Pages Navigation Menu

ISSN 2227-6017 (ONLINE), ISSN 2303-9868 (PRINT), DOI: 10.18454/IRJ.2227-6017
ЭЛ № ФС 77 - 80772, 16+

DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2021.108.6.104

Скачать PDF ( ) Страницы: 46-49 Выпуск: № 6 (108) Часть 4 () Искать в Google Scholar
Цитировать

Цитировать

Электронная ссылка | Печатная ссылка

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.
Алиханова Р. А. АКСИОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ / Р. А. Алиханова // Международный научно-исследовательский журнал. — 2021. — № 6 (108) Часть 4. — С. 46—49. — URL: https://research-journal.org/pedagogy/aksiologicheskaya-model-duxovno-nravstvennogo-vospitaniya-shkolnikov/ (дата обращения: 18.09.2021. ). doi: 10.23670/IRJ.2021.108.6.104
Алиханова Р. А. АКСИОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ / Р. А. Алиханова // Международный научно-исследовательский журнал. — 2021. — № 6 (108) Часть 4. — С. 46—49. doi: 10.23670/IRJ.2021.108.6.104

Импортировать


АКСИОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

АКСИОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Научная статья

Алиханова Р.А.*

Чеченский государственный педагогический университет, Грозный, Россия

* Корреспондирующий автор (arovzat[at]mail.ru)

Аннотация

В реалиях сегодняшнего дня осознаётся необходимость утверждения приоритета духовно-нравственного воспитания. Актуализация данного вопроса обусловлена двумя базовыми обстоятельствами. Во-первых, на сегодняшний день в социуме довольно ярко выражены деформационные процессы моральных отношений между людьми, вакуум духовности, заметны пренебрежение и забвение правил культурного поведения, цинизм, дезинтеграция внутреннего мира развивающейся личности, и второе обстоятельство значимостью проблем воспитания, отраженных в основополагающих направлениях деятельности образовательных организаций в процессе обновления современной системы образования в России. Оценивая значимость и проблематику данного вопроса, автором в данной статье рассматриваются теоретические вопросы моделирования воспитательного процесса в школе, сущность и принципы аксиологического подхода к духовно-нравственному воспитанию. Выделяются основные структурные компоненты аксиологической модели духовно-нравственного воспитания, а также педагогические условия, необходимые для ее реализации. Особое внимание уделяется иерархии ценностных диспозиций личности, рассматриваемой в качестве основы для моделирования воспитательного процесса.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание в школе, моделирование воспитательного процесса, аксиологический подход, ценностные диспозиции личности.

AXIOLOGICAL MODEL OF SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN

Research article

Alikhanova R.A.*

Chechen State Pedagogical University, Grozny, Russia

* Corresponding author (arovzat[at]mail.ru)

Abstract

Today, the need to establish the priority of spiritual and moral education seems apparent. The actualization of this issue is due to two basic circumstances. First, today’s society faces quite pronounced deformation processes of moral relations between people, the vacuum of spirituality, noticeable neglect of and obliviousness towards the rules of cultural behavior, cynicism, the disintegration of the inner world of the developing personality. The second circumstance is the significance of the problems of education, reflected in the fundamental activities of educational organizations in the process of updating the modern education system in the Russian Federation. Along with assessing the significance and problems of this issue, the author examines the theoretical issues of modeling the educational process in schools and the essence and principles of the axiological approach to spiritual and moral education. The study also highlights the key structural components of the axiological model of spiritual and moral education as well as the pedagogical conditions necessary for its implementation. Particular attention is paid to the hierarchy of value dispositions of the individual, which is considered as the basis for modeling the educational process.

Keywords: spiritual and moral education at school, modeling of the educational process, axiological approach, value dispositions of the individual.

Введение

Сегодня культурологи и социологи всего мира, и России в частности, все чаще говорят о духовно-нравственном кризисе в обществе. Мировая глобализация неизбежно ведет к исчезновению не только экономических, но и культурно-нравственных границ. Постепенно нивелируются, размываются и исчезают национальные традиции, меняются духовно-нравственные ориентиры. Подобная тенденция вызывает наибольшие опасения у педагогов, ведь именно подрастающему поколению предстоит не только сохранить традиционные для своей страны духовно-моральные ценности, но и передать их своим потомкам.

