ДНЕВНИК КАК ОТРАЖЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ПИСАТЕЛЯ (НА МАТЕРИАЛЕ ДНЕВНИКОВ А. СОФРОНОВА И С. ДАНИЛОВА)

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.23670/IRJ.2018.67.127
Выпуск: № 1 (67), 2018
Опубликована:
2017/12/29
PDF

Семенова В. Г.1, Тобуроков Н.Н.2

1Кандидат филологических наук, 2доктор филологических наук,

Северо-Восточный федеральный университет

ДНЕВНИК КАК ОТРАЖЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ПИСАТЕЛЯ (НА МАТЕРИАЛЕ ДНЕВНИКОВ А. СОФРОНОВА И С. ДАНИЛОВА)

Аннотация

Исследуются дневники якутских писателей Анемподиста Софронова “Что-нибудь махонькое” и Семена Данилова “Факты и мысли”, всесторонне представляющие внутренний мир и личность авторов: их этические идеалы, гражданскую позицию, творческий облик. На основе комплексного анализа выявляется, что дневник зачинателя якутской лирики А. Софронова по форме художественного воплощения авторского сознания относится к экзистенциальному жанровому типу дневников. Эго-документ ярко отражает психологическое и душевное состояние начинающего писателя, эмоциональный настрой и чувство одиночества автора. Установлено, что дневник С. Данилова, поэта и видного общественно-политического лидера своего времени, тяготеет к описательно-фиксирующему жанровому типу дневниковых записей: в нем запечатлены не только творческие поиски писателя, но и отражены литературная атмосфера того времени, социальные и общественно-политические проблемы общества.   

Ключевые слова: диаристика, писательский дневник, А.И. Софронов, С.П. Данилов, личность писателя, творческая лаборатория, внутренний мир.

Semenova V.G.1, Toburokov N.N.2

1,2PhD in Philology,

North-Eastern Federal University

DIARY AS A REFLECTION OF THE WRITER’S PERSONALITY (ON THE MATERIAL OF A. SOFRONOV AND S. DANILOV’S DIARIES)

Abstract

The diaries of Yakut writers Anempodist Sofronov “Something Little” and Semen Danilov “Facts and Thoughts” comprehensively represent the inner world and the personality of the authors including their ethical ideals, civic stand and creative appearance. Complex analysis helped us to reveal that the diary of the originator of the Yakut lyric A.Sofronov in the form of the artistic embodiment of the author's consciousness refers to the existential type of diaries. This document reflects the psychological and emotional state of the novice writer, his emotional mood and the sense of loneliness of the author. It is established that the diary of S.Danilov, a poet and a prominent social and political leader of his time, tends towards a descriptive type of diary. It captures not only the creative search of the writer, but also reflects the literary atmosphere of that time, as well as social and socio-political problems of the society.

Keywords: writing a diary, writer’s diary, A.I. Sofronov, S.P. Danilov, writer's personality, creative laboratory, inner world.

В последние десятилетия жанр дневника, то есть диаристический жанр становится популярным объектом литературоведческих исследований. В литературоведении диаристика рассматривается как «пограничный» жанр, занимающий промежуточное положение между жанрами художественной и документальной литературы, и при ее исследовании используются такие термины и понятия, как автобиографическая литература, автодокументальная проза, документальная литература, литература факта, нон-фикшн, эго-документ.

Дневники оставили многие выдающиеся личности, в том числе западноевропейские писатели ХХ в. Ф. Кафка, А. Камю, С. Моэм, русские писатели Л. Толстой, Ф. Достоевский, М. Цветаева и др. Эго-документы многих писателей имеют не меньшее значение, чем их собственно художественные произведения. Как считает исследователь Г. Романова, в большинстве случаев писательские дневники предназначаются для публикации и воспринимаются читателями как специальная литературная форма [1, С. 8].

