ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В КАЗАХСТАНСКИХ ВУЗАХ

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.23670/IRJ.2021.109.7.099
Выпуск: № 7 (109), 2021
Опубликована:
2021/07/19
PDF

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В КАЗАХСТАНСКИХ ВУЗАХ

Научная статья

Баранова Н.К.*

Северо-Казахстанский университет им. М. Козыбаева, Петропавловск, Республика Казахстан

* Корреспондирующий автор (natalya-baranova-12[at]mail.ru)

Аннотация

В статье рассматривается специфика применения казахстанского антикоррупционного законодательства в отношении субъектов квазигосударственного сектора, к которому относятся казахстанские вузы, привлечения к юридической ответственности за нарушение антикоррупционного законодательства преподавателей и сотрудников вузов, создания в вузах системы превенции и противодействия коррупции, основанной на принципах добропорядочности, прозрачности и открытости деятельности, положительного влияния на противодействие коррупции международных организаций – Транспаренси Интернешнл и Организации Экономического Сотрудничества и Развития, исследовавших вопросы выявления коррупционных рисков и неформальных отношений в системе высшего образования Республики Казахстан с целью приведения ее в соответствие с требованиями международных стандартов.

Ключевые слова: коррупция, антикоррупционное законодательство, вуз, неформальные отношения, превенция коррупции.

ASPECTS OF THE APPLICATION OF ANTI-CORRUPTION LEGISLATION IN KAZAKHSTAN UNIVERSITIES

Research article

Baranova N.K.*

North Kazakhstan State University, Petropavlovsk, Republic of Kazakhstan

* Corresponding author (natalya-baranova-12[at]mail.ru)

Abstract

The current article examines the specifics of the application of Kazakhstan's anti-corruption legislation in relation to the subjects of the quasi-public sector, which includes Kazakh universities. This activity involves bringing teachers and university staff to legal responsibility for violating anti-corruption legislation, creating a system of prevention and combating corruption in universities based on the principles of integrity, transparency, and openness of activities with a positive impact on the fight against corruption of such international organizations as Transparency International and the Organization for Economic Cooperation and Development, which investigated the issues of identifying corruption risks and informal relations in the higher education system of the Republic of Kazakhstan in order to bring it into compliance with the requirements of international standards.

Keywords: corruption, anti-corruption legislation, university, informal relations, corruption prevention.

 В соответствии с докладом Транспаренси Интернешнл за 2020 год в Республике Казахстан в списке коррумпированных учреждений, в которых имели место две трети заявленных случаев неформального взаимодействия, обозначены наряду с поликлиниками, больницами, налоговой и противопожарной службами, органами земельных отношений и градостроительства, ЦОНами, государственные детские сады и вузы. Основным поводом для неформальных отношений в вузах являлась необходимость «закрыть сессию» - 4,4% опрошенных [1].

По данным Министерства образования и науки Республики Казахстан в Казахстане в 2020-2021 учебном году функционирует 129 вузов (1 вуз на 147 тыс. населения), в которых обучаются 605798 студентов, численность ППС 40688 человек, объем государственного заказа на 2020-2021 учебный год составил 58864 гранта (около 10% от количества обучающихся), магистратура 13300 грантов, докторантура 1815 [2].

В соответствии с казахстанским антикоррупционным законодательством неформальные отношения в вузах в виде «закрытия сессии» не квалифицируются как коррупционные.

Специфика казахстанского антикоррупционного законодательства предполагает его распространение в основном на государственный сектор и субъектов негосударственного сектора, взаимодействующих с государственными ресурсами, что достаточно ясно отражено в системообразующем Законе РК «О противодействии коррупции» [3].

В соответствии с Постановлением Правительства Республики Казахстан от 11 октября 2019 года № 752 «О некоторых вопросах высших учебных заведений Министерства образования и науки Республики Казахстан», в соответствии с пунктом 1 статьи 19 Закона Республики Казахстан от 16 января 2001 года «О некоммерческих организациях»[4] были изменены формы хозяйствования 27 государственных вузов с "республиканского государственного предприятия" на "некоммерческое акционерное общество" со стопроцентным участием государства в уставном капитале[5]. Статус вузов по отношению к государственным ресурсам определен в пункте 3 статьи 1 Закона Республики Казахстан от 12 ноября 2015 года № 392-V ЗРК «О государственном аудите и финансовом контроле», они отнесены к субъектам квазигосударственного сектора :«субъекты квазигосударственного сектора – государственные предприятия, товарищества с ограниченной ответственностью, акционерные общества, в том числе национальные управляющие холдинги, национальные холдинги, национальные компании, учредителем, участником или акционером которых является государство, а также дочерние, зависимые и иные юридические лица, являющиеся аффилированными с ними в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан [6]. Субъектами квазигосударственного сектора, подпадающими под казахстанское антикоррупционное законодательство, являются, в соответствии с пунктом 3 статьи 1 Закона РК «О противодействии коррупции» «лица, приравненные к лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций» [3].

