Pages Navigation Menu

ISSN 2227-6017 (ONLINE), ISSN 2303-9868 (PRINT), DOI: 10.18454/IRJ.2227-6017
ПИ № ФС 77 - 51217, 16+

Пред-печатная версия
() Искать в Google Scholar
Цитировать

Цитировать

Электронная ссылка | Печатная ссылка

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.
Кунцевич С. И. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ И НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ ЦЕЛОСТНОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ / С. И. Кунцевич // Международный научно-исследовательский журнал. — 2020. — №. — С. . — URL: https://research-journal.org/pedagogy/esteticheskoe-i-nravstvennoe-vospitanie-uchashhixsya-v-srednej-shkole-kak-neotemlemaya-chast-celostnoj-vospitatelnoj-sistemy/ (дата обращения: 27.01.2020. ).

Импортировать


ЭСТЕТИЧЕСКОЕ И НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ ЦЕЛОСТНОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

 Кунцевич С.И.

Учитель физики, МБОУ СОШ №2, г.Ханты-Мансийск

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ И НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ ЦЕЛОСТНОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Аннотация

Эстетическое и нравственное воспитание является неотъемлемой частью целостной воспитательной системы. Его становление является одним из необходимых условий конкурентоспособности нашей страны не только в культурной, но и в экономической сфере. В статье описываются возможности отечественной системы образования в решении этой сложной педагогической проблемы.

Ключевые слова: эстетическое воспитание, нравственное воспитание, школьное обучение, воспитательная система.

Kuntsevich S.I.

Physics Teacher of Secondary School N2, Khanty-Mansiysk

ESTHETIC AND MORAL EDUCATION OF STUDENTS IN SECONDARY SCHOOL AS AN ESSENTIAL PART OF A GENERAL EDUCATIONAL SYSTEM

Abstract

Esthetic and moral education is an essential part of the general educational system. Its formation is a prerequisite for the competitiveness of our country is not only cultural, but also in the economic sphere. The paper describes the capabilities of the national system of education in solution of so complex educational problem.

Keywords: aesthetic education, moral education, school education, educational system.

Эстетическое и нравственное воспитание учащихся – ключевые звенья всей школьной воспитательной системы. Несмотря на это, если говорить о школьной воспитательной системе, то придётся констатировать, что таковая в настоящее время фактически отсутствует. Этот факт настолько очевиден, что не требует специальных доказательств, однако всё же приведём мнение некоторых весьма авторитетных и уважаемых учёных.

А.В.Усова, пишет, что «с 1991 г. заметно снижено внимание к воспитанию учащихся в процессе обучения, что незамедлило сказаться на уровне воспитанности учащейся молодёжи. Распущенность и безнравственность стали самым распространённым явлением» [1, с.25].

М.М.Поташник, оценивая состояние воспитательной системы в школе за тот же период, отмечает: «Школы, по сути, перестали быть воспитательными системами, и то, что иные педагоги относят к спорадическим так называемым воспитательным мероприятиям представляет собой не более, чем пошлое шоу-воспитание» [2, с.75]. В последние годы нравственному и патриотическому воспитанию уделяется всё больше внимания. По сравнению с советским периодом сменилась специфика нравственного воспитания, когда оно перестало быть коммунистическим.

