ОЦЕНКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ АНТИОКСИДАНТНОГО СТАТУСА У ПАЦИЕНТОК С НАРУШЕНИЕМ ФЕРТИЛЬНОСТИ ЭНДОКРИННОГО ГЕНЕЗА

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.23670/IRJ.2017.66.047
Выпуск: № 12 (66), 2017
Опубликована:
2017/12/18
PDF

Абрамова С.В.1, Курганова О.Ю.2, Богомолова Т.Ю.3, Миронова И.Н.4

1К.м.н., доцент, 2,3,4 студент,

Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П.Огарева

ОЦЕНКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ АНТИОКСИДАНТНОГО СТАТУСА У ПАЦИЕНТОК С НАРУШЕНИЕМ ФЕРТИЛЬНОСТИ ЭНДОКРИННОГО ГЕНЕЗА

Аннотация

Проблема инфертильности становится особенно актуальной и требует кардинального подхода для успешного разрешения, именно это и предопределило цель нашего исследования: установление закономерностей между дискоординированной работой системы ПОЛ, антиоксидантной протекцией и бесплодием эндокринного генеза. В исследовании приняли участие 45 женщин репродуктивного возраста. Из них 15 женщин (основная группа), не страдающие никакой патологией, и 30 женщин с бесплодием эндокринного генеза. Всем женщинам было проведено клинико-лабораторное обследование с исследованием ключевых маркеров антиоксидантной защиты и оксидативного стресса, таких как: диеновые конъюгаты, кетодиены и сопряженные триены, антиокислительная активность, малоновый диальдегид, глутатион, ретинол, α-токоферол.

Ключевые слова: бесплодие эндокринного генеза, оксидативный стресс, антиоксидантная протекция.

Abramova S.V. 1, Kurganova O.Yu. 2, Bogomolova T.Yu. 3, Mironova I.N. 4

1МD, Associate Professor, 2,3,4Student,

National Research Mordovia State University

ESTIMATION OF INDICATORS OF ANTIOXIDANT STATUS IN PATIENTS WITH VIOLATION OF FERTILITY OF ENDOCRINE GENESIS

Abstract

The problem of infertility becomes especially urgent and requires a cardinal approach for successful resolution, which is what predetermined the purpose of our study: the establishment of patterns between the non-coordinated work of the LPO system, antioxidant protection and infertility of the endocrine genesis. The study involved 45 women of reproductive age. Of these, 15 women (the main group), not suffering from any pathology, and 30 women with infertility of endocrine genesis. All women underwent a clinical and laboratory examination with the study of key markers of antioxidant protection and oxidative stress, such as diene conjugates, ketodienes and conjugated trienes, antioxidant activity, malonic dialdehyde, glutathione, retinol, α-tocopherol.

Keywords: infertility of endocrine genesis, oxidative stress, antioxidant protection.

На сегодняшний день проблема бесплодного брака носит не только медицинский, социально-демографический, но и экономический характер. Данные официальной статистики неумолимо говорят, что частота бесплодных браков в Российской Федерации в начале 21 в. составила примерно 12-17% и имеет отчетливую тенденцию к росту [1, C. 126]. В рамках негативных тенденций, приведших к демографическому коллапсу, проблема инфертильности становится особенно актуальной и требует кардинального подхода для успешного разрешения [1, C. 126]. Основу патогенеза нейроэндокринных заболеваний (НЗ) органов репродуктивной системы (ОРС) составляет дискоординированная работы системы антиоксидантной защиты (САЗ) [2, C. 1042]. Под воздействием избыточной пероксидации начинают возникать сбои в биохимических процессах, протекающих как на уровне клетки, так и на уровне всего организма, тем самым воздействуя на реактивность и адаптивную перестройку. При дискоординированных состояниях в результате переактивизации системы перекисного окисления липидов (ПОЛ) в организме происходит нарушение процессов антиоксидантной протекции (АП) [3, C. 16], что свидетельствует о развитии оксидативного стресса (ОС) [4, C. 223]. В связи с чем, определение взаимоотношений гипофизарно-надпочечниковой системы и системы ПОЛ выступают в новом ключе [5, C. 189], и в будущем позволят создавать и совершенствовать патогенетические принципы терапии, что в настоящее время особенно актуально [6, C. 122].