 Таким образом, профессорско-преподавательский состав вузов при выполнении своих профессиональных обязанностей не является субъектом казахстанского антикоррупционного законодательства, но может быть привлечен к уголовной ответственности по статье 247 «Получение незаконного вознаграждения» Уголовного Кодекса РК, которая не входит в перечень антикоррупционных статей [7]. Статья 247 УК РК практически не работает по отношению к профессорско-преподавательскому составу вузов, поскольку неформальные отношения имеют спорадический характер, и администрация вузов контролирует и своевременно пресекает негативные процессы, не доводя до возбуждения уголовных дел, подследственность по указанной статье определена за органами внутренних дел.

 Государство делает акцент на превенции коррупции, а не на карательной антикоррупционной политике. И хотя неформальные отношения преподавателей и студентов не являются коррупционными, они называются коррупционными для придания большей значимости их негативному воздействию на воспитательный и учебный процессы.

Ежегодно «Jas Otan» - молодежное крыло партии Нур Отан - проводит в стране акцию «Чистая сессия» с целью выявления посредством анонимных опросов студентов фактов коррупции в вузах. В 2019-2020 учебном году акция проводилась в государственных и негосударственных вузах. Было проведено анкетирование более чем 35 тысяч студентов из 105 вузов. По итогам анкетирования на первом этапе, проводившемся в основном в государственных вузах, (сентябрь 2019-2020 учебного года) было выявлено пять вузов с наиболее высоким уровнем коррупции, на втором этапе (ноябрь-февраль 2019-2020 учебного года) анкетирование проводилось в акционерных и частных вузах и был составлен рейтинг из семи наиболее коррумпированных вузов [8]. В анкетах второго этапа 12,5% опрошенных студенов указали на коррупцию в вузах. Наиболее часто коррупционные отношения возникали при сдаче экзаменов и зачетов - 28,3% и 8,7% при защите дипломных работ [9]. По итогам анкетирования были даны рекомендации Министерству образования и науки РК по дальнейшему противодействию коррупции в вузах [10].

В соответствии с международными стандартами и, в основном, с казахстанским антикоррупционным законодательством Организация Экономического Сотрудничества и Развития определила негативные явления в системе высшего образования Казахстана и, в том числе, в казахстанских вузах, посвятив этому вопросу отдельную четвертую главу в Отчете «Антикоррупционные реформы в Казахстане», утвержденном на заседании Сети ОЭСР 13 сентября 2017 года в Париже [11]. ОЭСР были выделены сферы коррупционных рисков при «распределении бюджетных средств посредством государственных грантов, ненадлежащий порядок учета успеваемости студентов, академическая нечестность при выполнении письменных работ, несоответствие лицензионным и аккредитационным требованиям, отсутствие прозрачности и доступа к информации, в том числе к статистическим данным, т.н. «академический инбридинг» в кадровой политике, неконкурентную заработную плату и нарушения установленной процедуры государственных закупок»[11]. В соответствии с рекомендациями ОЭСР в Казахстане принимаются меры по минимизации и устранению коррупционных рисков, вносятся изменения в казахстанское антикоррупционное законодательство.

Расширен круг лиц – сотрудников квазигосударственного сектора, подпадающих под антикоррупционное законодательство, это «лицо, уполномоченное на принятие решений по организации и проведению закупок, в том числе государственных, либо ответственное за отбор и реализацию проектов, финансируемых из средств государственного бюджета и Национального фонда Республики Казахстан, занимающее должность не ниже руководителя самостоятельного структурного подразделения в указанных организациях» [3]. Основным же направлением деятельности является формирование нормативной основы для превенции коррупции в вузах посредством обеспечения «прозрачности» во всех сферах, подверженных коррупционным рискам. С этой целью утвержден в мае 2020 года Министерством образования и науки РК «Антикоррупционный стандарт по обеспечению открытости и прозрачности в организациях высшего и (или) послевузовского образования»[12], который предусматривает информационную открытость, принцип доступности планов, решений, программ, политик, студенческую активность, принцип подотчетности – ежегодный отчет ректора перед общественностью, антикоррупционную экспертизу проектов нормативно-правовых актов с привлечением профессорско-преподавательского состава. Разработаны «Методические рекомендации по выявлению и урегулированию конфликта интересов в организациях высшего и (или) послевузовского образования» [13]. В субъектах квазигосударственного сектора, в том числе и в вузах, с октября 2020 года созданы структурные подразделения, исполняющие функции антикоррупционных комплаенс-служб, основной задачей которых является обеспечение соблюдения Антикоррупционного стандарта, законности распределения грантов, мест в общежитиях и других вопросов, касающихся соблюдения антикоррупционного законодательства [3]. Одиннадцать казахстанских вузов создали Лигу академической честности, молодежные клубы «Адал ұрпақ» - «Честное поколение» и «Саналы ұрпақ» - «Сознательное поколение», пропагандируют идеи добропорядочности, формируют антикоррупционное сознание молодежи, в открытом доступе для студентов информация об освободившихся грантах, наличии мест в общежитиях, производится проверка письменных работ в системе «Антиплагиат», промежуточные и итоговые аттестации контролирует институт прокторов и т.д.

