ЭТНИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В РАЗВИТИИ ТОЛЕРАНТНОГО СОЗНАНИЯ

Научная статья
Выпуск: № 1 (20), 2014
Опубликована:
2014/02/08
PDF

Абдуразакова Д.М.

Доктор педагогических наук, профессор. Дагестанского государственного педагогического университета

ЭТНИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В РАЗВИТИИ ТОЛЕРАНТНОГО СОЗНАНИЯ

Аннотация

В статье  определены основные направления педагогической работы в развитии толерантного сознания учащихся в многонациональном регионе. Автор рассматривает  поле этнокультурного направления как наиболее значимого в приобщении молодежи к национальной российской мировой культуре, в формировании  готовности  и умения жить в мире и дружбе, для  осуществления конструктивного межкультурного диалога.

Ключевые слова: толерантное сознание, этнокультурное направление, этнопедагогизация.

Abdurazakova D.M.

Doctor of pedagogical sciences, professor. Dagestan State Pedagogical University

ETHNIC CULTURES DEVELOPMENT OF TOLERANT CONSCIOUSNESS

Abstract

In the article  basic pedagogical work assignments are certain in development of tolerant consciousness students in a multinational region. An author examines  the field of этнокультурного direction as most meaningful in attaching of young people to the national Russian world culture, in forming  of readiness  and ability to live in the world and to friendship, for  realization of structural cross-cultural dialogue.

Keywords: tolerant consciousness,  ethnic cultural, ethnic pedagogics.

В ходе обоснования и реализации теоретико-методологических подходов к построению содержания и процесса развития толерантного сознания личности в условиях учреждений образования и культуры нами были выделены такие направления педагогической работы: эмоционально-личностное, этическое, культурологическое, диалогическое, этнокультурное, преемственность.

Выделенные направления педагогической работы  подтвердили гипотетическое предположение о необходимости создания в образовательном процессе системы целенаправленного педагогического сопровождения развития толерантного сознания учащейся молодежи. В данной статье мы остановимся на этнокультурной направленности педагогической работы.

Анализ социокультурной ситуации в России показывает, что на развитие толерантности у молодежи в поликультурном пространстве одновременно оказывают влияние несколько факторов: интенсификация миграционных процессов; неравномерность социально-экономического развития регионов; усиление процессов международной интеграции; экспансия средств массовой информации.

Преодоление этих явлений требует изменения традиционных форм обуче­ния и воспитания, обновления и обогащения содержа­ния учебных программ как общеобразовательной школы, так и структур дополнительного образования за счет внесения поликультурной составляющей (примером могут служить различные интегративные программы).

Одной из перспективных в данном контексте образовательных тенденций представляется этнопедагогизация,  обеспечивающая механизм трансляции этнического наследия новым поколениям, с одной стороны, а с другой – позволяющая учитывать и интеграционные процессы современной общественной ситуации. По мнению одного из крупнейших специалистов в области этнопедагогики Г.Н. Волкова, «…этнопедагогизация - главный и решающий факт интеграции обучения и воспитания. ...целостный воспитательный процесс как естественно организованный процесс интеграции традиционных (народных, национальных, этнических) культур с современными воспитательными системами, идеями, технологиями, создающими воспитательную среду (этнопедагогическое пространство)». [2]

Отметим, что идеи этнопедагогизации легли в основу этнокультурного направления педагогической работы.

 Этнокультурным проблемам посвящены труды многих выдающихся исследователей в разных областях гуманитарных наук: социологии, психологии, философии, культурологии (М.Вебер, Г.Зиммель, Р.Бенедикт, М.Мид, Э.Сэпир и др.). Этнонациональное в динамике культуры исследовали в своих трудах О.Шпенглер, Н.Бердяев, К.Ясперс, Э.Ренан, А.Швейцер.

Как показывают исследования внедрения программ по этнопедагогизации (в российском образовании известны, апробированы на практике концепции по возрождению национальной системы образования: это прежде всего Республика Саха (Якутия), Чувашия, Республика Татарстан, Дагестан и  др.), она позволяет оптимально и комплексно решать задачи кросс-культурного образования, формирования культуры межнациональных отношений и осуществления конструктивного межкультурного диалога, и, как следствие, оказывает значительное позитивное влияние на процесс развития толерантного сознания и становления толерантной позиции растущего человека[1].

Теоретическое обоснование использования принципов народной педагогики и традиций национальной культуры опирается на представление о таких глубинных архетипических началах, свойственных каждой национальной культуре и отраженных прежде всего в народном искусстве, как природосообразность, преемственность, коллективность, образность, синкретичность, целостность образной картины мира: «Народное искусство сохраняет во времени жизненные связи с природой, с землей, с этнической общностью, формирует сознание человека, живущего своей причастностью к народному целому, чувством своего места в космосе. Отсюда космизм, всечеловечность, всенародность образов народного искусства. В восприятии мира и жизни они сохраняют действенную, формирующую силу в культуре каждого этноса. Все это делает народное искусство фундаментом современной культуры, оно не перестает быть корневой системой национальной культуры...».[4 ]

В народном искусстве особенно полно отражены психология народа, основы его бытовой жизни и эстетические ценности.  Художественный язык народного искусства доступен и понятен каждому, поэтому через него возможно общение людей не только в рамках своей культуры, но и представителей различных этносов. Приобщение к искусству разных народов позволяет вовлечь учащихся в мир настроений и художественно-эстетических переживаний этих народов.

