МЕСТО И РОЛЬ ОБЫЧАЕВ В СЕМЕЙНОМ ВОСПИТАНИИ (НА ПРИМЕРЕ ТУВИНСКОЙ СЕМЬИ)

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.23670/IRJ.2020.99.9.058
Выпуск: № 9 (99), 2020
Опубликована:
2020/09/17
PDF

МЕСТО И РОЛЬ ОБЫЧАЕВ В СЕМЕЙНОМ ВОСПИТАНИИ (НА ПРИМЕРЕ ТУВИНСКОЙ СЕМЬИ)

Научная статья

Доо А.М. *

ХГУ им. Н.Ф. Катанова, Абакан, Россия

* Корреспондирующий автор (dooaziyata[at]mail.ru)

Аннотация

В статье рассматривается место и роль обычаев в семейном воспитании (на примере тувинской семьи). Существуют различные неписанные нормы поведения, которые соблюдаются многими представителями коренного населения Республики Тыва. Некоторые из них активно применяются в воспитательных целях. Автор рассматривает такие обычаи, как имянаречение, наречение плохим именем, усыновление (удочерение), уважение старших и младших, гостеприимство, знание родословия и освящение сакральных родовых мест, на предмет их соответствия нормам действующего законодательства РФ, а также ценностям и постулатам современной модели воспитания детей.

Ключевые слова: обычай, семья, коренное население Республики Тыва, семейное воспитание.

THE PLACE AND ROLE OF CUSTOMS IN FAMILY EDUCATION (THROUGH THE EXAMPLE OF THE TUVAN FAMILY)

Research article

Doo A.M. *

Khakass State University named after N. F. Katanov, Abakan, Russia

* Corresponding author (dooaziyata[at]mail.ru)

Abstract

The article considers the place and the role of customs in family education (through the example of the Tuvan family). There are many non-written codes of conduct that many of the indigenous population of the Tyva Republic follow. Some are actively used for educational purposes. The author examines such customs as name-giving, giving a bad name, adoption, respect for older and younger people, hospitality, knowledge of the genealogy and consecration of the sacred ancestral places, for their compliance with Russian legislation in power, and with the values and postulates of the modern child-rearing model.

Keywords: custom, family, the indigenous population of the Tyva Republic, family education.

В культуре каждого народа наличие семьи считается высшим даром и ценностью. Например, у коренного населения Республики Тыва «бездетные семьи, даже самых богатых людей, считались беднее, чем семьи бедняков, имеющих много детей» [20, С. 81]. Семья является одним из важнейших институтов, оказывающих непосредственное влияние на развитие личности. На основе общепринятых принципов, правил и ценностей семья создает условия для самоопределения и социализации несовершеннолетнего.

Семейное воспитание – это разновидность общественного воспитания, где законные представители (родители, опекуны, попечители), бабушки, дедушки, старшие братья и сестры целенаправленно оказывают влияние на развитие ребенка. Справедливо было отмечено, что «семейное воздействие на детей уникально. Оно осуществляется постоянно, непрерывно, одновременно охватывая все стороны формирующейся личности, и продолжается многие годы» [26, С. 36]. Безусловно, наследственность, социальное положение, стиль жизни, количество членов семьи, их здоровье, место проживания, религия, правила быта, принципы взаимоотношений, отношение к ребенку, ценности, традиции и обычаи семьи играют важную роль в воспитании подрастающего поколения.

Существуют различные теории семейного воспитания [10]. В условиях доминирования материальных ценностей над духовными [27] одним из приоритетных направлений является изучение наследия воспитания детей в семье, поскольку использование проверенных традиционных методов семейного воспитания носит в основном положительный характер [9]. В данной статье будут рассмотрены место и роль обычаев в семейном воспитании (на примере тувинской семьи).

Обычаи – это достаточно устойчивые, неписаные, привычные правила поведения, которые чаще всего возникают исторически, стихийно и характерны для определенного социума [23], [31]. Условием формирования обычаев является «стабильный состав населения» [30, С. 96]. Носители обычных норм – представители коренного населения Республики Тыва – обеспечивают сохранность обычаев и устную их передачу из поколения в поколение. Вместе с тем, обычаи становятся реальными регуляторами семейных отношений в случае, когда о них знают многие представители народа.

