К.А. ЛЕШЕВИЧ – ОСНОВАТЕЛЬ ГРАДОСТРОЕНИЯ В ЯКУТСКОЙ ОБЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.23670/IRJ.2020.94.4.045
Выпуск: № 4 (94), 2020
Опубликована:
2020/04/17
PDF

К.А. ЛЕШЕВИЧ – ОСНОВАТЕЛЬ ГРАДОСТРОЕНИЯ В ЯКУТСКОЙ ОБЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

Научная статья

Петров П.П. *

ORCID: 0000-0002-007-761x,

Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера Сибирского отделения Российской Академии наук, Якутск, Россия

* Корреспондирующий автор (pantpetrov48[at]mail.ru)

Аннотация

В данной статье впервые предпринята попытка осветить основные вехи жизни и деятельности архитектора польского происхождения К.А. Лешевича – основоположника гражданского градостроения в Якутске, внесшего значительный вклад в продвижении русской классической архитектуры на северо-востоке Российской империи.

Ключевые слова: Санкт-Петербург, Якутск, каменное строительство, проекты зданий.

K.A. LESHEVICH – FOUNDER OF URBAN DEVELOPMENT IN THE YAKUT REGION OF THE RUSSIAN EMPIRE

Research article

Petrov P.P. *

ORCID 0000-0002-007-761x,

Institute for Humanitarian Studies and Problems of the Small Peoples of the North of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences, Yakutsk, Russia

* Corresponding author (pantpetrov48[at]mail.ru)

Abstract

This article is the first attempt to highlight the main milestones in the life and work of the architect of Polish origin K.A. Leshevich, the founder of urban development in Yakutsk, who made a significant contribution to the promotion of the Russian classical architecture in the north-east of the Russian Empire.

Keywords: St. Petersburg, Yakutsk, stone construction, building projects.

Введение

Представители польского народа, оказавшиеся вольно или невольно в далекой северной провинции в разные годы и даже эпохи, оставили в общественно-экономической жизни Якутии заметный след, благотворно отразившийся в развитии духовной и материальной культуры якутян. Из представителей польского народа, проживавших в городе Якутске, наибольший вклад, на наш взгляд, внес Клементий Адамович Лешевич, чья градостроительная деятельность приходится на рубеже первого десятилетия ХХ в., если сказать точнее, в период правления якутского губернатора И.И. Крафта.

К сожалению, сведения о жизни и деятельности выдающегося архитектора Якутии досоветского времени К.А. Лешевича остаются весьма отрывочными и фрагментарными. Автор этих строк в архивах долгое время безуспешно искал его формулярный список (личное дело), где обычно фиксировались прохождение им службы в государственных органах, служебное положение на момент составления списка, а также его поощрения и награды. В архиве Якутского областного управления, где он по штату числился, имелось личное дело архитектора К.А. Лешевича. Однако дело это еще в 1930-е гг. было передано в Отдел секретных фондов архива, куда допуск до 90-х годов был запрещен. После рассекречивания дел этого фонда, как выяснилось позднее, личное дело Лешевича считается утраченным.

Второй экземпляр формулярного списка Лешевич держал при себе. Но так случилось, что и этот список пропал. 19 февраля 1911 г. в 17 ч. 35 м. из квартиры инженер-архитектора, статского советника, проживавшего в доме чиновника Кондакова по Соборной улице, посредством взлома замков у наружных и внутренних дверей была совершена кража вещей. По заявлению его сына Клементия Клементьевича Лешевича, похищенными оказались револьвер «Браунинг» с 8-ми зарядами стоимостью 30 руб., документы К.А. Лешевича о крещении сына, формулярный список о его службе и письма, 2 серебряных и 10 мелких ложек [2, Л. 1-7]. Дознание и розыск производились полицейским надзирателем 2 участка города, но сведений о задержании грабителей документы умалчивают.

Методы и принципы исследования

Настоящее исследование построено на применении историко-генетического метода, позволяющего в последовательном изложении событий и фактов в зависимости от их поступательного исторического развития с критическим осмыслением описательной части источников. Методологию исследования составили принципы историзма, научной объективности и системности. Принцип историзма подразумевает анализ деятельности областного архитектора Якутии в исторической ретроспективе. Принцип объективности основан на комплексном анализе источников и литературы вне зависимости от субъективных пристрастий и идеологической принадлежности. Принцип системности предполагает рассмотрение деятельности областного архитектора как неразрывную часть в системе государственного управления строительством в Российской империи.