Многие ученые педагоги-психологи и социологи, такие как А.Г. Асмолов, В.А. Сластенин, В.Д. Шадриков, Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, посвятили свои исследования вопросам развития ценностно-мотивационной сферы личности.

Основной задачей современных педагогов является не столько развитие у воспитанников определенных духовно-моральных качеств и ценностей, сколько формирование желания и способностей определения и выбора культурно-нравственных ориентиров. А для этого необходимо создать в процессе обучения и воспитания соответствующую среду, разработать образовательные программы, направленные на развитие ценностных ориентаций и критериев школьников [1, С. 58].

Таким образом, актуальность данного исследования определяется необходимостью поиска наиболее эффективных моделей духовно-нравственного воспитания, объединяющих в едином воспитательном пространстве педагогические технологии, методы и средства, способные решить поставленные задачи на основе аксиологического подхода.

Основная часть

Исследуя проблему формирования ценностно-мотивационной сферы личности, В.А. Сластенин и В.И. Никандров предлагают использовать в образовательном процессе принцип аксиологии – предполагающий объединение учений как о самом человеке и мире вокруг него, так и о их взаимоотношениях и взаимодействии в процессе исторического развития. Аксиологический подход к воспитанию является наиболее гуманистическим и рассматривает личность человека как высшую ценность общества. В его основе лежат два подхода к изучению взаимосвязи и взаимоотношений человека с окружающим миром – практический и познавательный.

Задача педагогов так организовать процесс обучения и воспитания, чтобы сформировать интерес школьников к осмысленному познанию и изучению окружающего мира, понимание практического применения полученных знаний [2, С. 5]. Об этом говорят ряд отечественных исследователей психологии ценностей: можно назвать фамилии Б.Г. Ананьева, А.Ф. Лазурского, А.Н. Леонтьева, В.Н. Мясищева, С.Л. Рубенштейна, Г.П. Щедровицкого и др. По их мнению, ценностные ориентиры – это, прежде всего, смысловые образования, определяющие цели и средства достижения личности, тем самым придавая нравственную осмысленность любому виду деятельности.

Сегодня разрабатывается большое количество педагогических стратегий и концепций, направленных на формирование у подрастающего поколения ценностного отношения к миру. Об этом можно прочитать в работах И.А. Зимней, В.А. Караковского, Б.Т. Лихачева, Н.Д. Никандрова, В.Д Шадрикова и др.

Любой объект и предмет изучения обладает ценностью для школьника только в одном случае, если он (или его различные свойства) имеет практическое значение и удовлетворяет какие-либо его потребности. А задача педагога и заключается в том, чтобы при выборе способа и цели применения чего-либо, воспитанник ориентировался не только на свой собственный социальный опыт, но и учитывал опыт и смысл предыдущих поколений. Поэтому одним из важнейших условий организации ценностно-ориентационной деятельности школьников может служить социально-значимая деятельность, отвечающая их потребностям, имеющая ценностно-ориентационную направленность и обеспечивающая возможность нравственного выбора [7, С. 223].

Ценностные установки личности имеют уровневую организацию [3], которую необходимо учитывать при моделировании воспитательного процесса.

  • 1 уровень – основные естественные установки, сформированные в процессе жизни и не требующие анализа.
  • 2 уровень – ряд фиксированных социальных установок, требующие, в отличие от установок первого уровня, анализа, оценки и быстрого принятия решений.
  • 3 уровень – целенаправленные установки человека относительно определенных областей социальной активности, как следствие приобретения большего жизненного опыта и возрастающих социальных потребностей. Такие установки также носят оценочный, эмоциональный и реакционный характер.
  • Высший уровень – ценностные установки, появляющиеся в процессе саморазвития, сформировавшегося мировоззрения, окончательного выбора социальной и гражданской позиции и рода деятельности, и, соответственно, окружающего общества и образа жизни.

Данная система диспозиций личности служит основой для моделирования процесса духовно-нравственного воспитания школьников.