Я.В. Бацына говорит о том, что «к сожалению, в наше время понятие «воспитание» искажено. Как правило, для родителей воспитание сводится к удовлетворению всех просьб и ближайших потребностей ребёнка. Это в конечном итоге порождает в характере различные пороки, такие как беспечность, безответственность, иждивенчество, моду на пустое времяпрепровождение – шопинг» [7, С. 40]. Однако у каждого народа (в частности, у тувинского) имеются различные обычаи, используемые в семейном воспитании и оказывающие влияние на развитие ребенка. Например, речь идет о таких обычаях, как:

1) имянаречение (согласно национальному обычаю) – в соответствии с ч. 2 ст. 58 Семейного кодекса РФ, ст. 7 Закона Республики Тыва от 20 февраля 1996 г. № 496 [2] «для граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Тыва, по соглашению между родителями в отчестве ребенка применимы слова «оглу», «оглы», «кызы» либо с добавлением аффиксов «ович», «евич», «овна», «евна» [3]. Данный обычай применяется в целях формирования и сохранения национальной идентичности. Можно утверждать о том, что он «позволяет индивидуализировать человека» [24, С. 573] по национальному признаку. Человек, знающий свои корни, намного лучше адаптируется к любой ситуации [17]. У тувинцев национальная идентичность характеризуется высокой степенью выраженности [11, С. 44];

2) наречение плохим именем [20, С. 80] в целях защиты ребенка (двойное имянаречение) – имеет сакральное значение. «У ребенка было две имени: настоящее, которое дано с рождения, и прозвище. Тем самым как бы ввели в заблуждение духов потустороннего мира, чтобы те не сглазили, не позвали в свой мир» [19, С. 15]. Понятно, что законодатель признает официальное имя ребенка, при этом использование прозвища в быту противоречит абз. 3 ч. 2 ст. 54 Семейного кодекса РФ. Ничто, в частности обычай, не может быть основанием для умаления достоинства ребенка;

3) обычай усыновления (удочерения) в случае, когда нет своих детей [18, С. 219]. Согласно ч. 4 ст. 67.1 Конституции РФ, в России отдается приоритет семейному воспитанию [1]. На основании абз. 1 ч. 2 ст. 54 Семейного кодекса РФ «ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно» [2]. Правовые основания усыновления (удочерения) предусмотрены в гл. 19 Семейного кодекса РФ [2]. Соответственно, анализируемый обычай не противоречит нормам действующего законодательства РФ, способствует реализации государственной политики в сфере защиты прав несовершеннолетних. Тувинцы чаще всего усыновляют (удочеряют) детей своих родственников. Значение данного обычая в семейном воспитании заключается в том, что ребенок, обретая семью, узнает и понимает важность самого института семьи, ценность родственных отношений; к тому же в семье ребенку будет обеспечено полноценное развитие (физическое, психическое, духовное, нравственное) [2];

4) уважение старших и младших – «береги и защищай младших, уважай и почитай старших, более всего родителей, даровавших тебе жизнь» [15]. В данном случае возрастной критерий является определяющим, т.е. статус лица, его уровень образования и т.д. ни в коем случае не должны оказывать влияние на уважительное отношение. «В традиционных тувинских семьях 2-3-хлетнего малыша приучали здороваться и вставать, когда в дом входили старики. Детей постарше учили подносить гостям чай, подавать людям что-либо или принимать от них следовало только правой рукой, при необходимости ни в коем случае нельзя было проходить перед сидящим, только позади него. При входе в юрту следовало сначала пропустить старших» [5, С. 689-690]. Российское государство создает условия воспитанию в детях уважения к старшим (ч. 4 ст. 67.1 Конституции РФ) [1]. Справедливо ученые пишут о том, что у ребенка уважительное отношение к окружающим людям складывается под влиянием семейных взаимоотношений [12]. «Ребёнок является «зеркалом семьи», в котором отражаются нравственные принципы родителей» [29, С. 89]. В случае, когда уважительное отношение для ребенка становится базисом его поведения, он действительно будет относиться к людям как к высшим ценностям [1], поскольку уважительное отношение – это одно из важнейших требований нравственности, гражданственности физического лица;

