ПЕРВЫЕ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ АКЦИИ «ДЖАМАГЪАТА» В КАРАЧАЕ (1988-1989 ГГ.)

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.18454/IRJ.2016.44.046
Выпуск: № 2 (44), 2016
Опубликована:
2016/15/02
PDF

Хубиев И.Х.

Первый заместитель Министра Карачаево-Черкесской Республики по делам национальностей, массовым коммуникациям и печати, Соискатель кафедры Отечественной истории Карачаево-Черкесского государственного университета им. У.Д. Алиева

ПЕРВЫЕ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ АКЦИИ «ДЖАМАГЪАТА» В КАРАЧАЕ (1988-1989 ГГ.)

Аннотация

В статье рассмотрен период 1988-1989 гг., из деятельности  национального  общества «Джамагъат», когда впервые в современной истории Карачаево-Черкесии, им были организованы и проведены массовые общественно-политические акции, в том числе – 30-ти тысячный траурный митинг, посвященный памяти жертв сталинских репрессий. Митинг явился серьезным переломным моментом в общественно-политической жизни региона, борьбе незаконно депортированного в 1943 г. карачаевского народа за свою полную реабилитацию.

Ключевые слова: реабилитация карачаевского народа, депортация, общество «Джамагъат», тридцатитысячный траурный митинг.

Khubiev I.Kh.

Competitor of the Department of World History of Karachay-Cherkess State University named after U.D. Aliyev

 THE FIRST SOCIO-POLITICAL ACTION "DZHAMAGAT" IN KARACHAY (1988-1989)

Abstract

The article describes the period of 1988-1989 . , Activities of National Society "Dzhamagat" when the first time in the modern history of Karachay-Cherkessia, they were organized and conducted mass public and political actions, including 30 thousand mourning meeting commemorating the victims of Stalinist repression. The rally was a serious turning point in the socio-political life of the region, combating illegally deported in 1943 Karachai people for their complete rehabilitation .Also highlights the problems faced by the leaders of the "Dzhamagat"  in preparation for the rally.

Keywords: rehabilitation of Karachay people, deportation, Company "Dzhamagat", thirty thousand memorial service

Общество «Джамагъат» - первое национальное объединение в Карачаево-Черкесии и на Северном Кавказе, было создано 10 октября 1988 г., двумя патриотами-единомышленниками, ветеранами Великой Отечественной войны Азретом Гиргоккаевичем Урусовым и Абдулом Муссаевичем Кубановым, для защиты гражданских прав и достижения полной политической, юридической и морально-психологической реабилитации, незаконно репрессированного в 1943 г., карачаевского народа [1].

Для обеспечения выполнения реабилитационной миссии общество «Джамагъат» и его Совет сформулировали ряд жизненноважных теоретических и прикладных задач. В том числе:

  • Разработка концепции реабилитации репрессированного карачаевского народа.
  • Политическая реабилитация карачаевского народа, восстановление его объективной истории, особенно периода Великой Отечественной войны, а также честного и доброго имени карачаевцев, подвергнутого злонамеренным искажениям и деформациям.
  • Восстановление автономии карачаевского народа.
  • Обеспечение компенсации за экономический ущерб, нанесенный карачаевскому народу в результате депортации.
  • Добиться присвоение звания Герой России войнам-карачаевцам, представленным в годы Великой Отечественной войны к званию Героя Советского Союза, но не получивших его из-за принадлежности к репрессированному народу.
  • Культурная реабилитация репрессированного народа, повышение статуса государственных Вузов Карачаево-Черкесии и укрепление их материально-технической базы.
  • Сооружение в г. Карачаевске мемориального памятника жертвам сталинских репрессий.
  • Официальное признание дня депортации карачаевского народа 2 ноября 1943 г. Днем памяти и скорби в Карачаево-Черкесии.
  • Установление на государственном уровне и официальное празднование Дня возрождения карачаевского народа.

По ходу своей деятельности общество «Джамагъат» детализировало, дополняло эти задачи и планомерно добивалось их выполнения.

По признанию Азрета Урусова, - сама обстановка нетерпимости, клеветы и лжи, созданная в 1970-1990 годы вокруг карачаевцев под непосредственным руководством партийных органов, Ставропольского края и Карачаево-Черкесии, «явилась как бы организатором Инициативной группы (в 1981 г. – Авт.), которая должна была защищать гражданские права, восстановление отнятой автономии и реабилитацию карачаевского народа от наговоров и оскорблений»[14]. Со временем Инициативная группа окрепла и преобразовалась в 1988 году в  общество «Джамагъат», возглавившее общенациональное общественное  движение карачаевцев за полную реабилитацию карачаевского и других репрессированных народов  страны [15].