Достижение высшего уровня целевой диспозиции личности можно определить в качестве целевой установки аксиологической модели духовно-нравственного воспитания школьников.

Основными аспектами теоретического моделирования процесса духовно-нравственного воспитания молодежи являются, в первую очередь, цели, задачи, содержание и условия реализации. Целью духовно-нравственного воспитания в данном случае выступает формирование у школьников морально-нравственных, этических, национально-культурных ценностей.

Основным критерием к выбору структуры, содержания и механизмам воздействия на внутренний мир личности при создании модели духовно-нравственного воспитания стали конструируемые, контентные и транслирующие методологические подходы.

В основе структуры модели лежит совокупность принципов системности, целостности и уровневой организации, а в основе ее – основные социальные ценности, культура, специфика условий жизни и событийный фон.

Ключевые механизмы рассматриваемой модели воспитания, наиболее эффективно воздействующие на внутренний мир личности, опираются на основные психологические и физиологические особенности человека – умение и способность созерцать, наблюдать, анализировать увиденное, а также осознанно активно участвовать в различной целенаправленной деятельности.

Наряду с вышесказанным, одним из основных условий эффективности модели духовно-нравственного воспитания является педагогический фактор.

Можно выделить ряд необходимых педагогических условий: [5, С. 44]

  • создание положительной мотивации обучающихся к формированию нравственных ориентаций;
  • создание доверительного сотрудничества педагога и ученика;
  • рациональное соединение учебной и внеучебной деятельности;
  • регулярное проведение проверок уровня сформированности ценностных ориентаций учеников.

Комплекс духовно-нравственного воспитания молодежи включает в себя ряд составляющих:

  • ценностно-целевые (включающие в себя основные цели, задачи и правила);
  • содержательные (смысловые и функциональные направления деятельности);
  • организационно-практические (определенные методы, правила, принципы, формы и этапы деятельности);
  • результативные (представляющие собой итог деятельности).

Рассмотрим более подробно структурные составляющие аксиологической модели.

  1. Ценностно-целевая составляющая выражена основными целями духовно-нравственного воспитания молодежи, идеями организации учебно-воспитательного процесса для более эффективного формирования у обучающихся нравственных, морально-этических и национально-культурных ценностей. Основным целеполаганием системы является, в первую очередь, выработка методов и принципов воспитательной работы в процессе личностного развития учащихся и формировании в них нравственных ориентиров, а так же нельзя забывать и о создании естественных потребностей в самостоятельном развитии и самоопределении.
  2. Содержательная составляющая духовно-нравственного воспитания многофункциональна и выражается как смысловым содержанием, так и последовательностью действий и тематики. В нее входит несколько этапов работы – ориентирующий – формирование в учениках осознания основных смыслов и задач человеческого бытия; субъектно-личностный – понятие о ценности и взаимовлиянии себя и других людей; операционный – принятие себя, осознание себя как личности, формирование способности анализировать прошлое и прогнозировать будущее; этический – весь процесс воспитания должен ориентироваться на основные общепринятые этические нормы и ценности, а также на соблюдение элементарных правил поведения в человеческом обществе [10].
  3. Организационно-практическая составляющая предусматривает как выбор оптимальных форм, правил и методов воспитательной работы, так и взаимоотношения взрослых, будь то воспитатели, преподаватели или родители и учащиеся или дети. Немаловажным фактором является и организация различных связей коммуникации, как-либо влияющих на духовно-нравственное воспитание.
  4. Результативная составляющая является итоговым звеном в процессе духовно-нравственного воспитания, объединяющим формы, методы и приемы формирования понятия нравственных ценностей и ориентиров, а также их эффективность. Основным критерием эффективности моделируемого учебно-воспитательного процесса является степень сформированности у учащихся нравственных, морально-этических и национально-культурных ценностных ориентаций [8, С. 50].

Говоря о результативной составляющей аксиологической модели учебно-воспитательного процесса, необходимо упомянуть о системе рефлексивного управления [9]. Так как рефлексия, это, прежде всего, критическая переоценка ценностей, то целенаправленное побуждение личности к самоанализу посредством нравственных, морально-этических, национально-культурных ценностей, неизбежно приводит к пониманию своей ответственности за поступки и высказывания, способствует самоопределению и самоидентификации [6, С. 88].

