Pages Navigation Menu

ISSN 2227-6017 (ONLINE), ISSN 2303-9868 (PRINT), DOI: 10.18454/IRJ.2227-6017
ПИ № ФС 77 - 51217, 16+

Пред-печатная версия
() Искать в Google Scholar
Цитировать

Цитировать

Электронная ссылка | Печатная ссылка

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.
Шилехина М. С. ДИЗАЙН-МЫШЛЕНИЕ, КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ В РАМКАХ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ СО СТУДЕНТАМИ / М. С. Шилехина // Международный научно-исследовательский журнал. — 2020. — №. — С. . — URL: https://research-journal.org/pedagogy/dizajn-myshlenie-kak-sposob-formirovaniya-sociokulturnoj-gorodskoj-sredy-v-ramkax-organizacii-proektnoj-raboty-so-studentami/ (дата обращения: 30.10.2020. ).

Импортировать


ДИЗАЙН-МЫШЛЕНИЕ, КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ В РАМКАХ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ СО СТУДЕНТАМИ

Шилехина М.С.

Старший преподаватель, Тольяттинский государственный университет

ДИЗАЙН-МЫШЛЕНИЕ, КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ В РАМКАХ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ СО СТУДЕНТАМИ

Аннотация

В статье рассматриваются результаты внедренной  проектной  программы для студентов дизайнеров ориентированной на формирование социальной ответственности будущего специалиста перед обществом. Данная программа разработана на базе методологии «дизайн-мышления», которая помогает дизайнеру управлять творческим процессом, ориентироваться в первую очередь на потребителя и непосредственно взаимодействовать с исследуемой средой, в контексте данного исследования – со социокультурной средой г. Тольятти. Также рассматривается роль современного дизайнера в обществе и перспективы, которые открывает «дизайн-мышление» для будущего специалиста.

Ключевые слова: дизайн-мышление, дизайн-образование, социокультурная городская среда, дизайн, проектная работа.

Shilekhina M.S.

Assistant professor, Togliatti State University

DESIGN-THINKING AS WAY OF FORMATION OF THE SOCIOCULTURAL URBAN ENVIRONMENT WITHIN THE ORGANIZATION OF THE PROJECT WORK WITH STUDENTS

Abstract

The article discusses the results of the implemented design programs for students designers, which aimed at the formation of social responsibility to the society of the future specialist. This program is developed based on the methodology of “design thinking” that helps designers manage the creative process focused primarily on the consumer and to interact directly with the study environment in the context of this study – with the socio-cultural environment in the city of Togliatti. Also discusses the role of contemporary designer in society and the prospects offered by “design thinking” for the future specialist.

Keywords: design thinking, design, education, socio-cultural urban environment, design, project work.

По словам Виктора Папенека, известного теоретика и практика в области дизайна и архитектуры, дизайн в современном мире должен стать новаторским творческим инструментом, действительно нужным человеком и в первую очередь должен быть ориентирован на исследование. Современный дизайн в значительной мере удовлетворяет только мимолетные желания, в то время как подлинные потребности человека часто остаются без внимания. Удовлетворить экономические, психологические, духовные, социальные, технологические и интеллектуальные запросы человека обычно сложнее, так как они  чаще всего не лежат на поверхности и не так выгодно, как тщательно спланированные и подающиеся манипуляции «желания», насаждаемые обычаем и модой [1, С.20,47].  В последнее время появился огромный выбор материалов, способов их использования, но отсутствие каких-либо моральных, социальных и культурных ограничений  провоцирует дизайн и искусство на постоянную гонку за новизной и желанием дизайнера удивить аудиторию, что становится главной целью, подменяя социальную миссию дизайна и снижая ответственность дизайнера перед обществом. Эта тенденция напоминает созданную Германом Гессе в повести «Игра в бисер» искусственную реальность, которая провоцирует людей на бегство от окружающего мира в угоду служению небольшому избранному кругу  людей [1, С.75]. В связи с данной тенденцией дизайн-образование должно воспитывать в будущем специалисте социальную ответственность перед обществом и мотивировать на формирование желания у студентов дизайнеров выявить истинные подлинные потребности человека и использование своих профессиональных навыков и знаний на удовлетворение подлинных общественных и человеческих нужд. В данной статье предлагаются к рассмотрению результаты внедренной  проектной  образовательной программы ориентированной на решение вышеперечисленных задач. В основу данной программы положена методология, которая успешно применяется в современной проектной деятельности – дизайн-мышление, которая позволяет грамотно структурировать проектную работу, и учитывает специфику работы дизайнера с исследуемой средой. Разработанная проектная программа формирует умение решать основную задачу дизайнера – трансформацию среды обитания человека, его орудия и, опосредованно, самого человека [1, С.60].

