МЕТОД РЕАЛИЗАЦИИ ТЕОРИИ ПЕРСПЕКТИВНЫХ ИЗОБРАЖЕНИЙ ПРИ ИНТЕГРАТИВНОМ ПОДХОДЕ К ОБУЧЕНИЮ

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.23670/IRJ.2017.63.007
Выпуск: № 9 (63), 2017
Опубликована:
2017/09/18
PDF

Лукина Ю.С.

ORCID: 0000-0003-0121-1232, Кандидат технических наук, Российский химико-технологический университет имени Д.И. Менделеева

МЕТОД РЕАЛИЗАЦИИ ТЕОРИИ ПЕРСПЕКТИВНЫХ ИЗОБРАЖЕНИЙ ПРИ ИНТЕГРАТИВНОМ ПОДХОДЕ К ОБУЧЕНИЮ

Аннотация

Представлен метод реализации теории перспективных изображений при изучении дисциплины «Теория теней и перспектив» при интегративном подходе к обучению по направлению подготовки «Технология художественной обработки материалов». Предлагается привнесение в курс элементов творчества при выполнении графических работ для более продуктивного формирования знаний, умений, навыков и подготовки к специализированному обучению. Даны практические советы по применению творческой составляющей в графической дисциплине.

Ключевые слова: графические дисциплины, технология художественной обработки материалов, теория теней и перспектив, интегративный подход.

Lukina Yu.S.

ORCID: 0000-0003-0121-1232, PhD in Engineering, Russian Chemical-Technological University named after D.I. Mendeleyev

METHOD OF IMPLEMENTATION OF THE THEORY OF PERSPECTIVE VIEWS WITH THE HELP OF INTEGRATED APPROACH TO TEACHING

Abstract

The method of realization of the theory of perspective views in studying the discipline “Theory of Shadows and Perspectives” is presented with an integrative approach to teaching in the direction “Technology of Artistic Processing of Materials.” It is proposed to introduce the elements of creativity into the course of graphic work for a more productive formation of knowledge, skills and for the preparation for specialized training. Practical advice on the use of the creative component in the graphic discipline is given.

Keywords: graphic disciplines, technology of artistic processing of materials, theory of shadows and perspectives, integrative approach.

В настоящее время в условиях стремительного научно-технического прогресса, инноваций происходит модернизация профессионального образования, внедрение федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), переход на освоение комплексных общекультурных и профессиональных компетенций на основе межпредметных связей. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы ставит своей целью обеспечение высокого качества российского образования в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития российского общества и экономики, реализация которой приведет к полной обеспеченности потребности экономики России в кадрах высокой квалификации по приоритетным направлениям модернизации и технологического развития [1].

Компетентностный подход явился основой разработки профессиональных стандартов нового поколения. «Компетентность специалиста с высшим образованием это проявленные им на практике стремление и способность (готовность) реализовать свой потенциал (знания, умения, опыт, личностные качества и др.) для успешной творческой (продуктивной) деятельности в профессиональной и социальной сфере, осознавая ее социальную значимость и личную ответственность за результаты этой деятельности, необходимость ее постоянного совершенствования» [2].

Относительно новое направление в инженерном образовании, возникшее в 90-х годах, «Технология художественной обработки материалов», формировалось на базе фундаментального инженерного образования с уже изначальной направленностью на рынок, который расширялся с увеличением объемов все более широкого применения дизайнерской мысли в условиях возрастающего требования к качеству и эстетическому восприятию товаров промышленного и повседневного спроса [3]. Профессиональная компетентность выпускников предполагает техническую и художественную (творческую) подготовку специалистов. т.е требует сочетания технического образования с дизайн-образованием. Важной составляющей подготовки таких специалистов является графическая подготовка.

