ЛЕВ КАРСАВИН – ИСТОРИК СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ РЕЛИГИОЗНОСТИ

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.23670/IRJ.2020.97.7.060
Выпуск: № 7 (97), 2020
Опубликована:
2020/07/17
PDF

ЛЕВ КАРСАВИН – ИСТОРИК СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ РЕЛИГИОЗНОСТИ

Научная статья

Дозморов В.А.*

ORCID: 0000-0001-8027-7277,

Керченский политехнический колледж, Керчь, Россия

* Корреспондирующий автор (Dozmorov-Valeriy[at]yandex.ru)

Аннотация

В статье рассматривается проблемы средневековой западноевропейской религиозности в трудах русского историка-медиевиста Льва Карсавина. Цель – изучение проблематики средневековой западноевропейской религиозности в трудах русского историка-медиевиста Льва Карсавина. Задачи: изучить, проанализировать концепцию западноевропейской религиозности в трудах Льва Карсавина. Методологической базой исследования является концепция Льва Карсавина. Методы исследования: метод логического анализа, холистический метод.

Ключевые слова: средневековье, религиозность, историческая наука.

LEV KARSAVIN – THE HISTORIAN OF THE MEDIEVAL WESTERN EUROPEAN RELIGIOUS COMMITMENT

Research article

Dozmorov V.A.1, *

ORCID: 0000-0001-8027-7277,

Kerch Polytechnic College, Kerch, Russia

* Corresponding author (Dozmorov-Valeriy[at]yandex.ru)

Abstract

The article examines the problems of medieval Western European religious commitment in the works of Lev Karsavin, Russian medieval historian. The goal of the paper is to study the problems of medieval Western European religious commitment in the works of Lev Karsavin, Russian medieval historian. The tasks of the work include the study and analysis of the concept of Western European religious commitment in the works of Lev Karsavin. The concept of Lev Karsavin forms the methodological basis of the study. The research methods are as follows: logical analysis method and holistic method.

Keywords: Middle Ages, religious commitment, historical science.

Введение

Мнение, что изучение ряда исторических эпох исчерпало себя, можно услышать сейчас не только от неспециалиста, но и от профессионала-историка. Легко, услышать подобные суждения о западноевропейском средневековье. Судьба медиевистики зависит от того, насколько серьезен интерес сегодняшнего человека к ее проблематике. В целом темы культурно-исторического направления русской медиевистики начала XX столетия представляют интерес для современных исследователей. Многие моменты, о которых идет речь в трудах историков данного периода, нашло отражение в дальнейших разработках уже в период второй половины XX столетия.

Цель исследования – изучение средневековой западноевропейской религиозности в научном творчестве Льва Карсавина во взаимосвязи с культурной ситуацией эпохи. Задачи: рассмотреть проблемы средневековой западноевропейской религиозности в научном наследии Льва Карсавина и определить его значение в историографии.

Что касается литературы, то здесь хотелось бы отметить именно те работы, которые оказали наибольшее влияние на создание данной работы: большой интерес представляют вступительные статьи, написанные, как правило, специалистами, исследующими творчество Льва Карсавина. Например, вступительная статья М.А. Бойцова «Не до конца забытый медиевист из эпохи русского модерна» [1]. Автор рассматривает концепцию средневековой западноевропейской культуры ученого, делает вывод о том, что научные интересы Льва Карсавина находились в прямой зависимости от ситуации в стране начала XX столетия. Или вступительная статья П.О. Николова «Метафизика и жизнь в творчестве Л.П. Карсавина» [2], где представлена широкая панорама жизни, научной деятельности Льва Карсавина. Среди исследований творчества и жизни Льва Карсавина можно выделить работу Н.Ю. Мальгиной «Судьба личности в философии истории Л.П. Карсавина» [3]. Автор приходит к выводу, что в философии истории Льва Карсавина представлен наиболее системный опыт изучения и понимания форм и типов личности в истории мировой и русской культуры.

