НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОГО ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.23670/IRJ.2020.99.9.040
Выпуск: № 9 (99), 2020
Опубликована:
2020/09/17
PDF

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОГО ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА

Научная статья

Сергеева Ю.В.*

Академия управления МВД России

* Корреспондирующий автор (sergeeva73[at]yandex.ru)

Аннотация

В предлагаемой статье рассматриваются вопросы противодействия терроризму, как одной из форм насильственного экстремизма, в частности автор акцентирует внимание на организации оперативно-розыскного противодействия финансированию терроризму как одного из основных направлений комплексной превенции государственных органов в борьбе с террористической угрозой. Автором сформулировано понятие организации оперативно-розыскного противодействия финансированию терроризму, обозначены основные проблемы, возникающие в процессе правоприменения у субъектов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность в сфере противодействия финансированию терроризма и экстремизма, и предложены основные направления по совершенствованию этой деятельности.

Ключевые слова: оперативно-розыскная деятельность, противодействие финансированию терроризма, организация деятельности.

ON THE ASPECTS OF MANAGING LAW ENFORCEMENT INTELLIGENCE OPERATIONS COMBATING THE FINANCING OF TERRORISM

Research article

Sergeeva Yu.V.*

Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia

* Corresponding author (sergeeva73[at] yandex.ru)

Abstract

The article considers the issues of countering terrorism as a form of violent extremism. The author particularly focuses on the organization of law enforcement intelligence combating the financing of terrorism as one of the main directions of comprehensive prevention measures in the fight against the terroristic threat that the state bodies can take. The author formulates the definition of the law enforcement intelligence combating the financing of terrorism, points out the major problems arising in the enforcement process among those who carry out law enforcement intelligence operations in the field of combating the financing of terrorism and extremism, and suggested the main directions for improving this activity.

Keywords: law enforcement intelligence operations, combating the financing of terrorism, activity management.

Проблема терроризма, как одной из форм насильственного экстремизма, остаётся одной из самых серьёзных как для всего мирового сообщества, так и для России. На современном этапе наличие террористической угрозы связано как с внутренними противоречиями межнационального, межконфессионального, политического, социального, культурно-идеологического, экономического характера, так и с внешними факторами, к которым в первую очередь следует отнести экспансию международных террористических и экстремистских организаций.

Детерминантой эскалации насильственного экстремизма является его постоянное финансирование из различных источников, начиная от нелегальных («Хавалла») и заканчивая внешне вполне респектабельными (например, деятельность филиалов всевозможных благотворительных и культурно-просветительных фондов, таких как международная исламская организация «Спасение» (штаб-квартира в США), «Джамаат Ихья АТ – Турас Аль – Ислами» (штаб-квартира в Кувейте), «Икраа» (штаб-квартира в Королевстве Саудовской Араваия), «Катар» (штаб-квартира в Катаре) и многие другие)) [1, С.5].

Величина финансов террористических организаций по определению не поддаётся точной оценке. В 1990-е гг. годовой бюджет Движения освобождения Палестины, имеющего боевую организацию ФАТХ, составлял 8-14 млрд долл., что превышало ВВП Йемена или Бахрейна [2, С.45-48].

Находящиеся на полном нелегальном положении террористические организации имеют более скромные доходы. Тот же самый ФАТХ в 1980-е гг., когда палестинская организация считалась террористической, имел ежегодный доход примерно 400 млн долл. Что касается современных исламских террористических организаций, то на начало 2000-х гг. бюджет знаменитой Аль-Каиды (1,5-3 тыс. членов) составлял примерно 20-50 млн долл., ХАМАС (1 тыс. членов) – 10 млн долл., Хизболла – 50 млн долл. [3, С.11-18].

