ОСОБЕННОСТИ МОДЕЛИРОВАНИЯ ОБРАЗА УСАДЬБЫ В ТВОРЧЕСТВЕ И.А. БУНИНА НАЧАЛА 1900-Х ГОДОВ («АНТОНОВСКИЕ ЯБЛОКИ» И ДРУГИЕ «ПОЭМЫ ЗАПУСТЕНИЯ»)

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.23670/IRJ.2022.119.5.120
Выпуск: № 5 (119), 2022
Опубликована:
2022/05/17
PDF

DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2022.119.5.120

ОСОБЕННОСТИ МОДЕЛИРОВАНИЯ ОБРАЗА УСАДЬБЫ В ТВОРЧЕСТВЕ И.А. БУНИНА НАЧАЛА 1900-Х ГОДОВ («АНТОНОВСКИЕ ЯБЛОКИ» И ДРУГИЕ «ПОЭМЫ ЗАПУСТЕНИЯ»)

Научная статья

Зайцева Н.В.1, *, Кутафина Ю.Н.2, Плаксицкая Н.А.3

1 ORCID: 0000-0002-9755-9542;

1, 2, 3 Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, Елец, Россия

* Корреспондирующий автор (zaitseva.nadya2015[at]yandex.ru)

Аннотация

Статья представляет собой опыт анализа образа усадьбы в рассказе «Антоновские яблоки» и «поэмах запустения» Бунина начала 1900-х годов. Процесс ветшания и умирания усадеб, быстро набиравший темпы в начале XX века, вызывал в душе Бунина чувства несогласия и неприятия происходящего, заставлял искать причины всемирного разрушения и запустения. В «Антоновских яблоках» Бунин обратил свой взор в прошлое, идеализируя дворянский уклад жизни, принимая движение времени, смену эпох. В «поэмах запустения» писатель творчески исследовал этот процесс, придя к выводам, что гибель «дворянских гнезд» – это не только следствие общественно-исторического развития русского общества на рубеже столетий, но и вполне опосредованный поведенческий результат действия/бездействия самого человека, в котором умерло чувство хозяина.

Ключевые слова: творчество Бунина, образ усадьбы, рассказ «Антоновские яблоки», «поэмы запустения».

FEATURES OF MODELING THE IMAGE OF AN ESTATE IN THE WORKS OF I.A. BUNIN OF THE EARLY 1900s ("ANTONOV APPLES" AND OTHER "POEMS OF DESOLATION")

Research article

Zaytseva N.V.1, *, Kutafina Yu.N.2, Plaksitskaya N.A.3

1 ORCID: 0000-0002-9755-9542;

1, 2, 3Bunin Yelets State University, Yelets, Russia

* Corresponding author (zaitseva.nadya2015[at]yandex.ru )

Abstract

The article describes an analyzing the image of an estate (usadba) in the story "Antonov Apples" and "poems of desolation" by Bunin in the early 1900s. The process of dilapidation and dying of estates, which was rapidly gaining momentum at the beginning of the 20th century, caused feelings of disagreement and rejection of what was happening in Bunin's soul, which forced him to look for the causes of worldwide destruction and desolation. In "Antonov Apples" Bunin turned his gaze to the past, idealizing the noble way of life, accepting the movement of time, the change of epochs. In his "poems of desolation", the writer creatively investigates this process, coming to the conclusion that the death of "noble nests" is not only a consequence of the socio–historical development of Russian society at the turn of the century, but also a completely indirect behavioral result of the action / inaction of the person themselves, in which the sense of an owner has dissipated.

Keywords: Bunin's creativity, the image of an estate, the story "Antonov Apples", "poems of desolation".

Особые черты концепции усадьбы, определяющие своеобразие эстетических позиций Бунина, раскрываются в целом ряде произведений писателя начала XX века. Особое место в этом плане занимает рассказ «Антоновские яблоки» (1900). Это произведение считается вершиной раннего творчества Бунина. При неоднозначной оценке современной писателю критики рассказ стал значительным явлением в русской литературе [1], [8]. Именно «Антоновские яблоки» способствовали закреплению за Буниным устойчивых характеристик: певец оскудения и запустения дворянских гнезд, осенней грусти и усадебной печали, которые, по мнению А. Твардовского, «поверхностны и неполны, но не были неверными по существу» [11]. В. Катаев, анализируя «Антоновские яблоки», справедливо указывал, что в данном произведении «поэтически выражена тема хода времени, смены эпох и жизненных укладов. …владельцы усадеб показаны трезво, иллюзий на их счет у Бунина нет.» [9]

«Антоновские яблоки» - произведение, в котором представлены картины дворянской усадебной жизни [10], навеянные личными воспоминаниями [3]. В качестве связующего звена выступает мотив воспоминания, который соединяет прошлое, период усадебного благополучия и благообразия жизни, и настоящее, «царство мелкопоместных, обедневших до нищенства» дворян [2].

