РОЛЬ СМИ В КУПИРОВАНИИ НЕГАТИВНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ ПРОЦЕССА ДЕСАКРАЛИЗАЦИИ ВЛАСТИ ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ СОЦИАЛЬНЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.23670/IRJ.2022.117.3.113
Выпуск: № 3 (117), 2022
Опубликована:
2022/03/17
PDF

РОЛЬ СМИ В КУПИРОВАНИИ НЕГАТИВНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ ПРОЦЕССА ДЕСАКРАЛИЗАЦИИ ВЛАСТИ ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ СОЦИАЛЬНЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ

Научная статья

Панков В.В.*

ORCID: 0000-0002-6993-2936,

Кыргызско-Российский Славянский Университет, Бишкек, Кыргызская Республика

* Корреспондирующий автор (pankov-vitaliy72[at]yandex.ru)

Аннотация

В статье рассматриваются процессы десакрализации власти под влиянием маргинализации общества, внутренней миграции, противопоставлению урбанистической и сельской культуры. Рассматриваются роль и позиции СМИ в освещении указанных процессов десакрализации, выявляются причины и механизмы влияния СМИ на освещение власти в Кыргызстане. Проблема, анализируемая в данной статье, и эскалированная вызовами 2020 года (эпидемия коронавируса и последовавший как ее следствие карантин, политические события 2020 года, связанные с партийными выборами и пр.) актуализировалась, и стала более выраженной, а ее каузальный анализ выявил ее непосредственную связь с ее проявлениями в социальной, экономической и культурной сферах. Все эти сферы в большей или меньшей степени освещаются в СМИ, и дают обратную связь в коммуникационном акте, влияя на формирование мировоззренческой позиции читательской аудитории.

Ключевые слова: СМИ, десакрализация власти, маргинальность, внутренняя миграция, политическая активность.

THE ROLE OF THE MEDIA IN STOPPING THE NEGATIVE CONSEQUENCES OF THE PROCESS OF DESACRALIZATION OF POWER UNDER THE INFLUENCE OF SOCIAL TRANSFORMATIONS

Research article

Pankov V.V.*

ORCID: 0000-0002-6993-2936,

Kyrgyz-Russian Slavic University, Bishkek, Kyrgyz Republic

* Corresponding author (pankov-vitaliy72[at]yandex.ru)

Abstract

The article examines the processes of desacralization of power under the influence of the marginalization of society, internal migration, the opposition of urban and rural culture. The article examines the role and positions of the media in the coverage of these processes of desacralization as well as identifies the causes and mechanisms of media influence on the coverage of the authorities in Kyrgyzstan. The problem analyzed in this article and escalated by the challenges of 2020 (the coronavirus epidemic and the quarantine that followed as a consequence, the political events of 2020 related to party elections, etc.) has become more urgent and more pronounced, and its causal analysis revealed its direct connection with its manifestations in the social, economic and cultural spheres. All these areas are more or less covered in the media, and provide feedback in the communication act, influencing the formation of the worldview position of the readership.

Keywords: mass media, desacralization of power, marginality, internal migration, political activity.

Введение

Целью данной статьи явился анализ и оценка роли СМИ в купировании негативных последствий процессов десакрализации власти, проходящих на сегодняшний день в Кыргызстане в силу очевидно высокого процента маргинализации общества. СМИ, как формирующие общественное мнение, достается очевидно нелегкая задача лавирования между государствообразующими факторами и достаточно высоким процентом маргинализированных групп, составляющих определенно большую долю читательской аудитории. Для достижения вышеозначенной цели необходимо проанализировать количество, содержание материалов СМИ, содержащих в себе освещение роли значения основных ветвей власти. Немаловажным представляется причинно-следственный анализ между содержательной частью информации и положением самих СМИ в современном Кыргызстане.

