ИГРОВЫЕ ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.23670/IRJ.2021.114.12.104
Выпуск: № 12 (114), 2021
Опубликована:
2021/12/17
PDF

ИГРОВЫЕ ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Научная статья

Шарафетдинова З.Г.1, *, Тихонова О.А.2

1 ORCID: 0000-0003-0620-6256;

2 ORCID: 0000-0002-6419-011X;

1, 2 Набережночелнинский государственный педагогический университет, Набережные Челны, Россия

* Корреспондирующий автор (VetaSnegina[at]yandex.ru)

Аннотация

Внимание в работе акцентируется на рассмотрении развития воображения учащихся в творческой деятельности, в том числе художественно-литературной, на уроках литературного чтения, к задачам которого как учебного предмета относится формирование умения воспроизводить художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся и особенно ассоциативное мышление. Цель исследования – выявить значение игровых приемов в развитии творческого воображения младших школьников на уроках литературного чтения. Объект – процесс развития творческого воображения у младших школьников. Предмет – игровые приёмы в работе с учениками начальных классов на уроках литературного чтения для развития их творческого воображения.

Ключевые слова: творческое воображение, игровые приёмы, методика, деятельность на уроке.

GAME TECHNIQUES FOR DEVELOPING THE CREATIVE IMAGINATION IN YOUNGER SCHOOLCHILDREN

Research article

Sharafetdinova Z.G.1, *, Tikhonova O.A.2

1 ORCID: 0000-0003-0620-6256;

2 ORCID: 0000-0002-6419-011X;

1, 2 Naberezhnye Chelny State Pedagogical University, Naberezhnye Chelny, Russia

* Corresponding author (VetaSnegina[at]yandex.ru)

Abstract

The current article centers on the assessment of the development of student imagination in creative activity, including artistic and literary, during the lessons of literary reading, the tasks of which as an academic subject include the formation of the ability to reproduce artistic images of a literary work, to develop creative and recreating imagination of students, especially associative thinking. The purpose of the study is to identify the importance of game techniques in the development of creative imagination of younger schoolchildren in literary reading lessons. The object of the study is the process of developing creative imagination in younger schoolchildren. The subject of the study is game techniques in working with primary school students during literary reading lessons with the aim of developing their creative imagination.

Keywords: creative imagination, game techniques, methodology, activity in the classroom.

Актуальной в наше время остается проблема развития творческого воображения младших школьников. В ХХI веке в новых социально-экономических условиях возрастает значение образования, и повышаются требования к развитию личности, для которой характерны гибкое и продуктивное мышление и активное воображение для решения задач, выдвигаемых жизнью. Это требует создания образовательных концепций, разработки методов и средств формирования воображения.

Так, в Федеральном образовательном стандарте отмечается, что обучение детей в начальной школе ориентировано на «воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества» [10].

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России также утверждается, что целью современного образования является социально-педагогическая поддержка становления творческого, инициативного и компетентного гражданина [6].

«Правильно организованное обучение ребенка ведет за собой детское умственное развитие, вызывает к жизни целый ряд таких процессов развития, которые вне обучения сделались бы невозможными», – отмечает Л.С. Выготский [3, С. 56].

К таким процессам относится развитие творческого воображения учащихся, прежде всего, младших школьников. Дети младшего возраста, обучаясь в школе, претерпевают период интенсивного развития. У них преобразуются мышление и воображение, личностные качества, социальные отношения. Развитие воображения очень важно для ребенка, поскольку является органичным компонентом творческой деятельности человека и его поведения [7], и поэтому возникает необходимость развивать воображение младшего школьника как гарантии его успешной учебной деятельности.

В связи с новыми требованиями к организации обучения современная школа испытывает необходимость в его совершенствовании.

К тому же учащихся характеризует утрата интереса к учению, что объясняется рядом факторов: перегрузкой материалом, несовершенством методов и форм организации учебного процесса, низкими возможностями для творческой самореализации. Соответственно в обучении необходимо использовать активизирующие его формы [4], к которым относятся игровой метод и игровые приемы.

На занятиях по учебному предмету их игровая форма создается преимущественно при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения учащихся к учебной деятельности.

Ученые, такие как Л.С. Выготский [3], А.Н. Леонтьев [8], Д.Б. Эльконин [11], Р.С. Немов [9] и др., связывают возникновение воображения и его развитие с игровой деятельностью ребенка и овладением младшими школьниками видами деятельности, которые традиционно считаются творческими: конструктивной, музыкальной, изобразительной и художественно-литературной [2, С. 86].

