ДИСКРЕТИЗАЦИЯ ФАКТОРА ВРЕМЕНИ В СПОРТИВНОМ СКАЛОЛАЗАНИИ

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.23670/IRJ.2019.87.9.028
Выпуск: № 9 (87), 2019
Опубликована:
2019/09/16
PDF

ДИСКРЕТИЗАЦИЯ ФАКТОРА ВРЕМЕНИ В СПОРТИВНОМ СКАЛОЛАЗАНИИ

Научная статья

Котченко Ю.В. *

ORCID: 0000-0001-9083-5949,

Севастопольский государственный университет, Севастополь, Россия

* Корреспондирующий автор (skala7b[at]rambler.ru)

Аннотация

Представлены результаты исследования временных характеристик прохождения соревновательной трассы в дисциплине лазания на трудность среди мужчин. Изучались выступления скалолазов высокого класса на международных соревнованиях (n = 1160). Установлена высокая степень зависимости между временем работы на трассе и результатом выступления R = 0,73, р ≪ 0,01. Исследования показали, что фактор общего времени имеет гетерогенные свойства и включает четыре компонента: время активных действий, время отдыха, время ошибочных действий и полезное время работы.

Ключевые слова. Скалолазание, временные характеристики, соревнования, лазание на трудность.

DISCRETIZATION OF THE TIME FACTOR IN SPORTS CLIMBING

Research article

Kotchenko Yu.V. *

ORCID: 0000-0001-9083-5949,

Sevastopol State University, Sevastopol, Russia

* Corresponding author (skala7b[at]rambler.ru)

Abstract

The results of the study of the temporal characteristics of passing a competitive track in the discipline of climbing over difficulty for men are presented. The performances of high-class climbers at international competitions (n = 1160) were studied. A high degree of dependence between the operating time on the track and the result of the performance R = 0,73, р ≪ 0,01was established. Studies show that the total time factor has heterogeneous properties and includes four components: time of active actions, time of rest, time of erroneous actions and useful time of work.

Keywords: Climbing, temporal characteristics, competitions, climbing over the difficulty.

Введение

Спортивное скалолазание включает три основных дисциплины: лазание на скорость, трудность и боулдеринг. Все три вида включены в комбинированный зачет на Олимпийских играх в Токио, где скалолазание будет впервые представлено в 2020 году. Лазание на трудность наиболее проблемный вид для российских скалолазов в отличие от скорости и боулдеринга, поэтому поиск и изучение факторов оказывающих влияние на результат выступления может способствовать повышению конкурентоспособности отечественных спортсменов на международной арене.

Обзор научных публикаций по данной тематике показал, что приоритетными направлениями являются методики подготовки [1] и развития специфических физических качеств скалолаза [2], [3], [4], психологической готовности [5], [6], [7], травматизма и безопасности [8], [9], [10]. Большое число научных работ посвящено также вопросам антропометрии и физиологии. В то же время существует ряд факторов, напрямую связанных с важными физическими качествами, изучение которых может способствовать повышению эффективности лазания. К таким факторам можно отнести общее время выступления (t). Многолетний опыт практики позволяет рассматривать этот важный компонент соревновательного процесса как показатель специальной выносливости спортсмена. Это время можно измерить и таким образом оценить способность скалолаза к длительной работе на соревновательных трассах предельной категории трудности (8с/8с+).

Цель исследований – дискретизация фактора времени, изучение его влияния на итоговый результат прохождения соревновательной трассы в дисциплине лазания на трудность среди мужчин.

В качестве исходных данных использовались показатели выступлений высококвалифицированных скалолазов (n = 1160) на этапах кубка мира и чемпионатах мира. Замеры производились на полуфинальных и финальных трассах, без учета квалификационных стартов, что исключило попадание в базу данных показателей слабо подготовленных спортсменов. Методы исследований: обработка видеофайлов, корреляционный и регрессионный анализ. Используемые программы: Kinovea 0.8.24 и Statistika 10.

Основные результаты

Собранные данные позволили установить основные характеристики фактора времени, свойственные для сложных соревновательных маршрутов, к которым относятся трассы заключительных этапов (полуфинал, финал) крупных международных турниров. Результаты статистической обработки данных представлены в таблице 1.

 

Таблица 1 – Показатели общего времени выступления на трассах международных соревнований

Характеристики ряда данных Значение
Среднее значение, tср (сек) 213
Индекс корреляции, R (р ≪ 0,01) 0,73
Стандартное отклонение, σ 61
Минимум, min 67
Максимум, max 360
 

Анализ показал, что общее время выступления достаточно тесно связано с результатом (R = 0,73, р ≪ 0,01), и это ожидаемо, поскольку способность скалолаза держать продолжительную нагрузку является одной из ключевых. В среднем, скалолаз высокого уровня работает на полуфинальной или финальной трассе 3,5 минуты. Максимально разрешенное время в полном объеме используется очень редко, поскольку длительно держать такую нагрузку могут исключительно элитные скалолазы. В сезонах 2017 – 2018 гг. только лидер мирового рейтинга, австрийский скалолаз Я. Шуберт, сумел один раз отработать все 6 минут, но при этом затратил на паузы отдыха 137 секунд.

Общее время выступления демонстрирует нелинейный характер связи с результатом (Y). 70% спортсменов заканчивают выступление через 4 минуты и на этом временном отрезке вид связи близок к линейному. На более длинных трассах характер зависимости меняется, рис. 1.