С эстетическим воспитанием и в советские годы было не так всё благополучно, тем более оно находится в забвении сейчас, особенно если вести речь об общеобразовательной школе и о реализации принципа воспитывающего обучения.  Из прошлого века в современную школу (в теорию и практику образования) пришла существенная недооценка (даже на государственном уровне) роли и значения эстетического воспитания в формировании личности школьников. Несмотря на ряд решений Министерства Просвещения СССР и значительные успехи эстетического образования в стране, и тогда (в 70-е годы 20 века) констатировалось, что «…область эстетического воспитания подрастающего поколения не имеет настоящего руководства. Более того, невозможно даже более или менее точно выяснить, что и где у нас в этой области делается» [3, с.127]. К тому же эстетическое воспитание до сих пор часто отождествляется с воспитанием художественным, что существенно сужает понимание и возможности реализации эстетического воспитания в школьной образовательной системе. С момента окончания преподавания так называемых «эстетических дисциплин» в школе (изобразительное искусство, музыка, технология) в старших классах эстетическое воспитание практически прекращается. И происходит это в момент активного формирования эстетических взглядов, вкусов, убеждений, в возрасте повышенной эмоциональности и психической лабильности школьников. А эстетические возможности содержания остальных «неэстетических» предметов, а также форм, методов и приёмов учебной работы не подразумеваются, а потому используются редко и интуитивно.

Канаев Б.И. в автореферате диссертации отмечает, что «эстетическое воспитание школьников как процессуальная система не обладает необходимым для своего качественного функционирования и развития уровнем целостности… Целостный системный взгляд на внутришкольное эстетическое воспитание… отсутствует в научной литературе до настоящего времени» [4, с.4].

Хотелось бы обратить внимание и на проблему подготовки студентов педагогических ВУЗов, в которой не нашлось места эстетике не как культурологическому, а как к интегративному [5].

Нужны глубокие научные исследования по теории и практике эстетического воспитания в средней школе, ибо «Школьные занятия обязательны для всех. Только школа может обеспечить действительную всеобщность эстетического воспитания» [3, c.290]. Нужно прежде всего разработать междисциплинарный курс для обучения (повышения квалификации) учителей, чтобы они знали, как эстетически воспитывать своих учеников, обучая своему предмету, будь то физика, химия, литература или физическая культура. Общие положения по теории эстетического воспитания не адаптированны к специфике каждого школьного предмета. И создание подобного курса – общеакадемическая проблема, вписывающаяся в перспективы дидактики межпредметных связей [6, 7], чтобы можно было, по образному выражению Д.Б.Кабалевского «К задаче всеобщего эстетического воспитания детей и юношества подойти также, как подходили в свое время к ликвидации безграмотности. Эту задачу надо решать как задачу государственной важности!» [3, с.129]. Проблема эстетического воспитания учащихся в школе интересна не только сама по себе. Уже давно известно, что «недооценка эстетического воспитания школьников неизбежно оборачивается недооценкой их нравственного и идейного воспитания» [3, с.151].

На нравственное воспитание школьников так или иначе сейчас обращают внимание в русле возрождения традиций гражданского и патриотического воспитания. Но без эстетического воспитания воспитание нравственное ущербно. Глубокая связь эстетического и этического начала проявляется в жизни человека на каждом шагу: «Ведь прекрасна не только талантливая поэма, симфония, картина. Прекрасны и умная мысль человека, и его разумное деяние, и его благородный поступок» [3, с.148].

Связь этического с эстетическим настолько глубока и серьёзна, а самостоятельность настолько относительна, что одно без другого существовать просто не может: «Как правило, любое общественное явление, поступок или мотив человеческой деятельности обладают одновременно эстетическим и этическим значением (ценностью) и могут быть оценены, с одной стороны, как прекрасное или безобразное, с другой – как добро и зло» [8, с.426]. «Мир прекрасного распространяется на все проявления человеческой жизни, эстетика теснейшим образом связана с этикой, с нравственностью человека, с его идейностью» [3, с.37]. «И всё глубже в сознании людей входит мысль о неразрывности эстетики и этики. Умную речь назовут в народе «красивой речью», жизнь хорошего человека «красиво» прожитой жизнью, подвиг героя – высшим проявлением «красоты» человеческого духа» [3, с.46].

