«ДУХОВНЫЕ ПЕСНИ» НОВАЛИСА – ПОПЫТКА СОЗДАНИЯ РОМАНТИЧЕСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РЕЛИГИИ

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.23670/IRJ.2017.59.117
Выпуск: № 5 (59), 2017
Опубликована:
2017/05/19
PDF

Савина В.В.

ORCID: 0000-0002-5259-8863, кандидат филологических наук, доцент, Нижегородский государственный лингвистический университет

«ДУХОВНЫЕ ПЕСНИ» НОВАЛИСА – ПОПЫТКА СОЗДАНИЯ РОМАНТИЧЕСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РЕЛИГИИ

Аннотация

В статье творчество Новалиса рассматривается как «трансцендентальная» поэзия, в которой философия, поэзия и религия неотделимы друг от друга. Цель анализа «Духовных песен», навеянных идеалистической философией, раскрыть сущность религиозных исканий поэта, его стремления создать обновленную художественную религию, свободную от догм. Лирический цикл запечатлевает желание поэта вырваться из сферы конечного, его поиски Бога, он наполнен романтической тоской по идеальному Золотому веку, которую впитали впоследствии художники рубежа 19-20 веков. В статье уделяется внимание   связи с «Духовными  песнями» Новалиса  лирики Мориса Метерлинка, что придает исследованию элемент новизны. Практическое значение исследования заключается в возможности использования его результатов в разработке лекционных курсов по истории немецкой литературы, истории религии  и  компаративистике.

Ключевые слова:  Новалис, романтическая поэзия, идеалистическая философия, философия религии,   религия будущего, христианство, духовная песня

Savina V.V.

ORCID: 0000-0002-5259-8863, PhD in Philology, associate professor, Nizhny Novgorod State Linguistic University

"SPIRITUAL SONGS" OF NOVALIS - AN ATTEMPT TO CREATE A ROMANTIC ARTISTIC RELIGION

Abstract

In this paper the works of Novalis are considered as a "transcendental" poetry, in which philosophy, poetry and religion are inseparable from each other. The purpose of analysis of "Spiritual Songs", inspired by idealistic philosophy, is to reveal the essence of the religious search of the poet, his desire to create the updated artistic religion free from dogmas. The lyrical cycle captured the poet's desire to escape from the sphere of finite, his search for God, filled with romantic melancholy for the ideal Golden Age, which was subsequently absorbed by artists of the turn of the 19-20 centuries. The author focuses his attention on the connection of Maurice Maeterlinck’s lyric poetry with Novalis' "Spiritual Songs", which gives some novelty to the study. The practical significance of the study lies in the possibility of using its results in the development of lecture courses on the history of German literature, the history of religion and comparative linguistics.

Keywords: Novalis, romantic poetry, idealistic philosophy, philosophy of religion, religion of the future, Christianity, spiritual song.

Новалис (Novalis, 1772-1801) - поэт и прозаик раннего немецкого романтизма, неординарный и глубокий мыслитель. Глубочайший лиризм, сочетающийся с философичностью, пронизывает всю его художественную систему.  Одной из вершин творчества Новалиса-лирика, запечатлевшего его религиозные устремления, становятся «Духовные песни»(Geistliche Lieder, 1799). В своем цикле Новалис дает поэтически окрашенные перифразы библейских песен. И хотя это явление древнее, все же можно выделить новые моменты: усиление философского начала, с одной стороны, и лирического, с другой. Две тенденции - абстрагирующая и эмоционально-конкретная - сливаются в одно целое [1, С. 73].

К написанию «Песен» поэта побуждают импульсы богословские и художественно-эстетические. Ранними романтиками произведение принимается восторженно. Для Фридриха Шлегеля оно – самое божественное, что когда-либо создал Новалис. Фридрих Шлейермахер видит в нем пример святой поэзии во всем ее великолепии.  Внутренний смысл «Песен» объясняют некоторые представления самого поэта о том, что в существующих духовных песнях содержится слишком много морали. Песни должны быть более душевными. Во время богослужения они призваны пробуждать интуитивное постижение Бога. Оно рождается, по Новалису, на более высокой ступени  из вдохновения «я»,  озаренного сверхчувственной силой. Поэтому оно и выражается в звучании, в духовной песне, идущей к сердцу людей.

