ФОРМЫ И МЕТОДЫ ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.23670/IRJ.2020.98.8.074
Выпуск: № 8 (98), 2020
Опубликована:
2020/08/17
PDF

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО

Научная статья

Соболь В.А.1, Панова Е.В.2, *

1 ORCID: 0000-0001-9255-3902;

2 ORCID: 0000-0002-7220-4745;

1, 2 Тюменский государственный институт культуры, Тюмень, Россия

* Корреспондирующий автор (panovae[at]bk.ru)

Аннотация

Актуальность выбранной темы статьи заключается в малоизученности вопроса интернационального воспитания через хореографическое искусство. Несмотря на обширность круга уже проведенных исследований, тема воспитания интернационализма через хореографическое искусство не утратила своего значения в связи с быстро меняющейся социальной средой и проблемой межнациональных отношений. В ходе работы обозначены основные задачи, формы и методы интернационального воспитания в хореографическом коллективе; выявлены и обоснованы необходимость и возможность воспитания интернационального самосознания у молодого поколения в процессе занятий хореографическим искусством; анализируется многолетний опыт работы педагогов хореографических коллективов.

Ключевые слова: интернациональное воспитание, интернациональное самосознание, национальность, хореографическое искусство, хореографический коллектив, танец.

FORMS AND METHODS OF INTERNATIONAL EDUCATION OF THE YOUNG GENERATION THROUGH CHOREOGRAPHIC ART

Research article

Sobol V. A. 1, Panova E. V. 2, *

1 ORCID: 0000-0001-9255-3902;

2 ORCID: 0000-0002-7220-4745;

1, 2 Tyumen State Institute of Culture, Tyumen, Rusia

* Corresponding author (panovae[at]bk.ru)

Abstract

The chosen article topic is very relevant, because the international education hasn't been viewed through the prism of choreographic art very often. Despite the research that has already been conducted, the topic of educating internationalism through choreographic art has not lost its significance in connection with the rapidly changing social environment and the problem of inter-ethnic relations. In the course of work, the main tasks, forms and methods of international education in the choreographic group are defined; the necessity and the possibility of the development of certain international consciousness among the young generation during choreographic art classes are revealed; the years of experience of teachers of choreographic groups are analyzed.

Keywords: international education, international identity, nationality, choreographic art, choreographic group, dance.

Процесс глобализации во всем мире привел к тому, что полиэтничность и поликультурность крупнейших стран стали нормой. Вследствие мощных миграционных процессов формируются новые малые этнические сообщества. Необходимость толерантного сосуществования больших и малых этнических и национальных общин порождает потребность интернационального воспитания в качестве важного социального и педагогического принципа. Наша страна – многонациональное государство. Например, только в Тюменской области проживают представители более 140 национальностей. Поэтому вопросы патриотического и интернационального воспитания в нашей стране всегда были в центре общественного внимания. Не утратили они своего значения и на современном этапе. В настоящее время они стоят особо остро: обостряются серьезные конфликты на межэтнической почве, происходят межнациональные вооруженные столкновения, активно проявляют себя националистические молодежные группировки; в российском обществе последние десятилетия распространяется атмосфера неприязни, взаимного недоверия по отношению к представителям других национальных культур.

Большой вклад в изучение этой темы внесли Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, С.П. Шацкий и др. Отечественные педагоги и ученые также затрагивали в своих трудах различные аспекты интернационального воспитания: И.И. Болдырев, В.З. Вульфов, Т.Н. Мальковская, И.С. Марьенко, А.В. Мудрик, Т.И. Пидкасистый, В.А. Сластенин, М.Г. Тайчинов, Г.Н. Филонов, А.А. Шаталов и др.

Проблема интернационального воспитания не только не потеряла своего значения в начале ХХI века, но и становится всё более актуальной в связи с усилением процессов глобализации в экономике, интеграции во всех областях общественной жизни, миграции больших групп населения [4]. Анализ опыта советской педагогики в плане организации интернационального воспитания молодого поколения содержится в работах Ф.Н. Алипхановой, Ш.А. Амонашвили, В.И. Андреева, В.А. Караковского, Ю.А. Карташова, Л.Г. Куц, А.А. Магомедова, В.Н. Никитенко, Е.В. Пановой, Л.А. Степашко, С.А. Шевченко, Е.А. Ямбурга и др. Однако, несмотря на широкое освещение вопроса в педагогической литературе, недостаточно рассмотрена тема интернационального воспитания подрастающего поколения средствами искусства и конкретно хореографического искусства.