Роль «дизайн-мышления» в современном бизнесе и дизайн-образовании

В современном бизнесе одним из базовых требований к дизайнеру  выдвигается  требование владения «дизайн-мышлением». «Дизайн-мышление»  – это комплекс методологических и мировоззренческих установок, применение которых в процессе реального проектирования позволяет создать  уникальные дизайн-продукты, ориентированные на удовлетворение подлинных потребностей общества. Также применение методов «дизайн-мышления» позволяет организовывать  «творческие процессы» командной работы. «Дизайн-мышление», как подход для создания инновационных решений распространился в бизнес-среде  в 1980-х годах благодаря  работам команды IDEO , а именно  основателю компании IDEO и профессору Стэнфордского университета – Дэвиду Келли. «Дизайн-мышление»  –  инструмент, с помощью которого можно проектировать будущее. Изначально методологический инструментарий «дизайн-мышления» использовался  в рамках решения сложных комплексных задач создания и разработки продуктов,  но в процессе распространения данной методологии практика «дизайн-мышления» распространилась на разработку и применение бизнес-моделей,  организации проектной работы и т.д. Синтетический склад ума – вот что компании-лидеры пытаются найти в специалистах. В результате данных изменений, востребованность в специалистах, владеющих данным подходом и являющихся носителем «дизайн-мышления» за последние пять лет только увеличивается, что повышает актуальность данной темы и значения внедрения технологии проектного подхода «дизайн-мышления» в образовательную современную среду. Данная ситуация требует от современного дизайнера владение необходимыми компетенциями не только в узкоспециализированной области дизайна, но и на пересечении с другими дисциплинами, такими как коммуникация, проектной деятельность, менеджмент, маркетинг, психология  и финансы. Формат стратегического дизайна задает определенные требования к дизайнеру-выпускнику, и только специалисты, владеющие новым системным мышлением,  могут вписаться в современный мир дизайн – стратегий. Данную тенденцию отмечают профессионалы  и работодатели в Европе, США, Австралии и Новой Зеландии, все они выражают потребность в разноплановых специалистах.  Мировое сообщество образовательных учреждений в области дизайн-образования реагирует на эти изменения,  внедряя междисциплинарный подход в формировании образовательных программ,  и выводит  следующую образовательную задачу на первый план:  формирование у будущего специалиста дизайнера  системного «дизайн-мышления» [2, С.79]. Лидером в области внедрения новых подходов в рамках дизайн-образования является дизайн-школа в Стэнфорде. Проблема внедрения нового подхода к дизайн-образованию в том, что изменения носят точечный характер и охватывают лишь некоторые страны. Также не выявлены точные методы оценки обучения дизайнеров нового типа. Проблема современной ситуации российского дизайн-образования в отсутствии системного подхода к процессу формирования дизайн-мышления у студентов дизайнеров и наличие нужных организационных факторов в рамках высшей школы, которые позволят организовать  эффективный проектный процесс.

Результаты прикладных исследований на базе Тольяттинского государственного университета использования «дизайн-мышления», как способа организации проектной работы и формирования социокультурной среды г.Тольятти.