Источники, используемые при написании данной работы: исторические, философские сочинения Льва Карсавина. Например, «Культура средних веков» [4].  Данная книга является блестящим образцом и прообразом культурологии XX века. Она как бы подытожила целый ряд его исторических работ, одновременно продемонстрировав новый, синтетический подход к исследованию культуры. Большой интерес представляет работа Льва Карсавина «Очерки религиозной жизни в Италии XII - XIII веков» [5] - это магистерская диссертация, которую он защитил 12 мая 1913 г. В центре внимания автора находится вопрос о природе религиозной жизни эпохи средних веков. Далее следует назвать исследование Льва Карсавина по истории средневекового монашества в Западной Европе «Монашество в средние века» [6]. В ней рассматриваются такие вопросы, как истоки монашества, распространение устава св. Бенедикта, рыцарские и нищенствующие ордена, религиозные организации мирян. Изучение средневековой западноевропейской религиозности представлено так же в статье Льва Карсавина «Символизм мышления и идея миропорядка в XII и XIII веках» [7], которая была им написана в 1913 г.

Материалы и методы исследования

Методы, позволяющие достичь поставленной цели: во-первых, сравнительно-исторический метод, который позволяет осуществлять исторические аналогии, сопоставления, устанавливать параллели. Применение этого метода способствует изучению научного творчества Льва Карсавина в тесной связи с исторической обстановкой начала XX столетия. Во-вторых, метод логического анализа. Данный метод дает возможность обнаружить специфические особенности, своеобразие наследия ученого.

Результаты исследования

Обратимся к проблематике средневековой западноевропейской религиозности в трудах Льва Карсавина. К проблемам религии в конкретно-историческом и философском смысле Лев Карсавин обращался в течение всей своей жизни. Непосредственно вопросами истории средних веков Лев Карсавин занимался в период с 1905 по 1915 годы. Его постоянно беспокоила проблема духовной сущности, которая отличала человека от остального мира, желание поймать возвышающее начало человека [8, с. 10]. Историю культуры автор определяет как образ эволюции психической стихии, которая проистекает через личностное бытие во всех областях жизни исследуемой совокупности — от экономических отношений до уровня концептуального умозрения. Его главная задача – восстановление мира человека эпохи средних веков. Обнаруживая и рассматривая средневековый быт, сознание, мышление, он хотел с их помощью усмотреть образ былого объемно.

Психическую стихию Лев Карсавин определяет в разных аспектах. Ее допускается исследовать по признакам в политической или экономиче­ской истории, откидывая религиозную проблематику. Впрочем, когда духовное восприятие достаточно близко к правоте и эффективнее в приложении к эпохе средних веков, к периоду религиозному, оно определяется самой сутью проблемы [9, с. 45]. Автор не объясняет экономические феномены с помощью религиозных явлений. Его миссия найти деятельность основополагающих критериев эволюции в различных областях.  Понятно, что ради осуществления данного вопроса нет потребности связно и полно отображать средневековый процес­с в каждом его значении. С одной стороны, жизненная стихия ярче проявляется в философской мысли, с другой — в экономической конкуренции, что совершенно не мешает религиозному (но теперь в наивысшем смысле) истолкованию вто­рой.

Психическую стихию эпоха средних веков, по мнению Льва Карсавина, осмысляет как стихию религи­озную. Церковь воссоздает догматы веры, жизнь Иисуса Христа и явления божественной истории в собственных ритуалах, храмах, в тончайших деталях культа. Глава Церкви и иерархи изображают Иисуса Христа и апостолов, шествия – признание, в день Вознесения проявленное Спасителю апостолами. Вся символика находится фактически между непосредственно символом и культовым действием. Культ воспроизводит религиозную историю человечества. Женщины не надевают в церкви головной убор в память того, что Ева сгубила человеческий род. В период обряда крещения погружаемая в воду свеча олицетворяет: зажженная – сияние, потушенная – тучу, которая направляла израильтян в пустыне. Культовыми действиями и предметами определяются верные убеждения и религиозная мораль. Оливу или пальму, которые носят в Вербное воскресенье, символизируют триумф над собственными прегрешениями и дьяволом. Условная интерпретация культа – игра разума. Раздумывание над культом оборачивается в символистичное его изложение. Интеллектуальная деятельность средневековья возникает в виде символистичного образа в философии, богословии, разъяснении исторических фактов. Символизм занимает сочинителя и священника, миссионера и слушателя [10]. Символистичное толкование определяется как способ поиска истины. Вследствие этого мышления открывался секрет мироздания, и в нем все было взаимосвязано, соединено друг с другом.