Методы и принципы исследования

Фундаментальные исследования социального пространства оказываются малоэффективными в условиях современного Кыргызстана в силу того, что реальные социальные группы чрезвычайно малочисленны, и имеют закономерную тенденцию к мимикрии в составе численно доминирующих общностей в отечественной реальности, а именно – маргинальных. Более того, в силу популистских тенденций, в качестве базовых социальных групп рассматриваются внешне близкие, либо сходные по узкому критерию материального достатка общности маргиналов, в игнорировании факта мотивов социального поведения, и совершенно разного мировосприятия и миропознания. Мы рассмотрели для большего приближения к реальному стечению обстоятельств анализ СМИ с помощью традиционных для социологии и политологии технологий и методов как с одной стороны общепризнанных, с другой – как отражающих динамику социальных трансформаций в силу общественного заказа на оценочную позицию СМИ, с третьей – как легкодоступную и возможную к адекватному компаративному анализу базу данных. Особый интерес может представлять аналитика мнений, выражаемых в ходе обратной связи с читательской аудиторией. Более того, традиционное для всего гуманитарного знания проблема квалиметрических параметров здесь решается элементарно в силу возможности средств массовой информации, предполагающей позитивную или негативную оценку читателем предложенной ему информации.

Результаты исследования и их обсуждение

Вступив в 2022 год, Кыргызстан уверенно вынес в него все проблемы безусловно, тяжелых 2020-21 гг. Прежде всего, потому, что проблемы эти системные, они зреют очень давно и не могли не сказаться на сегодняшних реалиях. Сегодня профанное понимание основных политических закономерностей абсолютно доминирует в сознании не только обывателя, но и представителей государственного сектора. Характерная для центральноазиатского региона доминанта персонификации в понимании функций власти была закреплена в сознании обывателя, в том числе, с помощью СМИ также плотно, как закрепилась изначально противоречащая как здравому смыслу, так и развитию, позиция, утверждающая бедность народа Кыргызстана. Исходя из классической логики, в сегодняшних реалиях республики используется силлогизм, что «если ты не бедный, значит, не народ», в качестве примера позиций СМИ, предполагающих оценочные критерии для читателя, приведем выдержки из интервью информационного агентства Knewsc политологом М. Сариевым «Народ Кыргызстана поднимают на протесты под лозунгом «грабь богатых» – СМИ»: «Эксперт считает, что народ легче поднять, подбрасывая ему такие понятные и простые лозунги, как «грабь богатых», разжигая ненависть и практически указывая пальцем на «врага» [6]. В пересказе слов эксперта ясно проводится понимание народа и противопоставление ему «богатых». Остается неясным истинный контекст самого политолога, однако, в подаче текста в данном материале контекст заключается в противопоставлении народа и богатых, фактически стимулируя к политической активности читательской аудитории, в игнорировании очевидного факта, что в крайне политизированной республике стимулировать следует политическую грамотность, а не дополнительно провоцировать и без того крайне реакционные маргинализированные группы населения к эскалации политической активности таким выражениями как «народ легче поднять», «указывая пальцем на «врага». В условиях игнорирования численной доминанты маргинализированных общественных структур, с присущими им изначально конфликтными механизмами поведения, логичным было бы демонстрация приоритетов созидательной активности, а в реальности, текст содержит указание на образ врага, что дает возможность маргинальному обывателю обосновать для себя не только собственный социальный статус, но и активно переложить вину на того самого «врага», подталкивая к разрушительным механизмам внеэкономического передела собственности. Фактически, прямое цитирование без соответствующего комментария подталкивает читателя к формированию негативного отношения к феномену власти как механизму упорядочения политической жизни: «что народ легче поднять, подбрасывая ему…». Необходимо отметить, что в 2019 г. Поляковой О.В. была издана научная статья, где анализировался рост маргинализации молодежи под влиянием средств массовой коммуникации статистическими методами. В числе прочего, автор указывал, что согласно исследованиям «Респонденты с наиболее высоким материальным статусом имеют самые маленькие установки на влияние средств массовой коммуникации, в то время как максимальные установки на влияние маргинализации посредством средств массовой коммуникации демонстрируют респонденты со средним уровнем достатка» [5, С. 282].

