ИНСТИТУТ ГУБЕРНАТОРСТВА В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА

Научная статья
Выпуск: № 6 (37), 2015
Опубликована:
2015/07/15
PDF

Н.Г.Карнишина

Доктор  исторических наук, профессор, Пензенский государственный университет

ИНСТИТУТ ГУБЕРНАТОРСТВА В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА

Аннотация

В статье анализируется  место и роль института губернаторства  в Российской империи  во второй половине XIX века. Исследование генезиса правового и социального статуса губернатора в России на протяжении второй половины XIX века позволяет выявить тенденции и перспективы развития данного института в современной России.

Основная задача автора – провести анализ института губернаторства в структуре управления в Российской империи. Анализ эффективности деятельности губернатора рассмотрен в период подготовки и проведения крупномасштабных реформ в стране.

Исследован генезис правового статуса наместника губернии. На основе изучения формулярных списков составлен социальный портрет хозяина губернии. Изучены методы и формы работы губернатора на местах и его место в бюрократической системе Российской империи.

Ключевые слова: губернатор, бюрократия, структура управления, формулярные списки.

N.G. Karnishina

Doctor of Historical Sciences, professor, Penza State University

THE INSTITUTE OF GOVERNOR IN RUSSIAN EMPIRE  IN THE SECOND HALF OF XIX CENTURY

Abstract

In the article the place and the role of the institute of governor in Russian empire in the second half of XIX century are analyzed. The investigation of the genesis of law and social statute of governor in Russia on the extent of the second half of XIX century allows to reveal the tendencies and perspectives of development of this institute in modern Russia.

The main problem of author is to conduct the analysis of the institute of governor in the structure of management in Russian empire. The analysis od effectiveness of governors work is considered in the period of preparation and conduction of large reforms in the country. 

The genesis of law statute of heir of province is analysed. The social portrait of owner of province is made on the base of study of formular lists.The methods and forms of work of governor on places and his place in the bureaucracy system of Russian empire are studied.    

Key words: governor, bureaucracy, structure of management, formular lists.

В пореформенный период сохранились все характеристики юридического положения губернаторов  (неопределенность их статуса перед столичной властью, отсутствие порядка при назначении, огромная роль протекции, большой объем переписки). Особо отмечался многими авторами факт огромного значения личных качеств и характеристик начальника губернии, что было связано с отсутствием образовательного ценза на занятие должности.  Бюрократическая карьера и ее интересы, в конечном счете, стали преобладающим началом в деятельности любого губернатора. В подавляющем большинстве случаев должность губернатора была средней ступенькой в карьере правительственного чиновника. После службы начальником губернии в случае, когда не было особых неприятных происшествий, чиновник получал высокий пост в столице.

И.Андреевский писал: "Губернатор председательствует в пятнадцати присутственных местах, имеет в своем ведении всю правительственную часть в губернии и надзор за присутственными местами целой губернии, надзор за правильным действием допущенными законом корпораций, всю полицию в обширном смысле, т.е. все заботы о благосостоянии и безопасности, большую часть финансового управления, уголовного суда к наблюдения за правильным действием гражданских судей". И. Андреевский выводил специфику власти губернатора из "начала исторического", из тех начал, другими формами которых являлись воеводы и наместники [1,С.129].

Данный подход поддерживался многими современниками И.Андреевского. Так, А.Е. Тимашев, будучи министром внутренних дел, в одном из докладов императору за 1876 г. писал: "Положение начальников губерний беспрерывно усложнялось по мере изменяющихся условий губернаторской службы и отношений с представителями разных ведомств и учреждений [2. С.7]. Подобные выводы звучали рефреном в официальных записках на протяжении второй половины XIX века. В частности, наиболее часто встречаются следующее определение: "Губернатор-хозяин своей губернии, начальник и опекун''[3.С. 1-176].

