ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСТВА ДАУТА ЮЛТЫЯ

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.18454/IRJ.2016.49.104
Выпуск: № 7 (49), 2016
Опубликована:
2016/07/18
PDF

Гареева Г.Н.

Доктор филологических наук, профессор, Башкирский государственный университет

ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСТВА ДАУТА ЮЛТЫЯ

Аннотация

В творчестве одного из самых выдающихся  основоположников башкирской советской литературы, журналистики, театрального искусства, издательского дела, видного  общественного деятеля, ученого Даута Юлтыя отразились яркие страницы истории всей башкирской национальной культуры. В творчестве Д.Юлтыя дореволюционного периода выражены и общие для башкирского литературного движения мотивы, и новые тенденции революционно-демократического характера. В поэзии, прозе и драматургии Д.Юлтыя советского периода  запечатлены эпохальные исторические события страны первой половины ХХ века, пафос созидания, трудовой энтузиазм, героика строительства социализма, духовное раскрепощение народа.

Ключевые слова: Просветительские идеи, романтическая возвышенность,  революционно-демократические мотивы, пафос созидания, система образов, поэтика, традиции фольклора, реалистический стиль.

Gareeva G.N.

PhD in Philology, Bashkir State University

THE IDEOLOGICAL AND ARTISTIC FEATURES OF WORKS OF  DAUT ULTIE

Abstract

In the work of one of the most prominent founders of Bashkir Soviet literature, journalism, theatre arts, publishing, a prominent public figure, scientist Daut Ultie reflected the bright pages of history of the Bashkir national culture. In the works of  D. Ultie the pre-revolutionary period expressed and common to the Bashkir literary movement motifs, and new trends the revolutionary-democratic character. In poetry, prose and drama, D. Ultie Soviet period sealed a landmark historical event of the country the first half of the twentieth century, the pathos of creativity, labor enthusiasm, the heroism of socialist construction, spiritual emancipation of the people.

Keywords: Educational ideas, romantic sublimity, the revolutionary-democratic motivations, the pathos of creation, image system, poetics, tradition, folklore, realistic style.

Один из самых выдающихся  основоположников башкирской советской литературы, журналистики, театрального искусства, издательского дела, видный  общественный деятель, ученый  Даут Юлтый (Даут Исхакович Юлтыев)   оставил многожанровое  богатое литературное наследие.

Начальный этап творчества поэта  Даута Юлтыя относится к 1909-1913 годам. В стихотворениях «Положение башкир»,  «Собирайтесь, свободолюбивые товарищи!», «Женщинам» молодой начинающий поэт критикует старые обычаи и нравы,  зовет  народ к знанию, к духовному пробуждению, выражает просветительские идеи. Стихотворения «Мглистые дни», «Пусть не говорят», «Взойду»  проникнуты идеями революционного демократизма,  верой в силу народа, историческим оптимизмом. В целом, в творчестве Д.Юлтыя дореволюционного периода выражены и общие для башкирского литературного движения мотивы, и новые тенденции революционно-демократического характера. Стихи «Собирайтесь, свободолюбивые товарищи!», «Женшинам» свидетельствуют о просветительских взглядах автора.

Первая мировая война внесла большие перемены и в жизнь и  мировоззрение поэта, и в его творчество. Если в  стихотворении «Шинель» (1914), написанном в первый год войны, Д.Юлтый лишь проклинал свою судьбу, ужасы войны, то в последующем, в стихотворениях «Сумка» (1915), «Кровавый базар» (1916)  выражал ненависть, резкий протест против войны, против кровопролития.  Социальными  мотивами, революционными идеями проникнуты стихи Д.Юлтыя «На военном заводе» (1917), «Ночные песни» (1917).