Появление таких идей закономерно. В период становления романтизма  абсолютно меняется понимание роли религии в обществе. В  эпоху Просвещения  ей отводилась скромная  роль. Романтики   возвышают ценность религиозного сознания. Новалис с  вдохновением читает «Речи о религии» Шлейермахера  и принимает  основные  позиции романтической философии религии, идею ее исключительной ценности.  Религия, с точки зрения романтиков,   должна быть чем-то большим, нежели  просто  «суммой заповедей и представлений о Боге и мире» [2, C. 45]. Шлейермахер отводит религии особую сферу - область  чувства. Объектом религиозного чувства становится универсум, который философ отождествляет с Богом. В религии человек непосредственно ощущает во всем конечном  бесконечное, божественное. В.М. Жирмунский называет  это чувство романтиков мистическим и изучает его  в своей первой книге о романтизме[3, C. 5]. В «Речах о религии»  Шлейермахер говорит о христианстве будущего, которое  неразрывно связано с идеалом красоты и любви. Новалис потрясен попыткой  Шлейермахера  провозгласить  единство любви и религии. Такова религия, исповедуемая художником, преклоняющимся перед красотой. Шлейермахер и  Новалис открывают  «путь к себе»  (der Weg nach innen) и считают, что религия  есть у того,   кто   чувствует, что им движет божественный дух. По Шлейермахеру, каждый может считаться служителем церкви, если он привлекает других к сфере своей деятельности, в которой  проявляет талант.

Лирический цикл Новалиса создается в 1799 году под влиянием различных обстоятельств. Велика заслуга Фридриха Шлегеля, побудившего своего друга к созданию истинно религиозного произведения. По его мнению, Новалис еще не высказал сокровенное, религиозное слово, оно еще ждет своего часа. В письмах к другу Шлегель призывает Новалиса последовательно высказать  смелые идеи, соединив их со  страстью личного чувства.

Реакция  Новалиса знаменательна. Он интерпретирует христианство   как универсальную религию будущего, выходящую за пределы всего земного.  Фридрих Шлегель считает Новалиса  первым представителем своей эпохи, обладающим художественным пониманием смерти (Kunstsinn für den Tod). Именно такой поэт и мыслитель мог бы писать о христианстве особенно убедительно.

Если раньше рассуждения о религии  для Новалиса - в большей степени дело разума и   фантазии, то после общения  с Фридрихом  Шлегелем  разум уступает дорогу самым глубоким и интимным  переживаниям поэта. С этого момента христианство становится для художника судьбой. Это проявляется в поэтическом цикле Новалиса, отдельные песни которого объединены общностью идей и настроения. Их источником являются переложения  Ветхого и Нового Завета. В первую очередь  это «Большая католическая книга песен» Грегора Корнера (1631). Если  сравнить тексты Корнера и Новалиса (Песнь 12), можно обнаружить, как умело Новалис  находит красочные образы. С их помощью преодолевается   разрыв между чувственным  и сверхчувственным, между реальным и идеальным:

Корнер:

Wo bleibstu, Trost der ganzen Welt,

darauf sie all ihr Hoffnung stellt[4, C. 225].

Новалис:

Wo bleibst du, Trost der ganzen Welt?

Herberg ist dir schon längst bestellt.

Verlangend sieht ein jedes dich,

und öffnet deinem Segen sich[5, C. 196].

Корнер:

O klare Sonn du schöner Stern

Dich wollten wir anschauen gern[4, C. 225)].

Новалис:

Er ist der Stern, er ist die Sonn

Er ist des ewigen Lebens Bronn,

Aus Kraut und Stein und Meer und Licht

Schimmert sein kindlich Angesicht[ 5, C. 196]

Не случайно поэт использует католический текст. Католическая религия впитывает в себя античную традицию мистерии, загадочного культа, исполненного таинственной мудрости. В представлении художника, ее может постичь лишь истинное дитя, живущее в человеке античности и эпохи раннего христианства. «Истинно детское сознание», о котором постоянно говорит  Новалис, возвращается к тайне мистерии. Лютеранство не приемлет традиции мистерий. Поэтому Новалис не может симпатизировать  лютеранской церкви. Она лишена  поэзии мифа.