Большую роль играли сложившиеся принципы взаимоотношений губернаторов с МВД. Начальники губерний должны были информировать Министерство внутренних дел о положении дел на подведомственной им территории. Помимо подробных отчетов по формам от 1853 г. губернаторы с 1864 г. должны были представлять в МВД еженедельные записки о происшествиях в губернии по форме 1 и 2. Форма 1 включала в себя сведения о происшествиях, каких-либо недоразумениях в губернском дворянском собрании, происшествиях, скандалах, сплетнях, слухах; сообщения о пожарах, стихийных бедствиях, уголовных преступлениях, несчастных случаях, буйствах и неповиновении законному начальству'', с перечислением мер, принятых для исправления положения. Отдельной строкой столичное начальство требовало изложение "толков о действиях должностных лиц". Форма 2 использовалась в случае, если ничего заслуживающего внимания МВД в губернии не произошло, и состояла из формулы "ничего не произошло". Форму 2 чаще всего и использовали губернаторы и без того заваленные исходящей документацией.

Инициатива предоставления еженедельных отчетов принадлежала министру внутренних дел П.А. Валуеву, стремившемуся таким образом получить полную достоверную информацию с мест в кратчайшие сроки. П.А. Валуев с этой же целью довольно широко практиковал запросы по конкретным вопросам и рассылку анкет губернаторам для выяснения их мнения по проектам готовящихся реформ. Это могли быть проблемы миграции крестьян, меры по борьбе с голодом, предоставления более точных данных по земельным владениям помещиков. В начале 1860-х гг. губернаторов приглашали в столицу для участия в работе комиссий по подготовке проектов реформ. В дальнейшем высшие должностные лица губернии должны были предоставлять сведения для составления какой-либо записки министра внутренних дел. После убийства в 1881 г. Александра II губернаторам было приказано собирать сведения о настроениях в обществе [4. С.6].

МВД требовало от губернатора информацию по таким вопросам, как состав, численность населения, состояние дел в сельском хозяйстве на транспорте, в торговле, промышленности, медицинских учреждениях и положении дел в церквях. Ежегодные отчеты включали в себя таблицы по различным конкретным вопросам, таким как состояние делопроизводства в губернских учреждениях, отчетность по финансам, по пожарному делу, по происшествиям. И этот список постоянно пополнялся. Форма отчета губернатора с таблицами и приложениями, включавшими такие обязательные пункты, как обеспечение продовольствием, народное хозяйство и экономическая деятельность населения, подати и повинности, общественное благоустройство и благочиние, народное здравие, народное образование, земские, городские и сословные учреждения была принята в 1870 г. Исправления и дополнения в нее были внесены только в 1897 г. С этого времени отчеты губернаторов достигали объема 500 и более страниц, причем основное место занимал не анализ настроений умов в губернии, а именно статистические данные по губернии.

В период реформ 1860-1870-х гг. компетенция губернаторов была несколько сужена: они потеряли право ревизии судебных мест. Отдельно от их ведомства создавались новые учреждения: контрольные палаты, губернские акцизные управления и т.д. Однако власть начальника губернии от этого существенно не ограничилась. Губернатор являлся председателем до полутора десятков различных совещательных учреждений: присутствий, комитетов, комиссий, составленных из чиновников губернии, часто с представителями земских и городских учреждений. В ряде присутствий министерствами назначались непременные члены. С помощью этих учреждении губернатор осуществлял надзор за новыми пореформенным учреждениями. В их число входили: губернское и уездное по крестьянским делам присутствие, губернское присутствие, губернское по городским делам присутствие и губернское по земским и городским делам присутствие, губернское по фабричным делам присутствие, губернское по воинской повинности присутствие, губернское по питейным делам присутствие, губернский распорядительный комитет.

Сохраняя  лояльность бюрократическому центру, губернаторы по мере накопления опыта и ознакомления с местными условиями, начинали действовать на свой страх и риск, рассчитывая на свои связи  в столице и лояльность губернского общества.

Список сокращений:

ЦГИА г. Москвы – Центральный государственный исторический архив г. Москвы

РГИА – Российский государственный исторический архив  

Литература

  1. Список гражданским чинам первых четырех классов на 1853 год.Ч.21.СПб.,1854.- 348 с.
  2. РГИА.Ф.1381.Оп.2.Д.329.
  3. ЦГИА г.Москвы.Ф.54.Оп.176.Д.2725.
  4. РГИА.Ф.651.Оп.1.Д.936.

References

  1. Spisok grazhdanskim chinam pervyh chetyreh klassov na 1853 god.Ch.21.SPb.,1854.- 348 s.
  2. RGIA.F.1381.Op.2.D.329.
  3. CGIA g.Moskvy.F.54.Op.176.D.2725.
  4. RGIA.F.651.Op.1.D.936.