МЕДИЦИНСКАЯ КУЛЬТУРА КОЧЕВЫХ НАРОДОВ НИЖНЕГО ПОВОЛЖЬЯ

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.18454/IRJ.2015.41.149
Выпуск: № 10 (41), 2015
Опубликована:
2015/16/11
PDF

Белова Л.И.1, Чернышева И.В.2, Черёмушникова И.К.3

1доцент, кандидат исторических наук,2 доцент, кандидат философских наук, 3доцент, доктор философских наук, Волгоградский государственный медицинский университет

МЕДИЦИНСКАЯ  КУЛЬТУРА КОЧЕВЫХ НАРОДОВ НИЖНЕГО ПОВОЛЖЬЯ

Аннотация

Медицинская культуры рассматривается авторами как социальная, политическая, культурная и экономическая сила, часть общего процесса культурогенеза и один из социокультурных механизмов адаптации человека. Медицинская культура народов Нижнего Поволжья представлена как существенный компонент мировой культуры.

Ключевые слова: социальная история медицины, медицинская культура, врачевание, кочевые племена.

Belova L.I.1,Chernysheva I.V.2, Cheremushnikova I.K. 3,

1 PhD in History, professor assistant of History and Culture Science department,2 PhD in Philosophy, professor assistant of History and Culture Science department,3  Philosophy Doctor, professor of History and Culture Science department, Volgograd State Medical University

MEDICINE-RELATED CULTURE OF NOMADIC PEOPLES OF THE LOWER VOLGA REGION

Abstract

Medical culture is considered by the authors as social, political, cultural and economic force, the part of the general process of culture genesis and one of the sociocultural mechanisms of human adaptation. The medicine-related culture of peoples of the Lower Volga Region is represented as the essential component of world culture.

Keywords: social history of medicine, medicine-related culture, healing, nomadic tribes.

Историю медицины необходимо рассматривать как социальную, политическую, культурную  силу исторического развития, поскольку формирование медицинской культуры является частью общего процесса культурогенеза и одним из социокультурных механизмов адаптации человека. При изучении медикоориенированной культуры древних и средневековых  народов пристальное внимание должно уделяться социально-экономическим и культурным институтам, социальным последствиям развития медицины. Только при таком подходе «медицинская культура» может способствовать формированию концепции «целостного человека» как актора исторического процесса.

Степной пояс Евразии, включающий и Нижнее Поволжье, представлял собой своеобразный коридор, по которому на протяжении многих веков продвигались многочисленные племена, имеющие свою медицинскую культуру и традиции врачевания. Медицинская культура народов Нижнего Поволжья является существенным компонентом человеческой культуры периода античности и средних веков. Составной частью медицинской культуры являются лечебные, профилактические, гигиенические обычаи народов Нижнего Поволжья. В них выражаются религиозные и ментальные представления,  картина мира, образцы поведения, направленные на сохранение, поддержание и укрепление здоровья, доступные медицине того времени, методы профилактики заболеваний,  преемственность медицинских и научных знаний, культурные связи и взаимовлияние народов.

Заселение Нижнего Поволжья начинается  в эпоху среднего палеолита. Одними из первых, упоминаемых в истории, нижневолжских племен были киммерийцы, которых Геродот называл  «доителями кобылиц». Навыки врачевания у киммерийцев были связаны с лечением различного рода травм с использованием лекарственных трав и продуктов кочевого скотоводства.

На рубеже VII – VI вв. до н.э. киммерийцы были вытеснены скифскими племенами. Геродот писал об энареях – женоподобных мужчинах, которые занимались врачеванием у скифов. Историки полагают, что применение кумыса в лечебных целях пошло от скифов. Греческие и римские источники сообщали об использовании скифами различных лекарственных растений. Плиний Старший и Теофраст упоминали о «скифских травах» и «скифском корне», которые перевозятся туда и сюда по всему миру для блага человечества». [2].  Пелагоний, писал, что греческие и римские врачи широко пользовались для изготовления лекарств скифскими травами, среди которых упоминаются ирный корень, заячий корень и понтийская шандра. Геродот рассказывал о парных банях, одном из самых выразительных гигиенических обычаев скифов. Баня представляла собой отдельную «хижину», внутри которой был чан и раскаленные докрасна камни, отчего поднимался сильный пар. Скифы очищали себя парной баней после погребения покойника. Скифские женщины изготавливали и использовали первое подобие мыла: растирали на камне куски кипариса, кедра, ладана, добавляли воду и этим жидким тестом с приятным запахом обмазывали все тело.[1]