Криминогенная ситуация по линии финансирования экстремизма в Российской Федерации обуславливается:

– наличием множества угроз экономической безопасности как составной части национальной безопасности (включая теневую экономику, коррупцию, криминализацию экономических отношений, нелегальную миграцию, организованную преступность);

– распространенностью экономических преступлений, совершаемых в составе организованных групп и преступных сообществ, в том числе сформированных по этническому принципу;

– увеличением количества фактов хищений бюджетных средств, выделяемых государством на реализацию государственных программ и национальных проектов. В настоящее время сам механизм отслеживания легализованных доходов должным образом не работает, в результате чего остаются неизвестными каналы их расходования;

– ростом числа преступлений экстремистской направленности, совершаемых с использованием современных информационно-телекоммуникационных технологий (социальных сетей, сервисов мгновенных сообщений, электронной почты, платежных систем). Как известно, в преступной деятельности активно стали использовать средства обеспечения анонимизации пользователя в сети Интернет, что создаёт большие трудности в его установлении в дальнейшем [4, С.84];

 – увеличением фактов хищений денежных средств в системе дистанционного банковского обслуживания. На этом фоне остро стоит вопрос о необходимости разработки методики выявления, раскрытия и расследования данного вида преступлений [5];

– существованием большой вероятности использования криптовалюты [6] при финансировании экстремистских организаций и сообществ.

Сложившаяся ситуация требуюет принятия незамедлительных комплексных мер противодействия. Одним из направлений комплексной превенции является подрыв экономических основ деятельности террористических и экстремистских организаций, создание национальной системы противодействия финансированию терроризма. Для решения этих задач 30 мая 2018 года Президентом Российской Федерации утверждена Концепция развития национальной системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, которая определила цели, задачи, основные направления развития национальной системы противодействия финансированию терроризма, обозначила основные риски в данной сфере [7].

Одной из основных задач, указанных в Концепции, является снижение уровня преступности, связанной с финансированием терроризма, путём развития методик выявления, расследования и раскрытия преступлений рассматриваемой категории. Эффективное решение этого вопроса невозможно без привлечения сил и средств субъектов, наделённых правом на осуществление оперативно-розыскной деятельности, а также без обеспечения планомерной организации их работы в данном направлении.

По нашему мнению, организация оперативно-розыскного противодействия финансированию терроризма должна включать деятельность оперативных подразделений государственных органов, уполномоченных на осуществление оперативно-розыскной деятельности, и быть направлена на упорядочение этой деятельности посредством принятия управленческих решений, содержащих комплекс оперативно-розыскных и иных мер по предупреждению, выявлению, раскрытию преступлений, связанных с финансированием террористической деятельности, а также по выявлению и устранению причин и условий, им способствующих.

Анализ правоприменительной практики показал, что на различных этапах организации оперативно-розыскного противодействия преступлениям, связанным с финансированием террористической деятельности, возникает ряд сложностей. При выявлении каналов финансирования терроризма отмечается, что большинство таких преступлений совершается путем передачи наличных денежных средств, что осложняет документирование данных фактов. Подобные преступления могут носить латентный характер в связи с сокрытием террористами и их пособниками истинных целей сбора или перемещения средств. На практике в ходе проведения контртеррористических мероприятий подавляющее большинство террористов уничтожается на месте, что лишает следственные органы возможности дальнейшего установления источников финансирования терроризма. При возбуждении уголовных дел и расследовании преступлений по ст. 205.1 Уголовного кодекса Российской Федерации [8] в части, касающейся финансирования терроризма, необходимо обратить внимание на то, что доказательная база по данному составу преступления собирается достаточно слабая, что в свою очередь отражается в недостаточном количестве уголовных дел по указанной статье (для справки: в 2019 году органами внутренних дел выявлено 1806 преступлений террористического характера, по ст. 205.1 УК РФ – 374). В настоящий момент существуют сложности правоприменительной практики со стороны частного сектора механизмов отслеживания операций (действий) с наличными денежными средствами или иным имуществом, в том числе действий по использованию банковских ячеек, совершаемых фигурантами Перечня террористов и лицами, в отношении которых принято решение Межведомственной комиссии по противодействию финансированию терроризма, либо лицами, действующими по их поручению, попыток совершения таких операций (действий), а также механизмов замораживания активов перечисленных лиц в указанных ситуациях [9]. Кроме того, изучение оперативной и следственной практики свидетельствует о наличии существенных проблемных вопросов в обеспечении оперативно-розыскного сопровождения уголовного процесса по выявлению, разоблачению и последующему доказыванию противоправной деятельности лиц, осуществляющих финансирование террористической деятельности. В частности, к ним следует отнести:

