СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ ВСЕМИРНОЙ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК УНИВЕРСАЛЬНОЙ МЕЖДУНАРОДНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.23670/IRJ.2017.60.073
Выпуск: № 6 (60), 2017
Опубликована:
2017/06/19
PDF

Кравченко Л.А.

ORCID: 0000-0001-5024-1601, Аспирант, Дипломатическая академия Министерства иностранных дел Российской Федерации

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ ВСЕМИРНОЙ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК УНИВЕРСАЛЬНОЙ МЕЖДУНАРОДНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация

Приведены различные подходы к пониманию сущности правовой природы Всемирной торговой организации. Рассмотрены теоретические вопросы договорной правоспособности, а также приведены доводы к отсутствию наднациональных функций у международной межправительственной организации. Выявлены основные характеристики организации. Установлено, что санкции в рамках ВТО не носят ретроспективный характер. Для более глубокого анализа особенностей организации была рассмотрена практика ЕС и США. Результаты исследований показали, что ВТО имеет все черты универсальной международной организации.

Ключевые слова: Всемирная торговая организация, региональная интеграция, международное право.

Kravchenko L.A.

ORCID: 0000-0001-5024-1601, Postgraduate Student, Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of Russia

MAIN FEATURES OF THE WORLD TRADE ORGANIZATION AS A UNIVERSAL INTERNATIONAL ORGANIZATION

Abstract

The article contains various approaches to understanding the essence of the World Trade Organization legal nature. Theoretical issues of contractual legal capacity are considered in the paper. Arguments to the lack of supranational functions of an international intergovernmental organization are also provided. We identified the main characteristics of the organization and established that sanctions within the WTO are not retrospective. The practice of the EU and the US was considered for a deeper analysis of the characteristics of the organization. The results of the research showed that the WTO has all the features of a universal international organization.

Keywords: World Trade Organization, regional integration, international law.

В последние годы все более действенную роль в современном международном сообществе приобретают международные межправительственные организации, выступая некими “global players”, способствующими транснациональной интеграции.

Всемирная торговая организация (далее – ВТО), являясь первой и единственной универсальной международной организацией экономического характера, несомненно также является активным участником международных отношений и, по мнению Григоряна С.А., не имеет аналогов в мире по воздействию на мирохозяйственные связи [1].

Все более актуальным становится вопросы функционирования ВТО. В настоящей статье автор постарается раскрыть статус ВТО и ее место среди других международных организаций.

Обладая статусом юридического лица, Всемирная торговая организация выполняет делегированные ей функции, основываясь на предоставленной каждым членом правоспособности (ст. VII).

Говоря о договорной правоспособности, стоит отметить, что в теории международного права нет твердой убежденности касательно специфики заключаемых такими субъектами международного права международных договоров.

Неоднократно данный вопрос поднимался в ходе кодификации договорного права международных организаций как в рамках Комиссии международного права, так и на Конференции ООН 1986 г. по праву договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями [2, С. 68].

В п. 1 ст. V Соглашения об учреждении ВТО закреплено право Генерального совета на заключение соглашений об эффективном сотрудничестве с другими межправительственными организациями, которые выполняют функции, имеющие отношение к функциям ВТО.

Тем не менее не стоит сопоставлять данное право международных организаций с аналогичным правом, присущим государствам, являющимся первичными субъектами международного права. Качественно отличаясь от него, право международных организаций по заключению договоров должно рассматриваться применительно к каждой организации в отдельности, так как для этого необходимо специальное волеизъявление государств-членов, которое может быть закреплено либо в учредительном документе (уставе) организации, или в иных основополагающих документах, принятых после создания.

В основу правовой природы ВТО заложены принципы разрешения возможных коллизий между международными договорами, входящими в правовую базу ВТО. Так, например, в случае коллизии между нормами Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 г. (далее – ГАТТ-1994) и нормой соглашения, содержащегося в приложении 1 А к Соглашению об учреждении ВТО, именно последняя будет иметь преимущественную силу. Примечательно, что если коллизия возникает между нормой Соглашения об учреждении ВТО и нормой ГАТТ-1994, то в соответствии с п. 3 ст. XVI приоритет отдается норме ГАТТ-1994.

Вышесказанное позволяет характеризовать ВТО как многостороннюю торговую систему, способствующую экономическому развитию государств-членов [3].

Вместе с тем не стоит ограничиваться только данной характеристикой организации, так как исходя из ее правовой природы и сферы международно-правовой регламентации, стоит говорить об ее специализированном характере и роли базиса в сотрудничестве государств, прежде всего, в торговой и экономической сферах.

Так, по мнению И.А. Шулятьева, специфика ВТО заключается в диалектическом единстве ее юридической сущности как главной международной межправительственной организации, регулирующей многостороннюю торговую систему, и ее понимания как международного форума с институциональными характеристиками [4, С. 130].