Гиппократ в своем труде «О воздухе, водах и местностях» в числе болезней, встречающихся у скифов, отмечает сильные боли в суставах, язвы на бедрах и хромоту (евнухоидизм), которые были следствием верховой езды, причем подвержены этой болезни мужчины «благороднейшие», «бедные же страдают меньше, ибо не ездят верхом». Свидетельства Гиппократа не оставляют сомнения, что скифы применяли кровопускание: «…открывают обе вены позади ушей, и когда кровь истечет, то вследствие слабости охватываются сном и засыпают». [4]

У античных авторов можно найти отрывочные сведения о врачевании у сарматских и савроматских племен, живших к востоку от скифов за Доном. Они свидетельствуют об обычае «выжигания правой груди» у женщин, для того чтобы «вся сила и богатство соков переходило в правое плечо и руку».

Во VI в. н.э. на Нижнее Поволжье распространилась власть первого Тюркского каганата, в рамках которого начинают усиливаться хазары и волжские булгары. Ибн-Фадлан описывает булгар как народ, где «нет не одного человека, который румян лицом, поскольку в этой стране люди в основном умирают от колик в животе».[3]

К началу VIII в. Хазария превращается в могущественное государство. После распространения в Каганате иудаизма, встречаются сведения, что врачеванием занимались иудеи. Знание анатомии и химии позволяли им излечивать одних и приводить к смерти других. Таким образом, врачеватели заняли определенную нишу и  могли влиять на политическую ситуацию.

Со второй половины XI в. степи Нижнего Поволжья стали заселять пришедшие с востока кочевые племена, которых русские источники называли половцами. Они также как и славяне были язычниками и поклонялись силам природы. Однако в отличие от них, имели странный обычай: из-за боязни быть наказанными богом Тенгри-ханом, люди не осмеливались стирать свою одежду, поэтому богачи выбрасывали грязную и пропахшую одежду, бедняки же  ходили в засаленных оборках, и от них всегда жутко пахло. На особом счету у половцев были шаманы. Они считались проводниками в загробный мир и посредниками между миром людей и миром мертвых.

В эпоху монгольского завоевания Нижнее Поволжье становится центром сильного государственного образования – Золотой Орды. Практики  врачевания, в которых применялись травы, огонь, воду, кумыс, заговоры, позволяют говорить о том, что объединились два совершенно разных мира: степной кочевой и оседлый земледельческий мир городов.

Таким образом, медицинская культура народов Нижнего Поволжья,  уникального места многовекового активного взаимодействия этносов и культур, охватывает конкретно-исторические способы, приёмы врачевания, формы и содержание медицинских знаний, гигиенические и профилактические навыки индивидов. Она представляет собой совокупность медицинских норм, ценностей, идей, навыков, традиций, обычаев связанных с сохранением здоровья, отражает процесс исторической смены народов и взаимопроникновения культур, что зачастую  являлось одним из способов выживания этносов.

Литература

  1. Галицкий А.В. Щедрый жар. Очерки о русской бане и ее близких и дальних родичах. Изд-во: М.: Физкультура и спорт. 1980. – 271 с.
  2. Мирский М.Б. Медицина России X-XX веков: очерки истории. – М.: РОССПЭН, 2005. – С.
  3. Путешествие Ахмеда Ибн-Фадлана посла халифа Аль-Муктадира к царю Сакалиба/ На стыке континентов и цивилизаций….-М.:Инсан, 1996. – С. 39.
  4. Хирургия в изобразительном искусстве/А.А. Воробьев, И.А. Петрова. – Волгоград: Издательство ВолГМУ, 2005. –С. 13.

References

  1. Galickij A.V. Shhedryj zhar. Ocherki o russkoj bane i ee blizkih i dal'nih rodichah. Izd-vo: M.: Fizkul'tura i sport. 1980. – 271 p.
  2. Mirskij M.B. Medicina Rossii X-XX vekov: ocherki istorii. – M.: ROSSPJeN, 2005. – P. 12.
  3. Puteshestvie Ahmeda Ibn-Fadlana posla halifa Al'-Muktadira k carju Sakaliba/ Na styke kontinentov i civilizacij….-M.: Insan, 1996. – P. 39.
  4. Hirurgija v izobrazitel'nom iskusstve/A.A. Vorob'ev, I.A. Petrova. – Volgograd: Izdatel'stvo VolGMU, 2005. – P. 13.