ПРЕСТУПЛЕНИЯ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПО УГОЛОВНОМУ КОДЕКСУ ШВЕЙЦАРИИ И УГОЛОВНОМУ КОДЕКСУ АВСТРИИ: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.23670/IRJ.2019.86.8.040
Выпуск: № 8 (86), 2019
Опубликована:
2019/08/19
PDF

ПРЕСТУПЛЕНИЯ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПО УГОЛОВНОМУ КОДЕКСУ ШВЕЙЦАРИИ И УГОЛОВНОМУ КОДЕКСУ АВСТРИИ: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

Научная статья

Серебренникова А.В.1, *, Лебедев М.В.2

1 ORCID: 0000-0002-1064-4171;

2 ORCID: 0000-0001-7199-5277;

1, 2 МГУ им. М. В. Ломоносова, Москва, Россия

* Корреспондирующий автор (serebranna[at]hotmail.com)

Аннотация

Предотвращение преступлений террористической направленности и эффективная борьба с ними является важной задачей любого современного государства и мирового сообщества в целом на пути укрепления законности и правопорядка. Повышение эффективности в предупреждении преступлений террористической направленности играет немаловажную роль в борьбе с преступностью. В ряде зарубежных стран, как и в Российской Федерации, в уголовном законодательстве выделяются главы, содержащие нормы, предусматривающие ответственность за совершение террористических актов и преступлений террористической направленности. Авторы рассматривают нормы об уголовной ответственности за терроризм и преступления террористической направленности на примере уголовного законодательства Швейцарии и Австрии, обращают внимание на ряд специфических черт национального законодательства этих стран. Считаем, что данные нормы должны быть унифицированы в соответствии с международными нормами.

Ключевые слова: терроризм, преступления террористической направленности, Уголовный Кодекс Швейцарии, Уголовный Кодекс Австрии, противодействие терроризму.

TERRORIST OFFENSES UNDER THE SWISS PENAL CODE AND THE AUSTRIAN PENAL CODE: PROBLEM STATEMENT

Research article

Serebrennikova A.V.1, *, Lebedev M.V.2

1 ORCID: 0000-0002-1064-4171;

2 ORCID: 0000-0001-7199-5277;

1, 2 Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia

* Corresponding author (serebranna[at]hotmail.com)

Abstract

Preventing crimes of a terrorist nature and countering them effectively is an important task of any modern state and the world community on the whole for the strengthening of law and order. Improving the efficiency of terrorist crimes prevention is essential to fight crime. In a number of foreign countries, as well as in the Russian Federation, there are chapters in the criminal legislation that contain norms covering the responsibility for terrorist acts and crimes of a terrorist nature. The authors consider the norms on criminal responsibility for terrorism and crimes of a terrorist nature on the example of the criminal legislation of Switzerland and Austria, and draw attention to a number of specific features of the national legislation of these countries. We believe that these norms should be unified in accordance with international norms.

Keywords: terrorism, crimes of a terrorist nature, the Criminal Code of Switzerland, the Criminal Code of Austria, countering terrorism.

Введение

Актуальность темы исследования определяется тем, что понятие «Террор», как и сопутствующее ему понятие «Террористическая организация», являются спорными - до сих пор, несмотря на многочисленные попытки, так и не удалось установить какое-либо точное определение, действующее за рамками одной страны. Ричард Рив Бакстер (Richard Reeve Baxter), в прошлом – судья Международного Суда высказался следующим образом: «У нас есть причины сожалеть о том, что когда-то нам был вменен юридический термин «Терроризм». Этот термин неточен, многозначен, а самое главное – он не имеет никакой решающей юридической цели» [4].

Практически в каждом государстве есть отдельное определение террора, в США, кроме того, применяются различные определения, данные отдельными органами власти. Если в 1988 году существовало уже 109 различных определений слова «террор», а после 11 сентября 2001 их количество, конечно же, только выросло [3, С.134].