Материалы статьи основаны на анализе педагогической деятельности авторов со студентами кафедры спортивного и современного танцев Тюменского государственного института культуры, а также со спортсменами сборной команды Тюменской области по танцевальному спорту Формейшн «Вера». Это группа спортсменов в танцевальном спорте относится к категориям Молодежь и Взрослые. Многолетний опыт работы позволяет рассмотреть интернациональное воспитание через хореографическое искусство как одно из важных направлений воспитательной деятельности в хореографическом коллективе.

Интернациональное воспитание – целенаправленное и систематическое формирование у людей верности идеям интернационализма, солидарности с людьми всех стран, глубокого уважения к правам и национальной независимости народов, чувства дружбы, равенства и взаимопомощи народов [10]. Интернациональное воспитание помогает развитию гражданской и социальной активности молодого поколения, развитию позитивного отношения к достижениям своего и других народов, способствует профилактике негативных проявлений в сознании и поведении молодых людей. Равные возможности граждан независимо от национальности законодательно закреплены в следующих основных документах нашего государства: Конституции РФ (статьи 19, 26) [5], Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» [8], Законе РФ «Об образовании» [9], Национальной доктрине образования в РФ [7]. В условиях роста национального самосознания, с одной стороны, и нестабильности интернациональных отношений, с другой, особую актуальность приобретает проблема воспитания культуры межнациональных отношений у детей и молодежи [2, С. 19]. Определяющее значение в решении данной задачи принадлежит образовательным учреждениям, молодежным организациям и всевозможным творческим коллективам, в том числе, и хореографическим.

Танец формирует духовный мир человека, его взгляд на жизнь и его представления о мире, и по праву занимает важное место в обществе. При профессиональном подходе, правильной постановке педагогических задач и их успешной реализации занятия хореографией раскрывают творческий потенциал человека, развивают его физические и психические качества, формируют эстетический вкус, оказывают всестороннее влияние на становление гармонично развитой личности. Хореографическое искусство - явление многофункциональное. По отношению к человеку реализуются самые разнообразные функции хореографического искусства: эстетическая, воспитательная, коммуникативная, познавательная, развивающая, компенсаторная, социальная, оздоровительная и другие. В хореографической деятельности заложены большие возможности для эффективной воспитательной работы по различным направлениям: эстетическое воспитание, трудовое, физическое, гражданско-патриотическое, духовно-нравственное, интернациональное.

Определим основные задачи работы педагога-хореографа по интернациональному воспитанию в хореографическом коллективе: целенаправленное формирование знаний, убеждений, мировоззрения у воспитанников коллектива; формирование и развитие высокой культуры межнациональных отношений; воспитание уважительного отношения к представителям всех национальностей; воспитание чувства коллективизма, взаимопомощи и сотрудничества в совместной творческой деятельности.

Процесс воспитания интернационализма через хореографическое искусство возможно осуществлять по следующим направлениям деятельности: воспитательная деятельность в коллективе, формирование репертуара, концертная и гастрольная деятельность [6, C. 397-398].

Воспитательная деятельность в коллективе

Правильный выбор и сочетание разнообразных форм и методов позволяют педагогу-хореографу эффективно решать задачу разностороннего подхода к процессу интернационального воспитания. Важно, чтобы педагог не просто декларировал, а сам разделял принципы интернационализма и был примером поведения для своих учащихся. Кроме того, от педагога зависит, сможет ли он выстроить межличностные отношения между участниками в хореографическом коллективе на основе уважения к культурным различиям и традициям разных национальностей, взаимопомощи, толерантности, равенства, дружбы.

В процессе воспитания интернационализма через хореографическое искусство можно использовать следующие методы.

