ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ БАШКИРСКОЙ ПОЭЗИИ ПОСТСОВЕТСКОГО ПЕРИОДА

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.18454/IRJ.2016.46.113
Выпуск: № 4 (46), 2016
Опубликована:
2016/04/18
PDF

Гареева Г.Н.

Доктор филологических наук, профессор, Башкирский государственный университет

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ БАШКИРСКОЙ ПОЭЗИИ ПОСТСОВЕТСКОГО ПЕРИОДА

Аннотация

В башкирской поэзии постсоветского периода наблюдается качественно новый уровень поэтического осмысления жизненных явлений, объективность в  оценке литературного наследия, тенденция углубления связей поэзии с жизнью, выдвижения  на первый план гражданской, публицистической лирики,  усиления эмоционального пафоса.  Произведениям данного периода характерна активность  позиции  лирического героя к негативным явлениям действительности, точность и емкость выразительных средств в отражении сложных перипетий в общественно-политической жизни перестроечного времени. 

Ключевые слова: поэтическое осмысление, лирический герой, гражданская лирика, накал чувств, философские размышления, духовные ценности

 

Gareeva G.N.

PhD in Philology, Professor, Bashkir State University

POST-SOVIET PERIOD BASHKIR POETRY’S FEATURES

 Abstract

In the Bashkir poetry of the post-Soviet period, there is a new level of poetic interpretation of life phenomena, the objectivity in the assessment of the literary heritage, the trend of deepening relations with the poetry of life, highlighting the civil, journalistic poetry, gain emotional pathos. Works of this period are characterized by active position lyrical negative phenomena of reality, accuracy and capacity of the means of expression in the reflection of the complex twists and turns in the political life of perestroika time.

Keywords: the poetic interpretation, lyrical hero, civic poetry, the intensity of the senses, philosophical meditations, spiritual values

Башкирская поэзия периода общественных преобразований 1990-х г.г. прошла своеобразный путь развития. Кардинальные изменения общественного самосознания, усиление внимания к внутреннему миру человека породили качественно новый уровень поэтического осмысления жизненных явлений, более объективной стала оценка литературного наследия. Наметилась тенденция углубления связей поэзии с жизнью, выдвижение на первый план гражданской, публицистической лирики, где  с эмоциональным пафосом, с явно выраженной активной позицией личности-гражданина поэты выражали свое отношение к негативным явлениям действительности, посредством точных и емких выразительных средств отражали сложные перипетии в общественно-политической жизни перестроечного времени[1].  В произведениях большое место стали занимать такие оперативные формы, как обращение к народу, письмо, клич, к которым поэты прибегали для того, чтобы призвать народ к действиям по улучшению своей жизни.

В эти годы произошло сближение публицистических мотивов с лирикой, общественного – с интимным, усиление внимания к социальным вопросам, сложным проявлениям действительности, процессам перестройки. Оригинальные формы и приемы стихосложения свойственны творчеству Г.Ишкинина, Р.Туляка, А. Юлдашбаева, А.Утябая. Возрастание эпического начала, усиление интереса к социальному миру отмечает поэзию М, Ямалетдинова, С.Абузарова, Г. Зарипова, Р.Кулдавлета, Х.Юлдашева, Р.Янбека, Д.Шарафетдинова.

Внимание к внутреннему миру лирического героя, особая доверчивая интонация присущи творчеству видных башкирских поэтесс Ф. Тугузбаевой, З. Кутлугильдиной, Т. Ганиевой, Г. Якуповой, Р. Хисаметдиновой, Г. Юнусовой, З.Ханнановой и др.

Хронологическая летопись эпохи, образы поэта-современника и времени,  их непростые  взаимоотношения друг к другу наиболее полно, философски глубоко, в неповторимых ярких красках, самобытных поэтических образах, с высоким накалом чувств отражены в произведениях поэтов старшего поколения – в поэмах и стихотворениях М.Карима, М.Гали, Х.Гиляжева, Н.Наджми, Г.Рамазанова, М.Каримова, А.Игибаева.

В стихотворениях М.Карима «Прощание с веком», «Четыре времени любви», М.Гали «Открой ворота, новый век!» посредством самобытных поэтических образов, с высоким накалом чувств, глубиной философского мышления дается оценка времени и  жизни, воспоминания о  радостных и печальных, героических и трагических событиях прошлого века, проникнутых надеждой на будущее, оптимизмом[3].