Революцию Д.Юлтый встречает на платформе большевиков, и это вносит существенно новое  идейно-тематическое содержание в его поэзию, в систему образов и поэтику.  В страстно призывающем солдат к подвигу, к защите революционных завоеваний стихотворении Д.Юлтыя  «Седлай коня, батыр!» (1919) в образе советского солдата – отважного всадника с острой саблей в руке  прослеживается тесная связь с образом эпического героя – народного батыра с алмазным мечом в руке, оседлавшем акбузата. Поэт  в традиционное идейно-тематическое содержание, образную систему вводит новое, актуальное звучание, обновляет идейно-эстетическую нагрузку художественных средств, наполняет революционным романтическим  пафосом, таким образом,   Д.Юлтый  выступает новатором-поэтом в использовании традиций фольклора, его поэтики для создания образа солдата революции.

Образная система и поэтика произведений, вошедших в первый поэтический сборник Д.Юлтыя «Мелодии Урала» (1921) , характеризуются романтической приподнятостью, эмоциональной патетикой, высокой риторикой, гиперболами, контрастами, они страстной силой  выражают героику революции. В последующем произошел поворот поэта от возвышенности, гиперболизации явлений реальной действительности, приемов контраста в изображении противоречий времени к реалистическому изображению  событий.  Преодоление Д.Юлтыем  абстракций, риторики наметилось в поэме «Шараф» (1922), где автор в образе героя гражданской войны Шарафа сумел показать в конкретных жизненных ситуациях лучшие черты, суть характера  человека новой эпохи.

Пафос созидания, трудовой энтузиазм, героика строительства социализма , революционная романтика составляют основной мотив  поэзии Даута Юлтыя в двадцатые годы. Главной темой его  стихотворений является свободный труд, заметно обогативший его палитру реалистическими деталями и разнообразными средствами изобразительности. В стихотворениях «В период переезда», «Поэту неба», «Не возитесь…» поэт использует лучшие традиции башкирского фольклора, классической литературы и приходит к новаторским открытиям. В стихотворении «Прочь с дороги, старая соха, - трактор идет» поэт удачно использует прием обращения, близкий к стилю кубаира,  интонацию просьбы, что способствовало огромной популярности этого произведения среди народа.

Если поэзия Д.Юлтыя в основном сформировалась в русле романтического стиля, то в его творчестве с самого начала доминировал реалистический стиль[1]. Первым наиболее зрелым произведением автора был рассказ «Маленький Кутуш» (1919).  В этом рассказе в ярких, реалистических картинах писатель показывает жизнь трудящихся до Октябрьской революции, нарастание революционного протеста народа, воссоздал образы революционеров Кутуша-старшего и Кутуша-младшего. Проза Д.Юлтыя начала 20-х годов характеризуется интенсивными художественными поисками. Реалистическое направление его творчества, становление новых идейно-эстетических принципов, показ нового в жизненных картинах,  реалистических образах, в типических обстоятельствах и типических характерах отчетливо наблюдается в рассказах  «Философия Тимеркая» (1924), «Артист Халькай» (1926), «Умат» (1926), повести «Алима, или Свадьба старого Мырдаша».

В рассказе «Философия Тимеркая» поднимаются социально-философские проблемы. В рассказе «Артист Халькай» показывается сложный жизненный путь героя-интеллигента, с оглядкой и настороженностью принявшего революцию и постепенно пришедшего к новой жизни. Герой рассказа «Умат» - человек нового мира, организатор сельскохозяйственной артели.

В повести  «Алима, или Свадьба старого Мырдаша»  показана судьба передовой для своего времени башкирской женщины Алимы, благодаря своим стараниям, несгибаемой воли, сильному характеру,  сумевшей получить образование, учить детей бедняков грамоте в затхлой атмосфере невежества и зла, отважившейся выступить против диких канонов старой жизни. Алима, у которой пробудилось самосознание, человеческое достоинство, сумела выстоять против властей, духовенства и фанатиков, отравленных суевериями.

Писатель в этой повести в сочных, ярких реалистических красках обрисовывает внешний и внутренний облик своих героев, дает запоминающиеся оригинальные портретные характеристики, в которых угадываются их духовные качества. Образ внешне красивой, обаятельной и духовно богатой, щедрой Алимы противопоставлен и внешне,  и внутренне убогим, отвратительным  персонажам, жадным и хищным людям  – богачу Хайбрахману, купцу Мырдашу: «Мырдаш – сутуловатый, по-медвежьи коренастый человек с плоским и рябым лицом, нос у него из-за черной волосатой бородавки напоминает проросшую картофелину,  густая борода -  лопатой, на левом глазу, словно оплывшее стекло, бельмо, а вокруг бельма, как корни, кровавые вены».

