ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ЭСТОНСКИХ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ XIX ВЕКА С НАРОДАМИ КАВКАЗА

Научная статья
Выпуск: № 7 (38), 2015
Опубликована:
2015/08/15
PDF

Малахов Е.С.

аспирант, Академия ИМСИТ

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ЭСТОНСКИХ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ XIX ВЕКА С НАРОДАМИ КАВКАЗА

Аннотация

В данной статье рассматривается переселение эстонских крестьян в XIX веке на Кавказ и их взаимоотношения с местными народами. Рассмотрены проблемы при заселении и адаптация на новых землях.

Ключевые слова: Кавказ, эстонские крестьяне, переселенцы, обычаи

Malakhov.E.S

postgraduate Academy IMSIT

RELATIONSHIPS ESTONIAN SETTLERS OF THE XIX CENTURY WITH THE PEOPLES OF THE CAUCASUS

Abstract

This article describes the relocation of the Estonian peasants in the XIX century in the Caucasus and their relations with local people. The problems in the population, and adaptation to the new land.

Keywords: Caucasus, Estonian peasants, settlers, customs

Кавказ - самый многонациональный регион Российской Империи. Здесь проживает более 100 национальностей. У проживающих бок о бок народов постепенно складываются взаимоотношения влияющие на их обычаи,культуру и дальнейшую жизнь. Одной из таких национальностей являются эстонцы, жизнь и взаимоотношения, с другими национальностями которых мы проследим в данной работе.В середине XIX-го века с сочинских земель были изгнано коренное население черкесов в Турцию, после чего край превратился в пустыню. Русские, проживавшие там, не могли обрабатывать эти земли. Поэтому устроители края решили привлекать различные национальности с их культурой на пользу края. В приоритете были армяне, но также они симпатизировали грекам, молдаванам и в особенности эстам, поэтому им и достались лучшие места в береговой зоне.[1]На этих участках земли эстонцы соседствовали с молдаванами.По началу, эстонцы жили боязливо,устройству в новых краях мешали чужой язык и нравы других переселенцев из разных концов России.Корчевали вековые деревья, самодельной сохой вспахивали отвоеванные у лесов клочки земли.Но молдаване вскоре помогли им обустроиться.[2] Делились  всем, чем были богаты,ведь они сами были недавно в качестве переселившихся гостей.Общаясь каждый день, эстонцы с молдаванами взаимно и разносторонне обогащались.Так например эстонцы научились выращивать овощи, бамбук и шелковицу,а молдаване же перенимали у переселенцев практику молочного животноводства.Внимание всех поселян в этот период было обращено на бежавших из Турции перессленцев-армян, где была устроена дикая резня. Вспомнив свои беды и то, как и им помогли жители молдавского села Веселое, поселенцы в свою очередь старались облегчить участь несчастных: устраивали их на временное жилье, обеспечивали на первых порах продуктами питания.Эстонские переселенцы несли с собой новшества, связанные уже с капиталистическими отношениями  в  сельском  хозяйстве.  Они  способствовали  развитию  местного земледелия  и  животноводства,  оказывали  определённое  влияние  на  развитиекультуры.[3]

Следующая волна переселенцев прослышала о Красной поляне. Несколько ходоков были посланы на местность и просили разрешения туда переселиться,но, не дождавшись разрешения, начали переселение. Там уже проживали несколько семей греков, которые заприметили поляну еще в 1867 году. Так и поселились на одной территории эстонцы и греки. Две разные культуры малоазиатская и балтийская, обе неподходившие к условиям края. [4]Каждый пытался принести из своей культуры что то, но понимая ее непригодность, потихоньку перенимали местную сочинскую культуру.Побережье в  те  годы  было  еще  совсем  глухим, диким, бездорожным. И эстонцы, и греки поддерживали связь только с Северным Кавказом - через  горы. ”С греками жили мирно, только объясняться было трудно: ни по-эстонски, ни по-русски греки тогда не понимали. Вместе ходили через горы за хлебом то  на Псебай,  то в  Адлер.  Дорога была опасная,  несколько  раз лошадейгубили”-так говорит один из старейших жителей Красной поляны  Ян Нахкур.[4]Положение края изменилось лишь в 90-х гг. XIX века. Прошла слава о том, что вгорах  Западного Кавказа пустуют огромные,  после выселения черкесов  почти  незаселенные площади, и богаты зверем  горные леса. Тогдашний устроитель Черноморского  побережья, царский вельможа  Абаза,  решил  сделать  царствующему  дому  приятный  подарок иустроить в лесах  царский и великокняжеский  охотничий  заказник.  А  чтобы легче было  царю  и  великим князьям добираться сюда на охоту, в 1898 году  инженер Константинов построил к Красной Поляне шоссе. Бок о бок работали все соседствующие национальности, проживавшие на этой территории. “А потом  пришли к нам инженеры  строить  шоссе. Тогда  мы,  эстонцы,первыми   прошли   сквозь   ущелье   по  самой  реке  по  заданию   инженераКонстантинова. Греки удивлялись - они еще от черкесов слышали, что  река туттечет будто бы сквозь гору, туннелем."Мягкие"  части  дороги  строили  русские.  На  строительство  скальныхучастков  собралось  много  пришлых  турков - до  полутора тысяч человек. Ихсчитали умельцами по части скальных работ  и привлекали высокой оплатой – повосьмидесяти копеек за день. Около пятидесяти человек  погибло в  ущелье привзрывах”-так ведет свой рассказ Ян Нахкур который являлся одним  из  главных советниковинженера Константинова.[4]