5) гостеприимство (особое почитание гостя). По мнению Н.Б. Ламанской, является самым важным и лучшим обычаем [21]. Трапеза, кормление гостя различными продуктами, ингредиентами, обладающими особым смыслом является неотъемлемой частью гостеприимства [28, С. 157]. «У тувинского народа обычай велит гостя посадить на почетное место в юрте, преподнести чашку молочного чая и подать для него самое лучшее из пищи» [22, С. 89]. Гостеприимство «показывает стремление человека устанавливать со всеми гуманные, добрые отношения, оказывать поддержку и помощь тому, кто в ней нуждается» [6, С. 42]. Обычай гостеприимства является формой взаимного общения людей. В семейном воспитании он оказывает влияние на развитие в ребенке таких качеств, как общительность, доброжелательность, открытость, гуманность и отзывчивость;

6) знание родословия (уважительное отношение к основателю рода) – «дорожи именем и честью своей семьи, и своего рода, ибо по твоим поступкам и делам будут судить не только о тебе, но и о твоем народе» [15]. «Не будешь знать род свой – в беду попадешь, историю – в заблуждение попадешь» [8, С. 65]. Свою родословную тувинский народ должен знать до девятого колена [14, С. 52]. В современном тувинском обществе многие «знают историю своего рода лишь до 3 поколения» [13, С. 46]. В семейном воспитании ценность знания своего рода заключается в том, что ребенок, живя в большой семье, учится сосуществовать в более тесном кругу с другими людьми, в нем развиваются такие качества, как товарищество, взаимопомощь и поддержка (моральная, материальная). Родственная связь является антиподом взаимовыгодного общения, потому что предполагает поддержку в силу того, что они родня. Безвозмездная материальная помощь обычно характерна для родственников. Однако (в современных условиях) есть и обратная сторона влияния данного обычая в семейном воспитании, которая выражается в «кумовстве и клановости», т.е. в продвижении везде «своих». Поскольку в России «основой прав и свобод является человеческое достоинство» [16, С. 13], а не его принадлежность к какому-либо роду, постольку необходимо, чтобы личностные особенности физического лица предопределяли его действия. Важно чтобы такие качества ребенка, как поддержка, товарищество, взаимопомощь, не ограничивались средой родственников;

7) освящение сакральных родовых мест, например, гор, озер и др. – бережное отношение и сохранение природных объектов, уважительное отношение к предкам. «Горная вершина, озеро или тайга становились священными после того, как хозяина горы или местности кто-то видел воочию, или он приходил во сны людей с наставлениями, советами или предупреждениями» [25, С. 118]. Например, к особым природным объектам рода «оюн» относятся «Восточный хребет Танды-Уула, различные водоемы – реки, озера, а также горы с отрицательной маркировкой – горы Могай, Бак-Ыяш, Манган-Элезин и существующие предания о мифической местности Чер-Аксы» [25, С. 123]. С целью сохранения и развития сакральных мест, являющихся компонентами обычаев и традиций народа, в регионе принимаются официальные меры по их защите [4]. В семейном воспитании значение данной обычной нормы заключается в том, что она способствует формированию экологической культуры ребенка.

На основании вышеизложенного, считаем, что в семейном воспитании ребенка (в тувинской семье) обычаи занимают особое положение. Они могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние. Правильное использование обычаев – сообразно ценностям и принципам правового государства и гражданского общества – будет способствовать формированию и развитию в ребенке как «коллективистских», так и «индивидуалистских» качеств.

Конфликт интересов Не указан. Conflict of Interest None declared.