Научная новизна статьи

Научная новизна статьи состоит, во-первых, в выявлении неизвестных страниц биографии К.А. Лешевича, раскрывающих становление и формирование его как профессионального архитектора; во-вторых, в существенном расширении познания о нем как вдохновителя новой строительной практики на севере; в-третьих, в особом выделении его заслуг и вклада в градостроении на северо-востоке страны.

Содержание статьи

Во время работы в архивах страны буквально по крупицам мне удалось собрать значительную часть сведений о нем. Клементий Адамович Лешевич согласно копии с выписки из метрических книг о рождении и крещении, удостоверенной 12 мая 1854 г. Могилевской Римско-католической духовной консисторией, родился 23 ноября 1848 г. в семье дворянина майора Адама Лешевича и жены его Изабеллы (урожденной Добровольской), проживавших в Дризенском уезде Могилевской губернии. Молодой Лешевич учился в Санкт-Петербургском строительном училище Министерства внутренних дел. С окончанием «курса наук» 10 воспитанников, 2 вольнослушателя третьего класса специального курса выдержали выпускные экзамены на звание «архитекторского помощника» и приобрели право на чин 10 класса, что по докладу министра внутренних дел 2 июня 1872 г. императором было утверждено. Среди выпускников числился Клементий Лешевич [9, Л. 1-5].

12 июля 1872 г. новоиспеченный «архитекторский помощник» на имя председателя Техническо-строительного комитета (ТСК) МВД подает прошение с просьбой зачислить его в штат вверенного ему комитета. Уже находясь на службе в этом комитете, 17 ноября того же года Лешевич прошением на имя председателя комитета изъявил желание поступить вольнослушателем в императорскую Академию художеств. К тому времени он проживал в Санкт-Петербурге по улице 2-й роты Измайловского полка в доме Вороновых, № 11. Председатель комитета о желании молодого чиновника 28 ноября доложил министру МВД, на что было принято решение «о дозволении ему в видах усовершенствования в художественном отношении поступление в императорскую Академию художеств с оставлением на службе при Техническо-строительном комитете» [10, Л. 7].

На службе К.А. Лешевич проявил себя аккуратным и исполнительным чиновником, что не осталось незамеченным. Так, 13 ноября 1873 г. своему начальнику К.И. Марченко он подает рапорт об отпуске его в Могилевскую и Псковскую губернии на 4 месяца по семейным обстоятельствам. Такой продолжительный отпуск молодым сотрудникам предоставлялся министром только в виде поощрения. 14 марта 1874 г. Лешевич, вернувшись с отпуска, приступил к работе. Предоставление такого длительного отпуска, видимо, находилось под пристальным вниманием чиновников, занимавшихся кадровым составом министерства. Департамент общего делопроизводства МВД отношением от 20 июля 1874 г. сделал запрос в комитет о прибытии Лешевича «в законный срок из отпуска», на что немедленно был дан положительный ответ. Кроме того, вероятно, за добросовестное отношение к службе ему предоставили в августе того же года отпуск на 28 дней «по домашним обстоятельствам». Указом сената по департаменту герольдии от 18 июня 1875 г. Лешевич, вероятно, после завершения учебы в Академии художеств был утвержден в звании инженер-архитектора в чине титулярного советника с 4 декабря 1874 г. [11, Л. 14, 22]

В связи с его большой загруженностью делами случались и промашки. 26 апреля 1875 г. ему было предложено проверить смету на постройку здания тюремного замка в г. Мензелинске, но означенная смета к 12 июля оказалась непроверенной. Председатель комитета, считая такое отношение к службе его медлительностью, поставил на первый раз «на вид», предупредив, что за повторный проступок вынужден поставить вопрос перед министром об отчислении его от службы. До 1882 г. он работал в системе ТСК МВД помощником архитектора, а в последующие годы – архитектором.  Тем не менее, служба в комитете ему не помешала подать на имя петербургского градоначальника прошение о предоставлении ему права открыть в столице техническо-строительное бюро. В свою очередь градоначальник обратился в ТСК и хозяйственный департамент МВД за ходатайством. 4 июня 1890 г. ТСК направил ходатайство, уведомив при этом, что к открытию бюро «препятствий не имеет». В Техническо-строительном комитете МВД Лешевич работал вплоть до ухода в отставку 19 июня 1897 г., т.е. 25 лет. После отставки от службы открыл частное предприятие, занимался проектированием и ремонтом зданий, в частности, произвел работы по устройству вентиляционной системы Исаакиевского собора. Но Лешевич в чине надворного советника в отставке находился недолго. 20 декабря 1901 г. К.А. Лешевич был определен на службу в МВД инженер-архитектором острова Сахалин с повышением чина до статского советника [10, Л. 1] [11, Л. 1, 2].