В рамках учебных курсов: «Менеджмент и маркетинг в дизайне», «Техники и практики коммуникации», «Дизайн и рекламные технологии», «Основы проектной деятельности», «Социокультурная деятельность», «Проектирование в графическом дизайне», которые проводились на базе ТГУ (г. Тольятти), на кафедре «Дизайн и инженерная графика» с 2008 по 2014гг. со студентами  дизайнерами  были реализованы проекты, разработанные с использованием современного проектного метода «дизайн-мышления». Разработчиком и организатором данных проектных программ является старший преподаватель кафедры Шилехина М.С.. Все проектные задания, выполняемые в рамках данных курсов ориентированы на формирование социокультурной среды г. Тольятти, так данное условие способствует формированию социальной ответственности студентов дизайнеров перед обществом, в котором они профессионально реализуются. Поэтому изучение общества, выявление его подлинных потребностей, является основной задачей образовательной проектной программы. Также важно, чтобы студенты дизайнеры  активно внедрялись и формировали молодежную социокультурную  городскую среду. В Тольятти проживает 172 300 молодых людей в возрасте 17-30 лет. В Тольятти пять вузов, старейшим из них является Тольяттинский государственный университет. Работают несколько научно-исследовательских институтов. Действуют музеи, театры, городской симфонический оркестр, филармония. В городе три высших учебных заведения выпускают специалистов в области дизайна городской среды. Также,  территориальная близость к  г. Самаре, создает единое профессиональное пространство, что позволяет тольяттинской молодежи учиться в Самарских вузах и участвовать в самарских проектах. В г.Тольятти постоянно проводятся мероприятия, ориентированные на молодежную аудиторию: музыкальные фестивали, форумы, арт-проекты и т.д. Большинство проектов носит развлекательный характер. Молодежь города нуждается в образовательных практикоориентированных проектах, которые позволят молодым людям города профессионально развиваться и самостоятельно формировать социокультурную городскую среду, активно формируя и проявляя собственную профессиональную позицию.

Разработанная  проектная образовательная программа решает следующие проблемы:

  1. Проблема в отсутствии сформированной социокультурной среды в рамках г. Тольятти  для реализации творческого профессионального потенциала молодых людей. По результатам социологических опросов в г. Тольятти 70% молодых людей хотят уехать из города, но готовы остаться в городе, если будет возможность профессионального роста и при условии достойной зарплаты. Притом, что в городе множество проектов ориентированных на молодежную аудиторию, все они носят развлекательный характер и в итоге не формируют профессиональную среду для студентов и выпускников города.
  2. Проблема в присутствии в России стереотипа восприятия профессии «дизайнер», как специалиста, который, который визуализирует чужые идеи. Данный стереотип  восприятия профессии дизайнера, существует также в профессиональной среде г.Тольятти и мешает занять выпускникам достойное место и профессионально развиваться. Проект способствует пропаганде грамотного использования  потенциала дизайна и  дизайн-подхода к проектированию городской среды в реальных российских условиях на примере г. Тольятти.
  3. Проблема в возникновении  междисциплинарных барьеров в рамках процесса проектирования. Данная  проблема существует, в связи с узкоспециализированной системой образования, в которой отсутствуют междисциплинарные пересечения студентов в рамках проектной деятельности. В связи с этим у будущих специалистов отсутствуют навыки междисциплинарной коммуникации. Также  образовательные  услуги  высших учебных заведений  не ориентированы на формирование практических навыков студентов и не способны смоделировать реальную рабочую среду для будущих специалистов.
  4. Проблема низкого уровня  нравственной и общественной ответственности дизайнера перед обществом. Данная проблема существует, так как часто дизайн-образование не связано с реальными потребностями общества. Студенты дизайнеры существуют в своем сконструированном внутри образовательного процесса искусственном мире, не зная реальных проблем различных слоев населения и слабо владея коммуникационными навыками взаимодействия с целевой аудиторией. Любая попытка выделить дизайн в нечто обособленное, превратить его в вещь в себе работает против дизайна, как первичной базовой матрицы жизни [1, С. 35].

В результате проведенного автором  данной статьи анализа существующих подходов к формированию дизайн-мышления были сделаны следующие выводы: «дизайн-мышление», как метод проектирования инновационных продуктов чаще всего используется только как набор методологических инструментов. На основании данного анализа, можно выявить проблему в отсутствии системы формирования дизайн-мышления, в рамках образовательных дисциплин, как системного мышления способного грамотно и эффективно использовать инструментарий проектного подхода «дизайн мышления». Таким образом, элементом новизны в данном научном исследовании является разработка проектной программы, которая способствует формированию дизайн-мышления у студентов дизайнеров в рамках ряда образовательных  дисциплин высшей школы. Также данная проектная программа  позволит повысить эффективность использования современного подхода к проектированию инновационных продуктов – «дизайн-мышлению» и способствует активному формированию социокультурной среды г.Тольятти.  Для разработки данной системы были выявлены и проанализированы следующие методологические принципы, характеризующие  процесс «дизайн-мышления»: эффективная рабочая среда, междисциплинарный характер проектной работы, фокусирование на потребностях потребителя, практико-ориентированное проектирование, прототипирование и тестирование прототипа, целостный подход к проектированию продукта.    Далее выделяются и рассматриваются характерные особенности функционирования данных принципов и применение их в образовательном контексте.