Список литературы / References

  1. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации : офиц. текст // Рос. газ. – – 25 декабря.
  2. Российская Федерация. Законы. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ : [принят Гос. Думой 8 декабря 1995 г.] // Рос. газ. – 1996. – 27 января.
  3. Российская Федерация. Законы. Об именах, отчествах и фамилиях граждан Республики Тыва : Закон Республики Тыва от 20 февраля 1996 г. № 496 : [принят Верховным Хуралом (Парламентом) Республики Тыва 7 февраля 1996 г.] // Тувинская правда. – 1996. – 22 февраля.
  4. Российская Федерация. Постановления. О сохранении и развитии сакральных мест на территории городского округа «Город Кызыл Республики Тыва» : Постановление Мэрии г. Кызыла Республики Тыва от 18 декабря 2017 г. № 1349 [Электронный ресурс] – URL: http://docs.cntd.ru/document/446625850 (дата обращения: 16.08.2020).
  5. Алексеева А. Г. Семейно-брачные отношения коренных народов Сибири: современный аспект / А. Г. Алексеева // Миссия Конфессий. – 2018. – Т. 7. – № 6 (33). – С. 686-694.
  6. Асильдерова М. М. Воспитательные возможности семейных традиций и обычаев в национально-смешанной семье (на примере дагестанской семьи) / М. М. Асильдерова // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. – 2018. – Т. 12. – № 1. – С. 39-44.
  7. Бацына Я. В. Духовные ценности в семейном воспитании / Я. В. Бацына // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2016. – № 6-1 (68). – С. 39-41.
  8. Волков Г. Н. Этнопедагогика тувинского народа / Г. Н. Волков, К. Б. Салчак, А. С. Шаалы. – Кызыл: Изд.-полиграф. отдел «Билиг», 2009. – 212 с.
  9. Гончарова О. В. Традиции воспитания детей в казачьей семье и общине как основа для создания духовно-нравственной развивающей среды воспитания подрастающего поколения [Электронный ресурс] / О. В. Гончарова, О. В. Забровская // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 9. – С. 80-97. – URL: http://e-koncept.ru/2018/181064.htm (дата обращения: 10.08.2020).
  10. Дементьева И. Ф. Теория семейного воспитания в общетеоретическом контексте социальных наук / И. Ф. Дементьева, З. Т. Голенкова // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. – 2018. – Т. 18. – № 3. – С. 542-554.
  11. Донгак В. С. Этническая идентичность тувинцев и хакасов в сравнительном плане / В. С. Донгак // Современные этнические процессы на территории Центральной Азии: проблемы и перспективы: сборник материалов второй Международной научно-практической конференции, посвященной 25-летию со дня образования исторического факультета Тувинского государственного университета (г. Кызыл, 17-18 октября 2019 г.). – Кызыл: Изд-во ТувГУ, 2019. – С. 43-48.
  12. Дыбина О. В. Воспитание уважения к старшим у детей 6-7 лет в условиях семьи и дошкольной образовательной организации / О. В. Дыбина, А. Е. Щеглова // Общество: социология, психология, педагогика. – 2019. – № 12 (68). – С. 136-140.
  13. Карашпай С. М. Семейные ценности населения Республики Тува / С. М. Карашпай, А. В. Сат, С. С. Сади, А. А. Монгуш // Этносоциум и межнациональная культура. – 2018. – № 9 (123). – С. 45-48.
  14. Кенин-Лопсан М. Б. Традиционная культура тувинцев / М. Б. Кенин-Лопсан; пер. с тувин. А. А. Дугержаа, А. С. Дембирель. – Кызыл: Тувинское книжное издательство, 2006. – 230 с.
  15. Кодекс чести мужчины Тувы [Электронный ресурс] – URL: http://www.khural.org/press/kodeks-chesti.php (дата обращения: 15.08.2020).