 В четверостишиях из сборника стихов Н.Наджми  “Белый родник”  афористически емко и содержательно, философически глубоко отражена очень самобытная, оригинальная оценка поэтом  прошлого страны,  истории народа,  непростых взаимоотношений поэта и времени, поэта и Власти, категории вечности и бренности жизни, смысла бытия, высокого предназначения человека на этой земле. В стихотворениях «Гневные стихи»,  “Я по-человечески прошел жизненный путь”, “Я – человек!”, “Наша подкова”, “Мелодия матери”, в элегии “Заблудившиеся звезды”, в басне “Ворона”, в сатирическом стихе “Верующий старик” из сборника “Заблудившиеся звезды” (1996) Х.Гиляжев, с ярко выраженным публицистическим накалом, с  критических позиций прослеживает путь развития страны на протяжении уже практически завершившегося ХХ века, историческое прошлое  нашей Родины и гневно отрицает, осуждает смутное настоящее 1990-х годов, когда были попраны достигнутые народом материальные и духовные ценности, когда нередко  унижалось человеческое достоинство людей старшего поколения, вложивших неимоверные усилия для развития всей страны. В стихотворении «Век» М. Карим прямо называет перестройку «безвременьем».

В жанре гражданской лирики активно работали  М. Карим, М.Гали, Г.Рамазанов, Ш.Биккул, Я.Кулмуй,  А. Игебаев, Р. Бикбаев, К. Аралбаев, Р. Мифтахов, Т.Юсупов, И.Кинъябулатов и др. Гражданская поэзия обогатилась новым содержанием темы взаимоотношений личности и народа, исторического развития общества. В поэмах Р. Бикбаева «Топор рынка», «Всадник без головы» выражена боль и горечь поэта за страну, переживающую общественный катаклизм, подняты актуальнейшие социально-политические, экономические, духовно-нравственные проблемы современности[2].

Духовное созревание, формирование творческой и жизненной позиции Р.Хисаметдиновой, Г.Якуповой, М. Ямалетдинова, Г. Юнусовой, Р.Туйгунова, А. Багуманова, Т.Карамышевой, Ф. Тугузбаевой, Т.Ганеевой, З. Ахмедьяновой ,  Г.Ахметкужиной, Г.Галиевой, Р.Хайри, З. Муллагалиевой, Т.Ниятшина, В. Гумерова, З. Янбердиной, Х.Юлдашева, Т.Искандаровой  произошло именно в конце 1980-х годов. В их многочисленных стихах и поэмах нашли отражение размышления о проблемах сегодняшнего дня, поэтическое осмысление современности через призму прошлого исторического опыта, освещались философские раздумья о проблемах общечеловеческого масштаба, о вечных категориях и понятиях, стремление к поэтической достоверности, к образно-стилевому совершенству, таким образом, в творчестве поэтов данного  поколения проявились основные черты поэзии этих лет.

В поэмах «Часовщик вселенной» Б.Рафикова, «Белая юрта» и «Надежда» К.Аралбаева, «Колокола» Б. Нугуманова, «Вечный огонь» С. Алибаева, «Завещание отца» Г.Давлетова, «Березовый сок» Р.Шаммаса образное философское содержание  осветило проблему современности, наполнило ее гражданским звучанием. О тревожных явлениях современности размышляли в своих поэмах Ф.Тугузбаева, М.Ямалетдинов, Т.Ганиева, Р. Туйгунов, А.Багуманов, Р.Нигматуллин. Поэмы Т. Ганиевой «Кипчаки»  «Аркаим», «В объятиях – мой малыш», «Тополь», «Вселенная», «Каноны» посвящены историческому прошлому, настоящему и будущему башкирского народа, глубоким философским размышлениям о его судьбе в период тяжких испытаний на современном этапе действительности.