Графические изображения лежат в основе формирования единого процесса становления образного, логического, абстрактного и творческого мышления, являясь вспомогательными средствами учебных дисциплин и путем решения разноплановых задач [4]. Для студентов художественной направленности графическая подготовка включает в себя: владение методами выполнения и чтения проекционных чертежей, развитое пространственное мышление (умение анализировать форму модели, размеры, расположение в пространстве и соотношение различных элементов объекта), знание геометрических основ формообразования и применения их в проектировании, т.е. владение средствами выражения своих мыслей для того чтобы преобразовывать среду и находящиеся в ней объекты, «правильно» представить результаты проектной деятельности [5], [6], [7]. Уровень освоения законов графических изображений начертательной геометрии, инженерной графики, теории теней и перспектив – признак развитого пространственного мышления и инструментарий для реализации идей. Для обучающихся по направлению «Технология художественной обработки материалов» важны знания не только в проекционном и техническом черчении, но и в перспективных изображениях, поскольку каждый проект разрабатываемого изделия включает в себя его чертеж и вид изделия в окружающей его обстановке, будь то в интерьере или экстерьере, т.е. в процессе визуализации разработанного объекта часто приходится учитывать окружающую его среду, связывая его по стилю, вписывая в обстановку, что требует навыков построения перспективных изображений и позволяет эффектно преподнести свои идеи.

 В связи с реформами в образовании, развитии компьютерных технологий, предлагаются новые методы преподавания графических дисциплин, ведутся споры о необходимости дисциплины «Начертательная геометрия», ее слиянии с дисциплиной «Инженерная графика» или вообще объединении трех графических дисциплин, включая «Компьютерная графика», в «Инженерное геометрическое моделирование», о переводе дисциплины «Начертательная геометрия» в компьютерные программы [8], [9], [10], [11]. По нашему мнению традиционное преподавание графических дисциплин не может быть заменено, но лишь дополнено использованием компьютерных программ. Неумение на бумаге построить проекции, сечения, линии пересечения геометрических тел ведут к проблемам в освоении курса «Теория теней и перспектив» и к таким дисциплинам, как «Рисунок», «Живопись», «Дизайн», «Архитектура», «Промышленный дизайн», формирующих профессиональные знания, умения и навыки дипломированных специалистов. Дисциплина «Теория теней и перспектив» в образовательных организациях высшего образования чаще всего преподается на кафедре инженерной графики преподавателями, владеющими предметом, но далекими от специальностей художественной направленности, в связи с чем предмет осваивается отдельно, без междисциплинарного связывания с курсами художественного направления. Таким образом процесс формирования ЗУН проходит менее продуктивно, чем при привнесении в курс элементов творчества, самовыражения. Мы считаем, что просто необходимо опираться на заложенный творческий потенциал студентов-дизайнеров, используя интегративный подход к обучению. Создание условий для творческого развития способностей и творческой активности студентов является основной из важнейших задач целевой профессиональной ориентации будущего дизайнера [12].

Процесс усвоения знаний включает в себя четыре этапа: понимание, запоминание, применение знаний по правилу и решение творческих задач [4].

Курс «Теория теней и перспектив» в Российском химико-технологическом университете им. Д.И. Менделеева для студентов направления «Технология художественной обработки материалов» состоит из трех модулей:

Модуль 1. Изображение элементов пространства в перспективе.

Модуль 2. Перспектива геометрических тел. Перспектива интерьера.

Модуль 3. Построение перспективы архитектурного объекта. Построение теней. Построение отражений.

Первый модуль направлен на усвоение геометрических основ построения перспективных изображений. В нем задействованы процессы понимания, запоминания и применение знаний по правилу. На данном этапе преподаватель обращается к курсу «Начертательная геометрия», методы которой необходимы для построения перспектив элементов пространства. По опыту преподавания первый модуль более других требует умственной и волевой активности студентов. С целью мотивации активности приводится больше образов реальной жизни, где подобные элементы и действия с ними могут быть применены.