  16. Комментарий к Конституции Российской Федерации. – М.: Издательство БЕК, 1994. – 458 с.
  17. Кужугет А. К. Тувинская семья: традиции и трансформация / А. К. Кужугет // Ученые записки: Тувинский институт гуманитарных и прикладных социально-экономических исследований при Правительстве Республики Тыва; отв. ред. Б. А. Донгак; сост. Л. С. Мижит. – Том. Выпуск XXV – Кызыл: Издательство Государственного бюджетного научно-исследовательского и образовательного учреждения «Тувинский институт гуманитарных и прикладных социально-экономических исследований», 2019. – С. 232-245.
  18. Курбатский Г. Н. Тувинцы в своем фольклоре: Ист.-этнограф. аспекты тувин. фольклора / Г. Н. Курбатский; Рос. акад. наук. Сиб. отд-ние. Ин-т археологии и этнографии. – Кызыл: Тувинское книжное издательство, 2001. – 462 с.
  19. Куулар С. В. Ценностные ориентации тувинской семьи как педагогическая проблема / С. В. Куулар // Вестник Тувинского государственного университета. Выпуск 4. Педагогические науки. – 2019. – № 2 (47). – С. 11-17.
  20. Ламажаа Ч. К. Ребенок в тувинской культуре / Ч. К. Ламажаа // Новые исследования Тувы. – 2015. № 1. – С. 79-89.
  21. Ламанская Н. Б. Сакральные традиции гостеприимства жителей Республики Тыва / Н. Б. Ламанская // Художественные традиции Сибири: материалы II Международной научной конференции, 14-15 ноября 2019 г. / Сибирский государственный институт искусств имени Дмитрия Хворостовского; ред.: Н. В. Перепич, М. В. Саблина. – Красноярск: СГИИ имени Д. Хворостовского, 2019. – С. 52-55.
  22. Марюхина В. В. Воспитательная сущность тувинской народной педагогики / В. В. Марюхина, Т. Т. Мунзук, Н. Ч. Дамба // Мир науки, культуры, образования. – 2018. –№ 6 (73). – С. 87-89.
  23. Наумкина В. В. Обычай и обычное право в праве субъектов РФ (теоретико-правовой аспект) / В. В. Наумкина // Аграрное и земельное право. – 2019. – 11 (179). – С. 52-53.
  24. Никиташина Н. А. Право на имя и его пределы / Н.А. Никиташина // Юридическая техника. – 2018. – № 12. – С. 573-577.
  25. Ондар А. У. Природные объекты поклонения у рода оюн / А. У. Ондар // Современные этнические процессы на территории Центральной Азии: проблемы и перспективы: сборник материалов второй Международной научно-практической конференции, посвященной 25-летию со дня образования исторического факультета Тувинского государственного университета (г. Кызыл, 17-18 октября 2019 г.). – Кызыл: Изд-во ТувГУ, 2019. – С. 118-124.
  26. Ооржак А. А. Проблемы духовно-нравственного воспитания дошкольников в тувинской семье / А. А. Ооржак // Вестник Тувинского государственного университета. Педагогические науки. – 2010. – № 4 (7). – С. 34-37.
  27. Ракова А. Р. Формирование представлений о семейных ценностях у младших школьников во внеурочной деятельности / А. Р. Ракова, Я. В. Макарчук // Вопросы педагогики. – – № 2-1. – С. 178-183.
  28. Сипунова Н. Н. Символы гостеприимства в контексте истории культуры / Н. Н. Сипунова // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. – 2015. – Т. 210. – С. 155-160.
  29. Сухомлинский В. А. Мудрость родительской любви / В. А. Сухомлинский. – М.: Прогресс, 1990. – 112 с.
  30. Утягулов Ф. Н. Источники обычного права: вопросы теории / Ф. Н. Утягулов // Евразийский юридический журнал. – – №3 (142). – С. 94-96.
  31. Ширижик В. М. Обычное право как регулятор общественных отношений монголо-тюркских народов Центральной Азии в период Чингисхана / В. М. Ширижик // Вестник Томского государственного университета. – – № 386. – С. 161-164.