В последнее десятилетие в отечественном литературоведении и языковедении появились значительные научные работы, раскрывающие особенности текстов литературной диаристики, как труды Ю.В. Булдаковой [2], О.В. Петешовой [3], М.В. Ромашкиной [4], где писательский дневник выступает как один из способов познания и реконструкции творческой личности, формирования и становления его внутреннего мира. Важное внимание изучению индивидуальности, «внутреннему складу» писателя придавал и исследователь Б.О. Костелянец, отметивший, что «…в искусстве большую роль играет не только талант и мастерство, не только мировоззрение, но и среда, но также свойства, качества, характер художника» [5, С. 216].

В якутском литературоведении дневники писателей пока еще не стали объектом специальных научных изысканий, они привлекались исследователями исключительно в качестве источника биографических сведений. В истории якутской литературы известны дневники основоположников якутской литературы Алексея Кулаковского (1877-1926) и Анемподиста Софронова (1886-1935). Сеймчанский дневник (октябрь 1923 - май 1924) А. Кулаковского был рассмотрен в работах Н.Н. Тобурокова [6] и Л.Р. Кулаковской [7]. Биограф поэта Л.Р. Кулаковская отметила: «Значение дневника состоит в том, что личная жизнь писателя в этих суровых условиях, литература, упомянутая им в дневнике, представляют собой важнейший источник изучения его творчества. Порой кажется, что он сам подсказывает нам, до какой степени важно знать его как человека со свойственными людям слабостями. Ни один документ не откроет нам тайны создания литературных произведений, научных озарений поэта, как этот дневник” [7, С. 244].

Большой интерес для нас представляет дневник “Что-нибудь махонькое” зачинателя якутской драматургии и лирики Анемподиста Ивановича Софронова-Алампы, датированный 1911-1915 гг. Дневник Софронова как отражение внутреннего мира писателя был подробно рассмотрен в монографиях Г.Р. Кардашевского [8], В.Г. Семеновой [9].

Записи Софронова представляют собой дневник в настоящем смысле этого слова и написаны исключительно для себя. Дневник не предполагает обнародования, в нем отсутствуют авторские обращения к читателю, записи носят несистематизированный, фрагментарный характер. В состав дневника автором включены автобиография, стихи и рассказы, зарисовки, размышления, рассуждения.

Ценность данного документа для исследователей во многом определяется тем, что он по сути является единственным источником сведений о событиях личной жизни начинающего писателя. В нем зафиксированы факты, в основном, представляющие первые шаги автора в литературе. Зарисовка “Замечательные вечера” свидетельствует о большом событии в жизни молодого Алампа: “12 декабря 2012 г. выступил на сцене в роли Михаила в пьесе Л. Толстого и первый раз на сцене декламировал свое собственное произведение “Родина” и удостоился дружных аплодисментов – пусть они послужат дорогим воспоминанием для будущих моих дней жизни” [10, С. 270]. “Родина” является первым поэтическим произведением Софронова, получившим широкий отклик у слушателей и читателей. Далее писателем описываются события реальной действительности, как его помолвка и женитьба на актрисе Евдокии Яковлевой. Можно отметить, что Софронов обращался к дневнику в драматичные, значимые моменты своей жизни: при потере ребенка, болезнях жены. Некоторые записи оформлены в виде откликов на то или иное событие общественной жизни области. Автобиография представляет собой подробный рассказ о трудном детстве писателя.

В раннем дневнике Алампы обнаруживается и целый ряд беллетристических опытов: рассказы и зарисовки “ Современный взгляд”, “Бред пред смертию человека”, “Родная картина”, “Под Новый год”; стихотворения “Мечта”, “Разлука”, “Борцу” и другие. Можно заметить, что некоторые тексты включают в себе наброски фрагментов будущих литературных произведений. Так сюжеты рассказов “Бред пред смертию человека” и “Остроумный якут” впоследствии воплотились в литературных произведениях на родном языке “Ушел...” и “Рассказ”.