Второй и третий модули дают широкий простор для творчества. При выполнении графических работ этих модулей репродуктивная деятельность дополняется продуктивной. Студентам предлагается строить перспективные изображения интерьера и архитектурных объектов, имея ограниченные данные условия задач, основанные зачастую на реальной жизни. Например, одна из графических работ предусматривает построение интерьера с выбранной из каталога (имея габаритные размеры каждого модуля) и расставленной по усмотрению студента мебелью. По желанию перспективное изображение может давать представление по используемым отделочным материалам (паркет, обои и пр.), быть дополнено предметами интерьера. Другой пример – построение перспективного изображения пересекающихся геометрических тел с выбором всех параметров перспективы, преобразование их в архитектурный объект, который по желанию может быть вписан в ландшафт. Такие задания увлекают студентов таким образом, что дальнейший творческий процесс уже не требует особых усилий воли. Мы согласны с авторами [13], что в условиях творческого подхода «приобретенные теоретические знания переходят в ранг «твердо усвоенных знаний» и проявляются в творчестве на «эмоционально-интуитивном», профессиональном уровне».

На этом этапе усваивания программы остро проявляется познавательная активность. Студенты не только обращаются к пройденному теоретическому материалу с целью реализации замысла, но и ставят перед собой вопросы, решение которых требует изучения дополнительного материала. И здесь авторитарно-коммуникативные отношения между студентом и преподавателем сменяются гуманитарно-коммуникативными, т.е. лекционно-семинарская система обучения преобразуется в дружелюбную позитивную атмосферу учебной среды для развития деловых партнерских отношений между преподавателем и студентами [14]. Это несомненно готовит студентов к специфике взаимодействия преподавателя и студента при изучении творческих дисциплин, дает понимание необходимости предмета для достижения профессионализма, воспитывает эстетическое отношение к представлению своего замысла, результату своей работы.

Таким образом при интегративном подходе уже на ранних стадиях начинается специализированное обучение студентов, что обеспечивает образовательную потребность, стремление к новым знаниям, а также большую подготовленность к следующему этапу обучения.

Список литературы / References

  1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 – 2020 годы, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № – 306 с. – URL: http://docs.cntd.ru/document/499091784 (дата обращения 20.08.2017).
  2. Татур Ю.Г. Компетентностный подход в описании результатов и проектировании стандартов высшего профессионального образования / Ю.Г.Татур // Материалы ко второму заседанию методологического семинара. Авторская версия. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. – 2004. – 18 с.
  3. Лукина Ю.С. Опыт преподавания графических дисциплин студентам направления «Технология художественной обработки материалов» / Ю.С. Лукина // Вестник ТвГУ. Серия «Педагогика и психология». – 2013. – № 4. – С. 241 – 246.
  4. Замазий О.С. Графическая подготовка студентов при изучении начертательной геометрии, инженерной графики / О.С. Замазий // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. – Вып.3. – Ч.2. – 2011. – 502 с.
  5. Майстришин Т.Н. Реализация конструктивного рисунка в процессе обучения студентов-дизайнеров как условие становления их проектно-графической компетенции / Т.Н. Майстришин // Вестник Новгородского государственного университета. – 2016. – № – С. 66 – 68.
  6. Ахметова А.М. Влияние элементов профессионального мышления на выполнение практических работ дизайнерами / А.М. Ахметова // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). – 2012. -  № 7 (15). – URL: http://sisp.nkras.ru/e-ru/issues/2012/7/akhmetova.pdf (дата обращения: 20.08.2017).
  7. Данченко Л.В. Стратегическое практическое применение модифицированного проектно-аналогового метода обучения начертательной геометрии и графике студентов-архитекторов / Л.В. Данченко, Н.К.Туктамышов // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – №  – С. 279 – 282.
  8. Богданова Е.Е. Некоторые проблемы изучения дисциплин «Инженерная графика» и «Начертательная геометрия» в высших и средних специальных учебных заведениях / Е.Е. Богданова, М.Е.Лиморенко // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2017. – № 5 –  – С. 48 – 51.
  9. Рукавишникова Е.Л. О проблемах преподавания начертательной геометрии в вузе / Е.Л. Рукавишникова // Современные образовательные технологии в мировом учебно-воспитательном пространстве. – 2016. – № – С. 136 – 141.
  10. Беженарь Ю.П. Комплексный подход в методике преподавания курса начертательной геометрии / Ю.П. Беженарь, Н.В.Смотрова // Искусство и культура. – 2014. – № 4 (16). – С. 116 – 122.
  11. Грачева С.В. Инновационные приёмы для формирования инженерных компетенций в процессе изучения начертательной геометрии / С.В. Грачева, И.А. Живоглядова // Современные тенденции развития науки и технологий.– 2016. – № 1 – 8. – С. 88 – 90.
  12. Черная З.Ю. Художественно-проектная деятельность студентов в дизайн-образовательной среде вуза // Наука. Культура. Искусство: актуальные проблемы теории и практики: сб. докл. Всерос. науч.-практ. конф. В 4 т. Т.2 / З.Ю. Черная. – Белгород: ИПК БГИИК, 2016. – С. 244 – 249.
  13. Кузьмичева М.В. Психолого-педагогический аспект в профессионально-художественной подготовке студентов-дизайнеров / М.В.Кузьмичева, Е.М. Хадеева // Альманах мировой науки. – 2016. – № 3 – 2 (6). – С. 44 – 49.
  14. Мирзоева М.С. Возможности оптимизации учебного процесса по подготовке бакалавров-дизайнеров / М.С. Мирзоева; под общей редакцией Н.Б. Ульяновой и М.А. Смирновой // Пространство диалогов: изобразительное искусство и дизайн: коллективная монография. – Стерлитамак: АМИ, 2017. –С. 85 – 96.

