МАССОВЫЕ ИГРЫ И ОРГАНИЗОВАННЫЙ СМЕХ В ИГРАХ С ДЕТЬМИ: ИЗ ОПЫТА ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ XX В.

Научная статья
Выпуск: № 6 (37), 2015
Опубликована:
2015/07/15
PDF

Ефимова Е. А.

Кандидат педагогических наук, Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Воробьевы горы», Москва

МАССОВЫЕ ИГРЫ И ОРГАНИЗОВАННЫЙ СМЕХ В ИГРАХ С ДЕТЬМИ: ИЗ ОПЫТА ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ XX В.

Аннотация

В статье рассматривается опыт отечественной педагогики в области организации массовых игр с детьми. Указано, что массовые игры под руководством являются отражением педагогической тенденции воспитания коллективизма. Акцентировано внимание на роль организованного детского смеха в этих играх.

Ключевые слова: игры, массовые игры, коллективизм, смех, история педагогики.

Efimova E.A

PhD in Pedagogy, State budgetary educational institution Vorobyovy Gory, Moscow

MASS MUSICAL GAMES IN THE RUSSIAN DOMESTIC PEDAGOGICAL PRACTICE OF THE 1920S - 1990S

Abstract

The article discusses the experience of national pedagogy in the field of mass games with children. Indicated that the bulk of the game under the guidance reflect pedagogical trends in the education of collectivism. The attention is focused on the role of organized children's laughter in these games.

Keywords: games, mass games, collectivism, laughter, history of pedagogy.

Детский смех во время игры, смеющиеся детские лица ассоциируются с образом счастливого детства. По нашим наблюдениям, этот образ принадлежит отечественному массовому сознанию XX в.

Детский смех в игре может иметь своими истоками и радость от участия в игре, и радость от физического движения, и радость от превосходства над другим участником игры в выполнении какого-либо движения или перемещения и даже — предвкушение этой радости. Несомненно, мотивировка смеха весьма отличается у детей разного возраста. Ниже обозначены указанные моменты в играх детей младшего и среднего школьного возраста, не касаясь игр совсем маленьких детей.

Отметим, что игры (и всё, что их сопровождает) — явление весьма многообразное, нельзя говорить абстрактно о детских играх. Умственные настольные игры, загадывание и отгадывание загадок, сюжетные ролевые игры дошкольников, подвижные игры с предметами (мячами и шарами, палками), с приоритетным применением в игре определенных родов движения (ловля и увертывание, бег, прыжки), игры командные, парные, игры лихачества и самоутверждения — все они внешне не сходны.

Все игры роднят внутренне присущие им признаки отношенческого характера: неутилитарность (главное — процесс, а не результат), добровольность (заставить играть невозможно), радость (в скучную и безрадостную игру никто играть не будет). Указанное не относится к спорту, спортивным играм и к карточным и другим играм с наживой.

Согласно существующей педагогической классификации игр различаются игры самостоятельные и игры под руководством [3; 4]. Руководителем в игре может быть как взрослый, педагог, так и кто-то из детей, значительно более старший по возрасту, чем остальные участники игры. Педагогическое отличие игр под руководством состоит в следующем: эти игры дети не организовывают самостоятельно; организаторы таких игр (педагоги, родители, старшие дети) имеют значительный игровой опыт; часто такие игры являются адаптацией самостоятельных детских игр для проведения их под руководством. При адаптации, приспособлении игр появляются элементы сценичности, проявляется затейнический характер таких игр.

К первым послереволюционным годам (1920-е гг.) относится появление в отечественной практике массовых игр с залом. В них организатор, руководитель пространственно позиционирован иначе, чем участвующие в игре дети. В игре участвуют от нескольких десятков до сотни детей. В таких играх ценится дружные ответы, четкие совместные движения; в них присутствуют элементы эстрадного представления. В этих видах игр руководитель вызывает смех играющих своими словами, действиями, противоречием между словами и действиями и пр.

Массовые игры под руководством являются отражением педагогической тенденции воспитания коллективизма. Дети в игре получали первый опыт совместных действий.

Смех в такой игре, в частности, смягчает конфликт в случае стеснительности ребенка, его опасения принять участие в массовой игре, а также способствует созданию жизнерадостного тона, мажорного настроения. В них звучал радостный смех от хорошего исполнения трудного движения, смех над ошибкой, над неуклюжим действием одного из играющих.

В 1930-е гг. в отечественной педагогической практике много внимания уделялось организации детского досуга, коллективным формам проведения свободного времени детьми, издавалось немало литературы, начал выходить специализированный журнал «Затейник». Создавались бригады затейников — пионеров, умевших провести игру, организовать хоровое пение, выступить со злободневными частушками. В их репертуаре были и массовые «организованные школьные перемены», и «минутки организованного смеха», и «игры спортивного смеха».

Судя по материалам вожатской и пионерской прессы, минутки организованного смеха именно так и выглядели: дети под руководством организатора (вожатого или затейника) все вместе смеялись. Видимо, был справедливый расчет на заразительность смеха, и через несколько секунд после начала «минутки» все дети смеялись вполне искренне. Это интересное педагогическое явление, похоже, просуществовало недолго, подвергшись критике за излишнюю заорганизованность [6]. В параллель с «минутками организованного смеха» бытовали и организованные перемены, и «коллективное чихание» (тоже, видимо, ставившее целью выработку навыков совместных действий и вызывание общего смеха).