Методы комплексного воздействия на интеллектуальную, чувственную, эмоциональную, волевую сферы личности учащихся с целью формирования у них интернационального сознания, взглядов и убеждений. Интересными и информативными будут рассказы учащихся о традициях, обычаях и культуре своего народа. Целесообразно использовать исторические примеры, биографии исполнителей, педагогов, хореографов, танцовщиков, ярких представителей различных национальностей, например, знаменитых представителей Грузии Дж. Баланчине, В. Чабукиани, Н. Цискаридзе. Востребованными и познавательными для учащихся будут просмотры специальных фильмов с выступлениями национальных танцевальных коллективов.

Следующим методом в процессе интернационального воспитания будет метод формирования опыта общественного поведения учащихся, например, совместное проведение мероприятий внутри коллектива, творческие встречи с интересными людьми, посещение тематических выставок, музеев, концертов любительских и профессиональных национальных коллективов.

Важными методами в процессе воспитания будут методы регулирования поведения и деятельности учащихся, такие как совместный с участниками коллектива анализ их поведения в различных жизненных ситуациях; обсуждение конфликтных и острых вопросов с родителями индивидуально и на собраниях; методы поощрения и наказания.

Ведущими формами в процессе интернационального воспитания через хореографическое искусство являются групповые и коллективные. К ним относятся участие в международных образовательных программах и проектах по различным направлениям хореографического искусства; организация и проведение тематических мероприятий; участие в Днях межнационального единства; личное и интернет-общение с воспитанниками хореографических коллективов других городов, областей, государств. Например, в Тюмени с 1994 года каждое лето проходит областной фестиваль национальных культур «Мост Дружбы», а с 2000 года в дни весенних каникул проводится областной детский национальный фестиваль-конкурс «Радуга». С 1997 года получил широкую известность Международный фольклорный фестиваль «Сибирские родники». Эти формы взаимодействия воспитывают у молодого поколения активную гражданскую позицию, вдохновляют на участие в общественной жизни, помогают узнавать и изучать национальные традиции, идеи и проблемы.

Формирование репертуара

Большое значение для воспитания чувства интернационализма у воспитанников хореографического коллектива имеет формирование репертуара. Выбор репертуара должен вестись применительно к воспитательной работе, соответствовать профилю коллектива, направлению его работы, организационной форме [3, С. 42]. В коллективах таких видов и направлений хореографии, как классический танец, современный танец, брейкинг, спортивный танец, репертуар очень специфичен, но и здесь встречаются стилизованные хореографические композиции, созданные на национальном фольклоре разных стран. В направлении спортивный бальный танец танцевальная культура стран Латинской Америки, Испании, Англии, Австрии легла в основу конкурсных программ. Ярким примером соединения элементов спортивного танца и национальной хореографии является композиция «Вокруг света» Сборной Тюменской области по танцевальному спорту команды Формэйшн «Вера», (руководители В.А. Шерегова, А.С. Литвинов). В композицию вошли кроме элементов латиноамериканского танца фрагменты русского, еврейского, кавказского и других танцев. В 2018 году команда Формейшн «Вера» завоевала титул Чемпиона Мира в европейской программе с композицией «Лига Чемпионов», в которой встречаются элементы греческого, испанского, венгерского, русского и других танцев.

Благодатной средой для формирования, развития, проявления чувства интернационализма являются коллективы народного танца. Во время постановочной и репетиционной работы педагог доносит участникам коллектива информацию по истории создания танца, о традициях, костюме, об образах, особенностях национального характера и т.д. Эта информация помогает формированию интернационального самосознания учащихся. На кафедре спортивного и современного танцев Тюменского государственного института культуры с 2008 года существует театр танца «Академия». Коллектив исполняет хореографические композиции, созданные на материале различных национальных танцев: русского, армянского, индийского, мексиканского, китайского, испанского. Студенты изучают традиции народа, характерные особенности и манеру исполнения национальных танцев, специфику хореографии, партнерские взаимоотношения в танце. Педагоги привлекают их к изготовлению костюмов и аксессуаров.

