Pages Navigation Menu

ISSN 2227-6017 (ONLINE), ISSN 2303-9868 (PRINT), DOI: 10.18454/IRJ.2227-6017
ЭЛ № ФС 77 - 80772, 16+

Страницы: 86 Выпуск: 6 (6) () Искать в Google Scholar
Цитировать

Цитировать

Электронная ссылка | Печатная ссылка

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.
Каменская Н. Е. КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ПАВЛА I. ИСТОРИОГРАФИЯ ПРОБЛЕМЫ / Н. Е. Каменская // Международный научно-исследовательский журнал. — 2013. — №6 (6). — С. 86. — URL: https://research-journal.org/hist/konfessionalnaya-politika-pavla-i-istoriografiya-problemy/ (дата обращения: 18.01.2022. ).
Каменская Н. Е. КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ПАВЛА I. ИСТОРИОГРАФИЯ ПРОБЛЕМЫ / Н. Е. Каменская // Международный научно-исследовательский журнал. — 2013. — №6 (6). — С. 86.

Импортировать


КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ПАВЛА I. ИСТОРИОГРАФИЯ ПРОБЛЕМЫ

Каменская Н.Е.

кандидат исторических наук, доцент кафедры Всемирной истории Санкт-Петербургского научно-исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики – СПбНИУИТМО

КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ПАВЛА I. ИСТОРИОГРАФИЯ ПРОБЛЕМЫ

Аннотация

В статье рассматриваются проблемы изучения конфессиональной политики России конца XYIII- начала XIX в. в работах историков с целью оптимизации изучения данной темы в современный период.

Ключевые слова: конфессиональная политика, религиозные взгляды, историография

Key words: confessional policy, religious views, historiography

Актуальность темы исследования определяется важностью изучения взаимоотношений и взаимовлияния государственных и церковных организаций времен правления Павла I в России. Большой интерес представляют религиозные установки личности императора, иначе невозможно понять и оценить конфессиональную политику России в конце XYIII-начале XIX в.в. Попытку Павла I соединить христианские церкви можно рассматривать, как один из проектов решения проблемы многоконфессиональности в современной России.

Религиозный аспект затрагивается, как правило, во всех работах, посвященных жизни и царствованию Павла I, но, к сожалению, поставленная проблема изучена до сих пор поверхностно, как одна из несущественных в исследованиях данного периода.

До начала XX века историки, как правило, изучали в основном внутреннюю и внешнюю политику конца XYIII столетия, не затрагивая религиозных вопросов. Историки Н. К. Шильдер[1] ,Т. Шиман[2] ,А. Брикнер[3], А. А. Корнилов[4] отдельные элементы конфессиональной политики Павла I оценивали отрицательно. В литературе утвердилось противопоставление религиозных взглядов Павла I и Екатерины II. В XIX – начале XX вв. в работах М. Морошкина[5] и И.Знаменского[6] сделана попытка осмысления религиозных взглядов Павла I, но в них, как правило, некритично приводятся отзывы современников об изучаемом аспекте проблемы. Особый интерес представляют работы, затрагивающие вопросы взаимоотношений Павла с Мальтийским орденом. Здесь следует отметить книгу А. Лабзина [7], которая раскрывает осмысление императором рыцарских идей. Также проблемы масонства касается М. Морошкин [5], негативно оценивающий влияние масонских идей и организаций на Павла I. Историки советского периода 1920-50-х г.г.М. Н. Покровский [8], В. И. Самойлов[9] и С. Б. Окунь[10], много занимаясь эпохой Павла, религиозную политику не рассматривали. В этот же период рассмотрение религиозного аспекта деятельности Павла I происходит в трудах ученых русских за границей. Так, например, Г. В. Вернадский [11] рассматривал религиозную политику Павла как часть религиозной политики многих российских императоров. В итоге Павел, по мнению автора, как и другие самодержцы, пришел к мысли, что Государь должен быть главой церкви. Работа И. А. Ильина [12] рассматривает мировоззрение Павла в вопросах взаимоотношений церкви и государства. Новые оценки конфессиональной политики Павла I даны в работах историков 80-90-х г.г. XX в. Здесь следует упомянуть труд Н.Я.Эйдельмана [13], где подробно исследуется эпоха Павла, но, к сожалению, религиозный аспект проблемы практически не затрагивается. Историки Ю. А. Сорокин [14], М. М. Сафонов[15], В. Тюрин [16], Г. И. Чулков [17], Г. Л. Оболенский [18] с новых позиций изучают политическую деятельность Павла, но вопросы конфессиональной политики остались вне их поля зрения. Проблемы модернизации России конца XYIII- начала XIX в. рассматривает в своих работах А.Б.Каменский [19], он подчеркивает традиционность в религиозных взглядах и политике Павла I.Более подробно конфессиональная политика России конца XYIII- начала XIX в. рассматривается в исследованиях А. В. Скоробогатова [20] и Л. В. Хайкиной [21].Большой вклад в рассмотрение данной проблематики внесла диссертация С.Л.Григорьева «Религиозные взгляды и религиозная политика Павла I» [22],где, по сути, впервые подробно анализируется целый ряд вопросов, касающихся религиозного мировоззрения императора и его конфессиональной политики.