Главную роль Лев Карсавин возлагает на этическое совершенство. Умерщвление плоти – классический, понятный путь к Богу и по нему идет тот, кто желает попасть в Царство небесное. Церковь и общество взяли монашеский строгий идеал как наивысшее проявление христианства и активно поддерживали его исполнение. Воздействие церкви на мир способствовало серьезному осознанию христианства все большинством народа [11, с. 151].  Строгое монашеское настроение было популярно, и чем крепче религиозное чувство, тем сильнее страх человека перед окружающим миром и его красотой. Человек выискивает в природе исключительно укромного пристанища, пригодного для глубокомысленного самоосуждения, избавления души. Хотя подвижничество не ограничивало смысл средневековья. Отличительная особенность средневековья – это апостольство. До определенного момента апостольство и проповедничество противоположны аскетизму и созерцанию. С апостольством взаимосвязана идея популяризации распространения христианства. Но на исходе XIII столетия смысл апостольства перестает быть актуальным и ценным для людей. Возникает и распространяется умеренный христианский идеал, который находит определенное проявление в религиозных группировках мирян.

Величественность и беда эпохи средних веков – в отсутствии потребности к безграничному единению. Религия неделимо сплеталась с социальной и политической жизнью. Религиозная жизнь сплеталась с бытом – люди часто предпочитали молитву на могиле святого исследованиям докторов, использовали помощь священника для защиты своих полей, колдовали святой водой. Данная классическая религиозность была наибольшим прочным столпом церкви, об ее твердыню разбивались все бури ереси [12]. В массовом сознании имелось огромная численность примет, начиная от обычных признаков будущего урожая или холодной зимы и незаметно переходя к приметам трансцендентного характера, сообщающие особое значение часам, дням, месяцам. В среду никто не будет резать сукно даже за золотой флорин, но зато в среду и не дадут денег. Услышав утром, крик коршуна, полагают, что целый день будут несчастным [13, с. 171].

В XII — XIII столетиях культура эпохи средневековья была оригинальным и разнообразным, но внутренне еди­ным даже в своих противоречиях целым, ценностью широких слоев населения. Мысль о государстве, поддерживаемая римским и каноническим правом, спускается до последних ячеек общества и в них неразрывно связывается с новыми компонентами и формами государственнос­ти, создаваемыми самою жизнью. Религиозная жизнь XII – XIII столетий характеризовалась своей интенсивностью и экстенсивностью. В это время развивается городская жизнь, монастыри приближались к городу. Слова проповедника находят отклик среди народа, передаются из уст в уста легко и быстро [14].

Обсуждение

Религия занимает особое место в жизни и трудах ученого-медиевиста, независимо от того, считает ли он себя верующим или нет. Особенности изучения данной исторической эпохи накладывают отпечаток на профессиональный облик исследователя. Лев Карсавин – один из выдающихся отечественных медиевистов, упрочивший положение отечественной исторической науки в мировом научном движении.

Религиозность эпохи средних веков для Льва Карсавина – средство самообучения. Ученый как будто вглядывается в духовный опыт предшествующих поколений и непрерывно использует что-то из него для собственных целей. На всем пути собственного духовного искания Лев Карсавин провоцировал и злил читателей, но в то же время и привлекал к себе.  Лев Карсавин – ученый, философ, прошлое которого оказало исключительное воздействие на его умозрительные построения. Сначала творческого пути кажется, только с виду несовпадение карсавинских идей с окружающим религиозным и культурным ландшафтам – на это указывает суть его научных интересов: русского философа интересует именно западное средневековье. Его внимание к западной мистике так же было притязанием на «внецерковность» как основу жизни, далеко выходящий за пределы богословской проблематики, проявлением собственной независимости. Эта независимость представила мыслителя многим позициям, сделав его творчество противоречивым и непонятным [15].