 

20-09-2019 13-17-58

Рис. 1 – Диаграмма рассеяния показателей общего времени для соревновательных трасс 8с/8с+ категории трудности

 

Абсолютное большинство спортсменов (90%), занимающих призовые места, работают на трассе до 330 секунд (с учетом пауз отдыха). Примерно такой же порядок сохраняется и среди чемпионов, но верхняя граница интервала находится на 10 секунд выше. При этом степень связи в паре «Y - t», в структуре процесса борьбы за первое место, снижается до умеренной: r = 0,46, р ≪ 0,01.

Необходимо отметить, что спортивные трассы отличаются как по протяженности, так и по категории трудности. Этот факт существенно затрудняет изучение соревновательного процесса в дисциплине сложного лазания и диктует необходимость проведения отдельного анализа для коротких (Y ≤ 42) и длинных (Y > 42) трасс. Такой анализ был выполнен и позволил установить, что на коротких трассах степень связи с результатом снижается до r = 0,66, а 95% спортсменов заканчивают выступление с показателем t < 307 секунд. Как правило, этого времени им хватает для реализации своего потенциала. На длинных трассах значение общего времени вырастает до 335 секунд и может служить в качестве основного ориентира при определении объема нагрузки на тренировочных трассах любой протяженности.

Дальнейшие исследования показали гетерогенность временного фактора, состоящего из четырех отдельных компонентов. Во время работы на трассе, часть времени спортсмены используют в целях отдыха. Это время (t1) показывает умеренную степень связи с результатом (R = 0,40, р ≪ 0,01) но определяет показатели плотности и интенсивности лазания.

Вторым компонентом является время активных действий (t2). В течение этого времени скалолаз выполняет движения необходимые для достижения планируемого результата, действия по обеспечению страховки и др. Этот компонент более тесно связан с результатом (R = 0,77, р ≪ 0,01) и может использоваться в качестве дополнительного (а возможно и основного) показателя нагрузки в тренировочном процессе.

Третий компонент – время ошибочных действий (ea). Время ошибки слабо связано с результатом, поскольку большинство спортсменов имеет определенный запас выносливости, позволяющий с незначительными потерями выходить из сложных положений. Однако в некоторых случаях грубые ошибки ведут к весьма негативным последствиям.

Еще одним важными компонентом является полезное время работы (tp), рассчитываемое по формуле: tp = t2ea. Анализ показал, что его степень связи с результатом наиболее высокая (r = 0,86, р = 6,8Е-05) а на отдельных трассах может доходить до r = 0,95 и более.

Необходимо отметить, что, несмотря на менее тесную (по сравнению с tp) степень связи с результатом, наиболее удобным компонентом с практической точки зрения является время активных действий скалолаза. Такая ситуация объясняется высокой вероятностью возможной ошибки, присутствующей в каждом выступлении.  А поскольку t2-компонент включает в себя время как полезных, так и ошибочных действий, определение нагрузки на его основе будет способствовать максимальной реализации потенциала на соревнованиях.

Заключение

Исследования подтвердили высокую значимость фактора времени в дисциплине лазания на трудность. Анализ показал тесную степень связи с результатом R = 0,73, р ≪ 0,01 для спортсменов общей группы и умеренную для лидеров: r = 0,46, р ≪ 0,01. Установлены имманентные компоненты общего времени: время активных действий, время отдыха, время ошибочных действий и полезное время работы на трассе. В качестве практического результата исследований рекомендуется использование компонента активных действий при определении объема тренировочной нагрузки в тренировочном процессе.

Конфликт интересов Не указан. Conflict of Interest None declared.

Список литературы / References

  1. Hague D. The Self-coached Climber: The Guide to Movement, Training, Performance / D. Hague – Stackpole Books, 2006. – 228 с.
  2. Baláš J. Hand–arm strength and endurance as predictors of climbing performance / J. Baláš // European Journal of Sport Science. – 2012. – Vol. 12(1). – Р. 16-25. DOI: 10.1080/17461391.2010.546431
  3. Mithat A. Effect of hold depth and grip technique on maximal finger forces in rock climbing / A. Mithat // Journal of Sports Sciences. – 2012. – Vol. 30(7). – Р. 669-677. DOI: 10.1080/02640414.2012.658845
  4. Laffaye G. Upperlimb power test in rock-climbing / G. Laffaye // Int. J. Sports Med. – 2014. – Vol. 35. – Р. 670-675. DOI: 10.1055/s-0033-1358473
  5. Draper N. Effect of an on-sight lead on the physiological and psychological responses to rock climbing / N. Draper // Journal of Sports Science and Medicine. – 2008. – Vol. 7(4). – Р. 492-498.
  6. Dicksona T. Effect of style of ascent on the psychophysiological demands of rock climbing in elite level climbers / T. Dicksona // Sports Technology. – 2012. – Vol. 5. (3/4). – Р. 111-119. DOI: 10.1080/19346182.2012.686504
  7. Seifert L. An ecological dynamics framework for the acquisition of perceptual–motor skills in climbing / L. Seifert // Extreme Sports Medicine. – 2017. – Switzerland: Springer International Publishing. – Р. 365-382.
  8. Gerdes E.M. Injury patterns and safety practices of rock climbers / E.M. Gerdes, et al. // The Journal of trauma. – 2006. – Vol. 61(6). – Р. 1517-1525.
  9. Backe S. Rock climbing injury rates and associated risk factors in a general climbing population / S. Backe // Scandinavian journal of medicine & science in sports. – 2009. – Vol. 19(6). – Р. 850-856.
  10. Cross R. Belay techniques on stop falling of a climber / R. Cross // International Symposium on Biomechanics in Sports. Conference Proceedings Archive. – 2010. – Vol. 28. – Р. 1-4.