Pages Navigation Menu

ISSN 2227-6017 (ONLINE), ISSN 2303-9868 (PRINT), DOI: 10.18454/IRJ.2227-6017
ПИ № ФС 77 - 51217

DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2017.57.045

Скачать PDF ( ) Страницы: 14-15 Выпуск: № 03 (57) Часть 2 () Искать в Google Scholar
Цитировать

Цитировать

Электронная ссылка | Печатная ссылка

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.
Гареева Г. Н. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ БАШКИРСКОЙ ПРОЗЫ ДВАДЦАТЫХ ГОДОВ ХХ ВЕКА / Г. Н. Гареева // Международный научно-исследовательский журнал. — 2017. — № 03 (57) Часть 2. — С. 14—15. — URL: https://research-journal.org/languages/osobennosti-razvitiya-bashkirskoj-prozy-dvadcatyx-godov-xx-veka/ (дата обращения: 26.06.2017. ). doi: 10.23670/IRJ.2017.57.045
Гареева Г. Н. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ БАШКИРСКОЙ ПРОЗЫ ДВАДЦАТЫХ ГОДОВ ХХ ВЕКА / Г. Н. Гареева // Международный научно-исследовательский журнал. — 2017. — № 03 (57) Часть 2. — С. 14—15. doi: 10.23670/IRJ.2017.57.045

Импортировать


ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ БАШКИРСКОЙ ПРОЗЫ ДВАДЦАТЫХ ГОДОВ ХХ ВЕКА

Гареева Г.Н.

Доктор филологических наук, профессор, Башкирский государственный университет

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ БАШКИРСКОЙ ПРОЗЫ ДВАДЦАТЫХ ГОДОВ ХХ ВЕКА

Аннотация

В двадцатые годы ХХ века во всей башкирской литературе принцип историзма в художественном творчестве, понимание основных закономерностей ее развития, объективное изображение истории народа, его прошлого и настоящего стали первостепенной задачей. Тематика многих рассказов М.Гафури, Д.Юлтыя, А.Тагирова, Б.Мирзанова, Г.Давлетшина  была обращена к прошлому, писатели стремились оттенять преимущество нового общественного строя. Повести и рассказы  М.Гафури, А.Тагирова, Д.Юлтыя, Г.Давлетшина, И.Насыри, Г.Хайри второй половины двадцатых годов  уже характеризуются упрочением принципов реалистического  отображения действительности.

Ключевые слова: стиль, характер, герой, действительность, документальность, выразительные средства.

Gareeva G.N.

PhD in Philology, Professor, Bashkir State University

FEATURES OF DEVELOPMENT OF BASHKIR PROSE OF THE TWENTIES OF THE TWENTIETH CENTURY 

Abstract

In the twenties of the twentieth century in the whole of the Bashkir literature principle of historicism in art, understanding the basic laws of its development, an objective image of the history of the people, its past and present have become a priority. The subjects of many stories M. Gafuri, D.Yultyya, A.Tagirova, B.Mirzanova, G.Davletshina facing the past, writers sought shade advantage of the new social order. Novels and short stories M. Gafuri, A.Tagirova, D.Yultyya, G.Davletshina, I.Nasyri, G.Hayri the second half of the twenties already characterized by the consolidation of the principles of realistic representation of reality.

Keywords: style, character, character, reality, documentary, expressive means.

В первой половине 1920-х годов в башкирской прозе художественное освоение действительности сопровождалось значительными трудностями, в силу недостаточности творческого опыта писатели сумели воплотить лишь отдельные грани процесса становления нового мира. Грандиозные события, резкие социальные противоречия, вызревание новых отношений в человеческом общежитии отображались в абстрактно-риторическом, натуралистическом плане, в резких противопоставлениях.

Принцип историзма в художественном творчестве, конкретно-историческое изучение действительности, понимание основных закономерностей ее развития, объективное изображение истории народа, его прошлого и настоящего стали первостепенной задачей писателей. Тематика многих рассказов М.Гафури, Д.Юлтыя, А.Тагирова, Б.Мирзанова, Г.Давлетшина  была обращена к прошлому, писатели переосмысливали с высоты социалистических идеалов прошлое и настоящее, стремились оттенять преимущество нового общественного строя [1, C.35].