Заключение

Льву Карсавину присуще собственное особо почетное место в отечественной историографии, не нужно делать из него самого крупного или талантливого историка, среди современников ученого было много отличных историков, в том числе медиевистов. Он единственный, кто умудрился реализовать стиль жизни, дух русского Серебряного века.

Конфликт интересов Не указан. Conflict of Interest None declared.

Список литературы / References

  1. Бойцов М.А. Не до конца забытый медиевист из эпохи русского модерна. // Карсавин Л.П. Монашество в средние века. – М., Издательский дом «Высшая школа», 1992. – 5 – 16 c.
  2. Николов П.О. Метафизика и жизнь в творчестве Л.П. Карсавина //Карсавин Л.П. Путь православия. – М.: АСТ, 2003. – 557 c.
  3. Мальгина Н.Ю. Судьба личности в философии истории Л.П. Карсавина // Вестник Российского ун-та дружбы народов. Серия Философия. 2014. – 16 – 22 с.
  4. Карсавин Л.П. Культура средних веков. – Пг., Огни, 1918. 220 с.
  5. Карсавин Л.П. Очерки религиозной жизни преимущественно в Италии XII-XIII веков // Записки Ист-фил. фак-та Императорского Петроградского ун-та. Пг. – 1915. Ч. CXXV.
  6. Карсавин Л.П. Монашество в средние века. – М., Издательский дом «Высшая школа», 1992. – 190 с.
  7. Карсавин Л.П. Символизм мышления и идея миропорядка в средние века (XII-XIII века) // Карсавин Л.П.. Монашество в средние века. – М., Издательский дом «Высшая школа», 1992. – 144 – 177 c.
  8. Бойцов М.А. Не до конца забытый медиевист из эпохи русского модерна. // Карсавин Л.П. Монашество в средние века. – М., Издательский дом «Высшая школа», 1992. – 5 – 16 c.
  9. Карсавин Л.П. Культура средних веков. – Пг., Огни, 1918. 220 с.
  10. Карсавин Л.П. Символизм мышления и идея миропорядка в средние века (XII-XIII века). С. 158-159.//Л.П. Карсавин. Монашество в средние века. – М., Издательский дом «Высшая школа», 1992. – 144 – 177 c.
  11. Карсавин Л.П. Монашество в средние века. – М., Издательский дом «Высшая школа», 1992. – 190 с.
  12. Карсавин Л.П. Очерки религиозной жизни преимущественно в Италии XII-XIII веков // Записки Ист-фил. фак-та Императорского Петроградского ун-та. Пг. – 1915. Ч. CXXV.
  13. Карсавин Л.П. Символизм мышления и идея миропорядка в средние века (XII-XIII века). С. 158-159.//Л.П. Карсавин. Монашество в средние века. – М., Издательский дом «Высшая школа», 1992. – 144 – 177 c.
  14. Николов П.О. Метафизика и жизнь в творчестве Л.П. Карсавина //Карсавин Л.П. Путь православия. – М.: АСТ, 2003. – 557 c.
  15. Мальгина Н.Ю. Судьба личности в философии истории Л.П. Карсавина // Вестник Российского ун-та дружбы народов. Серия Философия. 2014. – 16 – 22 с.