Работа велась по учебнику «Литературное чтение» [5] и рабочей тетради [1]. Раздел «Устное народное творчество» во втором классе изучается двенадцать часов. Жанровая палитра произведений фольклора широко представлена в учебнике – от малых форм (потешки, загадки) до больших форм (песни, сказки). Освоение каждого жанра фольклора проводилось в соответствии с целями и задачами урока.

В рамках исследования усилия были направлены на работу для выработки следующих умений: быстро придумывать сюжет рассказа или сказки, описывать интересно и эмоционально героев, действующих в различных жизненных ситуациях, давать детальные характеристики и производить своим произведением впечатление на слушателей. Для реализации данной цели использовали игровые приемы.

Приемы театрализации. На уроке обобщающего характера, подготовленном после чтения нескольких сказок по учебнику, применены такие приемы, как ролевое чтение сказки, игра в сочетании с пантомимой, инсценирование сказки и театрализованная викторина. Работа второклассников на уроке была очень активной и эмоциональной.

Фрагмент урока

Тема: Русские народные сказки

Прием: викторина с элементами театрализации

Обоснование выбора приема: формирование умения понимать смысл произведения, соотносить его с героями и речевым оформлением текста, формирование сценических навыков, развитие творческого и воссоздающего воображения, развитие памяти, речи.

Ход урока:

Многие выражения из сказок стали известными, вошли в нашу речь, сделали ее ярче и выразительнее («за тридевять земель» и др.).

– Отгадайте по выражениям из сказок, какой герой предстает перед вами и из какой сказки? (дети в костюмах персонажей читают выражения).

Предложенные выражения:

Как аукнулось, так и откликнулось – «Лиса и Журавль».

Четыре охотника за мной гнались, и все с собаками, как только меня ноги унесли! – «У страха глаза велики».

Нынче указ объявлен, чтобы по всей земле мир был. Нынче уж звери друг друга не трогают – «Лиса и тетерев».

Фрагмент урока

Тема урока: Русские народные сказки

Прием: Игра-пантомима

Обоснование приема: формирование умения учащихся отличать вымышленных персонажей от реальных, сопоставлять их и делать обобщения, владение средствами пантомимы, развитие творческого и воссоздающего воображения, развитие речи.

Ход урока:

– Ребята, как вы думаете, почему в сказках чаще всего героями являются разные животные?

– В волшебной корзине живут герои из разных сказок. Покажите без слов героя, а класс отгадает и героя, и сказку. (Ученик вытаскивает игрушку-животное и показывает пантомиму; дети сравнивают пантомиму с игрушкой).

– Предлагаю проанализировать, смог ли ваш товарищ передать основные черты характера героя в своей пантомиме?

– Объясните, почему взято именно это животное для подражания?

– О какой черте человека говорится в сказке?

Сказки: «Петушок и бобовое зернышко» (герой: курочка), «У страха глаза велики» (герой: зайка), «Лиса и тетерев» (герои: лиса, тетерев), «Лиса и журавль» (герои: лиса, журавль).

Работа педагога была направлена также на преодоление таких черт, свойственных детям младшего школьного возраста, как стеснительность, скованность, тревожность, страх перед публичными выступлениями.

Самым трудным и интересным моментом на уроке явилось инсценирование сказки. При подготовке к нему деятельность учеников выразилась в повторном самостоятельном прочтении текста сказки, обсуждении и распределении ролей, чтении по ролям, репетиции, а затем уже выступлении в классе. Проведена работа учеников в сотрудничестве над сценической выразительностью: определении движений, мимики, жестов персонажей.

В процессе выполнения задания ученики поменяли роль чтецов на роль актеров, которые проходят все этапы подготовки к показу спектакля.

Фрагмент урока

Тема: Русская народная сказка «Гуси-лебеди»

Прием: Инсценирование сказки

Обоснование выбора приема: формирование умения инсценировать произведения самостоятельно, используя средства выразительности, развитие творческого и воссоздающего воображения, развитие речи.

Ход работы:

  1. Повторение.

– В чем заключается смысл сказки «Гуси-лебеди»?

– На какие части она делится?

– О каких недостатках людей говорит автор?

  1. Выбор художников-декораторов.