Интересна также мысль Б.М.Неменского о нейтральности элементов эстетики по отношению к человеку, особенно если задаться вопросом: на благо или во вред людям обращена красота? [9, с.50-51]. Речь здесь идёт о возможности нравственного и безнравственного «оплодотворения» эстетического. В первом случае «красота спасёт мир», во втором – она его погубит, или, в лучшем случае, окажется бесполезной для эстетического и духовно-нравственного развития как отдельной личности, так и общества. К сожалению, многие явления, процессы и предметы современной жизни становятся лишь эстетической обёрткой для реализации безнравственных решений. Настоящий воспитательный потенциал эстетики жизни в самом общем понимании может иметь только нравственная эстетика. «Чистая красота», свободная от нравственного содержания, ведёт к поверхностному, некритичному эстетическому отношению, не способствует формированию нравственных позиций, составляющих духовную основу мировоззрения и миропонимания молодого человека.

Признавая органическую связь эстетического с этическим, мы приходим к вопросу о иерархии их отношений в системе. Но здесь «низшее» и «высшее» иерархии относится не к формальной обособленной воспитательной ценности эстетического или нравственного, а к преимуществу одного над другим относительно каждой конкретно рассматриваемой ситуации. Понимание этого поможет правильно расставить приоритеты эстетического и нравственного направлений в воспитательной работе. Какому из данных видов воспитания и при каких условиях надо отводить ведущую роль? Какое направление может быть выделенно в виде центрального стержня, на который нанизываются все остальные?

А.Г.Ковалёв считает, что в синтетическом воспитании чувств в основе «должно лежать нравственное воспитание – воспитание любви к человеку, к обществу» [10, с.93]. Данный подход поддерживается и мнением ряда философов, что только изменение «стратегии человечества» и выработка «нравственного императива» современного человека поможет избежать многих проблем в глобальном масштабе и эта позиция соответсвует гуманистическим тенденциям и философской и педагогической мысли.

В.Л.Вульфсон в статье «Нравственные императивы и задачи воспитания» пишет: «Необходимы глубокие изменения в сознании и поведении современного человека, которые облагородили бы его внутренний мир, наполнили бы новым содержанием его стремления, социальные и эстетические идеалы…Задача состоит в целенаправленном формировании гуманистического сознания индивида, группы, общества и, наконец, всего человечества. В достижении этой великой цели неоспорима огромная роль нравственного воспитания» [11, с.3].