Понимаемая в охлократическом смысле демократия принимает решения в интересах беднейших, не ориентированных в своем поиске на цивилизационное, крайне маргинализированных социальных групп, на поддержку которых идут крайне скудные ресурсы государства. В современном Кыргызстане стал распространенным субъективный подход [1] к определению среднего класса большинством процента населения, в том числе и через средства массовой коммуникации, в игнорировании несоответствия критериям собственно среднего класса (Отметим, что, средний класс вполне очевидно является строителем государственности).

В свете подобного подхода к определению среднего класса, несоответствие большинства населения субъективной оценки реальным обстоятельствам существенно влияют на политическое мироощущение и мировоззрение. Даже новейшая история КР (с 1991 года) делится в сознании людей не по знаковым событиям хронологической траектории, а по фамилиям президентов, во многом, благодаря СМИ, в ситуации, когда для маргинализированной части читательской аудитории гораздо легче связывать произошедшие события с конкретными персоналиями, нежели с результатами их политической деятельности [8], [9]. Для населения сегодня наиболее логична привязка обстоятельств к личности «верховного правителя», как представителя клана, общности, рода, а для обывателя современного Кыргызстана, с сохраняющейся практикой трайбализма как механизма социальной самоидентификации, степень принадлежности к правящему клану означает личное благополучие в силу ожидаемого перераспределения государственных благ в пользу правящего рода, за счет всех остальных. При этом ключевое положение начинает иметь родство и региональность, а не собственно политическая составляющая.

Принцип политического генезиса КР в XXI веке просто исключает возможность выхода из всеобщей бедности. Итак, титульная нация, отгородившись от конкурентности с т.н. нетитульными этносообществами (инородцами) системой языковых, этнических, религиозных маркеров, разделилась на псевдоэлиту – во многих переменах элита гильдейского механизма селекции просто не могла ни сохраниться, ни возникнуть – и низшие классы, которые не желая быть донорами, предпочитают выходить за рамки пирамиды социальной стратификации, оправдывая свое маргинальное положение неполитическими критериями. Инородческое население, которого на 2020 год по данным нацстаткома составляет 1719160 человек [2], а это практически лишь шестая часть от общего количества населения, да еще с примкнувшими к ним мезогруппами, фактически в правах не просто урезано, они даже не рассматриваются, как непопадающие в категорию народа, и стало настолько естественной ситуацией, что даже в СМИ журналистами совершаются серьезные терминологические ошибки, лишь подогревающие подобную картину мира: «Реакция на омраченные подкупом голосов парламентские выборы 4 октября казалась победой кыргызского народа» [7] (акцент на термин «кыргызский народ» - этническую составляющую, а не «народ Кыргызстана» - гражданскую составляющую). Или: «Женщина — это не только мать, жена, сестра, дочь, но и хранительница семейного очага, и символ свободолюбия народа. Исторически так сложилось, что женщина в кыргызском обществе всегда была глубоко почитаема, а ее роль в общественной и политической жизни была высока. Бережно храня преемственность поколений, современная женщина Кыргызстана сочетает в себе лучшие народные традиции — терпимость, приверженность к семье и преданность детям» [11] – акцент ставится на словосочетание «женщина в кыргызском обществе»).

Формируя и без того слабую прослойку среднего класса, проживая в городах, вышеуказанные группы поставлены политической конъюнктурой в заранее нереальные условия прогрессирования среднего класса, ориентированы на зависимое положение, сократили экономическую и политическую активность к минимуму, и реализуют неизбежную в этой логике либо тягу к самоизоляции, либо попытки найти свое социальное место, мигрируя из страны (по данным нацстаткома из 7560 чел. выбывших из страны – 5208 чел. приходятся на другие национальности, а 2352 чел. - кыргызы). [3]. Таким образом, интернациональный (априори не входящий в систему кланово-родовой принадлежности) состав государствообразующего среднего класса медленно истончается, вымываясь с годами. Подвергаясь социальному давлению по многочисленным критериям, он уходит из реального политического взаимодействия, понимая всю незначительность политических возможностей. В то же время, СМИ практически не используют потенциал привлечения внимания к значимости экономического фактора в приобретении благ, подталкивая большинство населения к поддержке некоторых политических деятелей, позволяющих себе рассуждения на тему разделения, на «народ» и «балконных» (так сегодня принято в г. Бишкек называть горожан, не участвующих в квазиполитической активности, протекающей в Кыргызстане).