Эффективная рабочая среда. Создание эффективного рабочего пространства  в контексте образовательных курсов одна из важнейших задач в организации проектных процессов «дизайн-мышления». Одним из самых главных критериев такого пространства  является способность к трансформации под конкретную  задачу проектной деятельности, то есть пространство должно быть в первую очередь мобильным. На каждом этапе процесса «дизайн-мышления»  решаются кардинально разные по характеру задачи, и поэтому рабочая среда, в которой исследовательская команда решает эти задачи, должна  провоцировать проектную команду на эффективную работу. Так как студенты проходят  обучение в  рамках учебного плана,  нужно было адаптировать требования к рабочей среде под конкретный временной график.  Поэтому рабочее пространство трансформируется  каждый раз под конкретный этап на время проведения каждого занятия учебного курса. Во время проведения дизайн-исследований студенты находились  во внешней городской среде, той которую они исследуют, где  находится их целевая аудитория. Поэтому рабочее пространство перемещается в город, это очень важный фактор для студентов, как для будущих специалистов, для того  чтобы студенты ощущали городское пространство, как поле для исследований, занимали бы к городу активную социальную позицию. Мобильность пространства позволяет сформировать экспериментальный характер работы над проектом. Также важно чтобы проектные команды имели бы доступ к собственному рабочему пространству в любое свободное время, что трудно организовать в рамках высшей школы.

Междисциплинарный характер проектной деятельности. Современная ситуация все чаще требует разработки сложных междисциплинарных проектов и применения в них творческих методов и подходов. Дизайн представляет собой набор базовых специфических инструментов и подходов, необходимых для подобных проектов, что подтверждается практикой последних лет. Для того  чтобы междисциплинарный характер командной работы увеличивал эффективность проектной работы каждому члену такой команды важно иметь знания и опыт в двух измерениях: обладать  специальными профессиональными навыками, нужными в проектировании конкретного продукта и опытом работы на пересечении нескольких профессиональных дисциплин[3, С 36]. В рамках  данной проектной программы студенты получают опыт проектной работы на пересечении различных дисциплин, таких как: дизайн среды, графический дизайн маркетинг, менеджмент, коммуникация, этнография, технологические знания, антропология. Также в области данных дисциплин проводятся в рамках учебных курсов лекционные и практические занятия. Психологический контекст командной работы в рамках образовательного курса включает в себя эмоциональное состояние людей, которое влияет на общее состояние командной работы. Преподаватель учебного курса должен  формировать атмосферу оптимизма среди членов команд, основанную на доверии друг другу и способствующую созданию культуры экспериментирования.  Также на преподавателе лежит важная задача: формирование понимания важности владения для дизайнера  навыком работы в команде. Так как дизайнеры, которые решают сложные проблемы, обречены на работу в команде, в раках которой они кроме выполнения своих профессиональных задач, должны брать на себя роль своеобразного «коммуникационного моста» между другими членами команды. Часто дизайнер оказывается единственным, кто может разговаривать на разных профессиональных языках, беря на себя роль «переводчика» в команде [1,С.60]. Таким образом, дизайнер является синтезатор команды, объединяя все профессиональные задачи в единое целостное проектное поле.

Фокус на потребностях потребителя.  Выявление потребностей потребителей основывается на наблюдении и тестировании потребителей  в естественных для них условиях и является базовым этапом в проектной деятельности, на котором далее выстраиваются все основные этапы. Ключевым навыком на этом этапе является навык владение эмпатией, который позволяет исследователю поставить  себя на место потребителя. Такой тип исследования называется – дизайн-исследование. Отличие дизайн-исследований от традиционных маркетинговых исследований  в том, что дизайн-исследования проводятся в  реальных естественных условиях, дизайнеры предпочитают проводить контекстные наблюдения, проживать жизнь своего потребителя во всей ее целостности и многообразии. Миссия дизайн-исследований в  тотальном погружении в реальность и внимательность к повседневности и к обычному человеку с целью выявление «скрытых» потребностей. В рамках учебных курсов были разработаны и проводились практические и лекционные занятия формирующие нужные навыки для проведения дизайн-исследований.