Определяя степень сформированности ценностных ориентаций, как правило, ориентируются на следующие показатели:

– мотивационные показатели – так как они наглядно показывают личную заинтересованность в активной деятельности в коллективе сверстников, осознание себя как личности, понимание своих желаний, интересов, задач и целей, способность к самоорганизации и саморазвитию;

– когнитивные показатели – благодаря ним можно определить уровень освоения школьниками знаниями и понятиями о сути и смысле культурных, социальных и жизненных общечеловеческих ценностей, внутреннюю направленность на традиционные национально-культурные ценности;

– эмоционально-волевые показатели, включающие в себя способность учащихся создавать вокруг себя определенную творческую атмосферу, потребность и умение проявлять доброжелательность, взаимопомощь, выдержку, быть терпеливым, внимательным и активным в процессе занятий по формированию нравственных и морально-этических ценностей;

– деятельностно-результативные показатели, обусловленные активной практической социальной деятельностью учащегося, желанием и способностью к самообразованию и самоидентификации, выбором жизненного пути и основных занятий.

Выбор оценочных показателей определяет и вид диагностических методик для определения наиболее объективных результатов по итогам процесса духовно-нравственного воспитания школьников.

Выводы

  1. Духовно-нравственное воспитание в школе должно строиться на основе ценностно-ориентационной деятельности.
  2. В основе аксиологического подхода к воспитанию лежит представление о ценностных ориентациях личности, определяющих направленность ее жизнедеятельности в социуме.
  3. При моделировании воспитательного процесса необходимо учитывать иерархическую организацию ценностных установок личности, определяя в качестве целевого уровня формирование у школьников потребностей в самореализации и самосовершенствовании в социальной и профессиональной деятельности на основе усвоенных нравственных, морально-этических, национально-культурных ценностей.
  4. Основными структурными элементами аксиологической модели духовно-нравственного воспитания школьников являются ценностно-целевой, содержательный, организационно-практический и результативный, совокупное функционирование которых способно обеспечить максимальную эффективность воспитательного процесса.
Конфликт интересов

Не указан.

Conflict of Interest

None declared.

Список литературы / References

  1. Веденеева Г. И. Аксиологическая модель духовно-нравственного воспитания школьников в процессе познания родного края / Г. И. Веденеева // ПНиО. – 2015. – №4 (16).- С. 57-62.
  2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект / А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков. Рос. Акад. Образования – М.: Просвещение, 2011. – 32 с. – (Стандарты второго поколения).
  3. Любезнова Ю.В. Духовно-нравственное воспитание учащейся молодежи в контексте требований федеральных государственных образовательных стандартов / Ю.В. Любезнова // Наука. Мысль: электронный периодический журнал. 2016. №4. [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/duhovno-nravstvennoe-vospitanie-uchascheysya-molodezhi-v-kontekste-trebovaniy-federalnyh-gosudarstvennyh-obrazovatelnyh-standartov (дата обращения: 25.04.2021)).
  4. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности: Диспозиционная концепция. 2-е расширенное изд. – М. : ЦСПиМ, 2013. – 376 с.
  5. Сластенин В.А. Педагогика / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2013. – 576 с.
  6. Словарь-справочник по педагогике / авт.-сост. В.А. Мижери- ков. – М.: Сфера, 2004. – 448 с.
  7. Чернякова Н. Н. Новые модели духовно-нравственного воспитания в условиях общеобразовательной школы / Н. Н. Чернякова // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2010. – №17. – С. 221-225.
  8. Шалуташвили С. С. Модель процесса формирования национально-культурных ценностей / С. С. Шалуташвили // Евразийский Союз Ученых. – 2014. – №8-4. – С. 48-51.
  9. Щеулова Е.А. Духовно-нравственное воспитание современной молодежи как основа формирования и развития личности / Е.А. Щеулова, А.Е. Николаева // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/12/74749 (дата обращения: 23.04.2021).
  10. Pavlenko O. V. Spiritual and moral education of student youth at university of culture / O. V. Pavlenko // Журнал СФУ. Гуманитарные науки. 2016. №6. [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spiritual-and-moral-education-of-student-youth-at-university-of-culture (дата обращения: 01.05.2021).