Список литературы на английском языке / References in English

  1. Gosudarstvennaya programma Rossijskoj Federacii “Razvitie obrazovaniya” na 2013 – 2020 gody [The State Program of the Russian Federation "Development of Education" for 2013-2020]. – 306 p. – URL: http://docs.cntd.ru/document/499091784 (accessed 20.08.2017). [in Russian]
  2. Tatur Yu.G. Kompetentnostnyj podhod v opisanii rezultatov i proektirovanii standartov vysshego professional’nogo obrazovaniya [Competence approach in describing results and designing standards for higher professional education] / Yu.G. Tatur // Materialy ko vtoromu zasedaniyu metodologicheskogo seminara. Avtorskaya versiya. – М.: Issledovatelskiy centr problem kachestva podgotovki specialistov [Materials for the second meeting of the methodological seminar. Author's version. - M.: Research Center for Quality Problems in Training Specialists]. – 2004. – 18 p. [in Russian]
  3. Lukina Yu.S. Opyt prepodavaniya graficheskih discipline studentam napravleniya “Tehnologiya hudozhestvennoy obrabotki materialov” [Experience in teaching graphic disciplines to students of “Technology of artistic processing of materials”] / Yu.S. Lukina // Vestnik TvGU. Seriya “Pedagogika i psihologiya” [Bulletin of Tver State University. Series "Pedagogy and Psychology"]. – 2013. – № 4. – P. 241 – 246. [in Russian]
  4. Zamaziy O.S. Graficheskaya podgotovka studentov pri izuchenii nachertatelnoi geometrii [Graphic preparation of students in the study of descriptive geometry, engineering graphics] / O.S. Zamaziy // Izvestiya TulGU. Gumanitarnyie nauki. – Vyip. 3. – Ch.2 [Proceedings of Tula State University. Humanitarian sciences. - Issue 3. - Part 2.]. – 2011. – 502 p. [in Russian]
  5. Maistrishin T.N. Realizaciya konstruktivnogo risunka v processe obucheniya studentov-dizainerov kak uslovie stanovleniya ih proektno- graficheskoi kompetencii [Realization of constructive drawing in the process of training of students-designers as a condition for the development of their design and graphic competence] / T.N. Maistrishin // Vestnik Novgorodskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Novgorod State University]. – 2016. – № 93. – P. 66 – 68 [in Russian]
  6. Ahmetova A.M. Vliyanie elementov professionalnogo myshleniya na vypolnenie prakticheskih rabot dizainerami [The influence of elements of professional thinking on the performance of practical work by designers] / A.M. Ahmetova // Sovremennye issledovaniya socialnyih problem (elektronnyj nauchnyj zhurnal) [Modern research of social problems (electronic scientific journal)]. – 2012. – № 7 (15). – URL: http://sisp.nkras.ru/e-ru/issues/2012/7/akhmetova.pdf (accessed: 20.08.2017). [in Russian]
  7. Danchenko L.V. Strategicheskoe prakticheskoe primenenie modificirovannogo proektno-analogovogo metoda obucheniya nachertatelnoj geometrii i grafike studentov-arhitektorov [Strategic practical application of the modified project-analog method of teaching descriptive geometry and graphics of students-architects] // Sovremennye naukoyemkie tehnologii [Modern high technologies]. – 2016. – № 9. – P. 279 – 282. [in Russian]
