ДРАББЛ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.23670/IRJ.2022.119.5.096
Выпуск: № 5 (119), 2022
Опубликована:
2022/05/17
PDF

DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2022.119.5.096

ДРАББЛ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Научная статья

Чиркова Е.И.*

ORCID: 0000-0003-4307-7211,

Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, Санкт-Петербург, Россия

* Корреспондирующий автор (chirkoff[at]rambler.ru)

Аннотация

Статья посвящена одному из основных вопросов образовательного процесса в вузе – формированию творческой личности, будущего специалиста, способного решать различные профессиональные вопросы нестандартным путем. Выделяется роль преподавателя в данном процессе, организующего работу по письменной практике как одному из важных языковых аспектов. Раскрывается ряд приемов, которые могли бы усовершенствовать процесс творческого обучения через письмо. В статье ставится акцент на ряде приемов, которые включают работу с упражнениями на основе ассоциаций, литературоведческими приемами, связанными с композицией короткого рассказа-драббла, приемами портретизации, выявления подтекста, редактуры. Сочинение драбблов создает позитивную творческую атмосферу на занятии, что способствует развитию креативной личности.

Ключевые слова: творчество, письмо, драббл, ассоциация, приемы работы.

DRABBLE AS AN INSTRUMENT FOR DEVELOPING CREATIVE ABILITIES OF STUDENTS IN ENGLISH CLASSES

Research article

Chirkova E.I.*

ORCID: 0000-0003-4307-7211,

Saint Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering, Saint Petersburg, Russia

* Corresponding author (chirkoff[at]rambler.ru)

Abstract

The article is dedicated to one of the main questions of educational process at the university - the development of creative personality of a future specialist  who would be able to solve various professional issues in a non-standard way. The role of a teacher in the process, organizing work on written practice as an important linguistic aspect, is researched. The study reveals a number of techniques that could improve the process of creative learning through writing. The article focuses on a number of exercises that include working with  associations, literary techniques related to the composition of short story-drabbles, techniques of portrait, subject reveal, editing. The composition of drabbles creates a positive artistic atmosphere in class, which contributes to the development of creative personality.

Keywords: creativity, writing, drabble, association, work techniques.

Введение

При обучении иноязычной коммуникации чаще всего говорят об одном из ведущих устных продуктивных аспектов речевой деятельности ‒ говорении, указывая на то, что аудирование ‒ основа для овладения говорением, говорение – для развития навыков чтения, а чтение – для овладения письмом. Однако нельзя забывать о том, что помимо говорения существуют еще три равноправных и равноценных аспекта, без которых невозможно овладение иностранным языком в полной мере: аудирование (устная рецептивная деятельность), письмо (письменная продуктивная деятельность) и чтение (письменная рецептивная деятельность).

Письменная речь – это, прежде всего монологическая речь, связанная с контекстом. Она отличается большей логичностью, продуманностью композиции и выбором языковых средств. Важно отметить, что при письменном и устном сообщении между внешне выраженными и внутренне произносимыми вербальными формами происходят одни и те же трансформации [8, С. 37]. И на это необходимо обратить внимание при составлении различных методических пособий, учебных пособий и учебников.

Нет сомнения в том, что письменная речь и мышление тесно связаны: письмо (письменная речь) помогает структурировать мысли, обладает образовательной функцией, [9, С. 86], способствует лучшему пониманию, и запоминанию учебного материала.

Следует также отметить, что письменный текст, являясь продуктом письменной деятельности, способствует пониманию замысла автора и выступает средством коммуникации с читателем [29].

Современное образование направлено на свободу изложения мыслей и действий, что чрезвычайно важно при обучении иностранному языку и, в частности, творческому письму [13],[15]. Свобода в изложении своих мыслей связана, прежде всего, с творчеством, процессом деятельности, в результате которого происходит создание качественно нового объекта или духовных ценностей, это еще и итог создания объективно нового.

Творчество ‒ очень сложный многозначный термин, который определяет его и как способность и как процесс (творческое мышление). Иначе говоря – это создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей [3].

В современной научной литературе все чаще используют термины hardskills и softskills — жесткие профессиональные навыки и мягкие навыки (коммуникабельность, обучаемость, креативность), причем основным критерием при приёме на работу в современных компаниях становится уровень softskills, а это особенно важно для будущих специалистов. В результате креативность, творческий потенциал студента становится одним из основных критериев образовательной деятельности вуза.

Методы и принципы исследования

Изучая проблему, поставленную в статье, автор опирался на данные опросов и анкетирования студентов, магистрантов и аспирантов (более 200 человек). Во время занятий использовался метод педагогического наблюдения, подкрепленный видеозаписями, письменными работами (некоторые размещены на сайте CHIR-SREDA.RU). Кроме того, проводился частотный анализ полученных материалов (письменные работы, ответы на задания, рисунки и др.). Эти данные позволили сделать вывод о том, что творчество – неотъемлемая часть образовательной работы студентов.

В Новейшем философском словаре творчество – это конструктивная деятельность по созданию нового, неповторимого, оригинального, обладающего общественно-исторической уникальностью; деятельность, которая порождает нечто качественно новое … [22].

Анализ термина позволяет связать творчество с понятием новизны, неповторимости, оригинальности. Кроме того, творчество всегда связано с личностью, индивидуумом, специфично для человека. [2].