 К тому времени чиновник особых поручений земельного отдела при МВД Иван Иванович Крафт по протекции премьер-министра П.А. Столыпина в 1907 г. был назначен губернатором Якутской области, где он продолжил свою кипучую деятельность в развитии отсталой в градостроительном отношении центра области города Якутска. Для претворения своих замыслов по строительству каменных зданий гражданского назначения И.И. Крафт пригласил на должность областного архитектора К.А. Лешевича, по приезду которого он поставил перед ним задачу обследовать фундаменты существующих в городе каменных зданий. Якутяне еще помнили обрушение стен здания Николаевской церкви, произошедшее из-за разрушения грунта вечной мерзлоты под ленточным фундаментом. На основе тщательного изучения строительной практики прошлых лет Лешевич выдвинул и на практике обосновал идею использования вечномерзлого грунта «как сплошную скалу и прекрасную подошву для основания многоэтажных зданий» [3, Л. 168]. Здесь он, имея опыт создания частных техническо-строительных учреждений, организовал «Якутскую областную чертежню», которая располагалась в доме якутского предпринимателя С.С. Иннокентьева по улице Соборной.

До конца XIX в. областной центр Якутск был сплошь застроен деревянными домами, причем одноэтажными. Каменное строительство в городе носило единичный характер, в основном это были культовые сооружения. Чрезвычайно суровые природно-климатические условия, наличие мощного слоя вечной мерзлоты, отсутствие квалифицированных мастеров-каменщиков, недостаток и дороговизна строительных материалов, не­хватка финансовых средств, как в городском управлении, так и у частных лиц служили непреодолимым препятствием строительства каменных зданий в городе.

Тем не менее, губернатор Якутской области И.И. Крафт сумел произвести аккумуляцию финансовых средств как казенных, так и частных, что придало невиданному оживлению каменного строительства в Якутске. Чиновник Клементий Адамович Лешевич в звании инженер-архитектора служил в должности якутского областного архитектора с конца 1908 г. по середине 1913 г. За такой короткий срок по его проектам были построены прекрасные по архитектуре каменные здания Якутского областного казначейства, Якутской городской публичной библиотеки, Якутского окружного суда, Архиерейских покоев, комфортабельный магазин и двухэтажное здание. В последнем размещались контора торговой фирмы «Коковин и Басов» и жилье ее сотрудников. Первые четыре здания с 1976 г. были внесены в единый Реестр памятников истории и культуры Якутской АССР [7, С. 46, 47]. Также по его проекту было построено несколько замечательных образцов деревянного зодчества: дом доверенного торговой фирмы А.И.Громовой купца М.В. Шитова, ныне среди горожан известного как здание Якутского отделения Русско-Азиатского банка; два дома якутского предпринимателя В.Ф. Артамонова; дом причта Преображенской церкви; дом выдающегося историка Якутии Г.В. Ксенофонтова; дом предпринимателя Н.Н. Скрыбыкина, которые также были приняты под государственную охрану как памятники истории и культуры Якутской автономной республики.

История возведения каменных зданий в Якутске необычайно интересна. Якутский губернатор И.И. Крафт поручил архитектору К.А. Лешевичу составить проект нового одноэтажного каменного здания, предназначенного для размещения финансового учреждения. Так, Якутское областное казначейство, производившее операции и решавшее финансовые вопросы всей области, размещался в аварийном здании бывшей воеводской канцелярии. Составленную в строительном отделении областного управления смету расходов на строительство казначейства на сумму 42499 руб. 80 коп. 12 марта 1907 г. утвердил исполнявший должность губернатора А.И. Попов, ставший впоследствии председателем комиссии по строительству этого здания [4, Л. 167].