Автор создает яркий зрительный образ усадьбы, используя многообразие красок, звуков и запахов. Особые запахи, наполняющие мир и жизнь усадьбы, можно ощутить в пору ядреной осени («тонкий аромат опавшей листвы, «запах меда и осенней свежести», «ржаной аромат новой соломы и мякины», «запах дегтя в свежем воздухе», «душистый дым вишневых сучьев» и другие) [2]. Здоровый труд, крепкий уклад жизни подчеркивается писателем такими характерными определениями звуковых проявлений, как «сытое квохтанье дроздов», «гулкий стук ссыпаемых в меры и кадушки яблок», «сочный треск», с которым мужик ест яблоки собираемого урожая [2].

Главным персонажем рассказа является дворянская усадьба, которая на глазах читателя переживает своеобразную трансформацию, отражая исторический и духовный путь мелкопоместной усадьбы. Смена владельцев знаменует смену эпох в жизни «дворянских гнезд»: сначала – это «гнездо» Анны Герасимовны, затем – поместье Арсения Семеныча и, наконец, перед взором читателя предстает усадьба некоего мелкопоместного, имени которого автор уже не называет. Бунин показывает несколько помещичьих «гнезд», однако по сути это одна и та же усадьба, но в различные моменты ее жизни, на разных исторических отрезках.

При изображении усадебной жизни и процесса умирания «дворянских гнезд» Бунин использует многообразие символов. Так, символом достатка, здоровья и благообразия жизни является у Бунина запах антоновских яблок. Постепенное исчезновение духа ядреной антоновки из «дворянских гнезд» рассматривается писателем как утрата жизненных основ.

В идиллических картинах «Антоновских яблок», повествующих об уходе в прошлое патриархальной жизни, писатель-реалист отразил процесс смены эпох. В рассказе нет картин разрушения и запустения. Это произведение – элегическая прощальная песня «дворянским гнездам», которые некогда были пропитаны духом ядреной антоновки и в которых уже вырубаются липовые и березовые аллеи, вишневые сады (в последней части рассказа герой идет по березовой аллее, «вырубленной уже наполовину») [2].

Образ усадьбы, созданный Буниным в «Антоновских яблоках», является своеобразным памятником прошлой жизни, памятником, обветшалым, но еще живым. Поэтому автор, видя усадьбу-смерть в будущем, все-таки верил в обновление жизни.

После «Антоновских яблок» Бунин создает ряд произведений-размышлений об усадебном запустении, дворянском вырождении, пытаясь проникнуть в глубинные сущности особенностей русской жизни, основ национального характера. Национально-русское становится ключом к постижению явления русской усадьбы, ее жизни и ее гибели.

«Безжизненная» усадьба и примиряющий супругов разговор находятся в центре внимания писателя в рассказе «Новый год» (1901) [6]. С первых строк Бунин вводит нас в атмосферу тихого спокойствия «мертвого» усадебного дома. В старой заброшенной усадьбе в канун Нового года супруги переживают редкие минуты взаимопонимания. Деревня, природа, усадьба – вот источник их временного счастья. Супруги - не хозяева этой усадьбы, они - путники, нашедшие приют на хуторе. Ночевка в деревне, в усадьбе пробуждает в героях естественное желание быть счастливыми: жить своим домом, заниматься хозяйством. Ощущение потерянности в жизненном континууме, переживаемое героями, роднит их с общими настроениями не только русской, но и мировой литературы начала ХХ века. Бунину удалось уловить витающее в атмосфере времени смены эпох горестное ощущение скорой гибели былого миропорядка.

«Но какое хозяйство можно завести в этих жалких остатках усадьбы, на сотне десятин земли? И теперь всюду, такие усадьбы, - на сто верст в окружности нет ни одного дома, где бы чувствовалось что-нибудь живое!» [6]. Герои этого рассказа - жители столицы, Петербурга. Они уже навсегда оторваны от родной земли, не идеализируют деревенскую жизнь, наоборот, явственно осознают ее современное состояние, поэтому продолжают свой путь к «мелкой суете и привычной обстановке», «бессвязной и бессмысленной жизни» [6]. В рассказе «Новый год» Бунин не показывает картины усадебного разрушения. Перед читателем предстает оставленная хозяевами, покинутая усадьба.