Цель исследования: установить закономерности между дискоординированной работой системы ПОЛ, антиоксидантной протекцией и бесплодием эндокринного генеза.

Материалы и методы. В исследовании приняли участие 45 женщин репродуктивного возраста. Из них 15 женщин (основная группа), не страдающие никакой патологией (средний возраст 23,4±3,2 года), и 30 женщин с бесплодием эндокринного генеза (БЭГ), данная группа пациенток имела подтвержденный синдром гиперпролактинемического гипогонадизма (средний возраст пациенток 27,3±2,2 года). Методика исследования заключалась в следующем: изучение анамнеза, основные клинические методы исследования, гинекологический осмотр, УЗИ органов малого таза. Всем пациенткам, принявшим участие в исследовании, было проведено: анкетирование, составленное с учетом всех анамнестических особенностей; общеклиническое и гинекологическое обследование; спектрофотометрическое определение продуктов пероксидации (диеновые конъюгаты – ДиК; кетодиены и сопряженные триены – КДИСТ); антиокислительная активность (АА), малоновый диальдегид (МД), глутатион, ретинол, α-токоферол. Статистическая обработка данных была проведена с помощью программы Statistica 7.0. Был применен t-критерий Стьюдента. Достоверным считали результаты при p<0,005.

Результаты и их обсуждение. В ходе исследования установлено, что в группе женщин с БЭГ уровень АА был выше на 54,4% и составил 20,1±1,13 ЕД в сравнении с основной группой (р<0,001), помимо этого уровень ДиК у женщин с БЭГ был повышен до 1,45±0,03 ЕД, уровень КДИСТ был также выше и составил 0,67±0,05 ЕД. Отмечено снижение уровня МД в группе у женщин с БЭГ до 1,23 ± 0,09 мкмоль/л, что на 14,45% ниже, чем в основной (р<0,001). Таким образом, можно сказать об установленном факте гиперактивации системы ПОЛ. В ходе анализа полученных данных, нами было отмечено, что действительно, в группе пациенток с БЭГ наряду с повышением уровня АА крови, также отмечено повышение глутатиона до 2,12 ± 0,09 мкмоль/л. Вероятно, что данные изменения связаны с чрезмерным понижением активности глутатионредуктазы, либо с увеличением активности глутатионпероксидазы. Смещения равновесия в сторону того или иного показателя, негативно влияет на деятельность клетки, так как семейство глутатионпероксидаз, рассматривается в качестве фактора протекции, защищающего клеточные структуры от Н2О2 [7, C. 359], восстанавливая перекиси до Н2О, а семейство глутатионредуктаз, напротив, способствует поддержанию высоких внутриклеточных концентраций восстановленных форм глутатиона, катализируя процесс восстановления окисленного глутатиона [8, C. 1387].  Помимо этого у пациенток с БЭГ в сравнении с группой женщин без патологии отмечено снижение ключевых компонентов системы АП: содержание α-токоферола снизилось до 9,95 ± 1,23 мкмоль/л, что на 23,2% ниже, чем в основной группе, (р<0,001); содержание  аскорбата  понизилось до 49,98 ±5,12 мкмоль/л, что на 15,45% ниже чем в группе женщин без БЭГ (р<0,001). Мы, также отметили следующую закономерность, содержание ретинола в крови у женщин с БЭГ было снижено в 2,5 раза в сравнении с контрольными значениями у женщин в основной группе (р <0,001). Возможно, данный эффект связан с повышенным расходом ретинола на инактивацию системы ПОЛ, за счет обеспечения физиологических уровней α-токоферола, обусловленного их синергическими взаимоотношениями [10, C. 635].