В современной башкирской поэзии тема войны была и остается одной из центральных тем. В поэме Г.Давледи «Оторванные листья» обрисовываются изуродованные телом и духом парни, воевавшие в Афганистане и Чечне, мучающиеся «военным синдромом», показывается трагедия мужчин, страдающих «синдромом сегодняшнего времени» - получивших смертельные дозы отравления при аварии в Чернобыле, при работе на химзаводах и т.д. В стихотворении И. Кинъябулатова «Кровь сердца» выражена огромная боль за погибших сыновей в разных бессмысленных войнах. В стихотворении Ю. Ильясовой «Беслан» гневно осуждаются бандиты, взявшие в заложники школьников. В стихотворении  С. Алибаева «Буран – в Бурангуле» выражается протест против войны в Чечне.

В своей неповторимой и оригинальной лирике Р.Сафин, проявляя милосердие, сочувствие, любовь и великодушие к окружающим,   не жалеет себя, не ждет сочувствия от других, не ждет любви от так и не полюбившей его женщины, сохраняет свое человеческое и мужское достоинство, нравственное величие. Лирический герой автора  предстает перед читателем  духовно сильным человеком, достойным уважения. В его стихах утверждаются с поражающей глубиной, образностью  гуманистические идеи, вечные и неоспоримые ценности жизни и человеческого характера.

Среднее поколение поэтов – Т.Юсупов, К.Аралбаев, И.Кинъябулатов, Р.Бикбаев, Р.Мифтахов, Т.Ганиева, Ф.Тугузбаева и др.  корни проблем, приведших страну и общество к необратимому процессу перестройки, переустройства, искали в историческом прошлом, выражали глубокую озабоченность за будущее народа в столь резко меняющемся современном мире. В сборниках стихов и поэм  Т. Юсупова “Запах хлеба”, “Череда лет”, “Золотая пыль”, “Горит костер”, “Живые угли памяти”, “Разлив”, “Дорога дедов”, “Размышления на скале”, “Пришли времена”, “Поспела земляника”, “Снежное поле” красной нитью прослеживается героическая и трагическая судьба башкирского народа, вынесшего на своих плечах огромные испытания, утраты,  почти каждое стихотворение проникнуто философскими размышлениями о прошлом и будущем родной земли. В них в ярких красках, емких, содержательных поэтических деталях раскрывается духовный мир нашего современника, живущего в  озарениях и угасаниях, в горечах утрат и радостях находок. Бикбаев Р.

В основе сборников “На аргамаке”  И. Киньябулатова, “Кипчаки”, “Аркаим” Т.Ганиевой лежит принцип историзма: поэты обозревают и величие, и ошибки народа, и достижения, и утраты нашего общества в историческом аспекте. Во многих произведениях И.Киньябулатова из поэтических сборников «Я – башкир!» , «На аргамаке» события Великой Отечественной войны стоят в центре внимания, но герои – не солдаты с оружием в руках, а матери-вдовы и дети-сироты, с утра до ночи работающие в поле.  Автор поэтически связывает героический труд своих сверстников и матерей с их богатым духовным миром, создает запоминающиеся,  яркие образы.

Т.Ганиева в стихах и поэмах, созданных в последние  десятилетия, поднимает злободневные социально-нравственные вопросы времени, публицистически заостренно говорит о судьбе родного языка, народа, исследует свои корни, историю, свое шежере – родословную. Народность, яркость образов, горячий порыв служат яркому выражению романтики борьбы, которой обуяна  лирическая героиня Т.Ганиевой. Поэтесса призывает своих современников пробудиться от духовной спячки, инертности. В то же самое время ее лирическая героиня – очень ранимая, тонкая натура, способная беззаветно любить и быть любимой, прощать и ненавидеть. Во многих стихах Т.Ганиевой очень глубоко и точно передаются чувства любви к своему ребенку, внуку, близкому человеку («В объятиях – мой малыш»). Поэтическим произведениям из сборников «Серебряная роса» (1988), «Время раздумий» (1991), «Кипчаки» (1994), «Аркаим» (1997) и др.  Т.Ганиевой присущи публицистическая острота, драматическая напряженность, лирическая теплота, философская задумчивость.