Эта группа ветеранов войны в течение нескольких лет, направляла письма в адрес руководства ЦК КПСС в которых сообщалось о нарушениях конституционных прав карачаевского народа, норм партийной жизни в Карачаево-Черкесской партийной организации, приводили конкретные факты.

«Однако партийные органы не только не устранили указанные недостатки, но еще больше усилили идеологические диверсии против карачаевского народа»[14], вспоминает Урусов А.Г.

Инициативная группа поняла, - признает А.Урусов, - что жалобами и письмами невозможно восстановить равноправие карачаевского народа. Поэтому надо было искать такие пути, которые объединили бы коренные интересы народа и консолидировали его, позволили бы преодолеть чувство безысходности и многолетнего страха, насаждавшегося репрессивным аппаратом государства под руководством партийных органов КПСС в центре и на местах[14].

Удобным мероприятием для реализации поставленной задачи Инициативная группа посчитала организацию и проведение массового траурного митинга, посвященного 45-летию выселения карачаевского народа из родных мест 2 ноября 1943 г. Началась активная подготовка к проведению митинга.

Для организованной подготовки и проведения траурного митинга был создан Оргкомитет (22 человека) из числа ветеранов Великой Отечественной войны.

Властям г. Карачаевска и Карачаевского района, в соответствии с действующим законодательством, было подано заявление с просьбой разрешить провести 2 ноября 1988 г. на площади Дома Советов, траурный митинг, посвященный памяти жертв сталинских репрессий. Инициативная группа заверила городские и районные власти, что митинг будет проведен в строгом соответствии с требованиями закона.

Как стало известно позже, заявление Инициативной группы о проведении траурного митинга экстренно было доставлено в обком КПСС, а затем в Ставропольский крайком КПСС. В спешном порядке были сформированы специальные бригады партийных и государственных органов области для челночных поездок в г. Карачаевск и психологической обработки организаторов митинга с целью сорвать его проведение. Руководящие партийно-государственные чиновники боялись гласного общественного обсуждения назревших национальных проблем и неприглядной антикарачаевской деятельности некоторых из них, которые вскрылись бы на митинге [14].

Несмотря на закон­ность этого обращения, митинг провести не уда­лось, власти сделали все для его срыва [14].

Руководство области и края не скрывало от членов Оргкомитета по проведению траурного митинга, что, если митинг все-таки начнется без официального разрешения, то будут приняты все меры для силового разгона митингующих. Властями и спецслужбами распускались провокационные антикарачаевские слухи, предпринимались попытки спровоцировать массовые  столкновения милиции и карачаевкой молодежи, чтобы примерно и публично наказать последних и запугать карачаевцев. Оказывалось морально-психологическое давление на активистов.

В связи со сложившейся ситуацией Инициативной группе пришлось прекратить переговорный процесс, отозвать свое заявление и отложить митинг. «После того, как представители обкома КПСС заверили нас, что проведут соответствующие мероприятия по восстановлению справедливости по отношению к карачаевскому народу, - отмечает А.М. Кубанов, - (мы действительно верили и надеялись, что обком КПСС отменит решениям III и IV пленумов обкома, объявит ложью несуществовавший карачаевский политический бандитизм, т. е. снимет все тяжкие обвинения) был отложен митинг»  [16].

Члены Инициативной группы извлекли для себя серьезные уроки из несостоявшегося траурного митинга и сложившейся вокруг него обстановки. Инициативная группа была преоброзована в общественное движение «Джамагъат», ее численность к середине 1989 г. превысила 10 тысяч человек. Отделения «Джамагъата» были созданы во всех городах и районах Карачаево-Черкесии, Ставрополе, Москве, в Турции, США.