Концертная и гастрольная деятельность

Это одно из важных направлений формирования чувства интернационализма учащихся через хореографическое искусство. Наряду с учебно-тренировочной деятельностью репетиции, подготовка к концертам, выступления перед зрителем на фестивалях, конкурсах, чемпионатах различного уровня являются одним из основных видов деятельности хореографического коллектива. Во время публичных выступлений учащиеся демонстрируют свое мастерство, техническую подготовку, характер и манеру национальных танцев, умение двигаться в традиционных национальных костюмах. Концертная и гастрольная деятельность – это результат учебной и воспитательной работы руководителей, педагогов и участников коллектива. Фестивали хореографического искусства дают возможность ознакомиться с образцами танцевальной культуры и традиций разных народов. Совместная деятельность в атмосфере увлеченности хореографическим искусством развивает чувство дружбы, интерес к сверстникам, понимание ответственности, воспитывает коллективизм и толерантное отношение друг к другу.

Воспитание чувства интернационализма у учащихся через хореографическое искусство – это непрерывный, многолетний процесс, это чувство нельзя привить в принудительном порядке. Только собственным примером, проявляя уважение к людям, можно приобщить подрастающее поколение к общечеловеческим, морально-нравственным ценностям [1, С. 89]. Педагогу следует избегать высказываний искаженного характера, содержащих примеси шовинизма, нездорового национализма, превосходства своей нации над другими. Благодаря такому общению участники хореографического коллектива избавляются от взаимного недоверия, учатся ощущать себя членами единого коллектива, единой страны, единого мира; приобщаются к идеалам добра и взаимной приязни независимо от национальности. Хореографическое искусство, целенаправленная воспитательная работа, разнообразные и интересные формы и методы работы с обучающимися способствуют воспитанию личности, готовой к пониманию ценности других культур и народов, формированию гражданского и интернационального самосознания. 

Конфликт интересов Не указан. Conflict of Interest None declared.

Список литературы / References

  1. Зайфферт Д. Педагогика и психология танца. Заметки хореографа: Учебное пособие / Д.Зайфферт; пер. с нем. В.Штакенберга. – Санкт-Петербург: Лань, Планета музыки, 2012. – 128 с.
  2. Зарайченко, В.Е. Этнокультурные аспекты профилактики асоциальных проявлений молодежи / В.Е. Зарайченко // Профилактическая роль культуры и искусства : материалы регион. науч.-практ. конф. 27 ноября 2009 г., Тюмень / Федер. гос. образоват. учреждение высш. проф. образования «Тюменская гос. академия культуры и искусств». – Тюмень: РИЦ ТГАКИ, 2009. – С. 18-21.
  3. Ивлева, Л.Д. Методика педагогического руководства любительским хореографическим коллективом: учеб. пособие / Л.Д. Ивлева. – Челябинск: ЧГАКИ, 2004. – 58 с.
  4. Кодякова, Н.В. Интернациональное и поликультурное воспитание в формировании системы ценностей школьников и студентов [Электронный ресурс] / Н.В. Кодякова // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 3. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=24562 (дата обращения: 21.07.2020).
  5. Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 [Электронный ресурс] // «Консультант плюс». – URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 20.07.2020).
  6. Панова, Е.В. Интернациональное воспитание в хореографическом коллективе / Е.В. Панова // Искусство и художественное образование в контексте межкультурного взаимодействия: материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. 15 октября г., Казань / Бриг. – Казань, 2015. – С. 397-401.
  7. Постановление Правительства РФ от 04.10.2000 N 751 «О национальной доктрине образования в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // «Консультант плюс». – URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 20.07.2020).
  8. Постановление Правительства РФ от 30.12.2015 № 1493 (ред. от 30.03.2020) «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы» [Электронный ресурс] // «Консультант плюс». – URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 20.07.2020).
  9. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // «Консультант плюс». – URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 20.07.2020).
  10. Этнопсихологический словарь / Ред. В.Г. Крысько. – Москва : МПСИ, 1999. – 343 с.