В двадцатые годы и своими критическими статьями, рецензиями, выступлениями, и своими художественными произведениями Д.Юлтый активно участвовал в деле утверждения новых творческих принципов молодой башкирской советской драматургии и театра, способствовал укреплению в них новых, реалистических принципов. Пронизанная пафосом героической борьбы народа драма «Карагул» (1920), в которой изображены общественные отношения эпохи кантонного режима в Башкортостане конца ХVIII – ХIХв.в., показан антагонистический конфликт между башкирской беднотой и русскими крепостными, с одной стороны, и с их угнетателями, с другой стороны,  заложила основы историко-бытовой драматургии, в идейном отношении была очень актуальной для своего времени. Острый, непримиримый конфликт способствовал более рельефному отображению таких социальных типов, как кантонный начальник Ишмурза, человек очень жестокий, своенравный, властолюбивый, Апкаляй – холуй и прислужник власть имущих, предатель и убийца. В образах умных, волевых вожаков повстанцев, людей  отважных, энергичных Карагула и Василия, а также  в образах Кадырши, Суюндука, Наташи, Кузьмы показывает дружбу и единение русских крепостных и башкирской бедноты против поработителей. К 15-летию Башкирского государственного театра драмы (1935) пьеса «Карагул» была сыграна более 300 раз и по праву вошла в ряд классических произведений башкирского театра и драматургии[2].

Написанные в двадцатые годы пьесы Д.Юлтыя «Колансэс», «На мельнице» были посвящены теме современности, борьбы между старым, отжившим и новым, победы социальных перемен в жизни народа. В тридцатые годы на современную тему им были написаны драмы «Аралбаевы», «Кто ты?», «Найденный Марат». В пьесах «Акшан батыр», «Украденная Кюнхылу», писатель вновь обращается к исторической тематике. Драмой «Мактамхылу» Д.Юлтый развивал традиции, определенные им в драме «Карагул».

В тридцатые годы тема современности оставалась главной в творчестве  Д.Юлтыя, в художественном освещении насущных проблем нового времени  писатель видел огромную возможность для развития литературы, способной вдохновлять народ на трудовые подвиги, призывал создавать новые, достойные эпохи песни, новаторские по форме.

В интересном  самобытностью новаторской поэтической формы, определившем направление всей башкирской поэзии 30-х годов  стихотворении – послании «Современные песни»  Д.Юлтый поднимает важные проблемы о роли поэзии в период строительства социализма, об отношении литературы к действительности, о связи поэта с жизнью. По актуальности проблематики, публицистичности пафоса и новаторской форме  стихотворение Д.Юлтыя было созвучно поэме В.Маяковского «Во весь голос», стихотворным посланиям А.Безыменского[3].

В стихах «Современная поэма» и «Ответ» Д.Юлтый, не нарушая традиционных силлабических основ башкирского стиха, свободно варьируя ритмико-интонационными звеньями в соответствии с требованиями разговорной, ораторской речи и широко используя внутренние рифмы, анафорические и эпифорические повторы, поэт добивается выразительности и внутренне четкой организованности интонационного стиха.

В поэмах «Майсара» (1932), «Сказка о нефти» (1932), «Айхылу» (1933) были успешно реализованы идейно-эстетические установки и творческие устремления поэта в освещении темы современности. В поэме «Майсара»  поэт в картинах ударного труда одного крупного завода  передает творческий энтузиазм рабочих, в образах Майсары и Салмана  стремиться раскрыть типические черты представителей передового рабочего класса и в труде и в быту, используя при этом эмоционально-патетические, яркие краски и символы.  В поэме «Сказка о нефти» Д.Юлтый создает коллективный образ нефтяников, отображает индустриальный облик Башкортостана, трудовой энтузиазм народа. В поэме «Айхылу» поэт путем пересказа всего   жизненного пути героини, полного унижений, лишений,  воссоздает образ башкирской женщины, бывшей батрачки, поднявшейся до руководителя колхоза, духовно раскрепощенной, занявшей важную роль в общественно-политической жизни общества.