Цикл состоит из пятнадцати песен. В первой песне «Чем бы я был без тебя…» поэт сравнивает пробуждение лирического героя с возрождением всего человечества. Вторая песнь «На востоке близится рассвет…» - откровение, в котором Новалис постигает истоки жизни; третья и четвертая («Кто одинок…», «Тысячи радостных минут…») - переживание  смерти земной возлюбленной  поэта Софии фон Кюн. В пятой и шестой песне («Если только он со мной…», « Если все ему изменят…») Новалис выражает абсолютное доверие Богу. Далее следуют песни, посвященные Богоматери, Христу, а также важнейшим событиям религиозной истории.     В центре цикла, на первый взгляд, вырываясь из него, - две песни, посвященные Софии. Но противоречие это снимается тем, что образы Марии и Софии сливаются в общей идее любви. В образе Софии постоянно ощутимая реальность любви находит свое предметное выражение[6, C. 75].

«Духовным песням» свойственна идея универсализма, столь характерная для немецкого романтизма. Тесно связанные в содержательном плане  с «Гимнами к Ночи» и  трактатом «Христианство или Европа», «Песни» могут рассматриваться как попытка художника создать основы поэтической формы христианства, универсальной религии будущего, соединяющей в себе гармонию греческого искусства, мудрость античной мистерии и космическое видение раннего христианства.  Христианство и античность, по Новалису, подобны   двум крылам ангела, несущим универсум [7, C. 711]. Модель такого универсума поэт создает  в «Духовных песнях». Этот полет связан с бесконечным наслаждением пространством и временем. Воплощением бесконечности  у Новалиса предстает образ Христа, синтезирующий поэзию и религию. Божественными чертами наделена  чистая душа Софии, отождествляемой с Богоматерью.

Немецкий романтик и его лирический цикл оказали заметное влияние на поэтов и мыслителей  рубежа XIX-XX веков. Среди них бельгийский писатель-символист, поэт и философ Морис Метерлинк (1862-1949). Герман Гессе, поклонник и знаток творчества иенского романтика, относит Метерлинка к  тем, в ком живет новалисовский дух. Влияние Новалиса на Метерлинка проявляется и в восприятии глубинных основ поэзии немецкого романтизма  и в ряде непосредственных и формальных заимствований. Бельгийский писатель посвящает немецкому романтику многие страницы трактата «Сокровище смиренных»(1896), в котором  философия неотделима от поэзии. Новалис для Метерлинка – «вестник человеческой души», он - воплощает один из самых утонченных ликов того высшего существа, которое осуждено на молчание в глубине нас самих[8,C.103]. Душа, насыщая своим содержанием  внешнее и кажущееся, преобразует его сущность. Она проникает в искусство, философию, этику, и они становятся уже не тем, чем были, и уже не принадлежат непосредственно земной жизни. Таковыми, несомненно, видятся  Метерлинку «Духовные песни». Новалис включает в свое произведение пятнадцать стихотворений. Метерлинк создает лирический цикл с названием «Пятнадцать песен»(1900). Заключительная песнь обоих циклов посвящена Богоматери. «Песнь Мадонны» Метерлинка включена им  в пьесу «Сестра Беатриса»(1900) и образует ее композиционный центр. Четырнадцать песен, проникнутые настроением смутной и неизбывной тревоги,  завершаются пятнадцатой, в которой сама Богоматерь обещает любящим утешение:

Всякой плачущей душе,

Бедной грешнице мгновенья,

Простираю в лоно звезд

Руки с благостью прощенья [8, C. 24].

(перевод Н.Минского)

Сходство не является абсолютным. Новалисом земная женщина, его возлюбленная София фон Кюн возвышается до «матери мира». У Метерлинка путь образа иной: Богоматерь спускается с небес, чтобы занять место земной женщины. Не случайно «Песнь Мадонны» становится частью пьесы, имеющей симптоматичный подзаголовок «чудо в трех действиях». Главная героиня произведения монахиня Беатриса в поисках истинной жизни покидает монастырь и проходит круг унижений. Ее отсутствие остается незамеченным, благодаря тому, что сама Матерь Божья замещает Беатрису, являя чудеса добродетели. Возвращение беглянки встречено неожиданным для нее проявлением радости и любви, воспринимаемой Беатрисой как чудо. Идея библейской притчи о блудном сыне скрывает иную, философскую идею. Любовь имеет божественное происхождение. Она созвучна мысли Новалиса о любви как основном принципе бытия, высказанной им в лирическом цикле «Духовные песни» и в его поэтическом наследии в целом.