В современных реалиях терроризм представляет собой сложное социальное явление, которое уже давно превратилось в угрозу безопасности во всем мире. Это связано в первую очередь с тем, что преступные деяния, понимаемые как «терроризм», характеризуются не только международной общественной опасностью, но и имеют транснациональные параметры. «Тенденция увеличения частоты и масштабов террористических актов, начиная с 2000-х годов отмечается и в резолюциях Совета Безопасности Организации Объединенных Наций (СБ ООН)» [2]. Данное понимание террора и терроризма используется в уголовно-правовой доктрине Швейцарии и Австрии. В частности, следует согласиться с позицией, что «Терроризм- политика, основанная на систематическом применении террора» [1]. Понятию террор (в значении лат. «страх, ужас»), корреспондирует понятие насилие, запугивания, устрашения населения. Правоприменитель Швейцарии и Австрии, на наш взгляд вполне справедливо таким же образом понимают данное определение, т.е. «терроризм», как насилие с целью устрашения.

Ответственность за террористический акт и преступления террористической направленности также предусмотрены в законодательстве большинства современных зарубежных стран (Швеции, Дании, Израиля, Швейцарии, Польши, Голландии и др.).

Швейцария опирается на контртеррористическую стратегию ООН, принятую Генеральной Ассамблеей ООН в 2006 году, определяющую основные политические и правовые рамки для определения и реализация швейцарской контртеррористической политики. Основным источником уголовного закона в Швейцарии является Уголовный кодекс Швейцарии от 21 декабря 1937 года, по состоянию на 01 марта 2019г. (УК Швейцарии).

В статье 260 УК Швейцарии предусмотрена единственная прямая антитеррористическая норма за финансирование терроризма: «...любой, кто собирает либо предоставляет денежные средства для финансирования терроризма, а именно, преступление, направленное на устрашение общества, либо принуждения государственных или международных организаций на совершение определённых действий, либо на воздержание от действий, подлежит наказанию в виде лишения свободы на срок не более пяти лет, либо денежного штрафа» [9]. По смыслу закона, в соответствии с комментариями Федерального суда Швейцарии, к ст.260 УК Швейцарии, данная норма применяется к организациям на примере: «итальянской красной бригады», Баскской группы ETA или международной сети Аль-Каида [7], организации запрещенной в РФ.

Террористический акт и иные преступления террористической направленности (вне финансирования терроризма), квалифицируются по другим статьям УК Швейцарии, предусматривающих уголовную ответственность за: преступления против жизни и здоровья, против свободы, общественного порядка и т.д.

В случае, если преступление было совершено по «террористическому» мотиву, то данное обстоятельство учитывается при квалификации преступления как особо отягчающее [5, С.112].

Таким образом, в Швейцарии за исключением Аль-Каиды и Исламского государства, не запрещены какие-либо другие террористические организации как таковые. Так, Швейцария относится к небольшому числу стран, поддерживающих дипломатические отношения с такими организациями как ХАМАС. В ноябре 2001 Федеральный совет Швейцарии запретил организацию «Аль-Каида» на основании ст. 184 и ст. 185 Федеральной конституции Швейцарской Конфедерации. В 2014 году в список запрещенных террористических объединений было добавлено Исламское государство.

В Австрии понятие преступных союзов, вместе с назначением меры наказания в виде лишения свободы сроком до трех лет, определено в § 278 УК, а преступные организации, имеющие структуру криминальных формирований, рассматриваются в § 278a УК, который предусматривает наказание в виде лишения на срок до пяти лет [5, С.120].

Параграфом 278 b предусмотрена уголовная ответственность за создание или участие в террористической организации (объединении). Под террористическим объединением, организацией, понимается объединение на длительный срок, двух и более лиц, деятельность которых направлена на совершение одним или несколькими членами этого «объединения», одного или нескольких террористических преступных деяний (§ 278с) или осуществлять финансирование терроризма (§ 278d).