Т.И.Власова отмечает, что воспитание в отечественной школе возможно только в рамках духовно ориентированной парадигмы [12, с.36-42]. В начале 20-го века, в социальных и экономических условиях гораздо более сложных, чем сейчас, А.В. Луначарский не раз говорил о том, что советская школа должна быть школой трудового, физического и эстетического воспитания: «…эстетическое образование не может быть оставлено в стороне: мы понимаем его как развитие творческих побуждений к красоте. Основная задача человека – сделать себя и всё вокруг себя красивым. Труд вообще не даёт ощущение жизни вольной. Надо поставить идеалом дать этой жизни максимум радости» [13, с.30]. Однако, и тогда эстетическое воспитание (по А.В.Луначарскому) – лишь средство для воспитания классового сознания и коммунистической нравственности. Приоритет коммунистической нравственности над эстетическим в «новом человеке» коммунистического общества, по-нашему мнению, был насилием над личностью человека, над её эстетической сущностью и в конечном итоге от идеальных теоретических моделей привёл на практике к извращению самой идеи нравственности, рассматриваемой с классовых позиций, возводя её в ранг очередной тоталитарной утопии. Но в той модели приоритет коммунистической этики над эстетическим в человеке был единственно возможной конструкцией. Но если подходить к нравственности с гуманистических позиций, то ответ на вопрос о приоритетах эстетического и этического не выглядит таким однозначным. Человек воспринимает и познаёт мир через органы чувств. И, прежде всего, надо спросить: какие чувства и отношения, нравственные или эстетические, у человека первичны, фундаментальны, т. е. развитые в нём не в результате приобретенного социального опыта и образования (хотя это значимо), но присущие ему изначально, даже почти сразу после рождения? В своей нобелевской лекции известный поэт И. Бродский весьма определённо высказывает свою точку зрения, отдавая приоритет эстетическому в тесной связи эстетического с этическим: «Чем богаче опыт индивидуума, чем твёрже его вкус, тем четче его нравственный выбор, тем он свободнее – хотя, возможно, и не счастливее… Эстетическое чутье в человеке развивается весьма стремительно, ибо, даже не полностью отдавая себе отчёт в том, чем он является и что ему на самом деле необходимо, человек, как правило, инстинктивно знает, что ему не нравится и что его не устраивает. В антропологическом смысле, повторяю, человек является существом эстетическим прежде, чем этическим» [14, с.9-10]. Классик эстетики В.В.Бычков говорит о том, что зачатки эстетического присущи человеку с рождения: «Зачатки эстетического вкуса и интенции к творческой неутилитарной, прежде всего, деятельности – врождённый дар практически каждому человеку» [15, с.111]. Не правомерно ли эстетическое воспитание считать поэтому в синтетическом воспитании базовым и начинать с него? Не потому ли попытки нравственного воспитания в школе часто терпят неудачу и уровень нравственной воспитанности учащейся молодёжи неуклонно снижается? Возможно, причинами этого являются не только отсутствие национальной идеи, коммерциализация и индивидуализация жизни, но совершенная недооценка роли и значения эстетического воспитания в воспитательной системе и хроническое нежелание (или неумение) её строить, начиная с правительственного и академического уровня и заканчивая общеобразовательной школой? Можно признать первостепенность эстетического воспитания в системе эстетика-этика, исходя из антропологических позиций принадлежности эстетического человеческой сущности как родового признака. Человек должен всю жизнь находиться как бы в ауре системы эстетического воспитания. Начинать воспитание человека надо с эстетического воспитания, но, по мере превращения индивида в личность, когда мы переходим на уровень интенсивных и осознанных отношений человека с отдельными людьми и социальными группами, всё более возрастает значение нравственного воспитания, и в системе этика-эстетика оно выходит на первый план.

Идея «Школы радости» Луначарского часто воспринимается как некий недостижимый в общеобразовательной школе идеал организации системы эстетического воспитания. Между тем, она может иметь непосредственный практический смысл. Исходя из общих положений гуманизации и гуманитаризации образования, эстетической насыщенности всех проявлений человеческой жизни, особенно познавательной сферы, возможности эстетического воспитания велики. Например, для формирования способностей школьников к деятельности «по законам красоты», немаловажно сформировать у них умения эстетической деятельности во всех предметных областях. Если познавательная деятельность школьников имеет творческий характер, строится с элементами проблемного обучения и в ходе маленьких, но самостоятельных исследований, то она несёт много радости от познания мира и эстетически воспитывает. В качестве примера кратко рассмотрим, как может быть осуществлено эстетическое воспитание учащихся при формировании учебных умений по технической эстетике на занятиях физико-технического моделирования. База для работы учителя физики в этом направлении закладывается в начальных и средних классах на уроках трудового обучения, изобразительного искусства, черчения. Будущему техническому дизайнеру, к примеру, необходимы не только обширные знания, но и хорошо сформированные умения. К ним относятся познавательные, практические, организационные, оценочные умения и умения самоконтроля [1, с.106]. Эстетическое воспитание помогает эти умения сформировать и развить. Причём, процесс этот – процесс взаимообогащения: эстетическое воспитание помогает формировать умения, а умения способствуют эстетическому воспитанию. Кроме того, согласно нашим представлениям, при формировании умений речь идёт и о нравственном воспитании, т. к. учащиеся работают в коллективе, учатся взаимопомощи и взаимоподдержке, проявляют силу воли, упражняются в терпении и трудолюбии, вынуждены брать на себя ответственность за результаты своего труда и успех общего дела.  Их опредмеченный труд находит применение при обучении физике, в семейном быту, даёт учащимся ощущение значимости и полезности своей эстетической деятельности. Практические умения, которые учащиеся получают во время физико-технического моделирования, одновременно являются и познавательными, ибо учащиеся продолжают познавать свойства различных материалов, особенности компоновки элементов схем или конструкций, ищут преимущества или обсуждют недостатки различных технических решений. Напрмер, нельзя обеспечить умелую, искуссную обработку материала, не зная его свойств. При отделке устройства (особенно декоративной) ученики проявляют художественные, дизайнерские способности. При этом, у них, естественно, вырабатываются определённые эстетические предпочтения и отношения к объекту своей деятельности, процессу, соработникам в группе или коллективе; оттачивается вкус, появляются аргументированные решения общих и локальных проблем конструирования, вплоть до авторских.