Практико-ориентированное проектирование.  Проектирование в рамках проектного подхода  «дизайн-мышления» максимально ориентировано на реальные задачи и работает с проведением исследований в реальных условиях. Поэтому перед студентами ставятся реальные  практические задачи, а именно исследование городской среды  и людей, проживающих в этой среде.  Проектные задачи ставятся в зависимости от тематического направления каждого конкретного учебного курса.  В рамках учебного курса «Менеджмент и маркетинг в дизайне» проектным группам нужно разработать проект инновационного продукта для конкретной целевой аудитории г.Тольятти. В рамках учебного курса «Техники и практики коммуникации» студентам нужно провести городское событие любого масштаба, организовав коммуникацию как внутри команды, так и между городом и событием. В рамках учебного курса «Дизайн и рекламные технологии»  проектным группам нужно провести событие, которое  рекламировало бы студентов как специалистов, и разработать PR-компанию к событию. В рамках учебного курса «Социокультурное проектирование» проектным командам студентов нужно разработать социокультурную программу и провести событие, которое  работает над решением проблемы  в социальной среде г. Тольятти. Таким образом,  все учебные дисциплины базируются изучение студентами дизайнерами реальной  городской среды и выстраивания с ней грамотную и эффективную коммуникацию.

Прототипирование  и тестирование прототипа.  Прототип идеи ускоряет понимание всех деталей и функций продукта, а также позволяет избежать ошибок на более поздних этапах разработки и внедрения продукта. В рамках данных  учебных  курсов  студенты в командах обязательно должны пройти этап прототипирования  и тестировать прототип в реальных условиях использования будущего продукта потенциальным потребителем. Важно, чтобы  после тестирования прототипов проектные команды учли все замечания целевой аудитории и изменили прототип.

Целостный подход к проектированию нового продукта. Описание всего процесса – от создания продукта до его продажи – дает возможность найти сильные и слабые узлы в проекте.  В рамках данных учебных  курсов  проектные команды студентов проходят все этапы от выявления проблемы  до создания и продвижения продукта. Структура учебных  курсов выстроена на основе стэнфордского процесса «дизайн-мышления», который состоит из  пяти взаимосвязанных этапов: «Понимание», «Фокус», «Идеи», «Прототип», «Тест»  [4].  Данный процесс не является линейным, а имеет под собой цикличную  структуру. Причина цикличной, нелинейной структуры такого пути заключается в том, что «дизайн-мышление» в основе своей – процесс исследовательский [3, С26]. Данный процесс обладает высокой степенью сложности для студентов и для преподавателя, так как прохождение курса является успешным, только если проект является реализованным и студенты сталкиваются с множеством реальных проблем, с которыми бы они не столкнулись, изучив  только теоретический материал курса. Преподаватель в данном процессе играет роль координатора, который помогает проектным группам пройти все этапы проекта, но при этом вся ответственность за реализацию проекта в командах лежит на участниках команд.

В результате данной реализованной проектной программы было реализовано   около 60 студенческих проектов. Данные проекты можно структурировать на следующие группы:

  1. Разработка социокультурных городских проектов, которые ориентированы на решение актуальных социальных и культурных проблем жителей г. Тольятти. Например, такие проекты, как:

– социокультурная арт-выставка «Вadmadteam» проведенная в городском  транспорте, которая работает над проблемой культуры поведения и коммуникации в городском транспорте;

– социокультурная программа «Alone Time» ориентирована на формирования понимания истинной ценности жизни, через ощущение быстротечности времени.

  1. Разработка инновационных продуктов, внедрение которых решает актуальные потребности жителей г. Тольятти. Например, такие проекты, как:

– разработка мобильного приложения для организации деятельности флешмоберов;

– разработка мобильного приложения « Friend Help», ориентированного на людей с ограниченными возможностями, которое помогает  улучшить передвижение их по городу, а так же помогает установить связь с другими людьми;

– разработка электронного устройства «Chip Case» предназначенного для устранения проблем туристов, связанных с трудностями, которые возникают при переносе или перевозе багажа;

– разработка мобильного приложения «World of students», которое позволяет организовать деятельность студентов и коммуникацию между ними внутри среды университета;

– разработка системы дистанционного управления входной зоной в многоэтажном городском доме.