Список литературы на английском языке / References in English

  1. Vedeneeva G. I. Aksiologicheskaja model’ dukhovno-nravstvennogo vospitanija shkol’nikov v processe poznanija rodnogo kraja [Axiological Model of Spiritual and Moral Education of Schoolchildren in the Process of Cognition of Their Native Land] / G. I. Vedeneeva – 2015. – №4 (16), pp. 57-62. [in Russian]
  2. Koncepcija dukhovno-nravstvennogo razvitija i vospitanija lichnosti grazhdanina Rossii v sfere obshhego obrazovanija: proekt [The Concept of Spiritual and Moral Development and Education of the Individual Citizen of Russia in the Field of General Education: A Project] / A. Ya. Danilyuk, A.M. Kondakov, V. A. Tishkov. Russian Academy of Education-Moscow: Prosveshchenie, 2011. – 32 p.[in Russian]
  3. Lyubeznova Yu. V. Dukhovno-nravstvennoe vospitanie uchashhejjsja molodezhi v kontekste trebovanijj federal’nykh gosudarstvennykh obrazovatel’nykh standartov [Spiritual and Moral Education of Students in the Context of the Requirements of Federal State Educational Standards] / Yu. V. Lyubeznova // Nauka. Mysl’: ehlektronnyjj periodicheskijj zhurnal [Science. Thought: Electronic Periodical]. 2016. №4. [Electronic resource]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/duhovno-nravstvennoe-vospitanie-uchascheysya-molodezhi-v-kontekste-trebovaniy-federalnyh-gosudarstvennyh-obrazovatelnyh-standartov (accessed: 25.04.2021)) [in Russian]
  4. Samoreguljacija i prognozirovanie social’nogo povedenija lichnosti: Dispozicionnaja koncepcija [Self-Regulation and Forecasting of a Person’s Social Behavior: A Dispositional Concept]. 2nd Expanded Edition – Moscow: TSPiM, 2013. – 376 p. [in Russian]
  5. Slastenin V. A. Pedagogika [Pedagogy] / V. A. Slastenin, I. F. Isaev, E. N. Shiyanov / Ed. by V. A. Slastenina. – M.: Akademiya, 2013 – 576 p. [in Russian]
  6. Slovar’-spravochnik po pedagogike [Dictionary Handbook on Pedagogy] / Compiled by V. A. Mizherikov. – M.: Sphere, 2004 – 448 p. [in Russian]
  7. Chernyakova N. N. Novye modeli dukhovno-nravstvennogo vospitanija v uslovijakh obshheobrazovatel’nojj shkoly [New Models of Spiritual and Moral Education in the Conditions of General Education Schools] / N. N. Chernyakova // [Psychology and Pedagogy: Methods and Problems of Practical Application]. – 2010. – No. 17, pp. 221-225 [in Russian]
  8. Shalutashvili S. S. Model’ processa formirovanija nacional’no-kul’turnykh cennostejj [Model of the Process of Formation of National and Cultural Values] / S. S. Shalutashvili // Evrazijjskijj Sojuz Uchenykh [Eurasian Union of Scientists]. – 2014. – No. 8-4, pp. 48-51 [in Russian]
  9. Shcheulova E. A. Dukhovno-nravstvennoe vospitanie sovremennojj molodezhi kak osnova formirovanija i razvitija lichnosti [Spiritual and Moral Education of Modern Youth as a Basis for the Formation and Development of Personality] / E. A. Shcheulova, A. E. Nikolaeva // Sovremennye nauchnye issledovanija i innovacii [Modern Scientific Research and Innovation] [Electronic resource]. 2016. No. 12. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/12/74749 (accessed: 23.04.2021) [in Russian]
  10. Pavlenko Olga V. [Spiritual and Moral Education of Student Youth at University of Culture. Humanities] / V. Olga Pavlenko. 2016. №6. [Electronic resource]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spiritual-and-moral-education-of-student-youth-at-university-of-culture (accessed: 01.05.2021)

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.