ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ПРИ ОКАЗАНИИ ПАЛЛИАТИВНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.23670/IRJ.2017.59.083
Выпуск: № 5 (59), 2017
Опубликована:
2017/05/19
PDF

Балакирева К.В.

ORCID 0000-0003-2783-2790, студент магистратуры, Санкт-Петербургский государственный университет

ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ПРИ ОКАЗАНИИ ПАЛЛИАТИВНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация

В качестве исследовательской задачи автором была определена попытка проанализировать актуальные проблемы использования наркотических препаратов в паллиативной медицине Российской Федерации. В статье рассматриваются реальные случаи, которые способствовали изменению ситуации в отношении облегчения жизни больных, находящихся в терминальной стадии заболевания. Отмечается сравнительное улучшение законодательного регулирования оборота наркотических средств для медицинских целей. Предлагается рассмотреть результаты последних исследований для оценки возможности расширения перечня наркотических средств, применяющихся в медицине.

Ключевые слова: паллиативная помощь, паллиативная медицина, наркотические средства, смертельные заболевания.

 Balakireva K.V.

ORCID 0000-0003-2783-2790, First Year Graduate Student of the Faculty of Law of St. Petersburg State University

 PROBLEMS OF ADDICTIVE DRUGS APPLICATION IN PALLIATIVE MEDICAL CARE IN THE RUSSIAN FEDERATION

Abstract

The author of the article defined an attempt to analyse topical problems of using addictive drugs in palliative medicine in the Russian Federation as a research task. The article deals with real cases that contributed to the change of the situation with regard to facilitating the life of patients who are in the terminal stage of the disease. Comparative improvement of the legislative regulation of the circulation of addictive drugs for medical purposes is noted. It is proposed to consider the results of recent studies to assess the possibility of expanding the list of addictive drugs used in medicine.

Keywords: palliative care, palliative medicine, addictive drugs, fatal diseases.

Начало XXI века характеризуется широким распространением таких смертельных заболеваний, как злокачественные опухоли, ВИЧ/СПИД, болезни Альцгеймера, Паркинсона и другие. По мнению экспертов, к 2030 году количество умерших от неинфекционных заболеваний возрастёт до 52 миллионов человек [1, С. 91]. Подавляющая часть неизлечимо больных пациентов нуждаются в своевременной комплексной медико-социальной помощи. Облегчение болевых симптомов пациента в последние дни его жизни является целью паллиативной медицины.

В соответствии с п. 4 ч. 5 ст. 19 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Основы), «пациенты имеют право на облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными методами и лекарственными препаратами» [2]. Но на сегодняшний день паллиативная медицина в Российской Федерации сталкивается с большим количеством проблем, препятствующих ее развитию и адекватному использованию.

В первую очередь к таким проблемам относится сложность и многоступенчатость процедуры учета и оборота наркотиков. В последние годы неизлечимо больным пациентам и их родным приходилось преодолевать большие трудности в получении необходимых препаратов. В условиях широкого общественного резонанса на фоне участившихся случаев самоубийств онкобольных, не получивших должного обезболивания, был принят Федеральный закон от 31.12.2014 № 501-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах», в котором упрощён процесс медицинского использования наркотических средств и психотропных веществ:

  • срок действия рецепта на наркотический обезболивающий препарат увеличен с 5 дней до 15;
  • вдвое увеличена предельно допустимая для одного рецепта норма количества выписываемых препаратов;
  • в местностях, где нет специализированных аптек по выдаче наркотиков, право выдачи таких препаратов имеет медицинское учреждение;
  • отсутствует необходимость возврата первичных и вторичных упаковок для последующего получения обездоливающих препаратов;
  • упрощена процедура уничтожения наркотических средств, используемых в медицинских целях;
  • оказание паллиативной помощи по месту фактического проживания пациента [3].

Принятие этих изменений, безусловно, облегчило способ получения наркотических веществ, но полностью проблема не решена, и многие больные продолжают страдать от отсутствия адекватной помощи.

Проблема недоступности медицинских наркотиков сопровождается весьма жёсткой наркотической политикой государства. Из-за опасений врача перед уголовным преследованием, пациенты не получают эффективных наркотиков, способных ослабить боль. Так, врачи назначают токсичный в больших дозах трамадол вместо морфина, который купирует боль быстрее. Например, в 2009 участковому врачу из Красноярска А.П. Хориняк было предъявлено обвинение в подделке документов и незаконном обороте наркотических средств, когда та выписала рецепт на обезболивающее терминальному больному, нарушив должностную инструкцию. В конечном итоге, после трёх лет уголовного преследования, ей удалось добиться оправдательного приговора, благодаря распространению данной истории в мировом и российском медицинских сообществах [4]. Несмотря на этот положительно разрешившийся случай, полностью отказаться от врачебных комиссий в пользу единоличного решения о выписке рецептов обезболивающих наркотиков многие медицинские учреждения не смогли.

