ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФОРМИРОВАНИИ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.23670/IRJ.2020.99.9.055
Выпуск: № 9 (99), 2020
Опубликована:
2020/09/17
PDF

ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФОРМИРОВАНИИ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Научная статья

Богус М.Б.*

Адыгейский государственный университет, Майкоп, Россия

* Корреспондирующий автор (bmb-3113[at]yandex.ru)

Аннотация

В работе решается задача определения эффективного способа формирования этнической идентичности у младших школьников. В качестве эффективного способа автор представляет этнокультурные технологии, способные воздействовать как на формирование этнической идентичности, так и на общекультурную национальную интеграцию. В статье раскрываются требования к этнокультурным технологиям как средствам воздействия на этническую идентификацию. Автор предлагает в качестве технологии, отвечающим представленным требованиям, занятия по народному декоративно-прикладному искусству. В статье приводится вывод о том, что занятия по народному декоративно-прикладному искусству оказывают положительное влияние на формирование этнической принадлежности младших школьников.

Ключевые слова: этническая идентичность, этнокультурные технологии, младший школьник, формирование, начальная школа, декоративно-прикладное искусство.

ETHNOCULTURAL TECHNOLOGIES IN THE DEVELOPMENT OF ETHNIC IDENTITY OF ELEMENTARY SCHOOL CHILDREN

Research article

Bogus M.B.*

Adyghe State University, Maykop, Russia

* Corresponding author (bmb-3113[at]yandex.ru)

Abstract

The paper solves the problem of determining an effective way to form an ethnic identity in elementary school children. As an effective way, the author suggests ethnocultural technologies that can influence both the formation of ethnic identity and culture-universal national integration. The article clarifies the requirements for ethnocultural technologies as a means of influencing ethnic identification. The author offers classes in Folk Applied and Decorative Arts and as a technology that meets the presented requirements. The article concludes that classes in Folk Applied and Decorative Arts have a positive impact on the ethnicity formation of elementary school children.

Keywords: ethnic identity, ethnocultural technologies, elementary school child, development, elementary school, Applied and Decorative Arts.

Введение

Современная ситуация в России представляет собой сложный период формирования, развития и стабилизации всех её общественных сфер. С разрешением возникших проблем может справиться только гражданин, болеющий за свою страну, патриот своей Родины. Однако в соответствии с данными последней переписи населения «у 5,6 млн. человек отсутствуют сведения о национальной принадлежности, из них о 3,6 млн. человек сведения получены из административных источников, а 2 млн. человек не определили свою национальную принадлежность» [8]. В связи с чем, особенно актуальным представляется формирование у представителей общества своей национальной принадлежности, значимой в определении своей гражданской позиции.

Гипотеза и её аргументация

Эффективным средством в формировании у младших школьников национальной идентичности представляются этнокультурные технологии, которые отражают способы и средства организации социокультурных процессов, ориентированных на изучение, сохранение и распространение материальных и духовных ценностей народа.

Этнокультурные технологии, на наш взгляд, обладают потенциалом формирования и этнической идентификации, и общекультурной национальной интеграции [9].

Этнокультурная идентичность представителей этноса формируется на основе усвоения своей истории, культуры, развития языка, приверженности к сложившимся духовным ценностям и традициям, поддержания культурной самобытности [10]. Способна её сформировать созданная народом социокультурная сфера, к которой относятся семья, образовательные учебные заведения, СМИ и т.д.

Как было отмечено выше, одной из главных и стратегических целей этнокультурного образовательного процесса также является приобщение к межкультурной интеграции, к которой должны приложить усилия представители всех этносов, проживающих на территории региона. При этом конструирование единого культурного, информационного и образовательного пространства и обусловливают эффективность этнической идентификации людей, населяющих регион.