6 мая 1909 г. состоялась торжественная закладка фундамента нового каменного здания Якутского областного казначейства. В первое время строительными работами занимался инженер Н.В. Кудрявцев. После его увольнения в качестве «десятника» вел сын архитектора К.К. Лешевич. Проект предусматривал устройство подвала в вечномерзлом грунте, что для того времени было смелым инженерным решением. Ленточный фундамент заложили на глубину 2 м. (одна сажень), основу которого составлял бутовый камень. Строительный материал поставляли местные производители кирпича и камня. Однако не обошлось без происшествий. В ходе строительства своды северо-западной части здания из-за трещин угловой части здания обвалились и ущерб, нанесенный казне, восполнил сам К.А. Лешевич. Эту угловую часть стены укрепили от низа до верхнего карниза полосовым железом, что дало возможность укрепить стены и возвести своды одноэтажного здания [4, Л. 170]. В 1911 г. строительство было завершено и здание введено в эксплуатации в торжественной обстановке.

При возведении этого здания архитектор К.А. Лешевич широко использовал декоративные мотивы русского зодчества XVII в., столь популярные в начале ХХ в. Здание, побеленное известью и украшенное оригинальным декором, всегда выглядело нарядным и красивым. В нем размещалось Якутское областное казначейство. В годы советской власти из-за неправильной эксплуатации здание стало медленно разрушаться. В 80-е гг. ХХ в. в виду аварийности оно было заброшено. В 2006 г. предприятие, имеющее лицензию на проведение реставрационных архитектурных работ, под руководством чешского строителя Рудольфа Шельца произвело полное восстановление здания. Поскольку при восстановлении здание строилось на сваях, подвальное помещение не предусматривалось. Сооружение завершено в 2007 г. и летом в торжественной обстановке здание было открыто. В нем ныне размещается филиал Национального художественного музея республики.

По описанию историка, доктора архитектуры Н.П. Крадина, здание в плане имеет прямоугольную форму с углублением на левом боковом фасаде. Отличается оригинальной композицией фасадов с деталями и декором, характерным для русской архитектуры XVII в. Арочные окна сгруппированы попарно и на простенках между ними размещены филенчатые лопатки. Углы здания отмечены башнеобразными объемами с высокими шатриками на крещатых бочках. Фланкирующие главный портал башенки завершены кубоватыми главками. Портал очерчен трехлопастной аркой. Арочные обрамления окон и стрельчатые – на входном портале, профилированные колонки, ширинки и другие элементы использованы автором проекта широко. Богатство пластики фасада, его декоративная насыщенность – все это выделяет здание казначейства из окружающей среды. Фасад здания продолжает высокая каменная стена ограждения с коваными ажурными воротами [1, С. 3-20].

Убедившись в незаурядной компетенции нового архитектора, губернатор И.И. Крафт предложил ему составить проект нового здания, предназначенного для размещения Якутской городской публичной библиотеки с читальным залом и Якутского музея. К.А. Лешевич справился со своей задачей за очень короткое время. Приняв во внимание требование губернатора об оформлении фасада здания богатой отделкой, он постарался сделать его «лучшим украшением города». Проект здания был отправлен для экспертизы члену Академии художеств В.А. Пруссакову, который в целом остался доволен проектом и посоветовал для удешевления сметной стоимости по возможности упростить декор фасада здания, что якутским губернатором было отклонено [5, Л. 5].

Строительство здания шло на народные деньги. Купечество, зажиточные слои населения вкладывали большие денежные средства, интеллигенция города устраивала концерты, спектакли и просветительские вечера, сбор от которых также поступал в фонд строительства. Простолюдины добровольно шли работать грузчиками, землекопами, штукатурами. Кладка стен и декоративное их оформление, особенно второго этажа, производились квалифицированными каменщиками, специально нанятыми в центральных губерниях. Торжественное открытие общественного здания, причем впервые построенное в двухэтажном виде на вечномерзлом грунте, состоялось 5 сентября 1911 г. По этому поводу поступили приветственные поздравления от императора Николая II, Академии наук России, Русского географического общества, Томского университета и других общественных и научных учреждений. Об этом событии сообщили петербургские и московские газеты.

Ныне здание Якутской городской публичной библиотеки после капитального ремонта в 2003 г. является не только украшением города, но и самым старинным зданием на главном проспекте Якутска, привлекая внимание гостей города необычным для современных многоэтажных зданий архитектурным декором в стиле русской эклектики начала ХХ в.