Важно отметить, что творческая деятельность может встречаться в любой сфере, в частности, образовательной. Именно в образовательной деятельности (о ней мы будем говорить в первую очередь) создаётся, открывается, изобретается, придумывается нечто новое.

Творчество — это созидание нового во всех жизненных процессах, это ряд непрерывных изменений, «продукт творческих сил». Так сказано в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона. Однако и здесь мы находим тезис о том, что понятие творчества предполагает личное начало, поэтому соответствующее ему слово употребляется применительно к человеческой деятельности [4].

Во все времена ценились люди, которые умеют творчески и нестандартно подходить к любому делу. Именно с такими людьми связано будущее России, когда ставится задача формирования личности, обладающей творческим мышлением, способной к дальнейшей творческой деятельности. [33]. В обществе постепенно формируется новый социальный заказ: все более востребованным становится человек, быстро ориентирующийся в ситуации и творчески / креативно решающий возникающие проблемы [31], [6].

Действительно, модель человека XXI века – это личность творческая, предлагающая оригинальные решения различного рода проблем. Конкурентоспособность выпускника вуза составляет результат развития его творческого подхода к различным сферам профессиональной деятельности [12].

Ряд авторов [12],[23] занимаются разработкой и структурированием методики, включающей в себя систему заданий, направленных на последовательное формирование и развитие конвергентного типа мышления и, как следствия, творческого потенциала у студентов вуза.

В первую очередь говорят о создании атмосферы для творческой деятельности, что завязано на деятельность преподавателя, который отвечает за создание нового по конкретному образцу. Затем наступает процесс непосредственного творчества, который может происходить во время занятия или самостоятельной работы дома [14].

Вышесказанное подтверждает тот факт, что творчество – важный процесс, который должен входить в систему образования студентов. Поэтому система занятий, учебники и учебные пособия должны включать творческие задания.

При опросе студентов оказалось, что к наиболее популярным видам деятельности в аудиторное и внеаудиторное время относится аудирование, затем чтение, говорение, и на последнем месте – письмо.

Несмотря на то, что о роли письменной речи в последнее время много говорят и пишут (особенно в формате высшего образования при создании проектов, проектных заданий, эссе, резюме, разных видов письменных сообщений), письмо как продуктивный вид иноязычной речевой деятельности все еще занимает довольно скромное место на занятиях по иностранному языку. Анализируя учебные пособия, созданные в разных вузах, можно отметить тот факт, что письмо довольно часто путают с переводческой практикой, а собственно письменные задания занимают лишь около 5% от других типов упражнений. Происходит очевидное смещение акцента на чтение и перевод. Кроме того, письменные задания, встречающиеся в учебниках, как правило, не носят творческий характер.

Основные результаты

Продолжая говорить о взаимосвязи письма и творчества, нельзя не упомянуть об ассоциативном мышлении, которое связывает действия и представления, изучая следы, остающиеся в мозге (см. Локк Дж., Сеченов И.М., Бьюзен Т.). Ассоциации, осуществляющие связь между понятиями и представлениями, расширяют границы способностей, через них сознание активизирует процессы сравнения, анализа, обобщения. [1].

По мнению многих исследователей, развитое ассоциативное мышление имеет целый ряд преимуществ: оно способствует развитию воображения; рождению новых ярких идей. Ассоциативное мышление облегчает восприятие, способствуя образованию новых смысловых связей. Оно помогает в поиске решений необычных задач, стимулирует работу мозга и увеличивает объём памяти.

Важную роль в развитии творческого мышления студентов играет педагогическое руководство процессом организации учебной информации, направленной на то, чтобы у студентов появилось желание заниматься развитием своих творческих способностей.

Одной из эффективных форм такого развития является введение в учебный процесс творческой письменной работы, а именно создание драббла, [12],[14], работа над которым в заголовках различных статей называют «тренировкой воображения» или даже «фитнесом для мозга». Введение такого аспекта в образовательный процесс влияет на логику построения всей учебной информации на занятии

Если верить интернет-источникам, в Великобритании в 1980-м году появился новый особый жанр рассказа – drabble (англ. – забрызгать, замочить, испачкать). Некоторые исследователи называют драббл рассказом-миниатюрой или гибридным жанром [11], shortshortstory [19], микрожанром [20]; рассказом в жанре «драббл» [18].

В Бирмингемском университете (именно оттуда берет начало этот необычный вид письменного творчества) драббл существовал как форма словесной игры, а с 1987 г. стали проводиться литературные конкурсы, участники которых писали миниатюры в стиле драббл. Изначально драббл состоял из 100 слов, а для участия в конкурсе «55 FictionShortStoryContest» ее организатор, редактор журнала "NewTimes" Стив Мосс объявил о задании написать рассказ объемом всего 55 слов. Рассказ должен был иметь стройный сюжет, все персонажи четко и обоснованно прорисованы, обязательна необычная развязка и наличие скрытого подтекста. Эти конкурсные задания стали основными характерными чертами драббла: ‒ завершённость, ‒ лаконичность, ‒ структура полноценного произведения: завязка, кульминация, развязка, ‒ стиль - художественный или публицистический. – наличие юмористической составляющей. Кстати, Мосс получил большое количество работ и по итогам конкурса составил целый сборник под названием «Самые короткие в мире рассказы»[35].