В рамках системы образования и функционирующих социально-культурных институтов общества этнокультурная и общенациональная идентичность наиболее эффективно может быть достигнута посредством этнокультурных технологий. При этом они должны быть подобраны таким образом, чтобы могли способствовать созданию целостного и единого этнонационального сообщества; сформировать и развить национальное самосознание; выявить национально-культурные интересы представителей этнических групп и выстраивать дальнейший образовательный процесс с их учётом; содействовать взаимодействию и взаимообогащению национальных культур в условиях отдельно взятого региона. Получивший образование в такой атмосфере человек будет причастен к историческим, культурным традициям своего народа, способен ощущать принадлежность к определенной общности, народу, культуре, характеризоваться сформированностью культурных потребностей, стремлением к нравственному, осмысленному поведению, будет способен к развитию культуры в себе и социуме.

Л.С. Выготский и Д.Б. Эльконин считают, что именно мышление в период младшего школьного возраста становится в центр развития личности: изменения в восприятии и памяти являются производными от мышления [3], [4], [11]. Как известно, мышление младшего школьника только начинает развиваться от эмоционально - образного к абстрактно - логическому, поэтому такие интеллектуальные операции, как сравнение, обобщение, абстрагирование даются ему с трудом. В соответствии с этим исследователями установлено, что примерно до 10 лет у детей активизируется преимущественно правое полушарие и первая сигнальная система, поэтому подавляющее большинство младших школьников относятся к художественному типу [1], [2], [5]. Это доказывает, что занятия искусством следует к наиболее благоприятным средствам развития личности младших школьников.

В связи с этим, правомерно предположение о том, что эффективизация этнической идентификации возможна средствами народного декоративно-прикладного искусства (НДПИ) как этнокультурной технологии.

Важно отметить, что при этом невозможно отдать предпочтение для применения декоративно-прикладному искусству одного конкретного народа. Ведь каждый народ является кладезью знаний, проявляющейся в средствах народного декоративно-прикладного искусства и позволяющей воспитывать своё подрастающее поколение.

В рамках исследуемой проблемы, следует подчеркнуть, что формирование этнической принадлежности в младшем школьном возрасте следует выстраивать на декоративно-прикладном искусстве родного народа, где каждая вещь занимает определённое место в духовном мире личности. Как известно, родное слово, родные мотивы, знакомые вещи больше наделены возможностью оказывать влияние на развитие духовного мира ребёнка, чем интересные, яркие, но чужие предметы и явления.

В дальнейшем, для достижения задач общекультурной национальной интеграции, необходимо приобщение ребёнка к декоративно-прикладному искусству разных народов.

Самой главной и привлекательной особенностью национальной культуры является её удивительное разнообразие, самобытность и неповторимость. В своей национальной культуре каждый народ ярко выявляет свою индивидуальность, при этом элементы этой культуры гармонируют друг с другом, будучи окрашенными в один общий национальный тон.

Являясь порождением стремления людей к сбережению приобретённого и накопленного опыта и знаний, к передаче сформировавшихся общих традиций, стандартов и эталонов развития жизни, культурных ценностей последующим поколениям, национальная культура как бы сконцентрировала и преломила в себе всю социально-историческую уникальность и самобытность длительного процесса формирования и развития объединённых ею членов общества. В ней находит своё выражение осознание большими сообществами людей приверженности к территории своего расселения, общенациональному языку, национальным традициям, фольклору. В национальной культуре, как в сложнокомпонентной целостности, в максимально возможном полном объёме обобщены элементы деятельности и жизнедеятельности её субъектов: от социально-экономических и политических в их исторической гетерогенности до эстетических, духовных и нравственных идеалов и ценностей. Как результат длительных трансформаций национальная культура включает в себя не только наиболее развитые способы и формы освоения окружения в различных видах деятельности (политика, наука, философия, искусство и т.д.), но и постоянно воспроизводит элементы архаичности в сфере обыденной жизни: быт, различные обряды и верования, фольклор.

Обладая уникальными особенностями, культура каждого народа и его этнических групп имеет также характеристики, присущие не только этому народу или этнической группе, она содержит и общечеловеческие свойства и проявления. Проблемой политического характера, а нередко и идеологического противостояния является взаимодействие культур. Те или иные элементы передаются из культуры в культуру в силу объективных и субъективных обстоятельств. Межэтнические социокультурные общности, сложившиеся в процессе культурного взаимодействия народов в течение веков, имеют механизмы воспроизведения общих культурных черт и в настоящее время. Для формирования этнической идентификации и, соответственно, общекультурной национальной интеграции представитель этноса должен владеть данными о достижениях культуры других народов. При этом механизмами воплощения задач этнокультурной деятельности способны выступить этнокультурные технологии.