Одним из вопросов, широко обсуждаемых в научной среде в настоящее время, - наднациональные полномочия международных организаций, в том числе у Всемирной торговой организации.

Проанализировав различные подходы, автор приходит к выводу, что следует согласиться с позицией, отрицающей наличие «наднациональности».

Так, А.А. Моисеев в своем интервью делает вывод о том, что «ВТО не отличается от традиционных международных организаций. В Соглашении об учреждении ВТО не просматривается надгосударственность международной организации, в нем не предполагается принятие органами ВТО решений обязательного характера ... Решения в ВТО носят рекомендательный характер и в основном принимаются путем консенсуса, который используется со времен ГАТТ 1947 года. Если решение невозможно принять консенсусом, то применяется голосование по принципу «Одна страна - один голос» и решение принимается в зависимости от предмета - простым или квалифицированным большинством» [5, C. 8].

Отсутствие наднациональных полномочий у ВТО также подтверждается невозможностью наложения санкций в отношении государства-члена, который не соблюдает взятые обязательства, высшими органами организации. По мнению А.С. Смбатян, решения ВТО такого характера невозможны, поскольку в ее структуре нет органа, аналогичного по уровню делегированных ему полномочий Совету Безопасности ООН [6, C. 4].

Несмотря на то, что в тексте Соглашения не содержится понятия «санкции», автор считает необходимым сделать акцент на наличии положений об одностороннем приостановлении уступок или других обязательств и ответных мерах. Вместе с тем эти меры не носят ретроспективного характера и применяются государством-заявителем в отношении государства-нарушителя.

Впрочем, и в научной литературе, и в ходе практической деятельности широко используются такие термины как «санкции» и «репрессалии» [7, C. 8].

Говоря о «врожденной несправедливости» санкций в ВТО, ряд исследователей подразумевают неспособность контрмер достичь единственной возложенной на них цели – побудить государство-нарушителя к исполнению обязательств [8, C. 123]. Так, свою неэффективность санкции показали в деле «ЕС – Гормоны»: длившийся почти 15 лет торговый конфликт закончился заключением соглашения, одним из условий которого было сохранение ставших поводом к разбирательству ограничений ввоза говядины, при выращивании которой для активизации роста животных использовались гормоны различного происхождения, в обмен на повышение квоты на импорт в ЕС для США и Канады [9]. Стоит также обратить внимание на увеличение числа случаев открытого неисполнения решений ОРС государствами, даже под угрозой применения санкций, в том числе в деле «США – трансграничное оказание услуг в сфере игорного бизнеса» [10], [11, C. 142].

Кроме того, сроки разрешения споров, ранее являющиеся одними из достоинств сложившегося в ВТО механизма, в настоящее время используются государствами-нарушителями для отсрочки введения санкций. Установленные предельные сроки не соблюдаются и Органами по разрешению споров: прошло практически 7 лет при рассмотрении спора между Бразилией и США по поводу хлопковых субсидий [12].

Вместе с тем, несмотря на отсутствие признаков наднациональности, обычно выделяемых в доктрине международного права у ВТО, следует отметить неформальное международное влияние этой международной организации на практику государств-участников и даже в какой-то мере на не участвующие государства, но старающиеся придерживаться стандартов ВТО. В связи с этим автор согласен с позицией, согласно которой правовое регулирование ВТО носит универсальный характер, так как даже те страны, которые не являются членами ВТО, вынуждены следовать тем нормам и правилам, которые выработаны в рамках данной организации [13, C. 67].

Список литературы / References

  1. Григорян С. А. Международно-правовая система Всемирной торговой организации и интересы России: автореф. дис. … д-ра юрид. наук / С.А. Григорян. - М., 2000.
  2. Шибаева Е.А. Правовые вопросы структуры и деятельности международных организаций / Е.А. Шибаева, М. Поточный. - М., 1988. С. 68 - 69.
  3. Малянова А.Н. Всемирная торговая организация: история создания, источники права ВТО // Международное публичное и частное право / А.Н. Малянова. - 2005. № 5.
  4. Шулятьев И.А. К вопросу о международно-правовом статусе Всемирной торговой организации // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Юридические науки» / И.А. Шулятьев. - 2009. № 4. С. 130.
  5. Действует ли надгосударственность в евразийском пространстве? Интервью с А.А. Моисеевым, доктором юридических наук, деканом факультета международного права Дипломатической академии МИД Российской Федерации // Евразийский юридический журнал. 2012. № 8(51). С. 8.
  6. Смбатян А.С. Всемирная торговая организация: уникальность и адекватность // Право ВТО / А.С. Смбатян. - 2012. № 1. С. 4 - 10.
  7. Charnovitz S. «Rethinking WTO Trade Sanctions» // «The WTO and international trade law/dispute settlement» / ed. by Petros C. Mavroidis and Alan O. Sykes, P. 8—10.
  8. Anderson K. «Peculiarities of retaliation in WTO dispute settlement» // World Trade Review / K. Anderson. – 2012. P. 123—134.
  9. Win-win ending to the «hormone beef trade war», пресс-релиз Европарламента, доступно на http://www.europarl.europa.eu/news/en/news-room/content/20120314IPR40752/html/Win-win-ending-to-the-hormone-beef-trade-war
  10. United States — Measures Affecting theCross-Border Supply of Gambling and Betting Services WT/DS285/AB/R 7 April 2005.
  11. Horlick G. «The compliance problem of the WTO» // Arizona Journal of International and Comparative Law / Horlick G., J. Coleman. - Vol. 24, No. 1 2007 P. 142.
  12. WTO (2012). Dispute Settlement. http://www.wto.org/english/tratop_e/ dispu_e/dispu_e.htm
  13. Адзинба К.Г. Генезис понятия международного органа: международно-правовые аспекты // Административное и муниципальное право / К.Г. Адзинба. - 2012. № 9. С. 67 - 73.