Обсуждение

Итак, по мнению создателей, драббл ‒ это игра. В ней могут меняться: тема, условия, задания, правила. Структура такого текста в чем-то схожа с шуткой или анекдотом: описывается некоторая сцена, происходят какие-то события, а потом значение прочитанного внезапно переворачивается с ног на голову. Концовка должна быть не только неожиданной, но и заставлять читателя переосмыслить весь рассказ с самого начала. Она также может содержать открытый финал. [21],[24].

Педагог, автор научных работ по лингвистике П. Полежаева, занимаясь переводом статей о драбблах, говорит, что строгие требования к размеру рассказа развивают писательские навыки: внимательное и экономное отношение к словам. Автор дает алгоритм работы по написанию драббла, утверждая, что редактура – самый надежный способ получить драббл нужного объема:

‒ после первого прочтения необходимо найти и убрать все ненужное, не теряя основную мысль и целостность истории;

‒ стоит оценить строй предложения, возможно, удалить полностью некоторые из них;

‒ лучше обойтись одной-двумя сюжетными линиями и точно ответить на вопрос: «О чем я пишу?» Это позволит избавить рассказ от лишних отступлений, которые только увеличивают его объем;

‒ следует перечитать историю еще раз с некоторым перерывом, что позволит избежать использования некоторых странно звучащих фраз;

‒ в связи с тем, что драббл имеет определенное количество слов необходимо избегать излишней детализации;

‒ лучше соблюдать баланс: не стоит сочинять драбблы из одних диалогов или описаний, мыслей, действий: мысли должны сопровождаться действиями, включать описания и диалоги и т.д. (хотя нельзя не отметить некоторые драбблы, которые в основном состоят из диалогов, например,

Николь Веддл – «Рандеву»

Зазвонил телефон.

– Алло, – прошептала она.

– Виктория, это я. Давай встретимся у причала в полночь.

– Хорошо, дорогой.

– И пожалуйста, не забудь захватить с собой бутылочку шампанского, – сказал он.

– Не забуду, дорогой. Я хочу быть с тобой сегодня ночью.

– Поторопись, мне некогда ждать! – сказал он и повесил трубку.

Она вздохнула, затем улыбнулась.

– Интересно, кто это, – сказала она.[26],[32]

‒ описание персонажей не должно быть избыточным ‒ действия раскрывают характер.

Эти основные структурные элементы могут быть использованы и при составлении вторичных текстов (аннотаций, рефератов), презентаций по любой вузовской тематике.

Приведенный алгоритм работы с драбблом, как видно из описания, касается, прежде всего, окончательной работы по редактуре. Основная сложность заключается в том, чтобы определить сюжет / тему, сюжетную линию, воплотить замысел автора в словах, что и составляет творческий / креативный этап работы.

Именно на первом этапе по письменной практике очень важна направляющая деятельность преподавателя, которая нацелена на то, чтобы подготовить студентов к авторской работе. И начинать ее необходимо с изучения драбблов, их чтения и анализа текста.

А первые упражнения должны включать задания на поиск ассоциаций, например, описание предмета по наводящим вопросам, составление смысловых цепочек ассоциаций. Такие задания можно найти на различных сайтах [27],[30].

Основное внимание следует уделить сюжету, чертам характера персонажей, необычности развязки (в чем заключается необычность? какие языковые средства при этом использованы?) и наличию скрытого подтекста (совпадает ли скрытый, неявный смысл высказывания с его прямым значением? чем определяется скрытый контекст: всем произведением, речевой ситуацией, намерениями говорящего?).

В концепции Л.Я. Гинзбург персонаж ‒ это набор последовательных появлений одного лица или упоминаний о нем; описание его слов, действий, внешних характерных черт, словесное изображение внутренних состояний действующих лиц, повествование о связанных с ним событиях, описаний природы, социальных явлений [10, С. 243].

Глубокое использование портретизации в контексте проблемы формирования художественного образа (стилистический, контекстный анализ) в драббл является избыточной, т.к. драббл – произведение короткое, глубокий анализ и описание действий порой невозможно, необходимы яркие короткие характеристики.

Очень важно определить, какие языковые средства можно использовать при описании персонажа (прямая характеристика или действия персонажа), напр., «На его лице не отражалось никаких чувств. Ни проблеска сочувствия не было на нем, а ведь боль просто невыносима. Разве он не видит ужас в моих глазах и панику на моем лице?» [26].

Можно встретить задания, которые используются на различного рода конкурсах, в частности, на Всероссийской олимпиаде школьников по английскому языку в 2019 г. (заключительный этап): Сompletethestoryonyouranswersheet: ThelastmanonEarthsataloneinaroom. Therewasa . . . onthedoor [5].

Одна из образовательных технологий на сайте Explore. Create. Share. непосредственно связана с написанием драбблов. Задание носит название «55 Fiction: Writingashortshortstory». Условия к выполнению задания следующие:

Students create an original 55-word short story and reflect on their thought processes in dealing with creative constraints, then share and vote for favorites to explore the transaction between developer and consumer of creative works. There are just two constraints. First, the story must be original. Second, your story has to be just 55 words long. … no more, no less.