Параграф 278d, на наш взгляд, заслуживает пристального внимания, поскольку в ней предусмотрена уголовная ответственность за финансирование терроризма. Здесь указывается, что «всякий, кто предоставляет или собирает имущественные ценности с умыслом, что они, хотя и частично, будут применяться для выполнения: а) воздушного пиратства или создания умышленной угрозы безопасности воздушного сообщения, б) похищения с целью шантажа или угрозы шантажом, в) посягательства на жизнь, здоровье или свободу лица, находящегося под международно-правовой защитой, или насильственное нападение, которое способно поставить под угрозу здоровье, жизнь или свободу данного лица, на его жилище, служебное помещение или транспортное средство такого лица, или таким образом создать угрозу для него»[6].

К террористическим преступным деяниям на основании § 278c УК. Предусмотрена уголовная ответственность за единичные преступления, например: тяжкое убийство § 75, вред здоровью на основании § 83-87, принуждение связанное с вымогательством, тяжкое принуждение § 87, тяжкая угроза § 107 абз.2, тяжкое повреждение вещей, воздушное пиратство § 85 и другие. Перечень преступлений, которые подпадают под террористические указанные в данных нормах. «Основной признак террористического деяния по уголовному закону Австрии, заключается в том, что она способна причинить тяжкий или продолжающийся длительное время, нарушения общественной жизни, или тяжкий вред в экономической сфере и совершается с умыслом «посеять страх» у населения и принудить учреждения или международную организацию, к действию или воздержанию от действий или бездействию. А также устрашить политического деятеля, должностного лица, входящего в экономическую, политическую или конституционную сферу» [5]. Мера наказания по указанному деянию увеличивается в полтора раза, но не может превышать двадцать лет. Преступление не считается в Австрии террористическим преступным деянием, если оно направлено на создание или восстановление демократических, или присущих правовому государству отношений, или реализацию либо защиту прав человека (пункт 3 § 278c УК).

Заключение

По нашему мнению, все проанализированные в настоящей статье нормы преследуют цель эффективной борьбы с таким особо опасным и распространенным в наше время преступлением, как терроризм, представляющим реальную опасность для национальной безопасности Австрии и Швейцарии, но и для всего мирового сообщества в целом. Изучение опыта зарубежных стран, несмотря на ее специфику, представляет особый интерес для российского правоведа с целью дальнейшего совершенствования норм нашей страны, устанавливающих уголовную ответственность за преступления террористической направленности.

Конфликт интересов Не указан. Conflict of Interest None declared.

Список литературы / References

  1. Понятие терроризма и его виды [Электронный ресурс] / URL: https://med-books.info/psihologiya-pedagogika-voennaya/ponyatie-terrorizma-ego.html (дата обращения: 30.06.2019г.)
  2. Резюме содержания дискуссий на встрече Совета Министров ОБСЕ , (подготовленное действующим председателем) [Электронный ресурс]. MC.GAL/9/15 от 9 декабря 2015 года.URL: https://www.osce.org/ru/mc/230761?download=true (дата обращения: 14.07.2019г.)
  3. Теоретические и методологические аспекты развития современной науки. Выпуск 5. Коллективная монография / А. В. Серебренникова, М. В. Лебедев, В. Н. Ермолаев и др. — Издательство НИЦ МИСИ Москва, 2019. — 156 с.
  4. Серебренникова А.В. Уголовный кодекс Швейцарии / Серебренникова А. В. — Зерцало М, 2001. — 138 с.
  5. Серебренникова А.В. Уголовный кодекс Австрии / Серебренникова А. В. — Зерцало М, 2000. — 144 с.
  6. Серебряков А.В. Зарубежный опыт криминализации содействия террористической деятельности [Электронный ресурс] / Серебряков А.В. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zarubezhnyy-opyt-kriminalizatsii-sodeystviya-terroristicheskoy-deyatelnosti (дата обращения: 17.07.2019г.)
  7. Baxter R. A Skeptical Look At The Concept of Terrorism / Baxter R. Akron Law Review: Vol. 7 : Iss. 3 , Article, 1974
  8. Criminal law. Individual terrorist acts of Switzerland [Электронный ресурс]. URL: https://www.legislationline.org/documents/id/7624 (дата обращения: 14.07.2019г.)
  9. Mashkova E. Terrorism as a social and legal phenomenon / Mashkova E. Serebrennikova A. // Current Business and Economics Driven Discourse and Education: Perspectives from Around the World. — Vol. 15. — Bulgarian Comparative Education Society (BCES) Bulgaria, 2017. — P. 277–283.
  10. Swiss Criminal Code of 21 December 1937 (Status as of 1 March 2019) [Электронный ресурс]. URL: https://www.admin.ch/opc/en/classified-compilation/19370083/201903010000/311.0.pdf (дата обращения: 14.07.2019г.)