Список литературы / References

  1. Савина В.В. «Духовные песни» - попытка создания универсальной религии будущего / В.В.Савина // Проблемы изучения религиозных текстов. - Нижний Новгород: НГЛУ. - 2010. Вып.1.-164 С.
  2. Schleiermacher Fr. Über die Religion. Reden an die Gebildeten unter ihren Verächtern./Fr.Schleiermacher.-Göttingen: Taschenbuch .-1991.-240 S.
  3. Жирмунский В.М. Немецкий романтизм и современная мистика/В.М.Жирмунский.- СПб:Axioma.-1996.-186 C.
  4. Hiebel F. Novalis.Deutscher Dichter.Europäischer Denker.Christlicher Seher./ F.Hiebel.-München:Francke .-1972.-392 S.
  5. Novalis. Werke, Tagebücher und Briefe Friedrich von Hardenbergs in 3 Bdn. / Novalis.- München und Wien:Carl Hanser.- 1978.- Bd.1. - 786 S.
  6. Савина В.В. Философские истоки творчества Новалиса / В.В.Савина // Международный научно-исследовательский журнал.- Екатеринбург.-2016.-№12(54).-186 С.
  7. Novalis. Werke, Tagebücher und Briefe Friedrich von Hardenbergs in 3 Bdn Novalis.-München und Wien Carl Hanser.-1978.-Bd.2.-785 S.
  8. Метерлинк М. Полное собрание сочинений . В переводе Н.Минского и Л.Вилькиной / М.Метерлинк.-Петроград:Маркс .-1915.-Т.2.- 136 С.

Список литературы на английском языке / References in English

  1. Savina V.V. Dukhovnye pesni Novalisa - popytka sosdaniya universalnoij religii budushhego[Novalis` Spiritual songs as an attempt to create a universal religion of the future]/V.V.Savina.//The problems in the study of religious texts.-Nizhny Novgorod: NGLU.- 2010.V.1.- 164 P.[in Russian]
  2. Schleiermacher Fr. Ueber die Religion. Reden an die Gebildeten unter ihren Veraechtern [About religion. Speech for the enlightened, who despise it.] / Fr.Schleiermacher.-Goettingen:Taschenbuch.-1991.-240 P.[in German]
  3. Zhirmunskij V.M. Nemecky romantism i sovremennaya mistica [German romanticism and modern mystic] / V.M.Zhirmunsky.-Saint-Petersburg:Axioma.-1996.-186 P. [in Russian]
  4. Hiebel F. Novalis. Deutscher Dichter. Europaeischer Denker. Christlicher Seher[Novalis. German poet. European thinker. Christian prophet] / F.Hiebel.- Munich: Francke.-1972.- 392 P.
  5. Novalis.Werke, Tagebuecher und Briefe Friedrich von Hardenbergs[Friedrich von Hardenberg`s Works, Journals, Letters: in 3 V.]/Novalis.- Munich and Vienna:Carl Hanser.- 1978.-V.1.-786 P.
  6. Savina V.V. Filosofskiye istoki tvorchestva Novalisa [Philosophic sources of Novalis` heritage] / V.V.Savina//International research journal.-2016.-№ 12(54).-186 P. [in Russian]
  7. Novalis.Werke, Tagebuecher und Briefe Friedrich von Hardenberg`[Friedrich von Hardenberg`s Works, Journals, Letters: in 3 V.]/Novalis.-Munich and Vienna:Carl Hanser.- 1978.-V.2.-785 P.
  8. Meterlink M. Polnoye sobraniye sochinenij [Full composition of writings. Tranclated by N. Minsky and L. Vilkina] / M.Maeterlinck.-Petrograd:Marks.-1915.-V.2.-136 P.[in Russian]