Мы всегда говорили, что зависимость социальной ментальности и СМИ необходимо расценивать как взаимную. Наши слова подтверждают и другие авторы-исследователи СМИ и их деятельности: «Деятельность, осуществляемая средствами массовой информации в информационном политическом пространстве, напрямую связана с созданием общественных представлений о политических процессах, закреплением определенного политического управления, поведения, политических интересов» [4. С.73].

В контексте настоящей статьи эта закономерность выглядит следующим образом. Сами представители масс-медиа агентств выходцы из городской среды и их интернационализм вкупе с привычками к достоинствам урбанистической культуры не дают им возможность понять, а соответственно, выразить позиции «среднего класса». Они замещают приоритеты, действительно нуждающиеся в аналитике, механическим описанием событийного ряда – а уже сам факт многочисленного копирования создает ощущение значимости происходящего [12], [13], [14], [15]

Не нужно забывать и другой значительный фактор обсуждаемой проблемы: агентство зависит от своих финансистов, ресурсы которых лежат в политической сфере и рейтинга, сложенного из оценки потребителя, фактическое большинство которого в известной степени маргинализировано, как уже писалось выше. Однако, такая форма коммуникации приводит к размытию политических идей, транслирующихся через СМИ, поскольку в ходе своей деятельности масс-медиа и сами журналисты становятся активными участниками политической деятельности [4, С. 73]. Таким образом, журналисты сами становятся, в некотором роде, «заложниками» коммуникативного процесса. Здесь надо понимать, что одно из главных системных отличий базовых социальных страт от маргинальных – это пристрастие первых к долгосрочному планированию. Оно необходимо прежде всего, как механизм накопления ресурсов, суммарное значение которых, собственно, и определяет динамику положительного социального лифтинга. Соответственно, стратегические цели конкретных носителей подобной социальной психологии лежит хронологически в области окончания активной фазы физической жизни. Промежуточные этапы в этой связи логично выглядят как ступени на пути, и, безусловно, должны давать некоторую удовлетворенность, причем, возникающие сложности и жертвы во имя главного видятся как неизбежность, преодоление которой так же логично воспринимается как некая необходимость.

Проще говоря, отказ от сиюмитных благ – норма, позволяющая концентрировать ресурсы на главных направлениях. Стимуляция подобного видения неизбежно приводит к формированию психологии производства в социально-позитивном видении последнего. В маргинальной культуре долгосрочное планирование физически невозможно, в силу очевидного стихийного и хаотического изменения статусности, благодаря чему подменяется маркерной сеткой демонстраций, понимаемых крайне примитивно, рассматриваемых как сиюминутное целеполагание. Иными словами, ресурсы, доступные на единицу времени в сознании маргинальных групп могут и должны быть потрачены на сиюминутные блага, с очевидными потребительскими приоритетами, уже потому что пребывание в некоторой статусной роли не фиксируется на стабильных статусных приоритетах, а на взаимодействии с личностями, занимающие ключевые роли в механизмах распределения ресурсов. Все вместе это формирует условия для усиления фактора персонификации, в том числе, в политической системе, а значит, автоматически перетекает в вопросы власти. Стихийно сформировавшаяся демократичность Кыргызстана, удачно ложащаяся на ценности этнокультурного типа, родовой демократии догосударственного типа, вполне естественно подталкивает маргинализированные персоналии, волей обстоятельств, занявших административные должности, к принятию решений в пользу маргинализированного большинства. Позитивную оценку получает удовлетворение сиюминутных потребностей за счет стратегических возможностей, «народ» требует «хлеба и зрелищ», представители властей, разделяя эту психологию, дают и то, и другое, игнорируя обязанность долгосрочного планирования.