Список литературы на английском языке / References in English

  1. Bojcov M.A. Ne do kontsa zabytyy medievist iz epokhi russkogo moderna [Not completely forgotten Medievalist from the era of Russian modernism] / M.A. Bojcov // Karsavin L.P. Monashestvo v srednie veka [Monasticism in the Middle ages]. M., Izdatel'skiy dom «Vysshaya shkola», 1992. – 5 – 16 pp.
  2. Nikolov P.O. Metafizika i zhizn' v tvorchestve L.P. Karsavina [Metaphysics and life in the works of L. P. Karsavin] / L.P. Karsavin // Karsavin L.P. Put' pravoslaviya [The path of Orthodoxy]. – M.: AST, 2003. – 557 p.
  3. Mal'gina N.Yu. Sud'ba lichnosti v filosofii istorii L.L. Karsavina [The fate of the individual in the philosophy of history by L. P. Karsavin] / N.Yu. Mal'gina // Vestnik Rossiyskogo un-ta druzhby narodov. Seriya Filosofiya [Bulletin Of the Russian peoples ' friendship University. Philosophy Series]. 2014. – 16 – 22 pp.
  4. Karsavin L.P. Kul'tura srednikh vekov / L.P. Karsavin [Culture of the middle ages]. – Pg., Ogni, 1918. 220 p.
  5. Karsavin L.P. Ocherki religioznoy zhizni preimushchestvenno v Italii XII-XIII vekov [Essays on religious life before in Italy of the XII-XIII centuries]. / L.P. Karsavin // Zapiski Ist-fil. fak-ta Imperatorskogo Petrogradskogo un-ta [Notes of the Historical and Philological faculty of the Imperial Petrograd University]. Petrograd, - 1915. part CXXV.
  6. Karsavin L.P. Monashestvo v srednie veka [Monasticism in the Middle ages]. M., Izdatel'skiy dom «Vysshaya shkola», 1992. – 190 p.
  7. Karsavin L.P. Simvolizm myshleniya i ideya miroporyadka v srednie veka (XII-XIII veka) [Symbolism of thinking and ideas of world order in the Middle ages (XII-XIII centuries)] / L.P. Karsavin // Karsavin L.P. Monashestvo v srednie veka [Monasticism in the Middle ages]. M., Izdatel'skiy dom «Vysshaya shkola», 1992. – 144 – 177 pp.
  8. Bojcov M.A. Ne do kontsa zabytyy medievist iz epokhi russkogo moderna [Not completely forgotten Medievalist from the era of Russian modernism] / M.A. Bojcov // Karsavin L.P. Monashestvo v srednie veka [Monasticism in the Middle ages]. M., Izdatel'skiy dom «Vysshaya shkola», 1992. – 5 – 16 p.
  9. Karsavin L.P. Kul'tura srednikh vekov / L.P. Karsavin [Culture of the middle ages]. – Pg., Ogni, 1918. 220 p.
  10. Karsavin L.P. Simvolizm myshleniya i ideya miroporyadka v srednie veka (XII-XIII veka) [Symbolism of thinking and ideas of world order in the Middle ages (XII-XIII centuries)] / L.P. Karsavin // Karsavin L.P. Monashestvo v srednie veka [Monasticism in the Middle ages]. M., Izdatel'skiy dom «Vysshaya shkola», 1992. – 144 – 177 pp.
  11. Karsavin L.P. Monashestvo v srednie veka [Monasticism in the Middle ages]. M., Izdatel'skiy dom «Vysshaya shkola», 1992. – 190 p.
  12. Karsavin L.P. Ocherki religioznoy zhizni preimushchestvenno v Italii XII-XIII vekov [Essays on religious life before in Italy of the XII-XIII centuries]. / L.P. Karsavin // Zapiski Ist-fil. fak-ta Imperatorskogo Petrogradskogo un-ta [Notes of the Historical and Philological faculty of the Imperial Petrograd University]. Petrograd, - 1915. Vol CXXV.
  13. Karsavin L.P. Simvolizm myshleniya i ideya miroporyadka v srednie veka (XII-XIII veka) [Symbolism of thinking and ideas of world order in the Middle ages (XII-XIII centuries)] / L.P. Karsavin // Karsavin L.P. Monashestvo v srednie veka [Monasticism in the Middle ages]. M., Izdatel'skiy dom «Vysshaya shkola», 1992. – 144 – 177 pp.
  14. Nikolov P.O. Metafizika i zhizn' v tvorchestve L.P. Karsavina [Metaphysics and life in the works of L. P. Karsavin] / L.P. Karsavin // Karsavin L.P. Put' pravoslaviya [The path of Orthodoxy]. – M.: AST, 2003. – 557 p.
  15. Mal'gina N.Yu. Sud'ba lichnosti v filosofii istorii L.L. Karsavina [The fate of the individual in the philosophy of history by L. P. Karsavin] / N.Yu. Mal'gina // Vestnik Rossiyskogo un-ta druzhby narodov. Seriya Filosofiya [Bulletin Of the Russian peoples ' friendship University. Philosophy Series]. 2014. – 16 – 22 pp.