В своих произведениях начала 1900-х годов Бунин-рассказчик совершает «странствия» по мелкопоместным усадьбам срединной России, предлагая посмотреть на запустение «дворянских гнезд», как на процесс, отражающий реальность жизни целой страны.

Панораму запустения русской деревни, дворянских усадеб представляет Бунин в рассказе «Золотое дно» (1903) [4], сюжетную основу которого составляет «путешествие» рассказчика по родному краю. Начальной фразой: «Тишина – и запустение. Не оскудение, а запустение…», – Бунин указывает на трагедию заброшенности усадеб, деревень, русской земли в целом. Образ тишины, который возникает на страницах данного произведения, выступает как признак отсутствия жизни. В ранних рассказах («Танька» [7], «На хуторе» [5]) тишина символизировала спокойствие, благообразие жизни «дворянских гнезд», где можно было найти приют и тепло и маленькой замерзающей девочке, и одиноким помещикам. В основе рассказа «Золотое дно» лежит прием контраста между живущей и цветущей природой и пепелищами «дворянских гнезд». Например, описанию усадьбы старика Кологривова, от которой остались только «груды кирпичей, … потонувших в бурьяне» [4], у Бунина противостоит жизнеутверждающая картина природы. При изображении поместья в Батурине вновь появляется аналогичное противопоставление: «Сад еще до сих пор густ и живописен…» – «Но усадьба, усадьба! Целая поэма запустения!» [4]. В «Антоновских яблоках» (1900) [2] в усадьбе Анны Герасимовны господский дом, надворные постройки и сад – это единый прочный мир, настоящее «гнездо», в котором царили мир, чистота, гостеприимство.

В батуринской усадьбе господствует мрак. Бунин показывает «бывшие» комнаты дома: бывший кабинет –теперь кладовка, бывшую спальню, где «возвышается пустая и огромная, как саркофаг, кровать» [4]. Та же кровать в усадьбе мелкопоместного («Антоновские яблоки») была удивительно мягкой, погружала в сладкий и здоровый сон [2].

Признаки разрушения и в зале, «где в углах свалены книги, пыльные акварельные портреты, ножки столов» [4]. Это книги, портреты, которые некогда являли собой важную неотъемлемую часть духовной жизни, культуры «дворянских гнезд». Бунин говорит, что в запустение приходит не только материальный быт, но утрачивается связь времен, исчезает славный запах дедовских книг, запах «какой-то приятной кисловатой плесенью, старинными духами» [2]; печатью тления отмечены и семейные портреты. Бунин говорит именно о запустении, но не оскудении, ибо есть живительный источник – родная земля, «сущее золотое дно» [4]. В заключении рассказа Бунин показывает читателю итоговую картину усадебного запустения, где уже ничего не осталось от бывшего когда-то хутора, где царит «гробовое молчание» на месте снесенной дедовской усадьбы [4].

В «поэмах запустения» начала 1900-х годов Бунин показал закономерность и неизбежность умирания «дворянских гнезд». Объективно-исторический взгляд на судьбу усадьбы, критическое отношение к ее бездеятельным обитателям в рассказах писателя сочетается с эмоционально-личным чувством горечи о неминуемой утрате. Если «Антоновские яблоки» (1900) – это лирическая эпитафия прошлому «дворянских гнезд», то произведения начала 1900-х годов – уже их настоящему.

 

Конфликт интересов Не указан. Conflict of Interest None declared.