Нужно отметить, что дневник Анемподиста Софронова по форме художественного воплощения авторского сознания относится к экзистенциальному жанровому типу дневников. В автобиографии, рассказах и зарисовках, представляющих собой рефлексию событий внутреннего мира личности, запечатлены его рассуждения о жизни и смерти, трудностях и бедах, встречающихся на жизненном пути человека, проблеме свободы.

Автор стремится к самопознанию и поиску истинного знания: в дневниковых записях много вопросов, обращенных писателем к самому себе. Например, в записях от 7 июня 1914 г. читаем: «…что со мной будет? Что-то сердце мое болит, чего-то предвещает оно. Зачем жил, зачем родился, и наконец, зачем любил. Все это как-то путано и непонятно… Жизнь не красна ничем, кроме неминуемого никого горя» [10, С. 277]. В январе 1915 г. диарист написал: «Что это, неужели во мне все потухло, неужели я настолько изменился? Когда-то и во мне роились разные мысли. Куда же мои мысли делись? Неужели меня покинули навсегда? Неужели мои прежние чувства исчезли? Нет, они опять будут со мною, опять я буду жить другой жизнью. Глаза мои откроются, буду видеть невидимый мир и ушами слышать то, что не слышит простой народ... Тогда, тогда я создам что-нибудь новое, хорошее....” [10, С. 278] Многие тексты отражают идею разобщенности мира и человека. Отдельной темой выступают рассуждения о грехах человеческих, страданиях земных. Записи в праздничные дни церковного календаря (Пасха, Благовещение, Николин день) свидетельствуют о Софронове как христианской личности, воспитанной на нравственных постулатах православой веры.

Дневник Анемподиста Софронова «Что-нибудь махонькое» ярко отражает психологическое и душевное состояние начинающего писателя, эмоциональный настрой и чувство одиночества автора. Темы, затрагиваемые в раннем дневнике, затем были продолжены и развиты в его многогранном творчестве, в котором впервые в якутской литературе были подняты и освещены такие философские проблемы, как роль и место человека в мире, бессмертие человеческой души, смысл человеческого существования.

Нужно признать, что несмотря на имеющиеся вышеназванные бесценные материалы основоположников литературы, диаристический жанр в якутской литературе недостаточно развит. Многие писатели ведут дневник, но не стремятся опубликовать свои записи. Думается, что это может быть связано и с такими особенностями якутской ментальности, как скрытность и сдержанность.

И на этом фоне ярким событием в литературной жизни Якутии 1990-х гг. стала публикация в журнале “Чолбон” подборок из дневников “Факты и мысли” народного поэта Якутии Семена Данилова. Семен Петрович Данилов (1917-1978) был не только известным поэтом, но и видным общественно-политическим деятелем: депутатом Верховного Совета, членом якутского обкома КПСС, председателем Союза писателей Якутии, секретарем правления Союза писателей РСФСР, делегатом партийного съезда.

Нами для статьи были отобраны материалы дневника, охватывающие годы учебы писателя в Высших литературных курсах в Литературном институте имени М.Горького и его творческая работа по приезду на родину (январь 1956 г. - апрель 1959 г.).

Дневник Семена Данилова отличается следующими характерными особенностями:

Во-первых, дневник Данилова можно рассмотреть как исторический документ, фиксирующий переломный этап в жизни страны, а также события частной жизни диариста. Многие записи выражают политические, философские, нравственные убеждения автора в контексте событий и процессов, происходящих в стране. В дневнике отражены такие важные социально-исторические события своего времени как ХХ съезд КПСС, осуждение культа личности Сталина, реабилитация имени якутского писателя Платона Ойунского. При этом события воспринимаются писателем неоднозначно. Например, в записях от 12 марта 1956 г. читаем: “По итогам ХХ съезда у нас проведено большое собрание. Наши парни выступили смело, эмоционально. Сразу заметно, что воздух стал чище, дышать легче, мысли освободились от тяжелых оков. Но с другой стороны, мне непонятно, как обвинить во всем одного человека” [11, С. 84].