Активная общественная и творческая деятельность, личное участие во многих эпохальных событиях, происходивших в стране, усилили гражданственность и реалистические основы творчества Д.Юлтыя.  В рассказах «Старый бригадир отдыхает», «Камиля», в очерках «Шеф-паровоз», «»Идут от голубых гор», «Баймак» Д.Юлтый успешно осваивает современные темы, опираясь на свой громадный жизненный опыт, конкретное знание фактического материала.

Творческая деятельность Даута Юлтыя  в первой половине 30-х годов была сосредоточена в основном на историко-революционной тематике. В эти  годы писатель работал над большим эпическим полотном на историко-революционную тему в силу обострения международного положения в мире. В Германии и Италии к власти пришли фашисты, в Испании началась война, в Европе нарастали милитаристские настроения, возникла угроза второй мировой войны. В такой напряженной международной обстановке Д.Юлтый,  отложив рукописи будущих произведений на современную тематику, берется к разработке исторической темы.  В 1933 году он закончил первую книгу романа «Кровь», в 1936 году – вторую, готовился создать трилогию. Одновременно Д.Юлтый собирал материалы , намереваясь напмсать большое произведение о Баймакском заводе.

Д.Юлтый в романе «Кровь»  в достоверных реалистических картинах показывает, как  первая мировая война обернулась огромной  трагедией для  всего человечества, пробуждает ненависть к бессмысленному кровопролитию,  пропагандирует антимилитаристские взгляды, утверждает гуманистические идеи. Писатель, будучи сам участником войны, проведшим три года на фронтах, проявляет огромное пристрастие к строгой достоверности, и это придает роману характер социальной хроники мемуарного типа.

В романе «Кровь», состоящем  из двадцати пяти глав,  события группируются вокруг одного батальона, находящегося на фронте. Перемещая героев с фронта в тыл и обратно, автор сумел отразить настроение масс на фронте и в тылу, в резком противопоставлении войны и мира сумел  подчеркнуть антигуманизм и противоестественность кровопролития с наивысшей художественной силой.

Д.Юлтый не успел создать большое полотно на современную тему. В 1937 году он был арестован и расстрелян как «враг народа»,  реабилитирован в конце 1950-х годов.

Таким образом, в ярком жизненном пути, кипучей многообразной, многогранной  общественной и творческой деятельности  одного из самых ярких, талантливых основоположников башкирской советской литературы, национальной печати и искусства Даута Юлтыя, в непосредственном участии его во многих важных событиях, происходящих в стране, в тесном общении с народом отражаются    яркие страницы истории всей башкирской национальной культуры.

[1] История башкирской литературы в 6-ти томах. – Т.6.  – Уфа: Китап, 1996. – С. 180 [2] История башкирской литературы в 6-ти томах. – Т.6.  – Уфа: Китап, 1996. – С. 185. [3] История башкирской литературы в 6-ти томах. – Т.6.  – Уфа: Китап. 1996. – С. 189.

Литература

  1. История башкирской литературы в 6-ти томах. – Т.6. – Уфа: Китап, 1996. – С. 180.
  2. История башкирской литературы в 6-ти томах. – Т.6. – Уфа: Китап, 1996. – С. 185.
  3. История башкирской литературы в 6-ти томах. – Т.6. – Уфа: Китап, 1996. – С. 18

References 

  1. Istorija bashkirskoj literatury v 6-ti tomah. - T.6. - Ufa: Kitap, 1996. - S. 180.
  2. Istorija bashkirskoj literatury v 6-ti tomah. - T.6. - Ufa: Kitap, 1996. - S. 185.
  3. Istorija bashkirskoj literatury v 6-ti tomah. - T.6. - Ufa: Kitap, 1996. - S. 18