Ещё одну проблему российской медицины представляет несовершенство национальной системы паллиативной помощи. Оно выражается в дефиците квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и практическими навыками по оказанию паллиативной помощи, недостаточное количество специализированных учреждений и отсутствие должного информирования населения по данным вопросам.

Стоит отметить, что не все инкурабельные больные совершали самоубийства исключительно из-за боли. Они также страдали от беспомощности, боязни быть невостребованными и одинокими, шли на этот тяжелый шаг для облегчения жизни своих родственников. В Основах паллиативная помощь рассматривается как медицинская, тогда как в остальном мире она представляется медико-социальной.

Сегодня также крайне остро стоит проблема ограниченности перечня применяемых наркотических препаратов. В России для облегчения страданий инкурабельных пациентов используются только опиоиды. Исследования Всемирной организации здравоохранения показали, что эталонным средством для больных в терминальной стадии является таблетки морфина краткосрочного действия. Однако для российских больниц такие таблетки чаще всего недоступны [5].

В странах, где опиоидными анальгетиками обеспечены все нуждающиеся, активно изучаются другие категории наркотиков, которые в дальнейшем будет возможно использовать в качестве обезболивающих препаратов. Однако вполне обоснованы опасения некоторых специалистов о расширении показаний применения галлюциногенных препаратов при регулярном отпуске по рецепту врачей. Именно поэтому так важен контроль оборота этих средств.

В паллиативной помощи некоторых стран Европы (Германия, Голландия, Дания и тд.) и штатов США и Канады активно используются лекарства, в состав которых входят каннабиноиды. Такие препараты помогают облегчить хронические боли, мышечные спазмы, уменьшить чувство тошноты, возникающей при химиотерапии, улучшить аппетит у больных с диагнозом СПИД [6]. Однако сегодня не все соглашаются с необходимостью применения марихуаны в медицинских целях. Эта необходимость подвергается сомнению, например, в Американской академии педиатрии, которая не советует использовать данное вещество в качестве лекарства до завершения исследований. Очевидно, это связано с большим количеством побочных эффектов – быстрой утомляемостью, галлюцинациями, головокружением, провалами в памяти, психозы [7]. Также возникает вопрос о пределах употреблением таких препаратов, то есть ставится под вопрос необходимость их применения при некоторых заболеваниях (например, при депрессии), поскольку те лечатся без помощи наркотиков.

С середины 90-х годов Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США изучает применение ЛСД в медицине. Такие исследовательские фонды, как Фонды Бекли и Альберта Хофмана, MAPS, до сих пор проявляют интерес к целебным свойствам ЛСД, который во всем мире пока считается нелегальным [8].

Некоторые страны отменили запрет на изучение веществ, содержащихся в грибах Psilocybe – псилоцибина. Высокий потенциал его применения признаётся научным сообществом в лечении психических расстройств, а в особенности, в улучшении самочувствия онкологических пациентов [9].

Без всяких сомнений, длительное и ненормированное употребление наркотических средств вызывает сильнейшую зависимость, которая сама по себе является тяжелым заболеванием, чего иногда так боятся смертельно больные пациенты и их родственники. Но длительное рекреационное применение наркотиков отличается от оказания помощи терминальным пациентам – дозы недостаточны для разрушения их личности и помутнения сознания.

Конечно, стоит отметить, что законодательные изменения ослабили общественное напряжение, возникшее в связи с получением наркотических обезболивающих для инкурабельных пациентов. Однако говорить о том, что жизнь таких пациентов существенно улучшена и облегчена, пока рано. Чтобы в корне изменить ситуацию, необходимо комплексное развитие паллиативной помощи, гарантированной действующим законодательством Российской Федерации.