Следующее задание является очень важным, т.к. связано с оценкой работ, выполненных студентами, с их творческими изысканиями. Вопросы для беседы должны подготовить обучающихся анализировать и обобщать информацию:

Debrief the activity with a discussion on why this art form teaches us quite a bit on creativity:

It is a creative act

It is a communicative act

It is an aesthetic act

It is constrained in multiple ways

by the medium

by constraints of time

by genre or the self-imposed constraint of fitting everything in 55 words

The designer is being limited in what he/she can do

The reader does half the work

Meaning making/Aesthetic quality

Is a transaction

Between the reader and the designer

Design can both be fun and frustrating [34].

Написание драбблов может быть включено в образовательный процесс любого вуза, в том числе технического. Важна формулировка задания и тема письменной работы. Если остановиться на задании, содержащем 100 слов, то в этот формат могут легко уложиться задания типа: напишите драббл на тему «Вопросы техносферной безопасности в фильме Шрек (для студентов, обучающихся по специальности «Техносферная безопасность»)». Тот же фильм можно использовать как ключ для драббла на тему «Строительные материалы, используемые в сказочном королевстве». Уже само название содержит юмористический подтекст, который может быть далее раскрыт в теле самого текста. Подобные задания были успешно использованы на занятиях по иностранному языку в Санкт-Петербургском государственном архитектурно-строительном университете [25].

Практические задания можно начать с названия драббла «Проблема земельного кадастра в фильме Шрек». Название (юмористический подтекст → использование специальной лексики).

После работы с названием драббла можно включить задания на ассоциации:

Task № 1. Take any two words that are not related in meaning, and try to gradually create a semantic associative chain leading from one to the other. Forexample, taxes → swamp (предполагая, что эта ассоциация может быть использована для написания драббла «Вопросы техносферной безопасности в фильме Шрек»;

Task № 2. Match the words “swamp”, “sulfur”, “field of sunflowers” with associations that are similar in one or more features (related to environmental safety).

Task № 3. Pick up associations that combine all the words at the same time. For example: cold, fiery ‒ castle, mountains, snakes.

Task № 4. Think of unusual associations. «Barrel ‒ water» is a common, expected association. What else can be stored in a barrel? Beer, amulet, note, key?

Задания для написания драббла можно встретить у различных исследователей. Они, в основном, направлены на исследование стилистических особенностях миниатюр, теоретическое изучение языкового материала, редактуру материала, литературоведческие аспекты миниатюры.

Есть задания, относящиеся к изучению русского языка как иностранного, которые содержат довольно подробное описание алгоритма работы с учебным материалом, разделяя процесс на три этапа): аналитический (осмысление текста, его идеи, структуры, восприятие коммуникативной ситуации, заданной в тексте); 2) конструктивный (осуществление редактирования, дополнения, завершения текста рассказа); 3) продуктивно творческий (написание собственных текстов) [18].

Работа с драбблами в техническом вузе имеет некоторые особенности. Помимо общих задач, которые ставятся при создании обычных драбблов, добавлено условие создания мини-рассказа по предъявляемой теме преподавателем или придуманной самими студентами, которая касается специализации студентов (строительство, архитектура, техносферная безопасность, экономика и др.). Такие задания должны содержать профессиональную лексику, уже само название, например, «EconomicSafetyofFairy-taleCreaturesinDuloc», «ArchitecturalStylesoftheBuildingsinDuloc» и т.д.

В этом может помочь даже формулировка самого задания.

Например, вместо «Прочитайте слова вслух за преподавателем» ‒ «Представьте, что вы маленький ребенок и только начинаете говорить. Повторите слова за взрослым. Задайте вопросы, если вам что-то непонятно». (Вопросы могут быть самыми неожиданными: Почему в слове «corps» 5 букв, но только 2 звука [kɔː]?».

Вместо «Расшифруйте сокращение DOD» можно использовать вопрос Как бы это расшифровал Шрек? – DonkeyofDuloc. А на самом деле? – DepartmentofDefence.

По-моему, вы разведчик. Вы получили шифровку. Догадайтесь, о чем она. cthesonusomeetingohnomississnowilldontakegoplacehomeonaloneMonday!

Заключение

Педагогические наблюдения показали, что эффективность формирования и дальнейшего развития творческого мышления студентов, о чем говорят многие исследователи [7],[16],[17],[28], не требует серьезной методической перестройки всей учебной работы, главное заключается в том, чтобы использовать различные методы и формы активного творческого характера, органично вплетающиеся в канву занятий.

По мнению И.П. Иванова, поставленный им эксперимент показал, что у студентов улучшились показатели познавательных процессов (восприятие, внимание, память, мышление), повысился уровень когнитивной готовности к развитию творческого мышления и уровень развитости способностей, включающий творческий потенциал студента и др. [17]. Не проводя собственное глубокое исследование, лишь опираясь на результаты опросов, анкетирования, а также на работы исследователей [7], [16], [17], [28], необходимо заметить, что общая положительная атмосфера занятий, чему способствует грамотная организация работы преподавателем, повышает уровень заинтересованности студентов к выполнению творческих заданий, создает положительный эмоциональный настрой в ходе работы.

Для иностранного языка один из аспектов образовательной деятельности в вузе, который имеет больше возможностей для творческой работы – это письмо. Письменная практика может носить творческий характер, что является необходимой составляющей языковой подготовки будущего специалиста.

Письмо и творческое мышление тесно связаны между собой. Креативная письменная практика в обучении иностранному языку имеет большое значение, позволяя раскрыть интеллектуальные способности студента, сохранить полученные в процессе его обучения знания, сформировать творческое мышление, позволяющее определять готовность изменяться, отказываться от стереотипного мышления.