Якутский окружной суд, размещавшийся в аварийном деревянном доме, нуждался в новом здании. После обсуждения в областном управлении было признано необходимым – выстроить новое каменное здание, проект которого предложено было составить К.А. Лешевичу. В новом проекте архитектор богато украсил декором фасад здания. Проект был направлен для получения отзыва академику Академии художеств В.А. Пруссакову, который признал его неудачным как по расположению и размерам помещений, так и по сложности кирпичной кладки в русском стиле фасада, вследствие чего Лешевичем был предложен новый эскиз фасада окружного суда. Председатель Якутского окружного суда ознакомился с последним проектом и высказал несколько мелких замечаний. В целом он его одобрил. Затем проект последовательно был рассмотрен строительным отделением Якутского областного правления, архитектором императорского Министерства юстиции, сотрудниками Техническо-строительного комитета Министерства внутренних дел России. Губернатор И.И. Крафт, рассмотрев проект здания, отметил «строго выдержанную стильность, красоту и удачное расположение кабинетов» [12, Л. 4-5].

 24 августа 1912 г. Техническо-строительный комитет МВД утвердил смету строительства здания Якутского окружного суда. Проект и смета на строительство каменного двухэтажного здания на 91372 руб., пройдя все инстанции, был утвержден царем. Крафт добился выделения необходимой суммы в виде кредита. В июне 1914 г. состоялась торжественная закладка фундамента здания. Это наиболее интересное в творческом отношении произведение Лешевича. Как он сам отмечал в пояснительной записке «в основу проекта здания окружного суда легли черты и архитектурные детали первого каменного здания в Якутске – воеводской канцелярии, построенной по указанию Петра I в 1707 году» [13, Л. 5.]. В проекте Лешевич синтезировал мотивы и приемы русской архитектуры XVII в. и, таким образом, выразил свою приверженность модного в те годы направления в поиске новых вариантов «русского стиля» в архитектуре.

При этом он обязан был принять во внимание наличие вечной мерзлоты под строительной площадкой, которая должна была быть защищена от воздействия тепла во время эксплуатации будущего здания. Во избежание разрушительного теплотворного воздействия температурных перепадов на фундамент, опирающегося непосредственно на вечномерзлый грунт, он применил испытанный им новый способ защиты его. Строителям дал указание настелить бревна, покрыть их известковым раствором, а также уложить «слой золы в 2 вершка толщины как наилучший материал, худо проводящий тепло» по всей площади фундамента строящегося здания, что должно было обеспечить его надежность во время эксплуатации [8, С. 109. 110].

В связи с началом первой мировой войны строительство шло с перерывами. В 1917 г. здание вошло в строй. В нем размещался Якутский окружной суд, в советское время различные государственные учреждения. В середине 80-х гг. прошлого столетия по причине ненадлежащего технического надзора вечномерзлый грунт под ленточным фундаментом стал буквально рассыпаться, что неизбежно привело к разрушению главного фасада здания. Надо отдать должное руководителям республики в восстановлении старинных зданий. При президенте Республики Саха (Якутия) М.Е. Николаеве в 1990-е гг. начали производить восстановительные работы здания Якутского окружного суда, но уже на новом свайном фундаменте.

По описанию Н.П. Крадина, здание прямоугольной формы с осевыми ризалитами на уличном и боковых фасадах. Декор фасадов состоит из деталей и форм, характерных для русской архитектуры XVI–XVII вв., трансформированных в духе эклектики. Нижний этаж рустован, углы здания отмечены огибающими лопатками. Окна второго этажа на главном фасаде арочные, остальные – лучковые. Крупный арочный портал фиксирует ось. Кровля стропильная, покрыта листовым железом и увенчана орнаментированной полосой с двумя концевыми шпилями. Богатство пластики фасада, его декоративная насыщенность – все это выделяет здание из окружающей среды. При восстановлении вместо чередующихся архивольтов входного портала устроен плоский портал, значительно упростивший его [1, С. 25]. В этом здании с 1996 г. размещается Академия наук РС (Я).

В Якутском Спасском мужском монастыре располагалась резиденция епископа Якутского и Вилюйского. В 1912 г. во время пожара сгорел деревянный архиерейский дом. На очередь дня встал вопрос о строительстве нового каменного здания, предназначенного для размещения канцелярии, проживания и ведения службы архиереем. Архиепископ Макарий предложил архитектору К.А. Лешевичу составить проект Архиерейского здания в Спасском мужском монастыре. По его проекту в 1914 г. началось строительство, завершению которого помешали бурные события революций, а затем Гражданской войны. Поскольку строительные работы велись на месте монастырского кладбища, то во время закладки ленточного фундамента были затронуты древние могилы. При новой власти большевики разогнали монастырскую братию, арестовали архиерея, упразднили епархию. Недостроенное здание забрали и завершили строительство в 1926 г. В нем были размещены экспонаты Якутского музея.