– недостаточную наступательность правоохранительных органов в пресечении рассматриваемого вида противоправной деятельности, что обуславливает получение оперативной информации, как правило, уже после совершения лицом факта финансирования террористической или экстремисткой деятельности;

– некачественная подготовка, организация и проведение оперативно-розыскных мероприятий по документированию преступных действий проверяемых лиц без учёта дальнейшей перспективы использования их результатов в уголовном процессе;

– несвоевременная легализация и формальное взаимодействие с органами предварительного расследования в процессе использования результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании;

– существенное снижение активности в проведении оперативно-розыскной работы после реализации оперативных материалов.

По нашему мнению, организация оперативно-розыскного противодействия финансированию терроризма должна быть направлена на решение следующих задач:

  1. Определение круга субъектов, требующих оперативного контроля.
  2. Выявление оперативно-розыскными средствами и методами источников привлечения средств на финансирование террористической деятельности.
  3. Установление каналов перемещения средств на финансирование террористической деятельности.
  4. Определение целей, на которые используются средства, предназначенные для финансирования терроризма и экстремизма.

В заключение стоит отметить, что интенсивность деятельности террористических и экстремистских организаций напрямую зависит от уровня их финансирования и материально-технической оснащенности. Поэтому первостепенной задачей государственных органов является установление каналов финансирования террористической деятельности и последующее недопущение к перемещению и использованию финансовых активов, средств и иных экономических ресурсов.

Конфликт интересов Не указан. Conflict of Interest None declared.

Список литературы / References

  1. Коробков А.А. О некоторых детерминантах современной эскалации терроризма / А.А. Коробков // Вестник Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина. 2019. № 2. С.4-9.
  2. Хорос В. «Крона», «корни» и климат терроризма / В. Хорос // Мировая экономика и международные отношения. 2002. № 3. С.45-48.
  3. Зайцев В.А. Финансирование тероризма и противодействие этому процессу / В.А. Зайцев, А.Е. Городецкий, Р.В Илюхина // Организационно-правовые вопросы борьбы с терроризмом. М., 2006. № 6. С.11-18.
  4. Иванов П.И. Оперативно-розыскное сопровождение противодействия финансированию экстремисткой деятельности: основные проблемы и пути их решения / П.И. Иванов // Труды Академии управления МВД России. 2019.№ 4 (52). С.82-89.
  5. Концепция развития национальной системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Электронный ресурс // СПС КонсультантПлюс».
  6. Шмонин А. В. Организация выявления, раскрытия и расследования хищений денежных средств в системе дистанционного банковского обслуживания: учебно-практическое пособие / под ред. А. В. Шмонина, В. В. Баранова. М., 2014.
  7. Батоев В. Б. Использование криптовалюты в преступной деятельности: проблемы противодействия / В. Б. Батоев, В. В. Семенчук // Труды Академии управления МВД России. 2017. № 2 (42)
  8. Информационное письмо Банка России от 14.08.2018 № ИН-014-12/54 «О национальной оценке рисков ОД/ФТ» (вместе с «Публичным отчетом. Национальная оценка рисков легализации (отмывания) преступных доходов. Основные выводы 2017 – 2018», «Национальной оценкой рисков финансирования терроризма. Публичный отчет 2017 – 2018») // СПС КонсультантПлюс».
  9. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 31.07.2020) // СПС КонсультантПлюс».
  10. Голяндин Н.П. Проблемные вопросы противодействия механизмам финансирования терроризма / Н.П. Голяндин, М.Х. Машекуашева // Социально-политические науки. – 2018. – № 4. – С. 158-160.