Список литературы на английском языке / References in English

  1. Rossijskaja Federacija. Konstitucija (1993). Konstitucija Rossijskoj Federacii [Russian Federation. The Constitution (1993). Russian Constitution] : official text // Ros. gaz. – 1993. – 25 dekabrja. [in Russian]
  2. Rossijskaja Federacija. Zakony. Semejnyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 29 dekabrja 1995 g. № 223-FZ [Russian Federation. Law. Family code of the Russian Federation No. 223-FZ of December 29, 1995] : [adopted by the State. By the Duma on December 8, 1995] // Ros. gaz. – 1996. – 27 janvarja. [in Russian]
  3. Rossijskaja Federacija. Zakony. Ob imenah, otchestvah i familijah grazhdan Respubliki Tyva : Zakon Respubliki Tyva ot 20 fevralja 1996 g. № 496 [Russian Federation. Laws. About names, patronymics and surnames of citizens of the Republic of Tuva: Law of the Republic of Tuva of February 20, 1996 No. 496] : [adopted by the Supreme Hural (Parliament) of the Republic of Tuva on February 7, 1996] // Tuvinskaja pravda. – 1996. – 22 fevralja. [in Russian]
  4. Rossijskaja Federacija. Postanovlenija. O sohranenii i razvitii sakral'nyh mest na territorii gorodskogo okruga «Gorod Kyzyl Respubliki Tyva» [Russian Federation. Resolutions. About preservation and development of sacred places in the territory of the city district " City of Kyzyl of the Republic of Tuva»] : [Resolution of the mayor's Office of Kyzyl Republic of Tuva dated December 18, 2017 No. 1349] [Electronic resource] – URL: http://docs.cntd.ru/document/446625850 (accessed: 16.08.2020). [in Russian]
  5. Alekseeva A. G. Semejno-brachnye otnoshenija korennyh narodov Sibiri: sovremennyj aspekt [Family and marriage relations of the indigenous peoples of Siberia: a modern aspect] / A. G. Alekseeva // Missija Konfessij. – 2018. – V. 7. – № 6 (33). – P. 686-694. [in Russian]
  6. Asil'derova M. M. Vospitatel'nye vozmozhnosti semejnyh tradicij i obychaev v nacional'no-smeshannoj sem'e (na primere dagestanskoj sem'i) [Educational opportunities of family traditions and customs in a national-mixed family (on the example of a Dagestani family)] / M. M. Asil'derova // Izvestija Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Psihologo-pedagogicheskie nauki. – 2018. – V. 12. – № 1. – P. 39-44. doi: 31161/1995-0659-2018-12-1-39-44 [in Russian]
  7. Bacyna Ja. V. Duhovnye cennosti v semejnom vospitanii [Spiritual values in family education] / Ja. V. Bacyna // Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i juridicheskie nauki, kul'turologija i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki. – 2016. – № 6-1 (68). – P. 39-41. [in Russian]
  8. Volkov G. N. Jetnopedagogika tuvinskogo naroda [Ethnopedagogics of the Tuvan people] // G. N. Volkov, K. B. Salchak, A. S. Shaaly. – Kyzyl: Izd.-poligraf. otdel «Bilig», 2009. – 212 p. [in Russian]
  9. Goncharova O. V. Tradicii vospitanija detej v kazach'ej sem'e i obshhine kak osnova dlja sozdanija duhovno-nravstvennoj razvivajushhej sredy vospitanija podrastajushhego pokolenija [Traditions of raising children in the Cossack family and community as a basis for creating a spiritual and moral developing environment for the upbringing of the younger generation] [Electronic resource] / O. V. Goncharova, O. V. Zabrovskaja // Nauchno-metodicheskij jelektronnyj zhurnal «Koncept». – 2018. – № 9. – P. 80-97. – URL: http://e-koncept.ru/2018/181064.htm (accessed: 10.08.2020). doi: 24422/MCITO.2018.9.16654 [in Russian]
  10. Dement'eva I. F. Teorija semejnogo vospitanija v obshheteoreticheskom kontekste social'nyh nauk [Theory of family education in the General theoretical context of social Sciences] / I. F. Dement'eva, Z. T. Golenkova // Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Serija: Sociologija. – 2018. – V. 18. – № 3. – P. 542-554. doi: 22363/2313-2272-2018-18-3-542-554 [in Russian]