При формировании умений мы имеем дело с реальными взаимообусловленными (по гипотезе) процессами: эстетическим воспитанием и формированием умений. Прослеживая все этапы и ключевые точки связи и взаимодействия, можно выявить характер их взаимовлияния. Вполне решаем и вопрос о критериях.

М.С.Печерский приводит перечень умений, который может быть использован и для формирования практических умений по физико-техническому моделированию [16,  с.109]. Автор особо отмечает, что успешное эстетическое воспитание при формировании данных умений может быть только на основе труда, опирающегося не на репродуктивный пооперационный метод, но на планирование, анализ чертежа и самостоятельную работу. Работа по шаблону исключает творчество учащихся, а потому может быть использовано только для формирования базовых умений и применяться ограниченно. Обобщенными критериями овладения данными умениями может быть сам факт выполнения или невыполнения работы, характер допущенных ошибок, испорченная или доведённая до совершенства  готового изделия заготовка, продолжительность выполнения работы и общая экспертная оценка качества, выраженная в традиционных баллах.  Анализ сформированности умений должен быть соотнесён с эстетическими показателями результата работы учащихся, сведения о результатах эстетического воспитания могут быть получены и в ходе всего трудового процесса в ходе педагогического наблюдения, начиная с выбора и эстетического анализа объекта труда (в виде начальных заготовок и нескольких образцов-моделей). Анализируя объект труда в форме высказывания о нём ученик «учится чёткому выражению своего эстетического суждения о предмете… он стремится глубже осмыслить особенности предмета, сущность своего отношения к нему…систематически выражая своё суждение, он активно упражняет свой эстетический вкус…постоянно сравнивая свою оценку с оценкой других, особенно с оценкой учителя, учащийся обогащает свои представления о красоте предметов. Всё это в конечном счёте активно способствует формированию желаемого эстетического идеала у школьника» [16, с.30].

Объектом педагогического наблюдения учителя является также и эстетическое отношение школьника к деятельности, в которой формируются его умения. Обращаем внимание на оценку трудовых явлений ребёнком с точки зрения прекрасного и безобразного. Испытывает ли он удовлетворение от труда? Проявляется ли и в чём творчество ребёнка, помогает ли оно освоить вырабатываемые умения?

Общеизвестно, что полезность любых воспитательных систем и педагогических исследований обеспечивается требованиями социального заказа. На первый взгляд, можно прийти к выводу, что внятного социального заказа на систему эстетического воспитания школьников практически не существует. По-крайней мере, отрывочны и немногочисленны упоминания о нём в нормативных документах, в современной научной педагогической литературе. Значит ли это, что государству и обществу не нужны эстетически (и нравственно) развитые личности? Давно и серьёзно ставится шокирующий многих специалистов вопрос: что же такое образование – священное право человека или коммерческая услуга? Коммерциализация социального заказа школьников, упор на подготовку людей для определённых сфер экономической жизни, всё более открыто обсуждается и в нашей стране, с провозглашением благородной цели подъёма экономики [17]. Но вместе с тем, такой подход таит опасность недопонимания факта, что экономическое благосостояние страны может основываться только на благосостоянии духовно-нравственном, а духовно-нравственное в человеке, как мы могли убедиться, немыслимо без эстетического. Экономические реалии во всём мире говорят о больших запросах специалистов эстетического направления. Мы специально оставляем в стороне область культуры нематериального производства. Речь идёт об отраслях сугубо технических. И здесь мы видим, что правильно решённые вопросы, например, технической эстетики могут приносить и частному владельцу и государству в целом значительные прибыли, а значит, специалисты этой области востребованы. Потребитель уже давно перестал оценивать различные изделия исключительно по уровню их утилитарных функциональных возможностей. Порой эстетические свойства предмета он оценивает наравне или даже выше остальных свойств. Поэтому устройства, отличающиеся только по эстетическим характеристикам, но абсолютно одинаковые в других отношениях, как правило, всё-таки имеют различную и значительно отличающуюся стоимость. Известное «На вкус и цвет – товарищей нет» здесь действует весьма ограниченно, и красота в технической эстетике, как и в любой другой, имеет объективные корни.