В качестве материала для обучения письму могут использоваться драбблы, короткие миниатюры, имеющие свои правила написания. Именно эти правила могут служить основой для развития творческого мышления, т.к. включают задания, требующие тщательного осмысления, создания ассоциаций и участия в процессе различных мыслительных процессов, помогающих развить креативную составляющую личности студента.

Подводя итог всему вышесказанному, следует подчеркнуть, что задания творческого характера на занятиях по иностранному языку отличаются особой важностью и должны быть включены не только в план занятий, но и быть частью учебника или пособия.

Предложенный вариант упражнений творческого характера позволяет выявить критерии и показатели уровня сформированности творческих способностей студентов. Используя творческий подход к выполнению заданий, студенты учатся нестандартно мыслить, используя при этом информацию, полученную при изучении определенной специальной темы, что способствует развитию опыта креативной деятельности студентов, а значит, повышению качества знаний.

Конфликт интересов Не указан. Conflict of Interest None declared.

Список литературы / References

  1. Соколова Е.Е. Ассоциация / Е.Е. Соколова // Анкилоз — Банка [Электронный ресурс]. — 2005. — С. 381—382. — (Большая российская энциклопедия: [в 35 т.] / гл. ред. Ю.С. Осипов; 2004 — 2017, т. 2).
  2. Большая советская энциклопедия: в 30 т. / Гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М.: Сов. энцикл., 1969 – 1978.
  3. Большой энциклопедический словарь / гл. ред. А.М. Прохоров. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Большая Российская энциклопедия; Санкт-Петербург: Норинт, 1997, 1999, 2001, 2004. – 1456 с.: ил.
  4. Брокгауз и Ефрон: Биографии. Россия [Электронный ресурс]: энциклопедический словарь. — Прогр. — М. : Студия Колибри: Комптек: ElectroTECHMultimedia, 1997. — 2 эл. опт. диск (CD-ROM) : цв., зв. + 1 бр. — Систем. требования: 486 DX-2/66, ЗВ. КАРТА; WINDOWS 95; 16 MBRAM; 8-XCD-ROM; P 120 MHZ].
  5. Всероссийская олимпиада школьников. Заключительный этап. [Электронный ресурс] – 2019. ‒ URL: https://olimpiada.ru/vos2019/engl(дата обращения: 15.04.22).
  6. Галиаскарова Н.Г. Мультилингвальное обучение как эффективное средство достижения профессиональной реализации личности / Н.Г. Галиаскарова // Современная педагогика. [Электронный ресурс] / 2014. № 5. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/05/2414 (дата обращения: 15.04.22).
  7. Галкина Е.Н. Развитие творческого мышления студентов в процессе изучения естественно-научных дисциплин / Е.Н. Галкина // Мир науки. Педагогика и психология. — 2019 №2.
  8. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам / Н.Д. Гальскова; Пособие для учителя. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: АРКТИ, 2003. ‒192 с.
  9. Гец М.Г. Обучение студентов языкового вуза творческой письменной речи в контексте межкультурной коммуникации (английский язык): дис. канд. пед. наук / М.Г. Гец. – Минск, 2003. – 184 с.
  10. Гинзбург Л.Я. О психологической прозе / Л.Я. Гинзбург. ‒ Л.: Изд-во: Художественная литература, 1971. – 49 с.
  11. Голубина К.В. Смыслопорождающий потенциал гибридных жанров (на материале англоязычных рассказов-миниатюр / К.В. Голубина // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. № 18 (816). ‒ С. 63-73.
  12. Груздева М.В. Развитие творческого потенциала студентов внеязыковом вузе на занятиях по иностранному языку / М.В. Груздева, М.Г. Газилов, Н.Ю. Логинова и др. ‒ 2021 Т.15 №4 с.66 –76
  13. Гузь Ю.А. Творческое письмо как средство повышения мотивации учащихся в обучении иностранному языку / Ю.А. Гузь, Т.О. Титова. [Электронный ресурс].URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/12/61323 (дата обращения: 15.04.22).
  14. Дидрих А.В. Особенности формирования творческих способностей у студентов на занятиях по иностранному языку / А.В. Дидрих, А.В. Кочкинекова //Мир науки, культуры, образования. № 3 (70), 2018. ‒ С. 200-202.