С конца 1980-х гг. одно из центральных мест заняли проблемы экологии, защиты природы, а в связи с этим и проблема духовной экологии, вопросы сохранения нравственных традиций народа, духовных ценностей. Поднимающие злободневные вопросы сегодняшнего дня на основе конкретных событий поэтические произведения М. Карима, Т.Юсупова, И. Кинъябулатова, Т.Ганиевой, Р.Мифтахова, К. Аралбаева, К. Кинъябулатовой, Р.Туляка, Г. Якуповой, Р.Бикбая, Ф.Тугузбаевой, А.Утябая исполнены высокого гражданского звучания. Леса, недра Башкортостана, оказавшиеся на грани уничтожения, воды и воздух, отравленные донельзя, вызывают у поэтов острейшую тревогу за будущее родной земли, за будущее молодых поколений, которые должны жить на этой разграбленной, отравленной, уничтоженной земле.

В современной башкирской поэзии тема войны была и остается одной из центральных тем. В поэме Г.Давледи «Оторванные листья» обрисовываются изуродованные телом и духом парни, воевавшие в Афганистане и Чечне, мучающиеся «военным синдромом», показывается трагедия мужчин, страдающих «синдромом сегодняшнего времени» - получивших смертельные дозы отравления при аварии в Чернобыле, при работе на химзаводах и т.д. В стихотворении И. Кинъябулатова «Пламя Афганской войны» есть следующие строки: «Пламя Афганской войны / Все еще пылает на наших лицах. / Как же нас простят те парни, / Которые вернулись в цинковых гробах?». В стихотворении И. Кинъябулатова «Кровь сердца» выражена огромная боль за погибших сыновей в разных бессмысленных войнах. В стихотворении Ю. Ильясовой «Беслан» гневно осуждаются бандиты, взявшие в заложники школьников. В стихотворении  С. Алибаева «Буран – в Бурангуле» выражается гневный протест против войны в Чечне.

В поэтических произведениях Ш.Биккула, Б.Рафикова,  К. Кинъябулатовой, Х.Юлдашева,   Х.Назарова,  Р.Туйгунова, Р.Шакурова, А.Багуманова, М.Ямалетдинова, С.Габидуллина, В.Гумерова, Х.Юлдашева, Б.Искужина, Р.Тулякова, А.Утябаева, Т.Карамышевой, З.Янбердиной,  А. Тагировой, А.Гарифуллиной,   Ю.Илъясовой, А.Юлдашбаева, Т.Искандаровой, Г.Ишкинина, З.Кутлугильдиной, Г.Кутуевой, и др. через призму человеческого духа, через его сложный, глубокий, богатый мир чувств философски глубоко раскрывается вечная сущность бытия. Постоянная утрата морально-этических норм поведения людей современного мира усилила в поэзии внимание к нравственной цельности личности. В поэзии находят отражение гамма звуков, палитра красок, тонов и полутонов, различные переходы, оттенки чувств и переживаний, удачно воспроизводящие диалектику души человека, где отражается тонкий и глубокий характер конфликтов современности. В поэтических произведениях А. Игебаева, Ф.Тугузбаевой, С. Алибаева, Г. Якуповой, Т. Искандаровой, Р. Туляка, Г.Зарипова, Р. Янбекова, Кул Давлета, А. Утябая, Т. Давлетбердиной, З. Ханнановой, Г.Кутуевой  наблюдались неустанное стремление к глубине философских размышлений, усиление лиризма, как одного из главных направлений развития современной башкирской поэзии. Углубление образного философского содержания лирики, ее проникновенность по-новому осветили гражданственность поэзии, проблемы современности. Философская лирика достигла нового уровня развития, обогатилась новыми традициями, новаторскими поэтическими открытиями.

Литература

  1. История башкирской литературы в 6-ти томах. – Т.6. – Уфа: Китап, 1996. – С. 105.
  2. История башкирской литературы в 6-ти томах. – Т.6. – Уфа: Китап, 1996. – С. 112.
  3. Хабиров А. Х. В пути: Поэтический обзор и творческие портреты. – Уфа: Китап, 2011. – С. 42.

References 

  1. Istorija bashkirskoj literatury v 6-ti tomah. - T.6. - Ufa: Kitap, 1996. - S. 105.
  2. Istorija bashkirskoj literatury v 6-ti tomah. - T.6. - Ufa: Kitap, 1996. - S. 112.
  3. Habirov A.H. V puti: Pojeticheskij obzor i tvorcheskie portrety. - Ufa: Kitap, 2011. - С. 42.