая интонация несет определенный смысл);

4) трансцендентный (духовно-ценностный), направленный на раскрытия сокровенных глубин мироздания» [2, С. 30].

Музыкальная коммуникация имеет дело с передачей через материально-конструктивные и другие структуры музыки, найденные в процессе ее развития, духовно значимого содержания, образов, идей, художественных концепций, заложенных автором. Коммуникативный универсум музыки функционирует в своеобразном «смысловом поле» культуры, создающего необходимые предпосылки кодирования и декодирования музыкальных смыслов. Благодаря традициям, практике, теории, существующим образцам и нормам, эти процессы играют важную роль как в производстве и сохранении музыкальных ценностей, так и в исполнительском процессе, музыкальном восприятии.

По мнению А.Н. Якупова, «музыкальная коммуникация как открытая, сложно организованная и целостная система, обеспечивает циркулирование неоднородной (слуховой, визуальной и иной) информации в обширном пространстве – времени, охватываемом музыкальной культурой общества» [4, С. 16].

Важно отметить, что представители различных научных школ в своих исследованиях актуализируют проблему как мультикультурного музыкального образования, так и музыкальной коммуникации как важной ее составляющей.

Так, например, одной из актуальных тем современного музыкального образования Китая является также проблемы мультикультурализма. Исследование мультикультурного образования сосредоточены в четырех направлениях: раскрытие концепции многокультурного музыкального образования; исследование зарубежного опыта мультикультурализма в музыкальном образовании; внедрение принципов мультикультуризма в современное музыкальное образование Китая. Теоретическая разработка этих направлений во многом способствовала созданию теории мультикультурного музыкального образования Китая.

Коротко рассмотрим содержание некоторых исследований китайских ученых по представленным направлениям.

Наиболее известным исследованием концепции мультикультурного образования является работа Гуань Цзяньхуа «Размышления о культурной стратегии и поликультурное образование в мире» [7]. В своих исследованиях автор детально изучает концепцию и принципы мультикультурного музыкального образования Китая. Выводы ученого направлены на то, чтобы подчеркнуть важность мультикультурного музыкального образования в контексте общего реформирования китайского музыкального образования.

Изучению мультикультурного музыкального образования как основной стратегии образовательной политики Китая посвящено исследование Лю Гуйчжэнь «Ретроспектива и размышления об исследованиях мультикультурного музыкального образования в Китае» [8]. Автор, на основании анализа существующих научных исследований данной проблематики, приходит к выводу, что именно стратегия развития мультикультурного музыкального образования позволит не только сохранить национальную культуру Китая, но и позволит интегрировать ее в общее мировое культурное пространство.

Также стоит отметить исследование китайских ученых Бо Яцзе и Ян Лижун «Изучение школьной программы преподавания музыки на основе разнообразия музыкальной культуры Синьцзяна» [6], которое посвящено вопросу создания школьных программ преподавания музыки, исходя из принципов мультикультуризма как на региональном уровне, так и на национальном.

Основной мыслью научных исследований китайских ученых является положение о том, что современный мир находится в центре глобальных изменений и это является важным фактором формирования межкультурной коммуникации как важной составляющей мультикультурного музыкального образования.

Как мировоззренческая позиция мультикультурное музыкальное образование представляет собой новейший образовательный институт идентичности современного человека.

Наиболее важными функциями мультикультурного образования, в том числе и музыкального, являются:

  • формирование представление о разнообразии культур и их взаимосвязи;
  • осознание важности культурного разнообразия для самоидентификации и самореализации личности;
  • воспитание позитивного отношения к разным культурным традициям;
  • развитие умений и навыков взаимодействия носителей разных культур на основе взаимопонимания и толерантности.

Как видим, особая роль в мультикультурном образовании отводится коммуникативно-интеграционной функции. Именно коммуникация становится тем ключом, который открывает реальную перспективу строительства «мостов» между различными музыкальными культурами, традициями, эпохами, стилями и т.д. Развиваясь в контексте коммуникации и как средство коммуникации, музыка становится одним из способов социокультурного бытия, поскольку именно с ее помощью человек выражает свое отношение к миру, к другим людям и к самому себе.

Мы убеждены, что межкультурная коммуникация как основа музыкального образования является эффективным инструментом регулирования:

  • социально-культурного – установлению межкультурных взаимодействий, возможность преодоления межнациональных конфликтов и устранение недопонимания между представителями различных культур;
  • философского-мировоззренческого – формирование новых ценностей, новых взаимодействий в культуре, нового уровня мышления и мировоззрения современного человека;
  • информационно-коммуникативного – устанавливать межкультурные связи в современном культурно-информационном пространстве.