– Знаете ли вы, чем отличается иллюстрация от сцены из спектакля? Где происходит действие сказки? Что должно быть на сцене? (Печь, яблонька, речка, избушка Бабы-Яги).

  1. Выбор костюмера.

– Как вы думаете, как должны быть одеты герои сказки «Гуси-лебеди»? (девочка с братцем – в крестьянской одежде).

  1. Выбор звукооператора.

– Выберите музыку, которая подходит к началу сказки (голоса гусей и лебедей). Выберите из фонотеки звуки, подходящие к эпизодам: «Разговор с печью», «Разговор с яблонькой», «Разговор с молочной речкой». Если не обнаружите нужные звуки, изобразите их.

  1. Выбор актеров.

– Распределите роли (девочка, Баба-яга, печь и др.).

– Подумайте, с какой интонацией надо читать слова каждого из персонажей (быстро, медленно, весело, грустно, удивленно).

– Прочитайте по ролям. Прочитайте сначала отрывок из сказки, передавая модуляциями голоса настроение героев, их характер и отношение к ним автора, а затем всю сказку.

Технология игровой деятельности присутствует в сочинительстве текстов различных жанров фольклора, ориентированного на активацию творческой фантазии. Несмотря на то, что в учебнике имеют место задания, связанные с сочинением небылицы, потешки, однако в методической литературе такого рода сочинение обычно связывается со сказкой, жанровыми признаками которой являются сюжетно-событийные переплетения и конфликты характеров. В связи с используемой нами методикой формирования творческого воображения «Вербальная фантазия», где предполагается создание рассказа или сказки, мы также проявили интерес именно к такому виду работы, как сочинение сказок.

Конечно, при изучении сказки сначала производится ее чтение, анализ, выявление жанровых особенностей, лишь затем – ролевое чтение, инсценирование эпизодов или целой сказки, и создание собственных сказок детьми.

К примеру, на этапе применения изученного материала одного из уроков мы использовали прием «закончи сказку»: Вы прочитали сказку «Лиса и тетерев», придумайте свою концовку. Как сказка могла закончиться? На другом уроке проводили игру «Волшебные ларцы», когда перед учениками была поставлена задача: сочинить середину сказки «Каша из топора», начало и конец которой содержались в ларцах, сделанных учениками из картона.

Фрагмент урока

Тема: Русские народные сказки

Прием: «Бином фантазии»

Обоснование приема: формирование умения сочинять новое произведение, составлять сюжет и композицию, сочетать в тексте элементы повествования, описания и рассуждения, развитие творческого воображения, речи.

Ход урока:

– Ребята, давайте сыграем в игру «Бином фантазии», которую сочинил великий писатель Джанни Родари.

– Как вы думаете, что может означать слово «бином»? Би- (приставка), -ном (слово) – «два слова».

  1. Запишите по одному слову с разных сторон доски: с одной стороны – наименование живого существа, с другой – неживого предмета. Получившуюся пару слов (путешествие – комар) сделайте началом для создания новой чудесной и забавной истории-сказки.
  2. Соедините их при помощи предлогов (в, на, с, около, под, над и др.) и составьте возможные сочетания: путешествие с комаром, путешествие на комаре, комар в путешествии и т.д.
  3. Сочините сказку с использованием одного из словосочетаний.

При выполнении данного задания учащиеся работали группами, создавая сначала ассоциативные словосочетания, а затем уже в предложениях – причинно-следственные связи. В данных играх-упражнениях производилось повторение изученного ранее материала, на основе знания жанровых особенностей сказки составлялись ее сюжет и композиция. Ученики вырабатывали понимание вступления и заключения текста. Кроме того, школьники были ограничены временными рамками при выполнении задания, работали быстро, стараясь опередить других, при этом были созданы оригинальные тексты.

Еще одним приемом создания новых произведений является пересказ сказки от лица героя, в сказке – обычно животного или птицы, который ведется от первого лица – «я». Он позволяет ученику войти в роль героя сказки и высказывать свою позицию по отношению к персонажам и событиям, включает в себя описание пейзажа, на фоне которого происходят события, подробности жизни птиц и животных.

Фрагмент урока

Тема: Русская народная сказка «Лиса и тетерев»

Прием: Пересказ от лица героя (на выбор)

Обоснование выбора приема: формирование умения создавать монологическую речь, производить преобразование произведения, развитие творческого и воссоздающего воображения, развитие речи.