Получили распространение массовые «игры спортивного смеха», т.е. примерно то, что сейчас называется «комическими эстафетами» — «занятные, возбуждающие всеобщее веселье и хорошая форма упражнений» [5]: бег в мешках, бег вдвоем на трех ногах, бег на четвереньках, бег на корточках, битье горшков. Последнее занятие заключается в том, что играющему с завязанными глазами предлагается подойти к поставленному на возвышении глиняному горшку и разбить его ударом палки. Промах, естественно, вызывал смех зрителей. Эта игра была подвергнута критике за то, что увлекшиеся дети и подростки переколотили в деревнях все горшки, сушившиеся на плетнях [6].

В 1930-е гг. в открывавшихся один за другим парках культуры и отдыха в крупных городах велась большая досуговая работа, в которой отдавался приоритет именно массовости. По образцу московского ЦПКиО в городских парках открывались комнаты смеха, площадки массовых игр, где работали специально подготовленные массовики-затейники, организовывавшие массовые танцы и игры. В 1930-е гг. действовали детские парки, детские и пионерские уголки в парках, также ориентированные на организацию массового проведения досуга [7].

Эта организация требовала кадров, поэтому наблюдается расцвет затейничества, особенно в послевоенные годы. Для 1950-х гг. характерен необычайный подъем культурно-массовой работы среди населения всех возрастов с целью развлечения, организации рационального досуг, значительный размах приобретает подготовка массовиков-затейников, специальности, востребованной для работы со всеми возрастами. Игры с залом занимали в репертуаре затейников ведущее место. В названиях методической и педагогической литературы [напр.: 1], а также в названиях игр часто употреблялось слово «веселый»: «Веселые футболисты», «Веселый счет», «Веселое путешествие» и пр. С 1958 г. выходил детский юмористический журнал с аналогичным названием – «Веселые картинки».

По нашему мнению, направленность на веселый досуг, массовое веселье, развитие затейничества является как реакцией общества на перенесенные военные тяготы, так и политикой властей, имеющей целью переключение внимания населения с бытовых трудностей на жизнерадостный досуг. Сопровождавший «оттепель» подъем работы с детьми, в том числе и в организации досуга, игр, эстрадных постановок, развлекательных массовых мероприятий для пионеров и школьников может быть оценен как попытка смеясь расстаться с прошлым

Вторая половина 1960-х гг. отмечена обращением внимания руководства комсомола и пионерской организации к играм как к действенному воспитательному средству. Движение юных затейников было на несколько лет официально включено в пионерскую работу [3].

В 1970-е – 1980-е гг. игры с залом, комические эстафеты оставались в репертуаре профессиональных массовиков-затейников. Юные затейники во многом уступили место детским эстрадным коллективам; на смену детским игровым праздникам пришли школьные дискотеки.

В последнее время значительное развитие получила анимация – развлекательные игровые действия, организуемые, как правило, на отдыхе, на праздничных мероприятиях. Игры, предлагаемые аниматорами детям и взрослым, в воспитательном и социальном плане имеют скорее отрицательный, чем положительный потенциал. Часто их сюжеты построены так, что одни играющие самоутверждаются за счет других; игровые действия и сопровождающие их слова зачастую неэстетичны и неумны, а веселье – неестественно. Для анимационных игр характерно заложенное в их сущности потребление услуг аниматоров, а не естественное игровое общение, не совместное творчество.

Массовые игр под руководством, игры с залом – явление отечественной педагогике XX в. - связанное с детским организованным смехом в игре. Это один из тиражированных образов счастливого детства. Небезынтересно, что с уходом в 1990-е гг. из отечественной педагогики принципа воспитания коллективизма, сохранилась массовая игра под руководством, потерпевшая, однако, ущерб от часто педагогически неадекватной работы аниматоров.

 Литература

  1. Всегда всем весело : Сборник игр для пионеров и школьников. / Сост. Е.М. Минскин. – М.: МГ, 1958.
  2. Готовьтесь к слету, затейники // Вожатый. – 1968. – №1. – С.55.
  3. Григорьев В.М. Народная педагогика игры. Вопросы методологии и теории. Ч. II. / В.М. Григорьев. – М., 1996.
  4. Григорьев В.М. Народные игры и традиции в России. Изд. 2-е. / В.М. Григорьев. – М., 1994.
  5. Луговской В. Массовая работа летом / В. Луговской // Клуб. – 1925. – №1 – С.16-22.
  6. Мускин В.Оградить вожатых и пионеров от выкрутасов бессмысленных прожектеров / В.  Мускин // Вожатый. – 1936 – №3. – С.3-8.
  7. Студенецкий Н. За культурный веселый досуг / Н. Студенецкий // Вожатый. – 1936. – №7. – С.15-18.

References

  1. Vsegda vsem veselo : Sbornik igr dlja pionerov i shkol'nikov. / Sost. E.M. Minskin. – M.: MG, 1958.
  2. Gotov'tes' k sletu, zatejniki // Vozhatyj. – 1968. – №1. – S.55.
  3. Grigor'ev V.M. Narodnaja pedagogika igry. Voprosy metodologii i teorii. Ch. II. / V.M. Grigor'ev. – M., 1996.
  4. Grigor'ev V.M. Narodnye igry i tradicii v Rossii. Izd. 2-e. / V.M. Grigor'ev. – M., 1994.
  5. Lugovskoj V. Massovaja rabota letom / V. Lugovskoj // Klub. – 1925. – №1 – S.16-22.
  6. Muskin V.Ogradit' vozhatyh i pionerov ot vykrutasov bessmyslennyh prozhekterov / V. Muskin // Vozhatyj. – 1936 – №3. – S.3-8.
  7. Studeneckij N. Za kul'turnyj veselyj dosug / N. Studeneckij // Vozhatyj. – 1936. – №7. – S.15-18.