М.Гафури в рассказах о тяжелой жизни детей в прошлом «Батрак», «Когда мы были маленькими», «Прежде было тяжело, теперь легко» широко применил прием контраста. В рассказах Д.Юлтыя «Философия Тимеркая», Т.Янаби «Первое знакомство» критикуются ущемляющие человеческое достоинство стороны старого общества посредством своеобразного сюжета, весомых, емких деталей и остротой речи.

Стремление писателей творчески решать темы, выдвинутые новой эпохой, искать и использовать новые выразительные средства привело к расширению жанрово-стилевых возможностей башкирской прозы. Повести и рассказы  М.Гафури, А.Тагирова, Д.Юлтыя, Г.Давлетшина, И.Насыри, Г.Хайри второй половины двадцатых годов  уже характеризуются психологической остротой, углублением социального содержания, упрочением принципов реалистического  отображения действительности.

В повести «Черноликие» М.Гафури на широком эпическом полотне глубоко реалистически, в достоверных психологических картинах  показал трагическую судьбу башкирской женщины, придавленную жестокими канонами полуфеодального общества и шариата [3, C.110]. Принципы реалистического отображения действительности были успешно развиты и в творчестве Д.Юлтыя. В повести «Алима, или свадьба старика Мырдаша»  писатель воссоздал образ башкирской девушки-учительницы, оказавшейся как и Галима из «Черноликих» жертвой религиозных фанатиков, обреченной на унижение социально несправедливым миром,  но спасшейся от позора благодаря своей природной смекалке, уму.

Если в повести «Черноликие» Мажит Гафури  через судьбу «одной из миллионов жертв старой жизни» Галимы  ставит целью вызвать чувство гнева и ненависти на прошлое, протест против бесчеловечных канонов, жестоких отношений в капиталистическом обществе, то в  повести «На золотых приисках поэта» писатель больше внимания уделяет повествованию о конкретных событиях и явлениях, показывающих на появление людей с активной натурой, на то, что отрицание прошлого порождается борцовским характером, социальной активностью простых тружеников, старателей.

В повести «Ступени жизни» Мажит Гафури в образе наиболее цельного героя Вахита Ягафарова показал этапы становления революционного мировоззрения борца за новую жизнь, формирование его характера в процессе грандиозных социально-исторических событий.

На основе данного литературного приема, состоящего из повествования жизненных фактов, сводящегося к прослеживанию биографии, судьбы персонажа, то есть ступеней его жизни, выросло мастерство показа этапов духовного роста героев. В повестях А.Тагирова «Первые дни», «На развалинах бурной реки», «Фабрика зерна», «Комсомол»  воссоздан образ нового человека, большевика,  борца за социальную справедливость, в широком эпическом плане показаны значительные социально-исторические события  периода Октябрьской революции и гражданской войны. Центральный герой этих повестей выступает в роли очевидца или участника происходящих событий. В повести «Первые дни» вокруг образов большевиков Андрея и Касима, действующих в центре революционной борьбы, сгруппированы основные события, хронологически последовательно показаны дни Февральской и Октябрьской революций, гражданской войны. Повесть А.Тагирова «На развалинах бурной реки», повествующая об установлении Советской власти в Туркменистане, воссоздан образ цельного человека, талантливого организатора народных масс Кашифа Кусярова. В повести «Фабрика зерна» А.Тагиров поднимает такие важнейшие проблемы общественно-экономической жизни республики, как организация совхозов, реорганизация сельского хозяйства, борьба за хлеб и т.д. Если первые две повести А.Тагирова из-за перегруженности фактами, недостаточности их обобщения не достигли композиционной цельности, образы главных героев, борцов за новое мироустройство раскрыты, в основном, внешне, через их пламенные революционные речи, через их внешнеобозримые портретные характеристики, то в повести «Фабрика зерна» писателю удалось воссоздать психологически достоверные образы организаторов новых форм хозяйствования – директора совхоза Гарифа как деятельного руководителя и духовно щедрого человека, агронома Зуфара, крестьянина Мингарея.