В “Событиях и фактах» обнаруживаются интересные наблюдения об известных советских писателях Р. Гамзатове, В. Тушновой, М. Светлове, с которыми автор вместе отдыхал в Доме литераторов, преподавателях Литературного института, а также писательской среде послевоенной Москвы. Словесные портреты современников отражают личные суждения, впечатления повествователя. Оценочный элемент в изображении писателей присутствует и в описании гражданской панихиды А. Фадеева. В этом отношении дневник как летопись литературной жизни столицы может быть интересен и иноязычному читателю.

В своем дневнике Семен Петрович предстает думающим и предельно честным человеком. Считая себя коммунистом, он в то же время критически относится к существующему режиму. Это видно из его записей, отражающих критические взгляды автора к секретарям обкома партии С. Борисову, В. Чемезову и др.

Автор много пишет о литературе и искусстве. Любимыми писателями считает М. Лермонтова, С. Есенина, А. Блока, С. Нерис, М. Джалиля и Алампу: “Их жизнь – удивительная поэма, а творения дают каждый раз что-то новое, неизведанное” [11, С. 82]. Из современников преклоняется таланту и человеческим качеставам Расула Гамзатова, Джарменетто, Назыма Хикмета.

Дневник также интересен и тем, что на ее страницах дана хроника литературной жизни Якутии того времени. С. Данилову характерна искренность, неподдельный интерес к людям. Объектом внимания поэта становятся якутские писатели, словесные портреты которых отражают личную оценку, суждения диариста. Таким образом, дневник Семена Данилова тяготеет к описательно-фиксирующему жанровому типу дневниковых записей и всесторонне представляет личность поэта: его этические идеалы, гражданскую позицию и творческий облик.

Во-вторых, дневник, где тексты даны с указанием места и времени его возникновения, представляет собой ценный материал и для изучения биографии писателя, его мировоззрения, индивидуальности, творческой истории произведений. Эго-документ рассказывает о сложном пути становления личности, о его невзгодах и победах в личной жизни. Дневники С. Данилова представляют собой и его творческую лабораторию, которые включают в себя замыслы, черновые наброски, фрагменты будущих произведений, выдержки из книг и журналов.

В-третьих, помимо описания событий личной жизни, в дневнике отражены и события внутреннего мира поэта: постоянная неудовлетворенность, противоречивость рефлексии творческой личности, извечная борьба между разумом и совестью. По психологическому и духовному состоянию диариста, эмоциональному настрою записей, некоторым экзистенциальным мотивам чувствуется одиночество писателя.

Свой дневник писатель воспринимает как художественное произведение: «Моя пятая книга – повесть о переменчивой судьбе простого человека благополучно завершена. Если к ней приложить четвертую книгу, то это будет целый роман с местами драматическими, а иногда и забавными” [11, С. 84]. Дневник поэта предельно откровенен, исповедален, и потому издатели до сих пор пока не решились на ее полную публикацию.

По утверждению Н.Е. Винокурова-Урсуна, в своем завещании С.П. Данилов изъявил желание опубликовать дневник без купюр: “Все мои творения, в том числе “Факты и мысли” должны быть обязательно напечатаны как они есть. В них я старался отразить всю правду о событиях, происходивших в жизни народа в течение последних сорока лет” [12, С. 79].

Таким образом, дневник С. Данилова «Факты и мысли” можно рассмотреть и как художественно значимое произведение с особой эстетикой и «авторским замыслом». Также дневник имеет и другую особенность: установку на потенциального читателя, которая выражается в диалогическом начале, тенденции к публичности текста. Например, в записях обнаруживаются прямые обращения к читателю: «Ты его не ругай и не осуждай. Он был сыном своего времени. И потому в его записях кроме фактов ты не найдешь ни глубоких размышлений, ни умозаключений” [11, С. 80].

На наш взгляд, следует признать дневники Семена Данилова “Факты и мысли» литературным произведением, написанным на протяжении всей творческой жизни писателя,  которое следовало бы обнародовать, т.е. издать его в полном объеме.