 Таким образом, можно сделать вывод о том, что несмотря на то, что казахстанским антикоррупционным законодательством охватываются лишь немногие процессы и субъекты вузов, в вузах создана система противодействия коррупции и неформальным отношениям, которая постоянно совершенствуется и интенсифицируется посредством все большего обеспечения «прозрачности» деятельности вузов, превенции возможных коррупционных рисков. Предполагаемое в перспективе распространение антикоррупционного законодательства на негосударственный сектор, возможно, приведет к изменению статуса субъектов квазигосударственного сектора.

Конфликт интересов Не указан. Conflict of Interest None declared.

Список литературы / References

  1. Transparency Kazakhstan презентовал результаты мониторинга состояния коррупции в стране за 2020 год [Электронный ресурс]. – URL: https://clck.ru/W9B9g (дата обращения 06.05.2021).
  2. Министерство образования и науки Республики Казахстан. Официальный сайт. Высшее и послевузовское образование [Электронный ресурс]. -URL: https://clck.ru/W9BCK ( дата обращения 06.05.2021).
  3. О противодействии коррупции. Закон Республики Казахстан от 18 ноября 2015 года № 410-V ЗРК [Электронный ресурс]. – URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/Z1500000410/ (дата обращения 07.05.2021).
  4. О некоммерческих организациях. Закон Республики Казахстан от 16 января 2001 года № 142 [Электронный ресурс] . - URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/Z010000142_/ (дата обращения 07.05.2021).
  5. О некоторых вопросах высших учебных заведений Министерства образования и науки Республики Казахстан. Постановление Правительства Республики Казахстан от 11 октября 2019 года № 752 [Электронный ресурс]. - URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/P1900000752 / (дата обращения 08.05.2021).
  6. О государственном аудите и финансовом контроле. Закон Республики Казахстан от 12 ноября 2015 года № 392-V ЗРК [Электронный ресурс]. - URL : https://adilet.zan.kz/rus/docs/Z1500000392 / (дата обращения 10.05.2021).
  7. Уголовный Кодекс Республики Казахстан от 3 июля 2014 года № 226-V ЗРК [Электронный ресурс]. - URL : https://adilet.zan.kz/rus/docs/K1400000226 /(дата обращения 10.05.2021).
  8. Северянин М. «Жастар – Отанға!»: об особенностях молодежной программы рассказали в «Jas Otan» [Электронный ресурс]. – URL: https://clck.ru/W9BAm (дата обращения 10.05.2021).
  9. Сыздыкова Л.За чистые сессии и общежития [Электронный ресурс]. – URL:https://kazpravda.kz/articles/view/za-chistie-sessii-i-obshchezhitiya/(дата обращения 11.05.2021).
  10. Акция «Чистая сессия» [Электронный ресурс]. - URL: https://clck.ru/W9BMe (дата обращения 11.05.2021).
  11. Антикоррупционные реформы в Казахстане. Четвертый раунд мониторинга Стамбульского плана действий по борьбе с коррупцией [Электронный ресурс]. - URL: https://clck.ru/W9BFt (дата обращения 12.05.2021).
  12. Антикоррупционный стандарт по обеспечению открытости и прозрачности в организациях высшего и (или) послевузовского образования. Утвержден приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 4 мая 2020 года №174 [Электронный ресурс]. - URL: https://clck.ru/W9BHU (дата обращения 12.05.2021).
  13. Методические рекомендации по выявлению и урегулированию конфликта интересов в организациях высшего и (или) послевузовского образования. Утверждены приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 24 апреля 2020 года № 161 [Электронный ресурс]. - URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=37171018 / (дата обращения 12.05.2021).