Список литературы / References

  1. Айхенвальд Ю.А. Силуэты русских писателей [Электронный ресурс] / Ю.А. Айхевальд. URL: http://bunin-lit.ru/bunin/kritika/ajhenvald-ivan-bunin.htm (дата обращения 02.04.2022)
  2. Бунин И.А. Антоновские яблоки [Электронный ресурс] / И.А. Бунин. – URL: http://bunin-lit.ru/bunin/rasskaz/antonovskie-yabloki.htm (дата обращения 02.04.2022)
  3. Бунин И.А. Дневники (1881-1953) [Электронный ресурс] / И.А. Бунин. – URL: http://bunin-lit.ru/bunin/zapisnye-knizhki/index.htm (дата обращения 02. 04.2022)
  4. Бунин И.А. Золотое дно [Электронный ресурс] / И.А. Бунин. – URL: http://bunin-lit.ru/bunin/rasskaz/zolotoe-dno.htm (дата обращения 02.04.2022)
  5. Бунин И.А. На хуторе [Электронный ресурс] / И.А. Бунин. – URL: http://bunin-lit.ru/bunin/rasskaz/na-hutore.htm (дата обращения 02.04.2022)
  6. Бунин И.А. Новый год [Электронный ресурс] / И.А. Бунин. – URL: http://bunin-lit.ru/bunin/rasskaz/novyj-god.htm (дата обращения 02.04.2022
  7. Бунин И.А. Танька [Электронный ресурс] / И.А. Бунин. URL:http://bunin-lit.ru/bunin/rasskaz/tanka.htm (дата обращения 02.04.2022)
  8. Измайлов А.А. Ранняя осень (Поэзия и проза И.А. Бунина) [Электронный ресурс]/А.А.Измайлов.URL: http://bunin-lit.ru/bunin/kritika/izmajlov-rannyaya-osen.htm(дата обращения 02.04.2022)
  9. Катаев В.П. Живительная сила памяти. "Антоновские яблоки" И. Бунина [Электронный ресурс]/ В.П. Катаев.URL: http://bunin-lit.ru/bunin/kritika/kataev-zhivitelnaya-sila-pamyati.htm (дата обращения 02.04.2022)
  10. Кучеровский Н.М. И. Бунин и его проза (1887-1917) / Н.М. Кучеровский. – Тула: Приок.кн.из-во, 1980. – 319 с.
  11. Твардовский А. О Бунине [Электронный ресурс]/ А. Твардовский URL: http://bunin-lit.ru/bunin/kritika/tvardovskij-o-bunine.htm(дата обращения 02.04.2022)

Список литературы на английском языке / ReferencesinEnglish

  1. Aikhenvald Yu.A. Siluety russkikh pisatelei [Russian writers’ silhouettes] / Yu.A. Aikhenvald [Electronic resource] / URL: http://bunin-lit.ru/bunin/kritika/ajhenvald-ivan-bunin.htm (accessed 2.04.2022) [in Russian]
  2. Bunin I.A. Antonovskie yabloki [Antonov apples] / I.A. Bunin [Electronic resource] / URL: http://bunin-lit.ru/bunin/rasskaz/antonovskie-yabloki.htm (accessed 2.04.2022) [in Russian]
  3. Bunin I.A. Dnevniki (1881-1953) [Diaries] (1881-1953) / I.A. Bunin [Electronic resource] / URL: http://bunin-lit.ru/bunin/zapisnye-knizhki/index.htm (accessed 2.04.2022) [in Russian]
  4. Bunin I.A. Zolotoye dno [Golden bottom] / I.A. Bunin [Electronic resource] / URL: http://bunin-lit.ru/bunin/rasskaz/zolotoe-dno.htm (accessed 2.04.2022) [in Russian]
  5. Bunin I.A. Na khutore [At the khutor] / I.A. Bunin [Electronic resource] / URL: http://bunin-lit.ru/bunin/rasskaz/na-hutore.htm (accessed 2.04.2022) [in Russian]
  6. Bunin I.A. Novyi god [New Year] / I.A. Bunin [Electronic resource] / URL: http://bunin-lit.ru/bunin/rasskaz/novyj-god.htm (accessed 2.04.2022) [in Russian]
  7. Bunin I.A. Tanka [Tanhka] / I.A. Bunin [Electronic resource] / URL: http://bunin-lit.ru/bunin/rasskaz/tanka.htm (accessed 2.04.2022) [in Russian]
  8. Izmaylov A.A. Rannyaya osen (Poesiya i proza I.A. Bunina) [Early autumn (I.A. Bunin’s poetry and prose)] / A. Izmaylov [Electronic resource] / URL: http://bunin-lit.ru/bunin/kritika/izmajlov-rannyaya-osen.htm (accessed 2.04.2022) [in Russian]
  9. Kataev V.P. Zhivitelnaya sila pamyati [Vital power of memory] / V.P. Kataev [Electronic resource] / URL: http://bunin-lit.ru/bunin/kritika/kataev-zhivitelnaya-sila-pamyati.htm(accessed 2.04.2022) [in Russian]
  10. Kucherovskiy N.M. I. Bunin i yego proza [I. Bunin and his prose] (1887-1917) / N.M. Kucherovskiy – Nula: Prioksky Book Publishing House, 1980. – P. 319 [in Russian]
  11. Tvardovskiy A. O bunine [About Bunin] / A. Tvardovskiy [Electronic resource] / URL: http://bunin-lit.ru/bunin/kritika/tvardovskij-o-bunine.htm (accessed 2.04.2022) [in Russian]