  11. Dongak V. S. Jetnicheskaja identichnost' tuvincev i hakasov v sravnitel'nom plane [Ethnic identity of the Tuvinians and Khakassia in comparative terms] / V. S. Dongak // Sovremennye jetnicheskie processy na territorii Central'noj Azii: problemy i perspektivy: sbornik materialov vtoroj Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvjashhennoj 25-letiju so dnja obrazovanija istoricheskogo fakul'teta Tuvinskogo gosudarstvennogo universiteta (g. Kyzyl, 17-18 oktjabrja 2019 g.). [The modern ethnic processes on the territory of Central Asia: problems and prospects: collection of materials of the second International scientific and practical conference dedicated to the 25th anniversary of the history Department of Tuva state University (Kyzyl, October 17-18, 2019).] – Kyzyl: Izd-vo TuvGU, 2019. – pp. 43-48. [in Russian]
  12. Dybina O. V. Vospitanie uvazhenija k starshim u detej 6-7 let v uslovijah sem'i i doshkol'noj obrazovatel'noj organizacii [Fostering respect for elders in children aged 6-7 years in the family and preschool educational organizations] / O. V. Dybina, A. E. Shheglova // Obshhestvo: sociologija, psihologija, pedagogika. – 2019. – № 12 (68). – P. 136-140 [in Russian]
  13. Karashpaj S. M. Semejnye cennosti naselenija Respubliki Tuva [Family values of the population of the Republic of Tuva] / S. M. Karashpaj, A. V. Sat, S. S. Sadi, A. A. Mongush // Jetnosocium i mezhnacional'naja kul'tura. – 2018. – № 9 (123). – P. 45-48. [in Russian]
  14. Kenin-Lopsan M. B. Tradicionnaja kul'tura tuvincev [Traditional culture of Tuvans] / M. B. Kenin-Lopsan; per. s tuvin. A. A. Dugerzhaa, A. S. Dembirel'. – Kyzyl: Tuvinsk publishing house, 2006. – 230 p. [in Russian]
  15. Кодекс чести мужчины Тувы [Tuva men's code of honor] [Electronic resource] – URL: http://www.khural.org/press/kodeks-chesti.php (accessed: 15.08.2020). [in Russian]
  16. Kommentarij k Konstitucii Rossijskoj Federacii [Commentary on the Constitution of the Russian Federation] – M.: Izdatel'stvo BEK, 1994. – 458 p. [in Russian]
  17. Kuzhuget A. K. Tuvinskaja sem'ja: tradicii i transformacija [Tuva family: traditions and transformation] / A. K. Kuzhuget // Uchenye zapiski: Tuvinskij institut gumanitarnyh i prikladnyh social'no-jekonomicheskih issledovanij pri Pravitel'stve Respubliki Tyva; edited by B. A. Dongak; sost. L. S. Mizhit. – Tom. Vypusk XXV – Kyzyl: Izdatel'stvo Gosudarstvennogo bjudzhetnogo nauchno-issledovatel'skogo i obrazovatel'nogo uchrezhdenija «Tuvinskij institut gumanitarnyh i prikladnyh social'no-jekonomicheskih issledovanij», 2019. – P. 232-245. [in Russian]
  18. Kurbatskij G. N. Tuvincy v svoem fol'klore: Ist.-jetnograf. aspekty tuvin. fol'klora [Tuvans in their folklore: ist. - ethnographer. aspects of the Tuvan language. folklore] / G. N. Kurbatskij; Ros. akad. nauk. Sib. otd-nie. In-t arheologii i jetnografii [Russian Academy of Sciences. Siberian branch. Institute of archaeology and Ethnography]. – Kyzyl: Tuvinsk publishing house, 2001. – 462 [in Russian]
  19. Kuular S. V. Cennostnye orientacii tuvinskoj sem'i kak pedagogicheskaja problema [Value orientations of the Tuvan family as a pedagogical problem] / S. V. Kuular // Vestnik Tuvinskogo gosudarstvennogo universiteta. Vypusk 4. Pedagogicheskie nauki. – 2019. – № 2 (47). – P. 11-17. doi: 24411/2221-0458-2019-10002 [in Russian]
  20. Lamazhaa Ch. K. Rebenok v tuvinskoj kul'ture [The child in the Tuvan culture] / Ch. K. Lamazhaa // Novye issledovanija Tuvy. – 2015. № 1. – P. 79-89. [in Russian]