Список литературы на английском языке / References in English

  1. Korobkov A.A. O nekotoryh determinantah sovremennoj jeskalacii terrorizma [On some determinants of the modern escalation of terrorism] / A.A. Korobkov // Vestnik Belgorodskogo juridicheskogo instituta MVD Rossii imeni I.D. Putilina [Bulletin of the Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after I.D. Putilina]. 2019. No. 2. P.4-9. [in Russian]
  2. Horos V. «Krona», «korni» i klimat terrorizma ["Crohn", "roots" and the climate of terrorism] / V. Horos // Mirovaja jekonomika i mezhdunarodnye otnoshenija [World Economy and International Relations]. 2002. No. 3. P.45-48. [in Russian]
  3. Zaitsev V.A. Finansirovanie terorizma i protivodejstvie jetomu processu [Financing of terrorism and counteraction to this process] / V.A. Zajcev, A.E. Gorodeckij, R.V Iljuhina // Organizacionno-pravovye voprosy bor'by s terrorizmom [Organizational and legal issues of combating terrorism]. M., 2006. No. 6. P.11-18. [in Russian]
  4. Ivanov P.I. Operativno-rozysknoe soprovozhdenie protivodejstvija finansirovaniju jekstremistkoj dejatel'nosti: osnovnye problemy i puti ih reshenija [Operational search support for countering the financing of extremist activities: the main problems and ways to solve them] / P.I. Ivanov // Trudy Akademii upravlenija MVD Rossii [Proceedings of the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia]. 2019. No. 4 (52). P.82-89. [in Russian]
  5. Koncepcija razvitija nacional'noj sistemy protivodejstvija legalizacii (otmyvaniju) dohodov, poluchennyh prestupnym putem, i finansirovaniju terrorizma [Concept for the development of a national system for combating money laundering and terrorist financing] // «Consultant Plus» [in Russian].
  6. Shmonin A. V. Organizacija vyjavlenija, raskrytija i rassledovanija hishhenij denezhnyh sredstv v sisteme distancionnogo bankovskogo obsluzhivanija: uchebno-prakticheskoe posobie [Organization of identification, disclosure and investigation of theft of funds in the remote banking system: a training manual] / ed. A. V. Shmonina, V. V. Baranova. M., 2014. [in Russian]
  7. Batoev V. B. Ispol'zovanie kriptovaljuty v prestupnoj dejatel'nosti: problemy protivodejstvija [Use of cryptocurrency in criminal activity: problems of counteraction] / V. B. Batoev, V. V. Semenchuk // Trudy Akademii upravlenija MVD Rossii [Proceedings of the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia]. 2017. No. 2 (42) [in Russian]
  8. Informacionnoe pis'mo Banka Rossii ot 14.08.2018 № IN-014-12/54 «O nacional'noj ocenke riskov OD/FT» (vmeste s «Publichnym otchetom. Nacional'naja ocenka riskov legalizacii (otmyvanija) prestupnyh dohodov. Osnovnye vyvody 2017 – 2018», «Nacional'noj ocenkoj riskov finansirovanija terrorizma. Publichnyj otchet 2017 – 2018») [Bank of Russia Information Letter No. IN-014-12 / 54 dated August 14, 2018 «On the National ML / TF Risk Assessment» (together with the «Public Report. National Assessment of the Risks of Money Laundering. Key Findings 2017-2018», « National Terrorist Financing Risk Assessment. Public Report 2017 – 2018»)] // «Consultant Plus» [in Russian].
  9. Ugolovnyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 13.06.1996 № 63-FZ (red. ot 31.07.2020) [The Criminal Code of the Russian Federation of 13.06.1996 No. 63-FZ (as revised on 31.07.2020)] // SPS ConsultantPlus [in Russian].
  10. Golyandin N.P. Problemnye voprosy protivodejstvija mehanizmam finansirovanija terrorizma [Problematic issues of countering terrorism financing mechanisms] / N.P. Goljandin, M.H. Mashekuasheva // Socio-political sciences. - 2018. - No. 4. - P. 158-160. [in Russian]