  8. Bogdanova E.E. Nekotorye problemy izucheniya disciplin "Inzhenernaya grafika" i "Nachertatelnaya geometriya " v vysshih i srednih specialnyh uchebnyh zavedeniyah [Some problems of studying the disciplines "Engineering Graphics" and "Descriptive Geometry" in higher and secondary special educational institutions] // Aktualnye problemy gumanitarnyh i estestvennyh nauk [Actual problems of the humanities and natural sciences.]. – 2017. – № 5 – 2. – P. 48 – 51. [in Russian]
  9. Rukavishnikova E.L. O problemah prepodavaniya nachertatelnoj geometrii v vuze [On the problems of teaching descriptive geometry in the university] / E.L. Rukavischnikova // Sovremennyie obrazovatelnye tehnologii v mirovom uchebno-vospitatelnom prostranstve [Modern educational technologies in the world of teaching and educational space]. – 2016. – № 6. – P. 136 – 141. [in Russian]
  10. Bezhenar Yu.P. Kompleksnyj podhod v metodike prepodavaniya kursa nachertatelnoj geometrii [Comprehensive approach in the methodology of teaching the course of descriptive geometry] / Yu.P.  Bezhenar, N.V. Smotrova // Iskusstvo i kultura [Art and Culture]. – 2014. – № 4 (16). – P. 116 – 122. [in Russian]
  11. Gracheva S.V. Innovacionnye priemy dlya formirovaniya inzhenernyh kompetencij v processe izucheniya nachertatelnoi geometrii [Innovative methods for forming engineering competencies in the process of studying descriptive geometry] / S.V. Gracheva, I.A. Zhivoglyadova // Sovremennye tendencii razvitiya nauki i tehnologij [Modern trends in the development of science and technology]. – 2016. – № 1 – 8. – P. 88 – 90. [in Russian]
  12. Chernaya Z.Yu. Hudozhestvenno-proektnaya deyatel’nost’ studentov v dizain-obrazovatelnoj srede vuza [The artistic and design activity of students in the design and educational environment of the university] // Nauka. Kultura. Iskusstvo: aktualnye problemy teorii i praktiki: sb. dokl. Vseros. nauch.-prakt. konf. V 4 t. T.2 [The science. Culture. Art: actual problems of theory and practice: coll. doc. all-Rus. scientific-practical conf.]. In 4 ch the P. 2 / Z.Yu. Chernaya. – Belgorod: IPK BGIIK, 2016. – P. 244 – 249. [in Russian]
  13. Kuz’micheva M.V. Psihologo-pedagogicheskij aspekt v professionalno-hudozhestvennoy podgotovke studentov-dizainerov [Psychological and pedagogical aspect in the professional and artistic preparation of design students] / M.V. Kuz’micheva, E.M. Hadeeva // Almanah mirovoy nauki [Almanac of world science]. – 2016. – № 3 – 2 (6). – P. 44 – 49.
  14. Mirzoeva M.C. Vozmozhnosti optimizacii uchebnogo processa po podgotovke bakalavrov-dizainerov [Opportunities for optimizing the educational process for training bachelor-designers] / M.C. Mirzoeva; edited by N.B. Ul’yanova and M.A. Smirnova // Prostranstvo dialogov: izobrazitelnoye iskusstvo i dizain: kollektivnaya monografiya [The space of dialogues: visual art and design: a collective monograph]. – Sterlitamak: AMI, 2017. – P. 85 – 96. [in Russian]