Простое по архитектуре здание выполнено из красного кирпича и почти не имеет декора. Оно двухэтажное, прямоугольное в плане с небольшими выступами с трех сторон, находится на восточной стороне музейной площади. Фасады здания расчленены арочными окнами, подчеркнутыми сверху килевидными поясками. Ось симметрии боковых фасадов подтянут ризалитами. Вход в здание отмечен навесом крыльца, сделанным в виде крестового свода. Единственный выразительный композиционный акцент – входное крыльцо с навесом на четырех мощных опорах, создающих арочные проемы с килевидными окончаниями. Первоначально при входе располагалась часовня, впоследствии превращенная в сводчатый навес. Крыша стропильная, вальмовая, покрыта листовым железом. Под карнизом по всему периметру протянут зубчатый пояс [14, Л. 113]. С конца 90-х гг. ХХ в. начались строительные работы двухэтажного каменного пристроя, которые были завершены в 2003 г. В результате введения в строй большого по размерам пристроя старое здание потеряло свой первоначальный вид. Кроме того, была снесена небольшая часовня, пристроенная у главного входа.

27 февраля 1910 г. в деревянном доме, принадлежавшем представителю торговой фирмы А.И. Громовой купцу М.В. Пихтину, состоялось торжественное открытие Якутского отделения Русско-Азиатского банка. С установлением советской власти оживленная деятельность банка была прервана. Дом был передан в распоряжение большевистского ревкома, затем Якутского горисполкома. В нем разместился городской финансовый отдел, после него в дом переехала центральная городская сберкасса. С 1991 г. здание было отведено под общежитие студентов культпросвета, затем в нем разместили экспонаты вновь созданного Музея музыки и фольклора. Здание постепенно ветшало, окладные венцы и венцы сруба, поврежденные от стока вод, стали гнить. С 2002 г. начались реставрационные работы с полной разборкой срубных венцов здания. Применив уникальный по методике восстановления деревянных сооружений способ, строители заново возвели дом, состоящего в основном из собственного материала. В ходе восстановительных работ 80% собственного материала здания было использовано для реставрации, что для Якутии является уникальным проектом и наиболее ценным в практике реставрации памятником деревянного зодчества. Из архивов был извлечен проект каменной часовни, любезно предоставленный автором статьи проектировщикам Л.В. Аммосовой и И.И. Шишигину, которые сумели уговорить заказчиков в целесообразности ее строительства. Ныне это здание являет собой прекрасный пример восстановления деревянных зданий прошлого столетия.

Архитектурное описание представляется таким образом. Оригинальное по композиции здание, выде­ляется в окружающей застройке, являясь памятником архитектуры в стиле модерн, довольно редком в Якутске. Находится в охранной зоне «Старый город» на красной линии ули­цы, одно из самых выразительных зданий в городе. В плане сложной формы, обра­зованной сочетанием нескольких прямоу­гольных срубов. Сруб из круглых бревен, с углами «в лапу». Объем здания заверша­ется высокой скатной крышей с плавными изгибами внизу, подчеркнутой фризом. Кровля листовая, завершается двумя шатриками со шпилями. Под башенкой устроена небольшая мансарда с окнами. Со стороны уличного фасада здание имеет открытый балкон, куда ведет двустворчатая дверь. Верхняя часть сруба по периметру обшита вертикальными дощечками. Стены сруба расчленены прямоугольными оконными проемами с рамочными наличниками и с двустворчатыми филенчатыми ставнями, кокошники которых украшены закругленными дощечками на манер подкарнизного фриза. При восстановительных работах сохранены дверные полотнища, крыльца, входные прирубы. Отопление местное от газового котла. Здание ограждено деревянной изгородью.