Полагаем, очевидна здесь роль СМИ. Можно было бы рекламировать социально значимые объекты, открытым социальным объектам для сознательно покинувшим сетку социальной стратификации персонажей. Приоритеты духовно разнообразного и материально обеспеченного образа жизни ускользают от корреспондентов и редакторов как недостойные внимания элементы чуждой отечеству культуры.

Эта же закономерность присутствует и в отношении к власти. В сознании маргиналов нет места для дистанцирования власти от сиюминутности, чем принципиально противоречит историческому прогрессу общества. И власть как раз должна эти два понятных аспекта оптимизировать в своем политическом проектировании. Маргиналам нужна власть, удовлетворяющая, как раз та, которая покажет не только на тех, кто мог бы заплатить за бездеятельную амбициозность, но и гарантировано обеспечит нетрудовое перераспределение благ. Приведет и реализует аргументы передела собственности, опирающиеся на этнические, религиозные или культурные традиции.

Заключение

Таким образом, СМИ в Кыргызстане постепенно превращаются из наблюдателей в участников социально-политического изменения, с одной стороны объективно освещая происходящие политические процессы в стране, с другой – вынуждены следовать за потребителем (читательской аудитории). Транслирующееся фактическое несовпадение провозглашаемых политических ценностей с фактической деятельностью государства приводит к обесцениванию понимания важности государственной власти, к ее десакрализации в мировоззренческой позиции читательской аудитории. Процесс усугубляется еще и тем, что различные типы СМИ имеют и собственный контингент читателей, и этот фактор существенно усиливает разногласия в социальной сфере. Одним из важнейших факторов исправления описанной ситуации является возвращение и усиление позиций СМИ в сфере освещения государственных и социальных явлений.

Конфликт интересов Не указан. Conflict of Interest None declared.

Список литературы / References

  1. Средний класс в современной России / Отв. ред. М. К. Горшков, Н. Е. Тихонова; Ин-т социологии РАН. – М.: 2008.
  2. Национальный состав населения. [Электронный ресурс].URL: http://www.stat.kg/ru/opendata/category/312/ (дата обращения: 5.02.2022)
  3. Внешняя миграция населения по национальностям.[Электронный ресурс].URL: http://www.stat.kg/ru/statistics/naselenie/(дата обращения: 5.02.2022)
  4. Боннер-Смеюха В.В. Роль телевидения в формировании политических приоритетов (на примере создания имиджа президента РФ) /В.В. Боннер-Смеюха // Известия вузов. северо-кавказский регион общественные науки. спецвыпуск. 2007, С.73-76
  5. Полякова О.В. Влияние средств массовой коммуникации на маргинализацию современной молодежи в современной России: результаты социологического исследования на примере Ростовской области. / О.В. Полякова // Слово молодым ученым. Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2019. № 2. С. 279-283.
  6. Народ Кыргызстана поднимают на протесты под лозунгом «грабь богатых» — СМИ. [Электронный ресурс].URL: https://knews.kg/2020/05/15/narod-kyrgyzstana-podnimayut-na-protesty-pod-lozungom-grab-bogatyh-smi/ (дата обращения: 3.11.2021)
  7. Кыргызстан после смены власти: эйфории нет, но есть разочарование.[Электронный ресурс].URL: https://rus.azattyq.org/a/analysis-no-euphoria-but-lots-of-disappointment-in-kyrgyzstan/30920504.html (дата обращения: 3.11.2021)
  8. Усенбаева Т. Некому платить по счетам? Почему до сих пор не открыт Исторический музей /Т.Усенбаева. [Электронный ресурс].URL: https://ru.sputnik.kg/20200910/istoricheskiy-muzey-rekonstrukciya-zakazchik-ministerstvo-podryadchik-ugolovnoe-delo--1049569993.html (дата обращения: 4.11.2021)
  9. День независимости Кыргызстана. Путь длиною в 29 лет. [Электронный ресурс].URL: https://24.kg/spetsproekty/163564_den_nezavisimosti_kyirgyizstana_put_dlinoyu_v29let/ (дата обращения: 6.11.2021)
  10. Жээнбеков поздравил женщин с Международным женским днем — 8 Марта. [Электронный ресурс].URL: http://kabar.kg/news/zheenbekov-pozdravil-zhenshchin-s-mezhdunarodnym-zhenskim-dnem-8-marta/ (дата обращения: 13.10.2021)
  11. Президент Садыр Жапаров: Женщины Кыргызстана сочетают в себе лучшие народные традиции — терпимость, приверженность к семье. [Электронный ресурс].URL: https://clck.ru/dsXmH (дата обращения: 13.10.2022)
  12. «Кырк чоро» о женщинах, гей-парадах, политике и спонсорах. [Электронный ресурс].URL: https://24.kg/obschestvo/146769_kyirk_choro_ojenschinah_gey-paradah_politike_isponsorah/ (дата обращения: 3.11.2022)
  13. Скандал с феминале. Провокационные экспонаты убрали: комментарий Минкультуры. [Электронный ресурс].URL:https://24.kg/obschestvo/136692_skandal_sfeminale_provokatsionnyie_eksponatyi_ubrali_kommentariy_minkulturyi/ (дата обращения: 3.03.2022)
  14. Ала качуу. Из 59 случаев похищения девушек расследуется только восемь фактов. [Электронный ресурс].URL: https://clck.ru/dsXi3 (дата обращения: 3.02.2022)
  15. Кыргызстанская короткометражка про ала-качуу поборется за «Оскар». [Электронный ресурс].URL: https://rus.azattyk.org/a/31622381.html (дата обращения: 5.02.2022)