Ход урока:

Подготовка к пересказу. Деление сказки на части. Составление плана.

– Какой момент сказки изображен на картинке? (встреча лисы и тетерева).

– Прочитаем первую часть сказки (чтение по ролям).

– О чем говорили лиса и тетерев? С какой целью лиса просила тетерева слезть с дерева?

– Что ответил тетерев? Знал ли он повадки лисы?

Озаглавливание.

– Чтение 2 части. Озаглавливание.

– Как лиса уговаривала тетерева сойти с дерева? Какие аргументы она приводила? Как она с ним говорила? (ласково, притворно)

Чтение 3 части. Озаглавливание.

– Как проявил себя тетерев? Как он говорил (громко, с насмешкой)

– Какие его слова испугали лису? Что она сделала?

– Как бы вы повели себя на его месте?

– Чей взгляд на события вы хотите передать?

Сходным по сценической направленности и способности создавать оригинальные произведения в игровой форме, является следующий использованный нами на уроке прием – викторина «Сказочная почта».

Фрагмент урока

Тема: Русские народные сказки

Прием: викторина «Сказочная почта», учитель-персонаж игры.

Обоснование выбора приема: формирование умения осознавать возможность подачи изученного материала в новой жанровой форме, производить сжатие текста, развитие творческого и воссоздающего воображения, развитие речи (в том числе в юмористическом ключе).

Ход урока:

Почтальон (учитель в образе почтальона) достает из сумки телеграммы, читает их.

– Угадайте, персонажи каких произведений выслали вам телеграммы.

А) От бабушки ушел, от дедушки ушел. Скоро буду у вас.

Б) Помогите, мой брат превратился в козленочка.

Г) Бабушка и дедушка, не волнуйтесь. Я придумала, как обмануть медведя.

– Сочините телеграммы по прочитанным нами вместе сказкам, например, по сказкам «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев» и др.

– Какую телеграмму мог послать каждый из героев сказки «У страха глаза велики»?

Главная задача, которую решали в данной игре учащиеся, – произвести преобразование текста сказки до сжатия его в форме телеграммы, сохраняя при этом содержание эпизода произведения и обучаясь проявлению юмора в речевой и смысловой структуре предложений. Несомненно, для них это было сложной задачей, но они сумели создать минимальные по объему тексты.

Игровые приемы можно применять на разных этапах урока, из продемонстрированных нами приемов, «работавших» на творческое мышление и воображение, большинство использовалось на этапе закрепления полученных знаний, так как их применение требует наличия у второклассников усвоенного материала. Мы заметили, что используемые нами приемы обеспечивали освоение учащимися универсальных учебных действий (сравнение, обобщение и др.) и достижение результатов (от предметных до личностных).

Таким образом, мы показали фрагменты проведенных уроков, на которых использовали ряд игровых приемов с целью выработки у второклассников творческого воображения, усиления воссоздающего воображения, улучшения памяти, повышения внимания к содержанию произведений, характеристике персонажей, речевой структуре жанровых форм фольклора. 

Конфликт интересов Не указан. Conflict of Interest None declared.

Список литературы / References

  1. Бойкина М.В. Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 2 класс / М.В. Бойкина, Л.А. Виноградская. – М.: Просвещение, 2015. – 96 с.
  2. Володичева Н.В. Творческое воображение младших школьников / Н.В. Володичева // Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус». – 2016. – Т.15. – №4. – С.84–87.
  3. Выготский, Л.С. Психологическое значение игры / Л.С. Выготский // Л.С. Выготский. Педагогическая психология; под ред. В.В. Давыдова. – М.: АСТ/Астрель, 2008. – С.660–663.
  4. Грахова С.И. Тренинги по формированию навыка беглого осознанного чтения в младших классах / С.И. Грахова, А.Н. Османова // Проблемы современного педагогического образования. – Сборник научных трудов: – Ялта: РИО ГПА, 2020. – Вып. 66. – Ч.3. – С. 203-207.
  5. Климанова Л.Ф. Литературное чтение. 2 класс. В 2 ч. / Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова. – М.: Просвещение, 2015. – Ч.1 – 224 с., Ч.2 – 224с.
  6. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России // Городской методический центр. – [Электронный ресурс]. URL: http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/nachalnaya-shkola/inklyuzivnoe-obrazovanie/fgos/kontseptsiya-dukhovno-nravstvennogo-razvitiya-i-vospitaniya-lichnosti-grazhdanina-rossii.html – (дата обращения: 19.11.2021).
  7. Леонтьев А.А. Деятельность. Сознание. Личность / А.А. Леонтьев. – М.: Смысл, Академия, 2005. – 352 с.
  8. Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника / Н.А. Менчинская. – М.: Профит, 1989. – 269 с.
  9. Немов Р.С. Психология: учебник для бакалавров / Р.С. Немов. – М.: ИД Юрайт, 2014. – 639 с.
  10. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1–4 кл.) // Министерство образования и науки РФ. – [Электронный ресурс]. URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--/922 – (дата обращения: 19.11.2021)
  11. Эльконин Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. – М.: Книга по Требованию, 2013. – 228 с.