Список литературы на английском языке / References in English

  1. Transparency Kazakhstan prezentoval rezul'taty monitoringa sostojanija korrupcii v strane za 2020 god [Transparency Kazakhstan presented the results of monitoring the state of corruption in the country for 2020] [Electronic resource].- URL: https://clck.ru/W9B9g (accessed 06.05.2021). [in Russian]
  2. Ministerstvo obrazovanija i nauki Respubliki Kazahstan. Oficial'nyj sajt. Vysshee i poslevuzovskoe obrazovanie [Ministry of Education and Science of the Republic of Kazakhstan. Official website. Higher and postgraduate education] [Electronic resource]. - URL: https://clck.ru/W9BCK (accessed 06.05.2021). [in Russian]
  3. O protivodejstvii korrupcii. Zakon Respubliki Kazahstan ot 18 nojabrja 2015 goda № 410-V ZRK [On combating corruption. Law of the Republic of Kazakhstan No. 410-V of November 18, 2015]. [Electronic resource]. - URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/Z1500000410/ (accessed 07.05.2021). [in Russian]
  4. O nekommercheskih organizacijah. Zakon Respubliki Kazahstan ot 16 janvarja 2001 goda № 142 [About non-profit organizations. Law of the Republic of Kazakhstan No. 142 of January 16, 2001]. [Electronic resource]. - URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/Z010000142_/(accessed 07.05.2021). [in Russian]
  5. O nekotoryh voprosah vysshih uchebnyh zavedenij Ministerstva obrazovanija i nauki Respubliki Kazahstan. Postanovlenie Pravitel'stva Respubliki Kazahstan ot 11 oktjabrja 2019 goda № 752 [On some issues of higher educational institutions of the Ministry of Education and Science of the Republic of Kazakhstan. Resolution of the Government of the Republic of Kazakhstan dated October 11, 2019 No. 752]. [Electronic resource]. - URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/P1900000752/ (accessed 08.05.2021). [in Russian]
  6. O gosudarstvennom audite i finansovom kontrole. Zakon Respubliki Kazahstan ot 12 nojabrja 2015 goda № 392-V ZRK [On State Audit and Financial Control. Law of the Republic of Kazakhstan No. 392-V of November 12, 2015]. [Electronic resource]. - URL : https://adilet.zan.kz/rus/docs/Z1500000392 / (accessed 10.05.2021). [in Russian]
  7. Ugolovnyj Kodeks Respubliki Kazahstan ot 3 ijulja 2014 goda № 226-V ZRK [Criminal Code of the Republic of Kazakhstan dated July 3, 2014 No. 226-V ZRK]. [Electronic resource]. -URL : https://adilet.zan.kz/rus/docs/K1400000226 /(accessed 10.05.2021). [in Russian]
  8. Severyanin M. «Zhastar – Otanғa!»: ob osobennostjah molodezhnoj programmy rasskazali v «Jas Otan» ["Zhastar-Otanga!": the features of the youth program were told in "Jas Otan"]. [Electronic resource]. – URL: https://clck.ru/W9BAm (accessed 10.05.2021). [in Russian]
  9. Syzdykova L. Za chistye sessii i obshhezhitija [For clean sessions and dormitories]. [Electronic resource]. – URL: https://kazpravda.kz/articles/view/za-chistie-sessii-i-obshchezhitiya/ (accessed 11.05.2021). [in Russian]
  10. Akcija «Chistaja sessija» ["Clean Session" promotion]. [Electronic resource]. -URL: https://clck.ru/W9BMe (accessed 11.05.2021). [in Russian]
  11. Antikorrupcionnye reformy v Kazahstane. Chetvertyj raund monitoringa Stambul'skogo plana dejstvij po bor'be s korrupciej [Anti-corruption reforms in Kazakhstan. Fourth round of monitoring of the Istanbul Anti-Corruption Action Plan]. [Electronic resource]. - URL: https://clck.ru/W9BFt (accessed 12.05.2021). [in Russian]
  12. Antikorrupcionnyj standart po obespecheniju otkrytosti i prozrachnosti v organizacijah vysshego i (ili) poslevuzovskogo obrazovanija. Utverzhden prikazom Ministra obrazovanija i nauki Respubliki Kazahstan ot 4 maja 2020 goda №174 [Anti-corruption standard for ensuring openness and transparency in organizations of higher and (or) Postgraduate Education. Approved by the Order of the Minister of Education and Science of the Republic of Kazakhstan dated May 4, 2020 No. 174]. [Electronic resource]. - URL: https://clck.ru/W9BHU (accessed 12.05.2021). [in Russian]
  13. Metodicheskie rekomendacii po vyjavleniju i uregulirovaniju konflikta interesov v organizacijah vysshego i (ili) poslevuzovskogo obrazovanija. Utverzhdeny prikazom Ministra obrazovanija i nauki Respubliki Kazahstan ot 24 aprelja 2020 goda № 161 [Methodological recommendations for identifying and resolving conflicts of interest in organizations of higher and (or) postgraduate education. Approved by the Order of the Minister of Education and Science of the Republic of Kazakhstan dated April 24, 2020 No. 161] [Electronic resource]. - URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=37171018 / (accessed 12.05.2021). [in Russian]