Значительно окрепнув организационно и набрав определенный политический потенциал «Джамагъат» осенью 1989 г. вновь вернулся к идее проведения массовой политической акции, способной значительно повысить национальное самосознание и консолидировать карачаевцев в борьбе за свою реабилитацию. Таким важным политическим шагом «Джамагьата», явилось проведение 30 - тысячного об­щенационального траур­ного митинга, посвящен­ного 46-й годовщине де­портации карачаевского народа, который состоялся 29 октября 1989 г. на аэродроме г. Карачаевска [17]. Следует отметить, что прежде в истории карачаевского народа не было такого мероприятия, где бы од­новременно собралось 30 тысяч человек. Этот факт доказывает, как был огромен интерес ка­рачаевцев к проводимым мероприятиям, связан­ным с реабилитацией на­рода. Митинг привлек внимание широкой общественности и СМИ Северного Кавказа, Москвы и других регионов,  вызвал огромный общественно-политический резонанс в стране. Он вынудил краевое и областное партийно-государственное руководство впервые посчитаться с мнением общественного движения и стоящего за ним народа, вступить в равноправный диалог с обществом «Джамагъат». Когда не удалось запугать руководство «Джамагъата» и запретить этот митинг, краевые и областные партийные органы направили на него своих представителей.

На митинг прибыли делегации всех городов и районов КЧАО, Ставропольского края, областей и республик Северного Кавказа, республик Средней Азии и Казахстана, депортированных народов страны, партийных и советских органов области, края, РСФСР и СССР, народные депутаты облсовета, Верховного Совета РСФСР и СССР, журналисты региональных и центральных СМИ. На митинге присутствовали практически все руководители области и представители Ставропольского крайкома КПСС.

Цель проведения митинга – «ознакомить народ, общественность области и края с фактическим положением выселения карачаевского народа и его последствиями» [15].

На митинге выступили 17 человек. В том числе, первый секретарь обкома КПСС, В.Е. Лесниченко, депутаты Верховного Совета РСФСР и СССР,  представители народов области и депортированных народов страны.  Выступила на митинге специально приехавшая из Воронежа Перова Зинаида Алексеевна, свидетельница злодеяния немецко-фашистских палачей в пос. Курорт-Теберда  в годы Великой Отечественной войны, долгое время злонамеренно, приписываемого карачаевцам[15].

Перед закрытием митинга с заключительной речью, перед собравшимися, выступил председатель Совета общества «Джамагъат» А.Г. Урусов. Он, в частности сказал: «Во имя восстановления национальной справедливости от имени карачаевского и других народов области и всех честных людей Оргкомитет требует:

Первое, полной юридической, морально-психологической  и политической реабилитации карачаевского народа, с восстановлением его национальной автономии;

Во-вторых, безусловного выхода из состава Ставропольского края;

В-третьих, прекращения доныне распространяемых провокационных домыслов об истории карачаевского народа, публичного уничтожения бериевко-сусловских фальшивок, публичного осуждения тех, кто до сих пор занимается популяризацией этих фальшивок, прекращения провокационной возни вокруг проблем политической реабилитации карачаевского народа и т.д.» [15].

Митинг принял развернутую резолюцию.

По завершению траур­ного митинга «Джамагъат» отправил в Москву свою четвертую деле­гацию, которая еще раз встретилась с ответственными работниками ЦК КПСС, Верховного Совета СССР и РСФСР, и передала им приня­тые на митинге документы   с требованием безотлагательной и полной реабилитации карачаевского и других репрессированных народов СССР  [15].

Важно отметить, что многотысячный траурный митинг явился серьезным переломным моментом в общественно-политической жизни Карачаево-Черкесии, значительно повысил роль, влияние, общественный статус «Джамагъата» в глазах населения и органов партийно-государственной власти.

Одновременно с этим впервые был ощутимо поколеблен незыблемый авторитет обкома КПСС, что подтверждалось его ответработниками в неформальных беседах [14].

Траурный митинг 1989 г. в г. Карачаевске стал ярким событием в политической жизни карачаевского народа и всего региона. Он заложил традицию ежегодного проведения здесь, на государственном уровне, республиканского траурного митинга памяти жертв депортации карачаевского народа в 1943 году.