  15. Дучко А.Н. Развитие творческого мышления студентов в процессе обучения иностранному языку посредством креативного письма / А.Н. Дучко, Е.Ю. Кошель, Е.Г. Рура // Вестник Томского государственного педагогического университета, [Электронный ресурс], 2014. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-tvorcheskogo-myshleniya-studentov-v-protsesse-obucheniya-inostrannomu-yazyku-posredstvom-kreativnogo-pisma (дата обращения: 16.04.22).
  16. Жолдасбеков А.А. Развитие креативного мышления студентов в процессе обучения / А.А. Жолдасбеков, К.Ж. Ажибеков, Мамбетов и др. // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 2-2. – С. 136-137
  17. Иванов И.П. Развитие творческого мышления студентов в условиях проблемно-деятельностного обучения / И.П. Иванов. 2002. ‒ 170 с.
  18. Лаухина С.С. Творческая работа над рассказами в жанре «drabble» на уроках русского языка как средство развития связной монологической речи курсантов / С.С. Лаухина // Материалы VII Международной научно-методической конференции. ‒ Омск: Изд‒во: Омский автобронетанковый инженерный институт, 2021. – С. 215‒220
  19. Лебедева М.Н. К вопросу и жанровой специфике shortshortstory/ М.Н. Лебедева // Вестник Тверского государственного университета. – Тверь: ТвГУ, 2015, № 1. ‒ С. 324 -327.
  20. Лебедева М.Н. Микрожанры современной прозы / М.Н. Лебедева. ‒ Автореферат диссертации … канд. филолог. наук. ‒ Тверь, 2016. – 26 с.
  21. Майская Д.М. Текст в 100 ненужных слов / Д.М. Майская. [Электронный ресурс]. URL: https://proza.ru/2021/04/15/1832 (дата обращения: 16.04.22).
  22. Новейший философский словарь: 3-е изд., исправл. - Мн.: Книжный Дом, 2003. ‒1280 с.
  23. Пирматов С. Роль творческой деятельности студента в процессе обучения / С. Пирматов // Журнал Наука и образование сегодня, 2020; [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-tvorcheskoy-deyatelnosti-studenta-v-protsesse-obucheniya (дата обращения: 16.04.22).
  24. Полежаева П. Как написать драббл? / П. Полежаева. [Электронный ресурс]. URL: https://pechorin.net/articles/view/kak-napisat-drabbl (дата обращения: 16.04.22).
  25. Сайт Chir-sreda.ru – Идеи. [Электронный ресурс]. URL: https://chir-sreda.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=430 (дата обращения: 16.04.22).
  26. Самые короткие в мире рассказы, но сколько смысла, чувств, образов… [Электронный ресурс]. URL: https://astori-18.livejournal.com/4190801.html (дата обращения: 16.04.22).
  27. Синицын Е. Что такое ассоциативное мышление. Сила ассоциативных связей для творческого мышления. Как развить ассоциативное мышление / Е. Синицын, О. Синицына. [Электронный ресурс]. URL: https://angaraleshoz.ru/home-from-a-bar/chto-takoe-associativnoe-myshlenie-sila-associativnyh-svyazei-dlya/ (дата обращения: 16.04.22).
  28. Супрун Л.И. Развитие творческого мышления студентов в ходе учебного процесса / Л.И. Супрун, Е.Г. Супрун // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 9-12. – С. 2769-2773 и др.],
  29. Тутатчикова И.Н. Методика обучения письменной речи на английском языке на первом курсе языкового вуза с использованием печатного пособия и компьютерной программы / И.Н. Тутатчикова: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02: Москва, 2003. ‒ 158 c.
  30. Упражнения на развитие ассоциативного мышления. Тест на ассоциативное мышление. [Электронный ресурс]. URL: https://coppershop.ru/how-to-choose/uprazhneniya-na-razvitie-associativnogo-myshleniya-test-na.html (дата обращения: 16.04.22).
  31. Устинина Г.Ф. Творчество на занятиях иностранного языка как фактор повышения конкурентоспособности будущих специалистов / Г.Ф. Устинина // Современная педагогика. 2014. № 10.[Электронный ресурс]. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2014/10/2721. (дата обращения: 16.04.22).
  32. Что такое драббл? [Электронный ресурс]. URL: https://zen.yandex.ru/media/id/5d3eb5021ee34f00aed78301/chto-takoe-drabbl-5d429688e854a900af13db36. (дата обращения: 16.04.22).
  33. Шамсиева А.А. Формирование творческой самостоятельности студентов в процессе обучения иностранному языку в неязыковых вузах / А.А. Шамсиева: дис ... канд. пед. наук: 13.00.01. ‒ Казань, 2005. ‒ 226 с.
  34. 55 Fiction: Writing a short short story. [Electronic resource]. URL: https://clck.ru/h7hWR (accessed: 16.04.22).
  35. The world's shortest stories of love and death / Moss Steve, John M. Daniel, eds.. Philadelphia: Running Press. 1999.