Этническая природа, как доминанта современных социально-культурных процессов в полинациональных регионах, требует своего теоретического обоснования и практического воплощения через традиционные и инновационные технологии организации межнационального культурного обмена, обеспечения этнокультурной идентификации.

В образовательном процессе начальной школы одной из этнокультурных технологий может служить приобщение к народному декоративно-прикладному искусству. При этом, приобщение к НДПИ может быть организовано как на уроках по изобразительной деятельности, технологиям, так и во внеурочное время. Произведения прикладного искусства передают художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие представителей этноса, выражают художественный опыт, закрепляют историческую память. Связь с народным искусством, сформированные столетиями нравственно-эстетические идеалы имеют важное воспитательное значение. Направленность народного искусства на личность и его влияние на интеллектуальную и эмоционально-чувственную сферы объясняют широкие возможности применения изделий традиционных народных художественных промыслов в образовательном процессе начальной школы. На базе народного декоративно-прикладного искусства учащиеся изучают эталоны красоты; открывают новые знания о жизни и деятельности представителей региона, об установках и ценностях народа. Наиболее распространенными являются художественная керамика, ткачество, кружевоплетение, вышивка, роспись, резьба по дереву, камню, кости, ковка и литье металла, гравировка, чеканка и т.д.

С целью выявления отношения учащихся начальной школы к декоративно-прикладному искусству и наиболее предпочитаемых детьми видов и форм работы нами был проведён опрос на базе МБОУ «СШ №2» г.Майкопа. В исследовании приняли учащиеся 3-4 классов в количестве 174 человек. Полученные результаты свидетельствует о том, что 87% респондентов (151 чел.) предпочитают парные, групповые, коллективные формы работы индивидуальным. Следует отметить, что занятия по декоративно-прикладному искусству с применением вышеперечисленных форм отличаются большей продуктивностью. Приверженцы индивидуальной формы работы (13% респондентов (23 чел.)) объясняют свою позицию недостаточно высоким качеством работ, выполняемых одноклассниками, что отрицательно сказывается на общем результате.

Вызывает особый интерес у обучающихся такие виды работы, как психологический театр, деловая игра, разработка сценариев спектаклей, праздников, художественное конструирование, создание проблемно-творческих ситуаций.

Необходимо подчеркнуть, что процесс подготовки и само представление психологического театра, через систему театральных средств, задействовав продукты творчества по декоративно-прикладному искусству (вышитые элементы одежды, выполненные в цвете предметы обихода, созданные декорации) воздействуют на формирование ценностных ориентаций личности, его коммуникативную, когнитивную, мотивационную сферы. Деятельность психологического театра также включает, помимо их автономной реализации, такие виды работы, как разработку сценариев спектаклей, решение проблемно-творческих ситуаций, художественное конструирование из бумаги, природного материала, выполнение орнаментов на элементах декораций, роспись фигурок и т.д.

Деловые игры, ориентированные на формирование личностных, предметных, метапредметных компетенций, позволяют проверить теоретические знания и практические навыки по декоративно-прикладному творчеству. Например, деловая игра «Знатоки декоративно-прикладного искусства» проявляет уровень знания элементов декоративно-прикладного искусства своего региона, развития творческих способностей, воображения, фантазии, эстетического вкуса, сплочённости коллектива.

Заключение

Таким образом, декоративно-прикладное искусство способствует приобщению детей к истокам народной культуры. Задача воспитания гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, не может быть успешно решена без глубокого понимания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Впитав культуру своего народа, через произведения народного декоративно-прикладного искусства, повышается эффективность приобщения к ценностям своего народа и формирования этнической идентичности.

Конфликт интересов Conflict of interest
Не указан.   None declared.
 