Список литературы на английском языке / References in English

  1. Zajffert D. Pedagogika i psihologija tanca. Zametki horeografa: Uchebnoe posobie [Pedagogy and psychology of the dance. Notes choreographer: textbook]/ D.Zajffert; trans. from German V.Shtakenberga. – Sankt-Peterburg: Lan', Planeta muzyki, 2012. – 128 p. [in Russian]
  2. Zarajchenko, V.E. Jetnokul'turnye aspekty profilaktiki asocial'nyh projavlenij molodezhi [Ethno-cultural aspects of the prevention of anti-social manifestations of the youth]/ V.E. Zarajchenko // Profilakticheskaja rol' kul'tury i iskusstva : materialy region. nauch.-prakt. konf. 27 nojabrja 2009 g. [Preventive role of art and culture : materials of the region. scientific-practical Conf. November 27, 2009], Tjumen' / Feder. gos. obrazovat. uchrezhdenie vyssh. prof. obrazovanija «Tjumenskaja gos. akademija kul'tury i iskusstv» [Federal state education. institution of higher prof. education " Tyumen state University. Academy of culture and arts»]. – Tjumen': RIC TGAKI, 2009. – pp. 18-21. [in Russian]
  3. Ivleva, L.D. Metodika pedagogicheskogo rukovodstva ljubitel'skim horeograficheskim kollektivom: ucheb. posobie [Methods of pedagogical guidance for Amateur choreographic groups: studies. stipend]/ L.D. Ivleva. – Cheljabinsk: ChGAKI, 2004. – 58 p. [in Russian]
  4. Kodjakova, N.V. Internacional'noe i polikul'turnoe vospitanie v formirovanii sistemy cennostej shkol'nikov i studentov [International and multicultural education in the formation of the value system of schoolchildren and students] [Jelektronnyj resurs] / N.V. Kodjakova // Sovremennye problemy nauki i obrazovanija [Modern problems of science and education]. – 2016. – № 3. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=24562 (accessed: 21.07.2020) [in Russian]
  5. Konstitucija Rossijskoj Federacii : prinjata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993 s izmenenijami, odobrennymi v hode obshherossijskogo golosovanija 01.07.2020 [The Constitution of the Russian Federation: adopted by popular vote on 12.12.1993 with amendments approved during the all-Russian vote on 01.07.2020] [Electronic resource] // «Konsul'tant pljus». – URL: http://www.consultant.ru (accessed: 20.07.2020). [in Russian]
  6. Panova, E.V. Internacional'noe vospitanie v horeograficheskom kollektive [International education in a choreographic collective] / E.V. Panova // Iskusstvo i hudozhestvennoe obrazovanie v kontekste mezhkul'turnogo vzaimodejstvija: materialy IV Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. 15 oktjabrja g., Kazan' [Art and art education in the context of intercultural interaction: materials of the IV International. scientific-practical conf. October 15, Kazan] / Brig. – Kazan', 2015. – pp. 397-401. [in Russian]
  7. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 04.10.2000 N 751 «O nacional'noj doktrine obrazovanija v Rossijskoj Federacii» [Resolution of the Government of the Russian Federation of 04.10.2000 N 751 "On the national doctrine of education in the Russian Federation»] [Electronic resource] // «Konsul'tant pljus». – URL: http://www.consultant.ru (accessed: 20.07.2020). [in Russian]
  8. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 30.12.2015 № 1493 (red. ot 30.03.2020) «O gosudarstvennoj programme «Patrioticheskoe vospitanie grazhdan Rossijskoj Federacii na 2016 - 2020 gody» [Resolution of the Government of the Russian Federation of 30.12.2015 No. 1493 (ed. from 30.03.2020) "On the state program" Patriotic education of citizens of the Russian Federation for 2016 - 2020 "] [Electronic resource] // «Konsul'tant pljus». – URL: http://www.consultant.ru (accessed: 20.07.2020). [in Russian]
  9. Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» [Electronic resource] [Federal law of 29.12.2012 No. 273-FZ "on education in the Russian Federation"] // «Konsul'tant pljus». – URL: http://www.consultant.ru (accessed: 20.07.2020). [in Russian]
  10. Jetnopsihologicheskij slovar' / Red. V.G. Krys'ko [Ethno-psychological dictionary / Ed. V. G. Krys'ko]. – Moskva : MPSI, 1999. – 343 p. [in Russian]