  21. Lamanskaja N. B. Sakral'nye tradicii gostepriimstva zhitelej Respubliki Tyva [Sacred traditions of hospitality of residents of the Republic of Tyva] / N. B. Lamanskaja // Hudozhestvennye tradicii Sibiri: materialy II Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii, 14-15 nojabrja 2019 g. [Artistic traditions of Siberia: proceedings of the II International scientific conference, November 14-15, 2019] / Sibirskij gosudarstvennyj institut iskusstv imeni Dmitrija Hvorostovskogo [Siberian state Institute of arts named after Dmitri Hvorostovsky]; edited by N. V. Perepich, M. V. Sablina. Krasnojarsk: SGII imeni D. Hvorostovskogo, 2019. – pp.52-55. [in Russian]
  22. Marjuhina V. V. Vospitatel'naja sushhnost' tuvinskoj narodnoj pedagogiki [Educational essence of Tuva folk pedagogy] / V. V. Marjuhina, T. T. Munzuk, N. Ch. Damba // Mir nauki, kul'tury, obrazovanija. – 2018. – № 6 (73). – P. 87-89. [in Russian]
  23. Наумкина В. В. Обычай и обычное право в праве субъектов РФ (теоретико-правовой аспект) [Custom and customary law in the law of the subjects of the Russian Federation (theoretical and legal aspect)] V. V. Naumkina // Agrarnoe i zemel'noe pravo. – 2019. – 11 (179). – P. 52-53. [in Russian]
  24. Nikitashina N. A. Pravo na imja i ego predely [Right to a name and its limits] / N.A. Nikitashina // Juridicheskaja tehnika. – 2018. – № 12. – P. 573-577. [in Russian]
  25. Ondar A. U. Prirodnye ob#ekty poklonenija u roda ojun [Natural objects of worship of the Oyun family] / A. U. Ondar // // Sovremennye jetnicheskie processy na territorii Central'noj Azii: problemy i perspektivy: sbornik materialov vtoroj Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvjashhennoj 25-letiju so dnja obrazovanija istoricheskogo fakul'teta Tuvinskogo gosudarstvennogo universiteta (g. Kyzyl, 17-18 oktjabrja 2019 g.). [The modern ethnic processes on the territory of Central Asia: problems and prospects: collection of materials of the second International scientific and practical conference dedicated to the 25th anniversary of the history Department of Tuva state University (Kyzyl, October 17-18, 2019).] – Kyzyl: Izd-vo TuvGU, 2019. – pp. 118-124. [in Russian]
  26. Oorzhak A. A. Problemy duhovno-nravstvennogo vospitanija doshkol'nikov v tuvinskoj sem'e [Problems of spiritual and moral education of preschool children in the Tuva family] / A. A. Oorzhak // Vestnik Tuvinskogo gosudarstvennogo universiteta. Pedagogicheskie nauki. – 2010. – № 4 (7). – P. 34-37. [in Russian]
  27. Rakova A. R. Formirovanie predstavlenij o semejnyh cennostjah u mladshih shkol'nikov vo vneurochnoj dejatel'nosti [Formation of ideas about family values in primary school children in extracurricular activities] / A. R. Rakova, Ja. V. Makarchuk // Voprosy pedagogiki. – 2020. – № 2-1. – P. 178-183. [in Russian]
  28. Sipunova N. N. Simvoly gostepriimstva v kontekste istorii kul'tury [Symbols of hospitality in the context of cultural history] / N. N. Sipunova // Trudy Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo instituta kul'tury. – 2015. – V. 210. – P. 155-160. [in Russian]
  29. Suhomlinskij V. A. Mudrost' roditel'skoj ljubvi [The wisdom of parental love] / V. A. Suhomlinskij. – M.: Progress, 1990. – 112 p. [in Russian]
  30. Utjagulov F. N. Istochniki obychnogo prava: voprosy teorii [Источники обычного права: вопросы теории] / F. N. Utjagulov // Evrazijskij juridicheskij zhurnal. – 2020. – №3 (142). – P. 94-96. [in Russian]
  31. Shirizhik V. M. Obychnoe pravo kak reguljator obshhestvennyh otnoshenij mongolo-tjurkskih narodov Central'noj Azii v period Chingishana [Customary law as a regulator of public relations of the Mongol-Turkic peoples of Central Asia in the period of Genghis Khan] / V. M. Shirizhik // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. – 2014. – № 386. – P. 161-164. [in Russian]