Значит, все разговоры о том, что в «экономической теории» реформы образования воспитанию вообще и эстетическому воспитанию в частности можно уделить меньше внимания, не выдерживают критики. Анализ ситуации позволяет сделать вывод о том, что эстетическое и нравственное воспитание, как неотъемлемая часть целостной воспитательной системы – одно из необходимых условий конкурентноспособности нашей страны не только в культурной, но и в экономической сфере.

Литература

  1. Усова А.В. Теория и методика обучения физике. Общие вопросы: Курс лекций. – Санкт-Петербург: Изд-во «Медуза», 2002. 157 с.
  2. Поташник М.М. Образование за полярным кругом //Народное образование, 2006. № 8. С.75-77.
  3. Кабалевский Д.Б. Прекрасное пробуждает доброе. – М.: Педагогика, 1973. – 336 с.
  4. Канаев Б.И. Системный подход как фактор качественной перестройки управления эстетическим воспитанием школьников. Автореферат дис… канд. пед. наук, Челябинск, 1989. 17 с.
  5. Яворук О.А. Теоретико-методические основы построения интегративных курсов в школьном естественно-научном образовании: Дис… докт. пед. наук. Челябинск, 2000. 332 с.
  6. Елагина В.С. Учитель в пространстве МПС //Высшее образование в России. 2003. № 2. С. 91-93.
  7. Яворук О.А. Перспективы дидактики межпредметных связей //Современные проблемы науки и образования. 2012. № 2. URL: www.science-education.ru/102-6031 (дата обращения: 12.05.2014).
  8. Эстетика: Словарь /Под общ. ред. А. А. Беляева и др. – М.: Политиздат, 1989. 447 с.
  9. Неменский Б. М. Мудрость красоты: О проблеме эстетического воспитания: Кн. для учителя. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1987. 255 с.
  10. Ковалёв А.Г. Воспитание чувств. М.: Педагогика, 1971. – 195 с.
  11. Вульфсон В.Л. Нравственные императивы и задачи воспитания //Педагогика, 2006. №10. С. 3-10.
  12. Власова Т.И. Духовно ориентированная парадигма воспитания в отечественной педагогике //Педагогика, 2006. №10. C. 36-42.
  13. Луначарский А.В. О воспитании и образовании /Под ред. А.М.Арсеньева, Н.К.Гончарова, И.А.Каирова, М.А.Прокофьева, В.А.Разумного. М.: Педагогика, 1976. 640 с.
  14. Бродский И. Сочинения Иосифа Бродского. Том 1. – СПб.: Пушкинский фонд, 2001. 304 с.
  15. Бычков В.В. Эстетика. Краткий курс. – М.: Проект, 2003. 384 с.
  16. Печерский М.С. Эстетическое воспитание на уроках труда в третьих – четвертых классах. М.: Просвещение, 1969. 208 с.
  17. Яворук О.А. Пути архаизма и футуризма в развивающемся отечественном образовании //Гуманизация образования. 2012. № 1. С. 29-35.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.