Список литературы на английском языке / References in English

  1. Grigorjan S. A. Mezhdunarodno-pravovaja sistema Vsemirnoj torgovoj organizacii i interesy Rossii: avtoref. dis. … d-ra jurid. nauk. [The international legal system of the World trade organization and Russian interests]: abstract. dis. … of PhD in Law / S. A. Grigorjan. - M., 2000. [in Russian]
  2. Shibaeva E.A. Pravovye voprosy struktury i dejatel'nosti mezhdunarodnyh organizacij. [Legal issues of the structure and activities of international organizations] / E.A. Shibaeva, M. Potochnyj. - M., 1988. P. 68 - 69. [in Russian]
  3. Maljanova A.N. Vsemirnaja torgovaja organizacija: istorija sozdanija, istochniki prava WTO. [World trade organization: history, the sources of WTO law] / A.N. Maljanova // Mezhdunarodnoe publichnoe i chastnoe parvo [International public and private law]. - 2005. № 5. [in Russian]
  4. Shuljat'ev I.A. K voprosu o mezhdunarodno-pravovom statuse Vsemirnoj torgovoj organizacii. [To the question of international legal status of the world trade organization] / I.A. Shuljat'ev // Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Serija «Juridicheskie nauki» [RUDN Journal of Law]. - 2009. № 4. P. 130. [in Russian]
  5. Dejstvuet li nadgosudarstvennost' v evrazijskom prostranstve? Interv'ju s A.A. Moiseevym, doktorom juridicheskih nauk, dekanom fakul'teta mezhdunarodnogo prava Diplomaticheskoj akademii MID Rossijskoj Federacii. [Does supranationalism in Eurasian space? Interview with A. A. Moiseev, doctor of legal Sciences, Dean of the faculty of international law of the Diplomatic Academy of the Russian Federation] // Evrazijskij juridicheskij zhurnal [Eurasian LawJournal]. 2012. № 8(51). P. 8. [in Russian]
  6. Smbatjan A.S. Vsemirnaja torgovaja organizacija: unikal'nost' i adekvatnost' [The World trade organization: the uniqueness and adequacy] / A.S. Smbatjan // Pravo WTO [WTOlaw]. - 2012. № 1. P. 4 - 10. [in Russian]
  7. Charnovitz S. «Rethinking WTO Trade Sanctions» // «The WTO and international trade law/dispute settlement» / ed. by Petros C. Mavroidis and Alan O. Sykes, P. 8—10.
  8. Anderson K. «Peculiarities of retaliation in WTO dispute settlement» // World Trade Review / K. Anderson. – 2012. P. 123—134.
  9. Win-win ending to the «hormone beef trade war», press release of the European Parliament, available at: http://www.europarl.europa.eu/news/en/news-room/content/20120314IPR40752/html/Win-win-ending-to-the-hormone-beef-trade-war
  10. United States — Measures Affecting theCross-Border Supply of Gambling and Betting Services WT/DS285/AB/R 7 April 2005.
  11. Horlick G. «The compliance problem of the WTO» // Arizona Journal of International and Comparative Law / Horlick G., J. Coleman. - Vol. 24, No. 1 2007 P. 142.
  12. WTO (2012). Dispute Settlement. http://www.wto.org/english/tratop_e/ dispu_e/dispu_e.htm
  13. Adzinba K.G. Genezis ponjatija mezhdunarodnogo organa: mezhdunarodno-pravovye aspekty. [The Genesis of the concept of international authority: international law aspects] / K.G. Adzinba // Administrativnoe i municipal'noe parvo [Administrative andmunicipal law]. - 2012. № 9. P. 67 - 73. [in Russian]