  1. Разработка PR-событий, которые направлены на продвижение творческого потенциала авторов проекта. В рамках данного типа проектов можно выделить наиболее масштабные проекты:

– проведение бумажной дизайнерской вечеринки «Paper Party», в рамках которого студенты дизайнеры организовали интерактивную выставку, конкурсы, PR сопровождение проекта;

– вечер анимационных фильмов «ПроДвижение, ориентированный на повышение культурного уровня.

  1. Разработка городских коммуникационных проектов, которые решают проблему коммуникации между различными сообществами и группами. Например, экспериментальный проект, который формирует коммуникационную связь между театральной средой и жителями г. Тольятти – проект «Театральный плакат». Проектная группа студентов дизайнеров, посетив спектакли из репертуара городского театра «Секрет», создала 30 афиш к спектаклям. Таким образом, выставка афиш предлагает зрителю профессиональный взгляд молодых дизайнеров на современные театральные постановки, отражая при этом их личное восприятие спектаклей театра «Секрет», что позволило им пользоваться разнообразными графическими стилями и приемами. В результате выставка «Театральный плакат» была представлена на различных площадках города, формируя визуальную культуру  у жителей г.Тольятти и интерес к театральной среде.
  2. Разработка средовых проектов, которые решают различные социокультурные, коммуникационные задачи. Например, такие как: – стрит-арт-проект для тольяттинского автомобильного музея «ТАМ» – интерактивный арт-проект для Дня открытых дверей ТГУ – социо-культурный проект «Снежный гость», который решает коммуникационные проблемы в новых частных секторах г.Тольятти;

В результате, реализуя проектную работу со студентами на основе современного подхода «дизайн-мышления» формируется  целостный подход к проектной деятельности и понимание социальной ответственности дизайнера перед обществом, развиваются коммуникационные навыки, которые позволяют работать в проектной команде, проводить полевые исследования  и грамотно взаимодействовать как с заказчиком, так и с коллегами. Проектный принцип организации учебного процесса позволяет студентам применять на практике,  полученные на лекциях знания и трансформировать их в практические навыки, которые формируют студента полноценного специалиста, способного конкурировать на рынке труда.

Таким образом, в данной статье: выявлена актуальность рассматриваемой темы, проведен анализ существующих подходов к формированию дизайн-мышления, на основе которого выявлена проблема отсутствия системы формирования дизайн-мышления; выявлены основные методологические принципы «дизайн-мышления»;  обозначены образовательные задачи, основанные на выявленных методологических принципах, которые сформулированы с целью внедрения в рамках учебной проектной программы и на формирование у студентов системного «дизайн-мышления» и социальной ответственности перед обществом.

Литература

  1. Папенек В. Дизайн для реального мира/ Пер. с английского. –М.: Издатель Д.Аронов, 2012. – С. 20-75
  2. Храмкова Е.Л. Новое в мировой практике: предпроектные дизайн-исследования/ Храмкова Е.Л. // Финансовый эксперт. – 2008. – № 1(20). – С. 79-82
  3. Браун Т. Дизайн-мышление: от разработки новых продуктов до проектирования  бизнес-моделей/ Тим Браун; пер. с англ. Владимира Хозинского. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2012.
  4. Сайт «Дизайн-мышление. DesignThinking». (http://irkeku.blogspot.ru/)
  5. «Проект требований к профессиональным и образовательным стандартам в области дизайна»/ «Центр дизайна и системного проектирования». ГОУВПО  Государственный Университет – Высшая Школа Экономики – 2008

References

  1. Papenek V. Dizajn dlja real’nogo mira/ Per. s anglijskogo. –M.: Izdatel’ D.Aronov, 2012. – S. 20-75
  2. Hramkova E.L. Novoe v mirovoj praktike: predproektnye dizajn-issledovanija/ Hramkova E.L. // Finansovyj jekspert. – 2008. – № 1(20). – S. 79-82
  3. Braun T. Dizajn-myshlenie: ot razrabotki novyh produktov do proektirovanija  biznes-modelej/ Tim Braun; per. s angl. Vladimira Hozinskogo. – M.: Mann, Ivanov i Ferber, 2012.
  4. Sajt «Dizajn-myshlenie. DesignThinking». (http://irkeku.blogspot.ru/)
  5. «Proekt trebovanij k professional’nym i obrazovatel’nym standartam v oblasti dizajna»/ «Centr dizajna i sistemnogo proektirovanija». GOUVPO Gosudarstvennyj Universitet – Vysshaja Shkola Jekonomiki – 2008

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.