Список литературы на английском языке / References in English

  1. Sokolova E.E. Associaciya [Association] / E.E. Sokolova // Ankiloz — Banka [Electronic resource] — 2005. — 381—382. — (Bol'shaya rossijskaya enciklopediya [The Great Russian Encyclopedia]: [in 35 vol.] / editor-in-cief Yu.S. Osipov; 2004 — 2017, vol. 2).
  2. Bol'shaya rossijskaya enciklopediya [The Great Russian Encyclopedia]: in 30 vol. / editor-in-chief A.M. Prohorov. — 3rd edition. — М.: Sovetskaya enciklopediya publishing house., 1969 – 1978. [in Russian]
  3. Bol'shoj enciklopedicheskij slovar' [The Great Encyclopedic Dictionary] / editor-in-chief A.M. Prohorov. – 2nd edition, revised and expanded – Moscow: Bol'shaya Rossijskaya enciklopediya [The Great Russian Encyclopedia]; Saint Petersburg: Norint piblishing house, 1997, 1999, 2001, 2004. – 1456 p.
  4. Brokgauz i Efron: Biografii. Rossija [Brockhaus and Efron. Biographies]. Russia [Electronic resource]: encyclopedic dictionary. — Progr. — M.: Kolibri Studio: Comptech: ElectroTECH Multimedia, 1997. — 2 el. opt. disk (CD-ROM): cl. sn. + 1 br. — System requirements: 486 DX-2/66, snd. CARD; WINDOWS 95; 16 MB RAM; 8-X CD-ROM; P 120 MHZ].
  5. Vserossijskaja olimpiada shkol'nikov. Zakljuchitel'nyj jetap [The All-Russian School Olympiad. Final stage]. [Electronic resource] – 2019. ‒ URL: https://olimpiada.ru/vos2019/engl (accessed: 15.04.22). [in Russian]
  6. Galiaskarova N.G. Mul'tilingval'noe obuchenie kak effektivnoe sredstvo dostizheniya professional'noj realizacii lichnosti [Multilingual education as an effective means of personal professional fulfillment] // Sovremennaya pedagogika [Modern pedagogy]. [Electronic resource] / 2014. № 5. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/05/2414] (accessed: 15.04.22). [in Russian]
  7. Galkina E.N. Razvitie tvorcheskogo myshleniya studentov v processe izucheniya estestvenno-nauchnyh disciplin [Creative thinking development of students in science sujbects] / E.N. Galkina // Mir nauki [World of science]. Pedagogika i psihologiya [Pedagogy and psychology]. — 2019 №2. [in Russian]
  8. Gal'skova N.D. Sovremennaya metodika obucheniya inostrannym yazykam [Modern methodology of language learning]. / N.D. Gal'skova Teaching manual. - 2nd edition., revised. and enlarged. - M.: ARKTI publishing house, 2003. ‒ 192 p. [in Russian]
  9. Gec M.G. Obuchenie studentov yazykovogo vuza tvorcheskoj pis'mennoj rechi v kontekste mezhkul'turnoj kommunikacii (anglijskij yazyk) [Teaching students creative writing in terms of intrer-cultural communication]: dis. for PhD in Pedagogical Sciences / M.G. Gec. – Minsk, 2003. – 184 p.[in Russian]
  10. Ginzburg L.YA. O psihologicheskoj proze [On Psycological prose] / L.YA. Ginzburg. ‒ L.: Hudozhestvennaya literatura publishing house, 1971. – 449 p. [in Russian]
  11. Golubina K.V. Smysloporozhdayushchij potencial gibridnyh zhanrov (na materiale angloyazychnyh rasskazov-miniatyur [Meaning-generating potential of hybrid genres (on material of English short stories)] / K.V. Golubina // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta [Bulletin of MSLU]. Gumanitarnye nauki [Humanitarian sciences]. № 18 (816). ‒ P. 63-73.[in Russian]
  12. GruzdevaM.V. KostovarovaRazvitietvorcheskogopotencialastudentovvneyazykovomvuzenazanyatiyahpoinostrannomuyazyku. [Development of creative potential of students of non-linguistic universities during language classes] / M.V. Gruzdeva, M.G. Gazilov et al. ‒ 2021 Vol.15 №4 p.66 –76. [in Russian]
  13. Guz' Yu.A. Tvorcheskoe pis'mo kak sredstvo povysheniya motivacii uchashchihsya v obuchenii inostrannomu yazyku [Creative writing as a means to increase motivation of language-learning students] / Yu.A. Guz', T.O. Titova. [Electronic resource] / URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/12/61323 (accessed: 15.04.22). [in Russian]
  14. Didrih A.V. Osobennosti formirovaniya tvorcheskih sposobnostej u studentov na zanyatiyah po inostrannomu yazyku [Specifics of students creativity formation in language classes] ISSN 1991-5497. / A.V. Didrih, A.V. Kochkinekova // Mir Nauki, Kul'tury, Obrazovaniya [World of science, culture, education]. № 3 (70), 2018. ‒ P. 200-202. [in Russian]
  15. Duchko A.N. Razvitie tvorcheskogo myshleniya studentov v processe obucheniya inostrannomu yazyku posredstvom kreativnogo pis'ma / A.N. Duchko, E.YU. Koshel', E.G. Rura // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Development of creative thinking of students while learning foreign language thorugh creative writing], [Electronic resource], 2014. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-tvorcheskogo-myshleniya-studentov-v-protsesse-obucheniya-inostrannomu-yazyku-posredstvom-kreativnogo-pisma (accessed: 16.04.22). [in Russian]
  16. Zholdasbekov A.A. Razvitie kreativnogo myshleniya studentov v processe obucheniya [Development of creative thinking of students while learning] / A.A. Zholdasbekov, K.Zh. Azhibekov, K.Zh. Mambetov et al. // Mezhdunarodnyj zhurnal eksperimental'nogo obrazovaniya [International journal of experimental education]. – 2015. – № 2-2. – P. 136-137. [in Russian]