В повести «Зильский» Губай Давлетшин поднял  насущные проблемы времени, показал  классовую борьбу в деревне, мастерски воссоздал типические социальные  характеры бедняка Уметбая, коварного богача Эткула, пляшущего под дудку богачей председателя сельсовета Зильского,  коммуниста Юлдыбаева. Автор дает выпуклые, полнокровные портреты персонажей, часто применяет то сатирические, то лирические приемы повествования.

Имай Насыри в своем творчестве  стремился острее, ярче отразить напряженность и романтику изображаемой эпохи, выразить революционный пафос гражданской войны, героику мирного строительства.  Поэтому он часто обращался к ярким характерам новых людей, к их героическим деяниям, сюжет в его произведениях опирается на единство судьбы героя и события. В повестях «Гульдар», «В вагоне», «Наступление» Имая Насыри,  посвященных историческим событиям гражданской войны,  отчетливо проявилась свойственная писателю романтическая манера письма. В них воссозданы героические характеры борцов за новую жизнь, отражена  динамичность событий, изображены  неожиданные повороты в судьбах героев.

В целом, если Афзал Тагиров и Имай Насыри сложные общественные отношения и конфликты обычно укладывали в заданные схемы, наделяли своих героев лишь «общественными качествами», то Гайнану Хайри, одному из самых ярких, самобытных представителей башкирской литературы, удалось создать полнокровный образ современника, проникнуть в глубины характера формирующейся новой личности, раскрыть ее духовное богатство. В повестях «Кооператоры» и «Женщина» писатель сумел воссоздать психологически достоверный характер нового человека.

Первый в истории башкирской литературы роман Гайнана Хайри «Поворот»  (1925-1928) свидетельствует о том, что уже к середине двадцатых годов башкирская проза успела накопить достаточный опыт для того, чтобы на традициях национальной литературы создавать произведения крупного жанра. Данный роман  в хроникальном ракурсе освещает решающие  для судеб миллионов людей социально-исторические явления, эпическое полотно  охватывает большой исторический период, связанный с вступлением башкирского народа  на путь строительства нового социалистического общества. Художественно-документальную природу романа определяет не только историческая достоверность воссозданных событий, но и наличие в нем конкретных исторических личностей.

Роман «Поворот» Г.Хайри состоит из отдельных частей: рассказов, хикайатов,  новелл, эпистолярных записей, литературных клише, документальной повести, объединенных основной идеей романа.  У каждой из них есть свой сюжет, свой герой [2, C.84].

Таким образом, башкирская проза в двадцатые годы переросла в художественное явление, полное стремления отразить яркие события с богатым содержанием, глубинные пласты человеческих взаимоотношений, психологические аспекты характера нового человека нового времени.

Список литературы / References

  1. Баимов Р.Н. Судьба жанра. – Уфа: Башкирское книжное издательство, 1984. – С. 35.
  2. Вахитов А.Х. Жанр и стиль в башкирской прозе. – Уфа: Башкирское книжное издательство, 1982. – С. 84.
  3. История башкирской прозы в 6-ти томах. – Т.3. – Уфа: Башкирское книжное издательство, 1990. – С. 110.

Список литературы на английском языке / References in English

  1. Baimov R.N. Sud’ba zhanra [The fate of the genre] – Ufa: Bashkirskoe knizhnoe izdatel’stvo [Bashkir publishing house], – P. 35. [in Russian]
  2. Vahitov A.H. Zhanr i stil’ v bashkirskoj proze [Genre and style in Bashkir prose] – Ufa: Bashkirskoe knizhnoe izdatel’stvo [Bashkir publishing house], – P. 84. [in Russian]
  3. Istorija bashkirskoj prozy v 6-ti tomah [History of the Bashkir prose in 6 volumes] – T.3. – Ufa: Bashkirskoe knizhnoe izdatel’stvo [Bashkir publishing house], – P. 110. [in Bashkir]

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.