Список литературы / References

  1. Дай К. Доклад о состоянии здравоохранения в мире: научные исследования в целях достижения всеобщего охвата населения медицинскими услугами [Электронный ресурс] / Т. Боэрма, К. Дай, Д. Эванс // Всемирная организация здравоохранения. – 2013. URL: http://apps.who.int/iris/bitstream/10665/85761/17/9789240690868_rus.pdf?ua=1 (дата обращения: 14.04.2017).
  2. Российская Федерация. Законы. Обосновах охраны здоровья граждан вРоссийской Федерации : федер. закон : [принят Гос. Думой 1 ноября 2011 г. : одобр. Советом Федерации 9 ноября 2011 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2011. – № 48. – ст. 6724.
  3. Российская Федерация. Законы. О внесении изменений в Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» : федер. закон : [принят Гос. Думой 16 декабря 2014 г. : одобр. Советом Федерации 25 декабря 2014 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2015. – № 1 (часть I). – ст. 54.
  4. Тарасов А. Дело о боли мирового масштаба [Электронный ресурс] / А. Тарасов // Новая газета. – 2013. – № 100. – URL: https://www.novayagazeta.ru/articles/2013/09/09/56260-delo-o-boli-mirovogo-masshtaba (дата обращения: 13.04.2017).
  5. Слободчикова О. Станет ли легче получить наркотические обезболивающие в России? [Электронный ресурс] / О. Слободчикова // Русская служба Би-би-си. – 2015. – URL: http://www.bbc.com/russian/society/2015/07/150701_russia_pain_management_law (дата обращения: 13.04.2017).
  6. Ли М. Исследователи: марихуана лечит рак и помогает справляться с побочными эффектами [Электронный ресурс] / М. Ли // The Dealy Beast. – 2012. URL: http://inosmi.ru/world/20120907/198784161.html (дата обращения: 12.04.2017).
  7. Wang T. Adverse effects of medical cannabinoids: a systematic review / T. Wang, [etc]. – CMAJ, 2008. – №178. – P. 1669–1678.
  8. Kurtzweil P. Medical possibilities for psychedelic drugs / P. Kurtzweil. – FDA Consumer, 1995. – № 7. – P. 25.
  9. Ross S. Rapid and sustained symptom reduction following psilocybin treatment for anxiety and depression in patients with life-threatening cancer: a randomized controlled trial / A. Bossis, J. Guss, S. Ross. – Psychopharmacol, 2016. – P. 1165-1180.

Список литературы на английском языке / References in English

  1. Daj K. Nauchnye issledovanija v celjah dostizhenija vseobshhego ohvata naselenija medicinskimi uslugami [The world health report 2013: research for universal health coverage] [Electronic resource] / T. Bojerma, K. Daj, D. Jevans and other // WHO. – 2013. URL: http://apps.who.int/iris/bitstream/10665/85761/17/9789240690868_rus.pdf?ua=1 (accessed: 14.04.2017). [in Russian]
  2. Rossijskaja Federacija. Zakony. Ob osnovah ohrany zdorov'ja grazhdan v Rossiĭskoĭ Federacii [Russian Federation. Laws. About the fundamentals of public health services] : feder. law : [accepted by State Duma on November 1, 201: approved by Federation Council on November 9, 2011.] // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii [Collection of Legislative Acts of the Russian Federation]. – 2011. – № 48. – art. 6724. [in Russian]
  3. Rossijskaja Federacija. Zakony. O vnesenii izmenenij v Federal'nyj zakon «O narkoticheskih sredstvah i psihotropnyh veshhestvah [Russian Federation. Laws. About alteration in «Federal law about drug and psychotropic substance»] : feder. Law : [accepted by State Duma on December 16, 2014: approved by Federation Council on December 25, 2014] // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii [Collection of Legislative Acts of the Russian Federation]. – 2015. – № 1 (P. I). – art. 54. [in Russian]
  4. Tarasov A. Delo o boli mirovogo masshtaba [The case of world-wide pain] [Electronic resource] / A. Tarasov // Novaja gazeta [New Newspaper]. – 2013. – № 100. – URL: https://www.novayagazeta.ru/articles/2013/09/09/56260-delo-o-boli-mirovogo-masshtaba (accessed: 13.04.2017). [in Russian]
  5. Slobodchikova O. Stanet li legche poluchit' narkoticheskie obezbolivajushhie v Rossii? [Will it be easier to get narcotic anesthetic in Russia?] [Electronic resource] / O. Slobodchikova // Russkaja sluzhba Bi-bi-si [Russian service BBC]. – 2015. – URL: http://www.bbc.com/russian/society/2015/07/150701_russia_pain_management_law (accessed: 13.04.2017). [in Russian]
  6. Li M. Issledovateli: marihuana lechit rak i pomogaet spravljat'sja s pobochnymi jeffektami [Researchers say that marijuana treats cancer and helps cope with side effects] [Electronic resource] / M. Li // The Dealy Beast. – 2012. URL: http://inosmi.ru/world/20120907/198784161.html (accessed: 12.04.2017). [in Russian]
  7. Wang T. Adverse effects of medical cannabinoids: a systematic review / T. Wang, [etc]. – CMAJ, 2008. – №178. – P. 1669–1678.
  8. Kurtzweil P. Medical possibilities for psychedelic drugs / P. Kurtzweil. – FDA Consumer, 1995. – № 7. – P. 25.
  9. Ross S. Rapid and sustained symptom reduction following psilocybin treatment for anxiety and depression in patients with life-threatening cancer: a randomized controlled trial / A. Bossis, J. Guss, S. Ross. – Psychopharmacol, 2016. – P. 1165-1180.