Резюмируя вышесказанное, можно прийти к следующему выводу. Дневники якутских писателей Анемподиста Софронова и Семена Данилова всесторонне представляют внутренний мир и личность авторов: их этические идеалы, гражданскую позицию, творческий облик. Для Софронова, поэта философского склада ума, проникновенного лирика, дневник является рефлексией на повседневные события. Он писал исключительно для себя, о своих чувствах и личных переживаниях. Его дневник отличает предельная искренность, записи основываются на размышлениях, мыслях, настроении. В дневнике Семена Данилова, лидера якутских писателей своего времени, создавшего высокие образцы гражданской лирики в 1960-1970-х гг., показана литературная атмосфера того времени, отражены социальные и общественно-политические проблемы общества. Эго-документ рассчитан на публичное восприятие: как свидетель своей эпохи он и обращается к будущему читателю. Таким образом, дневники позволяют не только воспроизвести те или иные особенности исторической эпохи, но также проникнуть в мысли и переживания писателей.

Список литературы /References

  1. Романова Г. И. Автобиографические жанры / Г. И. Романова // Литературный словарь. – М. : ЛУч, 2007. – 320 с.
  2. Булдакова Ю. В. Дневник писателя как феномен литературы русского зарубежья 1920-1930-х гг. (Типология и поэтика жанра) : автореф. канд. филол. наук: 10.01.01 / Булдакова Юлия Вячеславовна. – Киров, 2010. – 25 с.
  3. Петешова О. В. Особенности реализации языковой картины мира в текстах литературной диаристики (на материале дневников немецкоязычных писателей ХХ века) : автореф. канд. филол. наук: 10.02.19 / Петешова Ольга Викторовна. – Калининград, 2009. – 23 с.
  4. Ромашкина М. В. Дневник как литературная форма (С. Киркегор, М. Ю. Лермонтов, Ф. Кафка, А. Камю, Ж.-П. Сартр) : автореф. канд. филол. наук: 10.01.08; 01.03 / Ромашкина Мария Владимировна. –  Москва, 2016. – 25 с.
  5. Костелянец Б.О. Творческая индивидуальность писателя. Критические очерки и статьи. – Л.: Советский писатель, 1960. – 546 с.
  6. Тобуроков Н. Н. Изучение жизни и творчества Алексея Кулаковского-Ексекюляха в высших учебных заведениях : учебное пособие. – Якутск: Кудук, 2001. – 112 с.
  7. Кулаковская Л. Р. Научная биография А. Е. Кулаковского. Личность поэта и его время : монография. – Новосибирск: Наука, 2008. – 296 с.
  8. Кардашевский Г.Р. Досоветская драматургия А.И.Софронова : монография. – Якутск: Кн. изд-во, 1982. –102 с.
  9. Семенова В.Г. Алампа. Личность в истории народа : монография. – Якутск, Ситим-медиа, 2011. – 448 с.
  10. Софронов А. И. Сочинения. Т.4. Переводы, произведения, статьи, документы : собрание сочинений. / А. И. Софронов. – Якутск: Бичик, 2011. – 480 с.
  11. Данилов С. П. Факты и мысли (на як. языке) / С. П. Данилов // Чолбон. – 2001. – №4. – С. 79–95.
  12. Винокуров Н. Е.-Урсун. Предисловие к дневнику Семена Данилова «Факты и мысли» (на як. языке) / Н. Е. Винокуров-Урсун // Чолбон. – – №4. – 79 с.