Кроме указанного дома значительный интерес должен вызвать проект богато украшенного декоративной резьбой губернаторского дома, составленного в 1911 г. областным архитектором К.А. Лешевичем [8, С.98, 99]. В другом его проекте, обнаруженного нами, можно увидеть ажурную деревянную ограду, окружающую дом губернатора. Этот одноэтажный дом был построен в начале Соборной улицы (ныне им. Каландаришвили) и представлял собой резиденцию губернатора и в то же время домашнюю обстановку его хозяина. Дом не сохранился, был уничтожен в огне пожара еще в 20-е годы во времена лихолетья большевизма.

Одним из последних работ Лешевича является проект капитального ремонта Троицкого кафедрального собора постройки 1708–1728 гг. [14, Л. 2, 8] За двести лет непрерывной эксплуатации здание пришло в ветхое состояние, особенно его западная часть, включающая притвор и ризницу. Архитектор в проекте разобрал их, перенес главный вход в центр оси фасада и по обеим сторонам разместил два помещения. В результате таких поправок здание собора приняло классический крестообразный вид. При этом, надо заметить, у главного входа организована часовня с главкой, величественный силуэт которой после ремонта, произведенного по проекту К.А. Лешевича в 1915 г., сохранялся до конца 1940-х гг. Воинствующие атеисты, поддержанные местными властями, в 1929 г. разрушили верхние объемы здания, в том числе главки с крестами, полностью снесли отдельно стоящую колокольню. В настоящее время здание, выдержавшее неоднократные перестройки в угоду занимавших его учреждений, сохранилось со значительными техническими утратами и перестройками. После полного сноса здания Якутской воеводской канцелярии постройки 1707 г., значение собора, как обозначающего местоположение исторического ядра города в XVII–XVIII вв., неизмеримо возросло. В 1976 г. здание было включено в перечень памятников истории и культуры автономной республики. Ныне Троицкий кафедральный собор является единственным и самым древним каменным зданием на всей территории северо-востока страны, восстановление которого требует значительных инвестиций и энергии от высокопоставленных представителей государственных органов власти и православных иерархов России.

Инженер-архитектор К.А. Лешевич занимался не только проектированием и строительством зданий. Он активно включился в дискуссию по вопросу обеспечения населения Якутска чистой питьевой водой, организованную среди членов городской думы и управы. Оказалось, что он имел опыт строительства системы водопроводов открытого типа в период работы в Сахалинской области. Изобретенное им устройство помогло доставить «рудничным способом» пресную воду населению г. Южно-Сахалинска. И вот он, находясь в Якутске, захотел претворить в жизнь свое изобретение по доставке воды из ручья Моховой пади, что находилось 5 км от города, по устроенным на столбах открытых желобках. Однако губернатор не согласился с его проектом в виду дальности и трудоемкости. Тем не менее, Лешевич добился устройства летней водокачки. При нем была организована подача воды в город с протоки реки Лены под давлением насосов парового локомобиля [8, С. 88-89].

В якутских селениях за редким исключением все дома отапливались обычным камельком открытого типа, что представляло большую опасность в распространении пожара. Использование печей считалось и считается жизненно важной бытовой необходимостью в условиях севера, где продолжительность зимы с небывалыми морозами составляет 7 месяцев. К.А. Лешевич спроектировал новый тип безопасной печи, проект которой распространили по селениям для применения в якутских юртах. В качестве областного инженера К.А. Лешевич принял участие в сооружении плотины рек в Дюпсинском улусе, предоставив для постройки свой проект шлюзовой плотины, тоже впервые примененной в условиях Якутии [6, С. 132].

Заключение

В результате плодотворной деятельности на ниве градостроения в Якутске К.А. Лешевич после себя оставил ряд зданий оригинальной архитектуры, составивший начальный этап в строительстве зданий гражданского назначения в Якутии на ленточном фундаменте. В Якутске впервые были построены двухэтажные каменные здания гражданского назначения. В архитектуре Якутска К.А. Лешевич первым разработал северный тип русской эклектики, продвинув далеко на северо-восток России границы распространения таких архитектурных стилей как псевдорусский, барокко, классицизм и модерн. Построенные им здания для тогдашнего неграмотного в основном населения Якутии несли в себе дух архитектурного совершенства, материального и духовного просветительства.  Архитектура и изящный декоративный вид каменных зданий воплощали в себе европейскую культурную цивилизацию в далекой северной провинции. Кроме того, К.А. Лешевич является основателем проектного дела в Якутии, которое включало такие виды работ как составление подробных чертежей, смет и пояснительной записки для каждого строящегося объекта, а также проектов гидротехнических сооружений и домовых печей.