Список литературы / References

  1. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – СПб.: Питер, 2008. – 399 с.
  2. Веккер Л.М. Мышление и интеллект / Л.М. Веккер // Психические процессы: в 2 т. Т. 2. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1976. – 342 с.
  3. Выготский Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. – М., 1982. – 324 с.
  4. Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения [Электронный ресурс] / Л.С. Выготский. – URL:http://padabum.com/d.php?id=21544. (дата обращения: 25.08.2020)
  5. Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий [Электронный ресурс] / П.Я. Гальперин.- URL: http://www.twirpx.com/file/161220/.(дата обращения: 25.08.2020)
  6. Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника / Н.А. Менчинская. – М.: Педагогика, 1989. – 219 с.
  7. Пиаже Ж. Речь и мышление ребёнка: пер.с фр. и англ. / Ж. Пиаже. – М.: Педагогика-Пресс, 1999. – 528 с.
  8. Социально-демографический портрет России: По итогам Всероссийской переписи населения 2010 года/Федер. служба гос. статистики. – М.: ИИЦ «Статистика России», 2012. – 183 с.
  9. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология/ Т.Г. Стефаненко. – М.: Институт психологии РАН, «Академический проект», 1999 – 320 с.
  10. Тавадов Г.Т. Этнология. Современный словарь-справочник/ Г.Т. Тавадов.-М.: Изд-во «Диалог культур», 2007.- 704с.
  11. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника [Электронный ресурс] / Д.Б. Эльконин. – URL: http://psychlib.ru/mgppu/EPr-1997/EPR-2391.htm. (дата обращения: 25.08.2020)

 Список литературы на английском языке/ References in English

  1. Bozhovich L.I. Lichnost' i eyo formirovanie v detskom vozraste [Personality and its formation in childhood] / L.I. Bozhovich. – SPb.: Piter, 2008. – 399 p. [in Russian]
  2. Vekker L.M. Myshlenie i intellekt [Thinking and intelligence] / L.M. Vekker // Psihicheskie process [Mental processes]: v 2 vol. V. 2. – L.: Izd-vo LGU, 1976. – 342 p. [in Russian]
  3. Vygotskij L.S. Myshlenie i rech' [Thinking and speech] / L.S. Vygotskij. – M., 1982. – 324 p. [in Russian]
  4. Vygotskij L.S. Umstvennoe razvitie detej v processe obucheniya [Mental development of children in the learning process] [Electronic resource] / L.S. Vygotskij. – URL:http://padabum.com/d.php?id=21544. (accessed: 25.08.2020) [in Russian]
  5. Gal'perin P.YA. Razvitie issledovanij po formirovaniyu umstvennyh dejstvij [Development of research on the formation of mental actions] [Electronic resource] / P.YA. Gal'perin.- URL: http://www.twirpx.com/file/161220/.(accessed: 25.08.2020)
  6. Menchinskaya N.A. Problemy ucheniya i umstvennogo razvitiya shkol'nika [Problems of teaching and mental development of the student] / N.A. Menchinskaya. – M.: Pedagogika, 1989. – 219 p. [in Russian]
  7. Piazhe ZH. Rech' i myshlenie rebyonka [Speech and thinking of the child]: trans. from fr. i angl. / ZH. Piazhe. – M.: Pedagogika-Press, 1999. – 528 p. [in Russian]
  8. Social'no-demograficheskij portret Rossii: Po itogam Vserossijskoj perepisi naseleniya 2010 goda/Feder. sluzhba gos. Statistiki [Socio-demographic portrait of Russia: Based on the results of the 2010 Russian population census]. – M.: IIC «Statistika Rossii», 2012. – 183 p. [in Russian]
  9. Stefanenko T. G. Etnopsihologiya [Etnopsychologiya] / T.G. Stefanenko. – M.: Institut psihologii RAN, «Akademicheskij proekt», 1999 – 320 p. [in Russian]
  10. Tavadov G.T. Etnologiya. Sovremennyj slovar'-spravochnik [Ethnology. Modern dictionary-reference] / G.T. Tavadov.-M.: Izd-vo «Dialog kul'tur», 2007.- 704 p. [in Russian]
  11. El'konin D.B. Psihologiya obucheniya mladshego shkol'nika [Psychology of teaching a Junior school student] [Electronic resource] / D.B. El'konin. – URL: http://psychlib.ru/mgppu/EPr-1997/EPR-2391.htm. (accessed: 25.08.2020) [in Russian]