Список литературы на английском языке / References in English

  1. Srednij klass v sovremennoj Rossii [The Middle Class in Modern Russia] / Edited by M. K. Gorshkov, N. E. Tihonova; In-t sociologii RAN. – M.: 2008. [in Russian]
  2. Nacional'nyj sostav naselenija [National Composition of the Population] [Electronic resource] URL: http://www.stat.kg/ru/opendata/category/312/ (accessed: 5.02.2022) [in Russian]
  3. Vneshnjaja migracija naselenija po nacional'nostjam [External Migration of the Population by Nationality] [Electronic resource] URL: http://www.stat.kg/ru/statistics/naselenie/ (accessed: 5.02.2022) [in Russian]
  4. Bonner-Smejuha V.V. Rol' televidenija v formirovanii politicheskih prioritetov (na primere sozdanija imidzha prezidenta RF) [The Role of Television in the Formation of Political Priorities (On the Example of Creating the Image of the President of the Russian Federation)] / V.V. Bonner-Smejuha // Izvestija vuzov. severo-kavkazskij region. obshhestvennye nauki. specvypusk. [Bulletin of Higher Education Institutes. North Caucasus Region. Social Sciences. Special Issue.] 2007, 73-76 [in Russian]
  5. Poljakova O.V. Vlijanie sredstv massovoj kommunikacii na marginalizaciju sovremennoj molodezhi v sovremennoj Rossii: rezul'taty sociologicheskogo issledovanija na primere Rostovskoj oblasti [The Influence of Mass Communication Media on the Marginalization of Modern Youth in Modern Russia: The Results of a Sociological Study on the Example of the Rostov Region]. / O.V. Poljakova // Slovo molodym uchenym. Gosudarstvennoe i municipal'noe upravlenie. Uchenye zapiski. [A Word to Young Scientists. State and Municipal Administration. Scientific Notes.] 2019. № 2. pp. 279-283. [in Russian]
  6. Narod Kyrgyzstana podnimajut na protesty pod lozungom «grab' bogatyh» — SMI [The People of Kyrgyzstan Are Being Raised to Protest Under the Slogan “Rob the Rich” - Mass Media]. [Electronic resource] URL: https://knews.kg/2020/05/15/narod-kyrgyzstana-podnimayut-na-protesty-pod-lozungom-grab-bogatyh-smi/ (accessed: 3.11.2021) [in Russian]
  7. Kyrgyzstan posle smeny vlasti: jejforii net, no est' razocharovanie [Kyrgyzstan After the Change of Power: There Is No Euphoria, but There Is Disappointment] [Electronic resource] URL: https://rus.azattyq.org/a/analysis-no-euphoria-but-lots-of-disappointment-in-kyrgyzstan/30920504.html (accessed: 3.11.2021) [in Russian]