Список литературы на английском языке / References in English

  1. Ponyatie terrorizma i ego vidy [Concept of Terrorism and its Types] [Electronic resource]. URL: https://med-books.info/psihologiya-pedagogika-voennaya/ponyatie-terrorizma-ego.html (accessed: 30.06.2019) [in Russian]
  2. Rezyume soderzhaniya diskussiy na vstreche Soveta Ministrov OBSE, (podgotovlennoe deistvuyushchim predsedatelem) [Summary of the Discussions at a Meeting of the OSCE Ministerial Council (prepared by the Chairman-in-Office)] [Electronic resource]GAL/9/15 of December 9, 2015 URL: https://www.osce.org/ru/mc/230761?download=true (accessed: 14.07.2019) [in Russian]
  3. Teoreticheskie i metodologicheskie aspekty razvitiya sovremennoi nauki. Vypusk 5. Kollektivnaja monografiya [Theoretical and Methodological Aspects of Modern Science Development. Issue 5. Collective Monograph] / A.V. Serebrennikova, M.V. Lebedev, V.N. Yermolaev et al. – Publishing House SIC MISI Moscow, 2019. – 156 p. [in Russian]
  4. Serebrennikova A.V. Ugolovnyi kodeks Shveitsrii [Criminal Code of Switzerland] / Serebrennikova A.V. — Zertsalo M, 2001. – 138 p. [in Russian]
  5. Serebrennikova A.V. Ugolovnyi kodeks Avstrii. [Criminal Code of Austria] / Serebrennikova A.V. — Zertsalo M, 2000. — 144 p. [in Russian]
  6. Serebryakov A.V. Zarubezhnyi opyt kriminalizatsii sodeistviya terroristicheskoi deyatelnosti [Foreign Experience of Criminalizing the Promotion of Terrorist Activities] [Electronic resource] / Serebryakov A.V. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zarubezhnyy-opyt-kriminalizatsii-sodeystviya-terroristicheskoy-deyatelnosti (accessed: 17.07.2019) [in Russian]
  7. Baxter R. A Skeptical Look at The Concept of Terrorism / Baxter R., Akron Law Review: Vol. 7: Iss. 3, Article, 1974.
  8. Criminal law. Individual terrorist acts of Switzerland [Electronic resource]. URL: https://www.legislationline.org/documents/id/7624. (accessed: 14.07.2019)
  9. Mashkova E. Terrorism as a Social and Legal Phenomenon / Mashkova E., Serebrennikova A. // Current Business and Economics Driven Discourse and Education: Perspectives from Around the World. — Vol. 15. — Bulgarian Comparative Education Society (BCES) Bulgaria, 2017. — P. 277–283.
  10. Swiss Criminal Code of 21 December 1937 (Status as of 1 March 2019) [Electronic resource]. URL: https://www.admin.ch/opc/en/classified-compilation/19370083/201903010000/311.0.pdf (accessed: 14.07.2019)