В процессе анализа статуса системы АП в группе больных с БЭГ и группой пациенток без патологии отмечено повышение АА крови. Ввиду различной активности ПОЛ в начальных фазах процесса содержание конечного метаболита пероксидации — МД в группах значительно разнится. Данная особенность может быть обусловлена инициацией компенсаторно-приспособительных механизмов. К таким механизмам можно отнести действие пролактина. До сегодняшнего дня значение пролактина в процессах пероксидации и антиоксидантной протекции весьма неоднозначна и даже скорее сомнительна, но вполне доказанным фактом является то, что процентное содержание в крови пролактина влияет на амфотерные свойства пролактина (может выступить и как в качестве антиоксиданта, и как в роли протоксиданта, выступая инициирующим фактором ПОЛ) [9, C. 19]. Результаты клинико-лабораторного обследования женщин, принявших участие в исследовании, доказали, что при равных уровнях АА крови с повышенным содержанием ДиК более чем в 50% случаев имелось высокое содержание пролактина. Данную особенность можно интерпретировать следующим образом: ввиду высокой концентрации пролактина в крови у пациенток и при снижении работы системы антиоксидантной протекции, проявляющуюся снижением ферментативных и молекулярных фракций антиоксидантов, вызывает повышение антиокислительной активности крови, что отчетливо можно проследить, сравнивая данные с основной группой.

Таким образом, БЭГ сопряжено с чрезмерным повышением АА крови. Процессы, сопряженные с системой ПОЛ приобретают негативный и неконтролируемый характер, что отражается в консолидации первичных метаболитов липопероксидации, а именно, ДиК. Помимо этого, концентрация конечного метаболита-МД в группе с БЭГ достоверно выше, в сравнении с пациентками, не страдающих БЭГ и прочими ассоциируемыми заболеваниями.  Маркеры, отражающие характеристики антиоксидантного статуса у пациенток с БЭГ достоверно не отличаются, но в сравнении с показателями у пациенток в основной группе, установлено, что количественные изменения метаболитов АП, ввиду больших расходов аскорбата, α-токоферола, ретинола и кумуляции окисленного глутатиона с восстановленной дисульфидной связью. Полученные в ходе нашего исследования результаты, послужили экспериментальной основой патогенетического обоснования для внедрения в комплексную терапию для пациенток с БЭГ антиоксидантных препаратов, ингибирующих чрезмерную инициацию пероксидации.

Список литературы / References

  1. Agarwal A. Role of oxidative stress in infertility/ A. Agarwal, S. Gupta, N. Krajcir// Reproductive BioMedicine Online. -Vol. 13. -№ 1.- July 2016. -Рр. 126-134.
  2. Barcz E. Role of cytokines in pathogenesis of endometriosis/E. Barcz, P. Kamieski, L. Marianowski// 11 Med. Sci. Monit. -2010. - Vol. 6.-№5. - Pр. 1042-1046.
  3. Brock, J.H. The physiology of lactoferrin/ J.H. Brock//Biochem Cell Biol.-2012.-№ 80. -P.16.
  4. Burgova E.N. Nitric oxide, metals and endothelial function/ E.N. Burgova, M.S. Gubareva, L.E. Murashko, V.D. Mikoyan, A.F. Vanin// Eur J Clin Invest 2014.-V. 34. –Supl. I, - Pр.223-224.
  5. De Leon F.D. Peritoneal fluid volume, estrogen, progesterone, prostaglandin, and epidermal growth factor concentrations in patients with and without endometriosis/F.D. de Leon, R. Vijayakumar// Obstet. and Gynec. -2009. - Vol.68. - Pр. 189-194.
  6. Halliwell B. Free radicals, antioxidants, and human disease: curiosity, cause, or consequence/ В. Halliwell//Lancet. -2014. -№1344. –Рр.121-124.
  7. Hayashida K. Bovine lactoferrin has a nitric oxide-dependent hypotensive effect in rats/ К. Hayashida, Т. Takeuchi, T. Ozaki// Am J Physiol Regul Integr Comp Physiol.-2014.-№ 286. –Рр.359-365.
  8. Ulrich D. Toward the use of endometrial and menstrual blood mesenchymal stem cells for cell-based therapies/ D. Ulrich, R. Muralitharan// Expert Opin Biol Ther. -2013.-№123 -Рр.1387–1400.
  9. Winslow T. Regenerative Medicine. http://stemcells.nih.gov/ staticresources/info/scireport/PDFs/Regenerative Medicine. -2016. pdf.104 p.
  10. Wobus A.M., Boheler K.R. Embryonic stem cells: prospects for developmental biology and cell therapy// А.М. Wobus, K.R. Boheler/Physiol Rev.-2005. -№ 85.-Рр.635–678.