Список литературы на английском языке / References in English

  1. 1. Romanova G. I. Avtobiograficheskie zhanry [Autobiographical Genres] / G.I. Romanova // Literary Dictionary. - M.: LUCH, 2007. - 320 p. [in Russian]
  2. Buldakova Yu. V. Dnevnik pisatelya kak fenomen literatury russkogo zarubezhya 1920-1930-kh gg. (Tipologiya i poetika zhanra): avtoref. kand. filol. nauk: 10.01.01 [Diary of a Writer as a Phenomenon of Literature of the Russian Emigrants in the 1920-1930s. (Typology and Poetics of the Genre): Author’s Abstract of PhD in Philol.: 10.01.01] / Buldakova Yuliya Vyacheslavovna. - Kirov, 2010. - 25 p. [in Russian]
  3. Peteshova O. V. Osobennosti realizatsii yazykovoi kartiny mira v tekstakh literaturnoi diaristiki (na materiale dnevnikov nemeckoyazychnykh pisatelei ХХ veka): avtoref. kand. filol. nauk: 10.02.19 [Main Features of the Realization of the Linguistic Picture of the World in the Texts of Literary Diary Writing (on the material of the diaries of German-speaking writers of the twentieth century): Author's abstract of PhD in Philol.: 10.02.19] / Peteshova Olga Viktorovna. - Kaliningrad, 2009. - 23 p. [in Russian]
  4. Romashkina M. V. Dnevnik kak literaturnaya forma (S. Kierkegor, M. Yu. Lermontov, F. Kafka, A. Kamiu, Zh.-P. Sartr): avtoref. kand. filol. nauk: 10.01.08; 10.01.03 [Diary as a Literary Form (S. Kierkegaard, M. Yu. Lermontov, F. Kafka, A. Camus, J.-P. Sartre): Author’s abstract of PhD in Philol.: 10.01.08; 10.01.03] / Romashkina Mariya Vladimirovna. - Moscow, 2016. - 25 p. [in Russian]
  5. Kostelianets B.O. Tvorcheskaya individualnost pisatelya. Kriticheskie ocherki i statyi. [Creative Individuality of the Writer. Critical Essays and Articles.] – L.: Soviet Writer, 1960. - 546 p. [in Russian]
  6. Toburokov N. N. Izuchenie zhizni i tvorchestva Alekseya Kulakovskogo-Eksekyulyakha v vysshikh uchebnykh zavedeniyakh: uchebnoe posobie. [Study of the Life and Work of Aleksei Kulakovsky-Eksekyulyakh in Higher Educational Institutions: Textbook.] – Yakutsk: Kuduk, 2001. - 112 p. [in Russian]
  7. Kulakovskaya L. R. Nauchnaya biografiya A. E. Kulakovskogo. Lichnost poeta i ego vremya : monografiya. [Scientific Biography of A.E. Kulakovsky. Personality of the Poet and his Time: Monograph.] – Novosibirsk: Nauka, 2008. - 296 p. [in Russian]
  8. Kardashevskii G.R. Dosovetskaya dramaturgiya A.I.Sofronova: monografiya. [Pre-Soviet Playwriting of A.I. Sofronov: Monograph.] – Yakutsk: Publishing House, 1982. -102 p. [in Russian]
  9. Semenova V.G. Alampa. Lichnost v istorii naroda: monografiya. [Alampa. Personality in the History of the People: Monograph.] – Yakutsk, Sitim-Media, 2011. - 448 p. [in Russian]
  10. Sofronov A. I. Sotchineniya. T.4. Perevody, proizvedeniya, stati, dokumenty: sobranie sochinenii. [Works. V.4. Translations, Works, Articles, Documents: Collected Works.] / A.I. Sofronov. - Yakutsk: Bichik, 2011. - 480 p. [in Russian]
  11. Danilov S. P. Fakty i mysli (na yak. jazyke) [Facts and Thoughts (in the Yakut language)] / S.P. Danilov // Cholbon. - 2001. - No.4. - P. 79-95. [in Russian]
  12. Vinokurov N. E.-Ursun. Predislovie k dnevniku Semena Danilova “Fakty i mysli” (na yak. yazyke) [Foreword to the Diary of Semen Danilov “Facts and Thoughts” (in the Yakut language)] / N.E. Vinokurov-Ursun // Cholbon. - 2001. - No.4. - 79 p [in Russian]