При переселении эстонцы начали забывать старые обычаи и народные верования,  также происходило обобщение обычаев разных переселенцев в пределах своего села,причем сами эстонцы считают ихперенятыми у соседних народов.Основными соседями были русские,армяне,грузины.Это оказывало большое влияние на их дальнейшую жизнь и обычаи.Например, когда в эстонские поселения на Кавказе начали заселяться русские,то их язык стал официальным для общения.Также оказывалось влияние на обычаи.Так как обряды часто обладают общими для всех народов чертами, то не всегда можно выяснить, являются ли они перенятыми у другого народа или же сохранившимися собственными обрядами.Для русских считался характерным запрет на шитье по воскресеньям. Новорожденного иногда пеленали в какой-либо старый предмет одежды. Следую этому обычаю, эстонцы полагали, что в таком случае ребенок будет бережно относиться к одежде."От эстонцев из Красной Поляны известно сообщение о пеленании ребенка в одежду противоположного пола, что также является международным обычаем. Таким образом, надеялись обеспечить ребенку удачный брак."[5]Многие традиции в селениях на Кавказе исчезли раньше чем в Эстонии. Под влиянием православных соседей некоторые явления стали возникать опять. Было известно, чтостарые обычаи исчезали под влиянием городской культуры, но возможно, что именно долгое нахождение на чужбине должно было обусловить стремительное забывание обычаев.

Эстонские крестьяне быстро адаптировались в незнакомых местностях.Важно отметить, что отношения с новыми соседями было мирным,единственная стычка с русскими произошла в 1885 году, когда 2 человека погибли и 30 были ранены.[6]Больше конфликтов не наблюдалось и эстонцы начали обживать новые места. Развивалось  земледелие и скотоводство,устанавливались торговые связи не только с окрестными селами и станицами,но также с некоторыми ближайшими городами, и вскоре они стали зажиточными людьми.

Литература

  1. ГАКК фонд Р-1547 опись №1 дело №8 "Материалы по истории города Сочи"
  2. Мейбаум Владимир "Сто лет под южным солнцем", Изд-во "Ээстираамат",Таллин, 1984.-13c,17c,23c
  3. http://sugupuu.narod.ru/pdf/K_Saaber.pdf
  4. Ефремов.Ю.К. "Тропами горногоЧерноморья" Государственное издательство географической литературы   МОСКВА 1963
  5. Marika Mikkor "Sunnijargse ajaga seotud toimingutest Kaukaasia eestlastel."c166-170
  6. Малахов Е.С. "Образование и дальнейшее развитие эстонских поселений на юге России (1866-1886 годы) ", Изд-во "Современные фундаментальные и прикладные исследования" Кисловодск 2013, РИНЦ,с 7-9
  7. Щупец, Е.С. История развития города Владикавказа: тенденции и особенности (1784-1917 гг.) [Текст] :дис. … канд. ист. наук: 07.00.02. – Пятигорск, 2003. – 187 с.

References

  1. GAKK fond R-1547 opis' №1 delo №8 "Materialy po istorii goroda Sochi"
  2. Meibaum Vladimir "Sto let pod yuzhnym solntsem", Izd-vo "Eestiraamat",Tallin, 1984.-13c,17c,23c
  3. http://sugupuu.narod.ru/pdf/K_Saaber.pdf
  4. Efremov.Yu.K. "Tropami gornogoChernomor'ya" Gosudarstvennoe izdatel'stvo geograficheskoi literatury   MOSKVA 1963
  5. Marika Mikkor "Sunnijargse ajaga seotud toimingutest Kaukaasia eestlastel."c166-170
  6. Malakhov E.S. "Obrazovanie i dal'neishee razvitie estonskikh poselenii na yuge Rossii (1866-1886 gody) ", Izd-vo "Sovremennye fundamental'nye i prikladnye issledovaniya" Kislovodsk 2013, RINTs,s 7-9
  7. Shchupets, E.S. Istoriya razvitiya goroda Vladikavkaza: tendentsii i osobennosti (1784-1917 gg.) [Tekst] :dis. … kand. ist. nauk: 07.00.02. – Pyatigorsk, 2003. – 187 s.