Список литературы на английском языке / References in English

  1. Boykina M.V. Literaturnoe chtenie. Rabochaja tetrad'. 2 klass [Literary reading. Workbook. 2nd grade] / M.V. Boykina, L.A. Vinogradskaya. - M.: Prosveshhenie, 2015. - 96 p. [in Russian]
  2. Volodicheva N.V. Tvorcheskoe voobrazhenie mladshikh shkol'nikov [Creative imagination of younger schoolchildren] / N.V. Volodicheva // Psikhologo-pedagogicheskijj zhurnal «Gaudeamus» [Psychological and pedagogical journal "Gaudeamus"]. - 2016. - Vol.15. - No. 4. - pp.84-87 [in Russian]
  3. Vygotsky, L.S. Psikhologicheskoe znachenie igry [The psychological meaning of the game] / L.S. Vygotsky // S. Vygotsky. Pedagogicheskaja psikhologija [Pedagogical psychology]; edited by V.V. Davydova. - M.: AST/Astrel, 2008. - pp.660-663[in Russian]
  4. Grakhova S.I. Treningi po formirovaniju navyka beglogo osoznannogo chtenija v mladshikh klassakh [Training on the formation of the skill of fluent conscious reading in the lower grades] / S. I. Grakhova, A. N. Osmanova // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovanija [Problems of modern pedagogical education]. - Collection of scientific papers: - Yalta: RIO GPA, 2020. - Issue 66. - Part 3. - pp. 203-207 v
  5. Klimanova L.F. Literaturnoe chtenie. 2 klass. V 2 ch. [Literary reading. 2nd grade]. In 2 volumes / L.F. Klimanova, V.G. Goretsky, M.V. Golovanova. - M.:Prosveshhenie, 2015. - Part 1 - 224 p., Part 2 - 224 p. [in Russian]
  6. Koncepcija dukhovno-nravstvennogo razvitija i vospitanija lichnosti grazhdanina Rossii [The concept of spiritual and moral development and education of the personality of a citizen of Russia] // Gorodskojj metodicheskijj centr [City Methodological Center]. - [Electronic resource]. URL: http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/nachalnaya-shkola/inklyuzivnoe-obrazovanie/fgos/kontseptsiya-dukhovno-nravstvennogo-razvitiya-i-vospitaniya-lichnosti-grazhdanina-rossii.html – (accessed 19.11.2021) [in Russian]
  7. Leontiev A.A. Dejatel'nost'. Soznanie. Lichnost' [Activity. Conscience. Personality] / A.A. Leontiev. - M.:Smysl, Akademija, 2005. - 352 p. [in Russian]
  8. Menchinskaya N.A. Problemy uchenija i umstvennogo razvitija shkol'nika [Problems of teaching and mental development of a student] / N. A. Menchinskaya. - M.: Profit, 1989– 269 p. [in Russian]
  9. Nemov R.S. Psikhologija: uchebnik dlja bakalavrov [Psychology: textbook for bachelors] / R.S. Nemov. - M.: Yurayt Publishing House, 2014– 639 p. [in Russian]
  10. Federal'nyjj gosudarstvennyjj obrazovatel'nyjj standart nachal'nogo obshhego obrazovanija (1–4 kl.) [Federal State educational standard of primary general education (grades 1-4)] // Ministry of Education and Science of the Russian Federation. - [Electronic resource]. URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--/922 - (accessed 19.11.2021) [in Russian]
  11. Elkonin D.B. Psikhologija igry [Psychology of playing] / D.B. Elkonin. - M.:Kniga po Trebovaniju, 2013. - 228 p. [in Russian]