  8. Usenbaeva T. Nekomu platit' po schetam? Pochemu do sih por ne otkryt Istoricheskij muzej. [There Is No One to Pay the Bills? Why the Historical Museum Is Still Not Open.] /T. Usenbaeva. [Electronic resource] URL: https://ru.sputnik.kg/20200910/istoricheskiy-muzey-rekonstrukciya-zakazchik-ministerstvo-podryadchik-ugolovnoe-delo--1049569993.html (accessed: 4.11.2021) [in Russian]
  9. Den' nezavisimosti Kyrgyzstana. Put' dlinoju v 29 let. [Independence Day of Kyrgyzstan. A Journey of 29 Years.] [Electronic resource] URL: https://24.kg/spetsproekty/163564_den_nezavisimosti_kyirgyizstana_put_dlinoyu_v29let/ (accessed: 6.11.2021) [in Russian]
  10. Zhjejenbekov pozdravil zhenshhin s Mezhdunarodnym zhenskim dnem — 8 Marta [Jeenbekov Congratulated Women on the International Women’s Day - March 8]. [Electronic resource] URL: http://kabar.kg/news/zheenbekov-pozdravil-zhenshchin-s-mezhdunarodnym-zhenskim-dnem-8-marta/ (accessed: 13.10.2021) [in Russian]
  11. Prezident Sadyr Zhaparov: Zhenshhiny Kyrgyzstana sochetajut v sebe luchshie narodnye tradicii — terpimost', priverzhennost' k sem'e [President Sadyr Zhaparov: Women of Kyrgyzstan Combine the Best Folk Traditions - Tolerance, Commitment to Family]. [Electronic resource] URL: https://clck.ru/dsXmH (accessed: 13.10.2022) [in Russian]
  12. «Kyrk choro» o zhenshhinah, gej-paradah, politike i sponsorah [“Kyrk Choro” About Women, Gay Parades, Politics and Sponsors]. [Electronic resource] URL:https://24.kg/obschestvo/146769_kyirk_choro_ojenschinah_gey-paradah_politike_isponsorah/ (accessed: 3.11.2022) [in Russian]
  13. Skandal s feminale. Provokacionnye jeksponaty ubrali: kommentarij Minkul'tury [The Feminal Scandal. Provocative Exhibits Were Removed: Comment of the Ministry of Culture]. [Electronic resource] URL:https://24.kg/obschestvo/136692_skandal_sfeminale_provokatsionnyie_eksponatyi_ubrali_kommentariy_minkulturyi/ (accessed: 3.03.2022) [in Russian]
  14. Ala kachuu. Iz 59 sluchaev pohishhenija devushek rassleduetsja tol'ko vosem' faktov [Ala Kachuu. Out of 59 Cases of Abduction of Girls, Only Eight Facts Are Being Investigated]. [Electronic resource] URL: https://24.kg/obschestvo/205438_ala_kachuu_iz59sluchaev_pohischeniya_devushek_rassleduetsya_tolko_vosem_faktov_/ (accessed: 3.02.2022) [in Russian]
  15. Kyrgyzstanskaja korotkometrazhka pro ala-kachuu poboretsja za «Oskar» [Kyrgyz Short Film About Ala-Kachuu Will Compete for the Oscar]. [Electronic resource] URL: https://rus.azattyk.org/a/31622381.html (accessed: 5.02.2022) [in Russian]