Формирование межкультурной коммуникации в рамках образовательного процесса на уроках музыки не только позволяет расширить музыкальный кругозор учащихся, но и пробудить интерес к познанию музыкальных традиций, фольклора, способов бытования музыкального инструментария разных народов и стран. Причем подобные транскультурные знакомства с музыкой мира могут способствовать формированию представления о связи между различными культурами, возможных заимствований и обмене элементов музыкальной культуры.

Итак, сегодня, в век всеобщей глобализации и социально-культурной трансформации общества, какая-либо культура не может существовать изолированно, поскольку сама культура является коммуникативной системой, которая согласуется с другими системами, в данном случае – с другими культурными образцами. Так, например, именно в контексте колоссального различия интонационных коммуникативных связей западноевропейской и восточной музыкальной интонационной семантики кроется, по нашему мнению, огромная сложность мультикультурного образовательного диалога. Изучение данного феномена в условиях образовательного процесса имеет колоссальное значение и актуальность для развития современного мультикультурного пространства.

Конфликт интересов Не указан. Conflict of Interest None declared.

Список литературы / References

  1. Большая российская энциклопедия. В 35-ти т. / Науч.-ред. совет: Ю. С. Осипов (пред.) [и др.]. – М., 2005. – Т. 18. – 766 с.
  2. Корсакова И.А. Музыкальная коммуникация: генезис и историко-культурные трансформации: автореф. дис. … докт. культурологии: 24.00.01 / Корсакова Ирина Александрова. – М., 2014. – 50 с.
  3. Шунейко А. А. Сценарии информационно-коммуникативных событий (общее определение) / А. А. Шунейко, И. А. Авдеенко // Учен. зап. Комсомол.-на-Амуре гос. техн. ун-та. Науки о человеке, обществе и культуре. – 2010. – №1–2 (1). – С. 58–64.
  4. Якупов А.Н. Музыкальная коммуникация : (история, теория, практика управления): автореф. дис. ... докт. искусствоведения: 17.00.02 / Якупов Александр Николаевич. – М., 1995. – 48 с.
  5. Elliott, D. J. Key Concepts in Multicultural Music Education / D. J. Elliott // International Journal of Music Education. – 1989. – № 13. – Р. 11–18.
  6. 博雅杰, 杨丽荣. 新疆 多元 音乐 文化 背景 中 音乐 校本 课程 开 / 发 探究 编辑部邮箱 , 2010 年 01 期
  7. 管建华.文化策略与世界多元文化教育的思考[J].中国音乐, 2005(2) : 1–8.
  8. 刘桂珍. 中国 多元 文化 音乐 教育 发展 的 时代 策略 / 编辑部邮箱 , 2012年02期

Список литературы на английском языке / References in English

  1. Bol'shaja rossijjskaja ehnciklopedija. V 35-ti t. [The Great Russian Encyclopedia. In 35 volumes] / edited by Yu. With. Osipov (pred.) [et al.]. - M., 2005. - Vol. 18– 766 p. [in Russian]
  2. Korsakova I.A. Muzykal'naja kommunikacija: genezis i istoriko-kul'turnye transformacii [Musical communication: genesis and historical and cultural transformations]: extended abstract of Doctor's thesis. Culturology: 24.00.01 / Korsakova Irina Alekandrova. - M., 2014. - 50 p. [in Russian]
  3. Shuneyko A. A. Scenarii informacionno-kommunikativnykh sobytijj (obshhee opredelenie) [Scenarios of information and communication events (general definition)] / A. A. Shuneyko, I. A. Avdeenko // Uchen. zap. Komsomol.-na-Amure gos. tekhn. un-ta. Nauki o cheloveke, obshhestve i kul'ture [Bulletin of the Amur State Technical University] – 2010. – №1-2 (1). – pp. 58-64 [in Russian]
  4. Yakupov A.N. Muzykal'naja kommunikacija : (istorija, teorija, praktika upravlenija) [Musical communication : (history, theory, management practice)]: extended abstract of Doctor's thesis. Art criticism: 17.00.02 / Yakupov Aleksandr Nikolaevich. - M., 1995. - 48 p. [in Russian]
  5. Elliott, D. J. Key Concepts in Multicultural Music Education / D. J. Elliott // International Journal of Music Education. - 1989. - No. 13. - p. 11-18.
  6. Bo Yajie. Studying the school curriculum of music teaching based on the diversity of the musical culture of Xinjiang / Bo Yajie and Yang Lizhong // Journal of Changchun University. Issue 1. 2010.. [in Chinese]
  7. Guan Jianhua. Reflections on cultural strategy and multicultural education in the world / Guan Jianhua // Chinese Music, 2005, Issue 2. Pp. 1-8. [in Chinese]
  8. Liu Guizhen. A strategy for the development of music education in the multicultural context of China / Liu Guizhen // Journal of the Northeastern Pedagogical University (Philosophy and Social Sciences). Issue 2. 2012.). [in Chinese]