Литература

  1. Справка Президенту Карачаево-Черкесской Республики В.М. Семенову «О роли республиканского общества «Джамагъат» в реабилитации карачаевского народа» за подписью А.Г. Урусова. /Личный архив автора.
  2. Лайпанов К.Т. Каждый пятый// «Книжное обозрение».М.-1989.40.- С.5.
  3. Лайпанов К.Т. Карачай и карачаевцы. Черкесск, 2005.- С.147.
  4. Газет «Красный Карачай».1943, 26 июня.
  5. Очерки истории Карачаево-Черкесии.Т.2.Ставрополь, 1970, с.238.
  6. Алиев К-М.И. Свет и тени партизанской войны.-Москва-Ставрополь.2003.-С.117-119.
  7. Государственный архив Карачаево-Черкесской Республики, Ф.45, Оп.1, Д.122, Л.231.
  8. Медведев Р., Ермаков Д. «Серый кардинал». Суслов М.А. политический портрет. М.1992.сс.70-73.
  9. Карачаевцы. Выселение и возвращение (1943-1957) Материалы и документы. Черкесск, 1993,с.с. 43-45.
  10. ГАРФ, Ф.7523, Оп.72, Д.701,Л.68.
  11. Газета «Ленинское знамя».-Черкесск, 1974.13 декабря.
  12. Полевой материал автора (ПМА). Темиров Султан Саидович, 1947 г.р., г. Черкесск, 28 марта 2013 г.
  13. Полевой материал автора (ПМА). Акбаев Харун Мудалифович, 1965 г.р., г. Черкесск, 6 марта 2013 г.
  14. Справка Урусова А.Г. «Работа Инициативной группы по созданию общественного движения».1993 г./ Личный архив автора.
  15. Справка Урусова А.Г. «Работа республиканского общества «Джамагъат» по реабилитации карачаевского народа и казачества в КЧР».1989 г./ Личный архив автора.
  16. Газета «Карачаево-Балкарский мир», №1-2(77). – Черкесск, 2010. – февраль.
  17. «Правда и правда – превыше всего!» - выступление председателя Совета общества «Джамагъат» А.Г. Урусова на открытии областного траурного митинга 29.10.1989 г. в г. Карачаевске, посвященного 46-й годовщине депортации карачаевского народа/Личный архив автора.

References

  1. Spravka Prezidentu Karachaevo-Cherkesskoj Respubliki V.M. Semenovu «O roli respublikanskogo obshhestva «Dzhamag#at» v reabilitacii karachaevskogo naroda» za podpis'ju A.G. Urusova. /Lichnyj arhiv avtora.
  2. Lajpanov K.T. Kazhdyj pjatyj// «Knizhnoe obozrenie».M.-1989.40.- S.5.
  3. Lajpanov K.T. Karachaj i karachaevcy. Cherkessk, 2005.- S.147.
  4. Gazet «Krasnyj Karachaj».1943, 26 ijunja.
  5. Ocherki istorii Karachaevo-Cherkesii.T.2.Stavropol', 1970, s.238.
  6. Aliev K-M.I. Svet i teni partizanskoj vojny.-Moskva-Stavropol'.2003.-S.117-119.
  7. Gosudarstvennyj arhiv Karachaevo-Cherkesskoj Respubliki, F.45, Op.1, D.122, L.231.
  8. Medvedev R., Ermakov D. «Seryj kardinal». Suslov M.A. politicheskij portret. M.1992.ss.70-73.
  9. Vyselenie i vozvrashhenie (1943-1957) Materialy i dokumenty. Cherkessk, 1993,s.s. 43-45.
  10. GARF, F.7523, Op.72, D.701,L.68.
  11. Gazeta «Leninskoe znamja».-Cherkessk, 1974.13 dekabrja.
  12. Polevoj material avtora (PMA). Temirov Sultan Saidovich, 1947 g.r., g. Cherkessk, 28 marta 2013 g.
  13. Polevoj material avtora (PMA). Akbaev Harun Mudalifovich, 1965 g.r., g. Cherkessk, 6 marta 2013 g.
  14. Spravka Urusova A.G. «Rabota Iniciativnoj gruppy po sozdaniju obshhestvennogo dvizhenija».1993 g./ Lichnyj arhiv avtora.
  15. Spravka Urusova A.G. «Rabota respublikanskogo obshhestva «Dzhamag#at» po reabilitacii karachaevskogo naroda i kazachestva v KChR».1989 g./ Lichnyj arhiv avtora.
  16. Gazeta «Karachaevo-Balkarskij mir», №1-2(77). – Cherkessk, 2010. – fevral'.
  17. «Pravda i pravda – prevyshe vsego!» - vystuplenie predsedatelja Soveta obshhestva «Dzhamag#at» A.G. Urusova na otkrytii oblastnogo traurnogo mitinga 29.10.1989 g. v g. Karachaevske, posvjashhennogo 46-j godovshhine deportacii karachaevskogo naroda/Lichnyj arhiv avtora.