Результаты анализа опыта педагогов дополнительного образования, учителей доказывают, что получение знаний о народной культуре, самостоятельная творческая деятельность учащихся, в которой они опираются на образы народного искусства, способствуют выработке чувства общности, включает личность в историю, в систему взаимоотношений и ощущений людей прошлого, сближает с природной  средой, помогает осознать единство с миром; обеспечивает условия для более «мягкой» социально-культурной адаптации учащихся к условиям современной жизни народа и осознанию себя при этом полноправным представителем определенной национальной культуры. [8]

В ситуации такого расширения социокультурного пространства происходит также значительная активизация творческого потенциала и, как следствие, самосознания учащегося, так как сознательное Я человека, как считают исследователи,  не может пройти мимо исторической памяти и большого опыта человечества, поэтому «при всей ценности образцов классического искусства развитие общекультурного, общеэстетического сознания и самосознания нуждается в обращении к смысловым и ценностным моделям мира в разных слоях и формах культуры, в том числе и народной, национальной. А это означает возможность и необходимость их поиска и раскрытия. Только это обеспечит становление полноценных мировоззренческих и культурных ориентаций».  [5]

Учеными выделены основные позиции этнопедагогизации образовательного процесса, которые включают:

  • создание теоретически обоснованной дидактической системы, где должны быть достаточно полно представлены в содержании образования взаимоотношения этносферы (Л.Н. Гумилев [3]) и человека;
  • разработку педагогических моделей, в которых реализуются принципы взаимодействия учреждения образования и культуры с этносоциумом и этническими диаспорами;
  • обучение родному языку, музыкальной, эстетической, художественной культуре, истории, традициям на основе приобщения к духовным ценностям своего народа как органичной неотъемлемой части духовной культуры мира;
  • использование педагогических технологий развития у учащихся потребности в приобретении знаний об этнокультурных ценностях других народов;
  • создание условий для усвоения национальных обычаев в процессе проведения праздников, имеющих историческую ценность для каждого этноса и всех народов в целом (М. Г. Тайчинов, В. Д. Шадриков и др.).

В связи с идеями значимости в процессе развития толерантного сознания создания и целенаправленного осуществления системы педагогического сопровождения, особый интерес для нашего исследования представляют работы, посвященные феномену этнопедагогической культуры, которая включает в себя такие составляющие, как:

  • наличие у педагога глубоко осознанной гуманистической педагогической доминанты по отношению к учащимся независимо от их этнической принадлежности;
  • потребность и интерес к этнопедагогической деятельности;
  • способность к культурной идентификации и самооценке собственного уровня этнопедагогической деятельности;
  • интериоризация этнических ценностей;
  • хорошее владение современными этнопедагогическими технологиями;
  • этнопедагогическая компетентность и системные знания в различных областях этнопедагогики (этнологические, этнокультурологические, этнопсихологические, знания народного этикета, искусства, основных особенностей народного воспитания и т.д.);
  • высокий уровень моральной  воспитанности;
  • развитые навыки саморегуляции и самореализации в полиэтнической среде;
  • развитое толерантное сознание.

Такое внимание к развитию основ этнопедагогической культуры определяется тем, что реализация в социуме общечеловеческих ценностей и идеалов невозможно без активного участия педагога, оказывающего непосредственное влияние на подрастающее поколение, а значит, и на духовное обновление общества. От того, какой культурой мышления, чувств, системой ценностей будет обладать педагог, зависит сила и качество его влияния, характер восприятия детьми окружающего мира. Поэтому педагогическая наука призвана исследовать воспитательной потенциал профессионально-педагогического образования, его ценностно-целевые, личностно-смысловые аспекты [7].

Высокий уровень развития толерантного сознания педагога и его этнопедагогической культуры являются яркими показателями и уровня общегуманитарной подготовки, и уровня развития нравственно-этических ценностей в целом, и уровня  профессионально-педагогической культуры.

Литература

  1. Вагнер Г.К. О природе народного искусства //Народное искусство и современная культура. Проблемы сохранения и развития традиций. Материалы Всесоюзной с международным участием научно-творческой конференции. - М, 1991.- С. 35.
  2. Волков Г.Н. Этнопедагогизация целостного учебно-воспитательного процесса. - М.: Гос. НИИ семьи и воспитания, 2001.- С.4.
  3. Гумилёв Л. Н., Иванов К. П. Этносфера и Космос // Материалы Второго Всесоюзного совещания по космической антропоэкологии. - М., 1984. - С.211-220.
  4. Некрасова М.А. Народное искусство и экология культуры// Народное искусство и современная культура. Проблемы сохранения и развития традиций. Материалы Всесоюзной с международным участием научно-творческой конференции. - М., 1991.- С.5.
  5. Рогова Р.М., Филонов Г.Н. и др. Становление самосознания личности школьника. - М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2003. - С.
  6. Ситаров В.А., Романюк Л.В. Гуманистический потенциал воспитательного процесса в педагогическом вузе// Труды Всероссийской научно-практической конференции «Образование для XXI века: доступность, эффективность, качество». Ч. 1. М., 2002.. - С. 310-312.
  7. Ситаров В.А., Романюк Л.В. Гуманистический потенциал воспитательного процесса в педагогическом вузе// Труды Всероссийской научно-практической конференции «Образование для XXI века: доступность, эффективность, качество». Ч. 1. М., 2002.. - С. 310-312.
  8. См. Материалы VII ежегодной Всероссийской конференции Стратегии этической и эстетической рефлексии 16-19 ноября 2005 года в рамках Дней Петербургской философии – Спб.,2005 г.