  17. Ivanov I.P. Razvitie tvorcheskogo myshleniya studentov v usloviyah problemno-deyatel'nostnogo obucheniya [Development of creative thinking of students while problem-active learning] / I.P. Ivanov, 2002. ‒ 170 p. [in Russian]
  18. Lauhina S.S. Tvorcheskaya rabota nad rasskazami v zhanre «drabble» na urokah russkogo yazyka kak sredstvo razvitiya svyaznoj monologicheskoj rechi kursantov [Creative work on drabble stories in the Russian language classes as a means for development of coherent mological speech of cadets] / S.S. Lauhina // Materialy VII Mezhdunarodnoj nauchno-metodicheskoj konferencii [Materials VII International scientific methodological conference]. ‒ Omsk: Omsk Institute of Autoarmored Engineering publishing house, 2021. – P. 215‒220. [in Russian]
  19. Lebedeva M.N. K voprosu i zhanrovoj specifike short story [On question and short story genre specifics] / N. Lebedeva // Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Tver State University]. – Tver: TvSU, 2015, № 1. ‒ P. 324 -327. [in Russian]
  20. Lebedeva M.N. Mikrozhanry sovremennoj prozy [Microgenres of modern prose] / M.N. Lebedeva. ‒ Autoabstract of dis. for PhD in Philology. ‒ Tver, 2016. – 26 p. [in Russian]
  21. Majskaya D.M. Tekst v 100 nenuzhnyh slov [Text in a hundred unnecessary words] / D.M. Majskaya. [Electronic resource] URL: https://proza.ru/2021/04/15/1832 (accessed: 16.04.22). [in Russian]
  22. Novejshij filosofskij slovar' [The newest philosophical dictionary]: 3rd edition, revisited - M.:Knizhnyj Dom publishing house, 2003. ‒1280 p. [in Russian]
  23. Pirmatov S. Rol' tvorcheskoj deyatel'nosti studenta v processe obucheniya [Creative activity in learning] [Electronic resource]. / S. Pirmatov // Zhurnal Nauka i obrazovanie segodnya [Journal science and education today], 2020: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-tvorcheskoy-deyatelnosti-studenta-v-protsesse-obucheniya (accessed: 16.04.22). [in Russian]
  24. Polezhaeva P. Kak napisat' drabbl? [How to write a drabble?] / P. Polezhaeva. [Electronic resource] URL: https://pechorin.net/articles/view/kak-napisat-drabbl (accessed: 16.04.22). [in Russian]
  25. Site Chir-sreda.ru – Idei [Ideas]. [Electronic resource]. URL: https://clck.ru/h7hRd (accessed: 16.04.22). [in Russian]
  26. Samye korotkie v mire rasskazy, no skol'ko smysla, chuvstv, obrazov… [The shortest stories in the world, but so much meaning, feelings, images...] [Electronic resource]. URL: https://astori-18.livejournal.com/4190801.html (accessed: 16.04.22). [in Russian]
  27. Sinicyn E. CHto takoe associativnoe myshlenie. Sila associativnyh svyazej dlya tvorcheskogo myshleniya. Kak razvit' associativnoe myshlenie [What is associative thinking. Associative ties for creative thinking. How to develop associative meaning] / E. Sinicyn, O. Sinicyna. [Electronic resource]. URL: https://angaraleshoz.ru/home-from-a-bar/chto-takoe-associativnoe-myshlenie-sila-associativnyh-svyazei-dlya/ (accessed: 16.04.22). [in Russian]
  28. Suprun L.I. Razvitie tvorcheskogo myshleniya studentov v hode uchebnogo processa [Development of creative thinking of students while learning] / L.I. Suprun, E.G. Suprun // Fundamental'nye issledovaniya [Fundamental research]. – 2014. – № 9-12. – P. 2769-2773 et al. [in Russian]
  29. Tutatchikova I.N. Metodika obucheniya pis'mennoj rechi na anglijskom yazyke na pervom kurse yazykovogo vuza s ispol'zovaniem pechatnogo posobiya i komp'yuternoj programmy [Method of teaching of English writing in the first year with printed manual and computer soft] / I.N. Tutatchikova: dis. for PhD in Pedagogcal Sciences: 13.00.02: Moscow, 2003. ‒ 158 p. [in Russian]
  30. Uprazhneniya na razvitie associativnogo myshleniya [Exercises for associative thinking development] Test na associativnoe myshlenie [Associative thinking test]. [Electronic resource] URL: https://coppershop.ru/how-to-choose/uprazhneniya-na-razvitie-associativnogo-myshleniya-test-na.html (accessed: 16.04.22). [in Russian]
  31. Ustinina G.F. Tvorchestvo na zanyatiyah inostrannogo yazyka kak faktor povysheniya konkurentosposobnosti budushchih specialistov [Creative work in language classes as means for enhancing competitiveness of future specialists] / G.F. Ustinina // Sovremennaya pedagogika [Modern pedagogy]. 2014. № 10 [Electronic resource]. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2014/10/2721. (accessed: 16.04.22). [in Russian]
  32. Chto takoe drabbl? [What is a drabble?] [Electronic resource] URL: https://zen.yandex.ru/media/id/5d3eb5021ee34f00aed78301/chto-takoe-drabbl-5d429688e854a900af13db36. (accessed: 16.04.22).
  33. Shamsieva A.A. Formirovanie tvorcheskoj samostoyatel'nosti studentov v processe obucheniya inostrannomu yazyku v neyazykovyh vuzah [Formation of students' creative independence in the process of teaching a foreign language in non-linguistic universities] / A.A. Shamsieva. dis. for PhD in Pedagogical Science: 13.00.01. ‒ Kazan, 2005. ‒ 226 p. [in Russian]
  34. 55 Fiction: Writing a short short story. [Electronic resource]. URL: https://clck.ru/h7hWR (accessed: 16.04.22).
  35. The world's shortest stories of love and death / Moss Steve, John M. Daniel, eds.. Philadelphia: Running Press. 1999.