В целом, можно отметить, что, несмотря на глубокие современные исследования, посвященные формированию государственной идеологии и взглядов на роль церкви в российском государстве конца XYIII- начала XIX в., изучение религиозных взглядов и конфессиональная политика Павла I еще ждет своего исследователя.

Литература

1​ Шильдер Н. К. Император Павел Первый. Историко-библиографический очерк. – М., 1996.

2​ Шиман Т. К истории царствования Павла I и Николая I. — Изд. 2-е. — Берлин, 1906.

3​ Брикнер А. Г. Смерть Павла I. – СПб., 1907.

4​ Корнилов А. А. Павел I: Курс истории России XIX в.: [прочит, в 1909-1910 гг.] // Родина. – 1990. – № 8. – С. 68-74.

5​ Морошкин М. Иезуиты в России с царствования Екатерины II до нашего времени. — СПб.1867-1870. — Ч. 1-2.

6​ Знаменский И. Положение духовенства при Екатерине II и Павле I. — СПб.1880.

7​ Лабзин А. История ордена св. Иоанна Иерусалимского. – СПб.1799.

8​ Покровский М. Русская история в самом сжатом очерке. — М., 1921. — Ч. 1-2.

9​ Самойлов В. И. Внутренняя и внешняя политика Павла I (1796-1801). Учеб. пособие. — Пос. Хлебниково, 1946.

10​ Окунь С. Б. Очерки истории СССР. Конец XVIII – перв. четв. XIX вв. – Л., 1956.

11​ Вернадский Г. В. Начертание русский истории. — СПб.2000.

12​ Ильин И. А. О православии и католичестве // Собр. соч. – М., 1993. – Т. 2. – Ч. 1. – С. 388-391.

13​ Эйдельман Н. Я. Грань веков: полит, борьба в России, конец XVIII – нач. XIX ст. – М., 1982.

14​ Сорокин Ю. А. Павел I: [Ист. очерк] // Вопр. истории. – 1989. – № 11. – С. 46-69.

15​ Сафонов М. М. Проблема реформ в правительственной политике России на рубеже XVIII- XIX вв. // АН СССР, Ин-т истории СССР, Ленингр. отд-ие. – Л., 1988.

16​ Тюрин В. Бедный Павел: [О судьбе императора Павла I] // Знание-сила. – 1992. – № 3. – С. 82-94.

17​ Чулков Г. И. Императоры. Психологические портреты. — М., 1991.

18​ Оболенский Г. Л. Император Павел I. – Смоленск, 1996.

19​ Каменский А. Б. От Петра I до Павла I: Реформы в России XVIII века (Опыт целостного анализа). – М., 2001.

20​ Скоробогатов А. В. Павел Первый в российской исторической литературе. – Казань, 1999.

21​ Хайкина Л. В. Михайловский замок и некоторые аспекты религиозно-философских воззрений Павла I // Отечественная история. — М., 2000. — № 2.

22​ Григорьев С.Л. Религиозные взгляды и религиозная политика Павла I. Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Екатеринбург, 2004.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.