Благодаря его подвижнической деятельности провинциальный Якутск обогатился прекрасными творениями архитектуры. Здесь Лешевич претворил свои новаторские идеи в капитальном строительстве: использование бутового каменного фундамента под двухэтажными зданиями, внедрение новых приемов защиты вечномерзлого грунта, применение технических новшеств, включая установки локомобилей, теплых калориферов и парового отопления, что в чрезвычайно сложных климатических условиях Якутии явилось революционным преобразованием в техническом обеспечении каменных зданий.

К.А. Лешевич покинул Якутск, очевидно, летом 1913 г., до отъезда И.И. Крафта, вновь назначенного губернатором Енисейской области. После этого следы его теряются. Но и то, что нами найдено и озвучено свидетельствуют о выдающихся заслугах Клементия Адамовича Лешевича, как основателя северного градостроения, и как зодчего, изменившего в лучшую сторону панораму отсталого Якутска своими архитектурными произведениями, что в совокупности внесло весомый вклад в развитии не только российской, но и мировой архитектуры.

Конфликт интересов Не указан Conflict of Interest None declared

Список литературы / References

  1. Крадин Н.П. Архитектурное наследие Якутска. / Крадин Н.П. – Хабаровск: «Арх. маст-кая Н.П. Крадина», 1992. – 103 с.
  2. Национальный архив Республики Саха (Якутия) (НА РС (Я)). Ф.И-192. Оп.1. Д.325.
  3. Ф.И-12. Оп.2. Д.4557 «а».
  4. Оп.6. Д.3009.
  5. Ф.И-165. Оп.1. Д.2402.
  6. Павлов А.А. Губернатор И.И. Крафт./ Павлов А.А. – Якутск: Бичик, 2011. – 208 с.
  7. Памятники истории и культуры Якутской АССР. – Якутск: Кн. изд-во, ­1978. – 88 с.
  8. Петров П.П. Города Якутии. 1861–1917 гг. (Социально-экономический очерк истории). / Петров П.П. – Якутск: Кн. изд-во, 1990. – 124 с.
  9. Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф.1293. Оп.113. Д.107.
  10. Ф.1409. Оп.6. Д.222.
  11. Ф.1293. Оп.86. Д.101.
  12. Оп.106. Д.46.
  13. Д.99.
  14. Ф.1488. Оп.13. Д.181;
  15. Ф.799. Оп.26. Д.1170.

Список литературы на английском языке / References in English

  1. Kradin N.P. Arkhitekturnoe nasledie Yakutska [Architectural Heritage of Yakutsk]. / Kradin N.P. – Khabarovsk: “Arch. Studio of N.P. Kradin,” – 1992. – 103 p. [in Russian]
  2. Natsionalnyi arkhiv Respubliki Sakha (Yakutiya) (NA RS (Ya)). F.I. [National Archives of the Republic of Sakha (Yakutia) (ON RS (Ya)). F.I.] -192. Op. 1. D.325. [in Russian]
  3. I-12. Op.2. D.4557 «a». [in Russian]
  4. 6. D.3009. [in Russian]
  5. I-165. Op.1. D.2402. [in Russian]
  6. Pavlov A.A. Gubernator I.I. Kraft [Governor I.I. Craft]. / Pavlov A.A. – Yakutsk: Bichik, 2011. – 208 p. [in Russian]
  7. Pamyatniki istorii i kultury Yakutskoi ASSR [Monuments of History and Culture of the Yakut ASSR]. – Yakutsk: Publishing House, – 1978. – 88 p. [in Russian]
  8. Petrov P.P. Goroda Yakutii. 1861–1917 gg. (Sotsialno-ekonomicheskii ocherk istorii) [Cities of Yakutia. 1861-1917 (Socio-Economic History)]./ Petrov P.P. – Yakutsk: Publishing House, 1990. – 124 p. [in Russian]
  9. Rossiiskii gosudarstvennyi istoricheskii arkhiv (RGIA) [Russian State Historical Archive (RSHA)]. F.1293. Op. 113. D.107. [in Russian]
  10. 1409. Op.6. D.222. [in Russian]
  11. 1293. Op.86. D.101. [in Russian]
  12. 106. D.46. [in Russian]
  13. 99. [in Russian]
  14. 1488. Op.13. D.181; [in Russian]
  15. 799. Op.26. D.1170. [in Russian]